Главная страница
Навигация по странице:

  • Дистанционный способ

  • Ответы. 43. Виды управления, схемные решения, преимущества, недостатки Управлением


    Скачать 1.39 Mb.
    Название43. Виды управления, схемные решения, преимущества, недостатки Управлением
    АнкорОтветы.doc
    Дата09.04.2017
    Размер1.39 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы.doc
    ТипДокументы
    #1283

    43. Виды управления, схемные решения, преимущества, недостатки

    Управлением называется процесс оказания на техническое устройство специально организованных воздействий извне, направленных на получение необходимого результата его функционирования. Техническое устройство, на которое оказываются управляющие воздействия, называется управляемым объектом, а устройство, формирующее эти воздействия – управляющим устройством.

    При выполнении многих производственных процессов управляющее устройство находится на пункте управления (ПУ), а управляемые объекты – в одном или нескольких контролируемых пунктах (КП), удаленных от ПУ. В этом случае для организации управления ПУ и контролируемые пункты соединяются линией связи (ЛС).

    Различают три основных способа управления удаленными объектами с пункта управле­ния: местный, дистанцион­ный и телемеханический.

    При местном способе (рис. 1, а) на ПУ находятся органы управления и источник энергии для питания объектов, а на КП – только управляемые объекты. По линии связи передаются непосредственно управляющие воздействия на объекты управления. Этот способ называ­ют также прямопроводным управлением.

    Достоинствами местного способа управления являются его простота, отсут­ствие какой-либо дополнительной аппаратуры. Его отличает высокая на­дежность и помехоустойчивость. Так, повреждение одного из каналов связи (провода) не нарушает управление другими объектами. Ложное воздействие на объект в результате возникновения электромагнитных помех и влияний в линии связи маловероятно, поскольку требует большой мощности этой помехи.

    При местном способе осуществляется центральное питание объ­ектов. Рисунок 1 – Местное управление
    В железнодорожной автоматике местный способ управления применяют в системах электрической централизации (ЭЦ) с цент­ральным питанием. Органы управления (сигнальные кнопки, стре­лочные рукоятки) расположены на специальном пульте-табло на посту ЭЦ. Управляемые объекты (стрелки и светофоры) находятся в горловине станции и связаны с постом ЭЦ кабелем.

    Дистанционный способ (рис. 2) принципиально отличается от местного тем, что в нем по линии связи передается информация о том, какой объект надо включить, а не энергия для включения этого объекта. В этом случае на ПУ формируются не управляющие воздействия, а команды управления, которые передаются по ЛС на КП. Эти команды используются для подключения на КП выбранных объектов к местным источникам энергии.

    Дистанционный способ позволяет увели­чить дальность управления, поскольку по линии связи пере­дается ток для включения реле (единицы миллиампер), который намного меньше тока, потребляемого объектами. Однако многопроводность, как недостаток, сохраняется. Дистанционный спо­соб применяют на средних расстояниях (сотни метров, километры) при небольшом числе объектов (десятки объектов).


    Рисунок 2 – Дистанционное управление
    Данный способ использован в системах электрической центра­лизации с местным питанием (рис. 3). В этом случае в горловине станции располагается релейный шкаф, в котором размещаются промежуточные реле, источники питания и другая аппаратура.

    Основная цель телемеханического способа — сделать число линий связи существен­но меньше числа УО. Средством для исключения многопроводности при большом числе команд и объектов управления является кодирование передаваемой и декодирование принимаемой информации.


    Рисунок 4 – Телеуправление
    Телемеханический способ применяется при больших расстояниях и большом числе УО. В большинстве случаев используется всего один канал связи. Дальность управления определяется только чув­ствительностью и мощностью приемно-передающих устройств и в принципе не ограничена. Например, с помощью этого способа осу­ществляется передача информации при космических полетах.
    34. Разделители фаз ДЦ Луч. Назначение, принцип действия
    Диспетчерская централизация (ДЦ) системы " Луч" представляет собой телемеханическую систему, предназначенную для передачи и приема управляющих и известительных приказов. Управляющие приказы - это различные команды, с помощью которых осуществляется управление движением поездов. Известительные приказы - это сообщения о состоянии объектов электрической централизации в данный момент времени на той или иной станции.

