Главная страница
Финансы
Экономика
Биология
Ветеринария
Сельское хозяйство
Медицина
Математика
Начальные классы
Информатика
Вычислительная техника
История
Право
Юриспруденция
Философия
Логика
Этика
Религия
Политология
Социология
Физика
Промышленность
Энергетика
Языки
Языкознание
Культура
Искусство
Автоматика
Связь
Электротехника
Химия
Другое
Воспитательная работа
Дошкольное образование
Экология
Русский язык и литература
Строительство
Классному руководителю
Геология
Физкультура
Доп
образование
Иностранные языки
География
Логопедия
Технология
Школьному психологу
ИЗО, МХК
ОБЖ
Казахский язык и лит
Обществознание
Механика
Музыка
Директору, завучу
Социальному педагогу
Психология

МП доклад. Местное самоуправление в США введение


Скачать 34.78 Kb.
НазваниеМестное самоуправление в США введение
Дата11.04.2018
Размер34.78 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМП доклад.docx.docx
ТипДокументы
#50479

Местное самоуправление в США

Введение.

Широко признано, что организация местного самоуправления относится к базисным элементам всей инфраструктуры амери­канской демократии. Исторически свобода, демократия, само­управление являлись устоями политической жизни страны. Для американской либеральной мысли естественно представ­ление о «республиках в миниатюре» - самоуправляющихся небольших поселениях с институтами прямой демократии, императивным мандатом и выборностью муниципальных должностных лиц.

Французский политический деятель А. Токвиль в своей книге «О демократии в Америке» писал (1860 г.): "Муниципальные учреждения соста­вляют силу свободных наций. Нация может создать систему свободного управления, но без муниципальных институтов она не может сохранить дух свободы».

Местное самоуправление играет весьма значительную роль в общественно-политической жизни США, жители которых живут прежде всего интересами своего города (местечка). Конечно, есть и общегосударственные интересы, но для большинства американцев на первом месте среди приоритетов стоят спокойствие и порядок в местах их проживания, а также местные интересы. О значимости этой сферы свидетельствует то, что в органах местного самоуправления в США занято 55% всех занятых в сфере публичной власти, т.е. более половины служащих работают в системе местного самоуправления.

Существуют различные типы местного самоуправления, что предопределяет особенности развития муниципального законодательства в тех или иных странах.

В Великобритании-родине классических муниципальных форм – сложился тип местного самоуправления, получивший название англосаксонского.

Подобная муниципальная система действует и в объекте данного доклада США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др.

Основная часть.

Система местного самоуправления в США относится к англосаксонской модели, в которой функции органов местного самоуправления и органов государственного управления разъединены и осуществляются разными структурами власти.

9 экзаменационный вопрос: характеристика англосаксонской модели местного самоуправления

Характеристика англосаксонской модели

У Англосаксонской системы местного самоуправления, по которой и формировалось МС США существует ряд особенностей:

  1. Главным органом муниципальной единицы признается совет муниципального образования — коллегиальный представительный орган, который избирается населением и имеет право принятия окончательных решений. Руководитель совета (например, мэр города) может избираться или населением, или советом. Полномочия муниципального совета считаются специальными и строго определены в законе.

  2. Отсутствие на местах уполномоченных представителей правительства, опекающие местные выборные органы.

Однако правительство оказывает влияние на то, каким образом органы местного самоуправления выполняют свои задачи. Например, в Англии министерство по делам окружающей среды осуществляет контроль по общим вопросам, находящихся в ведении местных общин. Другие министерства осуществляют контроль в иных областях: в области образования (министерство образования), в сфере социальных услуг (министерство здравоохранения) и др.

Правительство в свою очередь оказывает влияние на осуществление программ местных общин, используя финансовые рычаги: субвенции, дотации и д.р.

  1. Принцип, согласно которому муниципальные органы могут делать лишь то, что им прямо разрешено законом.

Муниципалитеты рассматривались как автономные образования, осуществляющие власть, возложенную на них парламентом. Это и определило роль британского парламента в формировании муниципального права.

Правовая база муниципального управления была создана местными и частными статутами, которые принимал парламент, определяя полномочия муниципальных органов, основы их взаимоотношений с центральными органами власти. В 17 по 19 век парламентом было принято более 200 таких актов, создавших основу для принятия закона о попечительстве бедных, который считается документом, на котором основывается всё современное местное самоуправление






В США функционирование местного управления регули­руется исключительно штатами. Поэтому местные органы уп­равления создаются в соответствии с законами штатов и их полномочия исходят от штатов. Полная зависимость и производность полномочий местных органов от органов власти субъектов федерации здесь была сформулирована в 1868 г. верховным судьей штата Айова Дж. Диллоном: «Муниципаль­ные корпорации обязаны своим созданием и извлекают все свои права и полномочия от легислатур штатов» (так называ­емое правило Диллона). Правительства штатов без согласова­ния с федеральным правительством или правительствами дру­гих штатов определяют юридический статус, территориальные границы, организационные формы и полномочия местных ор­ганов. Таким образом, в США отсутствуют единые для всей страны принципы административно-территориального деле­ния,организации и функционирования местных органов. От­сюда чрезвычайное разнообразие организационных форм местного самоуправления, их адекватность местным условиям.

Формы городского управления

В США в результате эволюционного развития городского самоуправления сложилось три основные формы городского управления:

  1. Система «мэр-совет» действует более чем в половине самоуправляющихся городов США. При этом может идти также речь о «сильном» мэре и «слабом» мэре, ибо его власть не одинакова во всех муниципалитетах.
На объем власти мэра влияют: процедура избрания (он может быть избран жителями, либо муниципальным советом) ; срок полномочий( 4 или 2 года); право налагать вето на решение совета и др.
Сильный мэр действует как президент. В его функции входит исполнение решений Совета и руководство системой исполнительной власти. Срок полномочий мэров и городских советов составляет от двух до четырех лет в соответствии с законами штата. Поскольку в деятельности мэра в рамках данной системы сочетаются и политические, и административные функции, практика пошла по пути назначения мэром главного административного руководителя из числа опытных менеджеров, который осуществляет административные функции и подотчетен мэру.

В системе со слабым мэром Совет, избираемый населением города, выбирает мэра, который председательствует на заседаниях Совета. Мэр обладает правом вето в отношении решений Совета, но оно преодолевается простым большинством голосов. Исполнительная власть возглавляется менеджером или управляющим, который также избирается Советом и фактически действует под его контролем. Совет определяет структуру исполнительных органов, утверждает персональный состав. Даже в тех случаях, когда руководители муниципальных департаментов назначаются мэром, это делается с одобрения Совета. Такая система получила широкое распространение в США. Она действует в 56% городов



  1. Система «совет-менеджер» Мэр и муниципальный совет нанимают профессионального чиновника-менеджера(гор. управляющего), который руководит гор. администрацией и управляет городом как частным предприятием. Муниципальный совет и мэр являются политическими органами , определяющими общую политическую линию



  1. «Комиссия». Подобная форма гор. управления встречается гораздо редко. Она существует в небольших городах. Городское управление осуществляется комиссией состоящей обычно из 5 членов, избираемых всеобщим голосованием. Члены комиссии одновременно выполняют функции совета и глав основных подразделений аппарата муниципального управления.
Представленные выше системы вводят элементы самоуправления, основанные на подотчетности избираемых органов управления гражданам данных поселений. А значит, что исполнение функций управленческими органами фактически подконтрольно народу.
Муниципальные единицы

Как правило, главным действующим лицом местного самоуправления является община или муниципалитет, обладающие статусом юридического лица, а в государствах с англосаксонской моделью местного самоуправления муниципалитеты создаются только в городах. В связи с тем, что город и сельские районы в США по условиям жизни и характеру деятельности мало чем отличаются друг от друга, то главным критерием отличия городского и сельского поселения является их численность населения.

В США графства выступают административно-территори­альными подразделениями всех штатов, кроме Коннектикута и Род-Айленда, и служат главным образом для управления вне­городской территорией. По данным 1987 г., в США насчиты­валось 3042 графства. Подавляющее большинство других мест­ных единиц управления расположено на территории графств. Графства – искусственные образования, которые создавались для решения двух основных задач: оказания содействия шта­там в выполнении ими таких функций, как отправление пра­восудия и проведение выборов; предоставления услуг сель­ским жителям, включая строительство сельских дорог и под­держание порядка.

В состав графств входят муниципальные корпорации (си­ти, бороу, вилиджи и тауны). В 1987 г. в США было 19 200 му­ниципалитетов. Исключение составляют 39 городов, которые выделены из графств. Их муниципалитеты осуществляют функции, свойственные муниципальным корпорациям и графствам.

Следующее крупное звено местных единиц управления — тауншипы и приравненные к ним тауны — существует в 20 шта­тах. В 1987 г. их было 16 691. В штате Мэн эти подразделения именуются плантациями, в Нью-Гемпшире — местечками (location). В этом звене создаются органы общей компетенции, т. е. имеющие полномочия осуществлять множество функций.

Особую категорию единиц местного управления состав­ляют школьные и специальные округа. В США насчитывается 14 721 школьный округ и 29 532 специальных округа. В них создаются органы специальной компетенции для выполнения определенных функций. По этому признаку выделяется 19 ти­пов основных округов. Наиболее распространены пожарные; по водоснабжению; по охране почв; жилищного строительст­ва; дренажные; санитарные, включая канализационные.(Специальные округа создаются для деполитизации той или иной сферы деятельности, а также для предоставления населе­нию тех услуг, которые не оказывают органы местного само­управления. Границы специальных округов часто не совпада­ют с границами административно-территориальных единиц и могут занимать самую разнообразную площадь: от небольшой территории до нескольких графств. С помощью специальных округов удается частично преодолеть жесткие финансовые ог­раничения.)

В США отсутствует соподчинение между всеми этими еди­ницами управления. Вместе с тем можно говорить об опреде­ленном доминировании графств в осуществлении некоторых муниципальных функций в соответствии с полномочиями штатов. Кроме того, административно-территориальное уст­ройство и привязанная к нему система муниципальных орга­нов все больше утрачивают связь с демографической и эконо­мической структурой их территории, изменяющейся в резуль­тате урбанизации, экономических и социальных перемен.

Как происходит образование муниципалитетов?

Процесс образования муниципалитетов (инкорпорация) в большинстве штатов проходит весьма просто:

  1. Должно быть соблюдено требование к минимальной численности населения (в разных штатах от 70 до 300 человек);

  2. Должна быть составлена петиция от жителей с просьбой об инкорпорировании, содержащая указание границ и численности населения предполагаемого муниципалитета;

  3. Под петицией требуется собрать подписи 20—25% жителей, обладающих избирательным правом;

  4. Необходимо провести общее голосование поселения по во­просу инкорпорации.

Муниципалитет образуется, только если за это высказалось большинство голосующих. Если при голосовании это Предло­жение не прошло, то следующая попытка инкорпорирования допускается лишь через определенное время.

Положения, регулирующие деятельность местного управ­ления, содержатся в конституциях всех субъектов федерации. Степень урегулированности различных аспектов местного уп­равления в отдельных штатах отнюдь не одинакова, вследствие чего выделяются две основные группы таких положений.

  1. Конституции, содержащие небольшое количество норм, относящихся к местным органам (Алабама, Миссисипи и др.).

  2. Конституции, характеризующиеся подробным урегулирова­нием управления. Наряду с закреплением основных принципов деятельности местных органов в предмет конституционного регулирования штатов включаются и нормы, регламентирующие внутреннюю организацию муниципалитетов (например, Нью-Мексико).

  3. Кроме вышеперечисленных источников правового регули­рования полномочий органов местного самоуправления надо еще отметить роль судебного прецедента, судебного толкова­ния, которые, как правило, более жестко, чем сами законы, ограничивают права и самостоятельность муниципалитетов.( Судебный контроль штатов над местным управлением осу­ществляется путем вынесения судами штатов или местными судами (они входят в судебную систему штатов) следующих основных решений: судебного приказа должностному лицу ор­гана местного управления о выполнении требований истца; судебного запрета решения или иного незаконного действия местных органов и их должностных лиц.)




  1. Все многообразие форм и методов административного контроля штатов над органами местного самоуправления мож­но разделить на два типа — прямой и косвенный. К прямому типу контроля американская теория и практика относит тре­бования о предварительном одобрении штатом действий мест­ных органов управления; назначение или смещение штатом местных должностных лиц; издание распоряжений и указов, обязательных для органов местного самоуправления; поддер­жание различных стандартов путем осуществления штатом ин­спекций; временная замена местной администрации штатным агентом; передача функций местного управления администра­ции штата.

  2. Косвенный административный контроль включает в себя следующее: предоставление местным органам консультаций и информации; требование административных агентств, штатов к местным органам управления предоставлять им доклады по самым различным вопросам; пересмотр решений местных ор­ганов управления; предоставление местному управлению целе­вой субсидии со стороны штата на условиях строгого соблю­дения определенных требований и стандартов.



Правовой статус органов местного самоуправления.



Правовое регулирование местного самоуправления в полном объеме отнесено к ведению штатов. Штаты самостоятельно определяют свое административно-территориальное устройство, создают правовую основу для функционирования органов местного самоуправления. В связи с этим следует отметить важную особенность в регламентации статуса муниципальных образований, состоящую в том, что штат может предоставить муниципалитетам право самоуправления (home rule), предполагающее возможность решать вопросы местного значения независимо от вмешательства органов власти штата, включая самостоятельное принятие своей хартии. Данное право, именуемое правом на гомруль, закрепляется в настоящее время непосредственно в конституциях штатов.
Важным элементом правового статуса местных органов в США являются муниципальные хартии. В американском праве часто различают две трактовки термина «хартия».

Его узкий смысл (тра­ктовка) подразумевает- единый документ, объединяющий все нормы, регламентирующие деятельность конкретного муници­палитета.

Широкая трактовка включает в себя- всю совокуп­ность законов штата, регулирующих деятельность соответству­ющего муниципального подразделения, даже если они не соб­раны в один документ. Таким образом, хартия в широком смысле подразумевает все соответствующие положения консти­туции штата, законы и положения общего права в дополнение к документу, непосредственно определяемому как хартия.

Впервые право муниципалитетов принимать и изменять свои хартии было закреплено в конституции штата Миссури в 1875 г. Сейчас лишь 6 штатов из 50 не предусматривают для своих муниципалитетов хартии самоуправления. Использование хартий самоуправления в США имеет большое значение, так как соответствует менталитету американцев:

1) хартии олицетворяют суть самоуправления как возможности самоорганизации и саморегулирования;

2) хартии обеспечивают большую весомость мнений и поже­ланий населения, стимулируют интерес граждан к местному управлению и участию в его осуществлении;

3) хартии способствуют ограничению вмешательства законодательных органов штатов в местные дела;

4) хартии гарантируют плюрализм форм местного самоуправления, позволяют населению избирать приемлемые для не­го варианты устройства местной власти;

5) хартии способны облегчать кодификацию законодательства. Муниципальные кодексы штатов и иное законодательство, затрагивающее статус органов местного самоуправления, малодоступно для неспециалистов.

Хартии местного само­управления воспроизводят и адаптируют к местным условиям многочисленные законоположения, представляют их в упорядоченном виде, сопровождают комментариями и разъяснениями.

Несмотря на различие городов – больших и малых, нали­чие особенностей в каждом штате, внутренняя структура хар­тий, круг вопросов, который они охватывают, достаточно сходны. Секрет этого явления заключается в наличии общена­циональной модели хартии самоуправления. Первая модель­ная хартия была разработана негосударственной организацией — Ассоциацией муниципальных властей «Национальная му­ниципальная лига» в 1898 г. Последнее, седьмое издание мо­дельной хартии, существенно пересмотренной, было принято Национальной гражданской лигой в 1989 г.

Статья 1 модельной хартии посвящена общим положени­ем о власти города. В трех ее пунктах устанавливается, что го­род обладает всей полнотой власти, предусмотренной Консти­туцией страны и законами штата, причем ни одно положение хартии не должно трактоваться в сторону ограничения общего объема полномочий города, очерченных статьей.

Статья 2 трактует вопросы организации и деятельности муниципального совета, статус советников и выплату им ком­пенсаций, акты совета, процедуры его работы, а также статус мэра, служащих совета.

Статья 3 регулирует порядок назначения и полномочия городского менеджера.

Статья 4 определяет порядок формирования департамен­тов и других подразделений местной администрации, а также организации юридической службы.

Статья 5 посвящена бюджетно-финансовым вопросам, бюджетному процессу.

Статья 6 определяет планирование развития города и ап­парата планирования.

Статья 7 содержит нормы об организации местных выбо­ров.

Статья 8 регулирует вопросы осуществления гражданской инициативы (подачи гражданами петиций, проведение мест­ных референдумов).

Статья 9 говорит о несовместимости статуса муниципаль­ных советников и служащих с их участием в коммерческой де­ятельности, влекущим конфликт интересов общины и данно­го лица; о недопущении дискриминационной практики, нару­шающей требования равенства граждан перед законом, а так­же о порядке внесения изменений в хартии.

Статья 10 посвящена переходным положениям.

Всего в 10 статьях модельной хартии содержится 66 пунк­тов. По каждой статье дается краткий комментарий, разъясня­ющий значение и содержание имеющихся в статье установле­ний, их терминологию. В необходимых случаях модель пред­лагает альтернативные варианты решения тех или иных вопро­сов в конкретных хартиях.

По сравнению с модельной хартией хартии самоуправле­ния конкретных городов отличаются большим объемом, большей степенью детализации предусмотренных в них полномочий и процедур. ( можно не говорить)Так, хартия города Филадельфии содержит более 320 секций, хартия Нью-Йорка – 52 главы и в них 4454 параграфа. Увеличение объема хартии по сравне­нию с моделью связано, прежде всего, с необходимостью де­тального определения системы, полномочий и структуры под­разделений муниципальной администрации, а также с расши­рением круга регулируемых вопросов.

Функции органов местного самоуправления в США и формы управления

Говоря о функциях органов местного самоуправления, сле­дует отметить, что по сравнению с прошлым они стали шире. Причины этому – урбанизация, рост населения, культурные, демографические сдвиги, энергетические, транспортные и не­которые другие факторы. Функции местного управления мож­но разбить на две большие группы:

1) в области социального обслуживания и коммунального хозяйства (организация школьного обучения; руководство библиотеками, общественными парками; здравоохранение, социальное обеспечение);

2) административно-управленческие функции (поддержание порядка; обеспечение противопожарной охраны; руководство юстицией; взимание налогов; проведение выборов; регистрация актов гражданского состояния; контроль за качест­вом товаров; планирование строительства и городское планирование; руководство государственной службой).

Как уже отмечалось, для США характерно отсутствие еди­ных для всей страны принципов административно-территори­ального деления, формирования и функционирования мест­ных органов. Поэтому налицо чрезвычайное разнообразие ор­ганизационно-правовых форм. Рассмотрим их основные виды на примере управления графствами. Практически во всех графствах создаются выборный представительный орган (му­ниципалитет) и совет графства, который представлен двумя типами:

1) комиссионный совет, характеризуется небольшим составом (3—5 человек). Члены совета избираются специально для работы в нем и не имеют права занимать другие государственные должности;

2) советы контролеров, формируются из числа должностных лиц тауншипов и муниципалитетов, входящих в графство. Их члены выполняют свои обязанности по совместительству; число членов совета колеблется от 10 до 100 человек и более.


Американский опыт организации деятельности муниципалитетов может быть положительно применим в России. Необходимо уделить особое внимание на подход государства к мс .Американское государство правовыми, финансовыми и иными методами смогло, с одной стороны, сформировать эффективно действующие муниципальные структуры, а с другой-привлечь население к действительному участию в местной жизни. Чего желалось бы и в России.

3 вопроса
написать администратору сайта