Главная страница
Навигация по странице:

  • 53. Формирование расходов бюджетов. Виды расходов.

  • Текущие расходы

  • Капитальные расходы бюджетов

  • 55. Понятия: дотация, субсидия, субвенция и источники их финансирования. Формы расходов бюджетов

  • Дотация

  • 56. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации.

  • Формирование расходов бюджетов. Виды расходов


    Скачать 57.5 Kb.
    НазваниеФормирование расходов бюджетов. Виды расходов
    Анкор53-56.doc
    Дата10.03.2018
    Размер57.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла53-56.doc
    ТипДокументы
    #26282

    1. Формирование расходов бюджетов. Виды расходов.

    2. Условия возникновения расходных обязательств Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

    3. Понятия: дотация, субсидия, субвенция и источники их финансирования. Формы расходов бюджетов.

    4. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации.


    53. Формирование расходов бюджетов. Виды расходов.

    В Бюджетным кодексе РФ сказано, что расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Определение, принятое в Бюджетном кодексе, делает акцент на разграничении расходных полномочий различных уровней государственной власти.

    Существует ряд расходов, которые в Российской федерации должны финансироваться исключительно из федерального бюджета - это такие расходы, как например, деятельность законодательных и исполнительных органов Федерации и федеральной судебной системы; международная деятельность; национальная оборона и обеспечение безопасности государства; фундаментальные научные исследования; высшее образование; исследование и использование космического пространства; государственная поддержка атомной энергетики; социальная поддержка инвалидов и участников войны, ветеранов боевых действий, инвалидов, граждан, подвергшихся радиационному воздействию, доноров; погашение государственного долга Российской Федерации.

    Расходные обязательства консолидированных бюджетов субъектов РФ включают такие расходы, как жилищно-коммунальная сфера и благоустройство, среднее и среднее профессиональное образование; дошкольное воспитание; забота о культурных потребностях населения; экологический контроль и установление правил землепользования на своей территории и пр.

    Распределение государственных средств по отдельным расходным статьям закрепляется законодательно в составе законов о бюджете. Планирование и обсуждение государственных расходов является начальным этапом бюджетного процесса (далее следуют исполнение бюджета и контроль за исполнением бюджета).

    Для структурирования бюджета в части расходов в Российской федерации используются функциональная, ведомственная и экономическая классификации расходов бюджета.

    При формировании структуры бюджета на очередной год первым шагом является распределение расходных обязательств по статьям функциональной классификации. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ - это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по типам функций, которые исполняет государство и местное самоуправление и на которые, следовательно, выделяются бюджетные средства. Функциональная классификация представляет наибольший интерес, поскольку позволяет выявить приоритеты государственной политики, отражает цели и потребности общества.

    Каждая статья функциональной классификации расходов должна иметь одного или нескольких исполнителей (министерство, ведомство или службу). Поэтому следующим этапом планирования расходов идет распределение ассигнований по прямым получателям бюджетных средств, или ведомственная структура. Ведомственная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджета. В законе о федеральном бюджете структура расходов по ведомственной классификации является самым объемным приложением. В ней отражены непосредственные получатели бюджетных средств (исполнители государственных программ), конкретные направлениям деятельности прямых получателей средств из бюджета, а также детализация финансирования по целевым статьям.

    Последний вид бюджетной классификации - экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию и предусматривает деление расходов на две большие группы - текущие и капитальные.

    Текущие расходы - это расходы на текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений. К текущим относятся расходы на закупку товаров и оплату услуг, выплаты заработной платы, предоставление субсидий и текущих трансфертов (в том числе пенсий и пособий, стипендий, бюджетам других уровней, неприбыльным организациям и др.).

    Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, к ним относятся капитальные вложения в основные фонды (инвестиционные программы, капитальный ремонт), создание государственных запасов и резервов, капитальные трансферты, предоставление кредитов и ссуд.

    В бюджетной системе РФ расходы бюджетов подразделяют также на непроцентные расходы и обслуживание государственного долга (т.е. выплат процентов по внешним и внутренним долговым обязательствам).
    54. Условия возникновения расходных обязательств Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

    Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:

    • принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;

    • принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

    • заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации;

    • принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;

    • принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.

    55. Понятия: дотация, субсидия, субвенция и источники их финансирования. Формы расходов бюджетов

    Основными формами расходов бюджетов являются: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическим и юридическим лицами по государственным или муниципальным контрактам; трансферты населению; бюджетные кредиты физическим лицам, в т. ч. налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки по уплате налогов, платежей и других обязательств; субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых предприятий; бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам; кредиты иностранным государствам; средства на обслуживание долговых обязательств, в т.ч. государственных или муниципальных гарантий.

    Дотация - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования

    Субсидия - выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти. следует различать два вида субсидий:

    субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета

    субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам. Основные свойства субсидии:

    • безвозмездная, безвозвратная передача средств (по субвенции возможен возврат средств, если средства ушли на другую цель)

    • целевой характер

    • софинансирование (на условиях долевого финансирования)

    Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой — поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Сельскохозяйственное производство же дотатируется через компенсационные выплаты.

    Субве́нция - вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.

    Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в совокупности формирующих Федеральный фонд компенсаций), а также местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (в совокупности формирующих региональный фонд компенсаций)
    56. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации.

    Для привлечения денежных средств в распоряжение государства и муниципальных образований и решения проблем бюджетного дефицита, помимо других способов, применяется государственный (муниципальный) кредит.

    Государственный (муниципальный) кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный (муниципальный) кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.

    Независимо от уровня кредит (государственный и муниципальный) можно рассматривать в двух значениях (аспектах): в экономическом и в правовом.

    Кредит (государственный и муниципальный) как экономическая категория является базисным понятием по отношению к кредиту в правовом аспекте и представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. И если сущность самой категории кредита рассматривается как передача платежных средств кредитором заемщику для использования их последним на началах возвратности и в собственных интересах, то экономическая сущность государственного и муниципального кредита заключаются в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности используются государством (муниципальным образованием) как ссудный капитал. Государство направляет его на общегосударственные потребности (как правило, на покрытие дефицита бюджета) либо перераспределяет на льготных условиях между отраслями экономики, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан.

    Таким образом, государственный (муниципальный) кредит представляет с экономической точки зрения одну из форм движения ссудного капитала и заключается во вторичном распределении стоимости валового внутреннего продукта и части национального продукта. Ведь владелец денежных средств (ссудного капитала) передает, а точнее продает, заемщику не сам капитал, а лишь право на его временное использование *. Поэтому именно возвратность — определяющая черта и особое свойство, присущее кредитным отношениям (независимо от уровня их возникновения).

    При муниципальном кредите заемщиком соответственно является муниципальное образование, а кредиторами — граждане и организации. Таким образом, обязательным субъектом правоотношений по государственному и муниципальному кредиту соответственно является государство или муниципальное образование.

    Государственный и муниципальный кредит можно рассматривать, как отмечалось, и в правовом аспекте.

    С правой точки зрения государственный (муниципальный) кредит — это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

    Традиционная роль государственного кредита всегда заключалась в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета. С развитием рыночной экономики в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения.

    Муниципальный кредит используется также и в целях финансирования местных инвестиционных программ.

    Государственный (муниципальный) кредит является составной . частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит).

    Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному (муниципальному) кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным (муниципальным) и банковским кредитом имеются существенные различия как с экономической, так и с правовой стороны.

    Отличительные черты двух названных форм кредита, в свою очередь, служат дополнительным обоснованием теоретического вывода о самостоятельности финансово-правового института государственного (муниципального) кредита.

    Основная особенность государственного (муниципального) кредита заключается в непроизводительном использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного капитала,* в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Средствами для погашения процентов за пользование государственным и муниципальным кредитом служат либо налоги, либо новые займы. К. Маркс называл государственный кредит антиципированными (взятыми заранее) налогами.
    написать администратору сайта