Главная страница
Навигация по странице:

  • В.Ю. Меновщиков, кандидат психологических наук, докторант Психологического Института РАО

  • Этические проблемы, связанные с Консультантом

  • Этические проблемы, связанные с Клиентом

  • Этические проблемы, связанные с Обществом в целом

  • Выводы и заключение

  • Организация и проведение супервизии телефонного консультанта. Этические вопросы консультирования онлайн Меновщиков Виктор Юрьевич


    НазваниеЭтические вопросы консультирования онлайн Меновщиков Виктор Юрьевич
    Дата16.02.2018
    Размер26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОрганизация и проведение супервизии телефонного консультанта.doc.docx
    ТипСтатья
    #49787


    Этические вопросы консультирования онлайн


    Меновщиков Виктор Юрьевич

    29 Дек 2014 года

    Статья посвящена дискуссионной теме - этическим вопросам и проблемам, связанным с психологическим консультированием в интернет. Представлена авторская классификация и описание основных этических проблем в консультативно-психотерапевтическом процессе онлайн. Обозначены пути решения этических вопросов, перспективы адаптации зарубежного опыта в отечественной науке и практике.

    В.Ю. Меновщиков, кандидат психологических наук, докторант Психологического Института РАО

    Статья посвящена дискуссионной теме - этическим вопросам и проблемам, связанным с психологическим консультированием в интернет. Представлена авторская классификация и описание основных этических проблем в консультативно-психотерапевтическом процессе онлайн. Обозначены пути решения этических вопросов, перспективы адаптации зарубежного опыта в отечественной науке и практике.

    Ключевые слова: интернет-консультирование, этические проблемы, консультант, клиент, общество, профессиональные ассоциации, этические принципы, перспективы адаптации.

    Психологическое консультирование онлайн (в сети Интернет) усиленно развивается. При этом, в связи с новизной и малой изученностью темы, возникает масса дискуссионных вопросов. Часть из них касается этики применения консультирования онлайн.

    Различные этические вопросы были поставлены в целом в отношении профессионального использования Интернета почти с самого начала его использования. Есть неспецифические (например, лицензирование) и специфические этические проблемы, которые были идентифицированы как вызывающее беспокойство при осуществлении дистантного консультирования. Они включают конфиденциальность (например, безопасность информации о здоровье клиента), идентификацию (например, имеется ли у консультанта диплом и может ли он быть доступен клиенту или идентификация клиента), а также помощь в кризисных ситуациях и т.д.

    Поскольку перечень этических проблем достаточно широк и их описания все увеличиваются, мы предлагаем разделить все основные проблемы на 3 группы: 1. Проблемы, связанные с консультантом; 2. Проблемы, связанные с клиентом; 3. Проблемы, связанные с обществом в целом.

    Следует оговориться, что предлагаемая нами классификация достаточно условна и этические вопросы зачастую связаны между собой, взаимопроникают, пересекаются, вытекают один из другого. Опишем далее содержание каждого из обозначенных нами этических разделов.

    Этические проблемы, связанные с Консультантом

    Обучение, лицензирование и сертификация

    Одни из самых распространенных этических проблем в консультировании онлайн имеют отношение к вопросам лицензирования и сертификации поставщиков психологических сервисов на основе Интернета, будь то терапия, тестирование, или просто предоставление информации. Уже в начале бурного роста психологической помощи онлайн, Lloyd и Uecker указали, что Интернет – очень «хрупок» в этих областях, предоставляя относительно легкую возможность для шарлатанства и даже для того, чтобы вредить людям, с одной стороны, и для того, чтобы повредить целостности и качеству профессионального обслуживания, с другой [18], [29].

    Использование Интернета облегчает предложение психологических услуг для шарлатанов, или для профессионалов без достаточной подготовки, поскольку пользователь имеет очень немного возможностей для получения истинной и полной информации о поставщике услуг; следовательно, пользователи остаются незащищенными. Поскольку в некоторых случаях очень трудно обнаружить или отслеживать владельцев вебсайта, потенциал для мошенничества и эксплуатации в сети является большим. Неспособность к наложению цензуры, контроля, или регулирования Сети - дает возможность не только для шарлатанства, но и даже для воровства (информации и денег). Stricker, в социологическом исследовании консультирования онлайн, продемонстрировал ряд различных проблем, таких как обучение и экспертиза квалификации терапевта, оказывающего помощь в Интернет и др. Он также предложил несколько строгих предосторожностей в применении терапии онлайн [26]. Bloom, Murphy и Mitchell рассмотрели и проанализировали многочисленные этические проблемы, защищая принятие и максимальное осуществление строгих руководящих принципов для терапии онлайн, так же как и соответствующего обучения для врачей онлайн [8], [19].

    В то же время, Thomas, Forcht, и Counts отмечают что, Интернет не может положиться только на одни законы, нужны также этические правила. Из-за исключительной природы Интернета как терапевтического способа, важно чтобы поставщики помощи - службы психического здоровья - имели определенное обучение и опыт необходимый для консультирования с помощью Сети. Это является особенно критическим в терапии через электронную почту (индивидуальной или с группами) из-за природы отношений установленных на основе текста. Например, онлайн коммуникации могут вызвать эмоции и поведение, которые являются нетипичными в нормальных терапевтических ситуациях; и врачи (консультанты) должны быть к этому готовы [28].

    Zack отмечает: «Вообще, консультация онлайн вовлекает тот же самый общий процесс, как и консультация «лицом к лицу», таким образом, правила выдачи лицензий должны примениться как и в материальном мире» [32]. Однако, технические трудности и потребность в специальных навыках делают обслуживание онлайн, весьма отличным от традиционной психологической сессии. Поставщики психологического обслуживания онлайн должны получить соответствующее обучение и использовать специальные навыки в обеспечении их услуг.

    В отношении условий допуска к терапии онлайн, решение этого вопроса путем проверки сертификата (диплома) врача предлагали еще в 1997 году Ainsworth и Grohol, представители двух психологических ассоциаций онлайн. Они предложили врачам онлайн возможность регистрироваться у них и получать их мандат (свидетельство, сертификат), например, подтверждающий соответствующее образование и опыт. После проверки эти терапевты получили бы специальное изображение (знак), которое можно было бы представить на их вебсайте. Пользователи могли бы связаться с создателями (знака), чтобы проверить его подлинность[1].

    Действительно, такая практика начала приживаться за рубежом. В России пока не существует ни подобной этической практики, ни профессиональных ассоциаций, готовых взять на себя ответственность по обучению, проверке качества помощи и лицензированию профессионалов онлайн.

    Идентичность Консультанта.

    Продолжением предыдущего вопроса является другая этическая проблема, которая касается того, могут ли клиенты идентифицировать их консультанта через компьютерную связь на дистанции [25]. В ответ на это беспокойство, были представлены несколько решений. Во-первых, консультанты онлайн могут обеспечить доступ ко всем соответствующим свидетельствам и пунктам выдачи лицензий [15]. Этот процесс обеспечивает проверку мандата (лицензии), которая превышает то, что возможно в консультации FTF (т.е. «лицом к лицу»), поскольку клиент может немедленно отыскать лицензию консультанта и увидеть, имеет ли он разрешение (см. например, Cyberchoices.org). Во-вторых, онлайн консультирующие клиники осуществляют процесс проверки, который подтверждает идентичность консультанта через ряд пунктов выдачи разрешений и личных или профессиональных ссылок.

    Этические проблемы, связанные с Клиентом

    Идентификация Клиента

    Другие этические вопросы, касаются идентичности клиента. В Интернет среде клиенты имеют право остаться анонимными и уже показано, что анонимность способствует обращению за психологической помощью для ряда клиентов, которые, возможно, никогда бы за ней не обратились «очно». Например, люди, которые являются застенчивыми и сосредоточенными на самих себе; имеют «клеймо»; или страдают социальной фобией. В тоже время через Интернет к нам могут обращаться различные шутники и проверяющие; дети, играющие роль взрослых и т.д. и т.п. При подозрении на такого рода обращение возникает реальная потребность проверки идентичности клиента.

    В зарубежной литературе, посвященной данной этической проблеме показано, что есть способы подтвердить идентичность клиента. Клиенты обычно платят за услуги консультации на дистанции через чек или кредитную карточку, и время от времени страхованием, все эти способы раскрывают имя клиента и его адрес. В связи с этим некоторые профессионалы онлайн заявляют, что способность идентифицировать клиента в дистантном консультировании увеличена [11]. Кроме того, консультанты на дистанции имеют возможность получить копии водительских прав клиента, свидетельства о рождении, и карты социального обеспечения через факс или электронной почтой. Консультанты могут сравнить подписанную форму соглашения с подписью на водительских правах клиента. Способность идентифицировать клиентов через технологию на дистанции настолько разнообразна, что один из экспертов заявляет: «Можно утверждать, что клиенты онлайн могут обеспечить более точную информацию, чем те, кто посещает клиницистов лично. Врачи вообще никогда не спрашивают подтверждение идентификации от их клиентов, и если клиент (FTF) сам платит за терапевтические услуги, он может легко обеспечить полностью фиктивную информацию относительно идентичности и местоположения» [11.С.41].

    Наконец, есть некоторое беспокойство, что клиент самозванец может занять место реального клиента в консультации на дистанции, «украсть идентичность». Однако, это также маловероятно по следующим причинам: (1) самозванец, вероятно, будет иметь другой стиль письма, манеру речи, и голоса отличные от истинного клиента; (2) консультанты будут в состоянии различить, знаком ли человек с темпом и содержанием предшествовавшего длительного диалога; и (3) есть вероятно дополнительные препятствия, типа нехватки мотивации для того, чтобы сделать так, и (4) реальный клиент имеет защищающий пароль доступа к консультанту.

    В России пока имеются трудности как с адаптацией самой технологии помощи онлайн, так и с оплатой этой помощи с использованием кредитных карт и т.п. Однако, на наш взгляд, это является лишь временным явлением и просто этапом внедрения новой технологии, который успешно будет пройден в ближайшее время.

    Проблема сохранения тайны и секретности (конфиденциальность)

    Хотя эта проблема привлекла большое внимание относительно недавно, особенно из-за массового количества коммерческих сделок в Сети, фактически все поставщики психологических услуг (например, таких как информационные ресурсы, терапия, тестирование), используют не защищенные вебсайты. Это означает что информация (содержание сессии) - обычно очень частная и чувствительная - может быть перехвачена чужими людьми или операторами системы где-нибудь в Сети или с компьютера, где эта информация сохраняется незащищенной. Эта проблема особенно касается клиентов, которые смущаются раскрывать информацию из-за оправданного беспокойства о конфиденциальности. Еще раз повторим, что в 1996 году Stricker, в социологическом исследовании консультирования онлайн, продемонстрировал ряд различных проблем, таких как сохранение тайны и конфиденциальности клиента [26].

    Конфиденциальность является важной проблемой в дистантном консультировании. Она включает и безопасность коммуникаций и записи о клиентах. Однако, некоторые консультанты считают, что консультирование на дистанции дает большую безопасность, чем консультация FTF. Предполагается, что FTF коммуникации часто ставятся под угрозу «случайными нарушениями безопасности», типа людей, подслушивающих за дверью консультативного офиса, или просто людьми, находящимися поблизости [11.С.42]. Клиенты могут быть замечены другими в комнате ожидания клиники, или у входа в офис консультанта. В этих случаях консультант фактически не может повлиять на конфиденциальность. Кроме того, в консультировании FTF, отчеты часто сохраняются в запертом картотечном блоке. Там безопасность минимальна, поскольку файлы - доступны любому человеку с ключом, ломом, или владеющим ноу-хау, чтобы открыть замок.

    Напротив, дистантное консультирование предоставляет меньше возможности «случайных» нарушений безопасности [11, С.43]. Нет никакой комнаты ожидания или офиса, вокруг которого мог бы быть замечен клиент. Кроме того, относительно специфики коммуникаций можно сказать, что их природа такова, что они затрудняют нарушение конфиденциальности. Например, даже если бы кто-то должен был бы подслушать консультанта или клиента, говорящего по телефону в течение сессии, слушающий человек преуспел бы только в том, что услышал бы половину беседы.

    Возможности человека, врывающегося в систему Интернета, чтобы получить доступ к консультативным отчетам, минимизированы несколькими факторами. Во-первых, только чрезвычайно опытные люди имеют специальные знания или способности поставить под угрозу текущую безопасность интернет-информации. Во-вторых, побуждение таких людей, чтобы ворваться в эти системы должно быть связано с финансовой выгодой. Это вряд ли касается отчетов, содержащих консультативную информацию [11]. Кроме того, факт, что многие банки и фирмы обменивают финансовую информацию по Интернету каждый день, служит основанием к общей вере в то, что интернет-информация, находится в достаточно безопасной среде.

    Оценка эмоционального и психического статуса клиента

    Имеются ограничения интернет среды, для того чтобы точно оценить эмоциональный и психический статус клиента. И это создает другую этическую проблему, поскольку существует ряд ограничений на работу с клиентом онлайн [10]. Неверный диагноз, например, принятие эндогенного депрессивного расстройства за «невинное» снижение настроения или психоза за невроз, может привести к неоправданным консультативным действиям, ухудшению состояния клиента.

    Соответственно, психолог должен знать об этих ограничениях, так же как знать о том, как справиться с ними, чтобы обеспечить качественное обслуживание. Эти вопросы связаны с вопросами оказания помощи в кризисных ситуациях, на которых мы остановимся ниже.

    Суицидальные клиенты или клиенты, представляющие собой угрозу для других

    Есть две этические проблемы, касающиеся самоубийц или опасных клиентов. Прежде всего, это проблема того, способны ли консультанты на расстоянии к обеспечению подходящей терапии людям, находящимся в кризисе, или имеющими суицидальные намерения. Вторая проблема касается, того достаточно ли дистантное консультирование для того, чтобы выполнить этические обязанности предостеречь или сообщить (в официальные инстанции), если возникает ситуация, при которой сообщение становится необходимым, в силу угрозы, которую несет состояние клиента другим людям.

    Имеются различные философские подходы по отношению к проблеме обращения кризисного клиента онлайн. В то время как дистантное консультирование, возможно, не лучший способ для того чтобы иметь дело с такими клиентами, некоторые консультанты считают, что лучше что-то, чем ничего.

    Факт, что некоторые клиенты могут отказаться или быть неспособными получить помощь в иной манере кроме консультации на дистанции, сделал дистантное консультирование чрезвычайно выгодным для части консультантов наиболее обеспокоенных проблемами оказания экстренной помощи. Например, Samaritans, группа добровольцев в Англии, отмечает, что потенциал консультирования на дистанции «обеспечивает эмоциональную поддержку любому человеку, который является суицидальным или отчаявшимся» через телефон и онлайн консультирование [14.С.328].

    Вторая проблема касается способности консультантов, использующих консультативную технологию на дистанции обеспечить чрезвычайный ответ, то есть, эффективно ответить на запросы клиента, который является угрозой себе или другим. Это, в том, числе, связано с возможностью определения настоящего имени и местонахождения клиента для того, чтобы оказать ему реальную помощь.

    Хотя некоторые считают, что дистантное консультирование это практика, где клиенты всегда анонимны[14], другие эксперты полагают, что консультирование на дистанции имеет преимущество в отношении идентификации клиента и ответа на кризисные ситуации, заявляя: «Поскольку онлайн клиент обычно вводит номер кредитной карточки или номер страхового счета, терапевты фактически имеют более точную, современную, и доступную информацию относительно местоположения клиента, чем в ситуации «лицом к лицу». Фактически, некоторые e-клиники обеспечивают механизм, который немедленно даст возможность терапевтам войти в контакт с полицией, больницей, или чрезвычайными службами находящимися близко к местоположению клиента» [11.С.42].

    То есть, в ситуации, где клиент - угроза себе или другим, консультант должен действовать в той же самой манере, как будто это была бы сессия FTF: связаться с властями и попытаться предупредить стороны о потенциальной опасности. В России подобная практика уже существует в отношении телефонного консультирования. Вероятно, ее распространение и на консультирование онлайн.

    Проблема интернет-пользователя, остающегося без непосредственной (лицом к лицу или онлайн) поддержки

    Существует проблема интернет-пользователя который вынужден оставаться перед индивидуальной психологической информацией без непосредственной (лицом к лицу или онлайн) поддержки. Это верно как для использования информации о психологической проблеме, так и для трактовки результатов теста. В обоих случаях, информация может быть трудно принимаема и может вызывать эмоциональные трудности.

    Хотя эта проблема, на наш взгляд, действительно может вызвать затруднения, есть способы минимизации риска и вредных последствий такой ситуации. Например, существуют способы контакта с клиентом онлайн, но в реальном времени, через чат или с использованием видеоконференции. То, есть консультанты онлайн способны организовать получение клиентом немедленной обратной связи.

    Этические проблемы, связанные с Обществом в целом

    Предоставление психологических услуг в Интернете продвигает использование компьютеров

    Предоставление психологических услуг в Интернете косвенно продвигает использование компьютеров. Это можно рассмотреть как антиобщественную деятельность, потому что это - в отличие от голосования - напрямую противоречит призывам к уменьшенному или ограниченному использованию Интернета вследствие его предполагаемого отрицательного влияния. В дополнение к предварительно полученным данным относительно возможного негативного эмоционального и социального эффекта на семьи и отдельных людей, Kraut и Sherer и другие исследователи указывают на следующие ключевые отрицательные проблемы [17], [21]. Первая из них - интенсивное использование Интернета дает возможность снабжения пользователей «отрицательными материалами» легко находимыми в Сети, типа порнографии, и это может быть привлекательным для пользователя, стать вредной привычкой [4], [6], [7]. Во-вторых, интенсивное использование Интернета, особенно в активной и диалоговой коммуникации, может вызвать зависимость [9], [12], [16], [31]. Это явление особенно может характеризовать онлайн услуги касающиеся поддержки и деятельности по самопомощи [13], [24], [30]. Все это - серьезные проблемы, и профессиональное сообщество психологов (терапевтов) онлайн, конечно, должно будет найти способы для того, чтобы справиться с ними.

    Выводы и заключение

    Подобно FTF консультированию, в консультации на дистанции есть многочисленные этические проблемы, многими из которых необходимо управлять и для этого нужно быть «подготовленным и добросовестным консультантом» [32]. Например, поддержание конфиденциальности, обращение с кризисом, идентификация клиента и т.п. Эти этические проблемы, хотя и вызывают напряжение, могут быть восприняты по-другому и из них можно извлечь определенные выгоды, используя расстояние для оказания квалифицированной помощи нетипичным группам клиентов [32], [11]. Однако, полное профессиональное согласие относительно ряда этических проблем и их восприятия еще находится на рассмотрении профессионального сообщества. Следует заметить, что предшествующее обсуждение, дает представление только о части этических вопросов и типичных примерах этических проблем, которые волнуют отдельных профессионалов и профессиональные ассоциации [5]. Для того, чтобы справиться с этическими проблемами Профессиональные ассоциации за рубежом издали этические руководящие принципы относительно использования Сети в предоставлении различных сервисных услуг (см. [27], [3], [23]. Эти руководящие принципы играют дополнительную специальную роль в разъяснении стандартов помощи в Сети [20], [22]. Несмотря на бурное развитие предложения психологической помощи онлайн, подобная работа в России пока не ведется и есть настоятельная необходимость как информирования профессионалов о существующих этических проблемах в сети Интернет, так и адаптации зарубежных этических принципов на отечественной почве, в том числе через профессиональные психологические сообщества.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Ainsworth M., Grohol J. Credentials check [on-line]. 1997. Электронная версия: http://www.cmbc.com/check

    2. ACA code of ethics. American Counseling Association. Alexandria, 2005.

    3. APA statement on services by telephone, teleconference, and Internet: A statement by the ethics committee of the American Psychological Association. American Psychological Association. 1997, November. Электронная версия: http://www.apa.org/ethics/stmnt01.html

    4. Barak A., Fisher W. A. Effects of interactive computer erotica on men's attitudes and behavior toward women: An experimental study. // Computers in Human Behavior. 1997. №.13, P.353-369.

    5. Barak A. Psychological applications on the Internet: A discipline on the threshold of a new millennium. // Applied & Preventive Psychology. 1999. №.8, P. 231-245.

    6. Barak A., Fisher W. A., Belfry S., Lashambe D. R. Sex, guys, and cyberspace: Effects of Internet pornography and individual differences on men's attitudes toward women. // Journal of Psychology and Human Sexuality. 1999. № 11, P. 63-92.

    7. Binik Y. M., Cantor J., Ochs E., Meana M. From the couch to the keyboard: Psychotherapy in cyberspace. // In S. Kiesler (Ed.), Culture of the Internet. Mahwah, N J: Erlbaum.1997. P. 71 - 100.

    8. Bloom W. J. The ethical practice of WebCounseling. // British Journal of Guidance and Counselling. 1998. № 26, P. 53-59.

    9. Brenner V. Psychology of computer use: XLVII. Parameters of Internet use, abuse and addiction: The first 90 days of the Internet use survey. // Psychological reports. 1997. № 80, P. 879-882.

    10. Centore A. J. Distance Counseling: Perceived advantages and disadvantages among christian Counselors. A Dissertation Presented to the Faculty of Liberty University In Partial Fulfillment of The Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy, March 2006.

    11. Derrig-Palumbo K., Zeine F. Online therapy: A therapist's guide to expanding your practice. New York: W. W. Norton. 2005.

    12. Fenichel M. "Internet addiction": Addictive behavior, transference or more? [On-line]. 1997. Электронная версия: http://web0.tiac.net/biz/drmike/addiction2.shtml

    13. Huang M. E., Alessi N. E. The Internet and the future of psychiatry. // American Journal of Psychiatry. 1996. № 153, P. 861-869.

    14. Hughes R. S. Cybercounseling and regulations: Quagmire or quest? // In J. Bloom & G. Walz (Eds.) Cybercounseling and cyberlearning: Strategies and resources for the millennium. Greensboro: American Counseling Association. 2000.

    15. Jencius M., Sager, D. E. The practice of marriage and family counseling in cyberspace. // The Family Journal. 2001. V.9, №3, P. 295-301.

    16. King S. A. Is the Internet addictive, or are addicts using the lntemet? [on-line] 1996. Электронная версия: http://rdz. stjohns.edu/-storm/iad.html

    17. Kraut R., Patterson M., Lundmark V., Kiesler S., Mukopadhyay T., Scherlis W. Internet paradox: A social technology that reduces social involvement and psychological well-being? // American Psychologist. 1998. № 53, P. 1017 - 1031.

    18. Lloyd M. G. Have you had a long-distance therapeutic relationship? You will. // Ethics and Behavior. 1996. № 6, P. 169-172.

    19. Murphy L. J., Mitchell D. L. When writing helps to heal: e-mail as therapy. // British Journal of Guidance and Counseling. 1998. № 26, P. 21-32.

    20. Shapiro D. E., Schulman C. E. Ethical and legal issues in e-mail therapy. // Ethics & Behavior. 1996. № 6, P. 107-124.

    21. Sherer K. College life on-line: Healthy and unhealthy Internet use. // Journal of College Student Development. 1997. № 38, P. 655-665.

    22. Sleek S. Online therapy services raise ethical questions. // APA Monitor. 1995, November. P. 22-23.

    23. Standards for the ethical practice of web counseling. National Board for Certified Counselors. 2001. Электронная версия: http://www.nbcc.org/ethics/wcstandards.htm

    24. Stein D. J. Internet addiction, Internet psychotherapy. // American Journal of Psychiatry. 1997. № 154, P. 890.

    25. Stofle G. S. Choosing an online therapist: A step-by-step guide to finding professional help on the web. USA: White Hat. 2001.

    26. Stricker G. Psychotherapy in cyberspace. // Ethics and Behavior. 1996. № 6, P. 169, 175-177.

    27. Suggested principles for the online provision of mental health services. International Society for Mental Health Online. 2001, January. Электронная версия: http://www.ismho.org

    28. Thomas D. S., Forcht K. A., Counts, R. Legal considerations of Internet use-Issues to be addressed // lnternet Research: Electronic Networking Applications and Policy. 1998. № 8, P. 70-74.

    29. Uecker E. Z. Psychodynamic considerations of online counseling. Perspectives: A Mental Health Magazine, January- February 1997 IOn-line]. Электронная версия: http:// www.cmhc.com/perspectives/articles/artO 1971 .htm

    30. Woo J. The hazards of staying on the Net for too long IOn-line]. 1996. Электронная версия: http://home.hkstar.com/ -joewoo/hazard.html

    31. Young K. S. Psychology of computer use: XL. Addictive use of the Internet: A case that breaks the stereotype. // Psychological Reports. 1996. № 79, P. 899-902.

    32. Zack J. Online counseling: The future for practicing psychologists? // National Psychologist. 2002, September/October. V.11, №5, P. 6B-8B.
    написать администратору сайта