Главная страница
Экономика
Финансы
Биология
Медицина
Ветеринария
Сельское хозяйство
Математика
Начальные классы
Информатика
Вычислительная техника
История
Юриспруденция
Право
Философия
Логика
Этика
Религия
Политология
Социология
Физика
Языкознание
Языки
Промышленность
Энергетика
Культура
Искусство
Автоматика
Связь
Электротехника
Химия
Воспитательная работа
Другое
Дошкольное образование
Экология
Строительство
Русский язык и литература
Классному руководителю
Геология
Физкультура
Иностранные языки
Доп
образование
География
Логопедия
Школьному психологу
Технология
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Обществознание
ОБЖ
Механика
Музыка
Директору, завучу
Социальному педагогу
Психология

Лекция организация грузовой и коммерческой работы


Скачать 260.83 Kb.
НазваниеЛекция организация грузовой и коммерческой работы
Дата10.04.2018
Размер260.83 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла01.pdf.pdf
ТипДокументы
#50468
страница1 из 6
  1   2   3   4   5   6

1
Лекция: ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1.Основы грузовой и коммерческой работы
1.1 Общие положения.
Цельпредмета – изучение грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте.
Технология перевозки грузов представляет собой совокупность операций, выполняемых в пунктах отправления, в пути следования и в пунктах назначения. Перевозочный процесс начинается на складе грузоотправителя и заканчивается на складе грузополучателя, включает в себя элементы:
- подготовка груза к перевозке;
- операция по доставке груза на станцию;
- прием груза к отправлению, накопление и хранение его на станции;
- погрузка в вагон,
- маневровые операции с вагоном, связанные с уборкой, постановкой в поезд;
- движение поезда до станции назначения;
- перегрузка с одного вида транспорта на другой (мультимодальные перевозки);
- расформирование поезда, маневровые операции по подаче к месту выгрузки;
- выдача груза грузополучателю.
В перевозочном процессе различают техническую и коммерческую эксплуатацию железнодорожного транспорта. Техническая эксплуатация – это внутренняя деятельность железной дороги, которую осуществляют работники железных дорог, без участия отправителей и получателей грузов, в сферу технической эксплуатации входят обеспечение безопасности движения поездов, разработка графика движения, организация вагонопотоков, техническое нормирование и т.д.
Нормы и положения технической эксплуатации изложены в ПТЭ – Правилах технической эксплуатации, а также Инструкциях, утверждаемых ОАО
«РЖД».
Коммерческая эксплуатация – это область, характеризующая правовые отношения с отправителями и получателями грузов, а также с другими видами транспорта. Порядок или технология погрузки, прием груза на хранение, оформление заявки на перевозку, оформление комплекта перевозочных документов на груз, правила и условия перевозок различных грузов, ответственность дорог за перевозкуи т.д. - регламентируются

2
Уставом железнодорожного транспорта РФ, Правилами перевозок грузов, договорами на эксплуатацию путей необщего пользования и т.д.
Устав железнодорожного транспорта РФ. В процессе перевозок железнодорожный транспорт вступает в определенные правовые отношения с предприятиями отправителями и получателями груза. Эти отношения затрагивают большой круг сложных вопросов организационного характера.
Устав железнодорожного транспорта РФ состоит из девяти глав:
1 – Общие положения;
2 – Перевозки грузов, контейнеров и повагонными отправками, грузобагажа;
3 – Взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа;
4 – Железнодорожные пути необщего пользования;
5 – Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении;
6 –Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа;
7–Ответственность перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей
(отправителей),грузополучателей
(получателей), пассажиров;
8 – Акты, претензии, иски;
9 – Заключительные и переходные положения.
Нормативные документы и руководства, издаются в соответствии с
Уставом. Устав содержит только основные положения и правовые нормы, которые относятся ко всем видам перевозок. В Уставе невозможно регламентировать все варианты и условия перевозок, поэтому в развитие статей издаются подзаконные отраслевые документы, например,
Технические условия и крепления грузов, Правила перевозок импортных грузов и т.д. Эти документы разрабатываются в порядке предусмотренном
Уставом. Все изменения и дополнения в отраслевые правила, технические условия, расчеты тарифов другие документы публикуются в специальных сборниках и вводятся в действие с момента опубликования, приобретают силу закона и становятся обязательными к исполнению для всех участников перевозочного процесса. Кроме этого на железнодорожном транспорте действуют отраслевые служебные инструкции регламентирующие работу должностных лиц или отдельные технологические операции: Инструкция приемосдатчика грузов, Инструкция коммерческим ревизорам по организации контрольно – ревизионной деятельности, Инструкция по взвешиванию грузов и использованию подвижного состава и т.д. В структурных подразделениях железнодорожного транспорта разрабатываются локальные нормативные документы регламентирующие

