Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • Развитие творческих способностей. Развитие творческих способностей в процессе выполнения учебноисследовательской работы студентов


    Скачать 31.42 Kb.
    НазваниеРазвитие творческих способностей в процессе выполнения учебноисследовательской работы студентов
    Дата17.02.2019
    Размер31.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРазвитие творческих способностей.docx.docx
    ТипДокументы
    #54855

    Развитие творческих способностей в процессе выполнения учебно-исследовательской работы студентов

    Асаналиев М.К.-д.п.н., профессор, академик РФ, КГТУим.И.Раззакова

    Резюме: В статье рассмотрены некоторые возможности развития творческих способностей студентов в условиях организации УИРС

    Ключевые слова: учебно-исследовательская работа, конструкторско–технологическое проектирование, творческая мыслительная деятельность студентов, мотив, творческие работы, творческие способности.

    Наблюдения за работой студентов на практических занятиях, лабораторных работах по методике преподавания технического творчество и моделирование , а также во время педагогической практики указывают на то, что у студентов недостаточно развиты творческие навыки. Некоторые студенты не умеют самостоятельно анализировать учебный материал, предлагать свои варианты изложения учебного материала, делать выводы и др. кроме того, не у всех студентов сформирована потребность в самостоятельном приобретении новых знаний, умений ставить и решать проблемы [1].

    Об этом говорит и анкетирование студентов факультета транспорта и машиностроения кафедры «Инженерная педагогика» КГТУ им. И. Раззакова . в анкетном опросе приняли участие 250 студентов групп ПОб-1 и ПОз-1. Целью анкетирования являлось выявление факторов, отрицательно влияющих на ТСР.

    Студентам был предложен вопрос: «Какими творческими видами работ вы бы хотели заниматься?»

    Итоги выглядят следующим образом:

    Таблица № 1



    Виды творческих

    работ

    «системати-чески»

    %

    «эпизоди-чески»

    %

    «не проводятся»

    %

    1.

    Работа с лекционными конспектами

    20,5

    29,3

    50,2

    2.

    Работа с педагогической литературой

    16,0

    20,6

    63,4

    3.

    Подбор литературы по заданной теме

    28,9

    24,1

    47,0

    4.

    Выполнение курсовых работ

    19,4

    35,3

    43,3

    5.

    Работа над рефератами

    23,5

    39,0

    37,5

    6.

    Подготовка докладов

    29,1

    29,3

    41,6

    7.

    Анализ конкретных педагогических ситуаций

    21,8

    28,1

    50,1


    Как видно из таблицы, из всех опрошенных, 20,5% изъявили желание самостоятельно работать над конспектами; 29,3% - эпизодически; а 50,2% ответили, что их это вообще не занимает. И даже ко второй задаче лишь 16,0% отнеслись положительно; 20,6% - эпизодически, а 63,4% вообще в этом не заинтересованы. Работать над курсовой работой изъявили желание 19,4%, другие предпочитают заниматься этой работой эпизодически, и большинство – 43,3% студентов ответили отрицательно. Аналогичное отношение большинства студентов к другим видам ТСР на начальном этапе исследования.

    Результаты исследования указывают на то, что большинство студентов негативно относятся к различным видам творческих самостоятельных работ, что представляет собой в серьезную научную проблему, так как это сказывается на эффективности процесса обучения в целом.

    На наш взгляд, решить эту проблему, в значительной степени , можно посредством учебно-исследовательской работы студентов по методике преподавания технических дисциплин (см. рис. 1).

    Учебно-исследовательская работа студентов представляет собой наиболее эффективный метод подготовки качественно новых специалистов в высшей школе. Она максимально развивает творческое мышление, индивидуальные способности, исследовательские навыки студентов, позволяет осуществлять подготовку инициативных специалистов, развивает научную интуицию, глубину мышления, творческий подход к восприятию


    УИРС

    ТЕОРИЯ

    ПРАКТИКА

    Развитие профессиональных умений и навыков

    Практические, лабораторные занятия, пед. практика

    Лекции, спецкурсы КР, ДР

    Методическая подготовка будущего преподавателя ПО



    знаний и практическое применение их для решения организационных, технических и прикладных задач и научных проблем, а также воспитывает у студентов умение работать в коллективе [2].

