Главная страница
Навигация по странице:

  • Круглый стол «Я и моя ответственность» Дата и время проведения : Место проведения : Участники

  • Эксперты

  • Предполагаемый результат

  • Ход круглого стола. Приветствие Ведущий

  • Правила ведения дискуссии Ведущий

  • РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ «Я И МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» Количество участников – 28 учащихся

  • 2. Назови свои обязанности

  • 3. Как ты считаешь, что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав

  • 4. Назови главный Закон нашей страны

  • 5. С какого возраста, по твоему мнению, ребенок должен иметь такие же права и обязанности, что и взрослые

  • 6. Административная ответственность наступает с

  • 7. К уголовной ответственности привлекают за

  • 8. Во сколько часов должен быть дома учащийся, которому 15лет

  • 9. Как Вы считаете, нужно ли ужесточить ответственность за распитие спиртных напитков

  • 10. Как Вы считаете, нужно ли ужесточить ответственность за курение

  • Ситуации для обсуждения (Видеоролик «Уголовный кодекс для подростков»)№ 1

  • Прокомментируйте данную ситуацию

  • Завершение правовой игры

  • контрольная. Обходимо потому, что правовые вопросы, особенно конкретное поведение человека пострадавшего или преступника, следова


    Скачать 35.92 Kb.
    НазваниеОбходимо потому, что правовые вопросы, особенно конкретное поведение человека пострадавшего или преступника, следова
    Дата04.11.2018
    Размер35.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконтрольная.docx.docx
    ТипДокументы
    #52743

    1.Метод круглого стола как метод интерактивного обучения.

    Метод круглого стола был заимствован педагогикой из об­ласти политики и науки. «Круглые столы» организуются обыч­но для обсуждения какой-нибудь проблемы представителями разных политических и научных направлений. Обмен мнения­ми позволяет находить какие-то точки соприкосновения, чтобы в дальнейшей работе они могли служить отправными для поис­ка общих выводов — получения научной истины или достиже­ния политической стабильности в обществе.

    В обучении метод круглого стола используется для повыше­ния эффективности усвоения теоретических проблем путем рас­смотрения их в разных научных аспектах, с участием специали­стов разного профиля и т. д. Так, например, для студентов юри­дического факультета, изучающих раздел психологии «Лич­ность и деятельность юриста», преподаватель психологии про­вел семинарское занятие по теме «Психология криминального поведения» методом круглого стола. На занятии присутствовал и преподаватель-юрист с кафедры уголовного права, который наравне с преподавателем психологии задавал студентам вопро­сы, уточнял их высказывания, давал разъяснения, приводил примеры. А преподаватель психологии, являясь на «круглом столе» ведущим, включался в разговор вслед за очередным вы­сказыванием или вопросом преподавателя-юриста. Это было не­обходимо потому, что правовые вопросы, особенно конкретное поведение человека (пострадавшего или преступника, следова­теля или подследственного, судьи или свидетеля и т. п.) требова­ли психологической оценки, интерпретации или объяснения. Эта сторона криминального поведения людей и была предметом всего занятия, поскольку студентов-юристов в криминалистике интересовали не только сугубо правовые и специальные вопро­сы криминологии, но и психология преступника и жертвы, су­дьи и свидетеля, прокурора и адвоката, следователя и инспекто­ра угрозыска. Обсуждение этих психологических вопросов про­шло активно благодаря не только подключению к занятию пред­ставителя юридической науки, но и возможности применить свои правовые знания в области криминалистики в качестве ма­териала для психологического анализа.

    Таким образом, тема была рассмотрена с двух сторон — юридической (криминологической) и психологической, и тем глубже она должна была быть усвоена. Это предположение по­лучило косвенное подтверждение на экзамене: больше всего примеров студенты приводили из данного занятия. Какой бы вопрос ни ставился в билете, примеры криминального поведе­ния, разобранные на «круглом столе», довольно удачно при­спосабливались к иллюстрации психологии личности и дея­тельности юриста.

    Метод круглого стола применим и в других формах. Напри­мер, можно в рамках студенческой учебно-методической кон­ференции провести «круглый стол» студентов-психологов с группой студентов-педагогов или студентов-социологов. Глав­ное, выбрать общую тему, входящую в программу как по пси­хологии, так и других смежных предметов (педагогики, социо­логии) и требующих более глубокого, всестороннего рассмотре­ния в интересах профессиональной (в данном случае психоло­гической) подготовки студентов. Есть опыт проведения такого рода занятий с приглашением студентов и преподавателей дру­гого вуза по одной и той же специальности — психологии. Практиковались «круглые столы» и в международном сотруд­ничестве вузов, когда, например, студенты-психологи из Герма­нии или Франции обсуждали со студентами-психологами из России, например, социально-психологические проблемы меж­национальных отношений.

    Словом, метод круглого стола может иметь самые разнообраз­ные формы реализации в обучении психологии, если при этом помнить об одном важном условии и его неукоснительном со­блюдении — это осознание необходимости разностороннего, разноаспектного рассмотрения теоретической проблемы с разных позиций и точек зрения на ее практическое воплощение в жизнь. Если такой необходимости нет или она есть, но не осоз­нана всеми сторонами, то круглый стол превратится в обычный семинар, где каждый будет говорить что-то свое, и консенсус (об­щий, согласованный вывод) не получится [1]

    Эта форма отражает особенности современного профессионального общения на производстве. Она требует от преподавателя реализации принципа коллективного обсуждения проблемы. Порядок подготовки и проведения круглого стола определяется спецификой дискуссии. Заблаговременно (за неделю раньше) сообщаются тема и время проведения круглого стола. Обучающимся предлагается подготовить интересующие их вопросы и небольшие выступления (свое мнение по этим вопросам). На семинаре преподаватель объявляет тему, раскрывает цели и задачи, объявляет порядок работы. Затем он предоставляет слово основному докладчику (или содокладчикам). В качестве докладчика может выступать приглашенный специалист или один из студентов, участвующий в разработке обсуждаемой проблемы. После доклада и ответов на вопросы слушателей начинается дискуссия. Каждый из участников дискуссии может свободно выражать свои мысли, при необходимости аргументировано опровергать идеи оппонентов, отстаивать свою точку зрения и т.д. При этом важно учить студентов культуре общения и взаимодействия. Дискуссия на семинаре способствует расширению и углублению знаний студентов. Она помогает развитию их способностей творчески мыслить, формирует у студентов (и молодых преподавателей) коммуникативные навыки, развивает культуру общения, в том числе умения терпимо относиться к мнению собеседника, слушать и уважать мнение оппонентов [2]

    Наиболее адекватно принцип "круглого стола" реализуется на семинаре-дискуссии. 
    Семинар-дискуссия - диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. На обсуждение выносятся наиболее актуальные проблемные вопросы изучаемой дисциплины. Каждый из участников дискуссии должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию. 
    Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе. Важно научить студентов культуре общения и взаимодействия. Нужно различать "диалогоподобное" общение, когда каждый ведет свою "партию", и собственно диалог, когда идет совместное развитие темы дискуссии. Частью семинара-дискуссии могут быть элементы "мозгового штурма", "деловой игры". В первом случае участники семинара стараются выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяются главные, наиболее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются. Во втором случае семинар получает ролевую "инструментовку". Можно ввести роли ведущего, оппонента, рецензента, логика, психолога, эксперта и т.д. в зависимости от того, какой материал обсуждается. Ведущий семинар-дискуссию получает полномочия преподавателя по руководству дискуссией, следит за аргументированностью и корректностью высказываний, регламентом и т.д. 
    Оппонент или рецензент воспроизводит процедуру оппонирования, т.е. пересказывает позицию докладчика, находит ее уязвимые, спорные места или ошибки, предлагает соответствующий вариант решения. 
    Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждении докладчика и оппонентов, уточняет понятия, анализирует ход доказательств, правомерность выдвижения гипотезы и т.д.  Психолог обсуждает продуктивность взаимодействия, корректность обсуждения, не допускает неделикатного поведения и следит за правилами диалога. 
    Эксперт оценивает продуктивность дискуссии, дает характеристику общения ее участников, высказывает мнение о личном вкладе того или иного участника в дискуссию и т.д. Функции психолога и эксперта пересекаются. Особая роль в таком семинаре принадлежит преподавателю. Преподаватель должен: 
    1. Определить круг проблем и вопросов, подлежащих обсуждению. 
    2. Подобрать основную и дополнительную литературу по теме семинара для докладчиков и выступающих. 

    3. Распределять формы участия и функции студентов в коллективной работе. 
    4. Готовить студентов к выбранному ролевому участию. 

    5. Руководить работой семинара. 

    6.Подводить общий итог дискуссии. [3]

    2. Составить разработку семинарского занятия, используя метод "Круглого стола".

    Круглый стол «Я и моя ответственность»
    Дата и время проведения:

    Место проведения:

    Участники: Обучающиеся колледжа

    Ведущий: преподаватель

    Эксперты: обучающиеся
    Регламент: вся программа длится до 1 ч. - из них 50 мин – рабочее время, 10 мин. – орг. моменты начала и окончания мероприятия.

    Оформление:

    • «Правила ведения дискуссии» (на проекторе)

    • плакат с названием круглого стола «Я и моя ответственность»

    • результаты опроса «Я и моя ответственность» (на проекторе)

    • Вопросы «круглого стола»

    План "Круглого стола"

    1. Встреча и размещение гостей и участников

    2. Вступительное слово ведущего.

    3. Представление гостей и участников

    4. Итоги по проведенному анкетированию

    5. Обсуждение вопросов

    6. Выполнение заданий.

    7. Высказывания мнений и пожеланий.

    Цель:

    1. помочь учащимся понять важность правовых знаний

    2. обогатить знания учащихся по их правам и обязанностям.

    3. Выяснить, какую ответственность люди несут друг перед другом;

    4. Развивать умение высказывать своё мнение.

    Задачи:

    1. Определить степень знакомства участников конституцией РФ, Уголовным кодексом, Административным кодексом и т.д.

    2. познакомить подростков с основными правовыми понятиями

    3. помочь учащимся понять связь между правами и обязанностями

    Предполагаемый результат:

    1. Понимание, что права человека – это путь к улучшению собственной жизни и жизни других людей.

    2. Знание ребенком своих прав и обязанностей и умение их исполнять.

    3. Знание того, что существуют документы по защите прав граждан всего общества;


    Ход круглого стола.
    Приветствие

    Ведущий: Добрый день. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы провести правовую игру на тему: «Я и моя ответственность». Родившись, человек приобретает по закону права, а со временем и обязанности: конституционные, семейные, гражданские и т.д. Однако, реальное осуществление прав и обязанностей возможно лишь по мере взросления ребенка. Многие дети не знают или забывают, что по мере взросления в соответствии с законом постепенно увеличивается объем прав и обязанностей ребенка. Эти изменения закреплены законом.

    Мы собрались за нашим круглым столом для того, чтобы поговорить об ответственности и безответственности, а также о последствиях безответственности.

    Тема нашего разговора: «Я и моя ответственность» выбрана не случайно. Об этом можно долго говорить и даже спорить. Поэтому мы приглашаем Вас к диалогу. И, прежде всего мы хотим представить вам наших гостей и участников нашего круглого стола.

    Представление гостей.

    « От тюрьмы и от сумы не зарекайся!» - это суровое предупреждение пришло
    в наш быт из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы. Ведь путь за решётку не только злостных преступников, но и людей, не знающих удержу в выпивке, и кураже, был давно известен: напился, ударил, заснул. Очнулся в камере. Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в годы юности подросток сам протаптывает тропинку к высокому забору с колючей проволокой. Не успев ещё узнать радости жизни, он уже в кабинете у следователя, с трудом осознавая, что наступает ответственность. Не папина, не мамина, а его ответственность.

    « Не знал, не думал, не хотел», этот лепет нам часто приходиться слышать. Поэтому одна из наших задач – предупредить Вас об опасностях игры с законом.

    Детская пьянство и бродяжничество, детская наркомания и токсикомания – это наша беда на сегодня.

    Именно об этом мы и хотим поговорить сегодня.

    Правила ведения дискуссии

    Ведущий: Перед тем как мы перейдем к обсуждению вопросов, мы познакомимся
    с правилами ведения дискуссии и регламентом
    1. Соблюдать принцип доброжелательного отношения к собеседнику.

    2. Когда один говорит – другой должен слушать.

    3. Обсуждать мнение, а не личность выступающего.

    4. Говорить нужно от своего имени и свое мнение.

    5. Соблюдать регламент



    Перед началом обсуждения вопросов круглого стола, предлагаем вам ознакомиться с результатами анкетирования, который был проведен среди учащихся 11, 12, 14 группы.
    РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

    «Я И МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
    Количество участников – 28 учащихся

    (Демонстрация презентации)

    1. Назови свои права:

    • Право на образование – 11 ч.

    • Право на фамилию – 1 ч.

    • Право на жизнь – 1 ч.

    • Право на свободу слова – 3 ч.

    • 14 учащихся не ответили на данный вопрос

    Видно, что наши учащиеся довольно неплохо знают свои основные права. Право на образование – одно из ключевых прав людей, не только детей. Среди специфических детских прав можно назвать следующие: право на жизнь, на имя, на гражданство,
    на безопасные условия жизни, на общение с родителями и другими родственниками,
    на медицинское обслуживание, на отдых и досуг и др. Большинство из этих прав учащиеся не назвали – значит, не знают и не имеют представление.
    2. Назови свои обязанности:

    • Охранять природу – 4 ч.

    • Платить налоги – 2 ч.

    • Соблюдать законы – 7 ч.

    • Служить в армии – 7 ч.

    • Выполнять гражданский долг – 2 ч.

    Обязанность в понимании учащихся – это то, что от тебя требуют взрослые, родители. Нужно понимать, что нет прав без обязанностей и нет свободы без ответственности. Зато есть уважение прав других людей, взаимопомощь, охрана природы, соблюдение чистоты, самообслуживание, учебный труд и др.
    3. Как ты считаешь, что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?

    • Исполнять обязанности – 16 ч.

    • Требовать соблюдения прав – 0

    • И то и другое – 12 ч.


    Большинство учащихся выбрали первый вариант ответа. Отрадно, что часть учащихся выбрали и третий вариант ответа, ведь соблюдения и прав, и обязанностей вносит в функционирование общества гармонию и стабильность, а перекос – неуправляемые реакции.
    4. Назови главный Закон нашей страны

    • Конституция РФ – 12 ч.

    • Другое – 16 ч.


    Обидно, что большинство учащихся не знают главного закона нашей страны.
    5. С какого возраста, по твоему мнению, ребенок должен иметь такие же права и обязанности, что и взрослые?

    • С рождения – 4 ч.

    • С 14 лет – 2 ч.

    • С 16 лет – 11 ч.

    • С 16-18 лет – 2 ч.

    • С 18 лет – 9 ч.

    Мнения ребят разошлись, Только 9 учащихся правильно назвали возраст,
    с которого наступает полная дееспособность – 18 лет. При этом часть прав ребёнок получает и ранее – с 14, 16 лет.
    6. Административная ответственность наступает с:

    • 13 лет – 0

    • 14 лет – 13 ч.

    • 15 лет – 0

    • 16 лет – 15 ч.

    Большинство учащихся ответили верно, что административная ответственность наступает с 16 лет. Это радует.

    7. К уголовной ответственности привлекают за:

    • Оскорбление – 2 ч.

    • Появление в общественном месте в нетрезвом состоянии – 1 ч.

    • Убийство – 21 ч.

    • Распитие спиртных напитков в общественном месте – 3 ч.


    На седьмой вопрос верный ответ убийство (ст. УК РФ) и оскорбление (ст. 130 УК РФ).
    8. Во сколько часов должен быть дома учащийся, которому 15лет:

    • 9 часов вечера – 0

    • 10 часов вечера – 24 ч.

    • 11 часов вечера – 4 ч.

    • 12 часов вечера – 0

    Несовершеннолетние учащиеся должны быть дома не позднее 10 часов вечера. Отрадно, что многие учащиеся это знают, но проживающие в общежитии нарушают данный закон.

    9. Как Вы считаете, нужно ли ужесточить ответственность за распитие спиртных напитков?

    • Да – 19 ч.

    • Нет – 8 ч.

    • Мне все равно – 1 ч.

    Мнения учащихся разошлись, но большинство из них ответили что нужно ужесточить ответственность за распитие спиртных напитков.

    10. Как Вы считаете, нужно ли ужесточить ответственность за курение?

    • Да – 16 ч.

    • Нет – 11 ч.

    • Мне все равно – 1 ч.

    По мнению многих учащихся нужно ужесточит ответственность за курение.









    Ситуации для обсуждения

    (Видеоролик «Уголовный кодекс для подростков»)

    1

    Учащийся 1-го курса, проживающий в общежитии, занимается в своей комнате за своим компьютером. Входит старшекурсник, грубо выгоняет и занимает его место.

    Прокомментируйте данную ситуацию.

    Вопросы для обсуждения:

    Чьи и какие права были нарушены?

    Наказуемо ли данное деяние уголовным кодексом?

    Какое наказание следует за данное правонарушение?
    2

    Во время перемены учащиеся спровоцировали драку с другими учащимися, в результате которой были нанесены телесные повреждения.

    Вопросы для обсуждения:

    Чьи и какие права были нарушены?

    Наказуемо ли данное деяние уголовным кодексом?

    Какое наказание следует за данное правонарушение?
    3

    Учащаяся во время перемены написала оскорбительное слово на доске в адрес другой учащейся, что послужило поводом для конфликта.

    Вопросы для обсуждения:

    Чьи и какие права были нарушены?

    Наказуемо ли данное деяние уголовным кодексом?

    Какое наказание следует за данное правонарушение?
    4

    Учащийся в отсутствие воспитателя зашел в его кабинет и взял со стола чужой телефон.

    Вопросы для обсуждения:

    Чьи и какие права были нарушены?

    Наказуемо ли данное деяние уголовным кодексом?

    Какое наказание следует за данное правонарушение?


    5

    Учащийся получил стипендию. Двое других учащихся угрожая потребовали отдать деньги им, а затем силой их отняли.

    Вопросы для обсуждения:

    Чьи и какие права были нарушены?

    Наказуемо ли данное деяние уголовным кодексом?

    Какое наказание следует за данное правонарушение?
    Завершение правовой игры
    Заполнение гостями отзывов по круглому столу

    Выводы по результатам обсуждения вопросов «круглого стола»

    Детям вручаются буклеты.


    написать администратору сайта