Главная страница
Навигация по странице:

  • Методические указания для самостоятельной работы по изучению дисциплины УЧЕТ И АНАЛИЗ (ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ) для студентов направления 080200.62 Менеджмент

  • 1. организационно-методические положения 1.1. Общие положения

  • 1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

  • 1.4. Формы контроля знаний 1.4.1. Текущий контроль изучения дисциплины

  • 4 семестр 1 контрольная точка Практическое занятие № 1

  • Практическое занятие № 2

  • Итого за 1 контрольную точку 2 12

  • Практическое занятие № 4

  • Практическое занятие № 5

  • Итого за 2 контрольную точку 3 12

  • Практическое занятие № 7

  • Итого за 3 контрольную точку 2 12

  • Практическое занятие № 9

  • Тестирование (тестовые задания)

  • Итого за 4 контрольную точку 6 12

  • 2. Содержание дисциплины

  • МЕТОДИЧКА_УиА(ФинАнализ)_2014. Методические указания для самостоятельной работы по изучению дисциплины Учет и анализ (финансовый анализ)


    НазваниеМетодические указания для самостоятельной работы по изучению дисциплины Учет и анализ (финансовый анализ)
    АнкорМЕТОДИЧКА_УиА(ФинАнализ)_2014.doc
    Дата11.06.2017
    Размер0.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМЕТОДИЧКА_УиА(ФинАнализ)_2014.doc
    ТипМетодические указания
    #9234
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ
    Федеральное государственное бюджетное образовательное

    учреждение высшего профессионального образования

    «Юго-Западный государственный университет»

    (ЮЗГУ)
    Кафедра региональной экономики и менеджмента

    УТВЕРЖДАЮ

    Проректор по учебной работе

    ___________ О.Г. Локтионова

    «____» ____________ 2014 г.

    Методические указания для самостоятельной работы

    по изучению дисциплины
    УЧЕТ И АНАЛИЗ (ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ)
    для студентов направления 080200.62 Менеджмент


    Курск 2014

    УДК 65.01 : 330.131
    Составитель: Широкова Л.В
    Рецензент

    Доктор экономических наук, профессор _________________
    Методические указания для самостоятельной работы по изучению дисциплины «Учет и анализ (финансовый анализ)» для студентов направления 080200.62 Менеджмент cост. Широкова Л.В: Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2014. _____ с.

    Методические указания составлены на основании учебного плана направления 080200.62 Менеджмент и рабочей программы дисциплины «Учет и анализ (финансовый анализ)».

    Включают общие положения, широкий набор различных видов работы обучающихся при освоении дисциплины «Учет и анализ (финансовый анализ)»: содержание лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студентов, формы контроля и требования к оценке знаний по дисциплине, список рекомендуемой литературы и информационное обеспечение дисциплины. Обеспечивают необходимые задания и критерии оценки, как для аудиторной, так и самостоятельной работы студентов, которая играет особую роль в подготовке бакалавров.

    Методические указания помогают сформировать студентам знания и навыки в области управления, развить у студентов перспективное мышление и творческие способности к исследовательской деятельности, усвоить необходимые компетенции, формируемые в результате изучения учебной.

    Текст печатается в авторской редакции

    Подписано в печать . Формат 60х84 1/16.

    Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. . Тираж 100 экз. Заказ Бесплатно.

    Юго-Западный государственный университет

    305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94.

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    1. организационно-методические положения 4

    1.1. Общие положения 4

    1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы 6

    1.3. Методические рекомендации

    по организации изучения дисциплины 8

    1.4. Формы контроля знаний 12

    1.4.1. Текущий контроль изучения дисциплины 12

    1.4.2. Итоговый (промежуточный) контроль 15

    2. Содержание дисциплины 18

    3. Учебно-методическое И ИНФОРМАЦИОННОЕ

    обеспечение дисциплины 60

    3.1. Основная и дополнительная литература 60

    3.2. Используемые информационные технологии и перечень

    ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет 61

    ПРИЛОЖЕНИЯ 63
    1. организационно-методические положения
    1.1. Общие положения
    Цель дисциплины - формирование у студентов знаний методики анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и навыков ее использования для оценки результатов деятельности, выявления факторов, обусловивших успех и неудачи в анализируемом периоде, а также планирования и прогнозирования деятельности предприятия на будущее.

    Предмет дисциплины конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности и финансовое состояние предприятия, которые сложились под воздействием внутренних и внешних факторов, экономическую эффективность хозяйственных процессов организации

    Основные задачи дисциплины:

    • овладение совокупностью приемов и методов проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

    • повышение научной обоснованности бизнес-планов и нормативов в процессе их разработки;

    • оценка финансового состояния предприятия и тенденций его развития;

    • выявление факторов, повлиявших на конечные финансовые результаты (на прибыль и убытки) и конечное измерение этих факторов.

    • выявление внутрихозяйственных резервов, т.е. неиспользованных возможностей и повышения эффективности;

    • оценка управленческих решений в сфере финансового менеджмента.

    Перечень компетенций, которые формирует дисциплина

    • способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиций социальной ответственности (ОК-20);

    • умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);

    • способность применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации (ПК-38);

    • владение навыками составления финансовой отчетности и осознание влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации (ПК -39);

    • способность анализировать финансовую отчетности и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК – 40);

    • способность оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способность принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК -41)


    В результате изучения данного курса студенты должны:

    Знать:

    • законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия;

    • отечественный и зарубежный опыт в области финансового анализа деятельности предприятия;

    • основные направления анализа финансово-хозяйственной дея­тельности предприятия;

    • методы анализа финансово-хозяйственной деятельности, которые применяются на разных этапах и направлениях анализа.

    Уметь:

    • проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и основных его структурных подразделений;

    • выявлять тенденции развития финансового состояния предприятия;

    • проводить мониторинг финансового состояния предприятия;

    • оценивать устойчивость предприятия для прогнозирования будущей деятельности.

    Владеть:

    • специальной терминологией;

    • методикой проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его подразделений;

    • навыками диагностики производственно-экономического и финансового потенциала предприятия;

    • навыками обоснования и выбора управленческих решений повышения эффективности деятельности предприятия.


    1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы
    Объем дисциплины и виды учебной работы определены учебным планом направления 080200.62 Менеджмент.

    Распределение часов по темам лекционных (практических, семинарских, лабораторных) занятий и самостоятельной работы студентов представлено в таблице 1.
    Таблица 1 – Содержание дисциплины и её трудоёмкость (для очной формы обучения)


    № п/п

    Наименование темы

    Вид проводимого занятия

    (количество часов)

    Самостоятель-ная работа студента

    (объем в часах)

    лекция

    лабораторная работа

    практика

    4 семестр

    1

    Предмет, виды и содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его роль в управлении

    2

    0

    0

    2

    2

    Методы и приемы проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

    2

    0

    0

    2

    3

    Факторный анализ в различных типах функциональных моделей

    4

    0

    2

    5

    4

    Финансовая отчетность организации и ее анализ

    2

    0

    2

    8

    5

    Финансовые результаты деятельности коммерческой организации и методы их анализа

    4

    0

    2

    8

    6

    Анализ финансового состояния организации

    4

    0

    2

    6

    7

    Анализ платежеспособности и ликвидности

    4

    0

    2

    6

    8

    Анализ использования оборотного капитала и управления им

    2

    0

    2

    4

    9

    Предмет, задачи и содержание экономического управленческого анализа. Внутрипроизводственный анализ, его цели и задачи.

    2




    0

    6

    10

    Анализ объемов производства и реализации продукции

    4




    2

    4

    11

    Анализ эффективности использования производственных ресурсов предприятия

    4




    2

    6

    12

    Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и их использования

    2




    2

    6

    ИТОГО

    за 4 семестр

    36

    0

    18

    63

    Подготовка к экзамену

    0

    0

    0

    45

    ИТОГО

    36

    0

    18

    108

    Общая трудоемкость (час) / ЗЕ

    54 часа / 3 ЗЕ

    162 часа /

    4,5 ЗЕ

    Форма контроля

    Экзамен


    ВСЕГО по дисциплине

    162 часа / 4,5 ЗЕ


    1.3. Методические рекомендации

    по организации изучения дисциплины

    В рамках изучения дисциплины «Учет и анализ (финансовый анализ)» работа студентов организуется в следующих формах:

    • работа с конспектом лекций и дополнительной литературой по темам курса;

    • работа с раздаточным материалом – «Скрин-шот»

    • изучение вопросов, выносимых за рамки лекционных занятий (дискуссионные вопросы для дополнительного изучения);

    • подготовка к семинарскому занятию;

    • выполнение групповых и индивидуальных домашних заданий, в том числе:

    • проведение собеседования по теме лекции;

    • подготовка краткого доклада (резюме, эссе) по теме семинарского занятия и разработка мультимедийной презентации к нему;

    • выполнение практических заданий (решение задач, выполнение расчетных и лабораторных работ);

    • подготовка к тестированию;

          • самоконтороль.

    Рекомендуемый ниже режим самостоятельной работы позволит студентам глубоко разобраться во всех изучаемых вопросах, активно участвовать в дискуссиях на семинарских занятиях и в конечном итоге успешно сдать экзамен по дисциплине «Учет и анализ (финансовый анализ)».

    1. Лекция является фундаментальным источником знаний и должна способствовать глубокому усвоению материала, активизировать интерес студента к изучаемой дисциплине.

    Работу с конспектом лекций целесообразно проводить непосредственно после её прослушивания. Она предполагает перечитывание конспекта, внесение в него, по необходимости, уточнений, дополнений, разъяснений и изменений. Ознакомление с дополнительной литературой по теме, проведение обзора мнений других ученных по изучаемой теме. Необходимым является глубокое освоение содержания лекции и свободное владение им, в том числе использованной в ней терминологии (понятий), категорий и законов (глоссарий к каждой теме содержится в разделе 2 настоящих методических указаний). Студенту рекомендуется не ограничиваться при изучении темы только конспектом лекций или одним учебником; необходимо не только конспектировать лекции, но и читать дополнительную литературу, изучать методические рекомендации, издаваемые кафедрой.

    2. «Скрин-шот» - специальный раздаточный материал, подготовленный преподавателем, который предназначен для повышения эффективности учебного процесса за счет:

    - привлечения дополнительного внимания студента на наиболее важных и сложных проблемах курса;

    - освобождения от необходимости ведения рутинных записей по ходу лекции и возможности более адекватной фиксации ключевых положений лекции;

    - представления всего необходимого иллюстративного и справочно-информационного материала по теме лекции;

    - более глубокой переработки материалов курса при подготовке к зачету или экзамену.

    Самостоятельная работа с раздаточным материалом «Скрин-шот» может проводиться вместо работы с конспектом лекций, если композиция каждой страницы материала построена лектором таким образом, что достаточно свободного места для конспектирования материалов лекции, комментариев и выражения собственных мыслей студента по материалам услышанного или прочитанного.

    В случае, когда студенты ведут отдельные конспекты лекций, работа с раздаточным материалом «Скрин-шот» проводится вместе с работой с конспектом лекций по каждой теме.

    3. В связи с большим объемом изучаемого материала, интересом который он представляет для современного образованного человека, некоторые вопросы выносятся за рамки лекций. Это предусмотрено рабочим учебным планом подготовки бакалавров. Изучение вопросов, выносимых за рамки лекционных занятий (дискуссионных вопросов раздела 2), предполагает самостоятельное изучение студентами дополнительной литературы и её конспектирование по этим вопросам.

    4. В ходе практических занятий проводится разъяснение теоретических положений курса, уточнения междисциплинарных связей.

    Подготовка к практическому (семинарскому) занятию предполагает большую самостоятельную работу и включает в себя:

    • Знакомство с планом семинарского занятия и подбор материала к нему по указанным источникам (конспект лекции, основная, справочная и дополнительная литература, электронные и Интернет-ресурсы).

    • Запоминание подобранного по плану материала.

    • Освоение терминов, перечисленных в глоссарии.

    • Ответы на вопросы, приведенные к каждой теме.

    • Обдумывание вопросов для обсуждения. Выдвижение собственных вариантов ответа.

    • Выполнение заданий преподавателя.

    • Подготовка (выборочно) индивидуальных заданий.

    Задания, приведенные в планах занятий, выполняются всеми студентами в обязательном порядке.

    5. По дисциплине «Учет и анализ (финансовый анализ)» формой самостоятельной работы студентов является выполнение практических заданий (решения задач, выполнения расчетных и лабораторных работ, оформление отчетов о самостоятельной работе), содержание которых определяется содержанием настоящих методических указаний. Часть практических заданий может быть выполнена студентами на аудиторных практических (лабораторных) занятиях под руководством преподавателя. После того, как преподавателем объявлено, что рассмотрение данной темы на аудиторных занятиях завершено, студент переходит к самостоятельному выполнению практических заданий, пользуясь настоящими методическими указаниями, конспектом лекций по соответствующей теме, записями, сделанными на практических занятиях, дополнительной литературой по теме. Все практические задания для самостоятельного выполнения студентами, приведенные в настоящих методических указаниях обязательны для выполнения в полном объеме.

    6. Подготовка к тестированию предусматривает повторение лекционного материала и основных терминов, а также самостоятельное выполнение заданий в текстовой форме, приведенных в настоящих методических указаниях.

    7. Самоконтроль является обязательным элементом самостоятельной работы студента по дисциплине «Учет и анализ (финансовый анализ)». Он позволяет формировать умения самостоятельно контролировать и адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности и на этой основе управлять процессом овладения знаниями. Овладение умениями самоконтроля формирует навыки планирования учебного труда, способствует углублению внимания, памяти и выступает как важный фактор развития познавательных способностей.

    Самоконтроль включает:

    1. Ответ на вопросы для самоконтроля для самоанализа глубины и прочности знаний и умений по дисциплине.

    2. Критическую оценку результатов своей познавательной деятельности.

    Самоконтроль учит ценить свое время, позволяет вовремя заменить и исправлять свои ошибки.

    Формы самоконтроля могут быть следующими:

    • устный пересказ текста лекции и сравнение его с содержанием конспекта лекции;

    • ответ на вопросы, приведенные к каждой теме (см. раздел 2 настоящих методических указаний);

    • составление плана, тезисов, формулировок ключевых положений текста по памяти;

    • ответы на вопросы и выполнение заданий для самопроверки (настоящие методические указания предполагают вопросы для самоконтроля по каждой изучаемой теме);

    • самостоятельное тестирование по предложенным в настоящих методических указаниях тестовых заданий.

    Самоконтроль учебной деятельности позволяет студенту оценивать эффективность и рациональность применяемых методов и форм умственного труда, находить допускаемые недочеты и на этой основе проводить необходимую коррекцию своей познавательной деятельности.

    При возникновении сложностей по усвоению программного материала необходимо посещать консультации по дисциплине, задавать уточняющие вопросы на лекциях и практических занятиях, уделять время самостоятельной подготовке (часы на самостоятельное изучение), осуществлять все формы самоконтроля.

    1.4. Формы контроля знаний
    1.4.1. Текущий контроль изучения дисциплины
    Текущий контроль изучения дисциплины осуществляется на основе балльно-рейтинговой системы (БРС) контроля оценки знаний в соответствии со следующими этапами:

    1. В процессе освоения дисциплины студенты должны пройти четыре точки контроля знаний.

    2. Студент на каждой контрольной точке может получить максимально 16 баллов (из них: 4 балла – за посещаемость, 12 баллов – за успеваемость). Таким образом, 100% результат освоения дисциплины за четыре точки контроля знаний выглядит следующим образом:


    48 баллов – максимальный результат за четыре контрольные точки (за успеваемость)

    16 баллов – максимальный результат за четыре контрольные точки (за посещаемость)

    36 баллов - максимальный результат за итоговый контроль (за экзамен)


    Таблица 2 – Контроль изучения учебной дисциплины «Учет и анализ (финансовый анализ)»

    Форма контроля

    Минимальный балл

    Максимальный балл

    балл

    примечание

    балл

    примечание

    4 семестр

    1 контрольная точка

    Практическое занятие № 1

    (решение задач по теме 3)

    1

    Выполнил,

    но «не защитил»

    6

    Выполнил,

    и « защитил»

    Практическое занятие № 2

    (терминологический диктант по теме 3)

    1

    Выполнил,

    доля правильности выполнения задания менее 50 %

    6

    Выполнил,

    доля правильности выполнения задания более 50 %

    Итого за 1 контрольную точку

    2




    12




    2 контрольная точка

    Практическое занятие № 3

    (расчетная работа по теме 4)

    1

    Выполнил,

    но «не защитил»

    4

    Выполнил и «защитил»

    Практическое занятие № 4

    (терминологический диктант по теме 4)

    1

    Выполнил,

    доля правильности выполнения задания менее 50 %

    4

    Выполнил,

    доля правильности выполнения задания более 50 %

    Практическое занятие № 5

    (решение задач по теме 5)

    1

    Выполнил,

    но «не защитил»

    4

    Выполнил и «защитил»

    Итого за 2 контрольную точку

    3




    12




    3 контрольная точка

    Практическое занятие № 6

    (расчетная работа по теме 6)

    1

    Выполнил,

    но «не защитил»


    6

    Выполнил и «защитил»


    Практическое занятие № 7

    (расчетная работа по теме 7)

    1

    Выполнил,

    но «не защитил»

    6

    Выполнил и «защитил»

    Итого за 3 контрольную точку

    2




    12




    4 контрольная точка

    Практическое занятие № 8

    (решение задач по теме 8, терминологический диктант по теме 9)

    1

    Выполнил и

    «не защитил» задание

    3

    Выполнил и «защитил» задание

    Практическое занятие № 9

    (решение задач по теме 11)

    1

    Выполнил но «не защитил»

    3

    Выполнил и «защитил» задание

    Тестирование

    (тестовые задания)

    (тесты формируются в соответствии с пройденной тематикой на лекционных занятиях (тема 1-12) и с помощью системы интернет-тестирования (СИТ) или с помощью вариантов тестов от преподавателя)

    4

    При тестировании доля правильных ответов менее 50 %

    6

    При тестировании доля правильных ответов более 50 %

    Итого за 4 контрольную точку

    6




    12




    Итоговое количество баллов

    (за контрольные точки,

    не включая посещаемость)

    24




    48






    1.4.2. Итоговый (промежуточный) контроль
    Текущий контроль изучения дисциплины осуществляется с помощью экзамена. Вопросы к экзамену (зачету) утверждаются заведующим кафедрой и предоставляются студенту заблаговременно.

    Билет формируется преподавателем из утвержденного перечня вопросов и согласуется с заведующим кафедрой. В билете рядом с каждым вопросом проставляется соответствующий балл, который может заработать студент, правильно ответив на поставленный вопрос. Сумма баллов на экзамене - 36 баллов. В последствии заработанные на экзамене студентом баллы суммируются с баллами, которые студент заработал в процессе изучения дисциплины в течение определенного семестра.

    В результате освоения дисциплины студент получает оценку в соответствии с набранными в сумме баллами (таблица 4).
    Таблица 4 – Соответствие баллов оценке


    Оценка

    Неудовлетворительно

    Удовлетворительно

    Хорошо

    Отлично

    Набранная сумма баллов

    (maх 100)

    менее 50

    50-69

    70-89

    90-94

    95-100

    Оценка по дисциплине без экзамена

    Не зачтено

    Зачтено


    Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине:

    1. Цели и проблемы проведения анализа на современном этапе.

    2. Виды экономического анализа

    3. Содержание комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

    4. Метод сравнения как прием анализа

    5. Методы анализа. Метод средних величин.

    6. Понятие и виды моделей функционального факторного анализа. Последовательность проведения функционального факторного анализа

    7. Индексный метод как прием анализа. Индивидуальные и общие индексы.

    8. Факторный анализ. Метод цепных подстановок как прием анализа.

    9. Факторный анализ. Метод абсолютных разностей как прием анализа.

    10. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами.

    11. Анализ использования материальных ресурсов.

    12. Предмет, задачи и содержание экономического управленческого анализа.

    13. Внутрипроизводственный анализ, его цели и методика.

    14. Анализ структуры и движения основных фондов предприятия.

    15. Анализ эффективности использования основных фондов.

    16. Анализ выполнения плана по ассортименту.

    17. Анализ качества продукции.

    18. Анализ состава кадров и структуры промышленно-производственного персонала.

    19. Анализ квалификационного уровня и движения рабочей силы.

    20. Факторный анализ производительности труда.

    21. Анализ использования рабочего времени по балансу рабочего времени.

    22. Показатели использования рабочего времени.

    23. Система показателей и классификация затрат на производство

    24. Анализ формирования балансовой прибыли предприятия.

    25. Факторный анализ общей бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения).

    26. Факторный анализ прибыли от продажи продукции.

    27. Рентабельность. Факторный анализ рентабельности.

    28. Понятие, возможности и ограничения бухгалтерского баланса.

    29. Анализ имущества и источников финансирования имущества предприятия.

    30. Общая оценка финансового состояния предприятия по бухгалтерскому балансу.

    31. Понятие финансовой устойчивости, платежеспособности и кредитоспособности предприятия. Абсолютные показатели финансовой устойчивости.

    32. Анализ финансовой устойчивости путем расчета коэффициентов финансовой устойчивости.

    33. Понятие ликвидности баланса. Группировка активов по степени ликвидности. Группировка пассивов баланса. Анализ ликвидности по соотношению групп активов и пассивов.

    34. Коэффициенты ликвидности при проведении анализа ликвидности баланса.

    35. Анализ оборачиваемости оборотного капитала.

    36. Анализ дебиторской задолженности, оборачиваемости товарно-материальных ценностей и готовой продукции.


    2. Содержание дисциплины
      1   2   3   4   5   6   7   8
    написать администратору сайта