    Для этого на центральном посту (ЦП) диспетчерской централизации управляющие приказы преобразуются посредством кодирования с сигналы телеуправления (ТУ). На линейных пунктах (ЛП) предусмотрены декодирующие устройства, восстанавливающие передаваемые управляющие приказы. Известительные приказы преобразуются в сигналы телесигнализации (ТС).
    Канал телеуправления (ТУ) появляется спорадически, по мере необходимости. В канале телесигнализации применяется циклический (повторяющийся через определенные промежутки времени) способ передачи сигналов ТС. Начало каждого нового цикла передачи сигналов ТС с линейных пунктов определяется специальным сигналом цикловой синхронизации (ЦС), передаваемым с ЦП по каналу ТУ.
    В системе " ЛУЧ" сигналы телеуправления и цикловой синхронизации передаются переменным током частотой 500 Гц. При отсутствии передачи сигналов ТУ и ЦС сигнал этой частотой с произвольной фазой посылается в линию непрерывно и информационного значения не имеет. Он принимается всеми линейными пунктами, что обеспечивает подготовку устройств ЛП к приему сигналов ТУ и ЦС.
    При передаче сигнала ТУ и ЦС этот, непрерывно присутствующий в линейных проводах сигнал частотой 500 Гц делится на такты длительностью 16 мс посредством использованием трехфазной относительной фазовой манипуляции (ОФМ). Сущность этого способа манипуляции заключается в том, что через каждые 16 мс, начиная с произвольного момента времени, начальная фаза переменного тока в линейных проводах изменяется на 120 0 либо в сторону опережения, либо в сторону отставания. На линейном пункте каждый такт сигнала ТУ демодулируется посредством трех фазовых детекторов, в каждом из которых сравнивается поступивший сигнал с образцовым. Полезный сигнал выделяется на выходе того детектора, в котором произошло совпадение фаз поступившего и образцового сигналов. Для достижения синфазности образцовых сигналов центрального поста и линейных пунктов на каждом ЛП устанавливается специальный генератор синусоидальных колебаний, фаза которых автоматически подстраивается под фазу сигнала ТУ, поступившего из линии.
    Сигнал ТУ содержит 30 тактов по 16 мс. Последний 31-й такт не имеет границы в виде завершающего изменения фазы. Передачу кодового сигнала ТУ диспетчер производит нажатием кнопок на манипуляторе (см. приложение №1), чем включает в наборной группе НГ элементы, формирующие все части кодового сигнала. Через НГ включаются устройства пуска системы, а также образуются входные цепи качества для шифратора ЦШ.
    Для формирования импульсов с фазовыми признаками используется разделитель фаз. На разделитель фаз от центрального генератора подается частота 3000 Гц, которая электронным делителем делится на 6. Каждый отсчитанный период частоты 3000 Гц определяет фазовый сдвиг на 120 0 при частоте 500Гц.
    Производя разделение, разделитель фаз формирует выходы, на которых появляются импульсы с фазовым сдвигом 120 0. От тактовых импульсов длительностью 16 мс работает бесконтактный распределитель на 30 выходов. По выходам распределителя и наборной группы НГ управляется центральный дешифратор ЦШ, с помощью которого формируются номера тактов и качество импульсов сигнала ТУ. Формирование и передача сигналов ТУ выполняется аппаратурой (см. приложение №2) , содержащей следующие функциональные узлы: генератор сигналов ЦГЛ, разделитель фаз РФ, узел синхронизации УС, счетчик групповых циклов СГЦ, узел включения передачи ВТУ, шифратор Ш-ТУ, коммутатор рабочих мест КРМ, наборные регистры рабочих мест 1Н-4 Н, модулятор сигналов ТУ М-ТУ.