3 различные вопросы деятельности предприятий с учетом их особенностей и специфики: Техническо – распорядительный акт (ТРА) станции, Единый технологический процесс (ЕТП) работы станции и мест необщего пользования и т.д.
1.2Классификация грузовых перевозок.
Классификация грузовых перевозок зависит от количества участвующих в них дорог и делятся на следующие виды сообщений:
- местные – в пределах одной дороги;
- прямые – в пределах двух и более дорог по единому документу;
- смешанные, если в перевозке участвуют другие виды транспорта;
- международные – при участии в перевозке двух и более государств.
Железнодорожные перевозки могут осуществляться грузовой, большой или пассажирской скоростями. Вид скорости определяет грузоотправитель в соответствии с Правилами перевозок грузов и указывает об этом в перевозочном документе.
В зависимости от количества груза, предъявляемого по одной накладной, перевозки выполняются повагонными, контейнерными, мелкими, групповыми и маршрутными отправками.
Повагонной отправкой считается предъявляемый к перевозке груз по одной накладной, для перевозки которого требуется предоставление отдельного вагона.
Контейнерной отправкой считается предъявляемый к перевозке груз для перевозки которого требуется предоставление отдельного контейнера.
Мелкой отправкой считается предъявляемый по одной накладной груз для перевозки которого не требуется предоставление отдельного вагона или отдельного контейнера.
Групповой отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз для перевозки которого требуется предоставление более одного вагона, но менее маршрутной отправки.
Маршрутной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление вагонов в количестве соответствующим нормам для маршрутов по массе или длине поезда.
Сборной повагонной отправкой считается предъявляемый по одной накладной груз разной номенклатуры и наименований по Тарифному руководству.
1.3 Классификация грузов.
К перевозке по железнойдороге предъявляется различная товарная продукция
(сырье, топливо, полуфабрикаты, готовые изделия,

4 продукциясельского хозяйства, насчитывающая свыше пяти тысяч наименований и т.д.) с момента предъявления к перевозке на станции отправления до момента выдачи на станции назначения вся товарная продукция носит название – «груз».
Грузы каждого наименования обладают только им присущими физико – химическими свойствами, объемно – массовыми характеристиками, степенью опасности (определяющими технические условия перевозок).
В комплексе с тарой и упаковкой, специальные свойства груза составляют понятие транспортная характеристика груза.Транспортная характеристика определяет режимы перевозки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций. В зависимости от характера и способа транспортирования, определения их количества, грузы делятся на: 1) тарно - штучные, упакованные в тару, перевозятся счетом мест, с указанием в накладной их количества и массы – это наиболее ценные грузы и продовольственные товары; 2) навалочные – перевозятся без счета мест с указанием в накладной лишь массы груза – это уголь, руда, песок, щебень.Другие грузы, которые могут быть упакованы в тару, при количестве мест до 1500 перевозятся счетом мест; 3) насыпные - перевозятся без упаковки насыпью – это в основном хлебные грузы (зерно и т.д.); 4) наливные – транспортируются без тары и наливом в вагонах – цистернах и бункерных полувагонах (нефть, нефтепродукты, вино, масло); 5) живность – крупно – рогатый скот, лошади, верблюды, живая рыба и т.д. - в специальных вагонах.
Перевозка грузов навалом, насыпью, наливом – мелкими отправками не допускается.
1.4Подготовка грузов к перевозке.
В соответствии со ст. 18 Устава грузоотправитель обязан тщательно подготовить свою продукцию к транспортировке – упаковать, замаркировать, взвесить, определить число мест. Груз должен быть подготовлен к перевозке таким образом, чтобы обеспечивалась безопасность движения, качество перевозимой продукции, сохранность вагонов, контейнеров, пожарная безопасность. Тара и упаковка должны соответствовать стандартам и техническим условиям. Перевозчик и владелец инфраструктуры вправе провести проверку на соответствие требованиям упаковку и качество перевозимой продукции указанной в документах.При перевозке грузоотправитель обязан наносить на тару, вагоны, контейнеры знаки, коды опасности, предусмотренные
Правилами перевозок грузов.
При предъявлении скоропортящихся грузов – грузоотправитель обязан представить вместе с транспортной накладной документ о качестве груза.

5
Маркировка грузов.
Маркировка дает возможность установить принадлежность отдельных грузовых мест той или иной партии грузов, выявить пункт назначения и наименование получателя, не прибегая к перевозочным документам. Обратить внимание персонала на специфические свойства груза. Маркировка должна быть ясной, четкой, понятной, устойчивой к внешнему воздействию и не должна портить груз. Различают товарную и транспортную маркировку грузов. Товарная информация для торговых организаций и покупателя наносится на упаковку (внешнюю часть) изготовителем изделия, в ней указывают тип, сорт, артикул, дату изготовления. Транспортная маркировка наносится на тарно – упаковочные и штучные грузы, содержит основные, дополнительные и информационные надписи, манипуляционные знаки. Основные надписи должны содержать полное или условное наименование грузополучателя, наименование пункта назначения, в том числе полное название станции и дороги, число грузовых мест в партии и порядковый номер места в партии. Дополнительные надписи содержат полное наименование грузоотправителя и грузополучателя.
Информационные надписи должны содержать массу брутто и нетто грузового места, габаритные размеры грузового места. Манипуляционные знаки – изображения указывающие на условия обращения с грузом.
Насыпные и наливные грузы маркировки не требуют.
2.Технические средства грузовой работы
2.1Грузовые станции и их классификация
Грузовые станции выполняют различные грузовые операции, перечень которых перечислен в Тарифном руководстве №4, для каждой станции в отдельности. В соответствии с федеральным законом о железнодорожных станциях открытие новой грузовой станции с перечнем грузовых операций – погрузка, выгрузка, сортировка, хранение грузов, грузовые операции с контейнерами и т.д. осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти – Федерального агентства железнодорожного транспорта (ФАЖТ) на основании предложений владельцев груза. Закрытие железнодорожнойстанции для выполнения всех или некоторых операций производится на основании предложения соответствующего субъекта РФ.
Дополнения, изменения к Тарифному руководству издаются в Сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта.
Грузовая станция состоит из транспортно – складского комплекса: грузового терминала, железнодорожных путей: приемо – отправочных, сортировочных, вытяжныхи т.д. На грузовой станции расположен

6 станционный технологический центр, помещения дежурного по станции, пункты технического обслуживания вагонов и т.д. К грузовым станциям могут примыкать пути необщего пользования. На грузовых станциях выполняются следующие операции: 1) расформирование, формирование поездов; 2) подача и уборка вагонов на грузовые фронты; 3) обработка составов по прибытию и отправлению; 4) коммерческие операции – прием, выдача, взвешивание груза, расчеты провозных плат и т.д.; 5) розыск грузов, кассово-учетные операции; 6) грузовые операции – погрузка, выгрузка, сортировка,обработка вагонов – промывка, дезинфекция.
Для выполнения грузовых операций станции оснащены погрузочно – разгрузочными механизмами (ПРМ), складами для тарно-штучных грузов, площадками для контейнеров, тяжеловесных грузов, повышенными путями для навалочных и сыпучих грузов, сортировочными платформами, весовым хозяйством, помещениями для агентов Системы фирменного транспортного обслуживания (СФТО) и т.д.
Классификация грузовых станций. Наиболее существенным признаком для грузовых станций служит схема путевого развития, станции бывают тупикового типа, сквозными - сквозным расположением железнодорожных путей и комбинированные – с тупиковыми и сквозными путями одновременно. По характеру выполняемых операций грузовые станции разделяются на: 1) погрузочные; 2)выгрузочные; 3) погрузочно – выгрузочные; 4) перегрузочные.
На погрузочных грузовых станциях погрузка значительно преобладает над выгрузкой, обычно такие станции обслуживают крупные предприятия добывающей промышленности, лесоразработки, шахты, карьеры и т.д., к которым примыкают пути необщего пользования.
Выгрузочных – выгрузка преобладает над погрузкой, располагаются в крупных административно – промышленных центрах с развитой обрабатывающей промышленностью – поступает в большом количестве сырье, топливо, материалы, отправляется готовая продукция.
Погрузочно – выгрузочные – объемы погрузки и выгрузки примерно одинаковы – также располагаются в крупных промышленных центрах.
Перегрузочные станции – располагаются в основном на пограничных станциях в месте стыковки железнодорожных путей разной колеи.
От объемов работы грузовые станции подразделяют на шесть классов: внеклассные, первого, второго, третьего, четвертого, пятого классов.
2.2 Планирование перевозок
С 2013 года на железнодорожном транспорте внедряется Единый сетевой технологический процесс железнодорожных перевозок (ЕСТП). Документ

