Главная страница
Навигация по странице:

  • Анатолий Михайлович Чуйкин ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

  • Основы менеджмента - Чуйкин А.М. Основы менеджмента - Чуйкин А. Калининградский государственный университет а. М. Чуйкин основы менеджмента


    Скачать
    НазваниеКалининградский государственный университет а. М. Чуйкин основы менеджмента
    АнкорОсновы менеджмента - Чуйкин А.М.pdf
    Дата25.03.2020
    Размер
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОсновы менеджмента - Чуйкин А.М.pdf
    ТипУчебное пособие
    #997
    КатегорияЭкономика. Финансы
    страница1 из 10

    Подборка по базе: ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАН, Учебник английского языка для технических университетов и вузов., Таджикский национальный университет.docx, Курский государственный.docx
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    А.М. Чуйкин
    ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
    Калининград
    1996

    КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    А.М. Чуйкин
    ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
    Учебное пособие
    Калининград
    1996

    Чуйкин А.М. Основы менеджмента: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. - Кали- нинград, 1996. - 106 с. - ISBN 5-230-08823-0.
    Пособие написано в соответствии с требованиями государственного образователь- ного стандарта и с учетом базовой учебной программы по курсу “Менеджмент”, а так- же учебного плана экономического факультета Калининградского государственного университета.
    Предназначено для студентов специальности 061100 "Менеджмент".
    Печатается по решению редакционно-издательского Совета Калининградского го- сударственного университета.
    Рецензенты: Институт экономики предприятия, инвестиций и исследования управ- ления Геттингенского университета (директор профессор д-р Ю. Блёх), д.э.н, профес- сор Санкт-Петербургского университета экономики и финансов Л.А. Белоусова.
    ISBN 5-230-08823-0
    © Калининградский государственный университет, 1996

    Анатолий Михайлович Чуйкин
    ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
    Учебное пособие
    Лицензия № 020345 от 27.12.1991 г.
    Редактор Л.Г. Ванцева.
    Оригинал-макет подготовлен Д.В. Голубиным
    Подписано в печать 28.11.96 г. Формат 60
    × 90 1/16.
    Бумага для множительных аппаратов. Ризограф. Усл. печ. л. 6,6.
    Уч.-изд. л. 7,0. Тираж 200 экз. Заказ .
    Калининградский государственный университет,
    236041, г. Калининград обл., ул. А. Невского, 14.

    3
    СОДЕРЖАНИЕ
    Предисловие ....................................................................................................................... 4
    Раздел I. Основы организации менеджмента .................................................................... 6 1.1. Организации и менеджмент ............................................................................... 6 1.2. Основные этапы становления современного менеджмента ........................... 10 1.3. Внутренние переменные организации ............................................................. 17 1.4. Внешняя среда организации ............................................................................ 22 1.5. Организационно-правовые формы организаций ............................................ 30
    Раздел II. Функции менеджмента .................................................................................... 36 2.1. Общая характеристика функций менеджмента ............................................... 36 2.2. Планирование ................................................................................................... 39 2.3. Организация ...................................................................................................... 49 2.4. Мотивация ......................................................................................................... 52 2.5. Контроль ........................................................................................................... 58
    Раздел III. Руководство и лидерство в системе менеджмента ........................................ 62 3.1. Управление группой ......................................................................................... 62 3.2. Руководство, полномочия и власть ................................................................. 68 3.3. Лидерство .......................................................................................................... 80 3.4. Управление конфликтами ................................................................................ 88 3.5. Коммуникации в менеджменте ........................................................................ 95
    Список рекомендуемой литературы .............................................................................. 102

