Главная страница
Навигация по странице:

  • В какой мере можно и нужно упорядочить формы ПК

  • статья инновации в образовании. О. С. Советова СанктПетербургский


    Скачать 156.19 Kb.
    НазваниеО. С. Советова СанктПетербургский
    Дата08.01.2019
    Размер156.19 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файластатья инновации в образовании.pdf.pdf
    ТипЛитература
    #53990

    60 ным благодаря утверждению в педагогическом образовании тенденции фунда- ментализации знаний студентов.
    Литература
    1. Белый А. (1930) На рубеже двух столетий. М. - Л.
    2. Казанова Е.А. (1996) Учительство средней школы как социально- профессиональная группа в русском обществе второй половины ХIХ в.: автореф. дис. … канд. пед. наук.
    3. Материалы по истории и статистике наших гимназий (1884). СПб. Ч.1-2.
    4. Пирогов Н.И. (1952) Избранные педагогические сочинения: О предмете суждений и прений педагогических советов гимназий. М.
    5. Пирогов Н.И. (1952) Избранные педагогические сочинения: Универси- тетский вопрос. М.ё
    6. Полное собрание законов Российской империи (1830). СПб. Т.VII.
    № 4357.
    7. Свод постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям
    Министерства народного просвещения (1889). СПб.
    8. Устав Главного педагогического института (1817). СПб.
    9. Шагинян М. (1982) Человек и время. История человеческого становле- ния. М.
    10. Юрченко Л.П. (1981) Развитие педагогики высшей школы в Харьков- ском университете (1805 – 1861): автореф. дис…. канд. пед. наук. Киев.
    11. Яновский К.П. (1990) К вопросу о наших высших учебных заведениях и об университетах в особенности // Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ вв. / Сост. П.А.Лебедев. М.: Педагогика.
    Resume: In this article conditions of preparing future teacher in the history of Russian
    Higher education are considered. One of the most important point of this activity are tends
    which are in the system of Higher education. One of such tends is fundamentalisation of con-
    tent of pedagogic education.
    Key words: fundamentalisation, tends, knowledge, forming of professional knowledge and
    skills.
    К ПСИХОЛОГИИ ИННОВАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
    О. С. Советова
    Санкт-Петербургский
    государственный университет
    Резюме. Обзорная статья, посвященная анализу инновационных процессов в образо-
    вании. Рассматриваются позитивные и негативные стороны инноваций.
    Ключевые слова: инновационность, психология инноваций, инновативная личность,
    массовизация образования
    Инновация во всех сферах жизнедеятельности человека разнообразна по дли- тельности, глубине, степени успешности и благоприятности последствий. Сущест- во проблемы в том, что отношение личности к новому, к изменениям, к нововве- дениям в различных сферах деятельности, в том числе и в образовании, активно влияет на восприятие этого нового и реальное участие в его осуществлении.

    61
    Инновационность происходящих в образовании модернизаций настолько от- лична от традиционности сложившейся организационной системы преподавания, что многие ее проявления с трудом поддаются исследованию в рамках устоявших- ся педагогических и других научных схем и областей. Эти обстоятельства позво- ляют обосновать положения психологии инноваций и психологии инноваций об- разования.
    Психология инноваций – междисциплинарная область, в которой изучаются психологические взаимосвязи личности с обществом и группами в процессе инно- ваций. Ее предмет – психологическая сторона всего многообразия инноваций, ох- ватывающая людей разных культур, обществ, групп [5].
    Специфической частью предмета психологии инноваций можно считать своеобразие инновативной диспозиционной системы личности. Психология инно- ваций может быть разделена на 3 раздела:
     Изучение отношений к глобальным социальным изменениям.
     Изучение инноваций по сферам жизнедеятельности.
     Изучение конкретных ситуаций нововведений [6].
    Надо полагать, что психология инноваций образования также может вклю- чать в себя:
    1. Глобальные изменения мировой системы образования и общечеловеческой ценности знаний.
    2. Организационные схемы построения системы образования в разных культу- рах, странах и регионах.
    3. Изменения практики преподавания, касающейся каждого обучающегося.
    Целенаправленное воспитание и образование, воздействие меняющихся жизненных условий, социально-культурные влияния и пропаганда одобряемых обществом образцов поведения способствуют благоприятным для общества сдви- гам в общей иерархии ценностных ориентаций инновативной личности.
    Можно отметить увеличение числа работ, исследующих традиции иннова- ции в процессе образования, воспитания и социализации. Причем традиции и но- вации рассматриваются как с точки зрения своеобразия и перспектив той или иной страны, так и как явление, в свете которого можно осмыслить перспективу преем- ственности человеческой культуры и образования [7].
    Следует сказать, что традиционность-инновационность может быть направ- лением анализа и сравнения культур и обществ, поэтому выделяются культуры традиционные, модернизирующие, которые, в свою очередь, могут подразделяться на запаздывающие, постмодерные, «рецидивирующей» модернизации и т.д.
    Можно выделить преобладающий тип личности: более инновативный‚ или традиционный, конформный, или индивидуализированный; в других культурах это может быть затруднено, так как наблюдаются «расколотость» сознания и множест- венность культурных образцов поведения.
    Инновация возникает как ответ на внутреннее напряжение, проблему, про- тиворечие в привычном, традиционном укладе жизни, проявляющееся как в окру- жающей среде, обществе, так и в самом человеке, в среде его ценностей, потреб- ностей, установок и т.д.
    Сложность любой инновации как новой духовной реальности обнаружива- ется и в столкновении интересов с организационными структурами как элемента- ми и носителями стабильности и прочности.
    В организациях, культурах существует представление, а возможно‚ и норма допустимых отклонений инноваций. Нарушение такой нормы или меры может вы-

