Главная страница
Навигация по странице:

  • ________

  • Ответ 2. Слова Владимира Федоровича Одо

  • ПЗ №1 Коммуникативные неудачи и культура общения. сибирский федеральный университет институт космических и информационных технологий


    Скачать 25.73 Kb.
    Названиесибирский федеральный университет институт космических и информационных технологий
    Дата30.04.2019
    Размер25.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПЗ №1 Коммуникативные неудачи и культура общения.docx
    ТипДокументы
    #56534

    С этим файлом связано 7 файл(ов). Среди них: Лабораторная №1 Замараев А.С. ВКИ 15-06б.docx, ПЗ №7 Аннотация.docx, ПЗ №6 Конспект.docx, ПЗ №5 Публичное выступление.docx, ПЗ №4 Научный стиль.docx, ПЗ №3 Речевой этикет.docx, ПЗ №2 Оформление личных документов.doc.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАН, Учебник английского языка для технических университетов и вузов., Таджикский национальный университет.docx, Бесстыковой путь Российских Железных Дорог Палей Е.В. Кандрашов

    Федеральное государственное автономное

    образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ИНСТИТУТ КОСМИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    Кафедра русского языка, литературы и речевой коммуникации

    Практическое задание №1
    "Коммуникативные неудачи"
    По дисциплине «Теория и практика эффективного речевого общения»


    Преподаватель : ст.преп., к-т филолог.наук _______ ________ П. А. Колобаев

    должность подпись дата инициалы, фамилия

    Студент: ВКИ -15-06б ________ А. С. Замараев

    номер группы подпись дата инициалы, фамилия

    Красноярск 2018

    Задания
    1. Прочитайте рассказ О. Рожневой «Поездка к отцу» (http://www.pravoslavie.ru/54474.html) и найдите в диалогах персонажей примеры коммуникативных неудач (не менее 10).
    2. Как вы понимаете слова Владимира Федоровича Одоевского «Говорить есть не что иное, как возбуждать в слушателе его собственное внутреннее слово»? Приведите аргументы, что высокая культура общения обязательно предполагает и умение слушать собеседника.
    Ответ 1.

    1) А там уже слышался крик бабы Веры:

    – Куда опять пропали, непутёвые?! Поливаться надо, а она на-тебе, прохлаждается!

    И Зинка брала в руки небольшую лейку.

    Кроме речки было ещё много интересного, недалеко от дома – целые россыпи камней, маленьких и побольше. А среди маленьких есть такие, на которых золотой бочок. Встречаются и совсем золотые, красивые, прямо драгоценные камни!

    – Зинка, иди домой! Опять этот ребёнок там клад раскапывает… Прям геолог какой-то, а не девка, всё в камнях копается, – жаловалась баба Вера соседке.

    Неуместное замечание в адрес девочки, нарушение паритетности

    2) Женщина, которая мать, раздражённо сказала бабе Вере:

    – Чего она у тебя такая грязнуля? А белобрысая какая… Ровно и не моя дочь… Ну, здравствуй, Зина! Ты теперь будешь жить с нами. Я твоя мать, будешь теперь меня слушаться!

    Зинка не знала эту женщину, а, может, не помнила. Она почувствовала страх, и, развернувшись, побежала из комнаты, но баба Вера оказалась ловчее, схватила в охапку и не отпустила. А мать проворчала:

    – Так и знала, что она у тебя тут дикаркой вырастет. Как зверёныш какой… Ни обнять родную мать, ни поцеловать…

    Она подошла, взяла Зинку за подбородок и потребовала:

    – Скажи: здравствуйте, мама Катя и папа Петя!

    Зинка сильно смутилась. Ей было очень неприятно прикосновение этой женщины. И потом – её мама – баба Вера, а совсем не эта тётка. Она мотнула головой, но цепкие пальцы крепко держали за подбородок. Тогда Зинка неожиданно для себя самой показала язык и, крутанувшись, сбежала.

    Нарушение паритетности общения

    3) Мать смотрела на старшую недоверчиво как на чужую, и несколько раз, напившись, жалобно говорила Зинке:

    – Ты, белобрысая, ровно и не моя совсем… Вся в отца своего… Я тебя и рожать-то не хотела… Ты, Зинка, – ошибка моей молодости, понимаешь ты меня или нет, морда белобрысая?! У меня такой парень наклёвывался, а из-за тебя всё прахом пошло… Лучше б я аборт сделала, атомную бомбу на твою башку глупую!

