Главная страница
Навигация по странице:

  • КАФЕДРА НЕВРОЛОГИИ И НЕЙРОХИРУРГИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА ЦИКЛЕ ПО ОБЩЕМУ КУРСУ НЕВРОЛОГИИ

  • Занятие 1 Тема занятия: Двигательные функции, их нарушения, рефлексы Цель занятия: студент должен овладеть

  • Обратить внимание!

  • СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

  • Занятие 2 Тема занятия: Экстрапирамидная система, мозжечок, нарушение функции Цепь занятия: студент должен овладеть

  • Пособие по общ.неврологии. Учебнометодическое пособие по самостоятельной работе студентов на цикле по общему курсу неврологии


    НазваниеУчебнометодическое пособие по самостоятельной работе студентов на цикле по общему курсу неврологии
    АнкорПособие по общ.неврологии.doc
    Дата10.05.2018
    Размер271 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПособие по общ.неврологии.doc
    ТипУчебно-методическое пособие
    #26864
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    КАФЕДРА НЕВРОЛОГИИ И НЕЙРОХИРУРГИИ


    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
    ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
    НА ЦИКЛЕ ПО ОБЩЕМУ КУРСУ НЕВРОЛОГИИ

    САМАРА 2010



    Рецензенты:
    Заведующий кафедрой неврологии ГОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им.В.И. Разумовского Росздрава», доктор медицинских наук, профессор Шоломов И.И.
    Заведующий кафедрой общей гигиены ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет Росздрава», доктор медицинских наук, профессор Березин И.И.

    Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе студентов на цикле по общему курсу неврологии / Составители: Повереннова И.Е.,Романова Т.В., Якунина А.В., Новикова Н.П. – Самара: СамГМУ, 2010, 26 с.


    Методические разработки являются учебно-методическим пособием по курсу общей неврологии для студентов медицинских ВУЗов.

    Утверждено на заседании ЦКМС ГОУ ВПО «СамГМУ Росздрава»

    Протокол № 5 от 3.06.2010
    Занятие 1

    Тема занятия: Двигательные функции, их нарушения, рефлексы

    Цель занятия: студент должен овладеть методикой исследования двигательной системы и рефлексов человека, знать анатомию центрального и периферического двигательного неврона, уметь определить периферический и центральный параличи, иметь представление о двигательных нарушениях при различных уровнях поражения нервной системы.

    Задание на дом по теме «Двигательные функции и рефлексы»


    1. Анатомия центрального двигательного неврона (нарисовать).

    2. Анатомия периферического двигательного неврона (сделать описание).

    3. Анатомия кортико-бульбарного пути, особенности корковой иннервации мимической мускулатуры.

    4. Методика исследования двигательной функции.

    5. Патологические стопные рефлексы, методика их вызывания.

    6. Периферический паралич (законспектировать симптомы) .

    7. Центральный паралич (законспектировать симптомы).

    8. Альтернирующие параличи. Дать в конспекте характеристику и знать как определяется локализация очага.

    9. Особенности коркового паралича.

    10. Фокальные соматомоторные (джексоновские) эпилептические припадки.

    11.Выучить дуги нормальных безусловных рефлексов человека (надбровных, корнеальных, лучезапястных, сгибательно-локтевых, разгибательно-локтевых, коленных, ахилловых, брюшных, кремастерных).
    ­

    ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С БОЛЬНЫМИ

    1. Собрать анамнестические данные: жалобы, развитие болезни, перенесенные ранее заболевания, травмы.

    2. Исследовать походку. Определить нарушения походки: гемипаретическая, спастическая, «степпаж» (паретическая), «утиная», атактическая.

    3. Определить объем активных движений: во всех суставах проверить возможность движений, определить степень их ограничения. При нарушении активных проверить пассивные движения, выявить наличие анкилозов, контрактур.

    4. Проверить тонус мышц путем пассивных движений в локтевых, лучезапястных, коленных, голеностопных суставах. Выявить наличие мышечной гипотонии, спастичности, ригидности.

    5. Определить силу мышц во всех мышечных группах по пятибальной системе (мышц плечевого и тазового пояса, сгибателей и разгибателей плеча, предплечья, голени, стопы), возможность подняться из сидячего положения, ходить на носках и пятках.

