Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРЕДИСЛОВИЕ К ВОСЬМОМУ

  • И ПРОИЗВОДСТВО

  • Синтетические тросы

  • Справочник по такелажным работам 2. С. свенссонперевод со шведскогоЛ. Ю. СазоновойЛенинградСудостроение 1987 вбк 39. 4208С 24 (швед.)Удк 629. 12. 014. 23(083,72)Научный редактор мастер спорта международного класса, яхтен ный капитан В. П. ГусевСвенссон С


    Скачать
    НазваниеС. свенссонперевод со шведскогоЛ. Ю. СазоновойЛенинградСудостроение 1987 вбк 39. 4208С 24 (швед.)Удк 629. 12. 014. 23(083,72)Научный редактор мастер спорта международного класса, яхтен ный капитан В. П. ГусевСвенссон С
    АнкорСправочник по такелажным работам 2.pdf
    Дата25.03.2020
    Размер
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСправочник по такелажным работам 2.pdf
    ТипСправочник
    #889
    КатегорияПромышленность. Энергетика
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Библиотека журнала
    „КАТЕРА
    и ЯХТЫ"
    С. СВЕНССОН
    Перевод со шведского
    Л. Ю. Сазоновой
    Ленинград
    „Судостроение"
    1987

    ВБК 39.42-08
    С 24 (швед.)
    УДК 629.12.014.23(083,72)
    Научный редактор мастер спорта международного класса, яхтен- ный капитан В. П. Гусев
    Свенссон С.
    Справочник по такелажным работам/Пер, со швед.— Л.: Судостроение, 1987.— 168 с.: ил.
    ИСБН
    Отражает богатый опыт такелажных работ в Швеции приме- нительно к судостроению и морской практике. Приведены основные сведения о тросах и крепежных изделиях, о новых материалах и технологии работы с тросами, работах по уходу за парусами.
    Для судостроителей и моряков, занимающихся такелажными работами на тросах, палубными, погрузочно-разгрузочными рабо- тами на судах, а также для учащихся школ морского обучения и любителей парусного спорта.
    3805030000-052 048(01 )-87 70-87
    ББК 39.42-08
    Перевод на русский язык, Издательство «Судостроение», 1987
    ПРЕДИСЛОВИЕ
    К ВОСЬМОМУ ИЗДАНИЮ
    С момента первого издания этой книги (1940 г.)
    прошло немало лет. Производство стало более интен- сивным, рациональным, и современному моряку надо знать многое, что лежит за пределами традиционного матросского мастерства. Однако и прежние матрос- ские навыки, связанные с работой на парусных судах,
    не утеряли своего значения в наше время. Не только любителям парусного спорта необходимо знание та- келажных работ с растительными и стальными тро- сами, работ по шитью парусов. Для обеспечения без- опасности труда на борту судна требуется, чтобы каждый моряк знал характеристики растительных и стальных тросов, прочность того или иного узла, а также порядок выполнения различных такелажных работ, и знал это отлично!
    Предыдущее издание выдержало ряд переработок.
    Были внесены подробные описания новых синтетиче- ских материалов, которые в последние годы стали широко применяться на судах. Покойный ныне ху- дожник Кай Бэлинг уже после смерти автора этой книги внес в текст существенные добавления, а так- же тщательно проиллюстрировал данное издание.
    В тексте встречаются выражения на морском арго, ведь этот язык наиболее выразительный из всех существующих профессиональных языков, и иногда его можно использовать при описании сугубо спе-
    5
    циальных работ, например, приемов вязания узлов.
    Что же касается названий узлов, то приводятся те из них, которые являются самыми распространенными на шведских торговых судах.
    Предыдущее издание было значительно дополнено новыми материалами. В данное издание включен небольшой но весьма важный раздел «Швартовка маломерных судов». Материалы, включенные в этот раздел, были предоставлены Обществом морского страхования.
    Стокгольм, январь 1977 г.
