Главная страница
Финансы
Экономика
Биология
Ветеринария
Сельское хозяйство
Медицина
Математика
Начальные классы
Информатика
Вычислительная техника
Право
Юриспруденция
История
Философия
Логика
Этика
Религия
Политология
Социология
Физика
Промышленность
Энергетика
Языки
Языкознание
Культура
Искусство
Автоматика
Связь
Электротехника
Химия
Воспитательная работа
Другое
Дошкольное образование
Экология
Строительство
Русский язык и литература
Классному руководителю
Геология
Физкультура
Доп
образование
Иностранные языки
География
Логопедия
Школьному психологу
Технология
ИЗО, МХК
Обществознание
Казахский язык и лит
Механика
ОБЖ
Музыка
Директору, завучу
Социальному педагогу
Психология

Погребенков_1курс_реклама и со. Билет Информационное право определение, предмет, объект, субъект, источники и принципы информационного права. Информационное право


Скачать 450.5 Kb.
НазваниеБилет Информационное право определение, предмет, объект, субъект, источники и принципы информационного права. Информационное право
АнкорПогребенков_1курс_реклама и со.doc
Дата10.02.2018
Размер450.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПогребенков_1курс_реклама и со.doc
ТипАнализ
#25954
страница1 из 6
  1   2   3   4   5   6

Билет 1.

Информационное право: определение, предмет, объект, субъект, источники и принципы информационного права.

Информационное право- это система социальных норм и отношений, которые возникают в информационной сфере и охраняются силой государства.

Информационное право как наука — это система научных знаний об информационном праве как подотрасли административного права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования. (не уверена, что это нужно, но решила не удалять)

Информационное право - новая комплексная отрасль права. Реклама и PR – подотрасли ИП.

Предмет информационного права – информационные отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов; производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.

Объекты информационного права:

  1. Информация

  2. Информационные процессы

  3. Информационные процессы и технологии ( информационно -телекомуникативные технологии и средства их обеспечения, базы и банки данных, их сети и т.д.)

Анализ информационной сферы и действующих в ней субъектов позволяет выделить три основные категории:

  1. Производители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг, собственники информационных систем и средств их обеспечения.

  2. Обладатели (держатели) информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, собственники информационных систем и средств их обеспечения.

  3. Потребители информации, информационных ресурсов, продуктов услуг.

Для всех субъектов, действующих в информационной сфере, устанавливается гражданско-правовая, административно- правовая и уголовная ответственность за неправомерное поведение в информационной сфере.

Источники информационного права

Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм.

Нормы информационного права содержатся в документах разной юридической силы: 

1. Международные договоры Российской Федерации; 
2. Конституция РФ; 
3. Законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы); 
4. Подзаконные акты (указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты министерств и ведомств); 
5. Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т.д. 

Примеры некоторых федеральных законов, напрямую связанных с информационным правом: ФЗ «Об информации, информатизации, защите информации», ФЗ «О СМИ», ФЗ «О рекламе», ФЗ « О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ», ФЗ « О телевидении и радиовещании» и многие другие.

Принципы Информационного Права

Принципы - это зафиксированные в правовых нормах основные начала, определяющие сущность и содержание данной отрасли права, придающие ей системный характер и позволяющие ей говорить о целостности механизма правового регулирования. 

Принципы, базирующиеся на Конституции РФ, - общеправовые, а все остальные -специальные. 
Выделяют следующие общеправовые принципы:


  1. Принцип приоритетности прав. 
    В информационном праве возможен как приоритет прав личности (ст. 2 Конституции РФ), так приоритет прав государства, например при столкновении интересов государства и личности в правоотношениях, когда требуется установить пределы осуществления права на тайну государства и тайну отдельно взятой личности.

  2. Принцип законности.

  3. Принцип ответственности (за нарушение прав и обязанностей).

Статья 3 Закона об информации устанавливает следующие принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации: 


  1. свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; 

  2. установление ограничений доступа к информации только федеральными законами; 

  3. открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; 

  4. равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации; 

  5. обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации; 

  6. достоверность информации и своевременность ее предоставления;

  7. неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

  8. недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами. 

Билет 2.

Структура информационного законодательства.

Информационное законодательство- это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в информационной сфере.

В целях реализации прав и свобод, принимаемые законодательные акты устанавливают гарантии, обязанности, механизмы зашиты и ответственность.

По уровню принятия нормативных правовых актов информационного законодательства и их действию в пространстве можно выделить федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления:

  1. Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.

  2. Источники информационного права на уровне субъектов РФ - это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

  3. Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

Информационное законодательство имеет вертикальную (по видам правовых актов) и горизонтальную (по отраслям законодательства) структуру.

Вертикальная структура строится исходя из принципа «верховенства закона»: нормы вышестоящего по иерархии акта обладают более высокой юридической силой и являются определяющими для соответствующих норм всех нижестоящих актов .

Иерархия информационного права:

1. Международные договоры Российской Федерации; 
2. Конституция РФ; 
3. Законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы); 
4. Подзаконные акты (указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты министерств и ведомств); 
5. Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т.д. 

«Горизонталь» структуры информационного законодательства выстраивается исходя из того, что оно включает в свой состав не только нормы, входящие в блок специальных нормативных актов по институтам информационного права, но и нормы других отраслей законодательства РФ. Анализ зарубежного опыта и проведенные в России исследования в этом направления лишний раз подтверждают, что информационное законодательство — комплексная отрасль, включающая как некоторые отрасли законодательства целиком и специальные нормативные акты, полностью посвященные проблемам информации, так и отдельные информационно-правовые нормы в актах других отраслей законодательства.

Билет 3

Определение понятия «закон». Разновидности законов и подзаконных актов.

Закон – Нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государственной власти в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Признаки закона:
1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;
2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;
4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Разновидности законов:
1. Конституционные

На основе конституционных законов строится и детализируется вся система НПА.
К числу конституционных законов относят прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. назва­но четырнадцать таких конституционных законов. Примером пос­ледних могут быть законы о Правительстве Российской Федера­ции (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъ­екта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для кон­ституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст.108 Конституции РФ).

В соответствии с Конституцией могут издаваться федеральные кон­ституционные (органические) законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя.
Федеральный конституционный закон – разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с соответствующими статьями Конституции.
Федеральный конституционный закон счита­ется принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнад­цати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
ФКЗ обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральными законами.
ФЗ не должны противоречить ФКЗ.

2. Обыкновенные

- это акты текущего законода­тельства, посвященные различным сторонам экономичес­кой, политической, социальной, духовной жизни общест­ва. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим и обес­печивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия - Конституционного Суда - и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных - юридических актов и тем самым осущест­вление во всех актах конституционных начал. законов

Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодифи­кационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный закон, который устанавли­вает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных от­ношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной от­расли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский процессу­альный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).

В федеративном государстве, каким является Россия, разли­чаются законы: а)федеральные законы- - те, которые принимаются фе­деральным законодательным органом - Федеральным Собранием - и распространяются на всю территорию Российской Федерации. Например, Федеральный закон «О милиции» Ст.1. «Милиция в РСФСР это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделённых правом применения мер принуждения. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел РСФСР».
б) законы субъектов Федерации(республиканские зако­ны, законы областей, краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяют­ся только на их территорию.
Так, кроме федерального Закона "О языках народов РСФСР" в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.
Подзаконные НПА - это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему.
Конкретизируют основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

Виды подзаконных НПА:

1. Общие


Это нормативно - правовые акты общей компетенции действия которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. Указы Президента, Постановления Правительства РФ и т.д.
2. Местные

(например: решения местных органов управления и самоуправления).
Это нормативно - правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограниченно подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановление совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.

3. Ведомственные

(приказы, инструкции, правила, положения, регламент)
распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно - кредитные, и другие )

4. Внутриорганизационные

(приказы, инструкции, правила, положения).

Это такие нормативно - правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определённых актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

Билет 4
Принципы классификации нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовые акты – изложенные в официальной письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права, т.е. обязательные для всех правила, рассчитанные на многократное применение

- законодательно понятие НПА не закреплено
- существуют в форме законов постановлений, распоряжений, правил, инструкций и положений
- не допускается издание в виде писем и телеграмм

Классификация НПА:

- по юридической силе
1. Законы
2. Подзаконные акты


- по содержанию
1. Отраслевые – семейное, уголовное, образовательное. Т.е. нормы 1 только отрасл. права
2. Межотраслевые - включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство -- примеры комплексных нормативно-правовых актов.

- по объему и характеру действия
1. Общего действия - охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
2. Ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
3. Исключительного/чрезвычайного действия - Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

- по субъектам их издающим
1. Законодательная власть (законы)
2. Исполнительная (подзаконные акты)
3. Судебная (юрисдикционные акты общего характера)

Билет 5
Алгоритм принятия и прохождения нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовые акты – изложенные в официальной письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права, т.е. обязательные для всех правила, рассчитанные на многократное применение

Законы и другие нормативные акты разрабатываются и при­нимаются в соответствии с установленной процедурой. В зако­нотворческой деятельности участвуют все ветви власти, феде­ральные и региональные органы государственного управления. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государ­ственной Думы, Правительство РФ, представительные (законо­дательные) органы власти субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ.

Правительство РФ составляет план законопроектных работ. При этом учитываются предложения федеральных органов ис­полнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и иных государственных организаций. Вносимые предложе­ния проходят экспертную оценку в Министерстве юстиции Рос­сийской Федерации с привлечением в необходимых случаях со­ответствующих институтов, организаций.

Предложения должны содержать:

• обоснование необходимости принятия закона;

• концепцию законопроекта, включающую в себя его об­щую характеристику и основные положения;

• этапы подготовки законопроекта и перечень соисполни­телей — разработчиков;

• срок представления законопроекта в Правительство РФ;

• ориентировочный срок внесения законопроекта в Госу­дарственную Думу.

Проекты законов и законодательных предложений направляются в Государственную Думу ответственными за их подготовку и представление в парламенте органами власти и подраз­делениями с приложением ряда документов:

• обоснование необходимости принятия;

• оценка их согласованности с другими нормами;         

• ожидаемые социально-экономические и иные последст­вия применения;

• финансово-экономическое обоснование.

При использовании права законодательной инициативы Пре­зидентом РФ проекты законов представляются Правительством РФ, Советом Безопасности, Главным государственно-правовым управлением Президента РФ.
Принятые Государственной Думой федеральные законы пе­редаются на рассмотрение Совета Федерации. В случае отклонения им закона (вето) палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий.

Вето Совета Федерации преодолевается Государственной Ду­мой при повторном голосовании не менее чем 2/3 голосов об­щего числа депутатов.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый парламентом закон направляется Президенту РФ. Если Президент его отклоняет, то Государственная Дума и Со­вет Федерации вновь рассматривают данный закон. В случае одобрения в ранее принятой редакции закона большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы он подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию в течение 7 дней.

Существует ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", согласно которому:
Статья 1. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.
Статья 2. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.
Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.
Статья 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.
Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.
Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
Статья 4. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
Статья 6. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Билет №7

Общая характеристика международных нормативно-правовых актов, имеющих отношение в рекламе и СО.

Международные правовые акты:

1. Международный пакт о гражданских и политических правах

2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод

3. Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ)

Международный пакт о гражданских и политических правах

-принят Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966г.

-вступил в силу 23.03.1976г.

3 основные положения, сожержащиеся в ст.19,20:

1.Права:

-право на свободу поиска и распространения информации: каждый Ч. имеет право на свободное выражение своего мнения, свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ и в любой разумной форме.

2.Ограничения:

-пользование правами может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являться необходимыми:

А) для уважения прав и репутации других лиц

Б) для охраны госбезопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения

3. Запреты:

-законом запрещается: пропаганда войны,разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод

- принята Советом Европы 4.12.1950г.

-в силу 3.09.1953г.

-содержит условия ограничения свободы распространения информации. При этом четко (в пяти пунктах) определяется, в каких случаях может ограничиваться свобода распространения информации.

-свобода распространения информации может ограничиваться в интересах:

А) Госбезопасности

Б) Территориальной целостности или общественного спокойствия

В) Защиты репутации или прав других лиц

Г) Предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально

Д) Обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия

Билет 8

Условия ограничения свободы распространения информации в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод является одним из основных документов Совета Европы. Этот международный договор подписан в 1950 году и вступил в силу 3 сентября 1953 года. Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы для каждого и обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией.

Содержит условия ограничения свободы распространения информации.

Ограничения в интересах:

  1. Государственной безопасности

  2. Территориальной целостности или общественного спокойствия

  3. Защиты репутации или прав других лиц

  4. Предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально

  5. Обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия.

Билет №9. (вытекает из 7ого)

Характеристика основополагающих нормативно-правовых принципов, изложенных в Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы (1970 г.).
      1. А. Статус и независимость печати и других средств массовой информации


1.Право СМИ на свободу выражения своего мнения

2.Обязанность властей в разумных пределах предоставлять обществу значимую информацию, а СМИ- сообщать какую и исчерпывающую информацию о государственных делах

3.Не должно быть ни прямой, ни косвенной цензуры, а также государственного контроля над содержанием СМИ.

4. Внутренняя структура средств массовой информации должна гарантировать свободу редакторов выражать свое мнение. Редакционная независимость должна быть защищена.

5. . Необходимо принять специальные меры для обеспечения свободы иностранных журналистов, включая персонал международных информационных агентств, с тем, чтобы дать общественности возможность получать точную информацию из-за рубежа. Эти меры должны распространяться на статус, обязанности и привилегии иностранных журналистов и должны включать в себя защиту от произвольной депортации. Они предполагают соответствующую обязанность иностранных журналистов точно освещать события.

В. Меры по обеспечению ответственности печати и других средств массовой информации

Печать и другие средства массовой информации обязаны выполнять свои функции с сознанием ответственности перед обществом и гражданами. Для этой цели желательно предусмотреть (там, где это еще не сделано):

1. профессиональную подготовку журналистов, которая должна находиться в ведении редакторов и журналистов;

2. кодекс профессиональной этики для журналистов; он должен охватывать, среди прочего, такие вопросы, как распространение точных и сбалансированных сообщений, исправление ошибочной информации, проведение четкого различия между распространяемой информацией и комментариями, недопущение распространения клеветнических утверждений, уважение права на частную жизнь, уважение права на справедливое судебное разбирательство, гарантированное статьей 6 Европейской Конвенции о правах человека.;

3. советы по печати, полномочные расследовать и даже пресекать случаи непрофессионального поведения, с целью осуществления саморегулирования самими органами печати.

С. Меры по защите гражданина от любого посягательства на его право на частную жизнь

1. Существует область, в которой осуществление права на свободу информации и свободу выражения своего мнения может вступать в противоречие с правом на уважение личной жизни, гарантируемым статьей 8 Европейской Конвенции о правах человека.3 Нельзя допускать, чтобы осуществление первого из этих прав приносило непоправимый ущерб последнему праву.

2. Право на личную жизни предоставляет собой главным образом право вести свою жизнь по собственному усмотрению при минимальном постороннем вмешательстве в нее. Оно касается личной, семейной и домашней жизни, физической неприкосновенности и духовной свободы личности, его чести и достоинства, необходимости не допускать, чтобы человека представляли в ложном свете, сохранения в тайне не имеющих отношения к делу неблагоприятных фактов, неразрешенной публикации частных фотографий, защиты от незаконного использования частной переписки, защиты от раскрытия информации, предоставленной или полученной на условиях конфиденциальности. Те лица, которые своими собственными действиями способствовали распространению информации, на что позднее они направили жалобу, не могут ссылаться на нарушение права на уважение личной жизни.

3. Особая проблема возникает в связи с необходимостью уважать личную жизнь общественных деятелей. Тезис “там, где начинается общественная жизнь, личная жизнь заканчивается” не является адекватным для охвата этой ситуации. Личная жизнь общественных деятелей должна защищаться, за исключением случаев, когда она может оказывать воздействие на общественно значимые события. То обстоятельство, что какое-либо лицо фигурирует в новостях, не лишает его права на уважение его личной жизни.

4. Еще одна особая проблема возникает в результате попыток получить информацию с помощью современных технических устройств (подслушивающих устройств, использования компьютеров и т.д.), которые наносят ущерб праву на уважение личной жизни. Требуется дальнейшее изучение этой проблемы.

5. В тех случаях, когда создаются региональные, национальные или международные банки компьютеризованных данных, гражданин не должен полностью лишаться защиты от посягательства на тайну его личной жизни в результате сбора для них информации. Банки данных должны ограничиваться необходимым минимумом информации, требуемой для целей налогообложения, пенсионных программ, программ социального обеспечения и аналогичных вопросов.

6. Чтобы противостоять этим опасностям, национальное законодательство должно предусматривать обеспечиваемое законом право предъявлять иск к лицам, несущим ответственность за такие нарушения права на уважение личной жизни.

7. Право на уважение личной жизни, гарантированное статьей 8 Конвенции о правах человека, должно защищать гражданина не только от вмешательства официальных властей, но и от вмешательства со стороны частных лиц или общественных институтов, включая средства массовой информации. Национальное законодательство должно включать положения, гарантирующие такую защиту.
Билет 10

Основные положения ПАСЕ (1984), заложившие фундамент взаимодействия специалистов по СО и журналистов в законодательных органах власти.
  1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта