Главная страница
Навигация по странице:

  • Налог на имущество организаций Д 91-2; К 68

  • 1.2. Нормативная и информационная база аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на имущество

  • 2. Аудит расчетов с бюджетом по налогу на имущество

  • 2.2. Планирование аудиторской проверки

  • План и программа аудита налога на имущество. Программа аудита налога на имущество Аудит налога на имущество Налог на имущество этот налог введен для того, чтобы стимулировать


    Скачать 32.36 Kb.
    НазваниеПрограмма аудита налога на имущество Аудит налога на имущество Налог на имущество этот налог введен для того, чтобы стимулировать
    АнкорПлан и программа аудита налога на имущество.docx
    Дата30.07.2017
    Размер32.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПлан и программа аудита налога на имущество.docx
    ТипПрограмма
    #15587

    План и программа аудита налога на имущество

    Аудит налога на имущество

    Налог на имущество - этот налог введен для того, чтобы стимулировать

    эффективное использование имеющихся активов, чтобы предприятия своевременно освобождались от ненужного имущества. Его уплачивают, за исключением льготируемых, все предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также их структурные подразделения, имеющие свой расчетный счет и отдельный баланс.

    Налогом на имущество, независимо из какого источника оно получено,

    облагается среднегодовая стоимость имущества, находящегося на балансе предприятия.

    Аудитор должен проверить правильность общей суммы объекта

    налогообложения и величину налога, исчисляемую поквартально нарастающим итогом с начала года.

    Аудитору следует иметь в виду, что по налогу на имущество установлено

    значительное число льгот, как в зависимости от статуса налогоплательщика, вида его деятельности, так и от вида облагаемого налогом имущества. Размер конкретной налоговой ставки регионы Российской Федерации определяют самостоятельно. Стоимость имущества на первое число берется по Главной книге. Сумма налога рассчитывается из предполагаемой ( плановой ) среднегодовой стоимости имущества , а конце года делается перерасчет на фактическую стоимость. За занижение (сокрытие) последней налогоплательщик несет ответственность.

    Далее в ООО «Регионтралснаб» проверялся применяемый предприятием порядок бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогу на имущество, который должен быть тождествен порядку, установленному Инструкцией

    Госналогслужбы РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий". В соответствии с инструкцией учет расчетов предприятий с бюджетом (кроме банков) по налогу на имущество предприятий ведется на балансовом счете 68 "Расчеты с бюджетом" на отдельном субсчете "Расчеты по налогу на имущество".

    Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, отражается по

    кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" и дебету счета 99 "Прибыли и убытки".

    Перечисление суммы налога на имущество в бюджет отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" и кредиту счета 51 "Расчетный счет". Таким образом установлено, что ошибок в учете и исчислении налога на имущество на данном предприятии не существует.

    Налог на имущество организаций

    Д 91-2; К 68

    Аудит отдельного налога – это проверка правильности формирования налоговой базы по данному налогу, состояния расчетов перед бюджетом, применения льгот, способов ведения учета и составления налоговой отчетности. Наиболее востребованными, несомненно, является аудит налога на добавленную стоимость, аудит налога на прибыль и аудит налога на имущество организаций, аудит единого социального налога и налога на доходы физических лиц, аудит прочих налогов.

    Аудит налога на имущество предприятий включает в себя следующие процедуры:

    - проверка правильности исчисления налога на имущество предприятий;

    - определение правомерности льготирования объектов по налогу на имущество.

    Эта тема одна из ключевых в аудите финансово-хозяйственной деятельности организации, ведь искажение налогооблагаемой базы по налогу на имущество и, вследствие, суммы самого налога, ведет к неправильному определению финансовых результатов и расчетов с бюджетом.

    Предметом исследования является организация и методология аудита операций по расчетам с бюджетом по налогу на имущество.

    Объектом исследования является аудиторская проверка бухгалтерской и налоговой отчетности ООО «Ресурс – СП» по разделу расчетов с бюджетом по налогу на имущество.

    Цель данной работы:

    - Разработать процесс планирования аудиторской проверки операций по расчетам с бюджетом по налогу на имущество.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    - Изучить технико-экономическую характеристику ООО «Ресурс – СП» и особенности учета налогооблагаемой базы по расчету налога на имущество и расчетов с бюджетом по налогу на имущество.

    - Разработать процесс планирования аудиторских процедур.

