Главная страница
Финансы
Экономика
Биология
Ветеринария
Сельское хозяйство
Медицина
Математика
Информатика
Начальные классы
Вычислительная техника
Право
Юриспруденция
История
Философия
Логика
Этика
Религия
Политология
Социология
Физика
Языкознание
Языки
Промышленность
Энергетика
Связь
Искусство
Автоматика
Электротехника
Культура
Химия
Воспитательная работа
Другое
Экология
Дошкольное образование
Строительство
Русский язык и литература
Классному руководителю
Геология
Физкультура
Иностранные языки
Доп
образование
География
Логопедия
Школьному психологу
Технология
ИЗО, МХК
Обществознание
Казахский язык и лит
Механика
ОБЖ
Музыка
Директору, завучу
Социальному педагогу
Психология

Методическая разработка по учебной дисциплине Специальная подготовка Раздел 4 Переправы Тема Оборудование и содержание переправ в особых условиях. г. Новочеркасск 2010г Экз. Утверждаю


Скачать 194.5 Kb.
НазваниеМетодическая разработка по учебной дисциплине Специальная подготовка Раздел 4 Переправы Тема Оборудование и содержание переправ в особых условиях. г. Новочеркасск 2010г Экз. Утверждаю
АнкорT_6.doc
Дата11.04.2018
Размер194.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаT_6.doc
ТипМетодическая разработка
#26615

Южно-Российский государственный

технический университет (НПИ)

Факультет военного обучения

Кафедра инженерных войск

ВУС 101100 – Применение понтонно - мостовых

и переправочно – десантных

воинских частей и подразделений
Методическая разработка
по учебной дисциплине Специальная подготовка

Раздел № 4 Переправы

Тема № 6. «Оборудование и содержание переправ в особых условиях».

г. Новочеркасск

2010г

Экз. №__ «Утверждаю»

Начальник военной кафедры ИВ

полковник А.Радченко

«___» ______________2010г.
Методическая разработка
по учебной дисциплине Специальная подготовка

Раздел № 4 Переправы

Тема № 6. «Оборудование и содержание переправ в особых условиях».

Автор: Чмут Ю.В.

Уточнено______________ Рассмотрено на заседании

________________ предметно- методической

комиссии кафедры

протокол №____от

«___»___________2010г.

г. Новочеркасск

2010г.

ПЛАН РАЗРАБОТКИ

Тема № 6. «Оборудование и содержание переправ в особых условиях.».

Учебные цели

Знать:

порядок оборудования и содержания переправ в особых условиях.

Уметь:

проводить занятия с личным составом подчиненных подразделений по оборудованию и содержанию переправ.
Расчет темы по занятиям:
Занятие 1Порядок оборудования и содержания мостовой переправы зимой.

Время: 2 часа

Вид занятия: лекция

Место: класс переправ

Занятие 2 Порядок проведения занятий с личным составом подчиненных подразделений по оборудованию и содержанию переправ.

Время: 2 часа

Вид занятия: практическое занятие

Место: класс переправ
ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ

В соответствии с программой на изучение темы отводится 4 часа аудиторного времени 2часа лекция, 2часа практическое занятие и 2 часа на самостоятельную работу.

Тема изучается на двух занятиях в ВУЗе.

Занятие 1 Лекция. Продолжительностью 2 часа, проводится в

классе. На этом занятии изучаются порядок оборудования и содержания переправ в особых условиях. Для более успешного восприятия материала преподаватель проводит занятие, используя плакаты, наглядные пособия, электрифицированные стенды, мультимедийный материал. В часы самостоятельной подготовки студентам выдаются задания для написания план-конспекта.

Занятие 2 Практическое занятие. Продолжительностью 2 часа, проводится в

классе. На этом занятии студенты практически проводят занятие по переправам, используя плакаты, наглядные пособия, электрифицированные стенды, мультимедийный материал.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗРАБОТКИ
Занятие 1. Порядок оборудования и содержания мостовой переправы зимой.

Время: 2 часа

Вид занятия: лекция

Место: класс переправ
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:

I Вступительная часть………………………………………………..5 мин.

II Основная часть……………………………………………………..80 мин.

1.Особенности организации оборудования и содержания переправы зимой…………………………………………………..………………..50 мин.

2. Особенности оборудования и содержания переправ горных рек ,широких

рек ,в ночных условиях…………………………………………………30мин.

III Заключительная часть…………………………………………….5 мин.
Материально-техническое обеспечение.

-плакаты, схемы;

-электрифицированный стенд «Инженерное оборудование переправы»

-мультимедийный проектор с набором слайдов.

Литература:

Мясоедов Е. «Форсирование рек»

Лысухин И.Ф. «Инженерное обеспечение форсирования рек»
Организационно-методические указания

При рассмотрении первого учебного вопроса используя мультимедийный материал рассказать особенности организации оборудования и содержания мостовой переправы зимой.

Излагая второй учебный вопрос используя мультимедийный материал рассказать особенности оборудования и содержания переправ горных рек ,широких рек ,в ночных условиях .Дать возможность записать основные положения. Проконтролировать ведение записей студентами. Закрепление материала производится опросом 2-3 студентов.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ.

Занятие 1Порядок оборудования и содержания мостовой переправы зимой.

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Проверить наличие и готовность студентов к занятию. Провести опрос по пройденному материалу. Объявить тему, учебные цели, учебные вопросы и по­рядок их отработки.

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Особенности организации оборудования и содержания переправы зимой

При форсировании рек в особых условиях выполняются все основные за­дачи инженерного обеспечения. Однако их выполнение имеет целый ряд отли­чий, которые обусловлены разнообразием береговых, русловых и климатических особенностей, к которым относятся:

  • Ограниченное количество спусков к урезу воды;

  • Заболоченные районы рек и слабые грунты берега;

  • Легко размываемые и подвижные грунты берега;

  • Крутые и обрывистые берега;

  • Большие глубины реки;

  • Большая ширина водной преграды;

  • Сильное волнение и сильный низовой или верховой ветер;

  • Резкие колебания горизонта воды;

  • Лесосплав, ледоход или шуга;

  • Ледяной покров;

  • Горный характер реки.