    Например, для будущего педагога это: 1) способности как устойчивые свойства личности, отражающие структуру педагогической деятельности и являющиеся условиями ее успешного выполнения; 2) способности к научно – педагогической творческой деятельности, т.е. более сложная совокупность психических качеств и свойств, которая обеспечивает творчество в сфере профессиональной деятельности.

    В системе подготовки специалистов в высшей школе самостоятельную творческую работу студентов можно рассматривать как малую педагогическую систему. Учебный процесс в исследуемой педагогической системе представлен как группа взаимосвязанных целенаправленных видов творческих самостоятельной работы имеющих учебное, научное и профессиональное единство.

    Основными методами обучения являются: научные методы (самостоятельное проведение исследований в новом малоизученном разделе науки с использованием современных методов научного поиска, основанных на применении ЭВМ, последовательное выполнению всех этапов исследования), методы моделирования (создание имитационных моделей, необходимых для решение на ЭВМ поставленных заданий, а также производственных ситуаций), наглядные методы (образное отображение на устройствах вывода графической информации на ЭВМ результатов моделирования в виде графической зависимости и схем), обеспечивающие связь между конкретным и абстрактным в познании, облегчающие анализ результатов имитационного моделирования, полученных в процессе решения поставленной проблемы, практические методы (самостоятельное выполнение студентами исследований по проектной теме).

    Сочетание этих методов обучения способствует развитию творческой мыслительной деятельности студентов, которая так необходима им для последующей работы постоянно развивающийся и обновляющей системе конструкторско–технологического проектирования.

    Поэтому в учебно–воспитательном процессе значительное место должно отводиться развитию активного отношения студентов к учебе, выработка положительных мотивов учения. В связи этим представляется естественным изучить вопрос формирования специального и профессионального значимой совокупности мотивов в творческой самостоятельной работе студентов. Кроме того, такая постановка вопроса диктуется требованиями системного подхода, в соответствии с которым необходимо рассматривать процесс обучения на разных уровнях анализа, в частности, на личностно – мотивационном[3].

    В процессе деятельности происходит формирование, развертывание мотивов. Установлено, чтобы учебная деятельность побуждается не одним, а многими, находящимися между собой в сложной зависимости. Совокупность мотивов, присущих определенному виду учебной деятельности, в дальнейшем будут называть системой мотивов. Процесс обучения и воспитание в вузе, направленный на общую и профессиональную подготовку молодого специалиста, оказывает существенное влияние на систему мотивов, изменяя иерархию отдельных из них.

    Профессиональные мотивы студента необходимо развивать и укреплять в процессе овладения профессией. Успешность этой работы во многом зависит от профессиональной мотивации, сложившейся при обучении в вузе [4].

    Выявление системы мотивов , присущих творческой самостоятельной работе, позволяет оценить общие особенности мотивации студентов, правильно намерить пути формирования, укрепления социально значимых мотивов в процессе обучения в вузе (от чего во многом зависит последующая профессиональная деятельность). Познавательной самостоятельность наиболее ярко проявляется в деятельности студентов в ходе выполнения таких видов творческой самостоятельной работы как курсовое проектирование, учебно-исследовательская и выпускная квалификационная работа.

    Таким образом, от степени решения проблемы организации учебно-исследовательской работы студентов по методике преподавания зависит направленность методической подготовки, деятельность преподавателя и студентов, в конечном счете, сформированность всех уровней профессиональной познавательной самостоятельности студентов, а также профессиональных умений и навыков.

    В связи с этим, появилась необходимость выявления уровней сформированности теоретических знаний студентов, а также уровней сформированности профессиональных умений и навыков будущих преподавателей профессионального обучения.

    На первом уровне полнота знаний студента проявляется в том, что, он воспроизводит факты, сведения, явления во взаимосвязи и с опорой на основные признаки, выделяет существенные и несущественные признаки, дает самостоятельно развернутое определение, видит и исправляет неточности в определениях.

    На втором уровне студент самостоятельно воспроизводит отдельные факты, сведения, явления и т.д., находит отдельные связи между ними с опорой на основные признаки, но не умеет обосновано отделить существенные признаки от несущественных.

    На третьем уровне в знаниях студентов сохраняются второстепенные факты, сведения, явления, связи между которыми не осознаются [1]..

    Эти задания имеют некоторые особенности. Во-первых, учебно-исследовательские задания имеют (должны иметь) различную степень сложности, требующую от студентов адекватных теоретических знаний, а также профессиональных умений и навыков. Во-вторых, они допускают неоднозначные решения. Другими словами, пути решения учебно-исследовательских заданий могут быть различными.

    Исходя из этого, возникает необходимость творческого подхода к решению проблемы вовлечения студентов в УИР. Поэтому преподавателю, при организации УИРС целесообразно учитывать следующие положения:

    1. Дифференцированная успеваемость студентов требует разработки учебно-исследовательских заданий различной степени сложности;

    2. Все задания должны способствовать переходу студента от низкого интеллектуального уровня – к более высокому;

    3. Каждому студенту необходимо предоставить право выбора из нескольких учебно-исследовательских заданий (различной степени сложности) – наиболее предпочтительного;

    4.Поощрение творческого подхода студента к выполнению учебно-исследовательской работы.

    Целью данного задания являлось формирование у студентов конструкторско-технологических умений, а также развитие графической грамотности.

    Задание более сложного характера предполагает конструирование целого механизма: самостоятельно разработать дробилку; изготовить арсенал прессформ для свеч, электро-стенды и др. задания такого характера способствует развитию профессиональных умений и навыков. Не исключено, что учебно-исследовательская работа такого масштаба потребует от студента новых знаний, не предусмотренных учебной программой. Однако, это только повышает эффективность учебно-исследовательской работы студента.

    Для решения проблемы подготовки будущих преподавателей профессионального обучения к руководству техническим творчеством включилось значительное число научных и практических работников, тем не менее материалы специальной межвузовской научно-практической конференции свидетельствуют о том, что единого подхода к подготовке в университете студентов к руководству техническим творчеством учащихся нет [5].

    Наша методика составления, подбора и включения учебно-исследовательских заданий в систему состояла из пяти этапов:

    1. Анализ программы университетов по методике преподавания профессионального обучению и программы НПО,СПО по спецтехнологии.

    2. Выявление межпредметных связей методики преподавания профессионального обучения с практикумом по решению задач, психологией, педагогикой.

    3. Подбор и составление заданий с учетом типологии проблем технических дисциплин.

    4. Изучение и обобщение типичных ошибок студентов по техническим дисциплинам во время педагогической практики, на практических и лабораторных занятиях по методике преподавания профессионального обучения.

    5. Подбор и составление заданий с учетом требования развития исследовательских, творческих умений и навыков студентов.

    Определяя значимость каждого из выдвинутых требований и возникающих в связи с ними практических задач мы установили что повышения технико-конструкторной подготовленности студентов через УИРС является одной из наиболее важных задач так как такая подготовка отвечает требованиям основной учебной работы со студентами. Это обусловлено тем, рост творческой подготовленности осуществляется в процессе конкретной технической деятельности и строится с учетам содержания деятельности студентов в кружках , с использованием применяемого в них оборудования, приборов и т.п., что соответствует определенным выше требованиям к руководителю творчеством.

    Данные, полученные в процессе экспериментальной работы, подтвердили выдвинутые нами теоретические положения и позволили подвести следующие окончательные итоги:

    1. Доказано, что научно-техническое творчество молодежи, осуществляемой в условиях УИРС, является эффективным направлением подготовки к руководству технического творчеством.

    4. Разработано содержание учебной подготовки студентов в УИРС. Установлено, что использование шести разработанных уровней технического творчества является эффективным методом оценки, контроля и руководства ростом технико-конструкторской подготовленности студентов.

    5. Разработана система учебного эксперимента для подготовки студентов к руководству техническим творчеством.

    Результаты экспериментальной работу подтвердили также, что при организации УИРС имеется необходимые возможности для изучения студентами материально-технической базы в кружках, овладения содержанием технической творческой базы деятельности, непосредственного руководства технического творчества различных категорий учащихся.

    Литература

    1. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М: Высшая школа, 1981.-240с.

    2.Асаналиев М.К.Проектирование технологии организации самостоятельной работы студентов. Монография: – Каракол: Педагогика, 2002. – 228 с.

    3.Асаналиев М.К Направления и формы научно-исследовательской работы студентов в условиях многоступенчатой системы обучения. //Социальные и гуманитарные науки. – 1999. - №1-2. – С. 104-105.

    4.Богоявленская Д.Б.Рабочая концепция одаренности//Вопросы образования.-2004.№2.-С.46-58.

    5.Новгородова А. С. Подготовка учителей технологии к руководству техническим творчеством школьников [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.).

    6.Панфилова А.П. «Игровое моделирование в деятельности педагога» СПб.2003.
    написать администратору сайта