Главная страница
Навигация по странице:

  • Патогенез, клиника и методы коррекции этих расстройств речи различны. Брадилалия

  • (брадилогия). В истории изучения нарушений темпа и ритма речи брадилалия описывалась в синдроме какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания.

  • Тахилалия

  • Тахилалия рассматривалась в синдроме сложных речевых расстройств, характеризующихся нарушением других сторон речи, помимо просодии. С конца XIX

  • Классификация разновидностей тахилалий

  • С лингвистической точки зрения парафразию можно рассматривать как синтаксическое расстройство (А. Гутцман, 1885; X

  • Начиная с работ Аристотеля, рассматривается в группе различных расстройств органического и функционального происхождения. С конца XIX

  • ГЛАВА 10 НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ. Нарушения темпа речи


    Скачать 61.82 Kb.
    НазваниеНарушения темпа речи
    АнкорГЛАВА 10 НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ.docx
    Дата07.04.2017
    Размер61.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГЛАВА 10 НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ.docx
    ТипГлава
    #1019
    страница1 из 2
      1   2

    ГЛАВА 10 НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ

    К нарушениям темпа речи относятся брадилалия и тахилалия. При указанных расстройствах нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи. Речь малопонятна для окружающих. Своевременное устранение этих нарушений в раннем возрасте исключает отрицательное их влияние на формирование речи и личности ребенка в дальнейшем, а также способствует профилактике заикания.

    Названные виды речевых нарушении могут выражаться в разной степени. Легкая и средняя степени расстройства мало беспокоят ребенка. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации и расстройства темпа речи определяются как патологические.

    Патогенез, клиника и методы коррекции этих расстройств речи различны.

    Брадилалия— патологически замедленный темп речи. Термин произошел от греческих слов Ьгадуз — медленный, 1аНа — речь. Си-н он и мы: ВгадурЬгазга (брадифразия), ВгадуагШпа (брадиарт-рия), Втайу\о§'\а (брадилогия).

    В истории изучения нарушений темпа и ритма речи брадилалия описывалась в синдроме какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания.

    С конца XIX в. ее определили как отдельное нарушение темпа речи. В этиологии исследователи выделяют наследственную природу (Ю. А. Флоренская, 1934; Д. Вейс, 1950; М. Зееман, 1962; М. Е, Хват-цев, 1959), экзогенные факторы (интоксикация, астенизация и др.), психологические причины (воспитание, подражание и др. — А. Либ-манн, 1900; А. Гутцман, 1900; М. Надолечны, 1926; Э. Фрешельс, 1946).

    По мнению некоторых авторов, в патогенезе брадилалия большое значение имеют: патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения (М. Е. Хватцев, Ю. А. Флоренская, В. С. Кочергина); центральные, преимущественно экстрапирамидные моторные нарушения (М. Зееман), а также неправильное течение кортикальных возбуждений во времени, лежащих в основе элементарных актов, из которых возникает речь (А. Куссмауль).

    Брадилалия может быть самостоятельным нарушением темпа речива также наблюдаться в клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, в неврологической клинике у больных с последствиями менингоэнцефалита, при дистрофических, органических заболеваниях центральной нервной системы, травмах, опухолях головного мозга и т. д. В этих случаях она сочетается с бра-дикинезией (замедленностью всех движений), астенизацией, общей заторможенностью, вялостью, слабостью и пр.

    Как самостоятельное нарушение брадилалия встречается чаще всего у лиц флегматичных, медлительных, вялых. Сходные с бради-лалией особенности речи наблюдаются у жителей северных стран, где они являются обычной формой речи.

    Речевая характеристика (симптоматика) брадилалии многообразна: замедленность темпа внешней (экспрессивной) и внутренней речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голо* са, интер- и интравербальное замедление (удлинение пауз между словами или замедленное, растянутое произношение звуков речи и удлинение пауз между звуками слова).

    Звуки и слова сменяют друг друга менее быстро, чем при нормальных условиях, хотя образуются правильно. Если слоги разделяются между собой короткими паузами, то речь становится скандированной. Может нарушаться артикулирование звуков, но не расстраивается координация слогов или слов.

