Главная страница
Навигация по странице:

  • Санитарно-эпидемиологическое заключение № ДО от 20.07.2004.

  • ISBN 5-7695-0543-5 © Дьяков а Е. А, 2003 © Издательский центр Академия, 2003

  • 2 Е. А. Дьякова

  • Логопедия е издание, исправленное


    Скачать 8.46 Mb.
    НазваниеЛогопедия е издание, исправленное
    АнкорLogopedicheskiy_massazh_E_A_Dyakova.pdf
    Дата29.09.2017
    Размер8.46 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаLogopedicheskiy_massazh_E_A_Dyakova.pdf
    ТипДокументы
    #23133
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6
    ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Е. А. ДЬЯКОВА ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ Допущено
    Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031800 — Логопедия е издание, исправленное


    УДК 616.899(075.8) Б Б К я 73 Д 9 3 1 Издательская программа Специальная педагогика и специальная психология для педагогических вузов и колледжей Руководитель программы — доктор педагогических наук НМ. Назарова Научный консультант — доктор медицинских наук, профессоре.И.Беликова Рецензенты кандидат педагогических наук, доцент Г. В. Бабина; кандидат педагогических наук О. Г. Приходько;

    врач-невролог й категории, мануальный терапевт А. Л. Королев

    Дьякова Е. АД Логопедический массаж Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — е изд, испр. — М Издательский центр Академия, 2005. — 96 слил ил.
    ISBN 5-7695-0543-5 В учебном пособнн представлено физиологическое обоснование целесообразности использования массажа в логопедической практике, изложены научные представления о строении и анато-

    мо-фнзиологических механизмах периферического речедвигательного аппарата, систематизированы приемы дифференцированного логопедического массажа с учетом этиопатогенетических механизмов тех речевых расстройств, при которых целесообразно его использование. Книга дает представление о различных приемах логопедического массажа. Подробно излагается методика его проведения, даются четкие методические рекомендации о различных приемах, используемых в логопедическом массаже, а также представлены диагностические критерии необходимости назначения логопедического массажа. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031800 — Логопедия. Может быть полезно также дефектологам, медицинским работникам (невропатологам, массажистами инструкторам ЛФК, работающим в отделениях для детей с речевой патологией, а также родителям, имеющим детей с речевой патологией. У Д КБ Б К я Учебное издание

    Дьякова Елена Александровна Логопедический массаж Учебное пособие Редактор У. Г. Макухина. Ответственный редактор С.А.Шаренкова. Технический редактор О.С.Александрова. Компьютерная верстка ГА. Берковский. Корректоры В. Н. Рейбекель, Л. В. Мельникова Изд. № A-427-II. Подписано в печать 29.10.2004. Формат 70x100/16. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Бумага офсетная № I. Усл. печ. л. 7,8, в т.ч. цв. вкл. 0,65 л. Тираж 5100 экз. Заказ 1 4 0 4 4 . Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр Академия.

    Санитарно-эпидемиологическое заключение № ДО от 20.07.2004.
    117342, Москва, ул. Бутлерова, Б, к. 328. Тел./факс: (095)330-1092, 334-8337. Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате.
    410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
    ISBN 5-7695-0543-5
    © Дьяков а Е. А, 2003
    © Издательский центр Академия, 2003
    ПРЕДИСЛОВИЕ Логопедический массаж как один из методов кор- рекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М. Б. Эйдиновой, О. В. Прав- диной, КА. Семеновой, С. А. Бортфельд и др. Тем не менее приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику. Однако целесообразность использования массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях речи, как дизартрия, ринолалия, заикание. Несмотря на то что существуют отдельные публикации, в которых описываются различные виды массажа при речевых нарушениях, до настоящего времени не было учебного пособия, представляющего логопедический массаж в качестве целостной системы приемов, используемых при той или иной форме речевой патологии. Цель данного учебного пособия — описание методики и техники логопедического массажа, в пособии также приведены показания к его применению при различных речевых нарушениях. Мы стремились наиболее полно представить и систематизировать приемы логопедического массажа, как уже известные по публикациям И. И. Панченко, 1979; ЕМ. Мастюкова, МВ. Ипполитова, 1985; ЕЕ. Шевцова, 1993; Е. П. Не- дорезова, 1995; ИВ. Блыскина, В. А. Ковшиков, 1995;
    О.Г.Приходько, 1999; Е.В.Новикова, 2000; и др, таки являющиеся результатом практического опыта автора данной книги, а также дать физиологическое обоснование целесообразности использования массажа в логопедической практике. Известно, что многие логопеды, работающие как в медицинских, таки в педагогических учреждениях, используют приемы логопедического массажа в
    своей работе и стремятся получить квалифицированные знания в этой области. Однако до последнего времени обучение специализированному массажу не носило целенаправленного, систематизированного характера, с учетом этиопатогенетических механизмов тех речевых расстройств, при которых целесообразно его использование. В настоящее время курс Логопедический массаж включен в систему подготовки логопедов в Московском городском педагогическом университете и проводится в виде специального семинара, в соответствии с разработанной учебной программой. Учебное пособие адресовано студентам педагогических институтов, обучающимся по специальности Логопедия, логопедам, дефектологам, медицинским работникам, а также родителям, имеющим детей с речевой патологией. Автор будет благодарен всем, кто пришлет свои отзывы, замечания и предложения по улучшению содержания книги, которые будут учтены при ее переиздании. Адрес e-mail: diakova@yandex.ru.
    Глава МЕТОД МАССАЖА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Показания к применению массажа в логопедической практике Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. Место массажа в комплексной системе коррекционно-
    педагогического воздействия Логопедический массаж — часть комплексной психолого-педагогичес­
    кой работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой. При формировании речевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния массаж может использоваться в комплексе с традиционными логопедическими или релаксационными упражнениями. Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, который владеет техникой логопедического массажа, те. прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также этио- патогенез речевых нарушений. Элементы массажа могут осуществляться родителями ребенка, специально проинструктированными и обученными логопедом. Физиологическое действие массажа Лицо человека, в отличие от других частей тела, наиболее богато снабжено нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами. Это отражается на состоянии мышц лица, с помощью которых передаются тончайшие изменения эмоционального состояния человека. Именно выражение лица в первую очередь отражает настроение и самочувствие человека. Кожа лица особенно чувствительна к механическим воздействиям. Благодаря этому существует тончайшая обратная связь между состоянием мышц и нервов лица, возникающим под влиянием массажа, и самочувствием и настроением человека. Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Под влиянием массажа в организме возникает ряд местных и общих реакций, в которых принимают участие все ткани, органы и системы. Поверхность кожи представляет собой огромное чувствительное поле, которое является периферической частью кожного анализатора, а значит, она неразрывно связана с центральной нервной системой. При массаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, ее сосуды и железистый аппаратно и на состояние ЦНС. В связи с этим меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные либо сниженные рефлексы, меняется в целом функциональное состояние ЦНС. Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо- и кровообращение, а следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Массаж оказывает большое влияние на состояние капилляров кожи. Капиллярная система является рефлексогенной зоной в сосудистой системе. Это означает, что изменения состояния капилляров под влиянием массажа вызывают отчетливые изменения во всей сосудистой системе. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей. Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной крови. Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению
    6
    активных произвольных, координированных движений органов артикуляции. Функция мышц неразрывно связана с сухожильно-связочным аппаратом. Под влиянием массажа увеличивается подвижность и эластичность связочного аппарата. Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей. Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла, улучшается самочувствие. Энергичные и быстрые движения при массажном воздействии повышают раздражимость массируемых тканей. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвига- тельном процессе. Основные цели логопедического массажа
    1) нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры
    2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата
    3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
    4) стимуляция проприоцептивных ощущений
    5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений
    6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность
    7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.
    Глава КРАТКИЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, шек, мягкого нёба. Логопед должен хорошо представлять себе строение и функции тех мышц, в области которых будет проводиться логопедический массаж.
    2.1. ГОЛОВА И ШЕЯ Скелетом головы является череп, состоящий из отдельных костей, соединенных между собой швами. Различают кости черепа и кости лица. Кости черепа включают непарные кости лобную, затылочную, клиновидную, решетчатую, носовую, сошник — и парные теменную, височную, нижнюю носовую раковину. Они образуют полость, в которой помещается головной мозг. Кости лица включают непарные кости нижнюю челюсть, подъязычную кость — и парные верхнюю челюсть, скуловую и нёбную кости. При выполнении массажа важно определить ряд ориентиров на лобной кости — надбровные дуги и носовую часть (надпереносье, в височной кости — сосцевидный отросток, а также скуловую дугу, бугры теменной кости. Мышцы головы делятся на две группы жевательные и мимические мышцы, или мышцы лица в особую группу выделяют мышцы окружности рта. Группа жевательных мышц включает жевательную мышцу, височную мышцу и крыловидные мышцы. Основная функция жевательных мышц сводится к движению нижней челюсти (поднимание, опускание, движение вперед, назад ив стороны. Жевательная мышца состоит из двух частей поверхностной и глубокой рис. 1), которые одним концом прикрепляются к скуловой кости и другим — к нижней челюсти. Функции поднимает опущенную нижнюю челюсть, участвует в выдвижении челюсти вперед. Височная мышца расположена на височной поверхности черепа. Пучки мышц, направляясь вниз, образуют мощное сухожилие, которое прикрепляется к нижней челюсти.
    8
    Рис. 1. Жевательные мышцы Функции поднимает опущенную челюсть, выдвинутую вперед челюсть тянет назад. Крыловидные мышцы расположены по внутренней стороне жевательной мышцы, прикрепляясь к скуловой кости и к кости нижней челюсти. Функции смещают нижнюю челюсть в сторону, выдвигают впереди поднимают опущенную нижнюю челюсть (рис. 2).
    2 Е. А. Дьякова
    9
    Рис. 3. Мышцы шеи
    Кроме этого косвенно в движениях нижней челюсти принимают участие мышцы, прикрепляющиеся к подъязычной кости, а также мышцы шеи двубрюшная и подкожная (рис. 3, 13). Мимические мышцы (рис. 4, см. цв. вкл.), или собственно мышцы лица, состоят из дугообразных и круговых мышечных волокон, которые расположены преимущественно вокруг отверстий глаз, рта, носа и ушей. Эти мышцы участвуют в замыкании или, напротив, в расширении этих отверстий. Они меняют их форму на лице, образуя различные складки. Это довольно мелкие мышцы, участвующие в образовании различных мимических движений, меняющие выражение лица вследствие их тесной связи с эмоциогенными структурами мозга. Следует иметь ввиду, что некоторые мимические мышцы выделяются не анатомически, а функционально. Укажем наиболее крупные из мимических мышц.
    Затылочно-лобная мышца соединена с сухожильным шлемом, производит смещение кожи головы. Состоит из лобной и затылочной частей. Лобная часть поднимает брови и расширяет глазную щель. Мышца, сморщивающая брови прикрепляется к коже бровей, сводит кожу бровей к срединной линии, образуя вертикальные складки у переносицы. Мышца гордецов начинается на спинке носа и прикрепляется к коже. Образует у корня носа поперечные складки. Круговая мышца глаза располагается вокруг глазницы, осуществляет суживание глазной щели, смыкание век. Носовая мышца проходит по крыльям носа, оттягивает книзу ноздри, суживая их при этом. Мышцы окружности рта (рис. 4, 5, см. цв. вкл.) делятся на две группы. Одна из них — круговая мышца рта, сокращение которой суживает ротовую щель, другая группа — это мышцы, расположенные радиально по отношению кротовой щели, их сокращение приводит к ее расширению. Круговая мышца рта образована круговыми мышечными пучками, расположенными в толще губ. Мышечные пучки плотно сращены с кожей. Функции суживает ротовую щель, вытягивает губы вперед. Большая скуловая мышца начинается от скуловой кости, направляясь вниз, вплетается вкруговую мышцу рта и кожу угла рта. Функция тянет угол рта вверх и кнаружи. Малая скуловая мышца мышца, поднимающая верхнюю губу и мышца, поднимающая верхнюю губу, и крыло носа также начинаются от скуловой кости и, образуя единую мышечную пластинку, вплетаются в кожу верхней губы и крыла носа. Функции поднимают верхнюю губу и подтягивают крыло носа. Мышца, поднимающая угол рта вплетается в угол рта. Функция тянет угол рта вверх и кнаружи. Мышца смеха вплетается в кожу угла рта. Функция оттягивает угол рта кнаружи. Щечная мышца или мышца трубачей, начинается от наружной поверхности верхней и нижней челюстей в области альвеол вторых больших коренных зубов. Направляясь вперед, пучки щечной мышцы переходят вверх нюю, нижнюю губы и угол рта.
    11
    Функции оттягивает угол рта в сторону, при двустороннем сокращении растягивает ротовую щель, прижимает внутреннюю поверхность щек к зубам. Мышца, опускающая угол рта идет от нижней челюсти, поднимаясь к углу рта. Функция тянет угол рта книзу и кнаружи. Мышца, опускающая нижнюю губу тянет нижнюю губу книзу. Подбородочная мышца вплетается в кожу подбородка. Функция тянет кожу подбородка кверху, вытягивает нижнюю губу.
    2.2. ПОЛОСТЬ РТА Полость рта (рис. 6, см. цв. вкл.) ограничена спереди губами, по бокам — щеками, сверху — нёбом (твердыми мягким, снизу — языком и мышцами, образующими дно полости рта. Сзади, через перешеек зева, полость рта сообщается с глоткой и носоглоткой. Губы —
    две мышечные складки, которые ограничивают ротовую щель. Концы ротовой щели носят название углов рта. Видимая поверхность губ покрыта кожей, которая переходит в слизистый покров на их внутренней поверхности. Толщу губ образуют преимущественно круговая мышца рта, рыхлая соединительная ткань, кожа и слизистая оболочка. Накожной поверхности верхней губы по срединной линии находится непарный, ограниченный кожными валиками губной желобок примыкающий к бугорку верхней губы. От щек верхняя губа отделена носогубными бороздами, или складками. Нижняя губа отделена от подбородка горизонтально идущей подборо- дочно-губной бороздой. В подслизистой основе губ залегают в большом количестве губные железы, достигающие величины горошины. Выводные протоки этих желёз открываются на поверхности слизистой части губ. Щеки образованы щечной и жевательной мышцами и снаружи покрыты кожей, а изнутри — слизистой оболочкой. Между щечной и жевательной мышцами находится подкожная жировая клетчатка. В слизистой оболочке щек имеется несколько протоков слюнных желёз. Полость рта при сомкнутых челюстях полностью заполнена языком. Ее наружной стенкой являются зубные дуги и десна, верхней — нёбо, нижней — группа надподъязычных мышц (двубрюшная, шило-подъязычная, челюстно-подъязычная, подбородочно-подъязычная) (рис. 6, 10, см. цв. вкл.).
      1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта