Главная страница
Навигация по странице:

  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

  • МЕТОД

  • Сравнение величин корреляций (А) по некоторым характеристикам для разлученных однояйцевых близнецов (МЗР) и однояйцевых близнецов, воспитанных вместе (МЗВ)

  • КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

  • СОВРЕМЕННЫЕ РАЗРАБОТКИ

  • Роджер Хок 40 исследований. Роджер Р. Хок 40 исследований, которые потрясли психологию 4е международное издание СанктПетербург Праймеврознак 2006


    Скачать 3.14 Mb.
    НазваниеРоджер Р. Хок 40 исследований, которые потрясли психологию 4е международное издание СанктПетербург Праймеврознак 2006
    АнкорРоджер Хок 40 исследований.doc
    Дата11.05.2018
    Размер3.14 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРоджер Хок 40 исследований.doc
    ТипДокументы
    #26878
    страница4 из 36
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

    Базовые материалы:

    Bouchard Т., Lykken D., McGue M., Segal N. & Tellegen A. (1990). Sources of human psychological differences: The Minnesota study of twins reared apart. Science, 250,223—229.

    Эта работа отражает относительно недавно возникшее и все продолжающееся изменение представлений психологов о че­ловеческом поведении в самом широком смысле этого слова. Для того чтобы понять, как вы относитесь к этим переменам, вы должны на минуту задуматься и задать себе вопрос: «Кто вы?» Этот вопрос может показаться большим и сложным, но вам не нужно углубляться в философские и метафизические дебри. Просто подумайте немного о своих индивидуальных особен­ностях: ваших чертах характера. Вы спокойны или взвинчен-ны? Вы застенчивы или общительны? Вы ищете приключений или стремитесь к комфорту и безопасности? С вами легко ла­дить или вы неприветливы? Вы склонны оптимистически или пессимистически оценивать грядущие события?

    Вы уверены в себе или нерешительны? Вы работящи или ленивы? Подумайте о себе, задаваясь этими или другими по­добными вопросами. Не спешите... Закончили? Тогда ответьте

    43

    а один, более важный сейчас вопрос: «Почему вы тот, кто ть?» Другими словами, какие факторы повлияли на фор-мир'ошшие вашей личности?

    Если вы рассуждаете, как большинство людей, вы сошле-на воспитание, которое дали вам родители, на ценности, и приоритеты, которые они вам внушили. Вы также мо­жете вспомнить влияние братьев, сестер, бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек и друзей, которые играли ключевые роли в формировании вашего характера. Некоторые сошлются на учи­телей и других преподавателей, которые научили вас чему-то и привили вам желание и решимость следовать определенным жизненным путем. Другие сосредоточат внимание на поворот­ных моментах судьбы, таких как болезнь, потеря любимого че­ловека, решение поступить в определенный колледж и выбор учебного курса, которые привели к тому, что вы такой, какой вы есть. Конечно, это далеко не полный список факторов, о которых вы можете подумать, если попытаетесь проанализи­ровать силы, которые сформировали вашу личность. Но все они имеют одну общую особенность: это все — явления окружаю­щей среды. Вряд ли найдется человек, который ответит на воп­рос «Почему ты тот, кто ты есть?» следующим образом: «Я та­кой от рождения, это все мои гены».

    Все согласятся с тем, что физические признаки, такие как рост, цвет волос и глаз, тип сложения, передаются по наслед­ству. Все больше и больше людей понимают, что склонность ко многим заболеваниям, таким как рак, сердечно-сосудистые бо­лезни, гипертония, также генетически обусловлена. Но почти никто не думает о том, что гены — это главная сила, формиру­ющая нашу психологию. Это, возможно, несколько неожидан­но, но в действительности существуют вполне понятные при­чины нашей избыточной сосредоточенности на средовых фак­торах.

    Прежде всего, в период второй половины XX века в психо-огии доминировала теория бихевиоризма. Согласно этой тео-и, поведение человека полностью контролируется фактора-окружающей среды. Классические бихевиористы считают,что внутреннюю, психическую работу человеческого разума не невозможно изучить научными методами, но такое изу-е требуется для объяснения человеческого поведения.

    44

    Не столь важно, насколько формальная теория бихевиоризма была воспринята и понята массовой культурой. Более важно то что под ее влиянием сформировались популярные представле­ния о том, что опыт — это главный архитектор человеческой природы.

    Другая понятная причина объяснения поведения факто­рами окружающей среды состоит в том, что генетические и биологические факторы не дают очевидного свидетельства своего влияния. Очень просто сказать: «Я стал писателем, по­тому что меня вдохновил мой учитель по литературе в седь­мом классе». Вы помните влияния такого рода, вы видите их; они являются частью вашего прошлого и настоящего созна­тельного опыта.

    Вам будет труднее признать влияние биологических факто­ров и сказать: «Я стал писателем, потому что моя ДНК содер­жит ген, который проявляется во мне как талант литератора». Вы не можете увидеть, ощутить и запомнить влияние ваших ге­нов, и вы даже не знаете, в какой области вашего тела они мо­гут быть расположены!

    И наконец, многим людям неприятно думать, что они явля­ются продуктом активности генов и не выбирают свою судьбу сами. Такие идеи отдают детерминизмом и непризнанием «сво­боды воли». Большинство людей очень не любят теории, кото­рые каким-то образом ограничивают их возможность сознатель­но выбирать свою судьбу. Поэтому генетические причины, влияющие на поведение и характер человека, старательно игнорируются или отрицаются. На самом же деле при форми­ровании личности происходит взаимодействие генетических факторов и факторов окружающей среды, и вопрос только в том, какие из них доминируют. Обычно этот вопрос задается в бо­лее простой формулировке: «Что важнее: воспитание или ха­рактер?».

    Статья Томаса Бошарда (Thomas Bouchard), Давида Ликке-на (David Lykken) и их коллег из Университета штата Миннесо­та в Миннеаполисе представляет собой обзор исследований, начатых в 1979 году с целью выяснения степени влияния генов на индивидуальные психологические особенности человека. Основной задачей исследования была разработка научного ме­тода разделения влияния генов (природных задатков) и факто-

    45

    ров ружаюшей среды (воспитания) на поведение человека и а ° ирование его личности. Это не такая простая задача, если Р что все мы (если не были приемными детьми) росли и взвивались под непосредственным воздействием наших гене­тических доноров (наших родителей). У вас может быть такое же чувство юмора, как у вашего отца, потому что вы его унасле­довали (природные задатки) или потому, что научились у него (воспитание). Получается, что невозможно разделить влияние этих двух факторов, не так ли?

    Но Бошард и Л иккен с этим не согласились. Они нашли спо­соб определить с достаточной степенью достоверности, какие психологические характеристики определяются преимуще­ственно генетическими факторами, а какие — факторами окру­жающей среды.

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

    Это очень просто. Все, что вам нужно сделать, это взять двух генетически идентичных людей, разделить их при рож­дении и воспитывать в разных условиях. Далее вы должны признать, что те черты характера и поведения, которые будут одинаковы у этих людей в зрелом возрасте, обусловлены ге­нетически. Но как найти пару генетически идентичных людей (не говорите о клонировании, оно еще невозможно!)? Даже если их можно найти, будет ли это этичным — воспитывать их в разных условиях? Вы, наверное, уже догадались, что ис­следователям не пришлось это делать. Это за них сделало об­щество. Однояйцевые близнецы имеют один и тот же набор генов. Они называются монозиготными, поскольку начинают развиваться из одной оплодотворенной яйцеклетки, называ­емой зиготой, и затем разделяются на два идентичных эмбри­она. Разнояйцевые близнецы развиваются из двух яйце клеток, плодотворенных двумя сперматозоидами, и называются ди-зиготными близнецами. Разнояйцевые близнецы генетически одны не более, чем просто родные братья или сестры. К со-дит НИЮ' близнецов иногда разделяют, отдают приемным ро-лениЛЯМ' И °НИ растут в Разных семьях. Агентства по усынов-нец0Ю СТараются не Разделять братьев и сестер, особенно близ-в. но более важным считают найти для них хороший дом,

    46

    даже если это связано с их разделением. Таким образом, За многие годы тысячи однояйцевых и разнояйцевых близнецов росли и воспитывались у разных приемных родителей в раз­ных или даже контрастных условиях, часто даже не зная, что они близнецы.

    В 1983 году Бошард и Ликкен начали искать и воссоединять пары разлученных близнецов. Статья, написанная в 1990 году, сообщает о результатах изучения 56 пар монозиготных разлу­ченных близнецов (МЗР) из США и семи других стран. Эти пары согласились участвовать в недельной сессии психологи­ческих и физиологических тестов и измерений (интересно, что исследование было проведено в Миннеаполисе, «городе-близ­неце», и это не осталось без внимания). Разлученные близне­цы сравнивались с монозиготными близнецами, воспитывав­шимися вместе (МЗВ). Удивительные результаты этих иссле­дований до сих пор продолжают обсуждаться биологами и психологами.

    МЕТОД

    Участники

    Первой задачей проекта было найти пары монозиготных близнецов, разделенных в раннем детстве, проживших большую часть жизни отдельно и воссоединившихся в зрелом возрасте Большинство участников были найдены через средства массо­вой информации, когда новости о проводящемся эксперимен­те стали распространяться. Сами близнецы или их друзья и род­ственники связывались с исследовательским институтом, Цен­тром изучения близнецов и усыновления в штате Миннесота, иногда в качестве посредников выступали работники службы усыновления, или с центром связывался один из близнецов, ра­зыскивавший своего брата или сестру. Перед началом работы исследователи удостоверились, что близнецы были действи­тельно монозиготными.

    Процедура

    За неделю пребывания близнецов в Центре исследователи стремились получить максимальное количество данных. Ка*' дый из близнецов прошел 50 часов тестирования по всем воз-

    47

    можным направлениям. Они выполнили четыре методики на определение личностных черт, три — на профессиональные склонности и два интеллектуальных теста. Кроме того, участ­ники составили списки домашних вещей (например, инстру­ментов, приборов, произведений искусства, полных словарей) для того, чтобы можно было оценить сходство их семейных ре­сурсов, и заполнили специальный тест на оценку семейной ат­мосферы и отношений с приемными родителями. Они расска­зывали о своей жизни, психологических проблемах, любовных отношениях. Все интервью проводились индивидуально, так чтобы один из близнецов не мог повлиять на ответы другого. В результате многочасового тестирования была создана огром­ная база данных. Здесь мы обсудим наиболее важные и неожи­данные результаты.

    РЕЗУЛЬТАТЫ

    В табл. 1.1 представлены данные о степени сходства неко­торых характеристик разлученных монозиготных близнецов (МЗР) и такие же данные для монозиготных близнецов, воспи­тывавшихся вместе (МЗВ). Степень сходства выражена в таб­лице величиной корреляции «/?». Чем больше величина кор­реляции, тем больше сходство. По логике вещей, если окру­жающая среда обусловливает индивидуальные различия, близнецы МЗВ, которые жили в одинаковых условиях, долж­ны иметь значительно больше сходства, чем близнецы МЗР (разлученные). Как вы можете видеть, исследователи получи­ли другие результаты.

    В последней колонке табл. 1.1 приведен итоговый коэффи­циент сходства между МЗР и МЗВ, полученный путем деления величины корреляции Л(МЗР) на величину корреляции /?(МЗВ) для каждой характеристики. Если величины корреляции по кон­кретной характеристике совпадают, то коэффициент сходства будет равен 1,00; если же величины корреляции различны, ко­эффициент может быть даже близок к нулю. Внимательно изу­чив колонку 4 в таблице, вы обнаружите, что величины корре­ляции для всех характеристик были очень сходны, и, соответ­ственно, итоговый коэффициент сходства пар близнецов МЗР и МЗВ близок к 1 и не меньше чем 0,700.

    48

    Таблица 1.1

    Сравнение величин корреляций (А) по некоторым

    характеристикам для разлученных однояйцевых близнецов

    (МЗР) и однояйцевых близнецов, воспитанных вместе (МЗВ)

    Характеристики

    Я(МЗР)

    Д(МЗВ)

    Сходство Д(МЗР)/ Я(МЗВ)*

    Физиология










    Волновая активность мозга

    0,80

    0,81

    0,987

    Кровяное давление

    0,64

    0,70

    0,914

    Пульс

    0,49

    0,54

    0,907

    Интеллект







    Тест Векслера (WAJS IQ)

    0,69

    0,88

    0,784

    Интеллектуальный тест Равена

    0,78

    0,76

    1,03

    Личность







    Многомерный личностный










    опросник (MPQ)

    0,50

    0,49

    1,02

    Калифорнийский личностный










    опросник

    0,48

    0,49

    0,979

    Интересы







    Опросник интересов










    Стронга— Кэмпбела

    0,39

    0,48

    0,813

    Миннесотская шкала










    профессиональных интересов

    0,40

    0,49

    0,816

    Социальные установки







    Религиозность

    0,49

    0,51

    0,961

    Нерелигиозные социальные










    установки

    0,34

    0,28

    1,21

    * 1,00 означает, что в паре разлученных близнецов (МЗР) подан­ной характеристике обнаружена точно такая же степень сходства, как и в паре воспитанных вместе (МЗВ).

    ОБСУЖДЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

    Полученные данные свидетельствуют, что генетические фак­торы (или «геном») отвечают за изменчивость многих особен­ностей человека. Это было продемонстрировано двумя спосо-

    49

    бами. Во-первых, оказалось, что генетически идентичные люди (монозиготные близнецы), которые росли по отдельности в со­вершенно разных условиях, превращались во взрослых людей, удивительно похожих не только внешне, но и по многим пси­хологическим чертам. Во-вторых, о преобладающем влиянии генома говорит тот факт, что влияние условий окружающей среды на однояйцевых близнецов, выросших вместе, оказалось таким незначительным. Вот точка зрения Бошарда и Ликкена на эти открытия:

    Почти для каждой изученной к настоящему времени особенности поведения, от скорости реакции до ре­лигиозности, значительная доля ее изменчивости у разных людей обусловлена влиянием генов. Этот факт больше не должен подвергаться сомнению, ско­рее пришло время подумать о том, как его приме­нить.

    Конечно, есть люди, которые не согласны с утверждением Бошарда и Ликкена о том, что время дискутировать по данно­му вопросу прошло. Некоторые другие точки зрения будут рас­смотрены нами в следующем разделе. Однако обсуждение воз­можностей применения результатов исследований этих авто­ров, безусловно, оправданно. Каким образом полученные данные меняют наши представления о человеческой приро­де? Как уже упоминалось выше, в последние 50 лет психоло­гия и вся западная культура находятся под влиянием представ­лений о преобладающей роли окружающей среды в формиро­вании личности. Наши взгляды на воспитание, образование, преступность и наказание, психотерапию, навыки и возмож­ности, интересы, профессиональные цели и социальное по­ведение сложились на основе уверенности, что человека фор­мирует опыт, а не гены. Очень немногие из нас, глядя на чье-то поведение, думают: «Этот человек такой ограждения*.» Нам хочется верить, что люди учатся поведению, потому что это позволяет нам с некоторой долей уверенности считать, что все зависит от воспитания, что положительный жизненный опыт может возобладать над отрицательным и человек, ведущий себя неблаговидно, может перевоспитаться. Сознание того, что наша личность дана нам при рождении, вводит в искуше-

    50

    ние сказать: «Зачем стараться?» Зачем стараться изо всех сил быть хорошими родителями? Зачем стараться помочь опустив­шимся или выбитым из колеи людям? Зачем стараться дать хорошее образование? И так далее. Но Бошард и Ликкен пер­вые не соглашаются с такой интерпретацией их открытия. В статье они предлагают три собственных вывода из своих «провокационных» данных:

    1. Ясно, что интеллект преимущественно определяется ге­нетическими факторами (70% различий интеллектуальных спо­собностей определено генетически.) Однако, как ясно утверж­дают авторы:

    Эти результаты не означают, что такие показатели, как IQ, не могут быть улучшены... Исследования, прове­денные в 14 странах, показали, что средняя величи­на показателя интеллекта IQ в последние годы воз­растает. Наши результаты, таким образом, не дают однозначных определений или ограничений того, что может быть достигнуто в оптимальных для этого условиях(р. 227)

    В общем, это означает, что 70% различий в IQ определяется генетическими различиями, а 30% может быть увеличено или уменьшено за счет влияния окружающей среды.

    Это влияние включает в себя многие хорошо известные фак­торы, такие как образование, семейные обстоятельства, токси­ческие вещества и социально-экономический статус.

    2. В основе исследований Бошарда и Л иккена лежит допу­щение, что качества человека определяются совместным вли­янием генетических и внешних факторов. То есть когда окру­жающая среда оказывает меньшее воздействие, различия в большей степени определяются генетически. И наоборот, ко­гда внешняя среда оказывает более сильное влияние на опре­деленные качества человека, влияние генетических факторов менее значимо. Например, большинство детей в США имеют возможность кататься на велосипеде. Это означает, что внеш­ние условия в этом смысле для всех детей одинаковы, поэто­му разница в качестве езды на велосипеде определяется гене­тическими факторами. С другой стороны, различия в пище­вых предпочтениях в Соединенных Штатах, скорее всего,

    51

    объясняются внешними факторами, поскольку питание в детстве и в течение всей жизни может быть очень разным, и влияние генетических факторов менее заметно. Здесь мы приходим к интересной части рассуждений авторов: они счи­тают, что личность больше выражается ездой на велосипеде, чем предпочтениями в еде.

    В сущности, авторы утверждают, что семья оказывает мень­шее воздействие на то, кем будет ребенок, когда вырастет, чем его наследственность. Понятно, что большинство родителей не хотят этого слышать и верить в это. Они стараются быть хоро­шими родителями и вырастить своих детей счастливыми людь­ми и хорошими гражданами своей страны. Единственные ро­дители, которые будут рады это слышать, это те, кто в восторге от своих бесконтрольных или непослушных отпрысков. Они смогут снять с себя часть ответственности! Но Бошард и Лик-кен тут же подчеркивают, что гены не всегда определяют судь­бу, и преданные родители могут положительно влиять на своих детей, даже если они могут сделать только небольшую часть из возможных изменений.

    3. Наиболее интригующий вывод Бошарда и Ликкена состо­ит в том, что не среда влияет на людей, а наоборот. То есть гене­тические тенденции людей в конце концов изменяют их окру­жающую среду! Вот пример, иллюстрирующий эту теорию. То, что некоторые люди более любящие и нежные, чем другие, обычно объясняется тем, что их родители были более нежны­ми с ними, когда те были детьми. То есть любящие дети выра­стают в атмосфере любви.

    Когда это утверждение проверяли, оно оказывалось правиль­ным. Любящие люди действительно получали больше любви от своих родителей. Бошард и Ликкен предполагают, однако, что различия в «любвеобильности» могут быть на самом деле гене­тически обусловлены, то есть некоторые дети рождаются более любвеобильными, чем другие. Врожденное стремление к неж­ности заставляет этих детей отвечать на любовь родителей именно тем образом, который стимулирует любящее поведе­ние родителей больше, чем это получается у не обладающих такой генетикой детей. Именно обусловленное генетикой по­ведение детей и вызывает любовь родителей, а не наоборот. Ис­следователи утверждают, что гены действуют подобным обра-

    52

    зом в отношении многих или даже большинства человечески качеств. Они формулируют это следующим образом:

    Ближайшей (непосредственной) причиной большин­ства психологических различий является обучение через опыт, как всегда считали радикальные сторон­ники такой теории. Но настоящий опыт, однако, при­обретается по сознательному выбору, а выбор этот делается под постоянным давлением генов (р. 228).

    КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

    И ДАЛЬНЕЙШИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Как вы и полагаете, большая часть дальнейших исследова­ний в этой области была выполнена на основе базы данных о близнецах, составленной Бошардом и Ликкеном. Результаты продолжают свидетельствовать, что значительное число черт ха­рактера и поведения человека находятся под сильным влиянием его генов. Многие качества, которые всегда считались происте­кающими от внешних причин, рассматриваются по-новому, поскольку изучение близнецов показало, что наследственность обусловливает большее число психологических различий и в большей степени, чем это считалось ранее.

    Например, ученые из Университета штата Миннесота об­наружили, что не только выбор профессии обусловлен генами, но и 30% различий в удовлетворенности работой и различия в профессиональной этике также определяются генетическими факторами (Arvey et al., 1989; Arvey et ah, 1994), даже если фи­зические требования к профессиям одинаковы. Другие иссле­дования, в которых сравнивались однояйцевые (монозиготные) и разнояйцевые (дизиготные) близнецы, разлученные и вырос­шие вместе, фокусировались на чертах характера, которые счи­тались важными стабильными качествами человека (Bouchard, 1994; Loehlin, 1992). Результаты этих и других исследований по­казали, что различия в таких качествах, как экстраверсия—иН' троверсия (открытость или недоверие к внешнему миру), не' рвозность (тенденция к беспокойству и сильным эмоциональ­ным проявлениям), добросовестность (степень компетенции > ответственности) в большей степени (на 65%) определяются гв' нетическими различиями, а не факторами окружающей среды

    СОВРЕМЕННЫЕ РАЗРАБОТКИ

    В главе из книги 1999 года Бошард делает обзор результатов изучения близнецов в Миннесоте (Bouchard, I999). Он заклю­чает, что 40% различий в чертах характера и 50% различий в ин­теллекте генетически обусловлены. В этой книге автор вновь подтверждает свое убеждение, что гены управляют нашим вы­бором условий окружающей среды и нашим выбором или ухо­дом от специфических, формирующих нашу личность и пове­дение факторов.

    Исследования в Центре по изучению близнецов в штате Миннесота активно продолжаются. Новейшие сводки резуль­татов исследований можно найти на их веб-сайте http:// www.psych.umn.edu/psyJabs/. Некоторые захватывающие новые исследования посвящены изучению сложных проявлений че­ловеческой психики и видов поведения, которые мало кто мог считать генетически обусловленными, таких как любовь, развод В частности, изучался механизм выбора Это
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
    написать администратору сайта