    При брадилалии голос монотонный, теряет модуляцию, сохраняет постоянно одну и ту же высоту, иногда появляется носовой оттенок; Музыкальный акцепт меняется и яри произношений отдельных слогов, высота голоса колеблется кверху или книзу.

    Дети с брадилалией произносят фразы с паузами между словами, растягивая слоги на гласных звуках, смазывая артикуляцию. Такая речь неэстетична и мешает общению с окружающими, так как вызывает у них напряжение и истощение внимания, неприятные ощущения и утомление.

    Указанные выше симптомы наблюдаются в различных формах самостоятельной речи: в диалоге, пересказе по картинке и по серии картин, пересказе текста, рассказе на заданную тему, чтении. Зрительное восприятие текста не способствует нормализации темпа речи при чтении. Дети произносят слова правильно, но медленно. Также медленно они записывают слова и тем более фразы.

    Неречевая симптоматика при брадилалии выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица. Движения замедленные, вялые, недостаточно координированные, неполные по объему, наблюдается моторная неловкость. Лицо амимичное. Отмечаются особенности и психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления. Сосредоточившись на одном предмете, дети с трудом переключаются на другой. Воспринимая инструкцию, выполняют ее не сразу, а после нескольких повторений. Наблюдается склонность к стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориентировки.

    При слабой выраженности брадилалии указанные речевые и неречевые симптомы самими детьми не замечаются. В более тяжелых случаях появляется осознание нарушениея речи и связанные с ним психологические переживания.

    Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Термин произошел от греческих слов 1асЫ$ — быстрый, 1аПа — речь. С и н о-н и м: ТасЫрЬга51а (тахифразия).

    Тахилалия рассматривалась в синдроме сложных речевых расстройств, характеризующихся нарушением других сторон речи, помимо просодии.

    С конца XIX в. тахилалию включали в группу расстройств под названием дизфразии (А. Куссмауль, 1879). Отмечалось преимущественное нарушение дыхания в столь сильной степени («втягивание воздуха в себя»), что появлялось некоторое сходство с заиканием. Как самостоятельная форма нарушения речи с преимущественным расстройством ее темпа впервые выделена Ю. А. Флоренской в 1934 г.

    Причины и механизмы тахилалии тщательно исследовались, поскольку это нарушение могло служить причиной возникновения заикания. Р. А^е1зз (1950) считает ускоренную речь органически обусловленным нарушением центрального речевого механизма. Значительную роль в этом он отводит наследственности и указывает также на генетическую связь ускоренной речи с заиканием. М. Зееман в 1950 г. высказал мнение о том, что ускоренная речь возникает при неправильной функции экстрапирамидной системы.

    М. Е. Хватцев (1959) основной причиной тахилалии считал врожденную речедвигательную недостаточность речевого аппарата, а также неряшливую, неровную речь окружающих, отсутствие внимания и своевременного исправления быстрой речи ребенка. А. Либманн различал недостатки моторного и акустического вое* приятия, лежащие в основе тахилалии. Г. Гутцман утверждал, что это расстройство — следствие нарушения восприятия. По мнению Э. Фрешельса, ускоренная речь возникает вследствие того, что мысли мчатся чрезвычайно быстро и одно понятие вытесняется следующим раньше, чем первое может быть произнесено. М. Надолечны ^ считал причиной ускоренной речи недостаточность артикуляции, % поскольку больные испытывают трудности при произношении нео- | бычных и длинных слов. I

    Центральным звеном в патогенезе тахилалии является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологиче- ") ского преобладания процессов возбуждения (В. М. Бехтерев, 1926; М. Е. Хватцев, 1959). В.М.Бехтерев считал, что ускорение речи * может быть связано с устранением тормозящих влияний, осуществляемых церебральными связями мозжечка, а также с ослаблением тормозных процессов, играющих роль в каждом движении, при котором сокращение одной группы мышц сменяется сокращением другой группы.

    Психологический аспект механизма тахилалии предполагает учет нарушений восприятия, дискоординацию процессов мышления и речи, особенности поведения, эмоционально-волевой сферы.

    Различают: чистые формы тахилалии; функциональную тахила-лию, протекающую с вторичными явлениями заикания (Ю. А. Флоренская, 1936; Н. П. Тяпугин, 1966); параллельную форму в ряду энцефалитов, где она часто переплетается с полилалическим сими-то мокомплексом или с дизартрическими и дизритмическими расстройствами (В. М. Бехтерев, Ю. А. Флоренская).

    Речевая симптоматика тахилалии характеризуется следующими признаками: ненормально быстрый темп (вместо 10—12 звуков в секунду произносится 20—30) речи без резких искажений фонетики и синтаксиса. Речь отличается неудержимой стремительностью. При торопливости могут появляться расстройства речевого внима- | ния, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, % слов, искажения предложений, неясность произношения фраз и т.д. Однако при привлечении внимания к речи у страдающих тахилалией происходит быстрое восстановление равновесия между внутренней и внешней речью и, хотя темп ее остается быстрым по сравнению с речью окружающих, запинки исчезают. М. Зее-ман выделяет в симптоматике тахилалии интервербальную акцеле-рацию (ускорение темпа речи), которая проявляется в многосложных словах, длинных фразах и длинных связных текстах. Длинное слово Кли словосочетание, название из нескольких слов и т. д. произносятся настолько стремительно, что из словесного нагромождения выпадают некоторые слоги, искажаются звуки из-за неточных и быстрых артикуляторных движений. Интервербальную акцелерацию можно объяснить тем, что при построении речи временно выключается регулирующее влияние коры головного мозга на течение речи.

    Наряду с нарушением внешней речи наблюдаются сходные расстройства внутренней речи, чтения и письма. В памяти человека возникает именно требуемое слово, но оно тотчас же, еще до произнесения, вытесняется другим. На письме и в чтении наблюдаются замены, перестановки букв, звуков, слогов. Целые слова заменяются другими, родственными по звучанию или по написанию.

    При тахилалии затрагивается операция построения речи в целом. В речи сохраняется ряд отдельных целеустановок, не объединенных ясной целеустремленностью.

    Неречевая симптоматика проявляется в нарушениях общей моторики, вегетативной нервной системы, психических процессов, ^ эмоционально-волевой сферы, в отклонениях поведения.

    У человека с тахилалией нарушается темп общих движений: движения быстрые и стремительные (быстрая ходьба, быстрый старт и остановка, гиперактивность, тики). Моторное беспокойство отмечается даже во время сна (дети мечутся в постели). Внимание неустойчивое, переключаемость с объекта на объект повышенная, недостаточный объем зрительной, слуховой и моторной памяти. Течение мысли быстрее, чем способность ее артикуляционного оформления. Дети с тахилалией вспыльчивы, легко возбудимы. Во время возбуждения появляются вазомоторные реакции: покраснение лица, ушей, появление пота на лице, похолодание и потливость рук. Дети становятся эмоционально лабильными и недисциплинированными. Быстрая речь производит на незнакомых неблагоприятное впечатление, что отражается и на дальнейшей жизни ребенка, формировании его личности. В старшем возрасте проявляется разное отношение к дефекту:

    1) одни оценивают «неудержимую стремительность в речи как естественную и единственно приемлемую для них форму, гармонирующую со всем психомоторным складом их личности;

    2) другие переживают стремительность речи как заикание, и у них нередко диагностируют поздние формы заикания;

    3) третьи столь отрицательно переживают ускоренный темп речи, что это доводит их до полного изнеможения: «Как будто кто-то подгоняет и заставляет все больше и больше убыстрять речь».

    В зависимости от ситуации речевого общения меняется степень выраженности симптоматики при тахилалии. Наибольшие затруднения люди с тахилалией испытывают в жизненно значимых для них ситуациях, в общении с авторитарными людьми, в незнакомой обстановке, в моменты возбуждения, спора. Имеет значение также манера речи собеседника, построение им фраз. Страдающие тахилалией стараются избегать длинных фраз и длинного связного текста. Короткие фразы они произносят почти хорошо, а длинные — в ускоренном темпе, подбирая подходящие выражения, повторяя одни и те же слоги.