Ввиду того, что русловые и климатические условия наибольшее влияние оказывают на оборудование и содержание переправ, в дальнейшем основное внимание будет уделено рассмотрению особенностей выполнения задач в этих условиях.
Зима оказывает существенное влияние на оборудование и содержание переправ. При устройстве переправ зимой необходимо учитывать ледяной режим, толщину и состояние льда, глубину снега, температуру воздуха и возможности противника по разрушению льда и созданию заграждений на водной преграде.

В период ледохода реки становится серьезным препятствием для наступающих войск. В это время резко возрастает скорость течения, часто изменяется горизонт воды, увеличивается ширина, изменяется профиль реки. Основным средством переправы в условиях ледохода являются самоходные переправочные средства и паромы, собираемые из парков, которые заранее оборудуются защитными приспособлениями.

Маневр переправочных средств среди плывущего с большой скоростью льда осложняется, снос переправочных средств затрудняет выдерживание заданного направления при движении к причалам и берегу в установленном месте -все это увеличивает сроки переправы.

Поэтому в условиях ледохода важно использовать не только десантно-переправочные средства инженерных войск, но по возможности и все штатные средства подразделений других родов войск на весь период переправы этих под­разделений.

С целью обеспечения безопасности переправы все заграждения на берегу вблизи уреза воды, которые не могут быть сняты, должны ограждаться и обозначатся знаками, хорошо видимыми уже на середине реки, так как причаливающие к берегу и высадка в одном месте не всегда возможна. При наличие берегового прибоя или выброшенного на берег льда, следует такие места обходить, а при невозможности обхода, прибой или выброшенный на берег лед разрушать взрывами. Плавающие машины при переправе в ледоход надо располагать на реке с таким расчетом, чтобы более маневренные и мощные гусеничные машины могли оказывать помощь более слабым колесным плавающим машинам.

Устройство плавающих мостов в период ледохода возможно только при ходе «снежуры», «шуги», «сала» и при более слабом ледоходе, когда размеры льдин не превышают величину пролета моста в свету для мостов на отдельных плывучих опорах.

Устройство паромных переправ возможно и при более крупных льдинах, но при скорости движения льда не более 1.5 м/сек.

Для наводки мостов в период ледохода и в предвидении его в период эксплуатации моста необходимо выбирать, по возможности, прямолинейные и не слишком узкие участки русла реки. Для облегчения наводки моста целесообраз­но выше по течению на расстоянии 1.0-1.5 км, от моста устраиваются боны из бревен для задержания льда. Эти же боны могут быть использованы и в период эксплуатации моста для его защиты. По мере накопления льда боны разводятся одновременно с мостом.

Исключительное внимание при содержание переправ в период ледохода уделяется за наблюдением состояния реки и ледохода, для чего выставляются речные заставы.

Одновременно применяются меры по защите плавающих машин, плавучих опор мостов и паромов от поражения льдом. Борта плавающих машин, пон­тонов и катеров защищаются досками 4-6 см. или жердями. Плавающие машины должны периодически очищаться от намерзающего льда.

ДЕСАНТНЫЕ ПЕРЕПРАВЫ.

Десантные переправы - на плавающих танках, боевых машинах и плавающих бронетранспортерах, а также с применением переправочно-десантных средств организуются в том случае, если ледяной покров не позволяет осуществить переправу по льду.

При толщине льда менее 4 см. десантная переправа войск осуществляется как и в обычных условиях, когда ледяной покров отсутствует.

Майны в ледяном покрове устраиваются шириной 12-15 м. При большей толщине льда его разрушают взрывным способом. Съезды в воду и выезды на берег должны иметь ширину 6-7 м. И уклоны не более 6*. Переправу в майне осуществляют с верховой ее стороны. Машины двигаются друг от друга на расстояние 10-12 м. Очистка майны образованной взрывным способом, может про­изводиться с помощью специально оборудованных плавающих транспортеров ПТС.

Для подготовки к очистке майны с помощью ПТС необходимо:

  1. Установить на ПТС козырьки к туннелю двигателя и обводной блок в средней части транспортера.

  2. Установить на противоположном берегу анкер с блоком, пропустить через блок трос - удлинитель и разложить его вдоль верховой майны.

  3. После установки транспортера включают его двигатели и битый лед, увлекаемый потоком воды от винтов транспортера уходит под ледяной покров. Двигатель должен работать в режиме 1500-1700 об/мин. Для предотвраще­ния обмерзания туннели, винты и рули смазывают дизельным топливом, а кингстоны - консистентной смазкой.

Комендантская служба дополнительно ОБЯЗАНА:

  1. Содержать в проездном состоянии подъездные пути и очищать их от льда, а обледенелые выезды (съезды) посыпать песком, гравием или щебнем.

  2. Очищать от льда аппарели и проезжую часть гусеничных плавающих машин (транспортеров).

  3. Периодически очищать майну от битого льда.

  4. Следить за ледяной обстановкой на водной преграде и принимать меры к сохранению переправляемой техники от повреждения льдом.

ПАРОМНЫЕ ПЕРЕПРАВЫ.

Паромные переправы с использованием самоходных паромов ГСП и паромов из понтонно-мостовых парков ПМП при наличие ледяного покрова оборудуются в майнах. Уклоны на спусках к паромной переправе и выходах с нее должны быть:

  • для колесных машин - не более 6°;

  • для гусеничных машин - не более 8°;

  • ширина майны для ГСП должна быть не менее 30 м;

  • для паромной переправы из парка ПМП целесообразно применять паромы грузоподъемностью 80-160 т.

Места швартовки паромов выбираются на участках реки, защищенных от движения скопления льдин и имеющих небольшие скорости течения воды.

Для защиты паромов от ударов плывущих льдин во время погрузки, разгрузки боевой техники целесообразно устраивать специальные защитные ограж­дения. Большую опасность для переправ представляют заторы льда. Поэтому в местах возможного возникновения заторов устраиваются посты со средствами связи. Для ликвидации заторов льда привлекают команды подрывников.

МОСТОВЫЕ ПЕРЕПРАВЫ ИЗ ПОНТОННЫХ ПАРКОВ ПМП.

Наплавные мосты из понтонных парков ПМП собирают в майне или на поверхности ледяного покрова с последующим разрушением льда. Сборка моста на поверхности ледяного покрова допускается при толщине его не менее 30 см. и

отсутствия торосов. Подходы к мостовым переправам не должны иметь уклоны

более 6*.

Оборудование мостовой переправы в майне ВКЛЮЧАЕТ:

  • устройство майны, состоящей из двух участков: участка выгрузки и смыкания звеньев и участка наводки моста;

  • установку анкера на противоположном берегу;

  • подготовку трособлочной системы и средств тяги для надвижки моста;

  • устройство подходов к мостовой переправе;

  • сборку и наводку моста.

Майны устанавливаются шириной не менее 12 м., ее участок на длине 20-м. У исходного берега предназначается для выгрузки и смыкания звеньев и устанавливается механическим или взрывным способами с последующей очистной от льда.

Анкер, устраиваемый из местных материалов, собой одно или несколько бревен длиной 2.6-3 м., устанавливаемых в анкерном колодце глубиной до 2 м. и шириной 1-1.2 м. Бревна устанавливаются с наклоном 12-20* в сторону, противоположную действия тягового усилия.



ОБОРУДОВАНИЕ ЛЕДЯНЫХ ПЕРЕПРАВ ВО ВРЕМЯ ЛЕДОСТАВА.

На ледяных переправах оборудуются основные и запасные трассы. В зависимости от толщины и состояния льда на трассе может осуществляться пропуск одиночных машин или войсковых колон:

  • машины по льду должны двигаться со скоростью не более б км/час, без рывков, поворотов и остановок. Ширина оборудуемой трассы должна быть не менее 20 м., а расстояние между соседними трассами не менее 100 м. На каждую основную трассу необходимо оборудовать одну запасную;

  • если лед у берегов не имеет трещин и разломов, надежно опирается на берег и погружен в воду не менее чем на 0.9 своей толщины, съезды на лед расчищаются от снега и посыпаются песком;

  • расчистку трассы от снега производят по ширине не менее 20 м. Путепрокладчиком или вручную в зависимости от толщины ледяного покрова.

На трассе, предназначенной для пропуска более 15 машин, рекомендуется укладывать на лед колейное покрытие из дощатых щитов (ширина проезжей части 3 м., ширина колеи 1-1.5 м., толщина досок 5-7 см.), укладываемые через 0.5-0.7 м. на лед и обычно вмораживаемыми в него.

При толщине льда около 15-20 см. применение верхнего строения позволяет увеличить грузоподъемность переправы на 50-70%. Ледяной покров толщи­ной до 20 см. может быть усилен верхним строением из досок.

Толщина льда допускающая пропуск машин может быть определена по следующим формулам:

  • для гусеничных машин Н=9V Р (1),

  • для колесных машин Н=11VP (2), гдеН - толщина прозрачного слоя льда, см.,

Р - вес машины, т.

Например: требуется определить толщину льда, при которой возможна переправа танков весом 49 тонн. Пользуясь формулой (1), определим минимальную толщину ледяного покрова.

Переправа танков указанного веса возможна при толщине льда 63 см.

(Н=9х/49=9х7=63 см.)

Максимальная толщина льда, при котором допускается переправа в зависимости от веса должна быть:

  • для автомобилей и бронетранспортеров 16-35 см,

  • для артиллерии 20-51 см,

  • для танков 50-75 см.

При меньшей толщине необходимо проводить мероприятия по усилению ледяного покрова.

Переправы по льду оборудуются после тщательно проведенной инженерной разведки. Она обязана определить толщину льда, сопряжение льда с берега­ми и выбрать наиболее удобные подходы к местам ледяных трасс. В этих местах лед должен иметь наибольшую толщину, быть однородным, не иметь торосов и трещин.

Для ведения инженерной разведки переправы по льду обычно выделяется оперное подразделение. При ограниченном времени для разведки может выделяться до саперного взвода.

Подразделение, выделенное для инженерной разведки, оснащается ледорубами, мерными линейками, баграми, вешками, указками, зарядами ВВ, шанцевым инструментом.

Для определения толщины ледяного покрова пробивают лунки на расстоянии 8-10 см. одна от другой. В пунктах толщину льда определяют ледомером или саперной лопатой.

В местах, где река имеет твердый грунт дна, а ледяной покров не облада­ет достаточной грузоподъемностью, могут оборудоваться переправы танков под водой и переправы вброд. При этом возникают большие трудности для ведения инженерной разведки и, в частности, для определения профиля дна реки.

Для оборудования переправ танков под водой и вброд разрабатываются майны. Способы и приемы удаления льда по всей ширине реки такие же. что и при оборудовании мостовых и паромных переправ. Однако до начала переправ танков под водой вся поверхность майны должна быть очищена от мелких кусков льда и льдин. При этом раздробленный лед проталкивается вниз по течению или извлекается. В ходе переправ танков под водой особое внимание обращается на удаление вновь образовавшегося льда и своевременное проталкивание вниз по течению появляющихся льдин.
2. Особенности оборудования и содержания переправ горных рек ,широких

рек ,в ночных условиях.
Особенности инженерного обеспечения форсирования горных рек.

Горные реки характеризуются большими скоростями течения и резкими изменениями режима из-за обильных дождей или интенсивного таяния снега. Впоследствии этого даже мелководные реки могут быстро превратится в бурные потоки.

При форсировании горных рек необходимо кроме того учитывать огра­ниченность подходов и дорог для выдвижения войск к реке, наличие высоких крутых берегов и каньонов, возможность возникновения оползней, обвалов лавин, селевых потоков и камнепадов, общую каменистость русла реки и загромождение его крупным камнем, неустойчивость бродов, а также частую перемену погоды. Все это затрудняет место выбора переправ и взаимное расположение их на участке форсирования реки.

Форсирование горных рек осуществляется на доступных направлениях. Места для переправ выбираются в долинах с пологими спусками непосредственно к урезу воды. Скорость течения воды на этих участках не должна быть более 3 м/сек. В местах переправ не должно быть подводных камней. Не рекомендует­ся устраивать переправы в ущельях, так как там возможны обвалы и оползни.

Основными переправами при форсировании горных рек являются мосты. В отдельных случаях могут оборудоваться также броды и мосты.

При наводке наплавного моста на горных реках основное внимание обращается на его закрепление, так как якоря в каменистом дне не имеют доста­точного закрепления. Для закрепления моста обычно применяются боковые от­тяжки, которые вторым концом крепятся на берегах. В некоторых случаях, осо­бенно на узких реках, наплавной мост может крепиться к тросу, протянутому че­рез реку и закрепленному на берегах выше уровня воды. Паромные переправы в виду сложности буксировки парома по воде будут иметь ограниченное примене­ние.

При использовании катеров для буксировки необходимо учитывать, что сточная вода насыщена песком и сильно забивает систему охлаждения, что ведет к перегреву двигателя, впоследствии этого, а также из-за большой скорости течения для буксировки паромов следует выделять несколько катеров.

На участках реки, имеющих скорость течения свыше 3м/сек, наводка наплавного моста и оборудование паромных переправ практически невозможна. В этих условиях ставятся мосты на жестких опорах, устраиваются висячие мосты, а также могут иметь место канатно-подвесные дороги. Мосты на жестких опорах строятся с большими пролетами с тем, чтобы уменьшить количество опор и не стеснять живое течение реки. Опоры выбираются с таким расчетом, чтобы они могли противостоять давлению воды. Если возможна забивка свай, то устанав­ливаются свайные башенные опоры с отсыпкой основания камнем. В тех случа­ях когда дно каменное и забивка свай исключается, строятся режевые опоры. В отдельных случаях при незначительных скоростях течения опоры могут быть сделаны на рамах с дополнительной нагрузкой каменным балластом. Высота моста строится с учетом резкого подъема воды.

При форсировании горных рек для оборудования переправ приходится выполнять большой объем работ по устройству подъездных путей и спусков к реке, затрачивается много сил и времени на разгрузку понтонно-мостовых средств и спуск их на воду, оборудование и содержание всех видов переправ.

Особенности инженерного обеспечения форсирования широких рек.

Инженерное обеспечение форсирования широких рек связано с большими трудностями, которые вытекают из отличительных свойств водной преграды и возможностей противника по ее усилению. Кроме значительной ширины этим рекам присущи большие скорости течения, колебания уровня воды, высоких волн при ветре, большое количество ме­лей, островов и проток, а также широкие поймы, изрезанные старицами, рукава­ми, осушительными каналами, дамбами и пойменными озерами.

Кроме того значение широких рек, как препятствий в современных условиях возрастает в связи с тем, что противник на подступах к реке может приме­нять ядерные удары по наступающим войскам или устанавливать ядерные мины. В результате этого на подступах к реке могут возникнуть заградительные барье­ры в сочетании с водной преградой, с одной стороны затрудняют действия на­ступающих войск, а с другой - значительно повысят возможность обороняющихся войск.

При форсировании широких рек могут применяются все виды переправ вместе с тем основными являются паромные и десантные переправы.

При форсировании широких рек увеличивается продолжительность рейса переправочных средств за счет продолжительности движения паромов по воде, а время погрузки и разгрузки парома остается таким же, как и на средних реках. Поэтому при большой ширине реки целесообразно сбирать паромы большой грузоподъемности и большей площади, позволяющих за один рейс переправлять несколько боевых машин.

В целом паромные и десантные переправы на больших реках, как правило, развертываются большой скоростью, с тем, чтобы обеспечить переправу первого сильного эшелона, способного захватить противоположный берег и удер­жать его до переправы последующих эшелонов . Так десантные переправы могут быть емкостью до батальона. При этом одновременно с ними должны переправ­ляться танки, артиллерия и подразделения инженерных войск с минно-взрывными заграждениями, в результате чего повышается потребность в пере­правочных средствах.

Широкие реки обычно судоходны и, следовательно, из них могут быть местные переправочные средства в виде большегрузных моторизированных паромов, самоходных и буксирных барж и пароходов. Поэтому местные перепра­вочные средства, захваченные у противника в исправном состоянии широко привлекаются для наращивания темпов переправы войск.

При ветреной погоде на широких водных преградах возникают большие волны, которые могут расшатывать крепления и захлестывать водой грузовые платформы. Поэтому при подготовке форсирования в такую погоду предусматриваются дополнительные мероприятия, обеспечивающие возможность крепле­ния переправляемой техники к самоходным десантным машинам и паромам.

Для наводки наплавных мостов на широких реках требуется большое количество понтонно-мостовых средств. Кроме того, для сохранения наведенных мостов от ударов авиации и средств массового поражения противника необходимо проводить ряд мероприятий. При этом зенитное прикрытие мостовых пе­реправ приобретает первостепенное значение.

Одновременно для обеспечения живучести мостов предусматривается периодическая смена их мест и возведение ложных мостовых переправ. При оборудовании паромных и мостовых переправ учитывается значительное повыше­ние уровня воды. Заблаговременно по данным военно-географических описаний и гидрометрической службы определяются возможные пределы колебания воды, характерный вид конкретного периода.

На мостовых переправах береговые и эстакадные части наводятся с учетом возможного повышения уровня воды. Конструкция сопряжения моста с бе­регом должна допускать быструю его разборку и перемещение по оси моста или перенос на другое место. Кроме того, подготавливаются пристани или запасные мосты позволяющие осуществлять быстрый переход от мостовых переправ к па­ромным переправам.