    62 звать негативные процессы, культурные и психологические барьеры, негативную реакцию на инновации.
    Инновации могут привести и к негативным последствиям из-за незнания, ошибок и др. Сама инновация всегда относительна, т.к. в разных культурах, на различных этапах развития общества, в различных ситуациях в качестве значимых инноваций могут фиксироваться разные явления и способы их изучения.
    Надо полагать, что взаимодействие инноваций и традиций будет распола- гаться на шкале от принципиальных новообразований до противоположного по- люса - распространения стереотипов.
    Для развивающегося сообщества характерно стремление к поиску позитив- ных инноваций, освоение нового, преодоление хаоса. Отсутствие или недостаточ- ность в обществе позитивных или приравненных к ним инноваций может нару- шить поступательное его развитие и стать фактором риска.
    Современные социальные процессы протекают крайне быстро и характери- зуются тем, что в них самым непосредственным образом участвуют широкие слои населения. Особенно важно то, что происходящие инновационные процессы тре- буют буквально от каждого человека изменения его отношения к действительно- сти, т. е. более или менее крутой ломки стереотипов, формировавшихся на протя- жении многих лет.
    Само понятие «инновация» заимствовано из исследований культурологов
    ХIХ в., и его появление связано с введением европейских обычаев и способов ор- ганизации в традиционные азиатские и африканские общества.
    В рамках инноватики и в другой научной литературе термины «инновация»,
    «нововведение», «инновационный процесс» часто употребляются как синонимы.
    Кроме того, как синонимы могут использоваться понятия «нововведение» и «из- менение», т.е. нововведение может пониматься расширительно, включая любые управляемые изменения [8]
    Таким образом, понятие «инновация» может иметь более узкое значение по сравнению с понятием «вновь созданная духовная реальность».
    Глубокие изменения, которые пережило и переживает в настоящее время со- временное общество, требуют соответствующих преобразований и в образовании.
    Многие ученые отмечают процессы реформирования национальных систем обра- зования на разных уровнях различных стран.
    Существенно, что подчеркивается основная психологическая функция обра- зования – развитие способностей человека, на что указывает директор Междуна- родного института планирования образования Жан Аллак: «Нельзя рассматривать образование как придаток функции производителя квалифицированной рабочей силы или судить о чьем-то успехе по количеству детей и взрослых, получивших знания. Если образование считается правом человека, то потому, что оно ведет к развитию творческих способностей человека, углублению участия в экономиче- ских, социальных и культурных отношений в обществе. И, соответственно, более эффективному вкладу в развитие человечества» [1].
    Российский исследователь проблем образования Б.С. Гершунский уточняет:
    «Общемировой кризис образования проявляет в себя во всех странах мира, связан отнюдь не только с недостаточной эффективностью образования с точки зрения его прагматически понимаемой экономической отдачи. Подлинная сущность ми- рового образовательного кризиса состоит в беспомощности и неэффективности современного образования перед лицом глобальных проблем цивилизационного масштаба» [2].

    63
    Таким образом, ответить на вызовы времени и быть действительным ресур- сом развития отдельных стран и человечества в целом нарождающаяся модель об- разования сможет только в том случае, если будет в максимально возможно пол- ной мере развивать изменяющиеся творческие способности человека по отраже- нию и преобразованию действительности во всем многообразии ее инновацион- ных проявлений.
    Видимо, основа реформы образования кроется в психологии инноваций и степени соответствия или адекватности организационных реформ психологиче- ским инновационным предрасположенностям личности современного изменяюще- гося общества.
    В настоящее время в наибольшей мере развитие психологических особен- ностей личности связывают с гуманистической парадигмой образования, для кото- рой характерны принципы равенства, диалогизма, сосуществования, свободы, со- развития, единства, принятия. Реализация гуманистической парадигмы в образова- нии предполагает обращение к культурным, общецивилизационным ценностям.
    Главной ценностью образования в рамках гуманистической парадигмы является человек, личность. Отсюда, образовательный процесс понимается как создание ус- ловий для саморазвития, самодвижения конкретной личности.
    Это вовсе не означает, что постепенное утверждение новых ценностей пол- ностью заменяет ранее существовавшую систему. Происходит смещение, перенос акцентов. Если прежде тип ценностных ориентаций можно было охарактеризовать как технократический, ориентированный на экономическую эффективность и по- лезность человека и образования для государства (как отражение базовой ценности культуры полезности), то гуманистический тип ценностных ориентаций ориенти- рован на интересы каждого учащегося как отдельной личности, его самодвижение и саморазвитие, на создание условий для реализации им своего потенциала (как отражение зарождающейся культуры достоинства). Но такой перенос акцентов предполагает, что самодвижение и саморазвитие, накопление и реализация потен- циала каждого человека становятся средством более эффективного развития всего общества знания.
    Существующее положение дел в образовании вызвано в первую очередь крупными общественными изменениями, прежде всего быстрыми и болезненными трансформациями привычных устаревших социальных стереотипов и институтов социальной мобильности. Известно, что в «демократических» обществах высшее образование открывает широкие возможности профессионального и социального роста. Мировая практика показывает, что со второй волны демократизации на- блюдается картина массового (свыше 25% молодежи студенческого возраста) и всеобщего (свыше 50%) высшего профессионального образования как фактора и составной части проводимой демократизации. Развитые страны с этой тенденцией столкнулись в 80-е годы ХХ века, страны с переходной экономикой на десять- двадцать лет позже. В 1970-е годы число университетов в мире увеличилось более чем в два раза, в том числе негосударственных. В начале ХХI века в большинстве стран наметилось снижение числа начинающих учебу.
    Причина увеличения спроса на услуги высшего профессионального образо- вания и в изменении рынка труда. Во-первых, резко возрастает число рабочих мест, требующих более сложной и длительной подготовки, чем начальное и сред- нее профессиональное образование. Известно, что в Германии к 2010 году только
    16% рабочих мест будут для малоквалифицированных специалистов, а более 40% потребуют специалистов с высшим образованием [4]. Во-вторых, в ситуации бы- строменяющегося рынка и быстрого устаревания имеющихся на данный момент у

    64 специалистов квалификаций высшее образование позволяет быстрее и с меньшими затратами переходить на другие кадровые позиции.
    Массовизация высшего профессионального образования в России наиболее явно обнаружилась в последние пятнадцать лет. В 1990-е годы число вузов увели- чилось в два раза (кроме того, открывались и филиалы), а число студентов возрос- ло почти в 3 раза и более. Сейчас в стране более тысячи вузов, из которых более шестисот государственных.
    В последние четыре года число поступающих в вузы сравнилось и даже превысило число выпускников школ текущего года. Доля лиц с высшим образованием в общей численности занятых в экономике составляет сей- час 25%. Таким образом, можно говорить о фактическом переходе ко всеобщему высшему образованию.
    Тенденция массовизации высшего образования характерна для развития всех обществ, что связано с необходимостью получения высшего образования для достижения профессиональных и жизненных успехов в целом. Установка на полу- чение высшего образования характерна для всех возрастных, профессиональных, региональных, социальных и групп с разным уровнем дохода. По данным опросов
    ВЦИОМ, потребность в высшем образовании будет возрастать. Более 85% опро- шенных заявили о необходимости получения высшего образования для своих де- тей и внуков. Лишь 15% опрошенных полагают, что среднего образования доста- точно для вхождения в самостоятельную жизнь. Достаточно странно то, что эта картина разворачивается на фоне затяжного демографического спада и неодно- значной экономической ситуации.
    Массовизация высшего образования детерминирует ряд характеристик со- временной системы высшего образования.
    Во-первых, она запустила процесс трансформации старых вузов с открыти- ем новых специальностей и создание новых вузов. В настоящее время трудно най- ти вуз, где не преподавали бы юриспруденцию или безопасность, экономику, ме- неджмент или управление, психологию.
    Во-вторых, она требует быстрой перестройки учебных планов и упрощения учебного процесса. По данным ГУ ВШЭ, 66% руководителей учреждений высшего профессионального образования в течение пяти лет намерены изменить структуру образовательных программ, причем 45% вузов будут ориентироваться на платеже- способный спрос [3]. По многим причинам возрастает роль дополнительного про- фессионального образования, осуществляемого в 69% вузов.
    В-третьих, массовизация высшего образования является базой обществен- ных преобразований общества как планируемых и желательных, так, возможно, и самого разнообразного направления и окраса.
    В-четвертых, ученые приводят данные о том, что в России действует уни- версальный мировой закон, согласно которому, чем выше образовательный потен- циал, тем выше экономическая активность, больше личный доход, больше заня- тость, ниже безработица и меньше доля «отчаявшихся» работников, покинувших рынок труда после длительных безуспешных поисков.
    В то же время массовизация высшего образования предполагает и отрица- тельные явления и последствия.
    Во-первых, это риск падения качества образования. При резко возросшем объеме потребителей образовательных услуг сохранить прежний уровень образо- вания мешают старая ресурсная база, устаревшее материально-техническое обес- печение, соответствующий профессорско-преподавательский состав и т.д.
    Во-вторых, массовое высшее образование означает девальвацию дипломов, имеющихся у большинства.

    65
    В-третьих, расширение сектора высшего образования приводит к сужению секторов начального и среднего образования. Через 10-20 лет реальна ситуация, когда 50-60% занятых будут иметь высшее образование, хотя уже сейчас обнару- живается острая нехватка квалифицированных специалистов со средним техниче- ским специальным образованием.
    Реформирование отечественного образования является одним из инноваци- онных процессов современного общества. Надо полагать‚ что инновации образо- вания могут по-разному сочетаться со сложившимися образовательными тради- циями как в организационном‚ так и в психологическом аспекте. В организацион- ном плане привносимые инновации в отечественное образование требуют тща- тельной предварительной и подготовительной работы‚ рассчитанной на серьезные временные интервалы, и вовлечения значительных педагогических сил. Как из- вестно‚ такого рода нововведения встречают негативное отношение на ранних этапах внедрения‚ которое изменяется на положительное при появлении первых успехов.
    Известно, что привносимые инновации приносят наибольшую выгоду в том случае, когда они используются в рамках комплексной системы социальных ин- ститутов, учреждений и процессов, именуемой «Национальная инновационная система» [9]. Эта система состоит из следующих основных элементов: учреждения в системе профессионального образования; соответствующая макроэкономическая нормативная база; инновационные предприятия и сети предприятий; адекватная информационно-коммуникационная инфраструктура; иные факторы (доступ к гло- бальным источникам знаний и определенные рыночные условия, способствующие внедрению инноваций).
    Информационные инновации столь значительны, что требуют выработки ме- ждународной системы индикаторов развития информационного общества, эконо- мики знаний, внедрения технологий электронного правительства, использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в сфере образования и куль- туры.
    Обычно в литературе приводятся 3 основные системы индикаторов – индика- тор технологической оснащенности, прозрачности коммуникации и индекс ин- формационного общества [11]. Индикатор технологической оснащенности призван измерять и оценивать состояние развития информационно-коммуникационных технологий в различных странах и охватывает традиционно используемые и наи- более необходимые сегодня обществу технологические средства: персональные компьютеры, мобильные телефоны, Internet, факсы и телевизоры. Индикатор про- зрачности коммуникаций предназначен для оценки степени использования ИКТ в процессах взаимодействия всех категорий населения. Индикатор состояния ин- формационного общества измеряет национальные информационные возможности и информационный капитал, в его структуру входят четыре группы переменных: компьютерная инфраструктура, информационная инфраструктура,
    Internet- инфраструктура и социальная инфраструктура [12].
    В настоящее время важно оценить готовность разных стран к переходу на модель развития, основанную на знаниях. В 2004 году Всемирным банком в рам- ках программы «Знания для развития» был предложен комплексный и конструк- тивный подход к измерению экономики, основанной на знаниях. Сравнения мож- но проводить по ключевым характеристикам:
     институциональный режим, создающий мотивацию для эффективного ис- пользования существующего и нового знания и развития предпринимательства;

    66
     степень образованности населения и наличие у него навыков создания, распространения и использования знаний;
     национальная инновационная система, включающая фирмы, исследова- тельские центры, университеты, консультационные и другие организации, которые воспринимают и адаптируют глобальное знание для местных нужд и создают но- вое знание и основанные на нем новые технологии;
     информационная и коммуникационная инфраструктура, способствующая эффективному распространению и переработке информации.
    В рамках институционального режима экономики главный вопрос формули- руется следующим образом: насколько экономическая и правовая среда способст- вуют созданию, распределению и применению знания в его различных проявлени- ях. В том числе, насколько поощряются образование и повышение квалификации, насколько соблюдаются права на интеллектуальную собственность.
    Экономика, основанная на знаниях, требует гибкой образовательной систе- мы, а также образования, которое осуществляется в течение всей трудовой жизни работника. Система непрерывного образования предполагает все виды обучения и конкурентную среду образовательных учреждений. Формальными показателями качества образования являются грамотность взрослого населения, отношение заре- гистрированных школьников и студентов к количеству лиц соответствующего воз- раста. О развитии информационно-коммуникационных технологий судят по коли- честву телефонов, персональных компьютеров, пользователей Internet. Об иннова- циях, отражающий эффективность взаимодействия бизнеса с университетами, де- лают заключение по количеству научных работников, занятых в сфере НИОКР; ко- личеству опубликованных статей в научно-технических периодических изданиях; по количеству зарегистрированных патентов.
    Целью таких программ является предоставление тем странам, показатели ко- торых необходимы для формирования определенной образовательной политики, режимов наибольшего благоприятствования и системы льгот.
    Отечественная система показателей государственной статистики, связанная с информационными коммуникативными технологиями, постепенно начинает при- водиться в соответствие с международными стандартами [10]. Например, процесс постепенного повышения порога отнесения человека к категории «пользователя
    Internet» наблюдается и в России, что косвенно свидетельствует о выравнивании показателей и повышении уровня сопоставимости российских данных с междуна- родными индексами.
    Упрощенный процесс передачи текста в компьютерном формате в настоя- щее время также имеет множество преимуществ: сокращает время научной ком- муникации, увеличивает ареал распространения материала, его доступность в лю- бое время и сохранность. И, безусловно, огромный вклад в процесс научной ком- муникации вносят характеристики всемирной сети Интернет: быстрая передача текстов конкретному пользователю, размещение материалов в общем доступе, на- учное общение в режиме реального времени (проведение научных форумов, кон- ференций) и пр.
    Однако именно в неограниченности возможностей сети Интернет кроется и множество препятствий для эффективности научного общения в целом и процесса обучения в частности. Бесконтрольность размещаемой здесь информации услож- няет работу с ней, а может привести и к полному искажению особенностей интер- претации любой проблематики. Масштабность сети Интернет не позволяет оце- нить компетентность авторов большинства материалов. Кроме того, существует целый ряд целенаправленных действий по намеренному искажению эмпирических

    67 и теоретических данных, размещенных в общем доступе, а также и направляемых персонально.
    Перечисленные недостатки развития информационно-технического процес- са ни в коей мере не могут аннулировать эффективность инноваций, а лишь вносят свои коррективы в особенности их использования. Однако отметим, что много- численные достоинства информационных технологий не должны быть абсолюти- зированы и не исключают использование традиционных, проверенных временем, испытанных большим количеством педагогов методов преподавания.
    В настоящее время предлагается оптимизировать образовательные про- граммы‚ принимая во внимание индивидуальный стиль обучения. Под стилем обу- чения подразумевается совокупность мотивов и стратегий‚ используемых студен- том для достижения поставленных образовательных целей. При поверхностном подходе студент стремится минимизировать учебную нагрузку и избежать неудач в процессе обучения. При углубленном подходе к обучению учащийся ориентирован на понимание‚ читает много литературы по изучаемой проблеме‚ привязывает но- вую информацию к уже имеющимся знаниям. Подход‚ ориентированный на дос- тижение‚ ставит во главу угла повышение самооценки и компетентности‚ наиболее важно впечатление‚ производимое на окружающих. Более уверенно себя чувству- ют при освоении компьютерных технологий склонные к обучению в течение всей жизни‚ стремящиеся к получению новых знаний и навыков.
    При углубленном подходе к обучению студенты получают удовольствие от работы на компьютере‚ уровень компьютерной тревожности у них невысокий‚ они пользуются множеством компьютерных приложений‚ полагают‚ что компьютер экономит время‚ позволяет работать более эффективно‚ расширяет доступ к ин- формации.
    При поверхностном стиле обучения и направленности на достижение уча- щиеся чувствуют себя менее уверенно‚ переживают‚ что компьютеры обезличива- ют процесс обучения‚ исчезает непосредственный контакт с преподавателем. Та- кие студенты применяют компьютер менее творчески‚ чаще играют в игры‚ участ- вуют в тестировании. Они считают‚ что компьютеры увеличивают учебную на- грузку‚ хотя отмечают‚ что могут экономить время и работать более эффективно.
    Склонные к обучению в течение всей жизни считают‚ что компьютеры по- зволяют увечить доступ к информации‚ предпочитают учиться самостоятельно с использованием руководств‚ онлайновых курсов. Специальной проблемой здесь является создание индивидуализированных программ.
    Изучение психологических особенностей применения компьютерных тех- нологий в формировании учебно-методического комплекса образовательных про- грамм и дисциплин порождает новые проблемы и новые области исследования‚ а поиск эффективных методов использования информационных технологий препо- давания приобретает особую актуальность в последнее время.
    Надо полагать, что одной из наиболее значительных характеристик совре- менного образования является увеличение роли дополнительного послевузовского образования.
    В самом широком смысле педагогическая суть дополнительного образова- ния может быть сформулирована как приобретение на базе уже когда-то получен- ного высшего образования новых, востребованных в данный момент на рынке труда специальностей (переподготовка) или дополнительных инновационных све- дений в рамках имеющихся специальностей (повышение квалификации).
    Повышение квалификации трактуется и как получение дополнительных специальностей того же уровня, например, изучение философии преподавателями

    68 культурологии или психологии. В некоторых случаях доказывается, что повыше- нием квалификации следует формально и организационно считать написание ме- тодических указаний или методических пособий.
    В данный момент существует как вариант повышения квалификации стажи- ровка сроком до года максимально, а минимально от двух недель, что очень удоб- но для географически значительных перемещений из города в город или из страны в другую страну.
    В рамках существующей системы образования о повышении квалификации можно получить несколько видов документов: сертификат, удостоверение, свиде- тельство, диплом. По месту работы к ним приравниваются отчеты о стажировке и методические разработки.
    Такая большая вариативность итоговых документов позволяет существо- вать различным формам повышения квалификации, но не позволяет в полной мере каждому специалисту с высшим образованием выстраивать индивидуальный мар- шрут повышения квалификации каждые пять лет и не обеспечивает прозрачность всей системы повышения квалификации.
    Видимо, для организаций (фирм, предприятий, вузов), в которых есть само- стоятельные центры повышения квалификации или другие аналогичные по функ- ции подразделения, решение вопроса об уровне профессиональной квалификации может быть решен так, как считает эта организация, в рамках, предусмотренных вышестоящей организацией.
    Организации, которые не имеют в своей структуре подразделений повыше- ния квалификации, надо полагать, устанавливают контакты с известными и суще- ствующими центрами и институтами повышения квалификации (ПК).

    В какой мере можно и нужно упорядочить формы ПК?
    Надо полагать, что система повышения квалификации в сфере образования нуждается в усовершенствовании с целью повышения ее конкурентоспособности.
    В соответствии с принципами Болонского процесса для системы дополни- тельного образования и повышения квалификации научно-педагогических работ- ников, видимо, можно было бы предусмотреть возможности взаимообмена слуша- телями. То есть, например, 20% времени обучения слушатель проходит учебную программу другого центра или института ПК с последующей выдачей документа двух вузов. Надо полагать, что такая практика позволит усилить интеграцию орга- низаций повышения квалификации и дополнительного образования, обеспечит прозрачность учебных планов, создаст атмосферу приемлемой конкурентности ор- ганизаций, программ, курсов, дисциплин и других видов занятий.
    Вполне целесообразно предусмотреть для преподавательского состава цен- тров ПК отдельные институты ПК. Разумеется, институты дополнительного обра- зования, переподготовки, повышения квалификации научно-педагогических кад- ров для системы повышения квалификации научно-педагогических работников ву- зов должны функционировать на базе вузов-лидеров, имеющих традиции перепод- готовки и повышения квалификации.
    Следует отметить, что система дополнительного образования и повышения квалификации научно-педагогических работников вузов наиболее эффективно функционирует в случае тесной интеграции науки и наукоемких технологий, обра- зования и современных педагогических методов, бизнеса и востребованности на рынке труда.
    Особое место в системе повышения квалификации преподавателей вузов занимает педагогическое направление. Речь идет о том, что преподавателям мно- гих специальностей необходимо не профильное повышение квалификации, а со-

    69 вершенствование именно преподавательского процесса обучения разным специ- альностям. Надо сказать, что передача опыта преподавания без опоры на специ- альность – теоретически задача, поддающаяся решению, но при условии должной квалификации обеих сторон: обучающей – в педагогике, психологии и при нали- чии большого опыта работы, обучаемой – по специальности и различным срокам работы преподавателем, которые будут определять в значительной степени сроки и формы повышения квалификации.
    В настоящее время существенно различно положение дел в преподавании гуманитарных и технических дисциплин. Надо полагать, что в определенной мере опыт подготовки преподавателей-гуманитариев может быть распространен и адап- тирован для преподавателей технических циклов.
    Темп, динамика, скорость современной жизни столь высоки, что образова- ние взрослых, имеющих диплом об окончании вуза, требует сжатых сроков повы- шения квалификации. Для иногородних – в пределах месяца отрыва от работы и семьи, не многим более для проживающих в том же городе, но желательно без от- рыва от работы. Столь жесткие временные рамки предъявляют высокие требова- ния к учебным планам повышения квалификации. Учебные планы должны не про- сто формировать требуемые знания, умения, навыки, а предоставлять возможно- сти для расширения компетентности и личностных возможностей слушателей.
    Литература
    1. Аллак Ж. (1993) Вклад в будущее: приоритет образования. М., с. 17.
    2. Гершунский Б.С. (1998) Философия образования для XXI века. М., с. 32.
    3. Информационный бюллетень (2004). ГУ ВШЭ. М.
    4. Постинджустриальный переход в высшем образовании России: на примере анализа развития рынка образовательных услуг Северо-Запада РФ. (2005) СПб.:
    Фонд «Центр стратегических разработок» «Северо-Запад». С. 17-28.
    5. Советова О.С. (1997) Инновации: теория и практика. СПб.: Петрополис.
    2. Советова О.С. (2000) Основы социальной психологии инноваций. СПб.,
    Изд-во С.-Петербург. ун-та.
    3. Советова О.С. (2004) Инновации: трудности и возможности адаптации.
    СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та.
    4. Советова О.С. (2004) Инновации: управление, психология, педагогика.
    СПб.: СПб. ГИЭУ.
    9. Чугунов А.В. (2006) Системы индикаторов и мониторинг развития инфор- мационного общества и экономики знаний. Вестник Международных организаций.
    № 7. С. 13-30.
    10. Чугунов А.В. (2006) Российская Internet-аудитория в зеркале социологии. -
    СПб.; Изд-во С.-Петерб. ун-та. С. 32-42.
    11. Штрик А.А. (2006) Информационное общество и новая экономика. С. 122-
    136; Информатика как наука об информации … / Под ред. Р.С. Гиляревского. М.,
    С. 449-458.
    12. Штрик А.А. (2006) Информационное общество и новая экономика. С. 128-
    132.
    Resume. The review article devoted for the innovation process in education analysis. The
    positive and negative sides of innovation are considered.
    Key words: innovation, psychology of innovation, innovative personality, massovity of
    education.
    написать администратору сайта