Главная страница
Навигация по странице:

  • Одаренные дети

  • Стратегия работы с одаренными детьми включает следующие этапы: I этап – аналитический

  • При реализации вышеперечисленных этапов необходимо руководствоваться следующими принципами педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

  • Условия успешной работы с одаренными учащимися)

  • ШКОЛА Классные часы, собрания;

  • Школьная пресса; Сайт школы;

  • Конкурсы «Лучший спортивный класс», «Самый здоровый класс», «Самый творчески активный класс»

  • Торжество, посвященное Дню Культуры;

  • Формы поощрения учащихся

  • Портфолио ученика.

  • При правильной организации работы с одаренными учащимися можно надеяться на следующие (ожидаемые) результаты

  • Основные мероприятия, которые необходимо включать в план работы с одаренными детьми (на примере Детчинской школы) с целью выстраивания целостной системы работы с одаренными детьми

  • Подготовка учащихся к олимпиаде

  • Статья "Система работы с одаренными и высокомотивированными учащимися". Статья "Система работы с одаренными и высокомотивированными. Работа с одаренными детьми. (Поддержка талантливых и высокомотивированных учащихся)


    НазваниеРабота с одаренными детьми. (Поддержка талантливых и высокомотивированных учащихся)
    АнкорСтатья "Система работы с одаренными и высокомотивированными учащимися"
    Дата19.09.2017
    Размер72 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСтатья "Система работы с одаренными и высокомотивированными.doc
    ТипДокументы
    #43052
    КатегорияДругое

    Работа с одаренными детьми.

    (Поддержка талантливых и высокомотивированных учащихся).

    Цель обучения ребенка состоит в том,

    чтобы сделать его способным развиваться

    дальше без помощи учителя.

    Элберт Хаббард

    Одной из главных задач любой школы, в том числе и нашей, Детчинской, является работа с одаренными детьми. Кто же такие «одаренные дети», какого ученика можно считать одаренным и как правильно организовать работу с такими детьми?

    Одаренные дети:

    - имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

    - имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

    - испытывают радость добывания знаний, умственного труда.

    Можно выделить три категории одаренных детей:

    1.     Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

    2.     Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки.

    3.     Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

    Работа с одаренными детьми должна быть четко спланированной и поэтапной.

    Стратегия работы с одаренными детьми включает следующие этапы:

    I этап – аналитическийвыявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся.

    Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Это может осуществляться за счет целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики; проведения различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности, знакомства педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми; обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование; накопление библиотечного фонда по данному вопросу. Это очень важный этап, так как именно от него зависит, насколько эффективно пойдет становление каждой личности ученика и станет ли эта личность по-настоящему успешной.

    Для меня важно: успех ребенка должен быть замечен!

    II этап – диагностический (5-9 классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин и внеурочной деятельности. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. На данном этапе создаются условия для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способности. Осуществляется отбор среди различных систем тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления инициативности и творчества.

    III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся – старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация от «знаниевых» ориентиров (с доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов) к созданию условий для становления комплекса компетенции, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях современного общества. На данном этапе учащимся предоставляется возможность совершенствования своих способностей и совместной деятельности со сверстниками, научными руководителями через самостоятельную работу.

    При реализации вышеперечисленных этапов необходимо руководствоваться следующими принципами педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

    - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

    принцип индивидуализации и дифференциации обучении;

    принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

    принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

    Считаю, чтобы работа с одаренными детьми стала по настоящему успешной (Условия успешной работы с одаренными учащимися), необходимо:

    1. Осознание важности работы каждым членом коллектива, усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;

    2. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающими определенными качествами:

    - увлеченность свои делом;

    - способность к экспериментальной, инновационной, научной и творческой деятельности;

    - профессионализм;

    - интеллектуальность, нравственность и эрудированность;

    - умение быть психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

    3. Создание системы презентации достижений учащихся:

    Для педагогов Детчинской средней школы важно: успех ребенка должен быть не только замечен, но и должен быть отмечен.

    З
    СОЦИУМ
    а годы работы в школе сложилась система презентации достижений учащихся с учетом возраста школьников. Но, мы хорошо понимаем, что развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывает влияние окружающая среда и, прежде всего, система социальных отношений, в которую с самого раннего детства включается ребенок. Поэтому и успехи ребенка важно отмечать не только в стенах школы.


    ШКОЛА


    Классные часы, собрания;

    Поощрительные и благодарственные записи в дневниках;

    Информационные стенды;

    Выставки работ;

    Школьные линейки;

    Родительские собрания;

    Школьная пресса; Сайт школы;

    Стенд общешкольных грамот, спортивных наград;

    Школьные праздники «День наук», научно-практическая конференция, конкурсы: «Ученик года», «Алло, мы ищем таланты»;

    Конкурсы «Лучший спортивный класс», «Самый здоровый класс», «Самый творчески активный класс»

    Выпускные вечера

    Районная и областная пресса;

    Традиционное подведение спортивных итогов года;

    Отчетные концерты школы искусств;

    Торжество, посвященное Дню Культуры;

    Участие в традиционном, районном празднике «Отличников»

    Торжество, посвященное Дню Села.








    ПОРТФОЛИО


    Формы поощрения учащихся:


    • Устные поощрения;

    • Письменные объявления;

    • Выписки из приказов;

    • Записи в дневниках;

    • Грамоты, дипломы, благодарственные письма;

    • Похвальные листы, похвальные грамоты;

    • Статьи в газетах (школа, район);

    • Публикации на сайте школы;

    • Именные значки, медали, спортивные кубки;

    • Памятные сувениры, подарки: книги, предметы с символикой школы, поселения (кружки, футболки и т.д.), фотоальбомы, канц.принадлежности, цифровые носители, справочная литература и т.д.;

    • Отзывы о работе, рецензии;

    • Компьютерные презентации;

    • Сводные ведомости участия в мероприятиях, соревнованиях;

    • Экскурсионные поездки;

    • Выпуск индивидуальных сборников творческих работ;

    • Персональные выставки, творческие вечера;

    • Концерты, фестивали творчества.


    Из публичных презентаций достижений учащихся складывается портфолио ученика.

    Портфолио ученика.

    Сложившаяся система презентации учащихся способствует:


    • активизации творческого потенциала школьников;

    • развитию навыков и умений анализировать свои мысли, действия, успехи; принимать решения, предвидеть результат;

    • проявлению инициативы, ответственности за свои действия;

    • умению работать самостоятельно и в коллективе;

    • обобщению и распространению опыта;

    • укреплению семьи, уважению семейных ценностей;

    • личностному росту.

    При правильной организации работы с одаренными учащимися можно надеяться на следующие (ожидаемые) результаты:

    1.     Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.

    2.     Издание исследовательских работ учащихся.

    3.     Пополнение информационного банка данных ученических работ.

    4.    Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся, в частности за счет активного использования ИКТ, цифрового оборудования и цифровых образовательных ресурсов.

    5.     Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

      

    Основные мероприятия, которые необходимо включать в план работы с одаренными детьми (на примере Детчинской школы) с целью выстраивания целостной системы работы с одаренными детьми:




    Мероприятия

    1

    Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении отдельных предметов или видов деятельности

    2

    Организация и проведение I тура (школьных) предметных олимпиад

    3

    Подготовка победителей внутришкольных олимпиад к участию в районных олимпиадах

    4

    Участие во II туре олимпиад школьников (районных олимпиадах)

    5

    Организация семинаров для учителей школы по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимися и работы с одаренными учащимися.

    6

    Выявление одаренных и способных к научно-исследовательской работе старшеклассников

    7

    Организация научно-исследовательской работы учащихся (в частности, работа НОУ «Поиск», кружковая работа)

    8

    Создание банка данных исследовательских и проектных работ

    9

    Разработка методических материалов в помощь организаторам научно-исследовательской работы с учащимися

    10

    Организации и проведение внеклассных мероприятий направленных на развитие творческих способностей учащихся и возможностей презентовать себя и свои достижения («Ученик года», «День наук», и др.

    11

    Проведение предметных недель с активным участием одаренных учащихся

    12

    Проведение научно-практических конференций

    (представление своих проектов учащимися)

    13

    Организация и взаимодействие с общественными организациями и объединениями по вопросам работы с одаренными детьми

    14

    Организация и участие в различных дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах, марафонах


    Подготовка учащихся к олимпиаде

     

    Великий Наполеон говорил: «Когда ищешь причины успехов великих полководцев, то удивляешься, находя, что было ими сделано все, чтоб обеспечить их».
    Да, успех приходит к тому, кто непрерывно работает над собой, когда рядом те, кто верит, надеется, помогает, кто сам стремится к успеху… - вот главный принцип работы с одаренными учащимися.
    написать администратору сайта