    – А где мой отец?

    – Где-где… Урод твой отец! В тюрьме сидит! Не будешь слушаться – я и тебя к нему отправлю!

    Нарушение паритетности, непонимание собеседника

    4) В соседнем магазине под названием «Юбилейный» работала Надькина мать, тётя Маруся. И Зинка часто думала о том, как ей повезло с Надькой и с тётей Марусей: она всегда усаживала за стол подругу дочери, кормила жареной картошкой, а в магазине всегда принимала у неё пустые бутылки, даже когда приёма стеклотары не было.

    – Дак не принимаем бутылки, Зин!

    Посмотрит-посмотрит, да и примет…

    В выходные придёт Зинка, поскребётся в дверь:

    – Тёть Марусь, отпусти Надю погулять!

    – Дак рано ещё, Зин! Дак ещё не ели! Садись, поешь с нами!

    Слёзы наворачивались от такого доброго отношения:

    – Что вы, тёть Марусь, я уже поела…

    А её и не спрашивали, садили за стол, давали ложку, целую тарелку вкуснейшей горячей жареной картошки с укропчиком и полный стакан холодного молока.

    – Повезло мне, – думала Зинка, – ох и повезло!

    Чуждая коммуникативная среда

    5) День перевалил вторую половину, когда Зинка вышла на покрытый ледком перрон. Дул сильный ветер, и она, скользя своими резиновыми сапогами по льду, неуклюже вкатилась в маленькое, приземистое здание вокзала. Здесь одновременно был и автовокзал: два маленьких окошечка, из которых шёл свет и уют. Кассирша молодая, густо накрашенная, не глядя на Зинку, рявкнула:

    – До Матырино в шесть утра и в час дня! Сегодня автобусов больше нет!

    Зинка не струсила и громко сказала:

    – Мне тогда на завтра билет дайте! На шесть утра!

    Употребление шаблонных выражений

    6) Тихая надежда таилась в душе: может, возвращаться и не придётся… Вот приедет она к папке, а он увидит дочь, да ещё на него похожую – обрадуется… Обнимет её крепко, прижмёт к груди и скажет:

    – Я тебя так долго ждал, доченька! Так долго! Что ж ты раньше-то не приезжала! А и хорошо, что наконец собралась! Я теперь тебя не отпущу никуда – будем вместе жить-поживать!

    И станет смешно суетиться и накрывать на стол… А она, Зинка, ответит:

    – Пап, ты посиди, отдохни… Ничего, я тебе теперь все дела домашние буду сама делать!

    Непонимание собеседника

    7) Привокзальная столовая не отличалась разнообразием: шницели, пюре, тушёная капуста, такие же помятые беляши, какие Зинка уже покупала сегодня. Она посмотрела на цены и ахнула: всё это было ей не по карману. Может, всё же разориться, может, и обратной дороги не будет, папка оставит её у себя?

    Зинка колебалась, потягивая носом горячий мясной запах. Потом увидела, как на одном из столиков оставили поднос с совершенно целыми, даже не надкушенными кусочками хлеба. Ей вполне хватит этой пары кусочков… И Зинка незаметно придвинулась к столику, протянула руку… Оплеуха была неожиданной и болезненной. Зинка почувствовала, что её берут за шиворот, как котёнка, оттаскивают от столика и тащат к выходу. Дородная рыжая тётка злобно прошипела:

    – Нам тут своих побирушек девать некуда! Пшла вон отсюда, голь перекатная!

    Её больно толкнули в спину, и Зинка чуть не упала от толчка. Молча пошла к креслам, села, как ни в чём не бывало в одно из них, загородилась книжкой. Слёзы закапали сами собой, и она пыталась изо всех сил вчитаться, чтобы отвлечься от обиды, и чтобы эти непрошеные слёзы перестали течь, и никто не заметил, как она плачет.

    Чуждая коммуникативная среда, нарушение паритетности общения

    8) Внутри было просторно и уютно, на стенах фотографии. Зинка не могла рассмотреть фотографии, она смотрела на светловолосую женщину. А та села на стул и сделала знак рукой гостье – тоже присесть. Долго смотрела на неё тяжёлым взглядом, а потом сердито сказала:

    – Вот и Зина явилась. Я тебя сразу узнала. Я сестра твоего отца. Ну что? Зачем пожаловала?

    У Зинки сильно пересохло во рту, и она с трудом смогла выговорить – прошелестеть:

    – Я к папке приехала.

    – Помер твой папка. Вот уж год как помер. Инфаркт. Жизнь у него была нелёгкая и скорбей много. А ты о нём никогда и не вспоминала, так ведь? Небось, как денежки перестала получать, тогда и про папку вспомнила?! Наследство приехала делить?!

    Чуждая коммуникативная среда, неуместное замечание в адрес слушателя

    9) Женщина встала, подошла к комоду, достала коричневый плюшевый альбом со смешным медвежонком на обложке. Открыла. В альбоме было мало фотографий, но все любовно разукрашены нарисованными акварелью цветами, бабочками, листочками: маленькая Зинка, ещё маленькая у бабы Веры на руках, Зинка побольше, Зинка с тощим портфелем…

    – Он так мечтал тебя увидеть… Что ж ты ему письма такие нехорошие писала, а? Как рука твоя только поднялась?

    – Я не писала… У меня и адреса-то не было, год назад вот достала…

    Зинка медленно достала потёртую на сгибах квитанцию.

    Женщина бросилась к комоду, порылась, принесла два листочка бумаги:

    – Вот письма твои, читай: «Живу я хорошо, и у меня есть отец, а ты мне не отец никакой, урод ты и есть урод, атомную бомбу на твою башку! А откажешься алименты платить – я на тебя в суд подам!»

    Почерк был Катерины, только уж очень криво и коряво написаны буквы. Должно быть, сильно пьяная писала…

    – Не я это… Матери почерк…

    Женщина ахнула.

    – Да за что ж она так-то? Он ведь ей ничего плохого не сделал. Сама она к нему бегала. На маслозавод устроилась, романтики что ли захотелось ей, а Федя – он всю жизнь пастухом работал… Бегала к нему сама в поле, а как забеременела, он её уговаривал ребёнка оставить. На коленях просил… Я ведь всё это знаю, всё, почитай, на моих глазах было… Жениться хотел, а у него ж руки золотые, и характер добрый очень, потачливый такой, покладистый… Феденька, братик милый…

    Зинка почувствовала, что ноги у неё совсем отнялись, но она поняла, что нужно как-то встать и уйти. С трудом поднялась и, еле-еле переставляя ноги, поплелась к выходу. У выхода так же тихо прошелестела:

    – До свидания…

    Чуждая коммуникативная среда, неуместное замечание в адрес слушателя

    10) – А где папка похоронен?

    – Что? А… Так я свожу тебя после обеда… Что молчишь? Одна хочешь? Ну иди, сходи, а я пока приготовлю обед. Ближний к лесу ряд, там сосна такая ещё приметная – с одного краю веток нет. Ванечкин Фёдор Иванович. Не боишься одна на кладбище? Ну сходи… Только потом сразу ко мне – назад. Поняла? Прости, что неласково встретила.

    Тётя Таня проводила Зинку до калитки, лохматый Дружок привстал, внимательно и грустно посмотрел на неё, но лаять не стал. Тётя Таня сказала, открывая калитку:

    – Ты не бойся – я на тебя поглядывать буду из окошка… Да у нас тут спокойно так-то, не балуют – все свои… А и некому уже баловать – почитай вся молодёжь разъехалась… Ну, иди-иди, да недолго, я быстро сготовлю, завтра ещё вместе сходим – подольше посидим, пирогов напечём и сходим…

    Непонимание собеседника

    Ответ 2.

    Слова Владимира Федоровича Одоевского «Говорить есть не что иное, как возбуждать в слушателе его собственное внутреннее слово» означают, что в процессе общения, речь собеседника активизирует мышление того, к кому она обращена.

    Культура общения предполагает:

    1) Искусство говорить и слушать;

    2) Умение объективно воспринимать и правильно понимать партнера;

    3) Умение строить отношения с любым партнером, добиваться эффективного взаимодействия на основе обоюдных интересов.

    Умение слушать собеседника является одним из главных показателей культуры.

    Сегодня мы настолько привыкли общаться посредством новейших каналов связи, таких как электронная почта, форумы, чаты, что постепенно теряем умение слушать, а главное, слышать собеседника.

    Уметь слушать – значит быть внимательным. Активно поддерживать собеседника, как взглядом, так и жестами, выражая ему свою заинтересованность. Все это лучше всяких слов будет свидетельствовать о живом участии в диалоге.

    Умение слушать предполагает, что вы понимаете, о чём идет речь в разговоре, а собеседник понимает вас.  Оно развивает внимательность, наблюдательность терпение и уважение к другим, а также способность мыслить.


    написать администратору сайта