При значительном подъеме воды могут затапливаться широкие пойм, изрезанные старицами, рукавами, притоками. В этих условиях для обеспечения выхода войск к реке на путях, ведущих к переправам, предусматривается устройство вы­стилок и покрытий из различных материалов. Широкое применение должны найти в случае стандартные дорожные покрытия.


Особенности организации оборудования и содержание переправ в

ночных усло­виях.

Форсирование водных преград в соврменных условиях может осуществляться как днем, так и ночью. При этом широкое распространение в условиях ночи может получить не только выдвижение войск к водной преграде и ее пре­одоление, но и боевые действия в глубине обороны противника, как результат продолжительного дневного наступления. Ночная темнота способствует скрыт­ности выдвижению войск к водной преграде, внезапность форсирования. Ночью меньше потерь от огня противника и ударов его авиации.

Вместе с тем ночь затрудняет организацию и непосредственное преодоление речной преграды. В частности, усложняет управление подразделениями, поддержания взаимодействия и осуществление маневра. Повышается воздейст­вие светового излучения ядерных взрывов и утомляемость личного состава, за­трудняется ориентирование и ведение прицельного огня, а также разведка реки, оборудование и содержание переправ. Кроме того, форсирование реки ночью может начаться без огневой подготовки, а отсюда резко возрастает роль огневого обеспечения в ходе преодоления реки. Поэтому все огневые средства в ходе форсирования речной преграды должны быть способны подавлять огневые точ­ки противника, мешающие переправе наступающих подразделений.

На форсирование рек ночью будет оказывать также и влияние метеорологических условий. Над поймами, особенно в низких и сырых местах и на по­верхности воды возникают густые туманы, которые резко уменьшают видимость и эффективность искусственного освещения участка форсирования. Все это мо­жет увеличить продолжительность рейса десантных средств и паромов и в целом срок переправы подразделений. В связи с этим инженерное обеспечение форси­рование водных преград в ночных условиях имеет ряд характерных особенно­стей. Наступающие подразделения в предвидении преодолении реки наряду с обычными задачами инженерного обеспечения осуществляют дополнительные мероприятия и работы, способствующие успешному форсированию водных пре­град в ночных условиях.

К таким мероприятиям относятся:

  1. тщательная подготовка подразделений и техники для действия в ночных условиях;

  2. обозначение явно видимыми знаками и светящимися указателями путей передвижения войск к реке, а также переправ и направления переправочных средств по воде.

  3. специальные переправочные мероприятия;

  4. широкое применение приборов ночного видения для самоходных переправочно-десантных машин при сборке паромов и наводке наплавных мостов;

  5. оборудование светомаскировочными устройствами самоходных пла­вающих машин, а также обеспечения боевых действий подразделений на противоположном берегу реки.


В продвижении форсирования водной преграды ночью осуществляется заблаговременная подготовка войск к ночным действиям, которая включает:

  1. Оснащение частей и подразделений, в том числе понтонно-мостовых и переправочно-десантных, приборами ночного видения и ясно видимыми в темноте знаками.

  2. Специальное обучение личного состава оборудованию и содержанию переправ в условиях ночной темноты, а также подготовку переправочных средств.

Для успешного выполнению работ по оборудованию и содержанию переправ, переправочно-десантные и понтонно-мостовые подразделения снабжаются приборами ближнего наблюдения и карманными фонарями с цветными фильт­рами. Все водители самоходных десантных машин, катеров, парковых машин, средств сопровождения войск, бронетранспортеров и транспортных средств обеспечиваются приборами ночного видения. Кроме того, эти машины оборуду­ются светомаскировочными устройствами, габаритными и опознавательными знаками.

Успешное выполнение задач инженерного обеспечения форсирования рек ночью зависит от умения всех родов войск выполнять инженерные работы в условиях ночи. Личный состав мотострелковых, танковых и артиллерийских подразделений должен быть обучен погрузке (разгрузке) на самоходные переправочно-десантные машины и паромы, движению по мостам, бродам и под водой, а также самостоятельному преодолению ночью естественных препятствий, про­кладке колонных путей и преодолению минно-взрывных заграждений.
ВЫВОД: таким образом, при форсировании рек в особых условиях возникает целый ряд дополнительных инженерных задач и мероприятий по обеспе­чению выдвижения войск и переправочных средств к реке, по оборудованию и содержанию переправ и при бое на противоположном берегу, которые необхо­димо заблаговременно учитывать и решать в соответствии с конкретными свой­ствами водной преграды, характером прилегающей к ней местности, временем года и условий боевой обстановки.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Отметить как достигнута цель занятия. Указать на общие недостатки. Ответить на вопросы студентов. Оценить состояние дисциплины во время занятий. Дать задание на самоподготовку.

ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ.

Изучить материал по конспекту и учебнику.

1.Лысухин И.Ф. «Инженерное обеспечение форсирования рек», стр. 179-191. : 2. Инструкция по устройству переправ через водные преграды зимой, стр. 3-9,21-69, 120-125.

Занятие 2 Порядок проведения занятий с личным составом подчиненных подразделений по оборудованию и содержанию переправ.

Время: 2 часа

Вид занятия: практическое занятие

Место: класс переправ

Учебные вопросы и расчет времени:

I. Вступительная часть……………………………………………….5 мин.

II. Основная часть………………………………………………………80 мин.

1. Содержание работы командира взвода при подготовке к занятию 10 мин.

2.Практическая подготовка к проведению занятия по переправам. …70 мин.

III. Заключительная часть……………………………………………..5 мин.

Материально-техническое обеспечение.

Литература для подготовки к занятиям, бланки план-конспектов.

Литература

  1. Методическое пособие по специальной подготовке ИВ переправы.

  2. Наставление по военно-инженерному делу для С А.

  3. Руководство по материальной части и эксплуатации ПММ .

  4. Техническое описание и инструкция по эксплуатации ПТС-2 .

Организационно-методические указания.

При рассмотрении первого учебного вопроса, используя плакат и стенд рассказать содержание работы командира взвода при подготовке к занятию

Излагая второй учебный вопрос преподаватель объясняет, что каждому занятию должна предшествовать хорошая и качественная под­готовка командира взвода главным в его подготовке является самостоятельная работа с учебной литературой, плакатами, наставлениями по материальной части переправочных средств.

Затем преподаватель объясняет, как правильно надо готовиться к проведению занятия и выдает образцы план-конспектов для проведения заня­тия по переправам.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ.

I. Вступительная часть.

Проверить наличие студентов и готовность взвода к занятию. Провести опрос студентов по предыдущей теме.

Объявить тему, учебные цели, учебные вопросы и порядок их отработки.

П. Основная часть

1.. Содержание работы командира взвода при подготовке к занятию .
ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ПЕРЕПРАВАМ

Специальные занятия по переправам предшествуют тактико-специальной подготовке подразделений и направ­лены на подготовку солдата-специалиста, а также на пер­воначальное слаживание расчетов, отделений, взводов и рот для выполнения задач по организации и содержанию различных видов переправ.

При проведении специальных занятий должны пресле­доваться следующие учебные цели:

  • глубоко изучить материальную часть парков;

  • обучить личный состав действиям с материальной частью понтонного парка и бережному обращению с ней;

  • добиться слаженности в действиях расчетов и под­разделений при разведке, оборудовании и содержании переправ в различных условиях;

  • научить командиров управлять подразделениями и организовывать их действия при оборудовании и, содержа­нии различных видов переправ.

На всех специальных занятиях командиры должны вырабатывать выносливость, инициативу и настойчивость при выполнении поставленных задач, воспитывать у лич­ного состава чувства товарищества и взаимной выручки и морально-боевые качества.

В ходе занятий следует широко использовать передо­вой опыт обучения войск.

При проведении занятий необходимо добиваться, что бы действия с материальной частью парка при оборудо­вании различных видов переправ выполнялись в полном объеме и при высоком качестве.

Практические специальные занятия необходимо ис­пользовать для наращивания учебно-материальной базы по переправам.

С целью приобретения личным составом навыков в поддержании материальной части в постоянной исправ­ности после каждого занятия должно отводиться необхо­димое время для ее обслуживания и ремонта.

ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПЕРЕПРАВАМ

Специальные занятия по переправам проводятся в со­ставе взвода (роты).

Материальная часть понтонного парка изучается как на специальных занятиях в парке, так и на всех других занятиях при действиях с парком.

Занятия по сборке конструкций из материальной части понтонного парка, по оборудованию паромных переправ и наводке наплавных мостов проводятся, как правило, путем выходов на реку на различное время в период проведения зимних и летних выходов в учебные центры и на водные преграды.

В роли руководителей занятий выступают непосред­ственные начальники (командир отделения, взвода, ро­ты). В качестве помощников при проведении занятий и для закрепления изученного материала в свободное от занятий время привлекаются хорошо подготовленные солдаты (старослужащие), особенно со средним и выс­шим образованием, и сержанты.

Продолжительность и количество занятий зависят от содержания темы, определяются исходя из объема и сложности изучаемых вопросов. Не менее 30% всех за­нятий должны проводиться ночью.

Ночным занятиям должны, как правило, предшество­вать сборка мостовых и паромных конструкций и обору­дование различных видов переправ в дневное время.

Основным методом проведения занятий должно быть практическое обучение солдат действиям с предваритель­ным кратким пояснением командира и образцовым пока­зом выполнения действия — приема.

В ходе проведения занятий необходимо добиваться, чтобы каждый солдат лично мог выполнить все действия, отрабатываемые на данном занятии. С этой целью, а так же для отработки взаимозаменяемости расчетов на прак­тических занятиях через определенное время должна про­изводиться замена номеров расчетов и замена расчетов в целом.

Выполнения установленных нормативов следует доби­ваться путем тренировок личного состава. В ходе прак­тических занятий, необходимо постоянно закреплять у обучаемых полученные знания и навыки.

Перед началом каждого практического занятия обязательно изучается техника безопасности.

В целях экономии моторесурсов на занятия необходи­мо выводить только те машины и средства, которые по­требуются для данного занятия. Шоферы, механики-води­тели и другие специалисты инженерных машин, не выво­димых на занятия, привлекаются на них в качестве номеров расчетов. Определенную часть занятий целесо­образно проводить тактико-строевым методом.

Обучение солдат следует вести от простого к сложно­му, от частного к общему, начинать с раздельного показа приемов действий с материальной частью парка и крат­кого пояснения и заканчивать выполнением задачи в це­лом самими обучаемыми.

ПОДГОТОВКА ЗАНЯТИЙ

Подготовка занятия является одним из важнейших элементов организации обучения подразделений. От каче­ства подготовки каждого занятия зависит его эффектив­ность, степень выполнения учебных целей и в конечном итоге, уровень подготовки подразделения в целом.
Подготовка занятия включает:

а) подготовку руководителя занятия;

б) подготовку подразделений;

в) подготовку места занятия;

г) составление плана-конспекта;

д) подготовку материального обеспечения.

Все эти мероприятия проводятся заблаговременно.

Исходными данными для подготовки занятия являют­ся: тема, учебные цели, отрабатываемые учебные вопросы, время и место проведения занятия, наличие учебно-мате­риальной базы.

а) Подготовка руководителя занятия

Подготовка руководителя проводится в системе коман­дирских занятий, на инструкторско-методических заняти­ях и путем самостоятельной работы.

В системе командирской подготовки для офицеров и сержантов в целях установления единых взглядов на ме­тодику проведения занятий могут проводиться показные и методические занятия.

При подготовке к любому занятию с командирами от­делений (расчетов) и командирами взводов должны быть изучены все положения соответствующих руководств, на­ставлений и методических пособий по теме предстоящего занятия.

Главным в подготовке являются инструкторско-методические занятия с командирами отделений (расчетов) и самостоятельная работа с учебной литературой.

Инструкторско-методические и показные занятия с сержантами проводятся после соответствующей подготов­ки учебно-материальной базы и места занятий.

Накануне каждого занятия командир взвода должен провести инструктаж командиров отделений (расчетов) непосредственно на месте проведения занятия по методи­ке и порядку отработки учебных вопросов предстоящего занятия.

Подготовку к занятию руководитель начинает с уясне­ния темы и учебных целей занятия, содержания учебных вопросов и времени, отводимого на занятия. Одновремен­но он определяет учебно-материальную базу, необходи­мую для занятия, и меры по ее подготовке.

Уяснение темы занятия заключается в раскры­тии ее содержания, определении и четком представлении приемов и способов выполнения задач по оборудованию и содержанию различных видов переправ.

Учебные цели должны быть конкретными и отве­чать на вопрос, для чего проводится данное занятие и ка­кие результаты от него ожидаются, т. е. чему практически необходимо обучить солдата, расчет и подразделение.

Содержание учебных вопросов вытекает из темы и учебных целей занятия. Еще при уяснении темы руководитель определяет, какие приемы и способы выпол­нения задач надо отработать при изучении каждого учеб­ного вопроса. При этом руководитель из всех вопросов темы должен выбрать только те, которые в ходе их отра­ботки помогли бы раскрыть главное содержание темы и достичь учебных целей занятия. Таким образом, учебные вопросы должны определить, что должны обучаемые сде­лать на занятии, с тем чтобы подразделение было подго­товлено к выполнению отдельных задач с материальной частью понтонного парка или выполнению задач по обо­рудованию и содержанию переправ в целом..

Продолжительность специального заня­тия определяется указаниями программы и уровнем подготовленности подразделения, а также задачами обу­чения, поставленными в текущем году.

Практические занятия целесообразно планировать по 6—7 учебных часов, классные занятия — 2 часа.

б) Подготовка подразделений

Подготовка подразделений к занятию включает:

— подготовку помощников руководителя;

— самоподготовку солдат.

Подготовка помощников руководителя проводится по теме предстоящих занятий в часы самоподготовки непо­средственно под руководством руководителя занятия. При этом командиры отделений, как правило, должны полу­чить инструктаж по методике и порядку проведения пред­стоящего занятия.

Личный состав накануне занятия в часы самоподготов­ки под руководством командиров отделений или замести­теля командира взвода знакомится с темой занятия, изу­чает соответствующие разделы наставлений и руководств, изучает технику безопасности при действиях с материаль­ной частью.

При необходимости с солдатами организуется повто­рение материала по ранее изученным темам.

в) Подготовка места занятия

Большинство специальных занятий проводится на ре­ке. Место на реке должно обеспечивать поучительность занятия, способствовать качественной отработке учебных вопросов и достижению поставленных учебных целей.

Место занятия готовится заранее, т. е. на нем накануне занятия выполняется тот или иной объем инженерных за дач. В этом случае целесообразно планировать их так, чтобы оборудование места к предстоящему занятию мож­но было выполнить на предыдущих плановых занятиях по другим темам специальной подготовки по переправам, а также на занятиях по другим дисциплинам.

г) Составление плана-конспекта

План-конспект составляется заблаговременно и утвер­ждается:

— у командиров отделений — командиром взвода;

— у командиров взводов — командиром роты.

В плане-конспекте указываются:

- тема и учебные цели,

- отрабатываемые учебные вопросы,

-состав обучаемых,

-время на проведение занятия,

- место его проведения,

-учеб­но-материальная база,

-учебные пособия

-ход занятия.

В разделе «Ход занятия» должны быть указаны: учебные вопросы, время на их отработку и краткое содержание учебных вопросов (или действия руководителя и обучае­мых) .

При назначении времени, необходимого на отработку учебного вопроса, учитывается сложность изучаемых приемов и действий. При этом основная часть времени должна быть отведена на практическое обучение.

Краткое содержание вопросов излагается в произволь­ной форме. Целесообразно при этом для сокращения сло­весного изложения широко использовать простейшие эс­кизы, чертежи и схемы.

д) Подготовка материального обеспечения занятий

Подготовка учебно-материальной базы осуществляет­ся старшим начальником и руководителем занятия исхо­дя из отрабатываемой темы и поставленных учебных це­лей занятия. При этом перечень основной учебно-мате­риальной базы и техники руководитель определяет в хо­де подготовки занятия. Полностью состав учебно-матери­ального обеспечения определяется после составления плана-конспекта занятия.

Учебно-материальную базу для отработки сравнитель­но сложных, объемных тем, таких, как «Устройство мосто­вых переправ», «Оборудование и содержание переправ в особых условиях» и др, требующих значительных затрат материальных средств, целесообразно готовить заранее распоряжением по части.

По темам, не требующим больших затрат материаль­ных средств и времени на подготовку к их проведению, учебно-материальная база готовится распоряжением командира роты.

В обоих случаях необходимо широко использовать плановые занятия для подготовки учебно-материального обеспечения к последующим занятиям.

Материальную базу, использовавшуюся на занятии, после занятия необходимо привести в порядок.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

Занятие начинается с построения взвода (роты). Ру­ководитель в соответствии со ст. 26 Строевого устава про­веряет наличие личного состава, его внешний вид, нали­чие и состояние материальной части и др.

Время, затрачиваемое на передвижение, должно ис­пользоваться для тренировки в отработке строевых прие­мов, строевой песни, выполнения нормативов и др.

По прибытии к месту занятия руководитель проверяет знание личным составом ранее отработанных вопросов, а затем объявляет тему занятия, учебные цеди, учебные во­просы и порядок их отработки. При этом необходимо напомнить и проверить знание личным: составом техники безопасности при действиях с материальной частью пар­ка и при проведении занятий.

Темы, связанные с изучением действий номеров расче­та с материальной частью, следует отрабатывать в такой последовательности: кратко пояснить порядок действий номеров расчета при сборке конструкций, одновременно осуществляя показ действий номеров на одном из расче­тов (желательно из старослужащих солдат), затем производится отработка действий номеров расчета по эле­ментам с указанием на допущенные ошибки и их исправ­лением. После этого организуются практические трени­ровки личного состава.

Руководитель занятия контролирует действия личного состава, особенно действия командиров отделений (рас­четов). При неправильном выполнении приемов останав­ливает действия обучаемых, разъясняет их ошибки, если необходимо, лично показывает правильный прием и тре­бует его повторения.

Непосредственное обучение личного состава ведут командиры отделений практическим показом, выполняя задачи совместно с солдатами. Целесообразно использо­вать старослужащих солдат в качестве инструкторов и старших расчетов.

После отработки учебного вопроса и занятия в целом командир взвода (роты) путем постановки контрольных вопросов должен убедиться в усвоении обучаемыми мате­риала учебного вопроса (занятия).

В конце занятия производятся сборка материальной части, погрузка ее на машины и разбор занятия.

РАЗБОР ЗАНЯТИЯ

Разбор занятия производится в такой последователь­ности:

— напоминается тема и учебные цели занятия;

— кратко напоминаются основные положения настав­лений, руководств и инструкций, касающихся данной темы;

— разбираются действия солдат и отделений, обра­щается внимание на характерные ошибки, недостатки и их влияние на результаты выполнения нормативов;

— отмечаются, в какой степени достигнуты учебные цели.

После своего разбора командир взвода (роты) предо­ставляет время командирам отделений (взводов) для про­ведения частного разбора в отделении (взводе), в ходе которого оцениваются действия каждого солдата.

В конце разбора руководитель занятия указывает, что необходимо изучить на самоподготовке и подготовить к следующему занятию.

2.Практическая подготовка к проведению занятия по переправам

(вариант)


«Утверждаю»

Командир ПДР

капитан В. Петров

« » 2010г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ Пдесв |по ПЕРЕПРАВАМ

Тема: «Переправочные средства Российской Армии».

Учебные цели: Изучить назначение, ТТХ, устройство, применение ПДС

Время: 2 часа.

Место: класс, парк МиВ.

Вид занятия: практическое со взводом.

Материальное обеспечение: плакаты ДЛ, ПТС-М, ГСП, учебно-разрезные ПТС-М, ГСП, указка, стенды.

Литература:

1. Руководство по материальной части и эксплуатации ГСП. стр. 3-11

  1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации ПТС-2 стр. 5-18

  1. Наставление по военно-инженерному делу для С А. стр. 261 -272


ХОД 3АНЯТИЯ

Учебные вопросы

Время

Краткое содержание учебного вопроса, действия обучаемых и командира взвода ррруководителяруководителя.

1

2

3

I Вводная часть

10 мин

После доклада заместителя командира взвода о готов­ности взвода к занятию проверяю наличие личного состава по журналу, провожу осмотр внешнего вида обучаемых, наличие материальной базы, литературы. Контрольным опросом нескольких обучаемых проверяю степень усвоения учебных вопросов предьщущего занятия, оцениваю их ответы, объявляю тему, учебные цели, время и вопросы занятия, порядок их проведения. Докладываю, что занятие организуется на трех учебных точках, какие вопросы на них отрабатываются, кто руководитель, время и порядок смены мест занятий на учебных точках: 1-я учебная точка: назначение, ТТХ, устройство, применение лёгких переправочных средств Российской Армии. 2-я учебная точка: назначение, ТТХ, устройство, применение ПТС-М. 3-я учебная точка: назначение, ТТХ, устройство, применение ГСП.

II Основная часть

60 мин




1,Назначение, ТТХ,устройство, применение лёгких переправочных средств Российской Армии.

20 мин

Занятие науч. точке № 1 проводит заместитель коман­дира взвода (командир 1 -го отделения), имея написан­ный план-конспект. Изучение по данному вопросу проводится методом рассказа и показа лёгких перепра­вочных средств Российской Армии. По завершении изучения проводится краткий опрос нескольких обу­чаемых.

2. Назначение, ТТХ, устройство, применение ПТС-М

20 мин

Занятие науч. точке № 2 проводит заместитель ком дира взвода (командир 2-го отделения). Отработка проса проводится аналогично первому.

3. Назначение, ТТХ, устройство, применение ГСП.

20 мин

Занятие на уч. точке № 3 провожу лично. Учебный прос отрабатывается аналогично 1-му и 2-му, В ходе занятия особое внимание обращаю на выполнение мер предосторожности.

Ш. Заключительная часть.

10 мин

Строю взвод, подвожу итоги, объявляю оценки.,

оцениваю действия заместителя командира взвода и ко­мандиров отделений. Даю задание на самоподготовку . Сдаю и учебную материальную базу.

Задание на самоподготовку:

Изучить материал по конспекту и рекомендованной литературе.

1.Руководство по материальной части и эксплуатации ГСП. стр. 3-11

2.Техническое описание и инструкция по эксплуатации ПТС-2 стр. 5-18

3.Наставление по военно-инженерному делу для С А. стр. 261 -272


Командир Пдесв
л-т
Иванов

Варианты заданий

Тема №1. Общие сведения о переправах.

Тема.№ 2 Понтонно-мостовые парки.

Тема №.3 Разведка водной преграды.

Тема №.4 Оборудование паромных переправ из понтонного парка.

Тема №5 Содержание паромных переправ.

Тема №.6 Устройство мостовых переправ.

Тема №7. Содержание мостовых переправ.

Тема №8. Оборудование и содержание переправ в особых ус­ловиях.

Тема №.9 Разведка и оборудование брода.

Тема № 10Устройство и содержание переправы по льду.

III.Заключительная часть.

Преподаватель отмечает, в какой степени достигнута цель занятия. Объявляет оценки. Отмечает наиболее характерные недостатки и пути их устранения. Даёт указания на приведение в порядок учебный класс и УМБ. Даёт задание на самостоятельную подготовку.
Задание на самостоятельную подготовку:

1. Составить план-конспект по переправам, подготовиться к проведению занятия.

Методическое пособие по специальной подготовке ИВ переправы стр.11-177


Доцент Ю.Чмут
написать администратору сайта