Главная страница
Навигация по странице:

  • ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ, ФИЛИАЛ КАФЕДРА «ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  • Выполнил: Завгородняя Е.М. Группа ГМУМ_312 г. Ростов-на-Дону 2016 год

  • Целью данной работы

  • КОНТРОЛЬНАЯ ХАШЕВА. Контрольная работа по дисциплине теория и механизьы современного государственного управления


    Скачать 32.84 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине теория и механизьы современного государственного управления
    Дата07.01.2019
    Размер32.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКОНТРОЛЬНАЯ ХАШЕВА.docx.docx
    ТипКонтрольная работа
    #53980

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

    ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ, ФИЛИАЛ
    КАФЕДРА «ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И МЕХАНИЗЬЫ СОВРЕМЕННОГО

    ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

    ТЕМА РАБОТЫ «МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРАКТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ (В УСЛОВИЯХ УКРАИНСКОГО КРИЗИСА)»



    Выполнил:

    Завгородняя Е.М.

    Группа ГМУМ_312

    г. Ростов-на-Дону

    2016 год

    МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРАКТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ (В УСЛОВИЯХ УКРАИНСКОГО КРИЗИСА)


    ПЛАН

    Введение

    Историография исследования проблемы государственного регулирования миграционных процессов

    Характеристика современного этапа регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

    Миграционные процессы в РФ в условиях Украинского кризиса

    Выводы

    Литература

    ВВЕДЕНИЕ

    В настоящее время возрастает актуальность исследования проблем миграции и ее правового регулирования в России. Участие России в процессах глобализации, ее вовлечение в международный рынок труда, процессы экономического и политического размежевания бывших стран СССР, этнополитические конфликты в России, увеличение вынужденной миграции, Украинский кризис – все это осложняет миграционную ситуацию и требует государственного регулирования миграции.

    В настоящее время Россия только приступила к формированию всесторонней, научно обоснованной системы регулирования миграционных процессов. Правительством России одобрена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) [3], которая представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области управления миграционными процессами, однако в условиях нынешних социальных трансформаций и исторических вызовов проблема миграционного регулирования вновь требует пристального внимания и подробного изучения.

    Целью данной работы является обобщение исследовательского опыта по практическому применению регулятивных механизмов и управленческих моделей в области миграционной политики Российской Федерации. Следовательно, целесообразными будут следующие задачи:

    1) рассмотрение историографии исследования проблемы государственного регулирования миграционных процессов;

    2) характеристика современного этапа регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

    3) раскрытие сущности миграционных процессов в РФ в условиях Украинского кризиса
    ИСТОРИОГРАФИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

    Сама проблема государственного регулирования миграции имеет в отечественной науке богатую историографию [9]. Начало активного изучения миграции населения в России в дореволюционный период относится ко второй половине XIX в. — времени наиболее интенсивной колонизации территорий. Миграционная политика в тот период являлась частью колонизационной политики. По сути, колонизационная политика в условиях расширения государства, присоединения новых территорий подчиняла себе все другие направления: экономическая, аграрная, социальная, переселенческая политика являлись составными частями политики присоединения, освоения и колонизации новых территорий.

    В связи с этим нуждались в обосновании понятия, принципы, условия, формы, методы, механизмы процесса колонизации территории и соответственно миграции населения. Наиболее значимыми в этом плане являлись работы А.А. Кауфмана, Г.К. Гинса, И.А. Гурвича, А.А. Исаева.

    Другой практической и научной проблемой было изучение приживаемости, под которой понималось обустройство новоселов. Уже в начале XX в. было выработано четкое представление о том, что вслед за переселением наступает процесс приживаемости новоселов, эффективность которого зависит от характера обустройства мигрантов. Важно подчеркнуть, что исследования того периода были не фрагментированы, а содержали большую долю обобщений и различные переселенческие концепции.

    Государственное регулирование процесса миграции населения еще более усилилось после установления советской власти в России. Период 30-х гг. с точки зрения механизмов реализации миграционной политики является достаточно своеобразным: его можно охарактеризовать как период использования административных ресурсов для достижения экономических целей. Научные концепции того времени часто носили «обслуживающий» характер, т.е. сначала осуществлялись те или иные меры по переселению, а обоснование их необходимости проводилось несколько позже.

    В советский период, на протяжении длительного времени, преобладающими формами миграции были трудовая, учебная и брачно-семейная миграция между регионами России и другими республиками СССР. Миграция за пределы СССР фактически отсутствовала. Заложенные в работах этого периода идеи и представленные в них теории носят фундаментальный характер и не устарели до настоящего времени. Работы Н.М. Кокосова (руководителя всего направления исследований по миграции населения), Л.Л. Рыбаковского, В.И. Переведенцева, Ж.А. Зайончковской были посвящены как методологическим аспектам проблем миграции, так и прикладным, управленческим (например, проблеме формирования постоянных кадров в Сибири и на Дальнем Востоке).

    Произошедшие на рубеже веков глобальные общественно-политические изменения в первую очередь затронули или повлияли на миграционные установки относительно стационарного населения как в Российской Федерации, так и в бывших союзных республиках. Внешне миграционные процессы выглядели как массовое переселение народов на территорию Российской Федерации, причем под воздействием исключительно выталкивающих факторов, т.е. минуя первую ответственную стадию миграционного процесса — формирование мобильности.

    Вновь возникшие или радикально видоизменившиеся миграционные проблемы в 90-х гг. вызвали потребность в новом этапе исследований и, соответственно, определении новой концепции государственного регулирования миграционных процессов. Работы Т.М. Регент и О.Д. Воробьевой, появившиеся в конце 90 — начале 2000-х гг. и явившиеся результатом обобщения большого практического опыта в области реализации миграционной политики, можно привести в качестве крупных исследований, посвященных проблемам регулирования миграционных процессов и управления миграционной ситуацией.

    ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    На настоящий момент в России существует сложная миграционная система с разными режимами миграционной политики: СНГ, Евразийский экономический Союз, Таможенный Союз, что затрудняет процессы регулирования миграционных потоков из-за рубежа. Не способствует успешному регулированию и огромная протяжённость, недостаточное оборудование отдельных участков Государственной границы Российской Федерации [4].

    Эти проблемы возникли не сегодня.

    Миграционные процессы в России в 90-е годы прошлого века определялись влиянием двух противоречивых групп факторов. С одной стороны, распад СССР и сопровождающие его взрыв национализма, вооруженные этнические конфликты, политическая нестабильность и системный социально-экономический кризис обусловили резкое падение территориальной мобильности населения, связанное с размещением производительных сил и соответствующим перераспределением трудовых ресурсов, и изменили природу миграций, придав им вынужденный характер, спровоцировав массовые потоки беженцев, репатриантов, процессы этнического размежевания. С другой стороны, параллельно с этой группой факторов, переход к политике открытых дверей, включение России в международный рынок рабочей силы, формирование рыночной экономики привели к развитию трудовых миграций и стали важнейшим амортизатором падения миграционной подвижности населения. Негативной стороной новых миграционных процессов стало появление незаконной иммиграции, ее криминализация.

    Основные причины незаконной миграции – «прозрачность» российских границ с государствами-участниками СНГ, неразвитость в России соответствующего законодательства и нехватка финансовых средств на регулирование данной формы иммиграции.

    В первом десятилетии XXI столетия, внутри России происходит отток населения из северных и восточных регионов в центр и на юго-запад страны[4]. Дальневосточный федеральный округ отличается среди всех других округов России самыми неблагоприятными тенденциями миграционных процессов, что крайне негативно влияет на демографическую ситуацию.

    Важнейшим шагом на пути развития современной системы государственного регулирования миграции в Российской Федерации является разработка и одобрение Президентом Российской Федерации Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации до 2025 г. [3]. В частности, выделены следующие основные направления регулирования миграции: обеспечение контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации; создание условий для интеграции вынужденных мигрантов; содействие привлечению мигрантов на работу в Российскую Федерацию с учетом потребности экономики страны в трудовых ресурсах; создание условий для возвращения внутриперемещенных лиц, покинувших места постоянного проживания; поддержка и развитие взаимоотношений с соотечественниками за рубежом; оптимизация внутренних миграционных процессов и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов; создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных районах РФ; содействие добровольному переселению соотечественников из стран СНГ и Балтии.

    Целью государственного регулирования является обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития, принципов национальной безопасности Российской Федерации, достижение желательного для нас масштаба легальной иммиграции с сокращением нелегальной. Удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, отбор работников нужных профессий и специальностей из общего потока потенциальных иммигрантов; Рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права в области защиты прав и свобод человека и гражданина, построение демократического общества.

    Правила въезда и пребывания иностранных граждан в РФ, а также порядок осуществления ими трудовой деятельности на территории России, регулируются рядом законодательных актов. Это, прежде всего, «Концепцией государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года», а так же Федеральными законами «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (от 15 августа 1996 года) и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (от 25 июля 2002 года).

    С 1 января 2015 г. для трудовых мигрантов из СНГ установлены новые правила - они могут трудиться в Российской Федерации у юридических лиц без разрешения на работу. Теперь для этого достаточно оформить патент.

    Согласно договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который вступил в силу с 1 января 2015 года, граждане России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии имеют право свободно работать в его странах-участницах без оформления каких-либо разрешений. Для прибывающих в РФ по визе сохранён порядок получения разрешений на работу. Изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и отдельные законодательные акты РФ были подписаны 24 ноября 2014 г. [1]

    Миграционное взаимодействие между большинством стран постсоветского пространства приобрело в последнее десятилетие системный характер. В регионе сформировалась Евразийская миграционная система, устойчивые и многочисленные миграционные потоки в которой обусловлены взаимодействием ряда факторов - исторических, экономических, политических, демографических, социально-этнических, географических, а результат миграционного взаимодействия приобретает характер миграционной взаимозависимости.

    МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РФ В УСЛОВИЯХ УКРАИНСКОГО КРИЗИСА

    По данным Федеральной миграционной службы, на начало марта 2016 года в России насчитывалось 9 млн 874,3 тыс. иностранных граждан. Более четверти из них имели гражданство Украины (2,5 млн чел.) [7].

    Согласно пограничной статистике, среди иностранных граждан, пребывающих в Россию, граждане Украины устойчиво лидируют уже многие годы. Из Украины в Россию с долгосрочными и краткосрочными целями въезжали в среднем до 6 млн человек в год [6]. По данным Всемирного Банка, миграционные направления в данном коридоре (Россия-Украина и Украина-Россия) являются вторым и третьим по масштабам антропотока, уступая лишь миграции между Мексикой и США.

    Среди причин миграции населения из Украины в Россию можно выделить: экономические факторы, снижение уровня жизни населения, стремление к улучшению качества и условий жизни, поиск возможностей реализации личных профессиональных ориентаций, развитие этнических, социальных, конфессиональных конфликтов и гражданская война на юго-востоке Украины.

    О вынужденных мигрантах - беженцах с юго-востока Украины российские власти заговорили ещё в январе 2014 года. В российских ведомствах отмечали, что в случае продолжения «революционного хаоса» на Украине сотни тысяч беженцев хлынут в приграничные российские регионы.

    С середины февраля 2014 года в Департамент государственной политики в сфере межнациональных отношений Минрегиона России начали поступать обращения граждан Украины о содействии в переселении в Российскую Федерацию и получении российского гражданства. Обращения поступали из юго-востока Украины - городов Луганск, Донецк, Харьков, Мариуполь, Днепродзержинск, а также Республики Крым [5].

    В феврале 2014 года миграционные потоки с Украины возросли в Ростовскую область на 53%, в Курскую - на 71%. Поток беженцев с юго-востока Украины не иссякал, и ряд приграничных регионов России вынуждены были объявить режим чрезвычайной ситуации [4].

    Для граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на её территории, прибывших в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке, Федеральная миграционная служба России подготовила ряд изменений в миграционное законодательство. В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 г. № 690 «О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощённом порядке», был предусмотрен упрощённый порядок рассмотрения их заявлений, предусматривающий вынесение решений по заявлениям в течение 3-х рабочих дней. Кроме того, получить временное убежище можно в одном регионе России, а для участия в «Государственной программе содействия добровольному переселению соотечественников на территорию России из-за рубежа», выбрать другой.

    ФМС предложила 7 законных вариантов легализации украинских беженцев в России.

    1. Временное пребывание

    2. Временное убежище

    3. Статус беженца

    4. Временное проживание

    5. Оформление патента на право работы

    6. Разрешение на работу

    7. Гражданство Российской Федерации

    На начало 2016 года в России находилось более 2,5 млн украинских граждан, из них 1,1 млн - выходцы с юго-востока Украины. С апреля 2014 года по настоящий момент в ФМС для определения своего правового положения обратилось свыше 1,3 млн граждан Украины. Из них за убежищем - более 332 тыс., за разрешением на временное проживание - 318 тыс. Кроме того, 172 тыс. граждан Украины обратились с заявлением об участии в Госпрограмме по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников из-за рубежа. В 2015 году граждане Украины стали основными участниками Госпрограммы переселения - более 63% от общего числа [7].

    Говоря о Государственной программе переселения, нельзя не отметить, что ее механизмы с 2014 года активно используются для оказания содействия в обустройстве в стране соотечественникам, вынужденно покинувшим территорию Украины. Программа была оперативно адаптирована под сложившиеся условия. В частности, право стать ее участниками получили соотечественники, оформившие временное убежище в России (Указ Президента от 25 июля 2014 г. № 531). По предложению ФМС Правительством (постановление от 8 октября 2014 г. № 1032) утверждены Временные правила работы с украинскими соотечественниками, получившими временное убежище. Для них сокращен перечень документов, необходимых для вступления в Программу, при этом свидетельство ее участника они могут получить в срок, не превышающий 15 рабочих дней (по общему правилу 60 дней).

    Специально в целях приема и обустройства соотечественников с Украины в сентябре 2014 г. утверждены региональные программы Ростовской области и Ставропольского края.

    Сейчас в связи с международной обстановкой, и Россия, и Европа переживают наплыв мощных миграционных потоков, влияющих на экономические, демографические и культурные показатели принимающей стороны. Но в отличие от Европы, которая столкнулась с чуждой культурой и массой малограмотных мигрантов, в условиях Украинского кризиса Россия принимает по сути своих же соотечественников. Грамотно использовать этот человеческий ресурс – первостепенная задача миграционной политики Российской Федерации.

    ВЫВОДЫ

    Миграция населения – объективный социально-экономический процесс, экономической основой которого является развитие и размещение производительных сил и связанное с ним территориальное перераспределение населения и трудовых ресурсов. В условиях начала нового тысячелетия, необходима тщательная дальнейшая разработка стратегии государственной миграционной политики, отвечающей долгосрочным тенденциям и целям социально-экономического и демографического развития России. Даже в условиях Украинского кризиса, когда Россия взяла на себя повышенные обязательства по содействию в обустройстве в стране соотечественников, вынужденно покинувших территорию Украины, иммиграционная политика и миграционная политика в целом должны иметь селективный характер, формироваться на основе прагматических демографических, экономических и геополитических интересов страны.


    ЛИТЕРАТУРА

    1. Агейкин А.А. Государственное регулирование миграционных процессов в России: опыт и проблемы / А.А. Агейкин; ФМС России // Бизнес, наука и общество. – 03.09.2016. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://vrnbiz.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-migracionnyx-processov-v-rossii-opyt-i-problemy

    2. Дегтерева В.А. Государственное регулирование и контроль миграционных процессов с целью соблюдения национальных социально-экономических интересов РФ / В.А. Дегтерева // Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России. - 2013. - №4(60). – С. 129-134

    3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/#ixzz4SWCMV3XW

    4. Михайлов В. Регулирование миграции из Украины в Россию в современных условиях // Русский век. – 23.05.2016 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ruvek.info/?module=articles&action=view&id=10323

    5. Муляр Е.Н. Миграционные процессы в период политического кризиса в Украине // Международный научный журнал «Символ науки». – 2015. - № 11. – С. 257-258

    6. Официальный сайт Федеральной службы статистики. [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.gks.ru

    7. Официальный сайт ФМС России. [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.fms.gov.ru

    8. Троицкая О. Украинский кризис и миграция. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3497#top

    9. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект, 2007. — 472 с.
    написать администратору сайта