Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • Abstract

  • Keywords

  • Список литературы/

  • Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с младшими школьники, имеющими нарушения эмоционально-волевую сферы. 1.Использование ресурсов сенсорной комнаты.... Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с младшими школьниками, имеющими нарушения эмоциональноволевой сферы


    Скачать 74.5 Kb.
    НазваниеИспользование ресурсов сенсорной комнаты в работе с младшими школьниками, имеющими нарушения эмоциональноволевой сферы
    АнкорИспользование ресурсов сенсорной комнаты в работе с младшими школьники, имеющими нарушения эмоционально-волевую сферы
    Дата14.02.2020
    Размер74.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1.Использование ресурсов сенсорной комнаты....doc
    ТипДокументы
    #60145

    Подборка по базе: 1.Использование ресурсов сенсорной комнаты....doc, системы рационального использования природных ресурсов ПО.docx, СР 1.3.1. Классификация информационных ресурсов.docx, Легализация денежных средств с использованием криптовалюты.doc, 14 Поиск информации с использованием компьютера.ppt, 5fan_ru_Технический уровень производства алюминия с использовани, анализ использования трудовых ресурсов.doc, М.Д.Анучина Методическая разработка занятия с применением электр, Организация и использование архивного фонда.doc.



    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ.

    Саунина Е.С.1

    1Саунина Елена Сергеевна магистрант 3 курса группы МзППО-31 Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского», г. Калуга
    Аннотация: в статье поднимается проблема эмоционально-волевых нарушений в младшем школьном возрасте. Известно, что нарушения эмоционально-волевой сферы в данном возрастном периоде может быть источником многих нарушений психического здоровья. Поэтому важно своевременно проводить квалифицированную психологическую работу по профилактике и коррекции нарушений в развитии эмоциональной сферы ребёнка. В статье рассматривается методика организации коррекционной работы эмоционально-волевых нарушений у младших школьников в условиях сенсорной комнаты.

    Ключевые слова: младший школьный возраст, эмоционально-волевые нарушения, сенсорная комната.

    USE OF RESOURCES OF THE TOUCH ROOM IN WORK WITH JUNIOR SCHOOLCHILDREN HAVING VIOLATIONS OF EMOTIONAL-VOLUNA SPHERE.

    Saunina.E.S.1

    1Saunina Elena Sergeevna – 3-year graduate student of the group MzPPO-31 of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky ”, Kaluga

    Abstract: the article raises the problem of emotional-volitional disorders in primary school age. It is known that disturbances in the emotional-volitional sphere in this age period can be the source of many mental health disorders. Therefore, it is important to timely carry out qualified psychological work on the prevention and correction of disorders in the development of the emotional sphere of the child. The article discusses the method of organizing the correctional work of emotional-volitional disorders in primary school students in a sensory room.

    Keywords: primary school age, emotional-volitional disorders, sensory room.

    УДК 159.99
    Одной из актуальных проблем современного образования является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с тем, что на сегодняшний день многие дети имеют нарушения в физическом и психическом развитии при ограниченной возможности интеграции этих детей в систему социальных отношений.

    Следует отметить, что в последние годы стремительно увеличивается количество детей младшего школьного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

    К типичным нарушениям эмоционально-волевой сферы, подлежащих коррекции относятся: гиперактивность, СДВГ; страхи, повышенная тревожность; ранний детский аутизм; агрессивность поведения; демонстративность поведения; инфантилизм; нарушение навыков общения и самообслуживания.

    Специальные исследования проблем поведения младших школьников с нарушениями эмоционально-волевой сферы (исследования О.Я. Яшиной, Л.К. Славиной, А.И. Захаровой) показали, что причины возникающих трудностей  могут быть различными.

    В одних случаях,  нарушения эмоционально-волевой сферы  являются следствием неадекватного (защитного) реагирования ребёнка на те или иные затруднения школьной жизни или на неудовлетворяющий ребёнка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребёнка при этом отличается нерешительностью или негативизмом, упрямством, агрессией.

    В других случаях проблемы определяются индивидуальными особенностями ребёнка, в частности, особенностями протекания нервных процессов: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью, или наоборот, психомоторной расторможенностью. Эти особенности протекания нервных процессов обнаруживают себя преимущественно в гиперактивном поведении с характерной эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.

    В целом, трудности в становлении  эмоционально-волевой сферы младших школьников зачастую обусловлены отсутствием или задержкой становления соответствующих возрасту ребёнка интегративных личностных новообразований.

    Как следствие, у младших школьников возникают следующие трудности: школьная дезадаптация, низкая успеваемость, низкая самооценка ребёнка и его неуверенность в себе, наличие социально-опосредованных страхов, повышенная тревожность, а также трудности в построении конструктивных отношений с окружающими людьми.

    Увеличение в последние годы количества детей с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, которые ведут за собой выраженные трудности в обучении, вызывает необходимость осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающихся уже с первых лет обучения в общеобразовательном учреждении с учётом особенностей их психологического и физического развития.

    В современной психологической литературе под психолого-педагогическим сопровождением понимается  система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребёнка в ситуациях взаимодействия в школьной среде, в среде сверстников и в условиях семьи.

    Главная задача сопровождающей работы педагога-психолога – организация сотрудничества с ребёнком, направленного на его самопознание,  поиск путей самоуправления внутренним миром, системой отношений, поведением, на обучение использованию различных вариантов решения своих проблем, на поиск путей самореализации.

    Одним из способов решения данной задачи является использование ресурсов сенсорной комнаты, которая представляет собой организованную особым образом окружающую среду, состоящую из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. В процессе коррекционной работы, направленной на эмоционально-волевую сферу младших школьников, сенсорная комната является важным элементом, так как на основе использования различных световых и шумовых эффектов дети расслабляются, нормализуется их мышечный тонус, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Здесь создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка.

    Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы, различные световые приборы, необычные предметы, приятные ароматы, успокаивающая музыка – вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребенку развить свои сенсорно-перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими людьми. Оборудование сенсорной комнаты позволяет отдыхать, расслабляться, снимать эмоциональное напряжение и постигать новое. Душу переполняет умиротворение, а спокойная дивная обстановка помогает педагогу-психологу найти контакт с ребенком любого возраста, построить доверительные отношения и решать самые разнообразные задачи.

    В зависимости от направленности воздействия на центральную нервную систему сенсорную комнату условно можно разделить на два функционирующих блока: релаксационный и активационный.

    В релаксационный блок входят сухой бассейн, набор дисков для светопроекторов и библиотека записей релаксационной музыки. Приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, установка для ароматерапии. Ребёнок, лёжа в бассейне, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах, в сочетании с музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.

    Активационный блок включает в себя все интерактивное оборудование, оборудование со светооптическими эффектами, сенсорные панели. Для проведения активных подвижных игр можно также использовать и интерактивный сухой бассейн. Интерактивное оборудование активационного блока привлекает интерес детей, стимулирует подвижность и развитие их исследовательской деятельности.

    Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками с нарушениями эмоционально-волевой сферы рекомендуется начинать с активационного блока и постепенно переходить к более релаксирующим упражнениям. Световые эффекты и подвижные конструкции стимулируют активность ребенка, а все оборудование блока направлены на подвижные игры с повышенной активностью.

    После активационного блока занятия продолжаются в релаксационном бассейне с шариками, которые снимают мышечное напряжение. Все действия происходят под успокаивающую музыку, звуки природы или пение птиц.

    Отсутствие опасных предметов, "мягкий" пол и стены дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, развивают самостоятельность, навыки общения и самообслуживания, способствуют развитию двигательных и психических навыков. В условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации.

    Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент терапии и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья человека.

    В зависимости от проблематики и возраста ребёнка используются разные приёмы и методы работы в Сенсорной комнате.

    При пассивных занятиях практикуется метод релаксации (от лат. Relaxatio – облегчение, расслабление), при этом используются плавные звуковые и музыкальные эффекты, ароматерапия, расслабляющий тактильный массаж, терапевтические словесные методы.  Активные занятия проводятся в игровой ситуации с сочетанием свето-, цвето-, звуко - терапией, используются танцевальные упражнения, дидактические, подвижные, конструктивные игры, приёмы сказкотерапии, пескотерапии.

    В коррекционной работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы сенсорная комната является важным элементом.

    В процессе релаксации, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, ароматерапия) ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы.

    Занятия в сенсорной комнате с применением игр в сухом бассейне, со светящимся душем, зеркальным шаром помогают в тонизировании и растормаживании детей, в стимуляции всех сенсорных процессов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного), повышают мотивацию к деятельности, создают положительный эмоциональный фон.

    Важным моментом развития ребёнка является возникновение стремления к самостоятельности, самодостаточности. Ребёнок может удовлетворить данную потребность в ходе арт-терапевтических занятий, осуществляя самостоятельный выбор, создавая рисунки и реализуя себя в игре на основе собственных предпочтений. (игры: «Что изменилось», «Нарисуй настроение», «Картины», «Лицо» и. т.)

    Хотелось бы отметить один из методов работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы в условиях сенсорной комнаты – метод sandplay (дословно - песочная игра). Он представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и, надеемся, перспективное будущее.

    Одной из игр, основанных на данном методе, является игра «Здравствуй, песок!».

    Цель игры – снижение психофизического напряжения.

    Психолог от имени феи просит «нежно, а потом сильно поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка (пальчиком, ручкой, постучать по поверхности песка, сжать песочек в ручке, просеять песок между пальчиками, в этом случае можно устроить сюрпризный момент – спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обителей песка...»)

    Положительные эмоции являются мощным антистрессовым фактором, считается, что периоды эмоционального напряжения у человека даже в самых острых ситуациях не опасны для здоровья, если они завершаются периодами активного отдыха, расслабления, сопровождаются положительными эмоциональными ощущениями. Когда ребенок смотрит, например, на светящиеся трубки с пузырьками, слушает особо подобранную музыку и вспоминает какие-либо травмирующие события, то сдерживаемые до этого тяжелые эмоции травматического события стираются из памяти.

    Таким образом, организация работы педагога-психолога в сенсорной комнате является неотъемлемой частью коррекционной работы нарушений эмоционально-волевой сферы младших школьников.
    Список литературы/ References


    1. Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р.,  Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.

    2. Пиаже Ж. Психология ребёнка. – СПб.: Питер, 2003.

    3. Семаго Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М., 2008.

    4. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие/под ред. В. Л. Женеврова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007.

    5. Староверова М. С., Кузнецова О. И. Сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. - М.: Владос, 2014.

    6. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. – М., 2008.


    написать администратору сайта