    1. Организация аудита расчетов по налогу на имущество в ООО «Ресурс – СП»

    1.1. Технико-экономическая характеристика ООО «Ресурс – СП» и особенности учета расчетов с бюджетом по налогу на имущество

    Предприятие «Ресурс – СП» - общество с ограниченной ответственностью с уставным капиталом 200 тыс. руб. образовано 30 марта 1999 года.

    Основной вид деятельности - производственный: изготовление огнеупорных монолитных блоков для нагревательных печей листовых и сортопрокатных станов, изготовление монолитной футеровки печей различного назначения, восстановление деталей транспортных машин методом наплавки и напыления.

    Работы по первому направлению проводятся на арендованном участке на территории ЛПП ОАО «НЛМК». Территория занимает площадь 100 кв.м. и оснащена необходимым оборудованием. На участке изготавливаются термостойкие блоки из муллита и муллитокорунда с применением высокоглиноземистого цемента методом вибролитья.

    Работы по изготовлению монолитной футеровки проводятся на месте заказов.

    Работы по второму направлению проводятся на арендованном участке в ЛПГЭТ. Участок занимает площадь размером 200 кв.м. и оснащен двумя наплавочными установками, вальцетокарным станком и другим необходимым оборудованием. Ассортиментный перечень восстанавливаемых деталей включает в себя 50 наименований, в том числе валы электродвигателей, тормозные барабаны, трамвайные колеса.

    Предприятие имеет в собственности здание цеха с АБК, но данное здание не эксплуатируется вследствие отсутствия средств на ремонт и его обслуживание. В будущем планируется все производство перевести в данный цех. Общий штат рабочих 25 человек.

    Управленческий персонал 5 человек: генеральный директор, заместитель генерального директора, главный бухгалтер, главный инженер, топ-менеджер.

    ТАБЛ

    Из полученных данных, очевидно, что данное предприятие в анализируемом периоде сократило масштабы своей деятельности практически наполовину. Причины этого могут быть различны: от отсутствия заказчиков вследствие их финансовых трудностей либо в отсутствии необходимости в услугах данной организации.

    Высокая себестоимость продукции привела к тому, что темпы роста прибыли от реализации за отчетный период составили всего 4 %. И как следствие предприятие понесло убыток за отчетный период в размере 27000 рублей. Руководству следует обратить внимание и постараться снизить себестоимость выпускаемой продукции.

    Право подписи имеют директор, заместитель директора и главный бухгалтер.

    Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ведет главный бухгалтер, кроме него в штат бухгалтерии никто не входит. Он также осуществляет и внутренний контроль.

    Учет формирования налогооблагаемой базы и расчетов с бюджетом по налогу на имущество ведется главным бухгалтером ООО «Ресурс – СП» единолично и самостоятельно, без привлечения со стороны каких-либо специалистов.

    Для того чтобы проследить учет расчетов на предприятии по налогу на имущество, во-первых, следует посмотреть учетную политику. При изучении положений учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета ООО «Ресурс – СП», имеющих отношение к организации учета аудируемого объекта, было установлено следующее:

    - Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производить линейным способом;

    - Объекты основных средств стоимостью до 10000 руб. признавать расходами на производство (продажу) при передаче их в эксплуатацию;

    - Затраты на ремонт основных средств включать в себестоимость продукции текущего отчетного периода

    - Материально-производственные запасы учитывать на счете 10 «Материалы» с их оценкой по фактической себестоимости приобретения;

    - Использовать при расчете фактической себестоимости отпущенных в производство материальных ресурсов метод по себестоимости первых по времени приобретения материальных ресурсов (ФИФО);

    - При ведении налогового учета использовать формы регистров компьютерной программы 1С: Налог на прибыль.

    После изучения положений данной учетной политики, имеющих отношение к аудируемому объекту, возник ряд вопросов:

    - Кем ведется учет формирования налогооблагаемой базы и расчетов с бюджетом по налогу на имущество;

    - Формы учетных регистров ведения бухгалтерского учета и в соответствии, с какими формами учетных регистров ведется налоговый учет в отношении налога на имущество;

    - Способы ведения налогового учета;

    - Порядок и сроки проведения инвентаризации;

    - Как определяется срок полезного использования ОС;

    - Применяются ли коэффициенты ускоренной амортизации.

    - Способ определения единицы учета материально-производственных запасов;

    - Порядок отражения в учете процесса заготовления материально-производственных запасов;

    - Порядок отнесения расходов связанных с заготовлением МПЗ.

    В целом, по результатам изучения общих моментов учета аудируемого объекта, можно сделать вывод о плохой организации системы учета данного объекта, имеется ряд недостатков, которые возникают из-за не понятного описания, а также полного отсутствия описания важных элементов ведения учета аудируемого объекта в учетной политике.

    1.2. Нормативная и информационная база аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на имущество

    1. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

    2. Закон РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (с изменениями и дополнениями от 16 июля, 22 декабря 1992 г., от 6 марта, 3 июня 1993 г., 11 ноября 1994 г., 25 апреля, 23 июня, 22 августа 1995 г.).

    3. Инструкция Госналогслужбы РФ от 8 июня 1995 г. № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» (с изменениями и дополнениями от 12 июля, 9 октября 1995 г., 29 мая 1997 г., 2 апреля 1998 г.).

    4. Налоговый кодекс РФ. Часть 2. ФЗ от 05.08.2000 № 117 – ФЗ (в ред. ФЗ от 29.12.2000 г. №166 –ФЗ).

    5. ПБУ 5/01 « Учет материально-производственных запасов»;

    6. ПБУ 6/01 « Учет основных средств».

    7. Письмо МНС от 10 мая 2000 года № 04-3-07/412 «О налоге на имущество предприятия»;

    8. Письмо МНС РФ от 06.09.2002 N ШС-6-21/1377 «О налоге на имущество предприятий» (вместе с письмом Минфина РФ от 29.08.2002 N 04-05-06/34)

    9. Письмо МНС РФ от 26.10.2001 N ВТ-6-21/819 (ред. от 15.02.2002) о рекомендациях по проверке правильности заполнения новых форм расчета налога на имущество предприятий;

    10. Приказ МНС РФ от 21.04.2003 N БГ-3-21/203 о внесении изменений и дополнений в инструкцию Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.05.2003 N 4495);

    11. Приказ МНС РФ от 23.03.2004 № САЭ 3-21/224 « об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по её заполнению». Приложение №1. Приложение №2.

    12. Федеральный закон от 11.11.03. № 139- ФЗ;

    13. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. От 28.03.2002) «О бухгалтерском учете».

    Для проведения аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на имущество, используются следующие источники информации:

    -учетная политика организации в целях бухгалтерского и налогового учета за 2012 год

    -приказы исполнительной дирекции о назначении ответственного за расчет и учет налога на имущество предприятия

    -первичная документация бухгалтерского и налогового учета

    -регистры бухгалтерского и налогового учета

    -налоговая декларация по налогу на имущество предприятия.

    В ходе изучения документооборота по данному объекту учета были выявлены следующие первичные документы:

    а) По учету поступления ОС:

    - Акт приемки-передачи ОС;

    - Акт о приемке оборудования;

    - Акт приемки-передачи оборудования в монтаж;

    - Акт о выявленных дефектах оборудования;

    - Инвентарные карточки;

    б) По учету материально-производственных запасов:

    - Доверенности;

    - Приходные ордера;

    - Акт о приемке материалов;

    - Товарно-транспортные накладные;

    - Товарные чеки;

    - Лимитно-заборные карты;

    - Карточки учета материалов.

    Проверка первичных документов проводится выборочным способом. Для обеспечения репрезентативности аудиторской выборки использован систематический отбор: изучается каждый пятый документ соответствующей категории.

    Учетные регистры по проверяемым объектам учета.

    Бухгалтерский учет:

    - Оборотно-сальдовая ведомость;

    - Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 01;

    - Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 02;

    - Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 10.1;

    - Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 20;

    - Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 43;

    - Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 51

    2. Аудит расчетов с бюджетом по налогу на имущество

    2.1. Цель и задачи аудиторской проверки

    Целью аудиторской проверки является соответствие применяемого в организации порядка определения, формирования, исчисления, а также учета и расчетов с бюджетом по налогу на имущество нормативным документам, действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде.

    Задачами аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на имущество являются:

    - проверка правильности определения объекта налогообложения;

    - проверка правильности определения состава налоговой базы;

    - проверка правильности определения налогового периода;

    - проверка правильности применяемых ставок налога на имущество;

    - проверка правильности порядка исчисления налога на имущество;

    - проверка возможности применения льгот по налогу на имущество;

    - проверка правильности заполнения декларации по налогу на имущество;

    - проверка правильности порядка уплаты в бюджет.

    Определив цель и задачи аудиторской проверки, следует перейти к планированию проверки расчетов с бюджетом по налогу на имущество.

    2.2. Планирование аудиторской проверки

    Знакомство с системой бухгалтерского учета ООО «Ресурс – СП» включило в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта:

    1. Учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета;

    2. Организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;

    3. Порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров;

    4. Порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;

    5. Роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовки отчетности;

    6. Критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;

    7. Средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.

    Система бухгалтерского учета экономического субъекта считается эффективной, так как в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования:

    1. Операции в учете правильно отражают временной период их осуществления;

    2. Операции в учете зафиксированы в правильных суммах;

    3. Операции правильно и в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета;

    4. Зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности;

    В начале планирования аудиторской проверки получено общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета. По итогам первоначального знакомства принимается решение о том, что полагаться на систему внутреннего контроля экономического субъекта, подлежащего проверке, не стоит. Далее аудит планируется таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Надежность системы внутреннего контроля оценивается как "низкая" и более удобно и экономически оправдано не полагаться на эту систему.

    При определении внутрихозяйственного риска было установлено следующее:

    1. Все учитываемые операции действительно имели место.

    2. Хозяйственные операции были соответственным образом разрешены.

    3. Совершенные операции учитываются и отражаются в учете должным образом.

    4. Операции правильно разнесены по счетам.

    5. Операции регистрируются своевременно.

    6. Операции должным образом отражены в учетных регистрах и правильно перенесены в Главную книгу.

    7. Бухгалтерская отчетность и декларация по налогу на имущество заполнена соответствующим образом.

    Исходя из этого и анализируя особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли, в которой действует предприятие, опыт и квалификацию главного бухгалтера, а также сложность учитываемых хозяйственных операций, внутрихозяйственный риск можно оценить как достаточно низкий и принять его к расчету 60%.

    При общем знакомстве с системой внутреннего контроля предприятия не было выявлено практически никаких средств контроля, также отсутствует схема документооборота, но объем хозяйственных операций сравнительно невелик. В связи с этим система внутреннего контроля оценивается как низкая. Следовательно, ей соответствует высокий риск, равный 80%.

    Риск аудита принимается равным 5%, так как именно эта величина является наиболее часто употребляемой при аудите многих видов налогов.

    Риск не обнаружения равен:

    5% / (60% * 80%) = 10%.

    Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ООО «Ресурс – СП» ведется главным бухгалтером самостоятельно и единолично. В приказе генерального директора о приеме на работу главного бухгалтера указан перечень его должностных обязанностей, среди которых числится ведение налогового учета. Следовательно, главный бухгалтер отвечает за определение объекта налогообложения, состав налоговой базы, налогового периода, применяемых ставок, порядок исчисления и своевременной уплаты налога в бюджет.

    На следующем этапе проверки изучалась учетная политика организации, утвержденная приказом № 1 от 01.01.2003 года, с приложением № 1 для целей бухгалтерского учета и приложением № 2 для целей налогового учета. В учетной политике для целей налогового учета по вопросу налога на имущество предприятия есть только два пункта, в которых говориться, что начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится линейным способом. Не оговорены форма и способы ведения налогового учета, срок полезного использования основных средств и нематериальных активов, не определен налоговый период, порядок и сроки уплаты налога на имущество в бюджет, а также существуют ли льготы по данному налогу и возможность отсрочки платежа в бюджет. Отсутствие в учетной политике многих пунктов раскрывающих налог на имущество затрудняет проведение аудиторской проверки и определения правильности расчетов с бюджетом по данному налогу.

    В ходе проверки было установлено, что налоговый учет ведется, автоматизировано с применением программы 1С: Бухгалтерия 7.7. Налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского учета. Налоговые регистры заполняются на основании первичных документов налогового учета. На предприятии используются рекомендованные типовые формы учетных регистров, самостоятельно разработанных форм нет.

    Объектом налогообложения является имущество организации в его стоимостном выражении, т.е. основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости (согласно Инструкции ГНС от 8 июня 1995 г. № 33).

    Объектом налогообложения на данном предприятии являются: основные средства в том числе здание цеха с АКБ, машины и оборудование, транспортных средств предприятие не имеет; запасы в том числе материалы; затраты в том числе расходы будущих периодов. При проведении аудита основных средств проверяют их сохранность и техническое состояние; законность и правильность документального оформления операций по поступлению, перемещению и выбытию; правильность начисления амортизации, своевременность и полноту включения её в затраты производства; правильность отражения на счетах бухгалтерского учета по поступлению, перемещению и выбытию основных средств. Источниками контроля операций по учету основных является первичная документация на их поступление, выбытие и внутреннее перемещение, по начислению амортизации, а также данные аналитического и синтетического учета основных средств.

    При проверке бала изучена следующая первичная документация: акты приемки-передачи ОС; акты о приемке оборудования; акты о приемке оборудования в монтаж; инвентарные карточки. Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета; правильно ли проведена последняя инвентаризация, каковы её результаты и отражены ли они в учете; проконтролировать достоверность учетных данных о наличии и движении основных средств.

    Однако на предприятии с, момента его основания, инвентаризация не производилась. ООО «Ресурс – СП» относится к категории малых предприятий с общим штатом сотрудников 30 человек, по этой причине руководство самостоятельно контролирует движение основных средств на предприятии и не видит необходимости проведения инвентаризации.

    Аналитический учет основных средств ведется в инвентарных карточках, что снижает трудоёмкость учётной работы, даёт возможность группировать основные средства, позволяет автоматизировать учётный процесс, а также значительно расширить информацию об отдельных объектах основных средств. По причине того, что на предприятии не проводилась инвентаризация, изучение инвентарных карточек было важным моментом в определении наличия основных средств. Данные инвентарных карточек совпадают с аналитическими данными карточки счета 01 «Основные средства».

    В ходе контроля необходимо установить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации; учитывается ли при этом их движение; правильно ли применяются нормы амортизации. Амортизационные отчисления по основным средствам отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности предприятия в отчетном периоде. Для проверки правильности операций по начислению амортизации основных средств, было установлено, что амортизация начисляется линейным способом первого числа каждого месяца на все объекты основных средств и учитывается проводкой Д 20 К 02. Сроки полезного использования и нормы амортизации определены, верно.

    Определим балансовую стоимость основных средств: сальдо на конец периода по счету 01 «Основные средства» за минусом сальдо на конец периода по счету 02 «Амортизация ОС». ( Приложение 4, приложение 6).

    233333,24 – 38577,68 = 194755.56 руб.

    Данные соответствуют данным по строке 120 бухгалтерского баланса (приложение 2).

    На следующем этапе проверим входящие в объект налогообложения запасы предприятия. Из-за отсутствия инвентаризационной описи фактическое наличие материалов проверялось по карточкам складского учета. Записи в карточках складского учета кладовщики делают на основании первичных документов (приемных актов и счет фактур) в день совершения операции. После каждой записи выводят остаток материалов. При проверке нарушений не выявлено.

    Поступление материалов на предприятии учитываются на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости и отражаются проводками Д 10 К 60; 71; 76.5, а списание в производство осуществляется методом ФИФО и отражаются проводкой Д 20 К 10.

    Кроме материалов в запасы предприятия включаются расходы будущих периодов учитываемые на счете 97. Следовательно, общая сумма запасов составляет: счет 10 «Материалы» и счет 97 «Расходы будущих периодов». 355981,90 + 22256,98 = 378238,88 руб. (Приложение 11).

    Объект налогообложения на предприятии определен, верно, так как предприятие не имеет доходных вложений в материальные ценности, нематериальных активов, вложений во внеоборотные активы. Свою деятельность предприятие осуществляет на арендованных участках, которые в соответствии с законом РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» не являются имуществом предприятия и не облагаются налогом.

    Налогооблагаемой базой по налогу на имущество организаций является среднегодовая стоимость имущества.

    Для определения налогооблагаемой базы налога на имущество принимают отражаемые в активе баланса остатки по следующим счетам бухгалтерского учета: 01 «Основные средства» - 233333.24 руб. за минусом суммы амортизации учитываемой на счете 02 «Амортизация основных средств» - 38577.68 руб. Остаточная балансовая стоимость основных средств составила 194755.56 руб. Нематериальные активы отсутствуют. Вложений во внеоборотные активы за текущий период не было. Стоимость материалов составила 355981,90 руб. Также в налогооблагаемую базу включаются расходы будущих периодов, составившие 22256.98 руб. Стоимость имущества ООО «Ресурс – СП», являющаяся налогооблагаемой базой составила 572994,44 руб. налогооблагаемая база определена верно, данные совпадают с данными налоговой декларации (приложение 12).
    написать администратору сайта