    4
    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Проблемы переходной экономики включают ее структурную перестройку и социальную ориентацию, преобразование всего комплекса отношений собствен- ности и привлечение инвестиций для формирования современного производст- венного аппарата, интеграцию отечественной экономики в систему мирохозяй- ственных связей. Однако первая и наиболее сложная проблема - это формирова- ние качественно новой системы управления.
    Такая система должна соответствовать имеющимся условиям, обеспечивать решение как текущих, так и перспективных задач. Необходимо учитывать и ме- ждународный опыт по формированию и совершенствованию системы управле- ния, ее кадровому обеспечению.
    В экономически развитых странах подготовка дипломированных специали- стов-менеджеров - одно из наиболее мощных направлений высшего образова- ния. Особенно это характерно для США. Здесь каждый четвертый из всех маги- стров, подготавливаемых в университетах, специализируется в области делового администрирования.
    В России также увеличивается число образовательных центров, осуществ- ляющих подготовку менеджеров. Растущий спрос в этой сфере привел к тому, что наряду с государственными университетами, институтами появилось боль- шое число частных бизнес-школ. Многие управленцы-практики занимаются са- мообразованием в области менеджмента.
    Значительная аудитория изучающих проблемы управления обусловила большой и пока не удовлетворенный спрос на соответствующую литературу. В первую очередь речь идет не о научных монографиях, рассчитанных на узкий круг специалистов, а об учебной литературе.
    Для восполнения имеющегося пробела в последние годы у нас были изданы переводы ряда монографий зарубежных авторов. Здесь следует назвать фунда- ментальный труд М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури “Основы менеджмен- та” (М., “Дело”, 1992 г.). Можно также отметить монографии Дж. К. Грейсона,
    К. О‘Делла “ Американский менеджмент на пороге XXI века” (М., “Экономика”,
    1991 г.); Б. Карлофа “Деловая стратегия” (М., “Экономика”, 1991. г); Р. Уотер- мена “Фактор обновления” (М., “Прогресс”, 1988 г.) и ряд других. Появились первые учебники по менеджменту отечественных авторов, в частности,
    И.Н. Герчиковой, О.С. Виханского и А.И. Наумова.
    Изучение этих и других публикаций, часто объемных, сложных по содержа- нию, довольно дорогих и не всегда доступных даже при больших тиражах, явля- ется трудной задачей. Затруднения возникают уже при самом первом обращении к проблемам современного менеджмента, имеющего развитые структуру и кате- гориальный аппарат. Новые проблемы возникают при интеграции материала, рассредоточенного в различных публикациях, в единую систему.

    5
    Решению этой задачи и должно способствовать данное пособие. Оно напи- сано с учетом требований Государственного образовательного стандарта по на- правлению “Менеджмент”.
    В соответствии со стандартом в процессе подготовки будущих управленцев изучается и ряд специальных курсов по менеджменту, в частности - финансо- вый, стратегический, инновационный менеджмент. Однако основу такой подго- товки составляет курс “Менеджмент”.
    Основная цель пособия - рассмотрение общей логики изучаемого курса, взаимосвязей основных тем, а не детальное изложение конкретных вопросов. В пособии изложен, конечно, не “весь менеджмент” и даже не все содержание учебного курса, а лишь его основы. Это нашло свое отражение в структуре по- собия, определило его название.
    Первый раздел - “Основы организации менеджмента”, включает характери- стику таких основных понятий курса, как организации и менеджмент. Рассмат- риваются этапы становления современного менеджмента, анализируются внут- ренние переменные и внешняя среда организации, ее основные хозяйственно- правовые формы.
    Во втором разделе изучается система основных функций управления - раз- работка и реализация стратегических планов, организация, мотивация и кон- троль.
    Третий раздел включает анализ управления группой, руководства и лидер- ства, управления конфликтами и рассмотрения коммуникации в организации.
    В пособии приводится перечень основных публикаций по проблемам ме- неджмента, которые могут быть использованы при углубленном изучении кон- кретных вопросов.

    6
    Раздел I. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
    1.1. Организации и менеджмент
    • Становление современных организаций и необходимость управления.
    • Менеджмент: общая характеристика.
    Становление современных организаций и необходимость управления.
    Организации стары, как мир. Еще в глубокой древности у человечества воз- никала необходимость в создании масштабных сооружений, решении сложных задач, что требовало привлечения большого числа исполнителей. Для координа- ции их деятельности создавались крупные организации, которым было необхо- димо управление.
    Для удовлетворения многообразных потребностей общества создавались различные организации. Одна из первых организаций, созданных человеком, -
    государство. Оно было и остается в настоящее время самой могущественной организацией. Естественно, что именно потребности государства оказывали су- щественное влияние на развитие управления.
    Длительную историю имеют различные добровольные организации - религи- озные, общественные объединения, клубы и т.д. К принудительным организаци- ям можно отнести армию, школу.
    Наиболее многочисленными являются утилитарные организации. К ним от- носят учреждения и предприятия. Предприятия (фирмы) могут иметь различные организационные и правовые формы, действовать в различных сферах экономи- ки. В зависимости от целей деятельности различают коммерческие (созданные участниками для извлечения прибыли) и некоммерческие предприятия.
    Вся история человечества - это и история управления. Создание письменно- сти древними шумерами за 3000 лет до нашей эры позволило регистрировать факты - необходимое условие управления. Древние египтяне, а позже - китайцы, не только признали необходимость управления, но и реально осуществляли его
    основные функции - планирование, организацию, мотивацию, учет, контроль.
    Создание гигантских сооружений (пирамид, плотин, каналов, защитных соору- жений) требовало оптимизации, децентрализации и централизации управления, а также делегирования полномочий. У древних греков (Сократ, Ксенофонт, Пла- тон, Аристотель) находим формулировку принципа универсальности управле- ния. Они рассматривали управление как особый вид искусства.
    Развитие торговли и создание первых промышленных предприятий-ману- фактур в североитальянских городах-республиках (Венеции и Генуе), а позднее в Голландии потребовали разработки системы бухгалтерского учета, контроля

    7
    уровня товарных запасов и их движения, учета издержек производства и обра- щения.
    В XVI-XVII столетиях содержание управления организациями уже исследу- ется по ряду направлений. Усиливается влияние на управление достижений в технике (стандартизация и взаимозаменяемость деталей, специализация работ и работников). Р. Оуэн и Д. Милль отмечают значимость человеческой мотивации, ответственности руководителей за создание условий для работников. Фундамен- тальный вклад в анализ специализации, разработку теории стоимости внес А.
    Смит. С именами Н. Маккиавелли и Д. Стюарта связано формирование теории власти.
    Однако некоторые идеи (например, Р. Оуэна) намного опередили свое время.
    Существовавшие тогда организации имели значительные возможности для роста объема производства, повышения эффективности, используя более простые и дешевые методы принуждения. Для управления такими организациями сложной теоретической базы и не требовалось. При принятии решений руководители по- лагались в основном на свой опыт, интуицию.
    Качественные изменения в самих организациях - их структуре, масштабах, а также развитие взаимосвязей с внешней средой явились и рубежом формирова- ния современного менеджмента.
    Для современной экономики характерно функционирование большого числа крупнейших организаций, оказывающих мощное воздействие на жизнь общест- ва. Среди коммерческих это транснациональные корпорации, которые по своим основным характеристикам (обороту, ресурсам, инвестициям в проведение на- учных исследований и т.д.) сопоставимы с целыми государствами. Среди не- коммерческих, т.е. не ориентированных на достижение прибыли, наиболее мощ- ной организацией было и остается государство. Значительным потенциалом и влиянием обладают также церковь, профсоюзы, фонды, международные органи- зации.
    Сформировался огромный корпус профессионалов-управленцев, особенно среднего звена. Произошло не только четкое выделение управленческой дея- тельности и лиц, профессионально занимающихся ею, но и дифференциация этой деятельности и самих управленцев.
    Возрастает число руководителей высшего ранга, принимающих ответствен- ные решения, имеющие существенные последствия, и не только для отдельной организации. Усиливается влияние интернационализации производства, эффек- тивного использования достижений научно-технического прогресса на выжива- ние и развитие организаций.
    Совершенствование управления организацией, в частности, повышение уровня организационной культуры, становится решающим фактором общест- венного прогресса.

    8
    Качественные преобразования в самих организациях (их структуре, масшта- бах), а также изменение их взаимосвязей с внешней средой обусловили острую потребность в формировании науки управления современными организациями.
    Наука управления сформировалась под воздействием технического прогрес- са и стала ответом на потребности государства крупного бизнеса и сферой само- утверждения энтузиастов.
    Наука управления является и необходимым условием и мощным фактором роста эффективности современного производства, важным направлением меж- дисциплинарных исследований, способом анализа опыта, практики управления.
    Менеджмент: общая характеристика
    Менеджмент и образованные на его основе понятия - финансовый менедж- мент, производственный менеджмент, стратегический менеджмент и другие - все шире используется в различных публикациях, научных изданиях, учебной литературе, газетных материалах. Что это - дань моде? Или отражение новых условий, ответ на запрос времени? Является ли менеджмент синонимом термина
    “управление” либо несет особую смысловую нагрузку? Как соотносится это по- нятие, сравнительно недавно вошедшее в научный оборот, с другими, безуслов- но, связанными с ним категориями - в первую очередь такими, как бизнес, пред- принимательство, руководство, администрирование и координация? Наконец, является ли менеджмент наукой или искусством либо единством первого и вто- рого?
    Эти и многие другие вопросы, связанные с использованием сравнительно нового для российской экономической науки понятия, имеют не только чисто академический интерес. Это особенно актуально для тех, кто желает либо выну- жден изучать данную проблематику. Первую группу составляют студенты эко- номических вузов и факультетов. Вторую - предприниматели, хозяйственные руководители, специалисты, работники государственных структур, обществен- ных организаций. Они испытывают потребность в знаниях и овладевают ме- неджментом в уже многочисленных школах бизнеса, на различных курсах либо самостоятельно.
    Управленческая деятельность осуществляется в различной экономической среде. В нашей стране был накоплен большой опыт управления в централизо-
    ванной экономике. Разработка довольно детализированных планов, охватываю- щих деятельность десятков тысяч предприятий, обеспечение их ресурсами, рас- пределение произведенной продукции требовали и соответствующего инстру- ментария и кадров для его эффективного применения. Отечественная экономика имела и выдающихся организаторов производства, и известных исследователей, получивших широкое международное признание. Здесь достаточно назвать име-

    9
    на В.В. Леонтьева и Л.В. Канторовича. Знаменитый метод “затраты - выпуск”
    В.В. Леонтьева опирается на балансовые разработки, выполненные в России в
    20-е годы. Теория линейного программирования была разработана Л.В. Канто- ровичем также исходя из потребностей централизованно руководимой экономи- ки.
    Однако жизнь убедила, что искусственное ограничение рынка существенно обедняет мотивационный механизм хозяйственной системы. Это потребовало изучения опыта управления в рыночной среде, накопленного в экономически развитых странах, адаптации этого опыта к специфическим условиям нашей экономики.
    Обобщению этого опыта, развитию теории менеджмента за рубежом посвя- щено много публикаций. И это естественно, поскольку квалификация менедже- ров, уровень управления в значительной, а порой и в решающей, степени опре- деляют конкурентоспособность организации. Еще более значимым данный фак- тор является для российских предприятий, когда рыночные отношения находят- ся в стадии становления. Сложность и масштабность необходимых преобразова- ний при ограниченности ресурсов превращают уровень менеджмента в решаю- щий фактор успеха.
    Современный менеджмент представляет единство следующих основных мо- ментов.
    Менеджмент - это вид деятельности по руководству людьми в организации, особый вид управления.
    Управление - более широкое, чем менеджмент, понятие. Оно относится к различным сферам и видам деятельности, объектам и субъектам.
    Менеджмент - это управление в открытой, рыночной экономике. Объектом
    управления здесь является экономически самостоятельная организация. Она осуществляет свою хозяйственную деятельность в любых отраслях (производ- ство или оказание услуг), различных сферах (разработка, производство, сбыт продукции, сервисное обслуживание и т.д.). Целью деятельности такой органи- зации является получение прибыли или услуг для своих участников.
    Менеджмент - персонифицированное управление, неотделимое от менедже-
    ров, осуществляющих такую деятельность на профессиональной основе. Это означает:
    - наличие у менеджера общего и специального образования;
    - овладение им определенными знаниями и навыками, необходимыми для осуществления данной деятельности;
    - занятие в организации управленческой должности;
    - умение менеджера добиваться целей организации, используя ее ресурсы, эффективно влияя на мотивы поведения других людей.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта