Главная страница
Навигация по странице:

  • Практические занятия для студентов по курсу «Основы философии». Новосибирск 2012 г.Тема 1

  • Содержание учебного материала

  • Практическое занятие№1. Задание № 1

  • Историческая связь медицины и философии.

  • Философско-этические проблемы медицины.

  • Контрольная работа :Словарный диктантТема 2

  • Практическое занятие№2.1 Задание № 1

  • Задание № 2.

  • Философия Древнего Востока.

  • методичка_практика_посл. Новосибирский медицинский колледж


    Скачать 0.69 Mb.
    НазваниеНовосибирский медицинский колледж
    Анкорметодичка_практика_посл.doc
    Дата10.04.2018
    Размер0.69 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файламетодичка_практика_посл.doc
    ТипДокументы
    #26605
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

    Новосибирской области

    НОВОСИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

    Практические занятия для студентов

    по курсу «Основы философии».

    Новосибирск 2012 г.

    Тема 1 Характер философского знания и задачи философии

    Содержание учебного материала

    Определение философии. Философия и мировоззрение. Предмет философии. Философия и наука. Специфические черты философского знания. Предмет и методы философии. Структура философии. Функции философии. Философия и медицина. (Роль философии в жизни человека и общества; основы научной, философской и религиозной картин мира; основные категории и понятия философии).

    Практическое занятие№1.

    Задание № 1. Работа с лекционным материалом, выделение словарных слов, составление глоссария.

    Задание № 2.Работа с текстом «Философия и медицина», раскрывающим связь философии и медицины. Заполнение таблицы «Философия и медицина: общее и особенное

    »

    Название дисциплины

    особенное

    общее

    Медицина







    Философия




    Самостоятельная работа:

    Используя средства Интернет, сделайте подборку высказываний философов о том, что такое философия, мудрость, знание. Прокомментируйте их, объем не более 2-х страниц.
    Философия и медицина.

    1. Философско-этические проблемы медицины.

    2. Историческая связь медицины и философии.


    Историческая связь медицины и философии.

    Философия и медицина одинаково древние по своему происхождению феномены культуры; их тесная связь проявляется в близости предметов исследования (изучение человека, его личности и влияния общества на личность), сходстве целей и задач, единстве методологии, наличии ценностной ориентации. Несмотря на разные направления деятельности и разные пути поиска истины (медицина выбирает на заре своего существования путь практического действия, философия – путь теоретического обобщения), обе они решают одну и ту же проблему – проблему выживания человечества на Земле, проблему самоопределения человека как природного и культурного существа. В этом вопросе философия и медицина не могут не объединить свои усилия, поскольку порознь они лишены цельности – философия удаляется от эмпирии, «витает в облаках», медицина же, погружаясь в исследование организма, забывает о личности, «утопает» в деталях и частностях.

    На всем протяжении истории культуры идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека претворялись в трудах самых известных философов, медиков, естествоиспытателей. В результате чего сложилась особая отрасль знания – философия медицины, которая призвана обобщить имеющиеся практические знания о человеке как биологическом и социальном, материальном и духовном существе и найти адекватные пути адаптации человека к окружающим условиям жизни.

    Симбиоз философских и медицинских идей представляет собой древневосточная мудрость, заключенная в египетской книге мертвых, индийских ведах, в учении китайских даосов (учение о бессмертии), а так же в трудах врачей – философов Востока (например, Авиценна). Основой восточной философии медицины всегда оставался принцип системности в изучении микро- и макрокосма, особенностью - рассмотрение человеческого организма как самодостаточной сущности, в которой неразрывно связаны дух и тело; болезни тела здесь рассматриваются, прежде всего, как болезни духа, соответственно лечение болезни – это восстановление душевного равновесия и духовного здоровья.

    В Древней Греции – колыбели философского знания – философия и медицина так же тесно сотрудничают и взаимообогащаются. Их объединяет стремление разобраться в человеческой психике, попытка ответить на вопрос, что есть человек, какова (личная и общественная) ценность человеческого здоровья, является ли человек существом биологическим или социальным (эти вопросы рассматриваются в работах таких знаменитых древнегреческих врачей и философов как Эмпедокл, Аристотель, Гиппократ и др.)

    В средневековой европейской традиции философские и медицинские исследования продолжают взаимопересекаться. Активно развивается новая отрасль знания, находящаяся на стыке философии, медицины и естественнонаучных исследований (прежде всего химии), включающая так же элементы ворожбы и колдовства, – алхимия. Несмотря на научные цели (поиски эликсира жизни или философского камня), алхимия сыграла положительную роль как в изучении человеческого существа (Дж. Фракасто), так и в разработке некоторых приемов лабораторной техники, особенно необходимой развивающейся практической медицине (например, перегонка, возгонка и др.). Европейские врачи-философы эпохи Средневековья (Ф.Рабле, Р.Бэкон, Парацельс, и др.) предвосхитили многие последующие медицинские открытия и разработки, приемы лечения болезней; они так же изучали воздействие общества (социального статуса личности) на развитие патологических процессов в организме. Преодолевая и пересматривая многие основы древней медицины и философии человека, средневековые ученые, естествоиспытатели способствовали внедрению химических препаратов в медицину, а так же заложили основы теории адаптации человека в окружающей среде.

    Соотношение философии и медицины в эпоху Нового Времени диктуется интересом к человеку, его новыми интерпретациями. Так, в философии французского материализма (идеи врачей Локка, Ламетри) человек понимается как машина, действующая по аналогии с макрокосмом (по законам классической механики Ньютона). В философии 19 века осмысляются проблемы человека как социального существа, проблемы влияния психики на развитие патологических процессов в человеческом организме. Идеи 19 века (Фрейд, гештальтпсихология и т.д.) послужили возникновению в начале ХХ века психосоматической медицины, опиравшейся в лечении человека на взаимосвязанность психических соматических и даже социальных процессов, сопровождающих развитие человека.

    Философия медицины как особая отрасль научного знания особенно популярной становится в ХХ веке, когда появляется огромное количество исследовательских программ, находящихся на стыке философии и медицины: разрабатываются практики и техники лечения, самооздоровления, самосовершенствования с учетом внутренних возможностей организма, резервов человеческого духа, а также наследуемых структур психики (например, архетипы коллективного бессознательного К.Г.Юнга).

    Современная философия медицины развивается по нескольким направлениям, руководствуясь различными принципами, методологическими основаниями и философскими установками. Основные проблемы, которые встали сегодня во главу угла философии медицины, – здоровье личности и здоровье нации, здоровый образ жизни, влияние общества и природной среды на патологические изменения в человеческом организме, проблемы человеческой духовности как основы психического и физического здоровья человека, социальные причины «болезней века», этика взаимоотношений врача и пациента, эстетические основы современной медицины (искусство как метод лечения, цветовая и звуковая терапия, красота и гармония как способ восстановления равновесия организма и мн. другие.) Среди большого числа замечательных философов и медиков ХХ столетия, стремившихся объединить философскую и медицинскую проблематику с целью решить насущные проблемы человечества можно назвать австрийского врача и философа З.Фрейда, швейцарского психиатра и культуролога К.Г.Юнга, немецко-французского врача и философа А.Швейцера, нем философ К.Ясперс, рус. ученых Ф.Углова, Н.Амосова, М.Норбекова, Г.Селье и др.

    Таким образом, философия и медицина на протяжении многих веков своего развития взаимообогащают друг друга, взаимопересекаются; как самостоятельная отрасль знания философия медицины особенно актуальной и разработанной становится в ХХ веке, анализируя и перерабатывая лучшие идеи своих «прародителей» – великих философов и медиков древности.

    Философско-этические проблемы медицины.

    Современный культурный и научно-технический прогресс, сверхдинамичное развитие медицинской науки и практики, биотехнологии в мировом здравоохранении – все это поставило перед философской мыслью новые морально-этические вопросы. В этой связи представляется важным философское осмысление нравственных оснований вступления ученых и врачей на нетрадиционные участки медицинской науки и практики.

    Генезис морально-этических взглядов в естествознании и медицине начался давно – за четыре тысячелетия до нашей эры. Уже тогда высоко ценилась морально-этическая сторона воздействия на больного. Так, в Месопотамии высокий уровень врачебной этики поддерживался не только значительными размерами вознаграждения медиков за их труд, но и системой строгих наказаний, которые применялись по отношению к врачу, нарушающему врачебный этикет. В Древней Персии медикам законодательно предписывалось не только постоянно овладевать профессиональными навыками, но и вырабатывать в себе этические качества: умение выслушивать больного, быть к нему предельно внимательным и т.д.

    Среди заповедей древней медицины, дошедших до наших дней, одно из первых мест занимает призыв великого греческого врача и мыслителя Гиппократа « не навреди», обращенный ко всем медикам. Вся история человечества убеждает в том, что развитие медицинского искусства находится в прямой зависимости от образованности и воспитанности людей, уровня общей культуры народа, нравственных принципов справедливости в обществе. А справедливость, согласно Цицерону, заключается в том, чтобы «никому не вредить и приносить пользу».

    Упадок греческой и римской философско-этической культуры сопровождался долгим периодом застоя и в медицинской теории и практике. Возможно, что морально-этические аспекты медицины практически во всех великих философских системах прошлого характеризуются двумя особенностями: доктринальностью и назидательностью. Доктринальность любой этики означала, что последняя является составной частью общей философско-моральной системы. Примером именно такой этики могут служить учения Гиппократа и Галена. В них уже имела место этико-философская направленность воззрений в сфере медицины. Доктринальность и назидательность медицинской этики воплощались в соответствующей нормативной системе, содержанием которой стала целостная программа нравственного поведения врача.

    В девятнадцатом веке врач и писатель В.В.Вересаев писал «…Как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики… Необходима этика в широком философском смысле… Узкие вопросы врачебной практики, прежде всего, должны решаться именно с философской точки зрения, и только в этом случае мы сумеем, наконец, создать настоящую медицинскую этику».

    Сегодня моральные требования в медицинской среде радикально изменились. Причиной тому служат новые медицинские технологии – генная инженерия, трансплантология, искусственное оплодотворение и другие. Немало острейших философско-этических проблем порождают современные биомедицинские эксперименты, проводимые на животных, клонирование. Эти технологии опередили развитие традиционной морали и научной этики. Поэтому мировая общественность вынуждает вырабатывать принципиально новые этические принципы и критерии нравственных оценок в медицине и науке, создавать новые моральные контрольные структуры, действие которых должно быть направлено на объяснения безопасности для каждого члена общества новых технологий.

    Мораль всегда выражает действительные общественные интересы, при этом выражаясь внутри человеческой личности. Творческий характер врачебной деятельности восходит не только к диалектическим тонкостям клинического мышления, но и к необходимости постижения врачом гносеологических проблем и морально-этических норм профессионального исследования человека и качественного улучшения его сущности. При формировании современного менталитета медицинского работника необходимо обращать внимание на воспитание у него философско- нравственных и этических качеств, на развитие в нем истинного гуманизма. В современных условиях каждый медицинский работник должен настойчиво овладевать психолого-философскими знаниями, профессиональными навыками и обладать высокими нравственными качествами. Указанные требования закрепились в деонтологии как науки о врачебном долге. Благодаря И.Канту деонтология стала синонимом нравственной философии.

    Философские и этические проблемы в медицине имеют глубокие логические и исторические корни. Они определяются теми вечными проблемами, которые составляют сущность мировоззрения медиков – их отношение к жизни, здоровью, смерти. В философско-моральном плане проблема, например, страдания человека занимала мысли философов и медиков практически на протяжении всей истории развития культуры. Так, Аристотель называл страдания важнейшим фактором испытания мужества индивида. Впоследствии многие философы (Ф.Бэкон, И.Кант и др.) учили людей искусству избавления от страданий.

    Дошедшая до нас клятва Гиппократа сохраняет своё философское значение и морально-этическую ценность до настоящего времени только потому, что представляет собой кодекс самых разнообразных и принципиальных требований ко всем медикам. Термин «деонтология» в советскую медицинскую науку и практику был введен в 40-х годах 20 века профессором медицины Н.Н.Петровым. Он исследовал его преимущественно для обозначения реально существующей медицинской практики строгого соблюдения врачебного долга. Сегодня деонтология понимается и принимается медицинскими работниками как профессиональное учение о должном в медицине, о высоком гражданском долге врача – не только перед каждым отдельно взятым больным, но и перед обществом в целом.

    Одним из ключевых требований медицинской деонтологии считается развитие у медика особо гуманного отношения к личности больного, а также высокой ответственности за все свои действия. Врач призван не только профессионально лечить пациента, но и морально поддерживать его.

    Конечно, философская этика заключается не только в вежливости по отношению к больным. Она предполагает, прежде всего, высочайший профессионализм – владение искусством врачевания. Профессионализм – это показатель подготовленности медика к ответственной работе, его нравственно-этическая характеристика. Высокий профессионализм определяет личный авторитет медицинского работника. Но он не мыслится без умения правильно, уверенно, спокойно обращаться с больным. Личное обаяние, доброта, скромность тоже являются составляющими профессионализм медика. В этом выражается единство кумулятивного и некумулятивного характера развития медицинского мировоззрения. Но с накоплением новых научных сведений происходит качественное изменение нравственно-этического медицинского менталитета. Он получает своё новое философско-методологическое и морально-этическое обеспечение. Это даёт повод мыслящим врачам рассматривать современное развитие практической медицины, теоретизацию медицинского знания сквозь призму философского самосознания. Ведь известно, что прогресс медицинской теории и практики находится в органичной связи с философией и общественной моралью, а также зависит от состояния экономики, естествознания и техники.

    Контрольная работа:

    Словарный диктант

    Тема 2 Основные вехи развития философской мысли

    Содержание учебного материала

    2.1 Философия Древнего Востока: Специфика восточного мироотношения в системе «Запад-Восток; Религиозно-философская система индуизма; Йога – практический путь спасения.Древнекитайская философия: Учение о «Дао» - ключевая концепция даосизма; Образ «совершенномудрого» человека в даосизме; Основные принципы конфуцианства.

    Практическое занятие№2.1

    Задание № 1. Работа с текстовым материалом «Философия Древнего востока», выделение словарных слов, составление глоссария.

    Задание № 2.Подготовка ответов на контрольные вопросы, данные в конце темы.

    Самостоятельная работа к теме 2:

    Составьте философское генеалогическое древо.

    Философия Древнего Востока.

    1.Специфика восточного мироотношения в системе «Запад-Восток». 
    2. Религиозно-философская система индуизма 
    3. Йога – практический путь спасения. 

    Адекватно понять сущность и особенности восточной культуры невозможно без обращения к такой фундаментальной проблеме, как проблема различия восточного и западного мироотношения.

    Анализ основных различий мы будем проводить по традиционной для философии схеме: онтология, гносеология, аксиология и праксеология и рассмотрим в этом контексте отношения «Я - Мир».

    Западное понимание бытия выражено знаменитой фразой древнегреческого натурфилософа Парменида «Бытие есть, небытия нет», где бытие рассматривалось как единое, неделимое, недвижимое, умопостигаемое, акцент делается на вещественный план бытия. Человек дистанцирован от мира, рассматривает его как средство для достижения своих целей. На Востоке бытие, да и сам человек, рассматриваются как принципиально многоуровневые существа. Помимо видимых и постигаемых разумом и чувствами слоев, есть непроявленные слои – небытие, онтологический статус которого очень высок. В отличие от западного человека, восточный человек не потерял своей сущностной связи с миром. На Западе человек стереотипно рассматривается как homo sapiens, причем разум его утратил универсальный характер, сведен к сознанию, центр которого – ЭГО. На Востоке человек – это микрокосм, его душа – искра мировой души. Разум человека, с помощью которого он постигает мир, является космической силой, сознание человека не ограничивается рамками ЭГО, на высших стадиях сознания ЭГО вообще исчезает. В связи с указанной разницей в интерпретации познавательных способностей человека различается гносеологическая ориентация. На Западе человек имеет экстравертивную установку, т.е. направлен вовне. Познавательная энергия восточного человека направлена на внутренний мир, человек интровертен, для него путь к миру лежит через самопознание. Для западного человека основной способ бытия-в-мире – предметная деятельность, соответственно развиваются те уровни сознания, которые порождены ею – рациональные способности – абстрагирующее мышление. 

    На Востоке часто практикуется недеяние, что означает жить в гармонии, в унисон с космическими законами. На Востоке очень ценится образное мышление, внутренний опыт, живая интуиция, Восток иррационален. Западный человек предпочитает много говорить, а восточный молчать, а если говорит, то говорит образно, притчами. В соответствии с этим, выстраивается и ценностная шкала: западный человек ценит внешнее, материальное, восточный – внутреннее, духовное. Отсюда, восточная философия отличается большей универсальностью и компилятивностью, сочетает в себе религиозные, философские мистические традиции, так как человек и мир предстают в ней целостно, во всех аспектах. 

    Теперь обратимся к древнеиндийской философии и через раскрытие основных ее понятий конкретизируем особенности восточного мироотношения. 

    Основу древнеиндийской философии составляет ведическая традиция. Ведическая литература (середина II тыс. до н.э.) включает в себя 4 главные веды: «Ригведу», Самаведу», «Яджурведу» (белая и черная), Атхарваведу. Далее, комментарии к Ведам: «Брахманы» (800-600 г. до н.э.) – сборники ритуальных текстов; «Араньяки» (600 г. до н.э.) – абстрактные ритуальные формулы; «Упанишады» (600-300 г. до н.э.) – философские тексты. 

    Ключевая идея религиозно-философской системы индуизма – идея о тождестве Брахмана и Атмана. Понятие Брахмана означает Абсолютную реальность, вмещающую полноту Вселенной. Понятие Атман означает душу человека, высший личностный аспект бытия. Единство Атмана и Брахмана ярко воплощено в священном слоге аум (ом). Считается, что вибрации этого слога тождественны эманациям вселенских энергий, исходящих от Брахмана. При произнесении этого слога личность человека проявляется во всей целостности. Таким образом, эта идея индуизма подтверждает тезис о сущностном единстве человека и мира в восточной философии. 

    Каждый человек заключает в себе частицу божественного – Брахмана, но не осознает этого, так как взор его затемняется Самостью – ЭГО, ограничивается сансарой. Сансара – следующее ключевое понятие индуизма. Оно связано с тем, что человек обладает не только душой, но и телом, материальной природой – пракрити. В учении Господа Кришны (ответвление индуизма) в его основном источнике Бхагавад-Гите можно найти наиболее полное учение о гунах материальной природы, предопределяющих жизнь человека. 

    Сансара означает перевоплощение души в цепи новых рождений (в образе бога, человека, животного) в зависимости от того, какой гуне материальной природы он следовал: гуне невежества, гуне страсти, гуне добродетели. Понятие сансары связано с понятием кармы. Карма – «действие» – процесс воздаяния за совершенные человеком деяния. Кармические последствия меняют судьбу человека не только на протяжении одного воплощения, но и в будущих жизнях.

    Цель человека в ведических религиозно-философских системах - улучшить карму и, в конечном счете, достичь духовного освобождения – мокши от сансары, кармы, осознать свое истинное Я через тождество Брахмана и Атмана. Путь мокши – это путь долгой духовной практики, основу которой составляет Йога.

    Йога – это последовательная практика психофизической регуляции сознания. Сущность практики йоги передана в «Йога-сутре» Патанджали (от II в. до н.э. – IV в. н.э.), где расписана вся техника пути освобождения, включающая сосредоточенность (сознательная, бессознательная), медитация (созерцание) и вспомогательные средства: самоконтроль, соблюдение религиозных предписаний, асаны – специальные йогические позы, концентрация сознания и достижение сверхнормальных способностей.

    В результате йоги достигается состояние измененного сознания, выход за пределы ЭГО. Человек осознает в себе частицу Брахмана –Атман, тождество Атмана и Брахмана, которое еще можно проинтерпретировать как тождество объективного (Брахмана) и субъективного (Атмана). Состояние духовного просветления, освобождения трансцендирует противоположность объективного и субъективного: нет ни субъекта, ни объекта, есть только один Брахман – великая полнота и пустота вселенского бытия.

    Для нас в итоге особенно ценным является, во-первых, то, что она рассматривает человека как многоуровневое целостное существо. В частности, выделяется в философии йогов семь основных начал человека:

    1. Физическое тело.

    2. Астральное тело.

    3. Прана, или Жизненная сила.

    4. Инстинктивный ум.

    5. Интеллект (разум, рассудок).

    6. Духовный ум (духовность, способность, прозрение, инстинктивный ум).

    7. Дух.

    Во-вторых, практика йоги подтверждает интвертивность восточной философии, направленность человека на самопознание, на совершенствование своей духовной природы и на этой основе прорыв к вселенскому закону бытия – дхарме.
      1   2   3   4   5   6   7   8
    написать администратору сайта