    Издательство «Рабен и Шегрен»
    МАТЕРИАЛЫ
    И ПРОИЗВОДСТВО
    Растительные тросы
    Тросы, которые используют на судах, изготовляют из различных растительных волокон, из стали, а в настоящее время также и из синтетических мате- риалов. Из растительных тросов наиболее широкое применение имеют манильские, сизальские и пенько- вые. Реже на морских торговых судах используются тросы из хлопка, джута, льна и эспарцета.
    Манильские тросы. Сырьем для манильских тросов служат сосудистые волокна черенковой части листьев банановых пальм вида Musa textilis манила или (аба- ка— рис. 1), произрастающих на Филиппинских ост- ровах. Манильский трос легко узнать по пятнистой поверхности, которая образуется при изготовлении от сочетания темных и светлых волокон (коричневых и золотистых). В отличие от сизальского поверхность нового манильского троса гладкая, с небольшим от- ливом.
    Сизальские тросы. Изготовляются из волокон мя- систых листьев различных видов алоэ, в частности вида Agave var. sisalana (сизаль или агава — рис. 2).
    Эти растения произрастают на сухих каменистых возвышенных плато в Центральной Америке. Такие тросы впервые были вывезены в Европу из небольшого порта Сизаль на северном побережье полуострова
    Юкатан. От этого порта они и получили свое назва- ние. Из Америки агава была завезена также в Вос- точную Африку, затем на острова Суматра и Ява.
    В настоящее время она встречается в различных тро- пических районах. Самые большие плантации этого растения расположены в Танзании и Кении.
    Кокосовые тросы. Изготовляются из волокон, об- разующихся на внешней поверхности скорлупы коко- сового ореха *.
    * На шведских судах называется грэс (gras - трава).
    7

    Рис. 1. Листья банановой Рис. 2. Листья алоэ (сизаль).
    пальмы (манила).
    Пеньковые тросы. Пенька — это обработанные мочалистые волокна конопли — растения родом из
    Персии, культивируемого повсеместно в Европе.
    Раньше, когда парусные суда оснащались бегучим и стоячим такелажем из пеньки, она была одним из ос- новных предметов европейского экспорта. Самым крупным экспортером была Россия. Транспортные суда, отправлявшиеся из Риги, доставляли ее даже в Америку. Из русской пеньки изготовляли такелаж для кораблей американского клиперного флота, сыг- равшего огромную роль в истории мореплавания в середине XIX в. В настоящее время экспорт русской пеньки утратил значение для Западной Европы, хотя
    Советский Союз и остается ее крупнейшим произво- дителем и поставщиком.
    Когда-то коноплю выращивали и в Швеции. Раз- ведение конопли было возобновлено в 1941 г., так как военные действия на морских театрах прервали ее поставки. Но в настоящее время в Швеции ее больше не разводят, а ввозят главным образом из Италии и
    Югославии. Итальянская пенька считается лучшей в мире, и тросы, изготовленные из нее, используются на яхтах и военных кораблях. Италия экспортирует хорошо расчесанное сырье, из которого получают са- мые прочные бельные (несмоленые) или слабосмоле- ные тросы, такелаж для катеров. Суда торгового флота таким такелажем в настоящее время не осна- щают.
    Пеньковые тросы тоньше и мягче манильских.
    Они без труда пропитываются смолой. Мокрые бель- ные пеньковые тросы плохо сохнут и легко загнива- ют, так как тонкие волокна активно поглощают вла- гу. Поэтому пеньковые тросы, предназначенные для использования на судах, предварительно смолят.
    Смола уменьшает прочность троса на 15—20 %, по- скольку прожигает волокна пеньки, но вместе с тем и продлевает срок его службы, так как предохраняет от гниения. Несмоленые тросы из высококачественной пеньки прочнее тросов из других материалов, за исклю- чением найлоновых. Однако манильские тросы высо- кого качества прочнее смоленых пеньковых, хотя пень- ка и долговечнее волокон абаки: внутренние пряди старых сильно изношеннных пеньковых тросов сохра- няют прочность и пригодны к дальнейшему исполь- зованию.
    На кораблях военно-морского флота и на больших яхтах пеньковые тросы до сих пор находят самое широкое применение. На судах торгового флота пень- ковые тросы используют лишь как диплотлини, бро- сательные концы, шкимушгары. Всего несколько де- сятков лет тому назад штормтрапы были только пеньковыми. В настоящее время их обычно делают из манильских тросов или цельнометаллическими.
    Найтовы, шкимушгары, марлини и парусные нитки выпускают преимущественно пеньковыми, а парусину и брезент ткут также из льна.
    В средиземноморских государствах пенька была известна уже в античности, но использовать ее для такелажа судов начали, по всей вероятности, не ра- нее первых столетий нашей эры. Пенька оказалась прочнее применявшихся до нее материалов — эспар- цета, лыка, кожаных ремней, так как она не растяги- вается в такой степени, как перечисленные материалы.
    Таким образом, пенька позволяла надежнее оснащать суда. Более совершенный такелаж способствовал повышению мореходных качеств судов. Дальние морские плавания не были бы возможны, не появись пеньковые тросы.
    Хлопок. Прочность хлопковых тросов вдвое мень- ше прочности манильских. Тросами из хлопка осна- щают в основном небольшие яхты. Такие тросы очень мягкие и гибкие. Их легко травить, они хорошо рабо- тают в блоках. Но поскольку хлопковые тросы сильно
    8 9
    растягиваются, они непригодны как фалы, а исполь- зуются лишь как шкоты и швартовные концы, для которых растяжение не имеет принципиального зна- чения. Из хлопка производят тонкие веревки и нити для изготовления рыболовных сетей и лес.
    В США даже парусный брезент ткут из хлопка.
    Сравнительно недорогой, он практически полностью вытеснил пеньковый брезент. В настоящее время из хлопкового брезента шьют паруса для парусников и мотоботов, полотнища, укрепляемые на релингах,
    тенты. Хлопковый брезент плотный и прочный, но его труднее чинить, чем полотно из пеньки. Кроме того,
    хлопковый брезент очень чувствителен к плесени. На нем быстро появляются пятна гнили, и поэтому пару- са не рекомендуется упаковывать без предваритель- ной просушки. При неблагоприятных условиях доста- точно нескольких часов, чтобы мокрые, плотно упако- ванные паруса из хлопка покрылись пятнами гнили.
    При этом портится не только внешний вид паруса, но также уменьшается его прочность, старые хлопковые полотнища рвутся в первую очередь там, где появи- лись черные пятна гнили.
    Джут. Джут производят из мочалистых волокон высокого кустарника, произрастающего в Индии, род- ственного нашей липе (лубяное лыко). После срезки стебли кладут в воду, чтобы они стали мягче, затем слущивают лыко, промывают его и сушат. После это- го сырье превращается в готовую товарную продук- цию. В основном джут разводят в Бенгалии и выво- зят на судах из г. Калькутта. Джут — важнейший экспортный товар Индии. Во всем мире он является вторым по значению после хлопка сырьем для тек- стильной промышленности. В огромном количестве джут доставляют в г. Данди (Англия), где построе- ны ткацкие фабрики для его переработки.
    По прочности джут значительно уступает пеньке и волокнам из абаки. Поэтому на фабриках Данди из него редко делают снасти, а в основном плетут маты,
    ткут мешковину, рогожу. Неплотную джутовую ткань, мешковину широко используют как изоля- ционный материал и для упаковки хрупких грузов,
    которые могут получить повреждения от ударов при транспортировке.
    Следует отметить, что со времен второй мировой войны в этих целях используют также бумагу.
    10
    Лен. Лен используют только для изготовления ли- ней (тонких тросов) и различных ниток, в частности парусных, а также тонкой парусины и брезента.
    Пожарные лини, спасательные концы изготовляют обычно из прочного льна высокого качества. У опле- тенных лаглиней внешний слой плетут из льна или пеньки, но внутренняя нить всегда изготовлена из бо- лее дешевого материала, обычно джута.
    Бомбейская пенька *. Получается при переработ- ке волокнистого растения, произрастающего в Юж- ной Индии. Она дешевая в изготовлении, но менее прочная, чем обычная конопляная пенька. Использу- ется для изготовления тросов, подвергающихся не- большой нагрузке, а также для свивки с волокнами манильской пеньки более низкого качества.
