Главная страница
Навигация по странице:

  • БЛАГОДАРНОСТИ

  • Один мозг или два

  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

  • Визуальные возможности

  • Роджер Хок 40 исследований. Роджер Р. Хок 40 исследований, которые потрясли психологию 4е международное издание СанктПетербург Праймеврознак 2006


    Скачать 3.14 Mb.
    НазваниеРоджер Р. Хок 40 исследований, которые потрясли психологию 4е международное издание СанктПетербург Праймеврознак 2006
    АнкорРоджер Хок 40 исследований.doc
    Дата11.05.2018
    Размер3.14 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРоджер Хок 40 исследований.doc
    ТипДокументы
    #26878
    страница2 из 36
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

    Исследования, проводимые на животных

    Одним из вопросов, вызывающих наиболее горячие споры, как в рамках, так и за пределами научного сообщества, является вопрос об этической стороне исследований, проводимых на животных. Число общественных группировок, выступающих в защиту животных, по­стоянно растет, а их члены становятся все более активными и воин­ственными.

    14

    Сегодня участие животных в экспериментах порождает больше по­лемики, чем участие людей, — вероятно, потому, что животные, в от­личие от людей, не могут защитить себя требованиями информиро­ванного согласия, права на выход из эксперимента или его разбора. Кроме того, наиболее радикальные активисты движения за права жи­вотных считают, что ценность жизни всех живых существ может быть проранжирована в соответствии с их способностью испытывать боль. Согласно данной концепции, по ценности своей жизни животные приравниваются к людям, а потому любое использование животных людьми рассматривается как нарушение этики. К этим неэтичным формам использования животных относится, в частности, упот­ребление в пищу цыплят, ношение кожаной одежды и содержание до­машних животных (которое, согласно представлениям борцов за права животных, является формой рабства).

    Итак, крайнюю точку зрения представляют многие люди, счита­ющие, что исследования, проводимые на животных, антигуманны и неэтичны, а потому должны быть запрещены. Тем не менее почти все ученые, включая большинство американских, считают необходимым и полезным ограниченное и гуманное использование животных в на­учных целях. Многие спасшие немало человеческих жизней лекар­ственные препараты и медицинские процедуры были разработаны благодаря использованию в экспериментах подопытных животных. Животные нередко использовались в психологических эксперимен­тах при изучении таких явлений, как депрессия, перенаселенность или процессы научения.

    Основной причиной, по которой в этих случаях используются жи­вотные, является то, что проведение аналогичных исследований на людях было бы однозначно неэтичным. Допустим, например, что вы хотите изучить, как влияет на развитие мозга и интеллекта младенцев их воспитание в богатой возможностями среде, где им предоставлено множество форм активности и игрушек, в противовес обедненной сре­де с ограниченным выбором возможностей. Распределить по соот­ветствующим экспериментальным группам человеческих младенцев было бы просто невозможно. Однако большинство людей согласятся с тем, что подобный эксперимент безо всякого нарушения этических требований можно провести на крысах и при этом получить резуль­таты, имеющие потенциальную ценность и по отношению к людям (см. главу этой книги, посвященную аналогичному исследованию, проведенному Розенцвейгом и Беннеттом).

    Помимо правил, касающихся людей, Американская психологи­ческая ассоциация сформулировала строгие правила, которыми сле­дует руководствоваться при проведении исследований на животных с целью обеспечения гуманного обращения с ними. Эти правила тре-

    15

    буют чтобы подопытным животным были обеспечены соответству­ющие условия содержания, кормления, чистоты и санитарного ухо­да Нанесение какой-либо не вызванной необходимостью боли за­прещается. Раздел изданного АПА свода этических правил, озаглав­ленный «Уход за животными и их использование», гласит:

    Психологи прикладывают все усилия к тому, чтобы ми­нимизировать дискомфорт, болезни и болевые ощуще­ния животных. Процедуры, подвергающие животных боли, стрессу или лишениям, используются только в тех случаях, когда проведение альтернативных проце­дур невозможно, а их цель оправдана их потенциаль­ной научной, образовательной или практической цен­ностью. [Издокумента: Американская психологическая ассоциация (1981). Этические принципы работы пси­хологов. {American Psychological Association (1981). Ethical principles of psychologist. American Psychologist, 36, 633-638)].

    В нашей книге обсуждается несколько исследований, проведен­ных на животных. Помимо этических соображений, касающихся дан­ных исследований, существуют также трудности, связанные с распро­странением полученных на животных результатов на людей. Эти воп­росы рассматриваются в каждой главе, описывающей исследования, проводимые с участием животных. Каждый индивидуум, будь то ис­следователь или студент психологического вуза, должен принять са­мостоятельное решение, касающееся исследований, проводимых на животных, в целом, а также об оправданности использования живот­ных в каждом отдельном случае. Если вы допускаете, что использова­ние животных приемлемо при определенных обстоятельствах, то для каждого исследования, включающего эксперименты над животными, описанного в этой книге, вы должны решить, обоснованы ли исполь­зуемые методы ценностью результатов исследования.

    Последний вопрос, который мы рассмотрим в этой связи, каса­ется одного из нововведений в области исследований, проводимых на животных, явившегося реакцией на озабоченность общественно­сти по поводу потенциальных нарушений этики обращения с живот­ными. В городе Кембридже, штат Массачусетс, являющемся одним из крупнейших в мире исследовательских центров и включающем та­кие научно-исследовательские учреждения, как Гарвардский универ­ситет и Массачусетский технологический институт (MIT), была уч­реждена должность комиссионера по лабораторным животным в рам­ках Отдела здравоохранения и госпиталей (Comissioner of Laboratory

    16

    Animals, Department of Health and Hospitals). Это первая в истории пра­вительственная должность такого рода, которую в настоящее время занимает ветеринар — доктор Джулия Медлен (Dr. Julie Medley). В Кембридже находятся 22 исследовательские лаборатории, распола­гающие приблизительно 60 тысячами животных. В задачи комиссио­нера входит обеспечение гуманного и целевого обращения со всеми подопытными животными, включающее все аспекты проведения исследований, начиная от обеспечения жилья для животных и закан­чивая методами осуществления процедур, входящих в программы ис­следований. Если лаборатория признана нарушающей строгие зако­ны Кембриджа, касающиеся гуманного обращения с животными, комиссионер уполномочен взыскать штраф в размере до трехсот дол­ларов в день (см. журнал People, от 27 мая, 1991, с. 71).

    Исследования, с которыми вы познакомитесь в этой книге, в тех или иных областях и в той или иной степени принесли пользу всему человечеству. История психологических исследований является отно­сительно короткой, однако она богата событиями и эмоциями, связан­ными с постижением природы человека.

    БЛАГОДАРНОСТИ

    Я хотел бы выразить свою искреннюю признательность Чарлис Джонс Оуэн, главному редактору Отдела гуманитарных наук издатель­ства Prentice Hall, за ее преданность и поддержку проекта с первых дней его реализации три года назад. Я также очень благодарен Джейм Хеффлер, редактору новых поступлений по психологии издательства Prentice Hall, за ее неоценимую помощь и поддержку в работе над чет­вертым изданием. Хочу передать свою благодарность также Биллу Вебберу, бывшему исполнительному редактору Prentice Hall, за наше приятное и продуктивное сотрудничество в течение многих лет. Еще раз выражаю свою благодарность Нэнси Маркус Лэнд и Пэм Блэк-мон из Publications Development Company (штат Техас), за их оригиналь­ный, точный и талантливый дизайн, обработку и редактуру рукописи четвертого издания.

    Выражаю личную признательность Брюсу Кенселаару за прило­жение своих незаурядных талантов к дизайну обложки данного и пре­дыдущего изданий. Я искренне благодарен моим коллегам-психоло­гам, посвятившим свое время, интерес и усилия написанию своих комментариев, предложений и мудрых замечаний в адрес предыду­щих изданий этой книги. Я стремился использовать любую возмож­ность, чтобы включить их ценные идеи в свою рукопись.

    Также выражаю благодарность следующим редакторам, чей ь?ис-кательный вклад помог мне внести ценные изменения и дополнения

    17

    в четвертое издание книги. Это Джошуа R Купер, Университет (шта­та) Вермонт; Фил Д. Уонн, Западный колледж штата Миссури; Мар­гарет Р. Мангер, Дэвидсон-колледж и Робин Л. Бауэре, колледж Чарльстон.

    И наконец, я благодарен моим студентам, друзьям и коллегам из Нью-Инглэнд-колледж в Нью-Хемпшире; из колледжа Мендосино, штат Калифорния, а также из многих других колледжей и универси­тетов.

    Всем, принявшим зримое и незримое участие (они знают, о ком я говорю) в истории работы над этой книгой — истории, насчитываю­щей уже 12 лет, — я выражаю свои наилучшие пожелания и сердеч­ную благодарность.

    Роджер Р. Хок

    18

    Биология

    и человеческое

    поведение

    Почти все труды по общей психологии начина­ются с глав, посвященных биологии человеческого поведения. И это не просто дань традиции, а скорее следствие того, что в основе любого поведения лежат биологические процессы. Все разделы психологии базируются на биологическом фундаменте. Направ­ление психологических исследований, называемое физиологической или биологической психологией, акцентирует внимание на взаимодействии мозга и нервной системы, процессов получения стимулов и информации из окружающей среды через органы чувств и путей, которыми мозг организует эту ин­формацию и формирует наше восприятие окружа­ющего мира.

    Для представления этого основополагающего компонента психологических изысканий выбраны наиболее известные и часто цитируемые работы, за­трагивающие большой спектр исследований. В пер­вой работе обсуждается широко известная програм­ма изучения специализации правого и левого по­лушарий мозга, которая сформировала многие современные представления о функционировании мозга. Далее следует работа, которая поразила науч­ное сообщество, продемонстрировав, как обо­гащенное стимулами детство может способствовать более высокому развитию мозга. Третье исследова­ние впервые включено в настоящее, четвертое, из­дание книги и отражает фундаментальный перево-

    19

    рот в представлениях психологов об основах человеческого по­ведения, формирования личности и социальных отношений, а именно новый взгляд на значение генов. Четвертая статья рас­сказывает об изобретении знаменитого «визуального обрыва» — метода изучения способности детей оценивать глубину. Все эти исследования, в особенности последние два, обращены к про­блеме, связывающей все разделы психологии и вызывающей не­прекращающиеся дебаты, то есть к проблеме соотношения при­родных задатков и воспитания.

    Один мозг или два?

    Базовые материалы:

    Gazzaniga, M. S. (1967). The split brain in man. Scientific American,

    2/7, 24-29.

    Вам, вероятно, известно, что две половины мозга не одина­ковы и выполняют разные функции. Например, левая полови­на мозга отвечает за движения правой половины вашего тела, и наоборот. Однако, как оказалось, специализация полушарий мозга идет гораздо дальше.

    Общеизвестно, что у большинства из нас левое полушарие мозга контролирует способность использовать язык, в то время как правое в большей степени отвечает за пространственные свя­зи, подобные тем, которые осуществляются при выполнении ху­дожественных видов деятельности. Известно, что пациенты с по­врежденным левым полушарием обычно теряют способность го­ворить (часто эта способность возвращается после специальной тренировки). Многие считают, что каждое полушарие является полностью самостоятельной мыслительной системой с собствен­ными индивидуальными способностями к обучению, запоми­нанию, восприятию мира и даже к эмоциональным пережива­ниям. Концепция, лежащая в основе этих представлений, явля­ется результатом многолетних скрупулезных исследований эффектов того, что мозг разделен на два полушария.

    Первые исследования в этой области начали проводиться Роджером Сперри (Roger W Sperry, 1913-1994) примерно за 15 лет до опубликования статьи, рассматриваемой в этой гла­ве. В своих ранних работах на животных Сперри сделал много

    20

    замечательных открытий. Например, представьте себе кошку, у которой в результате операции была разрушена связь между дву­мя полушариями мозга и изменен ход оптических нервов так, что левый глаз передавал информацию только левому полуша­рию, а правый глаз — только правому. После операции кошка вела себя нормально и не проявляла видимых признаков каких-либо нарушений. Затем правый глаз кошки был закрыт, и она училась новому поведению, а именно проходить через короткий лабиринт, чтобы найти пищу. Когда кошка полностью осваива­ла маневрирование в лабиринте, повязку переносили на левый глаз. Теперь, если кошку помещали в лабиринт, ее левое полу­шарие не могло «дать знать», куда поворачивать, и животному приходилось осваивать лабиринт с самого начала.

    Сперри продолжал свои исследования в течение следующих 30 лет и в 1981 году получил Нобелевскую премию за работу по изу­чению специализации полушарий мозга. Когда в 1960-е годы Спер­ри обратился к работе с человеческим мозгом, к нему присоеди­нился Майкл Гэззенига (Michael Gazzaniga). Несмотря на то что Сперри считается основоположником этого направления исследо­вания мозга, мы выбрали статью Гэззениги, так как она содержит ясное и краткое обобщение результатов совместной работы двух ученых по изучению человеческого мозга и постоянно цитируется в работах по общей психологии. Выбирая эту статью, мы никоим образом не стремились игнорировать или недооценивать ведущую роль и огромный вклад Сперри в этой области. Успехом своих ран­них исследований и своим лидирующим положением в области изучения специализации полушарий мозга Гэззенига в большой сте­пени обязан Роджеру Сперри (см.: Sperry, 1968; Puente, 1995).

    Для того чтобы разобраться в исследованиях полушарий моз­га, необходимы некоторые знания физиологии человека. Два по­лушария нашего мозга находятся в непрерывном взаимодействии через так называемое «мозолистое тело» (corpus callosum) — структуру, состоящую из 200 миллионов нервных волокон. Если мозолистое тело разрезать, эта главная линия связи нарушается и две половины мозга начинают работать независимо. Таким об­разом, для того чтобы изучить каждое полушарие в отдельности, необходимо хирургическим путем перерезать мозолистое тело.

    Но могут ли ученые разделить надвое мозг человека? Это по­хоже на психологию в стиле доктора Франкенштейна! Очевид-

    21

    но научная этика никогда не позволит сделать это только для того чтобы изучить специализацию полушарий человеческого мозга. Однако в конце 1950-х годов медицина предоставила пси­хологам уникальную возможность. У некоторых людей, стра­дающих редкой и сложной формой эпилепсии, припадки мож­но было остановить только хирургическим разделением мозо­листого тела на две части. Такая операция была (и остается до сих пор ) чрезвычайно эффективной, как последнее средство для пациентов, которым нельзя помочь иначе. В 1966 году, ко­гда писалась эта статья, было сделано 10 подобных операций, и четверо из пациентов согласились подвергнуться изучению и тестированию, которые проводились Сперри и Гэззенигойдля определения влияния операции на восприятие и интеллекту­альные возможности пациентов.

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

    Исследователи хотели выяснить, насколько самостоятельно могут функционировать полушария мозга человека и имеет ли каждое из них какие-либо уникальные возможности. Если на­рушить обмен информацией между двумя полушариями, будет ли нарушена координация между левой и правой половинами тела? Если речь контролируется левой половиной мозга, как опе­рация повлияет на способность говорить и понимать слова? Бу­дут ли мыслительные процессы происходить самостоятельно в каждом из полушарий? Если мозг действительно состоит из двух самостоятельных частей, сможет ли человек нормально функ­ционировать, если две эти части перестанут сообщаться друг с другом? Если мы получаем информацию об окружающем мире от парных органов чувств, то как повлияет разделение полуша­рий мозга на наши зрение, слух и осязание? Сперри и Гэззенига попытались ответить на эти и многие другие вопросы при ис­следовании пациентов с расщепленным мозгом.

    МЕТОДЫ

    Для изучения широкого спектра умственных (познаватель­ных) возможностей пациентов использовались 3 типа тестов. Один из них был создан для изучения зрительных способно-

    22

    стей. Была разработана техника, позволяющая передавать изоб­ражение объекта, слова или части слова в визуальную область (называемую зрительным полем) только правого или левого полушария. Нужно заметить, что в норме оба наших глаза по­сылают информацию к обоим полушариям мозга. Однако при определенном положении объекта и фиксировании глаз на оп­ределенной точке зрительные образы могут быть переданы толь­ко к правому или левому зрительному полю мозга.

    Другой тест был разработан для проверки эффекта тактиль­ной стимуляции. В этом случае объект, букву или слово можно было опознать на ощупь, но не увидеть. Устройство для тести­рования состояло из экрана и пространства под ним, где мог помещаться объект для ощупывания. Визуальное и тактильное устройства можно было использовать одновременно. Напри­мер, спроецировать изображение ручкя на одну половину моз­га и предложить испытуемому одной рукой найти на ощупь тот же самый объект среди других объектов за экраном (рис. 1.1).

    И наконец, проверка возможностей слуха потребовала боль­ше изобретательности. Когда звук воспринимается через оба уха, сигналы поступают в оба полушария мозга. Поэтому не­возможно провести ввод звукового сигнала только в одно по­лушарие мозга даже у пациентов с расщепленным мозгом. Од­нако можно сделать так, чтобы ответ на звуковой сигнал



    Рис. 1.1. Типичное устройство для визуального тестирования пациентов с расщепленным мозгом (по CaroldWald, 1987, DiscoverMagazine)

    23

    дил только от одного полушария. И вот как это было сделано. Представьте себе, что несколько простых объектов (ложка, руч­ка, шарик) помещают в тряпочный мешочек, после чего вас просят найти определенный объект на ощупь. Вероятно, это не вызовет никаких трудностей. Если вы ищете объект левой ру­кой, то это контролируется правым полушарием, и наоборот. Как вы думаете, может ли одно полушарие справиться с этой задачей? Оказывается, разные полушария в разной степени спо­собны к выполнению этой задачи. А что, если вас попросят не найти определенный объект, а просто поместить руку в мешо­чек и определить объекты на ощупь? И снова для вас это будет нетрудно, но вызовет большие затруднения у пациента с рас­щепленным мозгом.

    Гэззенига совместил все эти техники тестирования и ему уда­лось выявить несколько удивительных особенностей работы мозга.

    РЕЗУЛЬТАТЫ

    Прежде всего следует заметить, что после хирургического расщепления мозга у пациентов не отмечалось значительных изменений уровня интеллекта, характера, эмоциональных ре­акций и т. д. Они были счастливы и испытывали облегчение, так как были избавлены от изнурительных припадков. Сооб­щалось, что один из пациентов, еще не полностью очнувший­ся от наркоза, говорил, что у него голова «раскалывается» от боли. При тестировании многие из пациентов продемонстри­ровали необычные психические возможности.

    Визуальные возможности

    В одном из первых тестов была использована панель с гори­зонтальным рядом лампочек. Когда пациент садился перед па­нелью и фиксировал взгляд на определенной точке в центре па­нели, лампочки слева и справа начинали мигать. Однако когда пациентов просили рассказать о том, что они видели, они го­ворили, что лампочки мигали только с правой стороны. Если же лампочки мигали только с левой стороны зрительного поля, пациенты утверждали, что не видели мигания вообще. Отсюда следует логический вывод, что правое полушарие мозга «еле-

    24

    пое». Затем произошла удивительная вещь. Лампочки мигали снова, но на этот раз пациентов просили показать на лампоч­ки, которые мигали. Хотя они говорили, что видели мигающие огоньки только справа, но показывали они на оба стимульных поля. С помощью этого метода было выявлено, что обе поло-1 вины мозга видели мигающие огоньки и обладали одинаковой способностью к визуальному восприятию. Самое важное здесь то, что пациенты не могли сказать, что они видели все огонь­ки, и не потому, что они их не видели, а потому что центр речи расположен в левом полушарии мозга. Другими словами, для того чтобы вы могли сказать, что вы что-то видели, объект дол­жен быть видимым для левого полушария вашего мозга.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
    написать администратору сайта