7 разработан в соответствии с поручением правительства, комиссии по транспорту и связи Госдумы и направлен на совершенствование технологии управления перевозками в условиях множественностиоператоров подвижного состава.
ЕСТП определяет технологию взаимодействия с грузоотправителями при планировании и приеме грузов к перевозке, технологию взаимодействия с операторами, владельцами подвижного состава при планировании, перемещении и размещении порожних вагонов на инфраструктуре ОАО
«РЖД», технологию организации груженых и порожних вагонопотоков на основе сетевого плана формирования и графика движения поездов, технологию планирования и управления перевозочным процессом.
В ЕСТП решается задача регламентации функций всех участников перевозочного процесса. ОАО «РЖД» предлагает перейти к технологичному управлению на основе календарного планирования. Причем помесячно планировать необходимо не только перевозки грузов. Порожний вагон также может быть выведен с путей необщего пользования, принят к перевозке и отправлен лишь при наличии договора между оператором, владельцем подвижного состава и владельцем путей необщего пользования.
Для внедрения новой технологии необходимо завершить и формирование законодательной базы с учетом предложений ОАО «РЖД». Минтранс РФ совместно с ОАО «РЖД» подготовили поправки в ряд федеральных законов.
Оператор должен будет платить за нахождение вагона на станциях и путях общего пользования, перемещать порожние вагоны только, туда, где они действительно нужны под погрузку.
В ЕСТП разделе 5 «Технология месячного планирования перевозок грузов», установлено, что грузоотправитель должен в своей заявке на отправку грузов в течение месяца указывать ежедневный объем отгрузки и представлять перевозчику такой график за 40 дней.
Однако, несмотря на актуальность ЕСТП и повсеместное активное его внедрение (в настоящее время, до 50% от объема перевозок), не все
Положения могут быть реализованы немедленно. Причина – отставание нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность отрасли, от реально происходящих изменений - не все грузоотправители готовы перейти к месячному календарному планированию.
В настоящее время ЕСТП носит рекомендательный характер: заявки продолжают приниматься в том числе и в прежнем порядке – «непрерывном»
-в уведомительномрежиме.
2.3Транспортно – складские комплексы мест общего пользования

8
Транспортно – складские комплексы - ТСК (в настоящее время транспортно
– логистические центры) и грузовые фронты, в зависимости от характера работы различают специализированные и общего типа, к специализированным относят, например, контейнерные терминалы. В ТСК общего типа перерабатывается обширная номенклатура грузов: тарно- штучные, тяжеловесные и т.д. Недостаток ТСК общего типа - этобольшие площади, размещение грузовых фронтов на значительных расстояниях, что затрудняет комплексную механизацию погрузочно – выгрузочных операций, маневровую работу и увеличивает время простоя вагонов.
Склады на местах общего ипутях необщего пользования и их классификация.
Основание классификации– виды складов:
• функциональная предназначенность:
- производственный склад;
- товарный склад;
• организационная форма управления:
- склады общего пользования;
- склады совместного пользования;
- склады индивидуального пользования;
• характер хранения:
- сортировочные склады;
- транзитные склады;
- сезонные склады;
- накопительные склады;
• система механизации и автоматизации складских процессов:
- автоматизированные склады;
- механизированные склады;
- склады с применением средств механизации;
- комбинированные склады;
• способы хранения:
- открытые склады;
- полузакрытые склады;
- закрытые склады;
• режим хранения:
- склады, обеспечивающие различные регулируемые режимы хранения;
- склады, предоставляющие определенный режим хранения;
- склады, предоставляющие только площадь для хранения;
• этажность здания:
- одноэтажные здания;
- многоэтажные склады.

9 2.4Погрузочно – разгрузочные машины и устройства
Классификацияпогрузочно – разгрузочных машин (ПРМ) ипогрузочно – выгрузочных устройств.Основанием для классификации погрузочно- разгрузочных устройств являются технические и эксплуатационные признаки. В техническом отношении все ПРМ и устройства подразделяются по характеру перемещения груза на машины периодического, циклического и комбинированного действий.
  1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта