Главная страница
Навигация по странице:

  • Т. С. Комиссарова

  • А. В. Островский Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СПбГУТ Комиссарова, Т. С.

  • УДК 621.39(09)(075.8) ББК 32.88(09)я73

  • Тема 1. ПРОСТЕЙШИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ

  • Методические рекомендации

  • Федеральное агентство связи


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеФедеральное агентство связи
    Дата07.01.2019
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРї.133 Комиссарова Рў.РЎ., Фролов, Мосеев.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #53987
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

    Федеральное государственное

    образовательное бюджетное учреждение

    высшего профессионального образования

    «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

    им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»

    Т. С. Комиссарова

    В. И. Мосеев

    В. Н. Фролов
    ИСТОРИЯ МИРОВОЙ

    И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СВЯЗИ
    Методические рекомендации

    к практическим занятиям

    СПб ГУТ )))
    Санкт-Петербург

    2012

    УДК 621.39(09)(075.8)

    ББК 32.88(09)я73

    К63
    Рецензент

    доктор исторических наук, профессор

    А. В. Островский


    Рекомендовано к печати

    редакционно-издательским советом СПбГУТ

    Комиссарова, Т. С.


    К63
    История мировой и отечественной связи: методические рекомендации к практическим занятиям / Т. С. Комиссарова, В. И. Мосеев, В. Н. Фролов. – СПб. : Изд-во СПбГУТ, 2012. – 43 с.
    Приведены темы практических занятий, рекомендации по выполнению и необходимая литература.

    Предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям и зачету по дисциплине «История мировой и отечественной связи» студентов-бакалавров, обучающихся по всем направлениям.
    УДК 621.39(09)(075.8)

    ББК 32.88(09)я73

     Комиссарова Т. С., Мосеев В. И., Фролов В. Н., 2012

     Федеральное государственное образовательное

    бюджетное учреждение высшего профессионального

    образования «Санкт-Петербургский

    государственный университет телекоммуникаций

    им. проф. М.А. Бонч-Бруевича», 2012

    ВВЕДЕНИЕ

    Наш вуз был создан в 1930 г. по решению Совета Народных Комиссаров.1 Первоначальное название – Ленинградский институт инженеров связи (ЛИИС). Его создание не случайно совпало по времени с первыми пятилетками и начавшейся индустриализацией: требовались специалисты-электротехники и качественные изменения в технических средствах связи.

    В 1940 г. в названии вуза (Ленинградский электротехнический институт связи – ЛЭИС) было увековечено имя М. А. Бонч-Бруевича (1888–1940), одного из основоположников отечественной радиотехники. В 30-е годы он руководил радиофакультетом и являлся заместителем директора института по учебной части.

    В 1993 г. ЛЭИС получил статус университета и тогда же появилось новое название: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ). В этом названии отражена современная потребность не только в специалистах-электротехниках, но и в специалистах в области информационных систем, компьютерных технологий,2 т. е. направлениях, ставших главными в образовательном процессе вуза.

    Качественная подготовка специалистов включает в себя ряд условий, в том числе наличие знаний по истории развития науки и техники, особенно в тех областях, которые являются профессией выпускника вуза. Исходя из этого, в СПбГУТ на всех факультетах введен специальный курс «История мировой и отечественной связи».

    Понятие «связь» является многозначным термином и в широком смысле определяется как взаимодействие или общение с помощью природных (естественных) или технических средств. Поэтому можно считать, что средства общения (связи) в природе появились вместе с зарождением жизни и совершенствовались с эволюцией всего живого на Земле.

    На уровне высокоорганизованных животных мы наблюдаем определенное взаимодействие, достаточно разнообразное общение с помощью знаков, жестов, символов и звуков, заложенных на генетическом уровне. В то же время человека от животных отличают осмысленные действия и речь. Таким образом, можно говорить о появлении визуальной и звуковой связи уже на заре развития человеческой общности. С развитием человечества и освоением новых территорий возросла дальность передачи сообщений: появились гонцы, барабаны, дудки, трубы и т. п. С ростом объема информации возникла письменность (произошло отделение информации от человека), которую можно рассматривать как один из первых способов сохранения информации вне памяти человека.

    Вместе с развитием цивилизации необходимость в обмене информацией только возрастала, что привело к появлению разнообразных способов передачи сообщений. Это же относится и к средствам записи и обработки информации. Связь нужна была не только быстрой, но и действующей на максимально возможное расстояние. Это требование отразилось в названиях постепенно формировавшихся основных видов связи, где присутствует греческое слово «теле» (вдаль, далеко) – телеграфирование (запись на расстоянии), телефонирование (передача речи на расстояние), телевидение (передача изображений на расстоянии). Кроме того, к основным видам связи относятся почта, радио и Интернет.

