Главная страница
Навигация по странице:

  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

  • ЗНАЧЕНИЕ ОТКРЫТЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ

  • Спать - значит видеть сны

  • Роджер Хок 40 исследований. Роджер Р. Хок 40 исследований, которые потрясли психологию 4е международное издание СанктПетербург Праймеврознак 2006


    Скачать 3.14 Mb.
    НазваниеРоджер Р. Хок 40 исследований, которые потрясли психологию 4е международное издание СанктПетербург Праймеврознак 2006
    АнкорРоджер Хок 40 исследований.doc
    Дата11.05.2018
    Размер3.14 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРоджер Хок 40 исследований.doc
    ТипДокументы
    #26878
    страница6 из 36
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

    Базовые материалы:

    Turnbull С. М. (1961). Some observations regarding the experiences and behavior of the BaMbuti Pygmies. American Journal of Psychology, 74,304-308.

    Данное исследование несколько иное, чем другие, описы­ваемые в этой книге. К. Тернбалл не делал каких-либо конк­ретных теоретических предположений, он не прибегал к ис-

    67

    пользованию чисто научного метода, и он не психолог. Тем не менее об этой краткой статье часто и много упоминали для де­монстрации некоторых важных психологических понятий, ка­сающихся нашей способности воспринимать окружающий мир. Чтобы обеспечить правильный контекст наблюдений Тернбал-ла, необходимо дать множество пояснений в отношении сис­темы используемых понятий. Помните, что эти пояснения име­ют непосредственное отношение к исследованию как таково­му, хотя иногда и может показаться, что мы ходим окольными путями. Давайте начнем с погружения в теорию, стоящую за открытиями Тернбалла, чего не смог сделать он сам по причи­не краткости своей статьи.

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

    В психологии существуют две обширные и важные области изучения — речь идет об ощущении и восприятии. Данные об­ласти являются самостоятельными, но в то же время сильно вза­имосвязанными сферами. Ощущение имеет отношение к ин­формации, которую вы постоянно получаете из окружающей среды при помощи органов чувств. В любую минуту любого дня вы находитесь под бомбардировкой огромного количества сен­сорных данных. Если вы просто остановитесь и на минуту за­думаетесь об этом, то заметите, что волны света отражаются от всех предметов, на какие бы вы ни смотрели вокруг себя, вбли­зи или вдалеке. Вероятно, множество звуков достигает ваших ушей в каждый отдельно взятый момент, части вашего тела контактируют с разнообразными предметами, зачастую акту­альными бывают сразу несколько вкусов и запахов. Если вы на мгновение оторветесь от чтения данной книги (я знаю, что это сложно сделать!) и будете фокусировать свое внимание на ощу-Щениях, по одному ощущению за раз, то у вас начнет форми­роваться некоторое представление о количестве «поступающей сенсорной информации», находящейся ниже уровня вашей °сознанности. На самом деле, если я выполню это задание пря-№о сейчас, то начну осознавать гудение моего компьютера, шум °т проезжающей машины, хлопанье где-то дверьми, висящую Ча стене картину, небо, местами затянутое тучами, свет, падаю-"Ций от моей настольной лампы, свои локти, покоящиеся на под-

    68

    локотниках кресла, вкус только что съеденного яблока и т. д. Но буквально несколько секунд назад ни одно из описанных ощущений мною не осознавалось. Мы постоянно занимаемся фильтрацией всей поступающей доступной нам информации и используем лишь ее малую толику. Если вдруг механизмы сен­сорной фильтрации перестали бы функционировать, то в мире все стало бы столь перепутано, что вы были бы потрясены и, вероятно, не способны выжить в нем.

    Тот факт, что сенсорный мир (то, что вы видите, слышите, вкушаете, вдыхаете, чего касаетесь) обычно предстает перед вами в организованном виде, существует благодаря вашим спо­собностям к восприятию.

    Ощущения являются сырым материалом для восприятия. Перцептивные процессы вашего мозга участвуют в трех основ­ных видах деятельности: J) выборе ощущений, на которые сто­ит обратить внимание (о чем уже упоминалось выше); 2) орга­низации данных ощущений в узнаваемые паттерны и формы; 3) интерпретации полученной структуры с целью объяснения и вынесения суждений об окружающем мире. Другим словами, восприятие имеет отношение к тому, как перерабатывается эта беспорядочная масса ощущений и как ей придается значение. Ваши зрительные ощущения от страницы, которую вы читае­те, не что иное, как беспорядочные черные формы на белом фоне. Это то, что проецируется на сетчатку ваших глаз и посы­лается к зрительным зонам мозга. Однако вы обращаете на них внимание, организуете и интерпретируете таким образом, что они превращаются в слова и предложения, которые содержат смысл.

    В распоряжении вашего мозга находится много хитрых при­емов или стратегий, помогающих организовывать ощущения так, чтобы они обладали значением и были доступны понима­нию. Чтобы рассмотреть работу Тенбалла под верным углом зре­ния, следует обратиться к рассмотрению нескольких таких стра­тегий. Перцептивная стратегия, к использованию которой вы, вероятно, прибегаете чаще всего, называется «фигура—фон». Широко известный пример отношений фигура—фон изобра­жен на рис. 2.1. Когда вы смотрите на рисунок, что вы видите в первый момент? Некоторые из вас увидят белую вазу, но бу­дут также и те, кто увидит два профиля, обращенные друг к дру-



    Рис. 2.1. Отно­шения «фигура— фон» — рисунок-перевертыш. Из: Ch. Morris, Understanding

    Psychology, 7thed.,p 101. Copyright 1990 Перепечатано с разрешения Prentice Hall

    69

    гу Когда вы лучше изучите рисунок, вы смо­жете увидеть второе изображение и осуще­ствлять переходы, видя попеременно то вазу, то профили. Вы заметите, что если смотри­те на вазу (фигура), то кажется, что профи­ли (фон) уходят на задний план. Но стоит сфокусировать внимание на профилях (фи­гура), и уже ваза (фон) — на заднем плане. По-видимому, нам присуще естественное стремление подразделять ощущения как взаимоотношения фигуры и фона. Если за­думаться, то выходит, что это делает окру­жающий мир намного более организован­ным местом. Представьте, что вы пытаетесь найти в толпе нужного вам человека. Если бы у вас отсутствовали способности вы­страивать отношения «фигура—фон», то выполнить данную задачу было бы невоз­можно. Когда солдаты надевают камуфляжную форму, разли­чия между фигурой и фоном сглаживаются до такой степени, что становится сложно отличить фигуру (солдата) от фона (ра­стительности).

    Другие стратегии организации, к которым мы постоянно прибегаем для придания порядка и смысла всем этим хаоти­ческим ощущениям, называют константностью восприятия. Такие стратегии возникают из нашего знания, что характери­стики объектов остаются теми же, даже несмотря на то что наши ощущения относительно этих объектов могут круто меняться. Например, одна из стратегий — это константность формы. Если вы встанете и обойдете вокруг стула, то изображение стула, про­ецируемое на вашу сетчатку (ощущения), будет меняться с каж­дым совершаемым вами шагом. Однако вы воспринимаете фор­му стула как нечто неизменное. Только представьте, насколько невозможно беспорядочным был бы наш мир, если бы все объекты воспринимались по-разному каждый раз, когда менял­ся угол зрения.

    Другая из стратегий касается константности размеров. Это ПеРЦептивная способность, которая имеет наиболее непосред­ственное отношение к статье Тернбалла. Благодаря констант-

    70

    ности размеров вы воспринимаете знакомый объект как имею-щий одну и ту же величину, вне зависимости от того, на каком расстоянии от вас он находится. Если вы видите школьный ав­тобус, находящийся от вас на расстоянии двух кварталов, то изображение, проецируемое на сетчатку, будет идентично про­ецируемому изображению маленького игрушечного автобуса, рассматриваемого вблизи. Тем не менее вы воспринимаете на­ходящийся вдали автобус в его большую, натуральную величи­ну. Схожим образом, если вы смотрите на двух стоящих в поле людей и один из них располагается на расстоянии примерно трех метров от вас, а другой — тридцати, то вы будете ощущать того, кто более отдален, как человека ростом в один метр. При­чина, в соответствии с которой вы все же воспринимаете его как человека нормального роста, заключается в вашей способ­ности поддерживать константность размеров.

    Ваше восприятие, прибегающее к использованию какой-либо из описанных стратегий, можно и обмануть. Это то, на чем стро­ится работа зрительных (оптических) иллюзий. Режиссер может снять сцену, в которой корабль попадает в ужасный шторм. Хотя камера снимает модель корабля длиной в 60 сантиметров, пла­вающую в специально обустроенном резервуаре, мы восприни­маем его как полноразмерный корабль по причине эффекта кон­стантности размеров и по причине отсутствия каких-либо дру­гих объектов для сравнения, дающих ключ к определению его истинных размеров. В фильме-мистификации «Аэроплан» (Airplane) 1980 года мы видим комнату, снимаемую камерой, рас­положенной в углу, снизу. При этом съемка происходит прямо за телефоном, стоящим на письменном столе (мы, соответствен­но, полагаем, что вскоре этот телефон должен зазвонить). Теле­фон находится так близко к объективу камеры, что кажется ог­ромным на экране, но мы воспринимаем его как телефон обыч­ной величины благодаря нашей способности поддерживать константность размеров. Перцептивный сюрприз возникает тог­да, когда телефон начинает звонить и актер проходит через ком­нату, чтобы ответить. Как только актер поднимает трубку, мы ви­дим, что телефон и вправду так огромен, как выглядит: его высо­та составляет около метра!

    Последний важный момент, который должен быть рассмот­рен до того, как мы обратимся к представленному в данной главе

    71

    исследованию, ответа на вопрос, являются ли наши -рцептивные способности результатом научения или же врож-яенньши. Результаты исследований, проведенных с участием людей, которые были от рождения слепыми, а затем смогли об­рести зрение, позволяют предположить, что наша способность к восприятию отношений «фигура—фон» является, по крайней мере отчасти, врожденной; то есть она присутствует от рожде­ния. Но с другой стороны, перцептивная константность — это продукт опыта. Когда маленькие дети (в возрасте 5 лет и менее) видят машины или поезда на расстоянии, они воспринимают их как игрушечные и порой весьма настойчиво заявляют о своем желании иметь эту вещь. К 7—8 годам формируется констант­ность восприятия размеров, и дети уже могут правильно оцени­вать размеры объектов с учетом изменения расстояния до них. Психологи задаются вопросами: какой именно опыт позво­ляет нам приобретать эти способности? И может ли сложиться такая ситуация, что человек достигнет зрелости, но не будет об­ладать некоторыми перцептивными способностями? Что ж, краткий доклад Тернбалла, опубликованный 30 лет назад, про­ливает свет на данные вопросы.

    МЕТОД

    Как уже было сказано в начале главы, Тернбалл не психо­лог, а скорее антрополог. В конце 1950-х и начале 1960-х годов он находился в густых лесах Итури (Ituri Forest) в Заире (в на­стоящее время территория Конго), изучая жизнь и культуру пиг­меев БаМбути.

    Поскольку Тернбалл — антрополог, базовым методом его ис­следования было естественное наблюдение, то есть наблюде­ние за поведением по мере того, как оно развертывается в есте­ственных условиях. Для психологов данный метод исследова­ния также имеет большое значение. Например, различия в агРессивном поведении между мальчиками и девочками во вре­мя игры могут быть изучены посредством техник наблюдения. Для изучения социального поведения, проявляемого такими Риматами, как шимпанзе, также потребовался бы метод, пред­лагающий наличие естественного наблюдения. Подобные сследования часто бывают дорогими и поглощающими мно-

    72

    го времени, но существуют определенные поведенческие фе­номены, которые не могут быть правильно исследованы при использовании каких-либо других способов.

    Тернбалл совершал экспедицию, перемещаясь по лесу от од­ной группы живущих там пигмеев к другой. Его сопровождал молодой человек (ему было около 22 лет) — Кенж (Kenge), жи­тель одной из деревень местных пигмеев. Кенж всегда сопровож­дал Тернбалла, когда тот проводил свои исследования, выпол­няя функции гида и представляя Тернбалла тем группам БаМбу-ти, которые не были с ним знакомы. Наблюдения Тернбалла, вошедшие в его опубликованный доклад, начались, когда он и Кенж достигли восточного склона холма, очищенного от дере­вьев для постройки там миссионерского пункта. Вследствие про­изведенной вырубки деревьев открывался дальний вид над ле­сом — такой, что просматривались высокие горы Рувензори (Ruwenzon Mountains). Поскольку леса Итури чрезвычайно плот­ны, крайне необычно было видеть пейзажи наподобие этого.

    РЕЗУЛЬТАТЫ

    Перед Кенжем никогда ранее в его жизни не открывались виды на столь большие расстояния. Он показал на горы и спро­сил, что это — холмы или облака. Тернбалл ответил ему, что это холмы, но они были больше тех холмов, которые Кенж когда-либо видел в своем лесу. Тогда Тернбалл спросил у Кенжа, хо­тел ли бы тот доехать до гор на машине и посмотреть на них с более близкого расстояния. После некоторых колебаний — Кенж никогда ранее не покидал леса — он согласился. Как толь­ко началась их поездка, разразилась сильная гроза, не прекра­щавшаяся до тех пор, пока они не достигли назначенного ме­ста. При грозе видимость сократилась до 9—10 метров, что по­мешало Кенжу видеть приближающиеся горы. В конце концов они все-таки достигли Национального парка Исханго (Ishango National Park), расположенного на склоне у озера Эдвард (Lake Edward), совсем рядом с горами. Тернбалл пишет:

    Когда мы проезжали через парк, дождь прекратился, небо очистилось от туч, и наступил тот редкий момент, когда горы Рувензори были полностью свободны от

    73

    облаков и возвышались в послеполуденном небе, а их заснеженные вершины сверкали в послеполуденном солнце Я остановил машину, и Кенж весьма неохотно вылез из нее (р. 304).

    Кенж огляделся вокруг и объявил, что это плохая страна, по­скольку здесь нет деревьев. Затем он кинул взор на горы и бук­вально онемел. Жизнь и культура БаМбути были ограничены густыми джунглями, и поэтому их язык не содержал слов, по­зволяющих описать подобный пейзаж. Кенж был очарован на­ходящимися в отдалении заснеженными вершинами и решил, что это нечто, образованное из камней. При отъезде в поле их зрения попала также равнина, расстилающаяся впереди. То, о чем говорится далее, и есть центральный момент данной ста­тьи и данной главы.

    Поглядев на равнину, Кенж увидел стадо буйволов, пасущих­ся в нескольких милях от него. Помните о том, что изображе­ние (от ощущений) буйвола, проецируемое на сетчатку глаз Кенжа, было очень маленьким. Кенж обернулся к Тернбаллу и спросил о том, что это там за насекомые! Тернбалл ответил, что там пасутся буйволы, которые даже больше тех буйволов, кото­рых Кенж видел в лесах. Кенж лишь рассмеялся над тем, что он посчитал глупой шуткой, и снова спросил, что за насекомые там находятся. «Затем он начал разговаривать сам с собой, за недостатком более умных собеседников, и попытался уподо­бить пасущихся в отдалении буйволов различным жукам и му­равьям, с которыми он был знаком» (р. 305).

    Тернбалл сделал в точности то же самое, что сделали бы вы или я, оказавшись в подобной ситуации. Он сел обратно в машину и поехал с Кенжем к пасущимся на равнине буйволам. Кенж был очень смелым молодым человеком, но как только он увидел, что животные действительно увеличиваются в размерах, то придви­нулся поближе кТернбаллу и стал шептать, что это — колдовство. В конце концов, когда они приблизились к буйволам и молодой человек смог увидеть их истинные размеры, Кенж перестал бо­яться, но все не понимал, почему животные были такими малень­кими. Он интересовался, что на самом деле произошло, — успели Ли буйволы вырасти или это просто была какая-то хитрость.

    Схожее событие имело место, когда мужчины продолжили Поездку и подъехали к берегу озера Эдвард. Размеры озера были

    74

    достаточно большими, и на расстоянии двух-трех миль от бе­рега плавало рыболовецкое судно. Кенж отказался верить в то, что плавающее в отдалении судно было чем-то достаточно боль­шим, чтобы вместить нескольких человек. Он заявил, что это просто бревно, но тут Тернбалл напомнил ему об опыте с буй­волами. В ответ Кенж лишь изумленно закивал.

    Остаток дня, проведенного за пределами джунглей, Кенж потратил на наблюдения за животными на расстоянии, пыта­ясь затем угадать, кто это был. Тернбаллу было очевидно, что Кенж перестал бояться и потерял скептический настрой, но был занят адаптацией своего восприятия к абсолютно новым ощу­щениям. И учился он быстро. Однако на следующий день Кенж изъявил желание вернуться к себе домой в джунгли и снова сде­лал замечание о том, что это плохая страна: здесь нет деревьев.

    ОБСУЖДЕНИЕ

    Этот краткий исследовательский отчет превосходно иллюст­рирует то, каким образом мы обретаем константность восприя­тия. Она является не просто результатом опыта; на данный опыт оказывают влияние культура и окружающая среда, в которой мы живем. В джунглях, где Кенж провел всю свою жизнь, не откры­валось широких пространственных пейзажей. В самом деле, ви­димость была обычно ограничена примерно тремя метрами. Сле­довательно, у пигмеев БаМбути отсутствовала возможность для развития константности восприятия размеров, и если вы задума­етесь, то придете к выводу, что у них не было в этом потребности. Вполне может быть, хотя непосредственных проверок не прово­дилось, что те же самые группы пигмеев обладают более высоко развитыми способностями к выстраиванию отношений «фигура-фон». Логика здесь следующая: для пигмеев БаМбути крайне важ­но уметь выделять тех животных (особенно представляющих по­тенциальную опасность), которые способны сливаться с образу­ющей фон растительностью. Очевидно, что данный перцептивный навык менее необходим людям, живущим в современной индуст­риализированной культуре.

    В отношении константности восприятия размеров исследо­вание Тернбалла может дать нам объяснение того, почему эта способность является скорее приобретаемой, нежели врожден-

    75

    ной. Определенные перцептивные навыки могут быть необхо-ммыми для нашего выживания, но не все мы растем и разви­ваемся в одних и тех же условиях. Следовательно, чтобы сде­лать потенциал выживания максимальным, некоторые наши навыки должны иметь возможность раскрываться со временем теми путями, которые наилучшим образом соответствуют на­шей физической среде.

    ЗНАЧЕНИЕ ОТКРЫТЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ

    И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

    Работа Тернбалла подлила масла в огонь споров об относи­тельном влиянии, оказываемом на наше поведение биологичес­кими факторами в сравнении с факторами среды (научением): речь идет о полемике «природа—воспитание». Наблюдения Терн-балла, сделанные в отношении восприятия Кенжа, указывают на значимость в данном вопросе воспитания или средовых фак­торов. Была проведена серия необычайно интересных экспери­ментов (Blake mo re & Cooper, 1970), когда котят выращивали практически в полной темноте, за исключением того, что им предъявлялись либо вертикальные, либо горизонтальные полос­ки. Позже, когда котят извлекали из темноты, те из них, кому предъявлялись вертикальные полосы, реагировали на такие же полосы на окружающих объектах, но не замечали горизонталь­ных линий. Соответственно кошки, которым в ходе развития предъявлялись горизонтальные линии, позднее могли, по-види­мому, распознавать лишь наличие горизонтальных фигур. Спо­собность кошек видеть не была нарушена, но определенные пер­цептивные способности у них не были развиты. Эти отдельные Дефициты носят, по-видимому, долговременный характер.

    Однако результаты другого исследования позволяют пред­положить, что некоторые наши перцептивные способности могут быть представлены от рождения; это означает, что они Даются нам от природы без какого-либо научения. Например, в ходе одного исследования (Adams, 1987) новорожденным де­тям (им было лишь три дня от роду) предъявлялись квадраты Различного цвета (красные, синие, зеленые) и квадраты серого Цвета, который был той же самой яркости. Все эти недавно рож-Денные младенцы проводили значительно больше времени, рас-

    76

    сматривая разноцветные, но не серые квадраты. Маловероят­но, что у младенцев была возможность за три дня научиться дан­ному предпочтению, поэтому полученные результаты служат доказательством того, что некоторые из наших перцептивных способностей являются врожденными.

    Общий вывод, который следует из результатов проведенных в данной области исследований, таков: когда речь идет об ис­точнике наших перцептивных способностей, единственно пра­вильного ответа просто-напросто не существует. Тернбалл и Кенж четко продемонстрировали, что некоторые из этих спо­собностей являются результатом научения, но вместе с тем есть также и способности, которые могут быть врожденными или частью «поставляемой с фабрики стандартной экипировки». Итак, данная область исследований ясно очерчена, и работа в этом направлении будет продолжена в будущем.

    Следует отметить, что данная статья Тернбалла хотя и была опубликована в психологическом журнале, оказала долговре­менное содействие развитию антропологии — той области, в ко­торой работал Тернбалл, и помогла проиллюстрировать важные взаимосвязи между двумя областями. Психологи постоянно из­влекают информацию об основополагающих причинах чело­веческого поведения посредством проведения кросскулыурных и кроссэтнических исследований. Соответственно и антропо­логи также расширяют сферу своих исследований, обращаясь к рассмотрению психологических детерминант человеческого поведения в рамках общественного и культурного контекстов (см., например: Fisher & Strickland, 1989; GalaniMoutafi, 2000).

    В заключение стоит сказать, что, вероятно, самым ярким признаком влияния работы Тернбалла на психологию служит то, что его напечатанную в 1961 году статью и соответствую­щую книгу (Turnbull, 1962) продолжают упоминать и цитиро­вать в большинстве учебников по общей психологии для демон­страции того, как среда влияет на перцептивное развитие че­ловека (см., например: Morris, 1996; Plotnik, 1999). Колин Тернбалл умер в 1994 году в возрасте 70 лет. Он был одним из самых известных и неординарных антропологов за всю исто­рию развития данной области. Если вы хотите больше узнать о подробностях его жизни, то мы советуем обратиться к прево­сходной, прекрасно изложенной биографии, которая была не-

    77

    давно опубликована и называется «В руках Африки: жизнь Ко-лина М. Тернбалла» IntheArmsofAfrica: TheLifeofColinM. Tumbull», Grinker, 2000).

    ЛИТЕРАТУРА

    Adams, R. J. (1987). An evaluation of color preference in early infancy.

    Infant Behavior and Development, 10, 143—150. Blakemore, C., & Cooper, G. F. (1970). Development of the brain

    depends on physical environment. Nature, 228, 227—229. Fisher, J., & Strickland, H. (1989). Ethnoarchaeology among the Efe

    Pygmies, Zaire: Spacial organization of campsites. American

    Journal of Physical Anthropology, 78, 473—484. GalaniMoutafi, V. (2000). The self and the other: Traveler,

    ethnographer, tourist. Annals of Tourism Research, 27(1), 203—

    224. Grinker, R. (2000). In the amis of Africa: The life of Colin M. Tumbull.

    New York: St. Martins Press. Morris, C. (1996). Understanding psychology (2nd ed.). Englewood

    Cliffs, NJ: Prentice Hall. Plotnik, R. (1999). Introduction to psychology (5th ed.). Pacific Grove,

    CA: Brooks/Cole. Tumbull, C. (1962). The forest people. New York: Simon & Schuster.

    Спать - значит видеть сны
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36
    написать администратору сайта