Главная страница
Финансы
Экономика
Биология
Ветеринария
Сельское хозяйство
Медицина
Математика
Начальные классы
Информатика
Вычислительная техника
История
Право
Юриспруденция
Философия
Логика
Этика
Религия
Политология
Социология
Физика
Промышленность
Энергетика
Языки
Языкознание
Культура
Искусство
Автоматика
Связь
Электротехника
Химия
Другое
Воспитательная работа
Дошкольное образование
Экология
Русский язык и литература
Строительство
Классному руководителю
Геология
Физкультура
Доп
образование
Иностранные языки
География
Логопедия
Технология
Школьному психологу
ИЗО, МХК
ОБЖ
Казахский язык и лит
Обществознание
Механика
Музыка
Директору, завучу
Социальному педагогу
Психология

Коллоквиум. Коллоквиум Предмет и задачи фонетики


Скачать 73.27 Kb.
НазваниеКоллоквиум Предмет и задачи фонетики
Дата04.12.2018
Размер73.27 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКоллоквиум.docx.docx
ТипИсследование
#53399
страница1 из 4
  1   2   3   4

Коллоквиум

1. Предмет и задачи фонетики.

Фонетика (от греч.φωνή «звук») – это научная и учебная дисциплина, объектом которой является фонетическая система. Исследование системы с различных точек зрения выделяет в объекте фонетики различные научные предметы и соответствующие разновидности науки.

1) По отношению к лингвистическомупространству выделяются: частная (1 конкретный язык), сравнительная (группа родственных языков), сопоставительная (группа любых языков) и общая (все человеческие языки) фонетика.

2) По отношению к лингвистическомувремени выделяются: синхроническая (современное состояние языка) и диахроническая (развитие языка) фонетика.

Задачи фонетики как учебной дисциплины – сформировать:

1. Научные представления о месте и роли устной формы языка в жизни человечества:

Устная форма

Письменная форма

первична в фило- и онтогенезе

вторична в фило- и онтогенезе

результат биологической эволюции рода Homo

результат развития человеческой культуры

реализует способность, заложенную в генотипе

требует специального обучения

использует нормальный человеческий организм

использует особые материалы и орудия

Устойчивость и наглядность графических единиц, социальный престиж письменности заставляют людей забывать о первородстве устной речи под девизом «Буква даёт звук». Появляются бессмысленные выражения типа: «Произношение совпадает с написанием»; «Звук слышится не так, как пишется»; «Буква о произносится как [а]»; «Он не все буквы выговаривает».

Важнейшая задача учителя – сформировать у учащихся языковое сознание, не искажённое ложными ассоциациями. А для этого он сам должен обладать именно таким сознанием. Основополагающий тезис: «Приступая к фонетике, надо забыть о существовании букв». Огромную роль играет используемая терминология. Следует избегать туманных выражений «гласные», «согласные», всегда чётко осознавать, о каком объекте идёт речь. Либо это гласный/согласныйзвук илигласная/согласнаяфонема, либо буквагласной/согласнойфонемы.

2. Умения слышать реальный речевойпоток и фиксировать его в виде фонетическойтранскрипции; делать его артикуляционный анализ.

3. Умение делать функциональный анализ речевого потока и фиксировать его результаты в виде фонематическойтранскрипции.

4. Теоретическую базу для изучения орфоэпии, графики, орфографии, словообразования.

2. Речевой аппарат (блоки, артикуляционное движение, акустический эффект, перцептивный эффект).

Цель деятельности говорящего – закодировать своё сообщение серией звуковых колебаний, которые должны быть восприняты и адекватно декодированы слушающим. Поэтому строение и работу речевого аппарата целесообразно рассматривать с учётом акустических и перцептивных результатов его работы:


Блоки речевого

аппарата

Артикуляционные

движения

Акустический

эффект

Перцептивный

эффект

1.Нижний (лёгкие, дыхательные пути)

выталкивание

воздушнойструи

амплитуда и

длительность колебаний

сила (громкость и

долгота) звучания

2.Средний (гортань,

голосовыесвязки)

переменное

напряжениесвязок

гармонические колебания,

частота колебаний

музыкальный тон,

высота звучания

3.Верхний (ротоваяполость, активные

и пассивные органы; нёбная занавеска;

носовая полость)

а) преграда

в ротовой полости

б) изменение объёма

и формы резонатора

а) негармонические

колебания

б) резонанс,

спектр колебаний

а) немузыкальный шум

б) специфический

тембр звучания


3. Речевой поток (единицы речевого потока), коартикуляция.

Параметры колебаний, порождаемых в речевом аппарате, становятся материалом для просодических единиц (просодем): сила – ударение, высота – интонация, соотношение тона и шума –волназвучности. Оформляя речевойпоток, просодемы выделяют в нём отрезки различной величины, т. е. сегментныеединицы (лат. segmentum «отрезок»), по отношению к которым играют роль накладываемых сверху суперсегментныхединиц (лат. super «сверх»). При этом большинство сегментов получают свой контур и центр, а также границы [см. также:Касаткин 2011, § 120]:

Сегментные единицы

Суперсегментные единицы

Пограничные сигналы

Фраза

Контур: завершённая интонация

Центр: фразовое ударение ″′

Паузы //

Речевой такт

(фонетическая синтагма)

Контур: завершённая/незавершённая интонация

Центр: тактовое ударение

Паузы /

Фонетическое слово

Контур: соотношение слогов по силе

Центр: словесное ударение

Факультативные паузы

Слог

Контур: волна звучности

Центр: вершина слога

(Скандирование)

Звук





Чем мельче сегментная единица, тем менее чётко она вычленяется из речевого потока. Минимальной произносительной единицей служит слог. Он имеет свою просодему, но реальные границы получает лишь при скандировании слов. Звук не обладает ни формирующей просодемой, ни естественными границами. Более того, регулярно происходит коартикуляция: совместимые артикуляционные движения соседних звуков накладываются друг на друга. Например:

[сýп] (огубленность [ý] охватывает [с]);

[мáмъ] ([á] и [ъ] под влиянием [м] становятся носовыми);

[днó] (у [д] и [н] единая зубная смычка, взрыв происходит на нёбной занавеске);

[ссýдъ] (долгий согласный, полное совмещение префиксального [с1] и корневого [с2]).

Тем не менее,говорящий и слушающий осознают звуки как особые артикуляционные и перцептивные единицы; делят их на гласные[Г] и согласные[С]. Объяснение этого парадокса даёт функциональная фонетика: звук становится языковой единицей, элементом фонологической системы, только как представительфонемы, т. е. аллофон (греч.άλλος «другой»).

4. Функции фонемы. Аллофоны.

Минимальные знаковые единицы, морфемы, должны постоянно храниться в памяти участников коммуникации. Однако изменчивая звуковая форма не может обеспечить выполнение этой задачи. Морфемы хранятся в виде цепочек фонем – стабильных фонетических единиц с независимыми признаками. Это конструктивнаяфункция фонемы. Обеспечивая хранение минимальных знаков, фонемы автоматически выполняют ещё 2 взаимосвязанных функции: идентифицирующую (перцептивную), т. е. отождествление вариантов одной и той же морфемы, и дистинктивную (сигнификативную), т. е различение разных морфем.

Когда говорящий включает морфему в устную речь, фонемы реализуются (делаютсяреальными для слушающего) аллофонами – сегментами, входящими в состав речевого потока. Чаще всего это звуки, иногда фонетическиенули[ø]. Слушающий, анализируя речевой поток, выделяет из него аллофоны, каждый из которых реализует ту или иную фонему. Чтобы опознать морфему, содержавшуюся в замысле говорящего, он должен восстановить её фонемный состав.

Аллофон – это группа звуков, в которых проявляется данная фонема в зависимости от места в слове, соседства с другими звуками, ударяемости или безударности гласного и т. д.

5. Отношения между элементами фонологической системы.

Выполнение всех вышеназванных функций обеспечивают синтагматика и парадигматика фонологической системы (см. 1.2). Это комплекс отношений между элементами системы, к числу которых относятся фонемы и реализующие их аллофоны. В деятельности говорящего и слушающего отношения проявляются специфическим образом.

Для обоих участников коммуникации синтагматическим отношением служит фонетическая позиция. Это положение аллофона относительно смежных (не обязательно соседних!) фонетических единиц. Линейная позиция устанавливается относительно звуков или пауз: препозиция(перед) [a (+ b)], постпозиция(после) [(a +) b], интерпозиция(между) [(a +) b (+ c)]. Нелинейная позиция – относительно ударения: ударная, безударная.

Позиции могут быть сильными, независимыми от смежных единиц, и слабыми, зависимыми. Особо выделяются позиции абсолютно сильные (все признаки аллофона независимы) и абсолютно слабые (все признаки зависимы). Но расчленение множества позиций говорящим и слушающим выглядит по-разному.

6. Фонетические позиции для говорящего.

1. Для говорящего прежде всего выделяются позиции константные (чаще сильные) и варьирующие (всегда слабые). В константной позиции фонема, сохраняя все свои признаки, реализуется основным аллофоном – доминантой. Варьирующая позиция порождает фонетический процесс, который варьирует признаки фонемы, и она реализуется слабымаллофоном (звуком или нулём). Лишь 1 уникальный процесс – парадигматическоеотвердение – происходит в константной, абсолютно сильной позиции (см. 6.5). Типология синтагматически мотивированных фонетических процессов основана на типологии фонетических позиций (в скобках даны процессы, не действующие в современном русском литературном языке):

Линейные

Нелинейный

регрессивные (препозиция); прогрессивные (постпозиция);

прогрессивно-регрессивные (интерпозиция)

редукция

[ГГ]:

а) количественная= ослабление;

б) качественная

= изменение

признаков

Уподобление аллофонов

(Расподобление:

диссимиляцияС],

С], [ГГ], [ГГ])

ассимиляцияС], #], С] ([ГГ], [ГГ])

аккомодацияГ], С], ГС] ([СГ], [ГС])

диэреза (выпадение) СС], СГ]

Основное парадигматическое отношение в деятельности говорящего – чередование. Это меназвуков в составе морфемы. Различаются чередования фонетические и исторические.

7. Фонетические чередования.

чередование. Это меназвуков в составе морфемы. Различаются чередования фонетические и исторические.

Фонетическоечередование происходит в результате действующего в современном языке фонетического процесса. Оно может быть пересекающимся, если данный слабый аллофон совпадает с аллофоном другой фонемы в той же позиции, или параллельным, если такого совпадения нет. Поскольку фонетически чередующиеся аллофоны реализуют одну и ту же фонему,это чередование представляет собой внутреннеепарадигматическое отношение [a||a'].

8. Исторические чередования.

Историческоечередование в современном состоянии языка не обусловлено фонетическим процессом. Это чередование разных фонем, т. е. внешнеепарадигматическое отношение a||b. Функции исторических чередований выходят за пределы фонетической системы. Они делятся на грамматические (обусловленные характером словоизменения или словообразования целого класса слов) и традиционные (индивидуальная особенность данного слова или морфемы).

Превращение фонетического чередования в историческое готовится постепенно, по мере ослабления действующего фонетического процесса.

9. Фонетические позиции для слушающего.

слушающего позиции делятся на дифференцирующие (как сильные, так и слабые) и нейтрализующие (всегда слабые). Дифференцирующей является та позиция, в которой данный аллофон не мог стать результатом пересекающегося фонетического чередования. В парадигматике она сохраняет все фонологическиеоппозиции фонемы – её противопоставления другим фонемам по 1 или более дифференциальным (различительным) признакам. Признаки, не выполняющие различительной функции для данной фонемы, называются интегральными (неразличительными). Дифференцирующая позиция позволяет слушающему прямо определять фонемную принадлежность и доминант, и слабых аллофонов.

Нейтрализующей становится та позиция, в которой данный аллофон мог стать результатом пересекающегося чередования. В парадигматике она снимает дифференциальные признаки 1 или более оппозиций, т. е. порождает нейтрализацию – позиционно обусловленноенеразличение 2 и более фонем. Эти фонемы образуют для воспринимаемого аллофона поленейтрализации, а определение конкретной фонемы, которую он реализует, требует сужения поля. Если же сужение невозможно, вместо фонемы появляется гиперфонема.

10. Общая характеристика звуков русского языка.

Звуки любого человеческого языка делятся на гласные[Г] и согласные[С]. Между ними наблюдаются следующие различия (артикуляционные-> перцептивные)

Гласным звукам противопоказано наличие шумообразующей преграды, за что их с артикуляционной точки зрения называют ртораскрывателями. Согласным такая преграда столь же абсолютно необходима, это ртосмыкатели.

В соответствии с расчленением множества элементов фонологическая система разделяется на подсистемы вокализма (от лат. vocalis «гласный») и консонантизма (от лат. consonans «согласный»). Языки, в которых доминирует первая подсистема, называются вокалическими, вторая – консонантными. Русский – это язык ярко выраженного консонантного типа: в парадигматике количество согласных фонем и тем более звуков намного превышает количество гласных; в синтагматике качество гласных звуков зависит от согласных, но не наоборот.

11. Согласные звуки и принципы их классификации.

1. Место образования шума

Активный

орган

Губно-(10)

Переднеязычные (20(19))

Средне-язычный (1)

Заднеязычные (6)

Пассивный

орган

-губные

(6)

-зубные

(4)

зубные

(13)

передненёбные

(7(6))

средне-нёбный

задне-нёбные




б б’ п п’

м м’

в в’ ф ф’

д д’ т т’ з з’ с с’ ц

н н’ л л’

ж ж’ ш ш’ ч’

р р’

j

г г’ к к’ х х’
  1   2   3   4
написать администратору сайта