Главная страница
Навигация по странице:

  • Динамика дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2009-2010 годах (тыс. руб.)

  • 4 устойчивые тенденции в бюджетном процессе Алтайского края

  • Кому на Руси жить хорошо_Алтай_2012. Кому на Руси жить хорошо Финансовый аспект с позиции функционирования финансовой системы. Дотации. Алтайский край дотационный край, хорошо ли быть бедным в России


    Скачать 56.5 Kb.
    НазваниеКому на Руси жить хорошо Финансовый аспект с позиции функционирования финансовой системы. Дотации. Алтайский край дотационный край, хорошо ли быть бедным в России
    Дата26.04.2018
    Размер56.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКому на Руси жить хорошо_Алтай_2012.doc.doc
    ТипДокументы
    #50631

    Кому на Руси жить хорошо?
    Финансовый аспект с позиции функционирования финансовой системы. Дотации.

    Алтайский край - дотационный край, хорошо ли быть бедным в России?

    Дотация в бюджетных отношениях — это определенная де­нежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по реше­нию соответствующего представительного органа власти в ниже­стоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направ­лением средств. Согласно закону дотация предоставляется в случа­ях, если закрепленных и регулирующих доходных источников не­достаточно для формирования минимального бюджета нижестоя­щего территориального уровня.

    Журнал "Коммерсантъ-Деньги" 12 сентября со ссылкой на данные Росстата опубликовал рейтинг девяти наиболее дотационных регионов России по итогам 2010 года. Алтайский край оказался в первых рядах наиболее нуждающихся субъектов, заняв четвертое место с объемом дотаций из центра в 15,88 млрд рублей. По данному показателю Алтайский край опередили только Камчатский край (29,55 млдр руб), республика Дагестан (30,37 млрд руб) и Якутия (39,60 млдр руб).

    Однако, значительные дотации не помогли Алтайскому краю в 2010 году сформировать бюджет в сколько-нибудь значимых объемах. По размерам подушевых расходов бюджета край - последний среди дотационных регионов. Согласно рейтингу Росстата, на одного человека бюджет региона тратит 16,9 тыс. рублей. Это указывает на нехватку бюджетных средств в крае для достижения того показателя, который демонстрирует лидер по объему расходов регионального бюджета на душу населения - Камчатский край (расходы на душу населения на Камчатке превышают расходы бюджета на Алтае в 6,7 раз).

       

    Регион Объем дотаций Расходы бюджета

    (млрд руб.) на душу населения

    (тыс. руб.)

    Якутия 39,60 85,8

    Дагестан 30,37 18,1

    Камчатский край 29,55 114,4

    Алтайский край 15,88 16,9

    Чечня 13,07 45,9

    Бурятия 10,26 27,7

    Приморский край 9,78 36,4

    Ростовская область 9,52 18,2

    Республика Тыва 9,07 41,1
    Согласно данным таблицы 1 на фоне остальных сибирских регионов Алтайский край выглядит наиболее зависимым от федеральных дотаций.

    Таблица 1

    Динамика дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2009-2010 годах (тыс. руб.)

    Субъекты РФ

    2009 г

    2010 г

    Темп роста

    1

    2

    3

    4

    Республика Алтай

    5 762 063

    5 849 275

    102%

    Республика Хакасия

    1 210 244

    1452041

    120%

    Алтайский край

    18 224 629

    16 402 166

    90%

    Красноярский край

    460 131

    3 187 824

    693%

    Иркутская область

    6 503 596

    6 678 310

    103%

    Кемеровская область

    1 255 426

    1 129 883

    90%

    Новосибирская область

    3 492 448

    3 844 381

    110%

    Омская область

    1 800 350

    2 485 939

    138%

    Томская область

    1 474 062

    2 369 367

    161%


    Алтайский край долгое время относился к многочисленной группе регионов-реципиентов, т.е. получал дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Этот вид дотаций является ключевым видом трансфертов из федерального бюджета в региональные, а их доля в общем объеме трансфертов составляет порядка 35-40%.. Однако в 2011 г. ситуация в изменилась. Аналитики называют 4 устойчивые тенденции в бюджетном процессе Алтайского края, которые сформировались в последние годы:

    1) первая тенденция связана с ростом доли собственных доходов региона, что позволило ему снизить финансовую зависимость от федеральных финансовых инъекций. В кризисный период этот тренд несколько замедлился, но уже в 2010г. он практически полностью восстановился: в консолидированном бюджете собственные доходы составляют 52%. При этом региону предстоит совершить настоящий финансовый рывок, увеличив в течение следующих пяти лет долю собственных доходов с 52 до 68% (в денежном выражении это составит 10 млрд. руб.);

     2) значительная индексация социальных обязательств на краевом уровне. К примеру, в бюджете на 2011 год заложен 15%-ный рост компенсаций расходов на услуги ЖКХ, в нем присутствуют повышенное на 6,5% денежное довольствие сотрудников ОВД. Темпы роста расходов на здравоохранение составят 22%, а на образование – 17%. За счет бюджета также увеличится рост заработных плат. В 2011 году они составят около 45% от общего консолидированного финансового результата;

    3) увеличение расходов на экономику региона. В 2011 году они вырастут на 6,63 млрд. руб. Приоритеты здесь тоже хорошо известны. В первую очередь это модернизация дорожного хозяйства и ЖКХ. Значительный объем средств будет направлен на поддержку сельского хозяйства. И это тоже вполне объяснимо, поскольку краю необходимо активнее участвовать в различных федеральных программах на условиях бюджетного софинансирования;

    4) четвертый тренд связан с поиском резервов и наполняемостью муниципальных бюджетов. Это взаимосвязанные процессы. Органам местного самоуправления давно уже сверху рекомендуют внимательно присмотреться к налогооблагаемой базе и увеличивать охват налогоплательщиков. Отсюда все коллизии, связанные с принятием/непринятием корректирующих коэффициентов по земельному налогу и ЕНВД. По данным УФНС по Алтайскому краю, в 2010 году более 20 районов не получали в бюджете запланированные доходы. Для сравнения, в начале 2010 года их насчитывалось 31. Таким образом, некоторые резервы уже найдены.

    Что касается объема государственного долга Алтайского края, то за последние 6 лет сократился в 6,2  раза. По данным краевого комитета по финансам, налоговой и кредитной политике, объем долговых обязательств краевого бюджета уменьшился с 3 млрд. 370,96 млн. руб. в 2005 году до 539,94 млн. руб. на 1 января 2011года.

    Важно отметить, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета этого субъекта без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. В Алтайском крае эта норма строго соблюдается.

    С 2005 по 2010 годы Алтайский край своевременно и в полном объеме исполнял обязательства перед федеральным бюджетом по реструктуризированной задолженности. За это время на исполнение долговых обязательств направлено 3 млрд. 15,9 млн. руб., расходы по обслуживанию государственного долга составили 521,9 млн. руб. Своевременное и досрочное выполнение соглашений с Минфином России и Федеральным агентством по государственным резервам обусловило списание 2 млрд. 173 млн. руб. основного долга, пеней и штрафов.

    Политика, которую проводит Алтайский край в сфере государственных внутренних заимствований, направлена на минимизацию затрат на обслуживание государственного долга региона, обеспечение низкой долговой нагрузки, своевременное и полное исполнение принимаемых обязательств. Она позволила, начиная с 2005 года, сократить расходы по обслуживанию государственного долга Алтайского края в 4,4 раза: с 70,9 млн. руб. до 16,2 млн. руб. В ноябре-декабре 2010 года сумма государственного долга Алтайского края уменьшилась более чем на 1 млрд. 285 млн.  рублей – до 539,94 млн. руб.

    Следует отметить, что по данным на 1 ноября 2010 года в абсолютном выражении в Сибирском федеральном округе меньший, чем у Алтайского края объем государственного долга имели лишь республики Тыва и Алтай. Объем государственного долга республик Тывы и Алтая в расчете на душу населения составлял 0,48 тыс. руб. на человека и 3,73 тыс. руб. на человека соответственно. В Алтайском крае – 0,51 тыс. руб. на человека.

    В настоящее время данные о бюджетных дотациях Алтайского края разнятся. На официальном сайте региона заявлено, что край давно уже на самофинансировании, а в статистических показателях РФ бюджет края является самым высокодотируемым среди других регионов Сибири. В 2012 году алтайский краевой бюджет столкнется с самым серьезным урезанием объемов федеральных дотаций: почти на два миллиарда рублей меньше, чем в 2010 году. В то время как дотации на выравнивание бюджетов некоторым другим регионам Сибири будут увеличены.

    Можно сделать вывод, что федеральный центр нарочно «зажимает в рамки» дотационные регионы, заставляя их учиться работать самостоятельно. А увеличение дотаций для других регионов вполне могут быть результатом чуть более успешной лоббистской работы.

    Кроме того, Алтай вряд ли получит дополнительную поддержку по различным целевым программам. В настоящее время около 30 регионов попали в разные бюджетные программы, Алтайского края ни в одной более-менее значимой программе нет. Это связано с отсутствием лоббистов, что, в свою очередь, происходит из-за плохой работы администрации края с федеральными депутатами.



    написать администратору сайта