Главная страница
Навигация по странице:

  • Prentice

  • Роджер Р. Хок

  • ISBN 5-93878-23^*.

  • Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ

  • Глава 2. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ 65

  • Глава 3. НАУЧЕНИЕ И ОБУСЛОВЛИВАНИЕ 111

  • Глава 4. ИНТЕЛЛЕКТ, ПОЗНАНИЕ, ПАМЯТЬ 157

  • Глава 5. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА 206

  • Глава 6. ЭМОЦИИ И МОТИВАЦИЯ 258

  • Глава 7. ЛИЧНОСТЬ 314

  • Глава 8. ПСИХОПАТОЛОГИЯ 365

  • Глава 9. ПСИХОТЕРАПИЯ 417

  • Глава 10. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 461

  • ИССЛЕДОВАНИЯ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ЭТУ КНИГУ, БЫЛИ ТЩАТЕЛЬНО ОТОБРАНЫ

  • ХАРАКТЕР ОПИСАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

  • ОСНОВНАЯ ЦЕПЬ ДАННОЙ КНИГИ - ПРЕДСТАВИТЬ ОТКРЫТИЯ В ОСМЫСЛЕННОЙ И ДОСТУПНОЙ ДЛЯ

  • ЭТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

  • Исследования с участием людей

  • Роджер Хок 40 исследований. Роджер Р. Хок 40 исследований, которые потрясли психологию 4е международное издание СанктПетербург Праймеврознак 2006


    Скачать 3.14 Mb.
    НазваниеРоджер Р. Хок 40 исследований, которые потрясли психологию 4е международное издание СанктПетербург Праймеврознак 2006
    АнкорРоджер Хок 40 исследований.doc
    Дата11.05.2018
    Размер3.14 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРоджер Хок 40 исследований.doc
    ТипДокументы
    #26878
    страница1 из 36
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

    Ознакомьтесь с 40 классическими, наиболее извест­ными и влиятельными исследованиями, кардиналь­но изменившими лицо психологии и наши знания о природе поведения человека. Испытайте волнение первооткрывателя, посещаяв творческие лаборатории Розенцвейга и Гибсона, Скин-нера и Бандуры, Пиаже и Аша, Экмана и Фестингера, Мастерса и Джонсон, Роршаха, Милграма и многих других мастеров психологии. Редкая удача для учебника — эту книгу хочется перечитать вновь!

    Prentice Hall

    Roger R. Hock, Ph. D.

    FORTY STUDIES

    THAT CHANGED

    PSYCHOLOGY

    Explorations into the History of Psychological Research

    Fourth Edition

    Роджер Р. Хок

    40 ИССЛЕДОВАНИЙ,

    КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ

    ПСИХОЛОГИЮ

    4-е международное издание

    Санкт-Петербург

    «Прайм-ЕВРОЗНАК»

    2006

    УДК 159.9.01 Права на перевод получены издательством

    ББК 88.1 «Прайм-Еврознак» по соглашению

    X7Q с Prentice Hall. A Pearson Education Company.

    Все права защищены. Никакая часть данной книги

    не может быть воспроизведена в какой бы то ни было

    форме без письменного разрешения владельцев

    авторских прав.

    Хок, Р.

    Х70 40 исследований, которые потрясли психологию / Род­жер Р. Хок. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 509, [3] с. (Психология — лучшее). ISBN 5-93878-237-6

    Эта уникальная книга представляет 40 наиболее известных и влия­тельных исследований, кардинально изменивших лицо психологии и наши знания о природе поведения человека. Книга заставляет испытать волнение первооткрывателя, приглашая в творческие лаборатории Ро-зепцвейга и Гибсона, Скиннера и Бандуры, Пиаже и Аша, Экмана и Фес-тингера, Мастерса и Джонсон, Роршаха, Милграма и многих других мастеров психологии.

    Для самого широкого круга читателей, интересующихся современны­ми знаниями о поведении человека.

    Роджер Р. Хок 40 ИССЛЕДОВАНИЙ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ ПСИХОЛОГИЮ

    Перевод с английского: А. Боричев, Е. Будагова, О. Голубева,

    Е. Завойко, М. Парсаданова, А. Ракитина, А. Туник

    Художественный редактор. В. Шимкевич

    Компьютерная верстка: Н Грибещенко

    Подписано в печать 3.05 2006 Формат 84xl08'/32- Печать офсетная.

    Усл. печ. л 26,88. Тираж 3000 Заказ № 1478 Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93,

    том 2-953000 — книги, брошюры.

    «Прайм-ЕВРОЗНЛК». 195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д 41. Издание осуществлено при техническом участии ООО «Издательство ACT».

    © 2002, 1999, 1995, 1992 by Pearson Education,

    Inc. Upper Saddle River, New Jersey 07458 © Перевод на русский язык: А. Боричев, Е. Буда­гова, О. Голубева, Е. Завойко, М Парсаданова, А. Ракитина, А. Туник, 2002

    ISBN 5-93878-23^*. V © Серия, оформление: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2006 ISBN 0-13-032263-6 (англ.) © «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2006

    Диане Перин Хок, Кэролайн Мэй Перин Хок и Беверли К. Балла посвящаю.

    Содержание

    ПРЕДИСЛОВИЕ 7

    Глава 1. БИОЛОГИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

    ПОВЕДЕНИЕ 18

    Один мозг или два? 19

    Больше опыта — больше мозг? 32

    Вы таков, какой вы есть «от природы»? 42

    Внимание: «визуальный обрыв»! 54

    Глава 2. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ 65

    То, чтобы видите, — это то, чему вы научились 66

    Спать — значит видеть сны 77

    Развенчание сновидений 87

    Поведение в гипнозе 99

    Глава 3. НАУЧЕНИЕ И ОБУСЛОВЛИВАНИЕ 111

    Это не только о слюноотделении у собак! 112

    Эмоции маленького мальчика по имени Альберт 122

    Постучи по дереву! 132

    Наблюдать агрессию... совершать агрессию 144

    Глава 4. ИНТЕЛЛЕКТ, ПОЗНАНИЕ, ПАМЯТЬ 157

    Что ожидаете, то и получите 158

    Создание хорошего впечатления 169

    Карты в вашей голове 182

    Спасибо за воспоминания! 193

    Глава 5. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА 206

    Открытие природы любви 207

    С глаз долой, но не из сознания 219

    Родился первым — родился более

    сообразительным? 233

    Я контролирую ситуацию и очень этому рад! 244

    Глава 6. ЭМОЦИИ И МОТИВАЦИЯ 258

    Сексуальная мотивация 259

    Я могу прочитать все по вашему лицу! 276

    Жизнь, изменения и стресс 288

    Дисгармония в мыслях 300

    Глава 7. ЛИЧНОСТЬ 314

    Являетесь ли вы хозяином своей судьбы? 315

    Насколько вы нравственны? 328

    Гонка во вред своему сердцу 340

    Один; много 351

    Глава 8. ПСИХОПАТОЛОГИЯ 365

    Ну, и кто же здесь сумасшедший? 366

    И вновь вы можете защищаться! 378

    Научение депрессии 391

    Скученность — путь в поведенческую клоаку 403

    Глава 9. ПСИХОТЕРАПИЯ 417

    Выбор своего психотерапевта 418

    Освободитесь от своих страхов 427

    Кто мы есть: наши проекции 439

    Опиши это! 449

    Глава 10. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 461

    Говорите одно, делаете другое 462

    Могущество конформности 474

    Помогать или не помогать 482

    Подчиняться во что бы то ни стало 496

    7

    ПРЕДИСЛОВИЕ «...Исследования наиболее известные, наиболее важные, наиболее влиятельные в истории психологии»

    Наука движется сквозь историю разными путями и с различной скоростью. Временами ее движение замед­ляется, так что кажется, будто она почти или полностью остановилась в своем развитии. А затем наступают пе­риоды бурного, стремительного роста, когда новые от­крытия поднимают вокруг себя волны интереса, деба­тов, исследований и достижений.

    Эти открытия в буквальном смысле переворачива­ют наши представления о том, как устроен мир. Исто­рия психологии не отличается в этом отношении от истории остальных наук. История эта отмечена иссле­дованиями, оказавшими глубокое и длительное воздей­ствие на дисциплины, составляющие науку, которую мы называем психологией.

    Результаты этих исследований изменили наши позна­ния о человеческом поведении и подготовили почву для многочисленных новых проектов и исследовательских программ И даже в тех случаях, когда результаты этих эпохальных исследований позднее были подвергнуты сомнению и критике, их влияние и их роль в контексте истории развития психологии никогда не утратят своего значения. На них продолжают ссылаться авторы новых исследований; они не перестают быть предметом внима­ния научных дискуссий, эти исследования продолжают оставаться основным материалом новых учебников и за­нимать умы новых поколений психологов.

    8

    ЗАМЫСЕЛ ЭТОЙ КНИГИ РОЖДАЛСЯ

    В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ЛЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

    Основным материалом учебников психологии являются ключе­вые исследования, сформировавшие организм психологической на­уки в течение ее непродолжительной истории. Однако в учебных по­собиях оригинальным исследованиям редко уделяется то внимание, которого они заслуживают. Процесс исследования, как правило, опи­сывается в настолько сокращенном и схематическом виде, что дух творческого поиска и открытия из них практически полностью исче­зает.

    Более того, методы и результаты исследований порой описыва­ются таким образом, что создают у читателя неверное представление об истинных масштабах и значении проделанной работы. Это заме­чание ни в коем случае не следует рассматривать как критику авторов учебной литературы, поставленных в жесткие рамки и вынужденных принимать множество решений, касающихся того, какой материал им необходимо изложить и насколько подробно. К сожалению, эту си­туацию нельзя назвать благоприятной, поскольку фундаментом пси­хологической науки являются именно исследования, и прежде всего благодаря оригинальным и изящным исследованиям наши знания и наше понимание человеческого поведения прошли нелегкий путь на­копления и уточнения, позволивший им достичь уровня, которым мы обладаем сегодня.

    Данная книга является попыткой заполнить значительный про­бел, образовавшийся между текстами учебников и исследованиями, которым эти учебники обязаны своим появлением. Эта книга — путь по заголовкам истории психологии. Мы надеемся, что она будет по­лезна всем, кто хотел бы достичь более глубокого понимания истин­ных истоков психологии.

    ИССЛЕДОВАНИЯ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ЭТУ КНИГУ, БЫЛИ ТЩАТЕЛЬНО ОТОБРАНЫ

    Исследования, включенные в эту книгу, были тщательно отобра­ны из числа найденных в психологических текстах и журналах, а так­же рекомендованных ведущими авторитетами во многих разделах пси­хологии. Количество работ, подлежащих включению, изначально не планировалось, однако после того как исследования были отобраны, число 40 показалось подходящим как с исторической точки зрения, так и с точки зрения объема книги.

    Выбранные исследования, предположительно, являются наибо­лее известными, наиболее важными или наиболее влиятельными

    9

    в истории психологии. Я использую слово предположительно, по­скольку многие из тех, кто прочитает эту книгу, могут пожелать оспорить сделанный мною выбор в тех или иных пунктах. В одном можно быть уверенным: невозможно составить такой список из 40 ис­следований, который удовлетворил бы всех.

    Тем не менее исследования, включенные в эту книгу, до сих пор продолжают наиболее часто цитироваться; именно они вызвали наи­большее количество споров в период их опубликования, вдохновили наибольшее количество уточняющих исследований по смежным во­просам, открыли новые горизонты экспериментальной психологии или заставили нас радикально изменить наши представления о человече­ском поведении. Описание организовано по разделам психологии, ко­торым рассматриваемые здесь исследования в наибольшей степени соответствуют. Это такие разделы, как Биология и человеческое поведе­ние; Восприятие и осознание; Научение и обусловливание; Интеллект, познание, память', Развитие человека; Эмоции и мотивация; Личность; Психопатология; Психотерапия; Социальная психология.

    ХАРАКТЕР ОПИСАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

    С целью наиболее ясного понимания сути каждого описываемого исследования на протяжении всей книги используется стандартный формат. Каждая глава содержит:

    1. Точную ссылку на легкодоступную публикацию, в которой мо­жет быть найден оригинальный отчет об исследовании.

    2. Краткое введение; оно описывает общее состояние знаний в соответствующей области, послужившее почвой для проведения ис­следования, и причины, по которым исследователи осуществили дан­ный проект.

    3. Теоретические положения или гипотезы, на которых основы­валось данное исследование.

    4. Подробное описание экспериментальной схемы и методов, ис­пользуемых при проведении исследования, включая, где это представ­лялось уместным, информацию об испытуемых и способах их набо­ра; описание используемой аппаратуры и материалов, а также конк­ретных процедур, осуществляемых при проведении исследования.

    5. Краткую сводку результатов исследования, изложенную ясным, понятным языком, без использования технических терминов, стати­стического представления информации и профессионального жаргона.

    Интерпретацию смысла полученных результатов, базирую­щуюся на представленной авторами исследования в оригинальной статье. Значение исследования для развития соответствующего раз­дела психологии.

    10


    1. Краткое обсуждение результатов проведенных позднее иссле­дований, подтверждающих либо ставящих под сомнение результаты оригинального исследования, а также вопросы и критику, последо­вавшие со стороны других специалистов, работающих в соответству­ющей области.

    2. Примеры современных разработок по теме и информация о статьях других авторов, ссылающихся на оригинальное исследова­ние, свидетельствующие о его влиянии на современную психологию.

    10. Ссылки на дополнительные и содержащие более свежую ин­формацию публикации, имеющие отношение к исследованию.

    ОСНОВНАЯ ЦЕПЬ ДАННОЙ КНИГИ - ПРЕДСТАВИТЬ ОТКРЫТИЯ В ОСМЫСЛЕННОЙ И ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ ФОРМЕ И ДАТЬ ЕМУ ВОЗМОЖНОСТЬ САМОМУ ПЕРЕЖИТЬ ТОТ ЭНТУЗИАЗМ И ДРАМАТИЗМ, КОТОРЫМИ СОПРОВОЖДАЛИСЬ ЭТИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ И ВАЖНЫЕ ОТКРЫТИЯ

    Ученые нередко изъясняются языком, который непросто понять (даже другим ученым!). Основная цель данной книги — представить их открытия в осмысленной и доступной для читателя форме и дать ему возможность самому пережить тот энтузиазм и драматизм, кото­рыми сопровождались эти замечательные и важные открытия. Там, где это было возможно и уместно, описания представленных иссле­дований были подвергнуты упрощению и редактированию с целью облегчить чтение и понимание текста. Однако это было сделано та­ким образом, чтобы сохранить смысл и изящество проделанной ра­боты и более ясно и отчетливо представить в глазах читателей ее зна­чение для психологической науки.

    ЭТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ С УЧАСТИЕМ ЛЮДЕЙ ИЛИ ЖИВОТНЫХ

    Без конкретного предмета изучения проведение научных иссле­дований было бы практически невозможным. В физике предметом исследования являются субатомные частицы; в ботанике — растения; в химии — элементы периодической таблицы; а в психологии — люди, выступающие в качестве испытуемых. Иногда характер используемых процедур или изучаемых форм поведения не позволяет привлекать в

    11

    качестве испытуемых людей, поэтому вместо людей используются жи­вотные.

    Тем не менее целью исследований, проводимых на животных, яв­ляется более глубокое понимание людей, а не животных самих по себе. В этой книге вы прочтете об исследованиях, проводимых с участием как людей, так и животных. Описания некоторых из этих исследова­ний могут вызвать у вас вопросы, касающиеся соблюдения исследо­вателями этических норм при проведении определенных процедур с испытуемыми. В большинстве случаев, когда частью обсуждаемого ис­следования являлись болезненные или стрессовые процедуры, воп­росы этики будут рассмотрены в нашем изложении. Однако посколь­ку дело касается в высшей степени тонкого и важного вопроса, мы приводим здесь краткую характеристику этических правил, которы­ми руководствуются современные психологи, планируя исследования, подобные некоторым описанным в этой книге.

    Исследования с участием людей

    Американская психологическая ассоциация (АГТА) сформулиро­вала строгие и ясные правила, которые должны соблюдать исследо­ватели при проведении экспериментов с участием людей в качестве испытуемых. Ниже приводится фрагмент введения к своду этих пра­вил:

    Психологи уважают достоинство индивидуума и цен­ность человеческой жизни и стремятся обеспечить со­хранность и защиту фундаментальных человеческих прав. Они обязуются служить целям преумножения знаний о человеческом поведении и понимания людь­ми себя и других, а также цели использования этих знаний на благо процветания человечества. Пресле­дуя эти цели, они предпринимают все усилия, чтобы защитить благополучие... участников исследований, которые могут являться предметом изучения. [Из до­кумента: Американская психологическая ассоциация. (1981). Этические принципы работы психологов. (American Psychological Association (1981). Ethical principles of psychologist. American Psychologist, 36, 633-638)].

    Для того чтобы следовать этим принципам, исследователи долж­ны соблюдать ряд базовых правил, имеющих силу при проведении лю­бых исследований с участием людей в качестве испытуемых:

    12

    1. Информированное согласие. Исследователь обязан объяснить по­тенциальным испытуемым, в чем состоит эксперимент и какие про­цедуры будут использоваться, так чтобы индивидуум был способен принять решение, касающееся своего участия в эксперименте, учи­тывая всю имеющуюся информацию. Если индивидуум соглашается участвовать, его решение называется информированным согласием. Как вы убедитесь, прочитав эту книгу, бывают случаи, когда истинные цели эксперимента не могут быть обнародованы, поскольку это вызвало бы изменения в поведении испытуемых и сделало бы недействительными результаты эксперимента. В случаях, когда используется обман, испы­туемым все же необходимо предоставить информацию, достаточную для информированного согласия, а утаивание отдельных деталей эк­сперимента должно быть оправдано важностью потенциально полу­чаемых результатов.

    2. Свободное право выйти из эксперимента в любое время. Все люди, участвующие в качестве испытуемых во всех исследовательских про­ектах, должны знать о том, что они могут свободно отказаться от даль­нейшего участия в эксперименте в любой момент. Данное правило может показаться излишним, поскольку очевидно, что любой испы­туемый, переживающий слишком сильный дискомфорт при прове­дении экспериментальных процедур, может просто уйти. Однако си­туация не всегда настолько проста. В частности, студентам-выпуск­никам часто начисляются дополнительные баллы за изучаемые курсы в случае участия в психологических экспериментах. Студенты могут считать, что выход из эксперимента повлияет на оценку, которую они получат, а потому не чувствовать себя свободными выйти из него. В случаях, когда за участие в эксперименте полагается денежное воз­награждение и экспериментаторы создают у участников впечатле­ние, что завершение эксперимента является условием его выплаты, это может рассматриваться как неэтичное побуждение участников отказаться от выхода из эксперимента, даже если бы они хотели сде­лать это. Во избежание подобных проблем испытуемым должны на­числяться баллы или выплачиваться вознаграждение в самом начале прохождения процедур только за то, что они явились для участия в эксперименте

    3. Разбор эксперимента и техника безопасности. Экспериментаторы несут ответственность за защиту испытуемых от любого физического и психологического ущерба, который могут повлечь за собой экспери­ментальные процедуры. Большинство психологических эксперимен­тов проводится методами, не способными оказать какое-либо вредное воздействие как во время, так и после завершения эксперимента. Од­нако даже, казалось бы, совершенно безобидные процедуры иногда ока­зывают такие негативные воздействия, как фрустрация, неловкость или озабоченность. Наиболее распространенным методом предотвращения

    13

    подобных эффектов является соолюдение этического правила, обязы­вающего проводить разбор эксперимента. После своего завершения лю­бой эксперимент, в особенности предполагавший обман участников, должен подвергнуться разбору. Во время разбора испытуемым должны быть объяснены истинные цели и задачи эксперимента и предоставле­на возможность задать любые вопросы, касающиеся своих ощущений, связанных с экспериментом. Если существует вероятность появления долговременных эффектов, являющихся следствием эксперимента, ис­следователи должны предоставить испытуемым номера телефонов для обсуждения этих эффектов в случае возникновения такой необходи­мости.

    4. Конфиденциальность. Все данные, полученные с участием испыту­емых в ходе эксперимента, должны носить исключительно конфиден­циальный характер, за исключением случаев, когда с испытуемыми была достигнута специальная договоренность. Это не означает, что результа­ты эксперимента не могут сообщаться или публиковаться, однако это должно быть сделано в форме, не позволяющей идентифицировать лич­ные данные участников. Во многих случаях испытуемых даже не просят сообщать личную информацию и все собранные данные объединяются для получения усредненных различий между экспериментальными груп­пами.

    В исследованиях с участием детей требуется родительское согла­сие, а также соблюдение всех перечисленных выше этических требо­ваний.

    Когда вы будете читать о работах, включенных в эту книгу, у вас может сложиться впечатление, что в ходе некоторых из описанных ис­следований были нарушены те или иные из перечисленных этических принципов. Однако эти исследования были проведены задолго до того, как появились перечисленные выше формальные этические правила, и повторение подобных экспериментов сегодня невозможно. Отсут­ствие этических правил, однако, не оправдывает злоупотреблений, до­пускавшихся исследователями в прошлом. Судить о допущенных ими нарушениях сегодня каждый из нас должен в индивидуальном поряд­ке, и нам надлежит, как это подобает психологам, извлечь уроки из про­шлых ошибок.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
    написать администратору сайта