    Наш университет готовит специалистов в области современных систем передачи и приема информации, объединяемых понятием «телекоммуникации». В широком смысле слова телекоммуникации – это средства дистанционной передачи информации (радио, телевидение, телефония, телеграф, телетайп, телекс, телефакс и другие). Впервые этот термин в 1904 г. предложил Эдуард Эстонье (1862–1942), директор Высшей школы почт и телеграфов Франции.3 Таким образом, с понятием «телекоммуникации» тесно взаимодействует понятие «информация», значение которой резко возросло на рубеже XX–XXI вв.

    Понятие «информация» (лат. informatio – разъяснение, изложение) можно рассматривать в научном4 и общеупотребительном (разговорном) смыслах. В последнем случае под информацией понимаются сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.5

    XXI век невозможно представить без различных систем связи, объединяемых понятием «телекоммуникации». Однако редко кто задумывался, какой огромный путь развития прошла эта сфера человеческой деятельности. Авторы стремятся дать необходимые рекомендации студентам при изучении истории основных видов связи, развитие которых начиналось с разных форм простейших средств связи. Оно получило продолжение в XIX в. в системах электросвязи, реализовавших процесс передачи данных на новом уровне.

    В зависимости от способа представления информации системы связи можно подразделять на знаковые (телеграф, телефакс), звуковые (телефон), видео и комбинированные системы (телевидение). Наиболее развитой системой связи в наше время является Интернет.

    Высокая динамичность развития информационных технологий, сфер и областей их применения вызвала ряд социокультурных проблем,6 привела к появлению в рамках концепции постиндустриального общества7 ряда новых теорий,8 в том числе теории информационного общества. Общими признаками такого общества называются: умственная технология как ведущая (на предыдущих этапах: ручной труд; механизированная технология); широкое использование вычислительной техники для решения задач; увеличение скорости обмена информацией, разработка новых средств ее передачи; увеличение числа людей, вовлеченных в этот процесс; равные возможности в доступе к информации всех слоев населения и др. Главная тенденция изменения технологических процессов – возрастание автоматизации, постепенная замена неквалифицированного труда работой машин и компьютеров.

    В этой связи обращено внимание на приоритетные направления развития современных телекоммуникаций, на новейшую литературу, а также на персоналии, сыгравшие выдающуюся роль в истории связи.

    Знание истории телекоммуникаций в дополнение к специфическим профессиональным знаниям решает и мировоззренческую, общекультурную задачу. Ведь средства коммуникации создавались усилиями многих ученых, инженеров, изобретателей всех развитых стран планеты. Мир коммуникаций интернационален и с его помощью человечество начинает преодолевать накопившуюся вражду и недоверие между народами.

    Цель издания – передача студентам совокупности знаний в сфере истории телекоммуникаций, развитие кругозора, способности к индивидуальным творческим решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей.

    Тема 1. ПРОСТЕЙШИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ

    1. Язык как средство связи.

    2. Системы передачи информации звуковыми средствами.

    3. Системы передачи информации визуальными средствами.

    Список литературы

    1. Куле, К. СМИ в Древней Греции. Сочинения, речи, разыскания, путешествия / К. Куле. – М. : НЛО, 2004. – 256 с.

    2. Ловелл, Д. Великая китайская стена / Д. Ловелл. – М. : АСТ, 2008. – 442 с.

    3. Островский, А. В. История мировой и отечественной связи: учеб. пособие / А. В. Островский. – СПб. : Изд-во СПбГУТ, 2011. – С. 6–21.

    4. Торп, Н. Тайны древних цивилизаций / Н. Торп, П. Джеймс. – М. : Эксмо, 2007. – 864 с.

    5. Хаген, В. Вф. Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки / В. Вф. Хаген. – М. : Центрполиграф, 2012. – 538 с.

    Методические рекомендации

    При рассмотрении первого вопроса следует иметь в виду, что стремление передавать информацию на максимально возможное, практически неограниченное расстояние существовало еще до возникновения ранних цивилизаций. Ученые отметили, что первые системы восприятия информации – это слух и зрение. Общение между людьми начиналось с отдельных звуков, жестов, мимики, положивших начало простейшим средствам связи. Подчеркните, что все средства связи можно разделить на два вида: естественные (язык) и искусственные (механические и электрические), возникшие как результат развития человеческого общества.

    В этой связи обратите внимание на проблему антропогенеза. Оцените роль факторов, завершающих процесс выделения человека из животного мира: овладение человека огнем и появление языка, которое можно рассматривать как первую информационную революцию. Подчеркните отличие языка человека как знаковой системы от «языка» других животных:

    • язык человека имеет социальную природу. Его формирование и развитие связано с совместной деятельностью и общением людей9 (у животных «язык» врожденный, у человека приобретенный);

    • знаковые системы животных закрыты. В каких-то случаях животные могут воспринять новые знаки от человека и даже с успехом пользоваться полученными символами (обезьян-шимпанзе удавалось обучить языку глухонемых на уровне лексикона двухлетнего ребенка). Однако выйти за пределы полученных знаний животные не могут.

    Языки человека обладают открытостью, способны к неограниченному развитию: люди изобретают все новые символы, внедряют их в коммуникацию, хранят с их помощью информацию.

    Переходя ко второму вопросу, обратите внимание на то, что необходимость передачи информации в условиях усложнения форм организации человеческих коллективов (стадо, род, племя, союзы племен, полисы, государства, империи) повлияла на эволюцию простейших средств связи. Помимо естественных средств связи начинают использоваться механические (звуковые и визуальные).

    Приведите примеры звуковых средств связи, которые делятся на ударные и духовые.

    Какие из этих средств использовались в Древней Руси?

    При рассмотрении третьего вопроса вспомните, что относится к простейшим визуальным средствам. Покажите, почему простейшая оптическая (от греческого «зрительное восприятие») связь была более совершенной по сравнению со звуковой сигнализацией. Перечислите, в каких случаях и какие средства визуальной сигнализации использовались в Древнем мире; какие из них использовались в Древней Руси.

    Какова эволюция простейших визуальных средств и какие из них сохранили значение и в современности?

    Отметьте, как простейшие средства связи улучшали управление обществом и обеспечивали прогресс в его развитии.

    Подумайте, применяются ли они и где в современных условиях.

    Хроника10

    1,3–1,6

    млн лет

    Возраст самых древних следов использования человеком огня

    Исторически первое средство

    оптической связи

    80–32

    тыс. лет назад

    Появление искусственных способов

    добывания огня

    Изучено 5 древних способов его добычи: выскабливание (огневой плуг); выпиливание (огневая пила); высверливание (огневое сверло с разными вариантами);

    высекание, получение огня сжатым воздухом (огневой насос)

    III–II тыс. до н. э.

    Микены

    Появление зеркал из полированного металла

    (бронза, серебро), ставшее также и одним

    из средств визуальной связи

    IX в. до н. э.

    Ассирия

    Появление колокола как звукового

    cредства связи

    III в. до н. э.

    –XIV в. н. э.

    Птолемей II

    Строительство и функционирование

    маяка на острове Форос

    (второе в мире по высоте сооружение

    после Великой пирамиды и единственное

    по сложной отражательной системе

    сооружение такого типа: его свет наблюдался на расстоянии 60 км)

    XI в.,

    XIV в.

    Китай

    Европа

    Появление огнестрельного оружия,

    которое использовалось

    и как средство звуковой сигнализации

    Тема 2. ПОЧТА

    1. Предпосылки зарождения и развитие почты (Древний мир, Средневековье).

    2. Почта в эпоху индустриализации.

    3. Отечественная почта.

    Список литературы

    1. Быков, М. Тройка – не птица / М. Быков // Русский мир.ru. –2012. – № 1. – С. – 64–69.

    2. Вигилев, А. Н. История отечественной почты / А. Н. Вигилев. – М. : Радио и связь, 1990. – 312 с.

    3. Государство инков: почта бежит / www.agesmistery.ru/node/1596

    4. История информационной политики России в документах: от Соборного Уложения 1649 г. до октября 1917 г.: сборник. – М. : Хроникер, 2009. – 454 с.

    5. Ловелл, Д. Великая китайская стена / Д. Ловелл. – М. : АСТ, 2008. – 442 с.

    6. Нерсесов, Я. Н. Тайны Нового Света: От древних цивилизаций до Колумба / Я. Н. Нерсесов. – М. : Вече, 2006. – 320 с.

    7. Островский, А. В. История мировой и отечественной связи: учеб. пособие / А. В. Островский. – СПб. : Изд-во СПбГУТ, 2011. – С. 18–31, 152–179.

    8. Ступакова, Ю. В. Влияние почтово-телеграфной реформы 1884 г. на организацию почтовой службы в России / Ю. В. Ступакова // Почтовая связь. Техника и технологии. – 2010. – № 7. – С. 21–25.

    9. Хаген, В. Вф. Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки / В. Вф. Хаген. – М. : Центрполиграф, 2012. – 538 с.

    10. Шамин, С. Письма, грамотки, куранты: первые регулярные почты в России / С. Шамин // Родина. – 2001. – № 12. – C. 10–15.
      1   2   3   4   5   6   7
    написать администратору сайта