    Импульсы с частотой 3000 Гц подаются ( вывод I-4) в разделитель фаз РФ для преобразования в три стандартные последовательности импульсов частотой 500 Гц с относительным сдвигом по фазе в 120 0 ,которые в дальнейшем подаются в ЦГЛ ( выводы I-7 , I-9, I-17) на формирователь и усилитель сигналов ТУ. Управление формирователем осуществляет модулятор М-ТУ.
    Прием и дешифрация сигналов ТУ на линейных пунктах заключается в выделении импульсного признака каждого импульса поступающего сигнала, запоминании этого значения в соответствующей порядковому номеру импульса приемного регистра, декодирования адресных комбинаций и образовании цепей включения управляющих реле нужной группы в соответствии с состоянием ячеек исполнительной части приемного регистра.

    Для формирования импульсов с фазовыми признаками используется разделитель фаз. На разделитель фаз от центрального генератора подается частота 3000 Гц, которая электронным делителем делится на 6. Каждый отсчитанный период частоты 3000 Гц определяет фазовый сдвиг на 120 0 при частоте 500Гц.

    Производя разделение, разделитель фаз формирует выходы, на которых появляются импульсы с фазовым сдвигом 120 0. От тактовых импульсов длительностью 16 мс работает бесконтактный распределитель на 30 выходов. По выходам распределителя и наборной группы НГ управляется центральный дешифратор ЦШ, с помощью которого формируются номера тактов и качество импульсов сигнала ТУ.

    27. Построение и принцип действия фазового детектора ДЦ Луч.
    Для создания фазоманипулированного телемеханического сигнала модулятор на центральном посту ДЦ выбирает один из трех образцовых сигналов А0, В0и С 0, причем смена образцов в линии зависит от необходимости передачи активного или пассивного такта.

    На линейном пункте каждый такт сигнала ТУ демодулируется посредством трех фазовых детекторов, в каждом из которых сравнивается поступивший сигнал с образцовым. Полезный сигнал выделяется на выходе того детектора, в котором произошло совпадение фаз поступившего и образцового сигналов. Для достижения синфазности образцовых сигналов центрального поста и линейных пунктов на каждом ЛП устанавливается специальный генератор синусоидальных колебаний, фаза которых автоматически подстраивается под фазу сигнала ТУ, поступившего из линии.






    30. Преимущества и недостатки систем ДУ Нева и Луч по сравнению с МПДЦ

    ДЦ системы « НЕВА» имеет ряд принципиальных отличий от получивших широкое применение систем ПЧДЦ, ЧДЦ, ЧДМ - М, ЧДЦ-66 спорадического действия. Система предусматривает спорадическую передачу сигналов ТУ по одному каналу и циклическую передачу сигналов ТС по нескольким параллельным каналам ТС. При управлении одним участком ДЦ по физической цепи допускается использование до трех каналов ТС (2, 3, 4).

    Передача сигналов ТС от различных ЛП и групп контролируемых устройств, в пределах станции разделены по времени, что дает возможность использовать один канал для передачи сигналов ТС с нескольких ЛП (линейный пункт).

    Групповые распределители, определяющие порядок занятия каналов ТС на станциях, охвачены общей системой синхронизации, построенной на принципе стартстопной системы. Сигналы синхронизации передаются по каналу ТУ. В кодовых устройствах использованы полупроводниковые логические схемы, исключением являются устройства для приемов сигналов на линейных пунктах, построенные на релейно – контактной аппаратуре. Аппаратура ДЦ системы «Нева» размещена на типовых унифицированных кодовых стативах, не требующих индивидуального проектирования.

    Аппаратура системы «Нева» дает возможность управлять диспетчерскими участками, удаленными от поста ДЦ практически на любое расстояние. При этом связь от поста до диспетчерского участка осуществляется по каналам ВЧ, а в пределах диспетчерского участка – по физическим двухпроводным линейным цепям. В тех случаях, когда длина линейной цепи превышает предельную длину усилительного участка для данных типов цепи и конечной аппаратуры, организовывают усилительные пункты (УП), которые дают возможность разветвлять линейные цепи с компенсацией потерь на расфильтровку и развязку или с одновременным усилением сигналов,

    Для построения сигналов ТУ используются 4-е тональные частоты: f 1у = 500Гер(а), f 2у = 600Гер(п), f3у = 700Гер(а), f4у = 800Гер(п). Сигнал ТУ содержит один начальный и 18 рабочих импульсов.

    Емкость системы по управлению равна 1120 объектам, время передачи одного сигнала ТУ – 1,008 с. ДЦ «Нева» использует частотно-импульсные признаки для построения сигналов. Способ передачи сигналов ТУ – спорадический (приказы передаются однократно, по мере необходимости). Контроль объектов в системе осуществляется циклически, время цикла контроля составляет. После контроля всех объектов начинается новый цикл опроса.
    По способу построения линии связи система древовидная. По способу использования физической линии ДЦ «Нева» относится к системам с параллельной структурой связи с групповыми каналами.
    Преимущества этой системы заключается в том, что в ней используется простая и более совершенная линейная цепь, имеется возможность использования этой системы не только на линейных, но и на разветвленных участках дороги. Загрузка канала ТС не зависит от размера движения на участке. Автоматически исправляются ошибки и сбои при приеме сигнала ТС.
    Элементная база системы – германиевые транзисторы.
    В ДЦ системы «Нева» одна физическая цепь может быть использована для организации одного управляющего и трех известительных каналов, работающих параллельно и независимо.
    Рис. 2.44. Схема организации каналов в ДЦ «Нева»

    Частотный диапазон системы представлен на рис. 2.45.
    Рис. 2.45. Частотный диапазон системы «Нева»


    Диспетчерская централизация системы «Луч» разработана с учетом опыта применения ДЦ системы «Нева» и обладает по сравнению с этой системой улучшенными характеристиками. Если в наиболее распространенном двухпроводном варианте ДЦ системы «Нева» можно было иметь до трех параллельных каналов ТС с суммарной емкостью 1380 двухпозиционных контролируемых устройств, то в ДЦ системы «Луч» число параллельных каналов ТС увеличено до четырех, а суммарная емкость возросла на 33% и составила 1840 двухпозиционных устройств. Возможность размещения еще одного канала ТС достигнута за счет усовершенствования аппаратуры канала ТУ, который благодаря этому занимает меньшую полосу частот; в канале ТУ использована только одна рабочая частота 500 Гц с применением относительно-фазовой манипуляции (ОФМ).
    Скорость передачи в канале ТУ увеличена до 62,5 Бод (в ДЦ системы «Нева» – 20,8 Бод), а время передачи сигнала ТУ сокращено в 2 раза и составляет около 0,5 с. При разработке аппаратуры канала ТУ учтено, что пользователем канала ТУ устройств ДЦ может быть не только поездной диспетчер, но и энергодиспетчер, а также диспетчер дистанции сигнализации и связи, ответственный за техническое состояние устройств диспетчерской централизации; кроме того, поездных диспетчеров может быть и два. Исходя из этого предусмотрена возможность ввода информации в аппаратуру канала ТУ с четырех рабочих мест различного назначения.
    В процессе проектирования и внедрения ДЦ системы «Нева» выявилась необходимость существенного увеличения емкости канала ТУ главным образом по числу управляемых устройств различного назначения на станции, а в некоторых случаях и по числу управляемых станций. Основной причиной этого является стремление к осуществлению диспетчерского управления маневровыми передвижениями на станциях взамен использования технических средств «местного управления», что всегда связано с большими потерями времени. По этой причине в ДЦ системы «Луч» выделены сигналы ТУ для управления маневровыми светофорами, а число групп управляемых устройств на станции увеличено.
    Выявилась также необходимость передачи по каналу ТУ команд особой важности, используемых для продвижения поездов в условиях повреждения устройств сигнализации в первую очередь рельсовых цепей. Эти команды должны выполняться устройствами раздельных пунктов без проверки на месте наличия всех условий, обеспечивающих безопасное для движения поездов выполнение команды. В отличие от других команд будем называть такие команды «ответственными». К «ответственным» могут быть отнесены команды:
    - на пользование аварийным режимом для изменения направления движения по светофорам автоблокировки на однопутном перегоне;
    - на перевод стрелки в аварийном режиме при ложной занятости стрелочного участка;
    - на размыкание маршрута при ложной занятости стрелочного участка;
    - на открытие пригласительного сигнала (входного или выходного) на раздельном пункте.
    Для построения сигналов ТУ использован принцип трёхзначной ОФМ, т.е. используется сигнал частотой 500 Гц, фаза которого может иметь 3 значения, отличающихся на 120°. Время передачи сигнала ТУ составляет около 0,5 с при скорости передачи до 62,5 бод. Максимальное число управляемых раздельных пунктов составляет 32. Число групп управляемых устройств на раздельных пунктах 20. Число команд одной группы равно 10.
    В настоящее время системами диспетчерской централизации оборудовано в России примерно 75 % эксплуатационной длины железных дорог. Однако большая часть применяемых типовых систем (таких как ЧДЦ, “Нева”, “Луч”) построены на устаревшей элементной базе и как морально, так и физически и не могут отвечать всем современным требованиям, предъявляемым к системам диспетчерской централизации. Поэтому в стране ведутся интенсивные разработки и внедрение современных микропроцессорных систем ДЦ, обладающих практически неограниченным набором функций и надежно защищенными каналами связи при высокой скорости передачи информации.
    Микропроцессорные системы диспетчерской централизации (ДЦ) предназначены для реализации современных принципов управления эксплуатационной работой путём использования средств вычислительной техники при сопряжении их с устройствами станционной железнодорожной автоматики, телемеханики и связи за счёт автоматизации функций управления и контроля технологического процесса движения поездов и обеспечения возможности обмена с автоматизированными системами управления (АСУ) железнодорожного транспорта.
    Микропроцессорные системы ДЦ используются:
    – для автоматизации диспетчерского управления движением поездов на участках и направлениях железнодорожных линий;
    – организации управления движением в узлах из региональных центров;
    – концентрации управления на крупных станциях движением поездов по примыкающим станциям и передвижениям в удалённых парках, оборудованных ЭЦ.
    Создание микропроцессорных систем ДЦ предполагает достижение следующих целей:
    – производственно-экономических (сокращение численности дежурных по станциям, улучшение организации руководства движением поездов, сокращение потерь в перевозочном процессе и интенсификацию использования технических средств автоматики, телемеханики и подвижного состава, повышение производительности труда, улучшение эксплуатационных показателей работы участка);
    – социальных (улучшение условий культуры труда, снижение загрузки диспетчерского персонала);
    – снижение капитальных вложений (сокращение занимаемых аппаратурой производственных площадей, сокращение объёмов и сроков проведения проектных, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ);
    – сокращение численности оперативного и обслуживающего персонала;
    – снижение загрузки персонала и соответствующее этому увеличение зоны управления;
    – улучшение показателей выполнения графика движения поездов и обеспечения грузовой работы;
    – улучшение соотношения между нормативом рабочего парка подвижных единиц и обеспечением ниток графика;
    – снижение материалоёмкости и энергоёмкости оборудования.
    Типовые системы ДЦ, применяемые на отечественных железных дорогах (ДЦ “ЛУЧ” и ДЦ “Нева”) по сравнению с системами нового поколения, обладают рядом существенных недостатков: ограниченный объем передаваемой информации по каналам ТУ и ТС; низкая скорость передачи информации – до 20 Бод; использование устаревшей элементной базы, что не позволяет наращивать функции, реализуемые системой. Основную нагрузку по обеспечению безопасности и надежности функционирования системы несет на себе аппаратура ЛП, которая эксплуатируется в автоматическом режиме. В состав технических средств ЛП входят следующие базовые модули: ведущий процессорный модуль, связной модуль, модули ввода и вывода дискретных сигналов, модуль вывода ответственных команд, модули дистанционного ввода/вывода; источники электропитания; сетевые фильтры и устройства грозозащиты.
    Основным фактором, обеспечивающим возможность функционирования диспетчерских систем в реальном масштабе времени и точность получаемой информации, является автоматический съем информации о движении поездов и состоянии устройства ЖАТ. Преобладающий ручной ввод информации в действующих на железных дорогах автоматизированных системах управления перевозочным процессом не позволяет коренным образом улучшить показатели этих систем ни путем совершенствования программного обеспечения, ни переводом рабочих мест на современную аппаратную базу.
    Устройства ЦП современной системы ДЦ, основанные на профессиональных ПЭВМ, должны иметь мощные специализированные программные средства, объединяющие в единую структуру как функции обработки и формирования сигналов телемеханики, ввода и вывода информации, так и экспертной системы, работающей в реальном масштабе времени с базой данных, получаемой по каналам телемеханики. При этом программное обеспечение должно быть независимым от конфигурации и размеров управляемого участка и организации движения на нем, легко адаптироваться к конкретным условиям применения и отличаться только назначением АРМ для диспетчерского персонала соответствующей службы.
    Устройства каналов связи систем ДЦ должны быть составной частью аппаратуры АРМ, но в тоже время эти устройства должны допускать использование каналов передачи информации существующих на участке систем ДЦ, что дает возможность поэтапного внедрения новых систем ДЦ с последующим оборудованием участка новыми устройствами ЛП.

    Системы ДЦ нового поколения улучшают условия труда диспетчерского персонала, обеспечивают выполнение ряда функций в автоматическом и полуавтоматическом режимах, удобную форму ввода и отображения информации. Снижают утомляемость обслуживающего персонала. Улучшают показатели работы участков железных дорог, повышают безопасность движения поездов, позволяют сократить объёмы и сроки проведения проектных и строительных работ при вводе системы в действие.
    19. МПДЦ Темп

    Микропроцессорная диспетчерская централизация (МП ДЦ) предназначена для управления движением поездов на магистральном и промышленном железнодорожном транспорте. Система включает в себя функции традиционных систем диспетчерской централизации на железнодорожном транспорте, а также новые функции на основе передовых информационных технологий.
    МП ДЦ представляет собой современную, открытую модульную систему, легко адаптируемую к условиям железнодорожных участков при проектировании и реконфигурации (изменении путевого развития участков в процессе эксплуатации).
    Проектные решения МП ДЦ разработаны для совместной работы с существующими релейными и микропроцессорными устройствами железнодорожной автоматики без внесения изменений в их алгоритмы работы.
    МП ДЦ предназначена для реализации функций управления и контроля рассредоточенными объектами и применяется при диспетчеризации, автоматизации процессов управления движения поездов.
    МП ДЦ позволяет:
    -осуществлять диспетчерский контроль и/или управление на участке при организации, переносе или модернизации рабочих мест диспетчерского аппарата;
    -управлять соседними станциями с опорной станции (мини-ДЦ);
    -организовать региональные и/или дорожные центры диспетчерского управления с объединенных рабочих мест диспетчерского аппарата и включить их в информационную сеть;
    -передавать информацию о состоянии рассредоточенных объектов управления и контроля в вышестоящие и смежные системы в реальном масштабе времени. Структура МП ДЦ (Рис.1) иерархическая, обеспечивающая возможность использования системы на участках железных дорог любой конфигурации (линейной, радиальной, сетевой и их сочетаний) с выделением уровней: центрального поста (ЦП) и линейных пунктов (ЛП). Верхний уровень составляет аппаратура центрального поста, нижний – аппаратура линейных пунктов
    Центральный пост предназначен для: приема данных, передаваемых с линейных пунктов, о состоянии объектов управления и контроля; отображения состояния объектов и оперативной поездной ситуации; формирования и передачи команд управления линейным пунктам. ЦП состоит из трансляционного пункта и устройств отображения и управления (УОУ). Трансляционный пункт (ТП) – это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для приема, внутренней обработки и передачи командной и контрольной информации в МП ДЦ.
    Линейный пункт предназначен для: считывания данных о состоянии объектов управления и контроля; передачи данных о состоянии объектов центральному посту и/или их отображения на УОУ линейного пункта (если ЛП находится под управлением ДСП); реализации команд управления объектами, поступающих с ЦП и/или с УОУ линейного пункта.
    МП ДЦ «ТЕМП» представляет собой микропроцессорную систему кодового управления со спорадической посылкой сигнала телеуправления и спорадически-циклической передачей (с безусловным контролем переданной и принятой информации) известительных сигналов телесигнализации.
    Телесигнализация. Данные о состоянии объектов контроля и управления ЛП возникают в результате циклического опроса состояния всех этих объектов. При изменении состояния объекта трансляционный пункт ЛП определяет источник сигнала (стрелка, светофора, рельсовая цепь и т.п.) и производит кодирование его состояния. После определения номера объекта (каждый объект имеет свой уникальный идентификационный номер) ТП формирует и посылает сигнал телесигнализации на ЦП (а при наличии УОУ линейного пункта – и на УОУ) с информацией о новом состоянии объекта. Также раз в сутки трансляционный пункт ЛП посылает сигнал ТС (содержащий состояние всех объектов контроля и управления) на ЦП.
    Сигнал ТС содержит адрес получателя (ТП ЦП) адрес отправителя (ТП конкретного ЛП) и информацию о состоянии объекта(-ов).


    10. Навигатор

    Системы кодового управления объектами являются мощным средством повышения эффективности работы железнодорожного транспорта. Эти системы по обеспечению безопасности относятся ко второй категории устройств СЖАТ, т.е. к устройствам, от действия которых безопасность движения поездов непосредственно не зависит. Поэтому внедрение микропроцессорной техники быстрее и проще происходит именно в этой сфере.
    Микропроцессорная система кодового управления «Навигатор» (МСКУ «Навигатор») предназначена для телеуправления отдельными станциями, группой станций, удаленными районами станций, разъездами, блокпостами и другими устройствами.
    Внедрение МСКУ позволяет сократить оперативный персонал (дежурных) на станциях, разъездах, блок постах (исполнительных станциях) путем передачи их функций управления и контроля персоналу соседней или опорной станции (распорядительной). При этом, информация о ситуации на исполнительной станции может передаваться по телемеханическому каналу связи поездному или узловому диспетчеру. МСКУ состоит из двух промышленных компьютеров, работающих под управлением специального базового и прикладного программного обеспечения и соединенных каналами связи, основным и резервным. Один из компьютеров находится на распорядительной станции, второй находится на исполнительной станции. Посредством распорядительного компьютера оперативный персонал распорядительной станции осуществляет управление исполнительной станцией и контролирует состояния ее устройств: путей, стрелок, светофоров и др. Происходит это следующим образом (рис. 1).

    Рисунок 1 – Структурная схема МСКУ «Навигатор»
    При вводе оператором распорядительной станции (РС) команд управления (ввод осуществляется с помощью клавиатуры (КЛ) или манипулятора (М) типа "Мышь") центральный процессор (ЦП) распорядительного компьютера формирует соответствующую команду телеуправления (ТУ). Для увеличения надежности этой системы передача осуществляется по двум линиям связи. При нормальной работе используется основная линия связи (ЛСО), а при неисправности или обрыве основной используется резервная линия (ЛСР). Для приемо-передачи используются модемы (МО или МР). Команда посланная в линию принимается модемами исполнительной станции и передается на блок центрального процессора (БЦП). БЦП дешифрирует команду ТУ и обеспечивает автоматическое формирование последовательности команд для установки заданного маршрута (или любой другой команды)с дополнительной проверкой правильности действия устройств и манипуляций дежурного по станции. Затем, команды управления через модули вывода (МВ) исполнительного компьютера (ИК) передаются в систему электрической централизации (ЭЦ) для исполнения.
    Сбор информации о состоянии станционных устройств исполнительной станции ИС (путей, стрелок, светофоров и др.) производится циклически. БЦП исполнительного компьютера циклически обрабатывает через модули ввода (МВВ) состояние. Если произошло изменение состояния хотя бы одного объекта формируется сигнал ТС (спорадический способ передачи)и передается на распорядительную станцию.
    МСКУ "Навигатор" относится ко второй группе, т.е. к системам, от действия которых безопасность движения поездов непосредственно не зависит. Подача сигналов ТУ для реализации управляющих приказов осуществляется путем замыкания электрических цепей, эквивалентных нажатию кнопок пульт-табло ЭЦ. Ответственность за безопасность при таких принципах увязки МСКУ с ЭЦ несут устройства электрической централизации.
    Технические средства МСКУ представляют собой стандартное оборудование, специализация которого достигается за счет специального программного обеспечения, и за счет специального оборудования, к которому относятся (см. рис. 1):
    - М - модемы;
    - МВ - модули вывода команд ТУ;
    - МВВ - модули ввода сигналов ТС.
    Модемы (модуляторы - демодуляторы) на передающей станции предназначены для преобразования машинного цифрового кода в помехозащищенный код с целью передачи последнего по линии связи, а на станции приема - для обратного преобразования из физического кода в машинный. Модемы обеспечивают работу в режимах - симплекс, полудуплекс, полный дуплекс в соответствии с международным стандартом CC1TT V.21 со скоростью обмена 300 Бод.
    Модули вывода команд сигналов ТУ (МВ) являются оконечными устройствами реализации приказов ТУ исполнительного компьютера. Они служат для сопряжения на исполнительной станции компьютера с исполнительными устройствами системы электрической централизации. МВ обеспечивают коммутацию напряжения постоянного тока с индуктивной нагрузкой: Максимальное число МВ (по 24 сигнала управления каждый) -.32 шт.
    Модули ввода сигналов ТС (МВВ) предназначены для сбора информации о состоянии объектов исполнительной станции для формирования сигналов ТС исполнительного компьютера. При этом, они обеспечивают увязку контролирующих устройств электрической централизации с компьютером. Максимальное число модулей ТС (по 24 сигнала каждый) - 32 шт.
    Регламентом предусматривается пять режимов функционирования системы:
    - Телеуправление;
    - Автоматическая установка маршрутов;
    - Передача ответственных команд ТУ;
    - Автономное управление.
    Режим «Телеуправление» обеспечивает управление исполнительной станцией с распорядительной станции.
    Режим «Автоматическая установка маршрутов» - этом режим автоматического формирования последовательности сигналов ТУ для установки маршрутов пропуска или скрещения поездов на исполнительной станции после занятия поездом определенного участка и при соблюдении ряда условий, например соответствия отслеживаемого поезда графику движения. Управление работой исполнительной станции в этом режиме происходит без участия, но под контролем дежурного по распорядительной станции.
    Режим «Передача ответственных команд ТУ» предназначен для управление исполнительной станцией в условиях некоторых неисправностей устройств СЦБ (ложная занятость перегонов, стрелочных секций, нарушение порядка размыкания маршрута).
    Режим «Автономное управление» - обеспечивает возможность управления устройствами ЭЦ исполнительной станции при помощи местного пульт-табло (см. рис. 1). Переключение в режим автономного управления осуществляется нажатием пломбируемой кнопки на пульт-табло исполнительной станции.
    написать администратору сайта