Главная страница
Навигация по странице:

  • Образовательная

  • Воспитательная

  • Развивающая

  • Год выпуска

  • Этапы Регионы Страны

  • Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века


    Скачать 56.48 Kb.
    НазваниеСтраны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века
    Дата19.02.2019
    Размер56.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаstrany.docx.docx
    ТипКонспект
    #54885

    Конспект урока по истории

    Класс: 11

    Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»

    Цель:

    Образовательная:

    • Систематизировать и углубить знания об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки после Второй мировой войны;

    • Подробно рассмотреть революционные процессы на примере отдельно взятой страны

    Воспитательная:

    • Продолжить формировать отрицательное отношение к насильственным способам решения проблем;

    • Способствовать формированию чувства уважения к другим страна и народам.

    Развивающая:

    • Способствовать развитию умения выделять главное;

    • Развивать аналитическое мышление;

    • Продолжить развитие умения работы с таблицами.

    Оборудование урока:

    • Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый и профил. уровни/ А. А. Улунян, Е. Ю. Сергеев; под. ред. А. О. Чубарьяна; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.

    • м/м проектор

    • рассказ учителя о «проблемах модернизации в странах Азии, Африки и латинской Америки». Источник: Загладин Н.В. Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10—11 классов. Второе изда-ние. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 2000. — 400 с.: ил. (Приложение №1)

    • в/ф Секреты спецслужб. 1 серия. Чили 1973 год. Мечта, ставшая кошмаром
      Год выпуска: 2002
      Жанр: Документальный
      Продолжительность: 00:26:42
      Перевод: Профессиональный (одноголосый)
      Режиссер: Илесио Альварец
      Описание: 4 сентября 1970 года Блок народного единства во главе с Сальвадором Альенде победил на выборах, и через 7 недель у Чили появился новый президент. США не могли смириться с политикой национализации ресурсов и банков, с новой аграрной политикой и начали разрабатывать план военного переворота. В документальном фильме представлена хроника событий за 3 года правления Сальвадора Альенде, на основании документов раскрыты подрывные действия Вашингтона по приведению к власти Пиночета. Убийство президента при штурме дворца стало лишь первым шагом в череде жестоких репрессий, обрушившихся на чилийский народ. 11 сентября 1973 года была написана самая мрачная страница истории Латинской Америки.


    • раздаточный материал «Вопросы к фильму» (Приложение №2.)

    • Таблица «Процесс деколонизации во второй половине ХХ века». (Приложение № 3)

    Тип урока: комбинированный

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Актуализация познавательной деятельности учащегося

    1. Орг. момент

    Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

    Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

    1. Опрос д/з

    Усложненный опрос


    Учитель организовывает беседу в классе.

    Ответ:

    Причины:

    • Опасение дальнейшего распространения влияния США и СССР

    • Наличие во всем мире сторонников перед лицом угрозы со стороны противоположного лагеря

    • Борьба за ресурсы, рынки сбыта продукции

    • Ослабление экономической мощи противника в ходе военно-политического противостояния

    • Страх перед военной мощью противника

    • Обеспечение преимущества в случае начала третьей мировой войны

    • Не допустить знакомства населения стран противника с привлекательными сторонами жизни чуждого общества

    • Тотальная борьба коммунистической и либерально-буржуазной идеологии

    Содержание

    • Выработка общей стратегии, создание блоков, проведение двусторонних встреч

    • Поддержка своих сторонников в стане противника

    • Гонка вооружений

    • Ожесточенная борьба разведок, военно-промышленный шпионаж

    • Проверка противника в многочисленных локальных и региональных конфликтах

    • Ограничение контактов между гражданами противоборствующих стран

    • Психологическая обработка населения в духе неприязни, ненависти к противоположной стороне

    Результаты

    • США и союзники одержали победу в холодной войне над СССР и его союзниками

    • В результате «перестройки» прозападные силы пришли к власти в России и стали проводить реформы с целью последовательной вестернизации страны

    • Постоянное давление на экономику СССР, непосильная гонка вооружений и отсутствие разумных реформ привели к краху советской экономики, падению позиций в мировой экономике

    • Советская военная машина забуксовала в Афганистане

    • прогрессирующий распад СССР привел к значительному ослаблению военной мощи

    • Западный образ жизни, высокий уровень жизни оказались весьма привлекательными для граждан СССР, многие из которых эмигрировали

    • СМИ в СССР постепенно восприняли западные способы обработки общественного сознания.

    Вы, на прошлых уроках закончили изучение истории развития стран восточной и западной Европы. Давайте вспомним, что происходило в международной политике после окончания второй мировой войны и до конца 80-х годов? (дети отвечают на вопрос. Предполагаемый ответ: «Холодная война»)

    Давайте теперь вспомним: причины, содержание и результаты «холодной войны»?



    1. Переход к изучению нового материала


    Проблемный вопрос

    Мы уже знаем, что происходило в странах Европы и США в послевоенные годы, но что же происходило в остальном мире в это время?


    Тема урока: Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века.

    План урока:

    1. Общие тенденции развития стран Азии и Африки

    2. Развитие стран Латинской Америки (на примере Чили)


    Проблемный вопрос: как происходило развитие стран «Юга» или стран Азии, Африки и Латинской Америки?

    Записывают тему урока, план урока.

    1. Изучение нового материала


    Общие тенденции развития стран Азии и Африки.
    Объяснительно-иллюстративное изложение

    Закрепление

    Устное

    Развитие стран Латинской Америки

    (На примере Чили)

    Интерактивный метод

    Рабочий лист
    Закрепление




    Рассказ учителя (приложение №1.)


    Учитель опрашивает нескольких учеников.

    Просмотр в/ф: « Чили 1973 год. Мечта, ставшая кошмаром»

    После просмотра фильма учитель спрашивает одного из учеников, как он ответил на вопросы, остальные ученики помогают, в случае затруднения.

    Предполагаемые ответы:

    1. Президент Чили с 1910 по 1973 год

    2. Национализация природных ресурсов, собственности банков, новое распределение денежных средств, кроме того, установление контакта со странами социалистического блока

    3. Черный пиар, подкуп военных командиров, контроль над СМИ, дискредитация существующего режима, шпионаж и т.п.

    4. 4 сентября 1970 года на выборах президента Чили побеждает Сальвадор Альенде

    5. Аугусто Пиночет возглавлял государственный вооруженный переворот в 1973 году в Чили.

    6. Переворот был совершен 11 сентября 1973 года

    7. В ходе переворота Сальвадор Альенде был убит.


    Задание: выделить основные проблемы модернизации стран «Юга»

    Слушают рассказ учителя.


    Какие основные проблемы модернизации стран «Юга» вы выделили.

    Смотрят фильм, по ходу просмотра заполняют рабочие листы. (Приложение №2)
    Вопросы:

    1. Кокой пост занимал Сальвадор Альенде?

    2. Назовите основные положения плана С. Альенде.

    3. Какие действия предпринимали власти США против правительства Чили?

    4. Какое событие произошло 4 сентября 1970 года?

    5. Какова роль Аугусто Пиночета в государственном перевороте в Чили?

    6. Назовите дату военного переворота в Чили.

    7. Как сложилась судьба Сальвадора Альенде после переворота?


    1. Итоговое закрепление

    Учитель возвращается к проблемному вопросу

    Предполагаемый ответ: Активная борьба за независимость остро поставила проблему выбора модели развития. Результат: раскол, нарушение территориальной целостности, устойчивая ориентация на капиталистически или социалистический вариант развития. Углубляется дифференциация, ярко выражено стремление добиться экономической самостоятельности, на равных участвовать в международном разделении труда. Обостряется проблема внешней задолженности, особенно в Латинской Америке. Возрастает роль Движения неприсоединения. Страны, избравшие социалистическую ориентацию, ставят более радикальные задачи, чем их предшественники. Главная цель стран «третьего мира» в 80-е -90-е гг. меняется: они заинтересованы в привлечении иностранного капитала на любых условиях. Несмотря на успехи развития, сохраняются и нарастают значительные проблемы, связанные с противоречиями между достижением модернизации и сохранением цивилизационной идентичности, глобальные проблемы современности


    Проблемный вопрос: как происходило развитие стран «Юга» или стран Азии, Африки и Латинской Америки?

    1. Рефлексия




    «Сигнальные карточки»

    Детям раздаются сигнальные карточки красного и зелёного цвета. Учитель спрашивает у детей «все ли было понятно на уроке или остались какие-либо вопросы?»

    Если все понятно – зелёная, если остались вопросы – красная.

    Те, у кого остались вопросы по уроку, задают их учителю.

    1. Домашнее задание

    Учитель задает домашнее задание

    Дети записывают д/з: §23-24, заполнить таблицу на основе параграфа «Процесс деколонизации во второй половине ХХ века»

    ( Приложение № 3)


    Приложение к конспекту урока.

    Приложение №1.

    Рассказ учителя «о проблемах модернизации в странах Азии, Африки и латинской Америки».

    Источник: Загладин Н.В. Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10—11 классов. Второе изда-ние. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 2000. — 400 с.: ил.

    Взаимосвязанные проблемы модернизации и развития были и остаются центральными для десятков государств, стремящихся повысить свою роль в мировой экономике, особенно возникших на месте распавшихся колониальных империй.
    При значительном многообразии этих государств, различиях в уровнях и типах их социально-экономического развития, несовпадении подходов к решению проблем развития выделяется ряд сходных характеристик, позволяющих рассматривать страны Азии, Африки и Латинской Америки, или «Юга», как их иногда называют, в качестве определенной общности.

    После второй мировой войны начался процесс деколонизации, связанный с распадом колониальных империй европейских держав. Большое влияние на этот процесс оказал захват Японией обширных территорий в Азии и создание там местных администраций, с которыми пришлось столкнуться европейским метрополиям после завершения войны в бассейне Тихого океана.
    Многие из бывших колоний приобрели независимость мирным путем. Другие, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой. Итогом были колониальные войны Великобритании в Малайе, Франции в Индокитае и Алжире, Португалии в Анголе и Мозамбике, стоившие народам этих стран больших жертв и приведшие к разрушениям, материальным потерям.
    Еще в 1940-е гг. независимость приобрели Филиппины, Британская Индия, Индонезия, в 1950-е гг. освобождения добились народы Юго-Восточной Азии. 1960-е гг. вошли в историю как «год Африки», когда большая часть колониальных владений на этом континенте приобрели независимость. Последняя в истории колониальная империя — Португалии — рухнула в 1975 г.
    Конфликты и кризисы в развивающихся странах. Приобретение независимости далеко не всегда гарантировало возможности дальнейшего беспрепятственного развития. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими, религиозными, что стало причиной многих конфликтов, как внутренних, так и международных.
    Наличие во многих развивающихся странах природных ресурсов не всегда помогало решению стоящих перед ними задач. Не имеющие возможности самостоятельного освоения богатств, своих недр, обладающие ими страны становились ареной особенно острой конкурентной борьбы между ведущими державами мира, крупнейшими ТНК.

    Итоги первых преобразований. В большинстве выбиравших свой путь развития государств еще преобладали докапиталистические отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве. При этом крайне низкая производительность труда, использование той же системы обработки земли, что и столетия назад, определяли преобладание натурального хозяйства, при котором земледельцы сами потребляли свою продукцию, обеспечивая себе полуголодное существование, не имели возможности ничего производить для продажи. Даже в 1970-е гг. в афро-азиатских странах в среднем на каждую тысячу жителей, занятых в сельском хозяйстве, приходилось всего 2—3 трактора, то есть в 150—200 раз меньше, чем в развитых государствах.
    Большая и стремительно возраставшая численность населения, дешевизна рабочей силы мало содействовали модернизации. Реальные людские ресурсы, пригодные по уровню квалификации, трудовым навыкам для использования в промышленности, были ограничены. Тем не менее, с завоеванием независимости бывшими колониями, приходом к власти в большинстве ранее полузависимых стран националистически ориентированных режимов в них возобладала идея ускоренного развития, преодоления отсталости от бывших метрополий.
    В целом страны Азии, Африки, Латинской Америки, которые стали называть развивающимися (не совсем точное название, поскольку развивались все государства мира), добились определенных успехов. В 1960—1970-е гг. средние темпы прироста производства промышленной продукции в этих странах были примерно в 1,5 раза выше, чем в развитых странах. В 1970—1990-е гг. развивающиеся страны опережали развитый мир и по средним темпам роста производства национального дохода на душу населения.
    В то же время проблема развития к концу XX века далека от решения. За высокими средними темпами развития стран Азии, Африки и Латинской Америки скрывалась его крайняя неравномерность.

    Истоки сложностей модернизации в 1990-е гг. Причины сложностей в решении проблем развития, особенно усугубившихся к концу века, весьма многообразны. 
    Определенную роль сыграло завершение «холодной войны». В период противостояния СССР и США между ними шла борьба за влияние на развивающиеся страны. Стремясь найти новых союзников, каждая из сверхдержав в меру своих возможностей осуществляла программы помощи в развитии своим «клиентам». Они, в свою очередь, могли вести торг с государствами – «донорами», включаясь в орбиту их экономического влияния, на наиболее выгодных для себя условиях предоставляя территорию под военные базы.
    Другим источником трудностей развития стали, как ни парадоксально, некоторые из его позитивных итогов. Стремительный рост численности населения, при ограниченной ресурсной базе, стал источником неразрешимых проблем. Падение уровня жизни, существование на грани голода, безработица обостряют все противоречия — социальные, межэтнические, межконфессиональные. При этом ситуация внутренней нестабильности отталкивает зарубежных инвесторов, затрудняет привлечение капитала для осуществления модернизации.

    Приложение № 2.

    Рабочий лист «Чили 1973 год. Мечта, ставшая кошмаром»



    Во время просмотра фильма вам необходимо ответить на следующие вопросы:*

    1. Кокой пост занимал Сальвадор Альенде?

    2. Назовите основные положения плана С. Альенде.

    3. Какие действия предпринимали власти США против правительства Чили?

    4. Какое событие произошло 4 сентября 1970 года?

    5. Какова роль Аугусто Пиночета в государственном перевороте в Чили?

    6. Назовите дату военного переворота в Чили.

    7. Как сложилась судьба Сальвадора Альенде после переворота?

    *ответы вы записываете в тетрадь.

    Приложение №3

    Таблица: «Процесс деколонизации во второй половине ХХ века»

    1 вариант без ответов

    Этапы

    Регионы

    Страны

    Деятель национально-освободительного движения

    Вторая половина 40-х – нач. 50-х гг.

    Дальний Восток, Юго-Восточная и Южная Азия







    50-е гг.

    Ближний Восток, Северная Африка







    60-70-е гг.

    Тропическая и Западная Африка







    80-е гг.

    Южная Африка






    2 вариант с ответами

    Этапы

    Регионы

    Страны

    Деятель национально-освободительного движения

    Вторая половина 40-х – нач. 50-х гг.

    Дальний Восток, Юго-Восточная и Южная Азия

    Вьетнам, Индонезия, Корея (1945), Филиппины (1946), Индия (1947), Бирма, Цейлон (1948)


    М. Ганди

    (1869-1948)

    Хо Ши Мин

    (1890-1969)


    50-е гг.

    Ближний Восток, Северная Африка

    Ливия (1951), Египет (1952), Тунис, Марокко, Судан (1956)


    К. Нкрума

    (1909-1972)


    60-70-е гг.

    Тропическая и Западная Африка

    Год Африки – 17 государств (1960), освобождение португальских колоний – Гвинея-Бисау (1973), Мозамбик, Ангола (1975)

    П. Лумумба

    (1925-1961)


    80-е гг.

    Южная Африка

    Зимбабве (1980), Намибия (1990)

    Н. Мандела

    (1918 - 2013)
    написать администратору сайта