    Классификация разновидностей тахилалий

    Патологически ускоренный темп нередко сочетается с другими нарушениями речи лексико-грамматического и фонетического характера. Для обозначения таких комбинозов к концу XIX столетия было предложено большое количество терминов: Вайаттиз Ро1-*егп, Ап§орЬгаз1а, РагарНгаз^а, СНоиеппд, ТитиИиз Зегтошз, Вги-с1е1п, Ва1Ьи11етеп1, Ргаесерз, ТасЫрНегша и др.

    В отечественной литературе для обобщенного обозначения таких речевых нарушений иногда используется термин «спотыкание». Это неправомерно, так как спотыкание определяет только необоснованные остановки, паузы, запинки, а в данном случае в основе речевых нарушений лежат прежде всего аграмматизмы на фоне пато- < логически ускоренной речи. |

    Баттаризм (парафразия) — неправильное формирование фразы | как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых рас- | стройств темпа речи. Часто сочетается с другими нарушениями | речи. !

    В качестве причин и механизмов возникновения можно рас- 1 сматривать соматические, психогенные факторы и привычку. Неврологические исследования указывают на изменения в физиологии и -анатомии мозга, которые или свидетельствуют о пренатальных ,» нарушениях, или они унаследованы как конституциональная особенность.

    А. Либманн (1900) считал, что парафразия появляется в результате преимущественно моторных или преимущественно сенсорных расстройств внимания, сходных с его нарушениями при соответствующих формах афазии. По мнению М. Надолечны, торопливость { в речи обусловлена несоответствием между желанием говорить и речемоторной возможностью. Эта речевая атаксия свойственна лицам с поспешным и беспокойным характером, с недостаточно четкой памятью словесных форм и расстройством внимания/Центр тяжести все-таки падает на чисто моторно-артикуляционную трудность слова, причем последующее слово вклинивается в предыдущее, а концентрация внимания децентрализуется. М. Зееман предполагает причину нарушения в стриопаллидарной системе. Кроме Iтого, он указывает на органические изменения в мозгу и на связь ускоренной речи с эпилепсией.

    Из психических факторов следует назвать недостаточную кон- ! центрацию внимания, несоответствие темпа мышления и речи.

    Механизм баттаризма (парафразии) с анатомо-физиологических ! позиций также можно объяснить преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения вследствие аномалий центральной нервной системы. М. Надолечны определяет его как парартрию и считает, что данное нарушение выражается в проглатывании и перестановке слогов и слов, в остановках в речи. Э. Фрешельс объясняет парафразию с позиций механизма правильной речи. В норме, благодаря вниманию, процесс течения мысли направляется в соответствии с моторной гибкостью речи. Этим достигается извёстная отрегулированность психомоторных процессов. Данный механизм нарушается при быстром течении мысли. Последующее понятие нередко превосходит силу предыдущего до того, как оно будет произнесено, и само преждевременно вклинивается в речь. Получается картина парафразии. По мнению Ю. А. Флоренской, нарушается регулирующая функция речевого внимания. Вследствие этого не происходит самопроизвольной перестройки его по ходу речевого потока. Теряется концентрация внимания в логически важных частях речевого потока, и потому речь становится спотыкающейся, неряшливой, хаотичной, она содержит повторения, пропуски, смешения, недоговаривания, включения во фразу неадекватного по смыслу речевого материала и т. д.

    С лингвистической точки зрения парафразию можно рассматривать как синтаксическое расстройство (А. Гутцман, 1885; X. Пик, 1913). Недоговаривание, пропуски, смазанность речи А. Гутцман относит за счет дискоординации между скоростью течения мысли и речемоторной функцией. А. Гутцман в этом -речевом нарушении видит не столько расстройство темпа, сколько расстройство синтаксического порядка, которое выражается в нарушении правильного распорядка слов при развертывании фразы. Ведущее значение в речи X. Пик придавал слову. Сочетание слов представляет определенную фазу в процессе речи. При нарушениях речи именно эта фаза может страдать. Расстройство правильного словесного оформления мысли приводит к особым аграмматизмам, которые представляют неправильное речевое построение в структуре предложения. Приближение парафразии к своеобразным формам синтаксических аграмматизмов или к расстройствам речи органического порядка приводит к необходимости выделения основных и вторичных нарушений в структуре дефекта.

    Ю. А. Флоренская считала, что механизмы парафразии и афазии одинаковы. Основное расстройство при афазии и парафразии связано с затруднением произвольного нахождения слов и выражается как: нарушение правильного течения синтаксических рядов речи, рыхлость предложения, непроизвольная вставка в речь добавочных элементов, нарушение буквенного состава слова, наличие литеральных парафразии.

    Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.

    Начиная с работ Аристотеля, рассматривается в группе различных расстройств органического и функционального происхождения. С конца XIX в. оно выделено как самостоятельное речевое нарушение. Экспериментальные исследования направлены на отграничение спотыкания прежде всего от заикания. А. Куссмауль (1879) выделил дислогические расстройства речи, или дизфразии, обусловленные нарушением содержательной стороны речи, и спазматические лалоневрозы, к которым отнес заикание как чисто артикуляторное расстройство речи. Он первым указал на возможность смешения 1 спотыкания с заиканием и предложил способ различения этих расстройств: привлечение внимания к речи у заикающихся усиливает судорожность, у лиц со спотыканием — улучшает речь; заикающие- • ся в домашних условиях говорят лучше, а люди со спотыканием — хуже. I

    Анализ признаков полтерна и заикания показывает, что в пер- ] вом случае люди обычно не осознают своего недостатка, в то время | как заикающиеся от него страдают. При сосредоточенном внимании \ речь при полтерн и парафразии улучшается, а при заикании — ухудшается. В присутствии некоторых людей или в ответственной обета- | новке дети с парафразией и полтерн говорят лучше, заикающие- | ся — хуже. Во время непринужденного разговора симптомы пол- ] терн и парафразии усиливаются, симптомы заикания уменьшаются.

    В 30—50-х годах нашего столетия были проведены электроэнцефалографические исследования, подтверждающие различия между заиканием и спотыканием.

    Французские исследователи Р1сНоп и Воге1-Ма150ппу (1964) выч- 1 леняют нарушение речи, которое они называют бормотанием I (Вгес1оиП1етеп1). Авторы подчеркивают, что бормотание отличает- | ся от спотыкания тем, что оно касается расстройства темпа и ритма | только внешней стороны речи, а при спотыкании одновременно \ страдает внешняя и внутренняя речь. В настоящее время признана ' классификация Э. Ше153 (1964), который различает две формы: ] чистые формы спотыкания и спотыкание-синдром.

    Чистые формы спотыкания обусловлены врожденными конститу- '>• циональными аномалиями развития. Речь при спотыкании носит поверхностный и одновременно абстрактный характер и является руб- I леной, нечеткой по смыслу высказывания и способу артикулирова- > ния. В ней проявляются элементы аграмматизма и нарушений син- '] таксиса (провалы, повторения, телескопирование, вставки, нарушения согласования и управления слов во фразе), которые отражают внутренний беспорядок мышления. Речь недостаточно выразительна из-за быстроты, аритмии, захлебываний. О. Ше155 чистые формы спотыкания делит на следующие группы:

    Первая группа — с моторными расстройствами; основны- 1 ми симптомами нарушения являются ускоренная речь и отклонения в артикулировании звуков речи.

    Вторая группа — с сенсорными расстройствами; в клинике .1 спотыкания преобладает трудность нахождения необходимых слов, имеются нарушения слухового внимания.

    Третья группа — с общей трудностью формулирования речи несмотря на достаточный запас слов.

    Четвертая группа — со спотыканием, при котором речь пресекается растягиванием отдельных гласных (а-а, э-э) или вставлением восклицаний, отражающих постоянные трудности в выборе слов или общих формулировок речи.

    Полтерн наблюдается при хорее, псевдобульбарном параличе,

    дистрофирующих органических заболеваниях головного мозга, а также при психопатии, психических заболеваниях, олигофрении.

    По мнению В. С. Кочергиной, спотыкание отличается большой распространенностью. По данным К. П. Беккера (1981), среди учащихся 7—8 лет массовой школы — 1,8 % детей, а в классах для заикающихся—11,5% детей имеют полтерн. Симптомы полтерн позволяют отличать его от нормальной речи, а также от речи заикающихся.
      1   2
    написать администратору сайта