    6. Выявить наличие атрофии, фасцикулярных подергиваний.

    7. Исследовать нормальные безусловные рефлексы:

    • надбровные,

    • корнеальные,

    • назальные,

    • глоточные,

    • лучезапястные,

    • сгибателно-локтевые,

    • разгибательно-локтевые,

    • коленные,

    • ахилловые,

    • брюшные (верхние, средние, нижние),

    • кремастерные.

    8. Исследовать патологические рефлексы:

    • хоботковый,

    • Маринеско-Радовичи,

    • стопные экстензорные (Бабинского, Оппенгейма, Гордона, Шеффера), флексорные (Россолимо, Бехтерева, Корнилова-Жуковского).

    9. Выделить имеющиеся у больного патологические синдромы; центральный, периферический парез (паралич); моно-, геми-, пара-, тетра-, три- парез (плегия).

    Обратить внимание! Признаки центрального пареза (гипертонус мышц по спастическому типу, повышение сухожильных рефлексов, снижение кожных рефлексов, появление патологических стопных и кистевых знаков, появление клонусов стопы и коленной чашечки, появление патологических синкинезий и защитных рефлексов).

    Признаки периферического пареза (мышечная гипотония, гипорефлексия, мышечные атрофии, возможны фасцикуляции).

    10. Установить уровень поражения двигательной системы:

    периферический нерв, сплетение, корешки, спинной мозг (серое, белое вещество, на уровне каких сегментов), ствол мозга (альтернирующие синдромы), внутренняя капсула (hemiplegia completa), передняя центральная извилина (монопарезы с преимущественным поражением дистальных отделов, фокальные соматомоторные или джексоновские эпилептические припадки).
    СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
    З А Д А Ч А № 1

    У больного с нижним парапарезом, развившимся после падения на спину определяются: в ногах спастический тонус, повышение сухожильных рефлексов, рефлекс Бабинского, защитные рефлексы, отсутствуют брюшные рефлексы.

    1. Какого характера парапарез?

    2. Где локализуются поражения?
    З А Д А Ч А № 2

    У больного после падения с высоты 3 метров в неврологическим статусе определяется тетрапарез: на руках – гипотрофия, гипотония мышц, отсутствие рефлексов; в ногах – спастичность мышц, высокие сухожильные рефлексы, рефлекс Бабинского.

    1. Какого характера парез?

    2. Где локализуется поражение?
    З А Д А Ч А № 3

    У больного после 5 дней высокой температуры в мае месяце развился паралич правой руки со снижением мышечного тонуса и сухожильных рефлексов, фибриллярными, гипотрофией мышц.

    1. Какого характера паралич?

    2. Где локализуется поражение?
    З А Д А Ч А № 4

    Больной М., 17 лет нырнул вниз головой, появилась слабость всех конечностей. На рентгенограмме отмечается оскольчатый перелом тела С5 со смещением. Ответьте на следующие вопросы:

    1. Одинаковый ли характер паралича верхних и нижних конечностей?

    2. Перечислите основные симптомы паралича ног у данного больного.

    3. Какова диагностическая ценность защитных рефлексов.
    З А Д А Ч А № 5

    Больной А., 45 лет страдает головными болями в течение года. Утром почувствовал сильную головную боль, появились судороги мышц лица справа, которые затем распространились на правую руку. Приступ длился 1 минуту.

    1. Определите очаг поражения.

    2. Какие изменения рефлекторной сферы можно наблюдать у больного?

    3. Может ли у больного развиться паралич?


    Занятие 2

    Тема занятия: Экстрапирамидная система, мозжечок, нарушение функции

    Цепь занятия: студент должен овладеть методикой исследования стато-координаторных функций; знать анатомию экстрапирамидной системы, мозжечка и его связей; уметь выявить акинетико-ригидный и гипотонически-гиперкинетический синдромы, стато-координаторные нарушения; иметь представление об особенностях поражения паллидо-нигралыюй и неостриарной систем; мозжечковой, корковой, вестибулярной, сенситивной атаксиях; о патогенезе экстрапирамидных расстройств.
      1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта