Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Возможности педагогического воздействия в стимулировании творческих способностей подростков в любительском коллективе.

  • Первая группа

  • Знакомство с семьей

  • Совместная деятельность

  • 3. Сущность прикладной культурологи как области научного знания и социальной практики. Прикладная культурология

  • Объект прикладной культурологии

  • Цель прикладной культурологии

  • Задачи прикладной культурологии

  • Прикладная культурология

  • 4. Дифференцированный подход в организации культурно-воспитательной работы с детьми. Культурно-воспитательная деятельность

  • Сущность культурно-воспитательной деятельности

  • 5. Сущность, основные понятия и категории социально-культурной деятельности и сферы их реализации. СКД

  • Отличительные черты СКД

  • Основной целью

  • Социокультурная деятельность

  • Инкультурация

  • МОИ Ответы к госам. Ответы к госам культурология в системе научного знания. Культурология


    Скачать 272.77 Kb.
    НазваниеОтветы к госам культурология в системе научного знания. Культурология
    АнкорМОИ Ответы к госам.docx
    Дата04.10.2017
    Размер272.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМОИ Ответы к госам.docx
    ТипДокументы
    #23597
    страница1 из 14

    Подборка по базе: Козлов А. В. ответы на вопросы военно техническая подготовка .do, 1. теор. вопросы и ответы экзамена по СЭП.docx, ХИРУРГИЯ ОТВЕТЫ НА ЭКЗ ВОПРОСЫ.docx, Вопросы к госам.docx, ОЗЗО ответы на экзамен.docx, Глагол ответы на вопросы .docx, Гражданнское право, вопросы к ГОСам.doc, физика пласта ответы пермь.docx, 2.3.1.1-2 ПЗ ответы.docx, римское право ответы.docx
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    Ответы к ГОСАМ

    1.       Культурология в системе научного знания.

    Культурология или теория культуры - это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин.

    Культурология - это система знаний о сущности, закономерностях, существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры

    Каждая из наук, с которыми культурология входит в контакт, дает возможность углубить знание о явлениях тем необходимым компонентом и социальным фоном развития культурных достижений, открытий, гениальных творений, которыми так богато культурное наследие.

    Культурология создает общую модель или картину культуры определенной эпохи. В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода:

    - Первый - рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом - система знаний о культуре.

    - Второй - представляет культурологию как состоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур.

    - Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологи в системе социально-гуманитарного знания.

    Культурология, если она претендует на роль научной дисциплины и собственный предмет исследования, выявляет ее развитие, функционирование, раскрывает способы культурного наследования и устойчивости, «код» культурного развития. Эта работа осуществляется на трех уровнях:

    1) Сохранение культуры, ее базисных оснований, скрывающихся за вербальной и символической оболочкой.

    2) Обновление культуры, институты обновления знания, инновационные воздействия на «код» культуры.

    3) Трансляция культуры - опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума.

    Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее формообразований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика, экономика и т. д.), в то же время позволяют выявить структуру, образ деятельности, целостность культуры, что не может сводиться к описанию достижений культуры (элитарной культуры), и предполагает постановку и концептуальное решение проблемы воссоздания такой целостности


    2.       Возможности педагогического воздействия в стимулировании творческих способностей подростков в любительском коллективе.

    Особую актуальность приобретает проблема воспитания и самовоспитания творческой личности. На современном этапе руководитель выбирает методы воспитания как средство формирования положительных свойств и качеств. Использование для воспитания и развития личности идеи личностно-ориентированного воспитания, которое воплощает демократические, гуманистические положения, является потребностью времени.

    Основой воспитательного процесса является система отношений, которая определяет взаимодействие между преподавателем, воспитателем и воспитанником. Воспитание есть влияние, действие со стороны педагога на ученика с целью организации жизни ребенка.

    Строя отношения между воспитателем и воспитанником на основе уважения, поддержки достоинства ученика, заинтересованности его личностью, мы и стараемся реализовывать гуманизацию отношений, гуманизацию и демократизацию воспитания в целом.

    К наиболее весомым:

    - принцип гуманизации и демократизации воспитательного процесса, который предусматривает равноправие участников педагогического взаимодействия, их взаимоуважение, которое вызывает у воспитанников положительную настроенность, открытость к восприятию гражданских ценностей: искренности, доброты, справедливости, доброжелательности, сочувственности, милосердия и т.п.;

    - принцип самоактивности и саморегуляции, который оказывает содействие развитию у воспитанника объективных характеристик, формирует способность к самокритичности, к принятию самостоятельных решений, и формирует гражданскую позицию личности, чувство ответственности;

    - принцип комплексной и междисциплинарной интегрированности предусматривает установление в национальном воспитании тесного взаимодействия и объединение учебного и воспитательного процессов, усилий семьи, детских и молодежных объединений, организаций;

    - принцип культуросоответствия предусматривает органическое единство с историей и культурой народа, народными традициями и обычаями, которые обеспечивают преемственность и наследственность поколений;

    - принцип интеркультурности предусматривает интегрированность национальной культуры в контекст общегосударственных, европейских и мировых ценностей в общечеловеческую культуру;

    - принцип гармонизации родственного и общественного воспитания заключается в объединении и координации воспитательных усилий всех общественных учреждений, организаций педагогического всеобуча родителей;

    - принцип непрерывности и преемственности оказывает содействие подготовке сознательной интеллигенции, обновлению и обогащению интеллектуального геноцида наций, созданию необходимых условий для развития личности, ее мышление, общей культуры, пропагандирование здорового образа жизни.

    Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

    Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

    Метод воспитания -- это способ взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на достижение целей воспитания.

    В настоящий момент существуют различные классификации методов воспитания. Остановимся на традиционной классификации, представленной в учебнике Т.А.Ильиной. Первая группа -- методы убеждения: внушение, разъяснение, беседа, пример и др. В основе этих методов -- опора на сознание и чувства.

    Вторая группа -- методы организации деятельности: приучение, упражнение, поручение и др.

    Третья группа -- методы стимулирования: требование, поощрение, наказание и др.

    Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В.Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: 1) Диалогичность; 2) Деятельностно-творческий характер; 3) Направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; 3) Предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

    Таким образом, использование таких технологических приемов и методов личностно-ориентированного обучения, как создание ситуации успеха, стимулирование учеников к осуществлению индивидуального выбора домашних заданий, проявление доверия и толерантности в процессе учебного взаимодействия способствует развитию ярких творческих способностей и уникальности учащихся. Благодаря творчеству, ребенок выделяет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности.

    Процесс становления полноценной личности проходит под влиянием различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья.

    Основные формы взаимодействия с семьей

    Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

    Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.

    Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.


    3.       Сущность прикладной культурологи как области научного знания и социальной практики.

    Прикладная культурология - отрасль культурологии, раскрывающая методологические основы, закономерности, принципы, средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры; определяющая механизм создания благоприятной культурной среды; обосновывающая технологию обеспечения условий для реализации духовно-эвристических и художественно-творческих потенций людей, проявления их социально-культурной активности.

    Объект прикладной культурологии - человек, личность, индивидуальность, отдельный индивид или социальная общность.

    Предмет прикладной культурологии - процесс формирования культурной среды; механизм хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; технология изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; методология и методика вовлечения личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество. Предметом прикладной культурологии выступает не идеал, а объективные реалии современного мира и его культурных процессов с присущими им достижениями, противоречиями, недостатками.

    Цель прикладной культурологии - посредством комплекса специально отобранных и синтезированных видов культурной деятельности обеспечить: 1) приобретение, расширение, углубление, обновление и приведение в систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению мировоззренческой, идейно-нравственной и эстетической позиции; 2) формирование интеллектуальных и практических навыков и умений в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, стимулирование развития творческих потенций личности; 3) создание, освоение, сохранение, распространение и воспроизведение ценностей культуры; 4) усвоение способов культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения; 4) удовлетворение и последовательное обогащение духовно-эстетических интересов и потребностей разных групп населения; 5) регуляция социального бытия, воспитание в каждом человеке повседневной, практической культуры, культуры труда, познания, быта, досуга, делового и неформального общения.

    Задачи прикладной культурологии проявляются в том, чтобы обеспечить: 1) выявление закономерностей, принципов, средств, методов и форм создания, сохранения, трансляции и освоения культурных ценностей, норм, практик в сфере художественно-эстетической, религиозной, нравственной, социально-психологической, политической, правовой, экономической, экологической, физической культуры и разработка на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов; 2) получение практически ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом) и поиск оптимальных механизмов регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях; 3) разработку принципов и технологий использования различных культурных практик, сложившихся в истории мировых культур, в тех или иных сферах социокультурной деятельности, в культурной политике, управлении, образовании, воспитании, в эстетическом, художественном, духовно-нравственном, экологическом, физическом и психическом развитии личности; 4) формирование теоретических оснований и механизмов разработки и осуществления государственной культурной политики на общенациональном, региональном и отраслевом уровне; 5) определение условий оптимизации деятельности социокультурных институтов и неинституциональных общностей, проектирование функционально содержательных моделей учреждений (образования, культуры, досуга, здравоохранения, спорта и т.д.), выполняющих функции хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности, способствующих саморазвитию субъектов культуры; 6) разработку теоретических и организационно-методических основ подготовки и последовательного повышения квалификации профессиональных кадров социально-культурной сферы.

    Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методику проведения массовых праздников, фестивалей, форумов.

    Главным направлением становится разработка культурной политики; экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ. Прикладная культурология изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Деятельность театров, кинотеатров, видеосалонов, музеев, концертных и выставочных залов, клубов и дворцов культуры, библиотек; просветительная работа творческих союзов и фондов, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также других общественных организаций и ассоциаций - все это является объектом научного анализа.

    Целевая установка прикладной культурологии - вовлечение человека в мир культуры. Содержание этого процесса в основе своей составляет социально-культурная деятельность, а методика осуществления поставленной цели строится на принципах социальной педагогики, на технологии педагогики сотворчества.

    Как наука о культурных процессах, закономерностях их протекания и механизмах регулирования, прикладная культурология обращена к практической, повседневной культуре, обеспечивая устойчивую регуляцию социально-культурного бытия в сфере труда, познания, общения, семейных отношений, социального, технического, художественного творчества, досуга, иных областей жизнедеятельности.

    Ведущие сферы реализации культуросозидающего потенциала прикладной культурологии: 1) профессионально-трудовая деятельность; 2) системы непрерывного образования; 3) область семейно-бытовых отношений; 4) сфера социально-культурной жизни.

    Важнейшие направления научной и практической деятельности специалистов прикладной культурологии: 1) выявление, удовлетворение и последовательное возвышение социально-культурных интересов и потребностей различных групп населения, формирование способов их реализации; 2) разработка федеральных. региональных и ведомственных культурных программ и социальных технологий их осуществления; 3) стимулирование инновационных движений в сфере культуры; 4) управление экономическими и правовыми механизмами создания культурной среды и организации социально-культурной деятельности; 5) внедрение эффективных культурологических и социально-педагогических методик развития творческих потенций личности, вовлечение различных групп населения в культурно-эстетическое творчество; 6) правовое, кадровое и методическое обеспечение различных форм социального, художественного и научно-технического творчества населения; 7) использование мирового опыта стимулирования социально-культурной активности людей.

    4. Дифференцированный подход в организации культурно-воспитательной  работы с детьми.

    Культурно-воспитательная деятельность – это, прежде всего, социально-культурное явление. Личность формируется под влиянием общества и его культуры. Вместе с тем культурно-воспитательная деятельность можно рассматривать и как социально-педагогическое явление. Подрастающее поколение воспитывается в социуме под воздействием объективных и субъективных факторов, в том числе и под влиянием воспитательных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений и учреждений культуры.

           Сущность  культурно-воспитательной деятельности определяется ее функциональным назначением  – это процесс формирования всесторонне развитой личности посредством приобщения детей и подростков к культуре и вовлечения в творческую деятельность и самодеятельность, то есть это деятельность по формированию личности средствами культуры в специфических условиях досуга.

    В структуру культурно–воспитательской  деятельности входит продуктивная и  репродуктивная деятельность. Центральное  место в учреждениях культуры занимает репродуктивная деятельность, то есть просвещение и исполнительская  деятельность.

    Культурно-воспитательная деятельность в учреждениях культуры и внешкольных учреждениях осуществляется на досуге и носит сугубо добровольный характер, в отличие от обязательных школьных занятий. В ней нет строгой регламентации. Программа подвижна и всецело определяется запросами и интересами самих детей и подростков. Ребята могут проявить свою инициативу и самодеятельность. Свободный выбор занятий делает эту деятельность подлинно демократичной и привлекательной для детей и подростков, они могут выбирать занятие по душе и снять психологическое напряжение, полученное в процессе учебных занятий в основной школе.

           Культурно-воспитательная деятельность выполняет следующие  социальные функции: 1) разносторонняя образовательная деятельность; 2) воспитательная функция; 3) культурно-творческая; 4) организация отдыха детей и подростков; 6) реабилитационная функция детей с ограниченными физическими и духовными возможностями.

    В основе всякой деятельности, в том числе и культурно–воспитательной, лежат человеческие потребности. Культурно–воспитательная деятельность связана в основном с удовлетворением познавательных, творческих, нравственных, эстетических и других духовных потребностей. Характер этих потребностей определяется социальными условиями жизни и возрастными особенностями детей и подростков.

         Культурно–воспитательная деятельность является творческой деятельностью. Ее психологическую основу составляют: воображение, умение анализировать и комбинировать; задатки, способности, склонности – индивидуальные психологические особенности личности.

        Способности являются продуктом развития, деятельности; врожденными являются задатки. Они  неопределенны и становятся определенными  в процессе деятельности.  Способности подразделяются на познавательные, коммуникативные, педагогические, психологические, творческие. Большую роль в культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками играют свойства ума и черты характера, такие как любознательность, самостоятельность, смелость мысли, воля, фантазия.

        Для развития творческих способностей детей  и подростков необходимо соблюдать  следующие условия: гуманизация  взаимоотношений педагога-психолога  с детьми и подростками, личностный подход, то есть учет интеллектуальной, эмоциональной, волевой и действенной сторон личности, дифференцированный подход к различным возрастным группам. 

    Дифференцированный подход в обучении и воспитании, - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся.

    Дифференцированный подход облегчает воспитательную деятельность педагога, т.к. позволяет определять содержание и формы воспитания для каждого ребёнка, учитывает возраст, жизненный опыт, силы и возможности каждого ребенка.

    Таким образом, цель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

    5.       Сущность, основные понятия и категории социально-культурной деятельности и сферы их реализации.

    СКД – Это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т. д.

    КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т. д.)

    КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.

    Важность СКД В том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.

    Особенности СКД: 1) осуществляется в свободное время; 2) отличается свободой выбора, добровольностью, активностью; 3) характеризуется многообразием видов; 4) РФ располагает большим количеством институтов, Создающих условия для СКД (музей библиотека, клуб).

    Отличительные черты СКД: 1) Гуманистический характер; 2) культурологический характер; 3) развивающий характер

    Функции СКД: 1) развивающая; 2) информационно-просветительская; 4) культурно-творческая; 5) рекреационно-оздоровительная

    Понятие социально-культурная деятельность включает в себя три составляющих: социум. Культура и деятельность. В точке пересечения культурного и социального рождается новый смысл и новое качество, которое отсутствует отдельно в социальном и отдельно в культурном. Основной целью социально-культурной деятельности было создание условий для приобщения людей к культуре, адаптации к научно-техническим изменениям.

    Социокультурную деятельность можно разделить на пять видов: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную и художественное творчество как особый вид деятельности. Социокультурная деятельность отображает специфику человека как существа социального.

    Под Культурой понимается совокупность способов и результатов деятельности человека как материальных, так и духовных, а под Социальностью совокупность отношений каждого человека или иного социального субъекта с другими субъектами, формируемых в процессе деятельности.

    Инкультурация – это вхождение субъекта образования в культуру своего народа, а Социализация – это процесс вхождения индивида в общество, в его социальную структуру и структуру личности.

    Социокультурная деятельность, как любая деятельность имеет свои Компоненты, характерные только для образовательного процесса, такими компонентами являются: отношение к ученику как субъекту жизни, способному к социокультурному развитию и самоизменению; отношение к педагогу как к посреднику между учащимся и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку личности в ее индивидуальном выражении в мире социокультурных ценностей; отношение к образованию, как социокультурному процессу, движущими силами которого являются диалог и сотрудничество его участников, в достижении целей их творческого самовыражения; отношение к учебному учреждению, как целостному, социокультурному, образовательному пространству, где воссоздаются творческие образы жизни, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта