Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные понятия и категории

  • Метод точечной эластичности

  • Метод дуговой эластичности

  • Коэффициент прямой эластичности спроса по цене

  • Рисунок 6.1 – Эластичность спроса

  • Рисунок 6.2 - Экстремальные случаи эластичности спроса

  • Рисунок 6.3 - Изменение выручки продавца при различной эластичности спроса Коэффициент перекрестной эластичности спроса

  • Коэффициент эластичности предложения по цене

  • Рисунок 6.7 - Эластичность предложения

  • Вопросы для самоконтроля

  • Базовый учебник

  • Лк_06_Эластичность спроса и предложения. Тема Эластичность спроса и предложения


    Скачать 144.5 Kb.
    НазваниеТема Эластичность спроса и предложения
    АнкорЛк_06_Эластичность спроса и предложения.doc
    Дата26.07.2017
    Размер144.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛк_06_Эластичность спроса и предложения.doc
    ТипДокументы
    #14784


    Тема 6. Эластичность спроса и предложения

    Вопросы


    Вопросы 1

    1. Эластичность. Коэффициент эластичности 1

    2. Прямая и перекрестная эластичность спроса по цене 2

    3. Эластичность спроса по доходу 3

    4. Эластичность предложения по цене 4


    Основные понятия и категории:

    Эластичность. Коэффициент эластичности. Точечная эластичность. Дуговая эластичность. Абсолютная эластичность. Абсолютная неэластичность. Единичная эластичность. Прямая эластичность спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене. Перекрестная эластичность спроса по цене. Товары-субституты. Товары-комплементы. Индифферентные товары. Прямая эластичность спроса по доходу. Аномальные товары. Нормальные товары. Эластичность предложения по цене. Факторы эластичности предложения. Эластичность предложения в кратчайшем, краткосрочном и длительном периодах.

    1. Эластичность. Коэффициент эластичности


    Способность спроса и предложения изменяться под влиянием различных факторов называется их эластичностью. Эластичность – это чувствительность одной переменной к изменению другой переменной. Например, чувствительность величины спроса или величины предложения к изменению какой-либо из их детерминант (цены на товар, дохода потребителя и т.д.). Степень эластичности можно измерить с помощью коэффициента эластичности:



    На практике применяются различные методы расчета коэффициента эластичности.

    Метод точечной эластичности используется в том случае, когда выведена функциональная связь рассматриваемых факторов (например, функция спроса от цены). Эта зависимость характеризует относительное изменение одного фактора (например, объема спроса) при бесконечно малом изменении другого фактора (например, цены):

    ,

    Метод дуговой эластичности применяется, когда практические наблюдения не позволяют выявить функциональную зависимость спроса и предложения, поэтому по статистическим данным рассчитывается коэффициент эластичности между двумя точками линии спроса или линии предложения:



    Если абсолютная величина коэффициента эластичности 0 < E < 1, то говорят о неэластичности спроса или предложения – темпы изменения рассматриваемого параметра меньше темпов изменения воздействующего на него фактора. Если Е = 1, то имеет место единичная эластичность – рассматриваемый параметр изменяется теми же темпами, что и воздействующий на него фактор. Если Е > 1, то спрос или предложение считаются эластичными – параметр изменяется более высокими темпами, чем изменяется влияющий на него фактор.

    Кроме того, в теоретических моделях рассматриваются ситуации абсолютной неэластичности (Е = 0), когда изменение какого-либо параметра рыночной конъюнктуры вообще не оказывает влияния на величину рассматриваемого показателя, и ситуация абсолютной эластичности (Е = ∞).

    Таким образом, эластичность характеризует чувствительность спроса или предложения к изменению каких-либо влияющих факторов. Степень чувствительности показывает коэффициент эластичности, который может рассчитываться точечным или дуговым методом.

    2. Прямая и перекрестная эластичность спроса по цене


    Коэффициент прямой эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. Эластичным спрос по цене бывает, как правило, для предметов роскоши и достаточно дорогих предметов потребления (автомобили, телевизоры, стиральные машины, аудио- и видеотехника, персональные компьютеры и др.). Неэластичен спрос, как правило, на товары первой необходимости с относительно низкими ценами (хлеб, картофель, одежда, обувь и пр.).



    Рисунок 6.1 – Эластичность спроса

    Чем выше коэффициент эластичности, тем более полого расположена линия спроса (см. рис. 6.1).

    В случае абсолютно эластичного спроса - это горизонтальная кривая спроса (рис. 6.2 а) - потребители платят одну и ту же цену за товар, невзирая на величину спроса.

    В случае абсолютно неэластичного спроса они покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен. То есть изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, а кривая вырождается в вертикальную прямую (рис. 6.2 б).



    Рисунок 6.2 - Экстремальные случаи эластичности спроса

    В качестве примера абсолютно неэластичного спроса можно рассматривать спрос на инсулин для больных сахарным диабетом (без него человек может умереть, а при правильном приеме нормально доживает до старости).

    Абсолютно эластичный спрос характерен для ситуации совершенной конкуренции, когда производители не могут влиять на цену, а покупатели готовы приобретать любое количество товаров по данной цене.

    Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов:

    1) незаменимость - если у товара есть заменители (товары-субституты), то спрос будет более эластичным;

    2) значимость товара для потребителя - неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным - на все другие группы товаров;

    3) удельный вес в доходах и расходах - товары, на которые тратится значительная доля средств, - эластичны, а занимающие незначительную долю бюджета - неэластичны.

    4) временные рамки - эластичность спроса увеличивается в долгосрочном периоде, так как покупатели располагают временем для подбора замены подорожавшему благу.

    При изменении цен на товары с разной эластичностью выручка от реализации продукции меняется по-разному. При эластичном спросе снижение цены ведет к увеличению общей выручки (см. рис. 6.3 а). В случае единичной эластичности прирост объема продаж при снижении цены таков, что общая выручка остается неизменной (см. рис. 6.3. б). При неэластичном спросе снижение цены ведет к снижению общей выручки (см. рис. 6.3.в).



    Рисунок 6.3 - Изменение выручки продавца при различной эластичности спроса
    Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает степень количественного изменения спроса на товар А при изменении цены на товар В на 1 %:



    Если Ecross > 0, то товары взаимозаменяемы (товары-субституты).

    Если Ecross < 0, то товары являются взаимодополняющими (товары-комплементы)

    Если Ecross = 0, то товары являются индифферентными друг к другу.

    Таким образом, прямая эластичность спроса по цене, характеризующая степень изменения спроса при изменении цены на 1 %, зависит от ряда факторов и оказывает значительное влияние на изменение выручки от продажи продукции в ответ на изменение уровня цен. Перекрестная эластичность характеризует степень изменения спроса на один товар при изменении цены на другой товар на 1 %, что позволяет выделить товары-субституты, товары-комплементы и индифферентные товары.

    3. Эластичность спроса по доходу


    Коэффициент эластичности спроса по доходу отражает относительное изменение спроса в результате изменения дохода потребителя на 1 %:



    Для некоторых относительно худших товаров (их относят к группе аномальных: дешевые сорта колбасы, сигарет, маргарин и т. п.) эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (EI < 0). С ростом доходов потребители начинают сокращать их покупки, переключаясь на более качественные аналоги.

    Для большинства товаров (их относят к группе нормальных) рост денежных доходов потребителей приводит к увеличению величины спроса. Для нормальных товаров коэффициент эластичности спроса по доходу является положительной величиной. В зависимости от его абсолютной величины нормальные товары делятся на три группы:

    1. товары первой необходимости, если 0 < EI < 1;

    2. товары второй необходимости, если EI =1;

    3. предметы роскоши, если EI >1.

    Таким образом, эластичность спроса по доходу позволяет оценить изменение в объемах продажи товаров при изменении реальных денежных доходов потребителей.

    4. Эластичность предложения по цене


    Коэффициент эластичности предложения по цене показывает величину изменения предложения при изменении цены на 1 %:





    Рисунок 6.7 - Эластичность предложения

    На рисунке 6.4 а представлены различные варианты эластичности кривой предложения: S1 - неэластичное предложение (E < 1); S2 - предложение единичной эластичности (E = 1); S3 - эластичное предложение (E > 1).

    На рисунке 6.4. б рассмотрены крайние варианты:S1 - абсолютно неэластичное предложение (E = 0); S2 - абсолютно эластичное предложение
    (E = ∞).

    Основными факторами, определяющими эластичность предложения, являются:

    1. наличие незагруженных производственных мощностей;

    2. виды производимых товаров и услуг;

    3. возможность длительного хранения готовой продукции;

    4. минимальный объем затрат, необходимый для расширения производства;

    5. конъюнктура рынка;

    6. фактор времени.

    Эластичность предложения возрастает с течением времени. Так, в кратчайшем (мгновенном) периоде производители не успевают отреагировать на изменение спроса, так как все факторы производства постоянны, а значит и объем предложения фактически фиксирован (предложение абсолютно неэластично по цене). В краткосрочном периоде, когда производственные мощности остаются неизменными, однако может меняться интенсивность их использования, у производителей появляется возможность варьировать объем предложения товаров и услуг (эластичность предложения повышается). В долгосрочном периоде у производителей достаточно времени для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий (переменными становятся все факторы производства). Следовательно, в долгосрочном периоде предложению легче подстроиться под изменение спроса.

    Таким образом, эластичность предложения по цене характеризующая изменение предложения при изменении цены на 1 %, зависит от ряда факторов и повышается с течением времени.
    Вопросы для самоконтроля:

    1. Что понимается под эластичность спроса и предложения? Как рассчитывается коэффициент эластичности? Какие методы расчета коэффициента эластичности используются на практике?

    2. Какие виды эластичности спроса и предложения выделяют в зависимости от значения коэффициента эластичности?

    3. Как оценивается прямая эластичность спроса по цене? От каких факторов она зависит? Как влияет изменение цены на динамику выручки при различной степени эластичности проса по цене?

    4. Как оценивается перекрестная эластичность спроса по цене? Какие виды товаров выделяют в зависимости от значения коэффициента перекрестной эластичности спроса по цене?

    5. Как оценивается эластичность спроса по доходу? Какие виды товаров выделяют в зависимости от значения коэффициента эластичности спроса по доходу?

    6. Как оценивается эластичность предложения по цене? От каких факторов она зависит? Как меняется эластичность предложения по цене с течением времени?


    Базовый учебник: Курс экономической теории: Учебник / М. Н. Чепурин [и др.] – Киров: АСА – Раздел 2, глава 5 - §8.



    написать администратору сайта