Главная страница
Навигация по странице:

  • Хозяйственная деятельность лесничества, ее влияние на пожарную опасность в лесу

  • Выборочные санитарные рубки

  • Ликвидация захламленности и лесные пожары

  • Побочные пользования лесом

  • Специальная часть 2.1 Состояние вопроса 2.1.1 Исторические сведения об охране лесов от пожаров в России

  • 2.1.2 Лесопожарная политика Российской Федерации

  • 2.1.3 Средства раннего обнаружения лесных пожаров

  • 2.1.4 Средства ликвидации лесных пожаров

  • 2.2 Анализ горимости лесов Сюмсинского лесничества

  • Распределение площади земель лесного фонда по классам природной пожарной опасности

  • Лесничества Площадь по классам пожарной опасности, га Итого

  • Распределение пожаров по классам природной пожарной опасности

  • диплом готовый. 1 Общая часть


    Скачать 1.06 Mb.
    Название1 Общая часть
    Дата17.02.2019
    Размер1.06 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файладиплом готовый.doc.doc
    ТипРеферат
    #54856
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Рис. 3. Возрастная структура хвойных лесов Сюмсинского лесничества
    Высокая горимость сосняков обусловлена биологическими особенностями сосны, ее смолистостью, высокой посещаемостью населением.

    В возрастном отношении наблюдается увеличение площадей насаждений V, VI, VII классов возраста и уменьшение площади насаждений I, II, III, IV классов возраста. Общий и средний запас на 1 га покрытых лесом земель за ревизионный период увеличился на 12 и 14 % соответственно. Возрастные изменения в распределении площадей насаждений по классам возраста являются регулятором поспевания насаждений и результатом недоиспользования расчетной лесосеки в ревизионном периоде. Увеличение общего запаса насаждений и запаса на 1 га лесопокрытых земель произошло в результате прироста за ревизионный период. Ежегодный средний прирост на 1 га лесопокрытых земель-4,0 м3. Средний возраст хвойных насаждений 58 лет, лиственных – 21 год (Приложение А).

    Средний класс бонитета по лесничеству – II. Наиболее высокий класс бонитета имеют осинники – I, II. Остальные породы имеют средние бонитеты: сосновые – II; еловые – II, III; пихтовые – I, Vб; березовые – II; черноольховые – III, II; сероольховые – II, IV; тополевые – I, III; ивы древовидной – II, Vа.

    В целом по лесничеству преобладают насаждения I и II классов бонитета – 74 %, III класс бонитета составляет всего 0,06 % от лесопокрытой площади, в основном это сосняки на переувлажненных почвах.

    В условиях лесничества наиболее производительными являются сосновые, еловые и березовые насаждения Iа - II классов бонитета, типов леса снытьевый, брусничник, кисличник с полнотой 0,8 – 1,0, выращивание которых является целью ведения лесного хозяйства.

    В лесничестве преобладают среднеполнотные насаждения с полнотой 0,7 - 0,8 (65 %). Низкополнотные насаждения занимают 1 % от площади лесопокрытых земель, в основном они сосредоточены в сосняках, произрастающих на переувлажненных почвах. Средняя полнота – 0,76, в т.ч. сосняков – 0,75; ельников – 0,72; пихтарников – 0,60; лиственничников – 0,81; березняков – 0,78; осинников – 0,83; черноольховых – 0,65; сероольховых – 0,60; липняковых – 0,74 (Приложение Б).

    По лесорастительным условиям в лесном фонде лесничества преобладают кисличные – 38 %, черничные – 34 % группы типов леса от лесопокрытой площади. Существующие насаждения (92 %) в основном произрастают в соответствующих типах лесорастительных условий (Приложение В).

    Породный состав лесного фонда в результате создания целевых насаждений изменился в сторону увеличения площади хвойных насаждений на 8 %, оптимальная структура породного состава лесного фонда отражается формулой – 3Е2С3Б2Ос + Лп, средний состав, выявленный лесоустройством, представлен формулой – 4Б2С2Е2Ос + Лп, ед.Ол.ч., Ива д.


      1. Хозяйственная деятельность лесничества, ее влияние на пожарную опасность в лесу




        1. Рубки ухода за лесом и пожарная безопасность


    Рубки ухода за лесом проводятся в насаждениях, нуждающихся в них, согласно плану, определенному лесоустройством. Каждый вид ухода за лесом по своему влияет на пожарную опасность, так как при проведении уходов изменяются состав, запас, структура ЛГМ, породный состав и полнота насаждений, способствующие ускорению или замедлению пожарной зрелости лесных участков.

    Уход в смешанных хвойно-лиственных молодняках повышает пожарную опасность, так как насаждение становится хвойным.

    Снижение полноты насаждений при рубках ухода способствует более быстрому и полному высыханию ЛГМ и более ранней пожарной зрелости участков, возрастает интенсивность горения, огневое воздействие на древостой и другие компоненты насаждения более тяжелое.

    В то же время рубками ухода за лесом достигается снижение запасов ЛГМ, так как убираются валежные, буреломные, сухостойные, ветровальные деревья, деревья из числа потенциального отпада, что уменьшает общий запас ЛГМ, а следовательно и интенсивность возможных пожаров, их разрушительную для насаждений силу.

    Изреживание древесного полога при уходах за лесом и санитарных рубках создает условия для развития травяного покрова, лиственного подлеска, благодаря которому снижается пожарная опасность в пору вегетации, подлесок замедляет снеготаяние, препятствует распространению низовых пожаров, затеняет нижние ярусы растительности, снижает интенсивность испарения, замедляя пожарное созревание лесных участков.

    Интенсивность рубок ухода за лесом в целом соответствует требованиям действующего «Наставления…».

    С целью повышения пожароустойчивости хвойных насаждений целесообразно оставлять на доращивание равномерно расположенные по площади лиственные породы и снижать долю хвойных до 2-3 единиц в составе древостоя (Указания…, Залесов, 1994, 1998; Фуряев, 2000; Щетинский, 2003).

    Примесь лиственных пород в составе древостоя может быть обеспечена созданием смешанных лесных культур, в процессе лесовыращивания древостоев, она сохраняется или остается во втором ярусе и подлеске.


        1. Выборочные санитарные рубки


    При проведении санитарных рубок улучшается состояние древостоев. В лесах лесничества лесоустройством учтено мертвой древесины в виде сухостоя, валежа по 1,3 куб. м на 1 га, с общим запасом 29,8 тыс. куб. м. Основной запас мертвого леса приходится на естественный отпад, который является основной причиной внелесосечной захламленности.

    После проведения выборочных санитарных рубок полнота насаждений не должна снижаться ниже 0.6 в еловых и 0.5 в других насаждениях, даже при соблюдении этого требования пожароопасность пройденных санитарными рубками насаждений повышается за счет более раннего пожарного созревания горючих материалов и самих участков. Положительное влияние выборочных санитарных рубок на пожарную опасность в лесу связано с уменьшением запасов ЛГМ в виде сухостоя, валежа, бурелома, потенциального отпада, которые все вместе обуславливают интенсивность и устойчивый характер горения при низовом пожаре, увеличивают скорость распространения и способствуют его переходу в верховой пожар, кроме того, усложняется работа по тушению пожара.

    В случае потери устойчивости насаждением (утрата жизнеспособности, создание угрозы для соседних насаждений, как очага распространения вредителей или болезней, повреждение насаждений огнем лесных пожаров и др.) лесничества оперативно решает вопрос о проведении санитарных рубок. Если насаждение пройдено пожаром весной или в первой половине лета, то санитарная рубка должна проводиться немедленно, чтобы исключить заселение вредителями ослабленных пожаром деревьев, возможность повторных пожаров.

    При повреждении насаждений пожарами во второй половине лета или осенью санитарные рубки можно проводить до июня следующего года.

    Если площади санитарных рубок большие и нет возможности провести их разработку до весны следующего года, то для снижения опасности распространения возможных пожаров на этих площадях очищают 50 м (или 100 м в хвойных древостоях I, II классов природной пожарной опасности) полосы по границам со здоровыми насаждениями, с прокладкой вдоль них минполос шириной 1,4 м (в хвойных насаждениях I, II класса природной пожарной опасности по две такие полосы на расстоянии 5-10 м друг от друга). Аналогичный характер пожарной опасности создается при участках с постепенными рубками. При назначении сплошных санитарных рубок насаждение обследуется комиссией с участием инженера-лесопатолога.

    Выборочные санитарные рубки в 2005 г. проведены лесхозом на площади 220 га.


        1. Ликвидация захламленности и лесные пожары


    На территории лесного фонда всегда имеется как искусственная, так и естественная захламленность. Площади искусственной захламленности – это неочищенные от порубочных остатков вырубки, которые весьма пожароопасны, поэтому лесная охрана обязана строго контролировать работы по очистке мест рубок.

    Естественная захламленность образуется в результате стихийных явлений (снеговал, бурелом, ветровал, лесные пожары, очаги вредителей, болезней и др.) и в процессе обычной жизни древостоев (естественный отпад).

    Естественная захламленность многократно увеличивает пожароопасность древостоев, поэтому ее ликвидация является важным противопожарным мероприятием, а также средством повышения пожароустойчивости насаждений и защиты их от вредителей и болезней, увеличения размеров лесопользования (предупредить потерю технических качеств древесины).

    Работы по ликвидации захламленности проводятся в первую очередь по обеим сторонам дорог, трасс, просек, на участках активно посещаемых населением, в кварталах, граничащих с землепользованиями, поселениями.


        1. Побочные пользования лесом


    В лесах лесхоза значительные ресурсы побочных пользований, среди них наибольшее распространение и пожарное значение имеет собирательство лесных даров: грибы, ягоды, кроме того, охота, рыбная ловля, пастьба скота, сенокошение и др. практически все виды побочных пользований эксплуатируются в пожароопасное время, а потому они ведут к концентрации потенциальных источников огня в лесу. Следовательно, наиболее посещаемые места населением при заготовке продукции побочных пользований должны быть устроены в противопожарном отношении.


    1. Специальная часть


    2.1 Состояние вопроса
    2.1.1 Исторические сведения об охране лесов от пожаров в России
    Лесные пожары на Земле возникли задолго до появления человека от природных источников огня. Естественно, общее количество лесных пожаров было значительно меньше, чем сейчас, но в связи с тем, что их никто не тушил, они распространялись на огромных территориях, вызывая гибель насаждений, способствуя одновременно обновлению лесных сообществ через смену пород. Следовательно, лесные пожары – необходимый эволюционный, естественно-циклический фактор жизни леса, в то же время они остаются страшным бедст­вием (Ткаченко, 1931; Залесов, 1998).

    В процессе развития человечества среди причин возникновения лесных пожаров стали доминировать антропогенные. И лесные пожары из экологиче­ского фактора превратились в стихийное бедствие. Они стали особенно часты­ми, чрезвычайно неравномерно распределенными по территории (около 200 ты­сяч случаев в год в мире, в том числе в России от 10 до 30 тысяч - Залесов, 1998; в Нижегородской области от 370 в 2004 г. до 2180 случаев в 2002 г.).

    Страшные лесные пожары были следствием катастрофических засух, о чем свидетельствуют летописные, позже литературные источники, историче­ские документы XII - XIX веков. Например, в Никоновской летописи за 1092 год сказано: « В се же лето ведро бяше яко изгораше земля, и мнози боры возгорахуся сами и болота...» (Софронов, Вакуров, 1981).

    Лесные пожары нередко выжигали огромные площади, но с учетом мало­населенности российских лесных территорий не регламентировалось использо­вание лесных ресурсов, а потому и не осуществлялась охрана лесов в современном ее понимании.

    Впервые зачатки законодательной охраны лесов относятся ко времени Я. Мудрого, когда за поджоги леса сурово наказывали виновных: « Аце кто сжет чужий лес и сжет деревья чужие, сугубо да осужден будет и рука его знаменена будет» (Диченков,1998). По мере укрепления центральной власти Руси усилива­ется и контроль за охраной лесов.

    Статья 223 Соборного Уложения царя Алексея Михайловича предусмат­ривала не только взыскание с виновного в лесном пожаре ущерба владельцу ле­са, но и пени в пользу государства.

    Особое место в охране российских лесов занимает эпоха Петра I, который был убежден, «что без бережи и самые большие леса истребиться могут в самое короткое время». До Петра I какой-либо администрации над лесами не было и только в 1696г. был образован первый орган Адмиралтейств-коллегия, учреж­дены комиссары над лесами, введены должности лесничих - вальдмейстеров, первая инструкция, статьи которой целиком или частично были посвящены во­просам охраны лесов от пожаров и сохранились в Уставе лесном 1913г., согласно последнему охрана лесов от пожаров возлагалась на лесную полицию, состоявшую из чинов лесной стражи под начальством лесничего. Ус­тав Лесной предписывал всем, заметившим пожар в лесу, немедленно извещать об этом местную сельскую или уездную полицию, а также чины лесной стражи или лесничего. Сельские обыватели по первому призыву лесной полиции долж­ны были явиться на место пожара с лопатами, топорами и другими орудиями для тушения. Чины полиции и лесничий не могли оставить пожарище до окон­чательной ликвидации пожара.

    После октября 1917г. вопросам лесного хозяйства и сбережению лесов от пожаров государство уделяло самое пристальное внимание: 27 мая 1918г. был принят Декрет о лесах, 28 июня 1920г. Постановление СТ и О « О борьбе с лес­ными пожарами». Декретом о лесах устанавливалось, что « каждый гражданин обязан всеми доступными средствами охранять леса от пожаров,...»; в поста­новлении подчеркивалась ответственность лиц, виновных в возникновении лес­ных пожаров.

    Целый ряд постановлений, направленных на усиление охраны лесов от пожаров был принят в годы восстановления народного хозяйства.

    В 1936г. при СНК была образована Главлесоохрана. Для борьбы с лесны­ми пожарами была создана принципиально новая организационная форма ПХС. С образованием в 1947г. МЛХ СССР охрана лесов от пожаров получила дальнейшее развитие, усилилась научно-исследовательская работа в области охраны лесов.

    В 1949г. утверждены СМ СССР «Правила пожарной безопасности в лесах СССР», которые в последующем с учетом накопленного опыта несколько раз уточнялись, прежде всего с целью увеличения ответственности виновных за на­рушения требований Правил и усиления контроля ГЛО за соблюдением их. Во­просы охраны лесов законодательно закреплены в Конституции СССР, РФ, Ос­новах лесного законодательства, Лесном кодексе РФ, что способствовало усо­вершенствованию организации охраны лесов, развитию авиаохраны лесов в многолесных районах. За годы советской власти несмотря на многие недостат­ки в охране лесов от пожаров удалось сделать заботу о сбережении лесов делом не только органов и работников лесного хозяйства, но и всех трудящихся, что положительно сказалось на эффективности охраны лесов - по сравнению с 30-ми годами в 2 раза снизилась горимость лесов. К сожалению, достигнутый уро­вень технической оснащенности, накопленный опыт борьбы с лесными пожа­рами не позволяют исключить их катастрофических последствий поэтому Правительством России утверждена Федеральная целевая программа «Охрана лесов от пожаров на 1999 - 2005г.» в целях усиления охраны лесов и повышения уровня противо-пожарной защиты лесного фонда (Рослесхоз 1999), Концепция развития лесного хозяйства РФ на 2002 - 2010 годы (Лесхозинформация, 2003).

    2.1.2 Лесопожарная политика Российской Федерации

    Сохранение и рациональное использование лесов как важнейшего компо­нента биосферы и источника множества ценных сырьевых ресурсов признано критическим фактором экономического и социального развития, защиты окру­жающей среды и в целом – системы поддержания жизни на планете. Важная роль в решении этой проблемы отводится охране лесов от пожаров. Основными положениями государственной стратегии Российской Федерации в области ох­раны окружающей среды и устойчивого развития охрана лесов признана одним из главнейших направлений государственной деятельности, обеспечивающим экологическую безопасность и устойчивое социально-экономическое развитие страны.

    До последнего времени лесопожарная политика России заключалась в ак­тивном подавлении всех пожаров, возникающих на территории лесного фонда. Она базировалась на признании необходимости сохранения лесов от огня и сокращения ущерба, причиняемого окружающей природной среде и экономике страны.

    В основу организации охраны лесов закладывалось стратегия гибкого сочетания всех видов лесопожарной профилактики, с высокой оперативностью обнаружения и ликвидации всех пожаров. Планирование охраны лесов от пожаров базировалось на концепции достигнутого уровня противопожарной защиты лесного фонда, отвечающего социально-экономическим и экологическим требованиям и характеризующегося приемле­мым соотношением затрат на борьбу с огнем и размера наносимого им ущерба.

    Охрана лесов финансировалась из средств государственного бюджета че­рез систему органов лесного хозяйства, от достигнутого уровня, что обеспечи­вало постепенный рост ассигнований на охрану лесов и наращивание ресурсов лесопожарных служб, которые успешно функционировали в условиях низкой и средней горимости лесов, но периодически терпели неудачи в условиях высо­кой и чрезвычайной пожарной опасности. Непрерывное усиление требований к противопожарной защите лесов, отсутствие статистически значимого сокра­щения горимости лесов при заметном увеличении затрат на борьбу с лесными пожарами обусловливали необходимость развития и совершенствования систе­мы охраны, перехода от политики активного подавления пожаров к политике управления ими, ориентированной как на защиту лесов то разрушительного действия огня, так и на целенаправленное использование его для решения ши­рокого круга лесохозяйственных задач.

    Приоритетным направлением развития и совершенствования системы ох­раны леса являлось усиление авиационной службы как самой мобильной и ор­ганизационной, наиболее эффективной в многолесных районах страны, на ко­торые ежегодно приходилось до 95% всей охватываемой огнем площади лесно­го фонда. Авиационная служба обнаруживала до 80% всех возникающих очагов горения и принимала участие в ликвидации до 50% лесных пожаров. В структу­ре авиационной охраны лесов была сформирована централизованная система оперативного управления борьбой лесными пожарами.

    Наземная охрана лесов осуществлялась силами лесохозяйственных пред­приятий, имеющих в своем составе государственную лесную охрану численно­стью более 100 тыс. человек, около 2 тыс. пожарно-химических станций и пожарно-наблюдательных вышек. Она выполняла основные объемы профилакти­ческих мероприятий, осуществляла оперативное обнаружение и тушение лес­ных пожаров в районах наземной охраны, а также тушение крупных лесных пожаров на всей активно охраняемой территории лесного фонда.

    Разразившийся в стране системный кризис экономики привел к резкому сокращению ассигнований, выделяемых на противопожарную защиту лесов, значительному ослаблению лесопожарных служб, уменьшению размеров ак­тивно охраняемой территории лесного фонда, ухудшению показателей опера­тивности обнаружения и тушения лесных пожаров. Это привело к значительно­му росту числа крупных пожаров, выходящих из-под контроля системы охраны леса, затрат на их тушения и размеров наносимого огнем ущерба. Анализ дина­мики затрат на охрану лесов и ущерба от пожаров свидетельствует не только о снижении уровня противопожарной защиты лесов, но и об удалении его от тео­ретического оптимума, соответствующего минимуму общей суммы затрат и ущерба.

    Недостаточность финансирования и необходимость повышения уровня противопожарной защиты констатировали Государственная программа охраны лесов от пожаров на 1993-1997 гг. и Федеральная целевая программа «Охрана лесов от пожаров на 1999-2005гг. Каждая из них предусматривала реализацию системы программных мероприятий, направленных на улучшения профилакти­ки, обнаружения и тушения лесных пожаров, обеспечение нормативной потреб­ности лесопожарных служб в средствах тушения, связи и транспорта, разработ­ку новых средств и методов борьбы с лесными пожарами. Из-за неудовлетво­рительного (менее 35%) финансирования этих программ большинство преду­смотренных ими мероприятий оставалось не выполненными.

    Явное несоответствие фактического уровня охраны лесов современным экологическим и социально-экономическим требованиям, осознание сложности экологической роли огня, невозможности и нецелесообразности его полного ис­ключения из жизни леса придают лесопожарной проблеме исключительную ак­туальность и делают необходимым проведение неотложных мер, направленных на повышение эффективности национальной системы охраны леса.

    Основными направлениями развития и совершенствования системы охра­ны леса являются: упорядочение организационной и функциональной структу­ры и приведения ее в соответствие с условиями и характером работ по борьбе с лесными пожарами; создание интегрированных систем мониторинга лесных пожаров федерального и регионального уровней.

    Упорядочение организационной и функциональной структур системы следует направлять на повышение ее адаптивности к фактически складываю­щейся лесопожарной обстановке в каждом регионе, чего можно достичь, благодаря четкой индефикации условий ее функционирования. Для четкой индефикации условий функционирования лесопожарных служб необходимо создание развитой системы оценки и прогноза пожарной опасности в лесу по погодным факторам. Новая система оценки и прогноза пожарной опасности должна базироваться на данных наземных, авиационных и космических наблю­дений за погодой.

    Структура и количество вводимых в действие сил и средств пожаротуше­ния должны регулироваться за счет маневрирования ресурсами лесопожарных служб, а также мобилизация людей и техники для тушения крупных пожаров, выходящих из-под контроля системы охраны леса.

    Объемы межрегионального маневрирования недостаточны для оператив­ного подавления пожаров, возникающих в районах высокой и чрезвычайной горимости лесов, а использование этих ограниченных ресурсов на тушении круп­ных пожаров малоэффективно.

    Необходимое условие эффективного маневрирования - создание в системе охраны леса межрегиональных лесопожарных центров, располагающих мо­бильными лесопожарными формированиями с имеющимися в их распоряжении средствами пожаротушения, связи и транспорта, организованными по типу сил быстрого реагирования. Наличие у авиалесоохраны собственных воздушных судов для переброски людей и техники, а также самолетов-танкеров для подав­ления пожаров с воздуха создает предпосылки для организации таких центров.

    Успешная мобилизация людей и техники на тушение лесных пожаров требует четкой регламентации порядка привлечения местного населения, ресур­сов местных организаций и предприятий, формирований гражданской обороны и воинских подразделений. Для эффективного использования мобилизованных ресурсов очень важно предварительное обучение привлекаемых людей элемен­тарным приемам тушения лесных пожаров и технике безопасности.

    Процесс развития и совершенствования механизма функционирования системы охраны леса должен включать в себя перевод ее на новые методы управления, сочетающие административные меры воздействия с экономиче­скими.

    В процесс упорядочения и оптимизации режимов функционирования сис­темы охраны леса надо включать пересмотр действующих регламентации рабо­ты лесопожарных служб. Упорядочение режимов работы лесопожарных служб должно предусматривать оптимизацию графиков патрулирования, расположе­ние патрульных маршрутов, технологических схем обнаружения и локализации лесных пожаров.

    С целью более полной и точной оценки пожарной опасности в лесу по по­годным условиям и оперативности обнаружения лесных пожаров нужно создать интегрированную систему лесопожарного мониторинга. Решить указанные за­дачи можно путем интеграции космических средств и методов наблюдения в существующую систему обнаружения лесных пожаров, создания геоинформа­ционных систем мониторинга лесных пожаров федерального и регионального уровней.

    В современных условиях, когда зонами регулярного наблюдения назем­ных средств охвачено не более 10% активно охраняемой территории, а макси­мальная периодичность авиапатрулирования не превышает одного-двух раз в сутки, космические средства и методы вносят существенный вклад в детектирование пожаров, картирование действующих очагов горения и пройденных огнем площадей, оценку складывающейся лесопожарной обстановки, оказание ин­формационной поддержки принятию управленческих решений на федеральном и региональном уровнях.

    К основным направлениям развития и совершенствования системы про­филактических противопожарных мероприятий относятся усиление разъясни­тельной работы среди населения, организация профилактических палов с целью сокращения запасов лесных горючих материалов и снижения природной по­жарной опасности лесов, улучшение государственного пожарного надзора в лесном фонде. Первоочередного внимания заслуживают использование новых способов ведения противопожарной пропаганды через средства массовой ин­формации, повышение экологического образования населения, четкая регла­ментация порядка контролируемых выжиганий растительности (профилактиче­ских палов).

    Результаты экономико-математического моделирования авиационной и наземной охраны лесов свидетельствуют о том, что максимум эффекта достига­ется за счет мероприятий, обеспечивающих повышение оперативности обнару­жения и локализации лесных пожаров. Своевременность обнаружения и лока­лизация лесных пожаров приводит к сокращению не только размеров охваты­ваемой огнем площади и наносимого им ущерба, но и вынужденных затрат на тушение крупных пожаров, выходящих из-под контроля системы охраны леса.

    Большей оперативности обнаружения лесных пожаров можно достичь за счет увеличения охвата охраняемой территории зонами действия различных средств наблюдений и их периодичности. В районах наземной охраны это свя­зано, прежде всего, с расширением сети наблюдательных пунктов и организа­цией регулярного дежурства на них, авиационной охраны – с увеличением пе­риодичности воздушного патрулирования, в необходимых районах – с органи­зацией космического мониторинга лесных пожаров.

    Своевременные обслуживание и локализация лесных пожаров достигают­ся путем повышения уровня обеспеченности структурных подразделений авиа­ционной и наземной охраны пожарными командами, средствами пожаротушения, связи и транспорта, организации предупредительного и оперативного ма­неврирования силами и средствами пожаротушения, улучшения взаимодействия авиационной и наземной лесопожарных служб. В районах наземной охраны это зависит от расширения сети пожарно-химических станций и их технического оснащения, резервирование наземных пожарных команд, запрещения отвлече­ния в пожароопасные периоды должностных лиц государственной лесной охра­ны на выполнение работ, не связанных с профилактикой, обнаружением и ту­шением пожаров. Для повышения оперативности обнаружения и локализации лесных пожаров в районах авиационной охраны следует увеличить численность авиапожарной службы до нормативного уровня, периодичность авиапатрулиро­вания с пожарными командами, активнее использовать вертолеты и самолеты-танкеры для подавления огня с воздуха.

    Развитие и совершенствование системы охраны леса, переход к политике управления лесными пожарами неразрывно связаны с совершенствованием пра­вового обеспечения, адаптацией его к современным политическим и социально-экономическим условиям. Прежде всего это касается более четкого разграниче­ния полномочий и ответственности в области охраны лесов от пожаров, финан­сирования расходов на профилактику, обнаружение и тушение их между Рос­сийской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления. Не­обходима разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок отказа от тушения стихийных пожаров и проведения контролируемых выжига­ний растительности.

    При реорганизации системы государственного управления лесами исклю­чительно важное значение имеет сохранение за лесничества ответственности за охрану лесов от пожаров. Даже при четком разграничении функций государст­венного управления и хозяйственных функций организация охраны лесов должна оставаться за органами государственного управления, а осуществление мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению пожаров - за хозяйст­вующими в лесах субъектами (Коровин, 2002).

    2.1.3 Средства раннего обнаружения лесных пожаров
    Успешность борьбы с лесными пожарами во многом определяется свое­временностью их обнаружения путем патрулирования лесной территории и на­блюдением за лесными массивами с ПНВ, ПНМ. Эффективность наземного маршрутного патрулирования в наиболее ценных лесных массивах, на участках, интенсивно посещаемых людьми, в местах производства огнеопасных работ может быть значительно повышена при использовании патрульной лесопожарной машины «Вырица» МПЛ-1, оснащенной средствами пожаротушения и с экипажем 4 человека (Залесов, 1998; Щетинский, 2001).

    Лесопатрульный пожарный автомобиль «Газель-комби» на база шасси ГАЗ-27067 (бак для воды на 500 литров, рукавная катушка со шлангами длиной 40-60 метров, пожарный инвентарь, боевой расчет 1+5) обеспечивает патрули­рование лесопарковой зоны, тушение загораний, доставки боевого расчета к месту пожара.

    Лесопатрульная пожарная автоцистерна АЛП-1.0-30 на шасси ГАЗ-3308 (цистерна на 1000 литров воды, боевой расчет 1+4, двойная кабина, насос 1800л/мин предназначается для патрулирования лесов, доставки огнетушащей жидкости и боевого расчета к месту пожара, локализации и тушения его (Яковенко, 2002).

    При стационарном обнаружении лесных пожаров хорошо зарекомендова­ла себя цветная телеустановка ПТУ-96 М, ПТУ-98 «Клен», которые позволяют наблюдать за лесными массивами в радиусе до 30 км при высоте ПНВ (ПНМ) 40 метров, непрерывно, в течение всего светлого времени суток (Арцыбашев, 1996; Залесов, 1998; Рослесхоз, 1999; Щетинский, 2001).

    Авиапатрулирование лесной территории, как наиболее распространенный способ раннего обнаружения возгораний, станет эффективнее, если применять самолеты ИЛ-103, Бе-103П, кроме того, они пригодны для разведки очагов по­жаров и тушения их с воздуха (Залесов, 1998; Рослесхоз, 1999, Давыденко, 2003).

    Перспективным направлением в охране лесов от пожаров является ввод в эксплуатацию космических средств информационного обеспечения: использование космических метеосводок при оперативном планировании авиапатрули­рования лесов, для определения зон выпадения осадков, оценки классов пожар­ной опасности, обнаружение лесных пожаров из космоса, контроль за динами­кой их развития (Азметов, 1996; Залесов, 1998; Щетинский, 2001; Коровин,2002).

    Из существующих космических систем гражданского назначения в наи­большей степени отвечают требованиям высокой периодичности наблюдения метеоспутники типа «Метеор», NOAA, геостационарные спутники типа GOES, METEOSAT, GMS, JNSAT, а также природоресурсные спутники РЕСУРС-01, SPOT, LANDSАТ-ТМ (Залесов, Коровин и др., 1998; Щетинский, 2002).

    Российская космическая система НОМОС позволяет обнаруживать лес­ной пожар площадью не менее 100 кв.м с погрешностью привязки обнаружен­ного очага возгорания к местности не более 0.5-1.0 км, с повторным осмотром пожара в течение не более одного часа в дневное время (Булгаков; Шубин, 1996; Залесов, 1998; Щетинский,2001).

    Спутниковая система США позволяет оценивать погодные условия, обна­руживать крупные лесные пожары, осуществлять мониторинг одной и той же территории 4 раза в сутки (Залесов, Коровин, 1998).

    В лесах Франции загорания обнаруживаются автоматическими прибора­ми, которые оснащаются датчиками, реагирующими даже на незначительное содержание в воздухе дыма (Залесов, 1998).

    Скрытые очаги горения, которые могут явиться источником возникнове­ния пожаров, скрытых очагов высоких температур на кромке локализованных пожаров выявляются с помощью тепловизоров «Тайга», «Тайга-2», устанавли­ваемых на патрульных самолетах; прибор «Кромка-1» предназначен для использования в наземных условиях (Залесов, 1998; Щетинский, 1994, 2000, 2002).

    Малый лесопатрульный пожарный комплекс (МЛПК) патрулирует лес­ную территорию (базовый грузопассажирский автомобиль УАЗ-39094 «Фер­мер» повышенной проходимости), доставляет людей и противопожарное обо­рудование к очагам горения, благодаря чему их ликвидация начинается сразу.

    2.1.4 Средства ликвидации лесных пожаров

    В отечественной и зарубежной практике борьбы с лесными пожарами имеется широкий выбор надежных и эффективных средств пожаротушения.

    Наибольшее распространение получили средства индивидуального поль­зования: ручные орудия, ранцевая аппаратура (огнетушители), воздуходувки,... С помощью их можно эффективно тушить пламенную и тлеющую (угольную) фазы горения, дотушивать скрытые очаги, возгорания от переброса горящих частиц, прокладывать заградительные и опорные полосы для пуска огня отжига и пр.

    К числу таких средств относится комплекс пеногенерирующих принад­лежностей (ВНИИПОМ-лесхоз) к ранцевым огнетушителям, широко исполь­зуемых при ликвидации низовых пожаров; тушение кромки пожара низкократ­ной пеной в 2-3 быстрее обычной воды (Яковлев и др., Залесов, 1998; Главацкий, 2000; Щетинский, 2001, 2002).

    Эффективность использования огнетушителей значительно повышается при бригадной форме организации работ: четверо пожарных работают на кром­ке пожара, по два звена – первый сбивает пламя распыленной струей огнетушащей жидкости (воды), второй гасит оставшиеся очаги горения распыленной или сосредоточенной струей; двое рабочих подносят воду и заправляют огне­тушители (Залесов, 1998)

    Быстрая локализация начальных очагов возгорания, тушение низовых пожаров слабой и средней интенсивности водой (огнетушащей жидкостью, воз­душно-механической пеной), прокладка опорных полос возможны, если исполь­зовать огнетушитель ранцевый ОР-1 с объемом резервуара 20 литров, способ­ным создавать струи 6-8-11 метров, а площадь обработанной полосы в 60 квад­ратных метров; ОР-1 можно использовать для химической защиты растений (Федеральная программа, 1999; МПР РФ, 2001; Щетинский, 2001, 2002).

    Малый лесной огнетушитель МЛО-6М предназначается для тушения ни­зовых пожаров водой и растворами химикатов компактной 8.5-9 м, распылен­ной 3.5-4.0 м струей с шириной захвата 1.2 м (Рослесхоз, 2004).

    Портативен, транспортабелен и экономичен в работе при тушении лесных пожаров водой, растворами химикатов, эмульсиями, пенообразователями и по­рошковыми составами огнетушитель лесной универсальный ОЛУ-16, обеспечи­вая полную изоляцию очага горения (Залесов, 1998; Федеральная программа, 1999; МПР РФ, 2001).

    Активное тушение кромки низовых лесных пожаров слабой и средней ин­тенсивности аэрозольно-парожидкостной струей обеспечивает лесной эжекционный аэрозольно-жидкостный огнетушитель ЭАЖО, скорость ликвидации очага горения увеличивается в 2-3 раза (Федеральная программа, 1999).

    Для тушения беглых низовых пожаров в насаждениях с толщиной лесной подстилки до 10 см (лишайниковые типы леса) высокоскоростной воздушной и воздушно-жидкостной струей целесообразно применять воздуходувки отечест­ве венного производства и зарубежные: ВЛП-2.5, ВЛ-95-16, «Словения», «Хускварна», «Stihl SR 320, 400» (Залесов, 1998; МПР РФ, 2001).

    Тушение торфяных и подстилочно-гумусовых пожаров растворами сма­чивателей или другими огнетушащими растворами с глубиной обработки 0.4-1.2 м эффективно стволом торфяным ТС-1М, который агрегатируется с мото­помпами МЛП-0.2, МЛВ-2/1.2, МП-800 и другие (МПР РФ, 2001).

    При тушении низовых лесных пожаров на захламленных площадях и на участках с мощным слоем подстилки использование огнетушителей малоэф­фективно. Желаемый эффект в этих условиях достигается мощными струями воды с большим расходом ее, для чего используют мобильные пожарные мото­помпы высокого давления: МЛВ-10/0.7; МЛП-2/1.2;МЛВ-1М; плавающие -МЛП-0.2; МЛПУ-1/0.9 и другие (Залесов, 1998; МПР РФ, 2001).

    Лесопожарный агрегат «Которна-950, 1700» эффективен для тушения лесных пожаров в труднодоступных местах; агрегат транспортируется различ­ными средствами, снабжен 100 м гибким огнеупорным шлангом высокого давления, который разматывается и наматывается гидромотором (Щитинский, 2003).

    Для тушения низовых лесных пожаров средней и высокой интенсивности можно использовать установку с выработавшим свой моторесурс авиационный турбореактивный двигатель (ТРА), закрепленный на передвижной платформе, буксируемой тяговым механизмом, установка создает высокоскоростную паро-аэрозольную струю, которая сбивает пламя и тушит пожар; кроме того, она мо­жет использоваться для борьбы с хвое-листогрызущими насекомыми (Залесов,1998).

    Для ускорения прокладки заградительных и опорных полос, подачи воды на кромку пожара используют легкие лесопожарные агрегаты АЛП-0.2, АЛК-25 на базе тракторов «Уралец», Т-25, Т-30; при необходимости их можно достав­лять на внешней подвеске Ми-8 (Залесов, 1998).

    Тушение лесных пожаров, охвативших значительную площадь, достига­ется использованием мобильных средств и тяжелых механизмов: агрегаты АЛП-10 (Т-150К) - 177, АТС-712, ГТ\3, АЛФ-10 и другие (МПР РФ, 2001; Зале­сов, 1998).

    Создание (прокладка) заградительных и опорных минполос при борьбе с лесными пожарами при противопожарном устройстве лесной территории, а также при подновлении минполос эффективно применением таких плугов, агре­гатов, машин и механизмов, как плуг лесной универсальный ПЛУ-0.4, ПЛП-1, ПДП-1.2 (Федеральная программа, 1999; Залесов, 1999, МПР РФ, 2001; Щетинский, 2003).

    В борьбе с лесным пожаром эффективно применение лесных пожарных автоцистерн АЦЛ-1.6-30 на шасси ГАЗ-ЗЗОВ, АЦ-2.5-40 на шасси ЗИЛ-131, АЦ-4.0-40, АЦ-5.0-40 на шасси Урал-5557 (Яковенко и др., 2002).
    2.2 Анализ горимости лесов Сюмсинского лесничества
    Под термином горимость леса понимается природная пожарная опасность, определяемая состоянием погоды, своеобразием лесной растительности (типом леса) и не покрытых лесом площадей, а также целым комплексом хозяйственных факторов, количеством и характером размещения по лесной площади источников огня (Душа-Гудым, 1976; Червонный, 1981; Львов, 1984; Залесов, 1998; Усеня, 2002).

    По степени вероятности возникновения и характеру распространения пожаров лесонасаждения и не покрытые лесом земли разделяются на 5 классов с высокой, выше средней, средней, ниже средней и малой пожарной опасностью (Сборник…, 1996).

    Лесной фонд Сюмсинского лесничества, согласно материалам лусоустройства характеризуется нижеследующей природной пожарной опасностью (таблица 12).

    Таблица 12

    Распределение площади земель лесного фонда

    по классам природной пожарной опасности

    Лесничества

    Площадь по классам пожарной опасности, га

    Итого

    Средний

    класс

    1

    2

    3

    4

    5

    Сюмсинское

    34267

    6789

    12844

    69271

    14612

    137783

    3,1

    %

    24,87

    4,93

    9,32

    50,28

    10,60

    100





    Средний класс пожарной опасности 3,1 выше средней. Леса 1,2 и 3 классов пожарной опасности занимают 39,10% лесфонда, причем 1 и 2 классов 29,8%, от общей площади лесфонда лесничества.


    Таблица 13

    Распределение пожаров по классам

    природной пожарной опасности

    Годы

    наблюдений

    Произошло

    пожаров, шт

    В том числе в кварталах с кл. природной пожар. опасностью

    I

    II

    III

    IV

    V

    2008

    7

    2

    1

    2

    -

    2

    2009

    9

    2

    4

    3

    -

    -

    2010

    20

    1

    2

    10

    -

    7

    2011

    3

    -

    -

    2

    -

    1

    2012

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    2013

    4

    -

    3

    -

    -

    1

    2014

    2

    -

    -

    2

    -

    -

    2015

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    2016

    5

    1

    3

    1

    -

    -

    2017

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    Итого

    %

    50

    100

    6

    12,0

    13

    26,0

    20

    40,0

    -

    -

    11

    22,0


    Из таблицы 13 видно, что в кварталах, насаждения которых отнесены к I, II и III классам природной пожарной опасности за анализируемое десятилетие произошло 78 % пожаров, следовательно, очевидна тесная связь горимости лесов с их природной пожарной опасностью.
    1   2   3   4   5   6   7   8
    написать администратору сайта