    Новозеландский лен**. Это светло-желтое же- стковолокнистое растение с длинными волокнами, на- поминающими волокна агавы.
    Мавританская пенька. Вид сизаля.
    Хенекен. Также вид сизаля. Произрастает в Мек- сике и на Кубе.
    Синтетические тросы
    В течение тысячелетий люди использовали в таке- лажном деле лишь натуральные растительные волок- на. Прогресс современной науки позволил всего лишь за несколько десятилетий перейти к массовому и преимущественному использованию синтетических во- локон, равноценных растительным и даже превосхо- дящих последние по своим качествам. Химическая промышленость вырабатывает из нефти, угля или природного газа исходное для данного производства сырье — неорганические соединения, структуру кото- рых образуют мелкие молекулы, имеющие небольшой удельный вес. Это сырье путем полимеризации пере- рабатывают в так называемые полимеры: искусствен- ные смолы, различные пластмассы. Меньшая часть этой продукции после дальнейшей обработки стано- вится пригодной для прядения, т. е. превращается в синтетическое волокно.
    Существуют четыре основных материала, исполь- зуемых для изготовления синтетических тросов: по-
    * Также называется мадрасской.
    ** Другое название—формиум (лат. formium),
    11
    лиамид, полиэфир, полиэтилен и полипропилен,
    встречающиеся под различными товарными назва- ниями.
    Тросы изготовляют тремя способами. Многоните- вые тросы плетут из пряжи, состоящей из тонких ни- тей, диаметр которых не превышает 0,1 мм. Такие тросы мягкие и гибкие. Мононитевые — из вытяну- тых непрерывных нитей диаметром более 0,1 мм —
    более жесткие с твердой и блестящей поверхностью.
    Многопленочные тросы сплетают из тонких пленоч- ных нитей-полос.
    Полиамид, РА, амидпласт (найлон-66, перлон,
    энкалон, бринайлон, антрон, селон, рилсан). Найлон впервые получен В. Каротерсом в 1934 г. в США на заводе фирмы Дюпон. Изобретение зарегистрировано в 1938 г. Название этого материала стало видовым,
    так как вскоре другим ученым удалось получить но- вые соединения: найлон-б, найлон-707 и т. д. Приме- нять найлоновые тросы начали в период второй миро- вой войны. На таких тросах буксировали транспорт- ные планеры во время авиадесантных операций.
    В настоящее время толстые найлоновые тросы ис- пользуют повсеместно при буксировке как в портах,
    так и в открытом море, а также в качестве швартов- ных концов. На китобойных судах используют найло- новые гарпунные лини, превосходящие по качеству снасти из других материалов, применявшихся раньше.
    Найлоновые снасти получили широкое распростране- ние в водных видах спорта и рыболовстве. Рыбаки- промысловики используют найлоновые буксируемые рыболовные снасти, найлоновые переметы для ловли лосося, а также найлоновые сети. Для этих целей найлон является оптимальным материалом, так как он гибкий, прочный и почти незаметен в воде. Выпу- скают также эластичные найлоновые снасти. Они рас- тягиваются на 30 % длины и возвращаются к перво- начальным размерам после снятия нагрузки. Элас- тичность имеет значение при лове китов и буксировке,
    но при этом увеличивается степень риска. Если силь- но натянутый найлоновый трос рвется, то он сжима- ется, как гигантский резиновый жгут, и устремляет- ся к месту крепления с огромной силой, что может привести к несчастному случаю.
    Для изготовления тросов синтетическое сырье вы- тягивается в тонкие гладкие нити, длина которых
    12
    нередко равна длине всего троса. Торговое название получаемого таким способом материала — мононите- вый (монофильный) найлоновый шелк. Тонкие снасти,
    плетеные лини делают из нитевой пряжи. Поверх- ность такого пряденого найлона (филаментного) не- много ворсистая, напоминающая поверхность хлоп- ковых снастей. В торговле этот материал встречается под названием «шерстеподобный найлон» или «най- лоновая шерсть». Этот материал сохраняет все свой- ства_ найлона, кроме прочности (см. табл. 1 и 2).
    Трехпрядный или иной сплетенный шерстеподобный найлон удобнее в работе, чем мононитевый. На таких тросах удобно вязать узлы и сплесни, как из снастей,
    изготовленных из обычных материалов. Тросы из найлонового шелка очень скользкие, поэтому узлы,
    сплесни и другие виды соединений должны выпол- няться с особой тщательностью. Труднее всего об- ращаться с тонкими рыболовными лесами, представ- ляющими собой непрерывную вытянутую нить.
    По прочности найлоновые тросы приблизительно в три раза превосходят манильские тросы высшего качества и примерно в 10 раз тросы из кокоса, не- смотря на то, что вес их меньше. Большое значение это имеет для морских буксировок, где буксирные манильские тросы диаметром 38,1 см могут быть за- менены нейлоновыми диаметром 25,4 см.
    Найлоновые тросы не впитывают воду. Найлон не гниет и не преет. С него легко смывается грязь, нет необходимости его протирать перед упаковкой. Тем- пература плавления найлона-66 265 °С, найлона-6 215 °С, но повреждения бывают и при более низких температурах. Поэтому найлоновые тросы нельзя хранить на теплых поверхностях или на палубах, об- шитых железными листами, предварительно не укрыв бухты чехлом. При низких температурах найлоновые тросы становятся жестче, но при обычных они неиз- менно гибкие и мягкие. Кроме буксировочных, швар- товных концов и гарпунных линей из найлона изго- товляют грузовые стропы и сетки, а также много- прядные якорные канаты.
    Полиэстер, РЕТР, линейный этиленгликольтере- фталатпласт. Термопласт, температура плавления
    260 °С. Торговые названия: терилен (Англия, Ита- лия, Финляндия), диолен/тревар (ФРГ), полиэстер
    (Нидерланды), грисутен (ГДР), теторон (Япония),
    13
    дакрон (США и Турция), тергаль (Франция и Испа- ния), тезил (ЧССР).
    Полизстеровые снасти в настоящее время являют- ся самыми распространенными в парусном спорте.
    Как и найлон, полиэстер выпускают как в виде ко- ротковолнистой шерстеподобной пряжи с мягкой по- верхностью, так и тонкого непрерывного полиэстеро- вого шелка. Полиэстер уступает найлону в эластич- ности, но сравнительно мало изнашивается. Для бегу- чего такелажа выпускают трехпрядные или сплетен- ные косицей из восьми прядей тросы, плотно свитые,
    гибкие, не изменяющие форму даже при значитель- ной влажности. Для шкотов изготавляют соответ- ствующие тросы, например в 16-прядной оплетке, с сердечником из прямого шелка или с плетеным сердеч- ником. Также выпускают тросы с двойной оплеткой,
    причем внешняя оплетка служит для предохранения троса от износа. Тросы для шкотов генуэзских стак- селей большой площади имеют самую плотную свив- ку, их используют также в качестве грузовых стро- пов. Восьмипрядные сплетенные косицей тросы ис- пользуют для легких парусов. Швартовые концы для яхт и яликов делают из самого прочного найлона или полиэстера. Специальный линь из прямого полиэстер- ного шелка, покрытого полиэтиленоподобным мате- риалом, используется прежде всего как спасательный конец. Линь снабжен наконечником из нержавеющей стали. Для линя диаметром 7 мм разрывное усилие составляет около 5 кН.
    Для парусного спорта выпускают синтетическую парусную ткань прежде всего из полиэстера. Как правило, ширина полотнища равна 91,5 см. Суще- ствует несколько разновидностей такого материала,
    различающихся по весу — от 180 до 320 г'/м
    2
    . Для спинакеров выпускают особую тонкую найлоновую парусную ткань весом 48 г 1 м
    2
    Полиэтен, HDPE, этенпласт, HD, политен (ранее назывался полиэтилен). Термопласт, температура плавления около 180°С. Волокно выпускают только мононитевым. Из него получают долговечные снасти с гладкой поверхностью. Разрывное усилие этих тро- сов в 1,5 раза больше, чем манильских, для влажных тросов — в 1,7 раза. Полиэтен не тонет в воде, поэто- му его удобно использовать при швартовке: много- нитевый — для подъема тяжелых грузов, а трехпряд-
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта