Главная страница
Навигация по странице:

  • Занятия по теме «Мотивация учения: сущность, подходы, условия и методы формирования, диагностика» Автор разработки

  • Мотив

  • Интенсивность стимуляции

  • Новизну стимуляции

  • Шкала оценки Математика

  • Поведенческий подход к мотивации

  • формирование внутренних мотивов учения школьников, воспитание у них интереса к конкретным предметам и к обучению в целом.

  • Мотивация учения. Мотивация учения сущность, подходы, условия и методы формирования, диагностика


    Скачать 173.5 Kb.
    НазваниеМотивация учения сущность, подходы, условия и методы формирования, диагностика
    АнкорМотивация учения.doc
    Дата06.10.2017
    Размер173.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМотивация учения.doc
    ТипДокументы
    #23728
    страница1 из 3

    Подборка по базе: Микроэкономика. Поведение фирм в условиях олигополии.rtf, Формирование исследовательских умений у младших школьников в усл, Формирование исследовательских умений у младших школьников в усл, №1. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО , Конфликтология. Псхологические условия успеха на переговорах..do, Расчет задания по добыче нефти по скважине, оборудованной ШСНУ, , Оқу әрекетінің мотивациясын анықтауга арналған экспресс-сауалнам, требования к персоналу асептического блока, правила поведения пр, referat Комфортные условия труда.doc, Лекция по биологии вернадский учения.doc
      1   2   3

    САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Занятия по теме

    «Мотивация учения:

    сущность, подходы, условия и методы

    формирования, диагностика»

    Автор разработки:

    доцент кафедры общей педагогики психологии,

    кандидат психологических наук,

    доцент Л.Ф. Мирзаянова


    Южно-Сахалинск 2012

    Мотивация учения школьников
    Цель занятия – сформировать научные представления о мотивах учения с точки зрения разных теорий мотивации и выработать стратегии действия в своей работе по формированию и поддержанию мотивации учебной деятельности учащихся.

    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Овладеть сущностью научных понятий по теме (мотив, мотивация, мотивировка, направленность личность).

    2. Освоить сущность мотивации учения с позиций разных теорий.

    3. Овладеть стратегиями действий по формированию и поддержанию мотивации учебной деятельности учащихся, определив предварительно белые «пятна» на карте этой проблемы учителей школы.

    4. Наметить план совместной работы учителей школы по решению проблемы формирования и поддержания мотивов учения школьников.


    Важным компонентом личности является ее направленность – система мотивов, выражающих отношение к окружающему миру. Направленность включает цели, которые ставит перед собой человек, его мотивы. В качестве последних могут выступать потребности, интересы, идеалы, убеждения, установки.

    Мотив – это внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл. Если мотивы не сформированы, учебная деятельность не нужна и не возможна. Мотивация есть вся совокупность мотивов, побуждающих к достижению цели. Мотивацию следует отличать от мотивировки. Мотивировка – это объяснение человеком необходимости и целесообразности своих действий.

    Когда мы говорим о мотивации к учебной деятельности, надо понимать, что это совокупность сил, которые берут начало внутри ученика и вне него, стимулируют его поведение и определяют его форму, направленность, интенсивность и продолжительность (Пайндер, 1980). Когда говорят о направленности, имеют в виду выбранную учеником деятельность, на которую он тратит свои силы (направленность на общение, направленность на учебу, направленность на спортивную деятельность). Интенсивность предполагает, что ученик будет прилагать разные усилия в зависимости от потребности в них. К примеру, ученик может прикладывать много усилий при изучении математики и не затрачивать каких бы то ни было интеллектуальных усилий при подготовке белорусской литературы. Наконец, продолжительность, означает устойчивость мотивации во времени. Итак, параметрами мотивации являются интенсивность, направленность и продолжительность.

    Исходя из определения мотивации, представленного выше, в педагогическом коллективе актуально обсуждать вопрос и мотивации школьников, и вопрос создания условий для формирования мотивации у школьников. Обсуждая вопрос мотивации школьников, следует иметь в виду все три параметра мотивации.

    Далее, что нужно иметь в виду и школьному администратору, и учителю, когда речь заходит о мотивации, – это то, что любая деятельность полимотивирована. Учебная деятельность и общественная работа побуждаются системой мотивов и целей, которые находятся в сложной взаимосвязи.

    Еще, о чем следует помнить, так это о том, что мотивы не являются чем-то статичным. В ходе учения происходит изменение и усложнение (а иногда и регрессия!) целей и мотивов деятельности учащихся. Как определить, что мотивы развиваются? Развивающиеся мотивы побуждают учащихся к постановке все более значимых целей, а через их достижение удовлетворяются его духовные потребности. Учитывая вышесказанное, можно включить в план работы школы проведение педсовета по теме «Динамика мотивов учебной деятельности учащихся подростковых классов» или «Изменение мотивов учебной деятельности учащихся пятых классов».

    Наконец, педагогу необходимо знать уровень направленности ученика. Знать уровень направленности ученика – это по сути дела решить вопрос о том, какой из видов мотивов занимает ведущее место в структуре мотивации к деятельности. В качестве такого мотива могут выступить ситуативные мотивы, общественные, познавательные, профессиональные, узколичные и др. Наряду с ситуативными мотивами, непосредственно побуждающими учеников к деятельности, важную роль играют мотивы, воплощающие в себе устремления учащихся в будущее, т.е. профессиональные. В учебную деятельность могут быть включены любопытство (стремление узнать, увидеть что-то новое, проявление мелочного интереса), интерес (особое внимание к объекту, желание узнать, понять, вникнуть в его суть) и любознательность (склонность к приобретению новых знаний, пытливость). Все они представляют собой мотивы.

    В структуре мотивации учеников могут доминировать разные мотивы. Выделяют разные их типы:

    1. Познавательная мотивация (направленность учеников на познание предмета, углубление и расширение своих знаний, поиск новых способов решения учебных задач).

    2. Творческая мотивация (связана с творческой преобразующей активностью).

    3. Ситуативная мотивация (связана с использованием педагогом особых форм и содержания урока).


    В психологической науке нет единой теории мотивации. Каждая из существующих теорий по своему объясняет, что побуждает ученика к деятельности, что придает ей личностный смысл. Одна из теорий – активационная.
    Теория активации
    Теория активации разработана Д.О. Хеббом. Согласно этому ученому, продуктивность деятельности ученика, его мотивация зависят от уровня эмоционального возбуждения. При оптимальном уровне возбуждения наблюдается оптимальный уровень мотивации, внимания и высокая продуктивность деятельности школьников, при низком — учеников клонит ко сну, они не мотивированы и деятельность их низко продуктивна. При очень высоких уровнях возбуждения ученики переживают дистресс, внимание их рассеянно, они не мотивированы и, естественно, не продуктивна их деятельность.

    Итак, не всякий уровень мотивации обеспечивает успешную учебную деятельность. Есть оптимум мотивации, то есть такой уровень мотивации, при котором деятельность выполняется успешно. Сверхнизкая и сверхвысокая мотивация не стимулируют деятельность. Вот почему некорректно с точки зрения психологии следующее высказывание: «учитель должен сформировать высокий уровень мотивации у школьников».

    Теория активации обращает внимание педагога и школьного администратора на то, что уровень активации учеников и факторы активации нужно контролировать. Согласно теории, идеальная атмосфера для работы в классе создается при среднем уровне активации. Поэтому при посещении уроков важно обратить внимание на то, какой уровень активации учеников в классе. Нет ли спящих учеников или почти спящих или только что проснувшихся и не готовых к работе в классе? Не является ли уровень активизации учеников слишком высоким, не находятся ли ученики в состоянии паники? Смогут ли они продуктивно работать на следующих уроках?

    Таким образом, действия учителя могут вызвать слишком высокий уровень активации. Может быть переоценена значимость тестирования или контрольной работы путем включения в них слишком сложных заданий, использования угроз и слишком сложного материала. В этом случае ответной защитной реакцией учеников будет отвлечение внимания с целью снижения уровня активации. По-настоящему важным для учителя вопросом является проблема сохранения оптимального уровня активации на протяжении урока. Поэтому учитель должен изменять обучающие или тестовые процедуры, использовать специфические методы снижения тревожности, вызванной проверкой и оценкой знаний.

    Что же является источником активации школьников на уроке? Первичными источниками являются слух и зрение. Они оказывают определенное влияние на уровень возбуждения учеников. Поведение учителя на уроке (его слишком громкий или тихий голос, его чрезмерная эмоциональность или, напротив, монотонность, безликая или «крикливая» манера одеваться, трафаретное, формальное общение) может вызвать слишком низкий или слишком высокий уровень активации у школьников, то есть скуку или дистресс, переживая которые ученики будут отвлекаться от происходящего. При посещении уроков обратите внимание, как выглядит учитель, как проявляются его речевые способности, какие формы, методы работы использует он для избегания скуки в классе или перевозбуждения учеников. Не является ли трафаретной, «приевшейся» его методика работы? Или, наоборот, не меняет ли ежедневно учитель формы и методы проверки и оценки знаний, что вынуждает учеников адаптироваться к ним и тем самым быть в постоянном напряжении?

    Вместе с тем нужно помнить, что непосредственное влияние на степень мотивации учеников оказывают не объем стимуляции (количество наглядных пособий), а ее интенсивность, значимость, новизна и сложность (Берлайн, 1960).

    Интенсивность стимуляции обеспечивает длительную мотивацию и эффективно влияет на продуктивность учебной деятельности. Показ слайда, картинки на уроке в подростковых или старших классах редко обеспечивает интенсивную учебную мотивацию. А вот личная вовлеченность школьников в виды деятельности на уроке или в его подготовку положительно влияют на уровень активации. Отсюда важно вовлекать школьников в разные уровни совместной творческой деятельности (работа в парах, работа в группах, межгрупповая работа) на этапах подготовки урока и его проведения, а обучению придать диалогический характер.

    Значимость стимуляции вызывает оптимальную учебную мотивацию у школьников. Так, старшеклассников привлекают виды учебной работы, характерные для вуза или ccуза, а также связанные со сделанным ими профессиональным выбором. Ученикам-подросткам интересны виды учебной работы, предполагающие общение со сверстниками (общение — ведущий вид деятельности в их возрасте), а также постановку их в позицию взрослого (стремление к взрослости — отличительная особенность учащихся подросткового возраста). Важно мотивировать школьников перед выполнением каждой учебной задачи. При этом проводимая учителем мотивация должна носить разноперспективный характер. Ученики должны понять, при освоении какого предмета или какой области знания, на каком этапе жизненного пути (в школе, вузе), когда конкретно (на этом уроке при решении задачи, через неделю при написании контрольной работы, в будущей профессиональной деятельности) будет востребована полученная на уроке информация. Полезно спрашивать самих учеников о том, где могут быть востребованы знания, освоенные на уроке. Суждения учеников выступают самомотивацией.

    Новизну стимуляции могут обеспечить используемые формы, методы и приемы работы на уроке. Это требует от учителя нахождения в постоянном творческом поиске.

    Сложность стимуляции требует отбора оптимальной сложности заданий, оптимальной сложности материала, педагогически грамотной реализации принципов научности и доступности в процессе объяснения учителем нового материала.

    Работая в русле теории активации, учителю, с одной стороны, нужно контролировать уровень активации учеников на уроках, с другой, иметь информацию о том, как он сам осуществляет этот контроль, и какие факторы стимуляции учеников он задействует. Представителю школьной администрации желательно получить информацию от самих школьников об уровне активации учащихся на уроках у разных учителей. С этой целью можно предложить им ответить на вопросы небольшой анкеты.
    Анкета

    1. Назови уроки, на которых ты всегда внимательный и активный.

    2. Назови уроки, на которых тебе никогда не бывает скучно.

    3. Каким должен быть урок, чтобы ученики не скучали?

    4. Что вызывает на уроке скуку?

    5. Если бы ты был учителем, как бы ты организовал работу в классе, чтобы дети не скучали?

    6. Что вызывает на уроке сильный стресс у школьника?

    7. Назови уроки, на которых ты переживаешь сильный стресс.


    Можно предложить учащимся методику неоконченных предложений, попросив их завершить фразы и дав им установку быть искренними, фиксировать первый вариант, который приходит в сознание.
    Методика неоконченных предложений


    1. Я всегда активный и внимательный на уроках по таким предметам, как……………………………………………………………………………

    2. Я часто скучаю на уроках по таким предметам, как……………………

    3. Мне всегда скучно на уроке, когда учитель……………………………..

    4. Ученики обычно скучают на уроке, когда……………………………….

    5. Чтобы на уроке все ученики были внимательны и активны……………

    6. Самый скучный для меня урок --- это ……………………………………

    7. Самый сильный стресс я переживаю при подготовке и проведении уроков по таким предметам, как……………………………………………….


    Заместитель директора по учебной работе может выявить мнение учеников об учебной мотивации на уроках у разных учителей, попросив их проранжировать (разместить в строгом порядке) уроки по всем предметам с точки зрения того, насколько ученики активны и внимательны в ходе их проведения, или, наоборот, насколько уроки скучны для ребят. Можно предложить им шкалу для оценки собственной активности и внимательности на уроке.
    Оцените свою внимательность и активность на уроках, используя пятибалльную шкалу.

    5 – на уроках по этому предмету я всегда внимательный и активный, никогда не скучаю.

    4 – на уроках по этому предмету, я, как правило, внимательный и активный, крайне редко скучаю.

    3 – иногда я бываю внимательным и активным на уроках по этому предмету, иногда скучаю.

    2 – чаще всего на уроках по этому предмету я скучаю.

    1 – на уроках по этому предмету я всегда скучаю.


    Шкала оценки

    Математика

    Рус. язык

    Рус. лит.

    Исто-рия

    Физика

    Химия

    Биология

    Ин.

    язык

    5

























    4

























    3

























    2

























    1



























    Поведенческий подход к мотивации
    Рассмотрим мотивацию с позиций поведенческого подхода. Поведенческий подход акцентирует внимание на учебном поведении школьников, использовании стимулов-вознаграждений, таких, как похвала и награда, очень важных для мотивации.

    Подкрепления (одобрение или неодобрение) и похвала используются для того, чтобы добиться желаемого поведения учеников. Позитивное и негативное подкрепление (иногда в виде наказания) используется практически в любом классе, даже самыми гуманными учителями. Учителя хвалят и ругают учеников, они ставят им высокие и низкие оценки, они улыбаются и хмурятся. Когда подкрепление используется обоснованно и систематически, оно оказывает значительное влияние на учебное поведение ученика.

    Поведение ученика контролируется как внешними вознаграждениями, так и внутренними. К внешним вознаграждениям относят конфеты, высокие оценки, похвалу, маленькие золотые звездочки, поздравления, очень полезные для формирования интереса к обучению особенно на его ранних стадиях (Ленс и Ранд, 1997). Все перечисленные стимулы обеспечивают внешнюю мотивацию. При их постоянном использовании может сформироваться внешне мотивированный ученик, стремящийся только к внешнему вознаграждению.

    Вот почему некоторые педагоги отказываются использовать внешние вознаграждения, считая, что в них есть нечто механическое, неестественное, не присущее человеку. Другие отказываются из опасений, что ученики станут слишком зависимыми от внешних вознаграждений, и никогда не будут руководствоваться в своей деятельности присущей им с рождения потребностью в саморазвитии.

    Ученики с внутренней мотивацией в отличие от учеников с внешней мотивацией реагируют на внутренние источники подкрепления (самоодобрение, чувство выполненного долга). По результатам исследования, те, кто руководствуется внутренними мотивами, больше верят в себя, получают удовольствие от того, что делают, более заинтересованы в самой деятельности и лучше переносят неудачи. Интерес, по мнению Вигфилда, Экклса и Родригерса (1998), тесно связан с внутренней мотивацией. Вот почему одной из важнейших целей школы является формирование внутренних мотивов учения школьников, воспитание у них интереса к конкретным предметам и к обучению в целом.

    При этом необходимо помнить, что в школе ученики изучают не один, а много предметов. Как правило, только к отдельным предметам школьники имеют прямой интерес. Отсюда важной задачей учителя выступает формирование косвенных интересов к изучаемым предметам через показ возможности использования получаемых предметных знаний в ближайшей и отдаленной перспективе.

    Как было отмечено выше, наиболее влиятельным подкреплением для учеников является похвала. К сожалению, далеко не все учителя умеют хвалить. Похвала используется ими не слишком часто или, наоборот, слишком часто, не является содержательной, поэтому не заслуживает у школьников доверия, не поощряет желаемое учебное поведение.

    Похвала является эффективной, если она поднимает или поддерживает самоуважение учеников (Хитс и Дрисколл, 1994), если она искренняя. Если похвала сопровождается конструктивными советами (советы должны быть конкретными), она имеет долгосрочный и более значимый эффект, чем просто одобрение. Учителя должны избегать похвалы на основе сравнения учеников. Психологи рекомендуют сравнивать ученика только с самим собой.

    За что учителя должны хвалить своих учеников? За их старания, а не за способности и интеллект (Мюллер и Двек, 1998). Учащиеся, которых хвалят за усердие, аккуратность, воспринимают интеллект как то, что они сами могут в себе развить. А те ученики, которых хвалят за способности, считают интеллект постоянной величиной. «Провалив» контрольную работу, такие ученики могут прийти к выводу, что не справились с заданием из-за отсутствия способностей, и утрачивают мотивацию.

    Для понимания того, как учителя мотивируют учеников, нужно посетить уроки и понаблюдать, как учителя используют похвалу. В процессе наблюдения можно воспользоваться критериями об эффективной и неэффективной похвале. Полезно провести методическое объединение педагогов по обмену опытом позитивного подкрепления учащихся в учебной деятельности, конструктивному использованию похвалы.
      1   2   3


    написать администратору сайта