Главная страница
Экономика
Финансы
Биология
Медицина
Ветеринария
Сельское хозяйство
Математика
Начальные классы
Информатика
Вычислительная техника
История
Юриспруденция
Право
Философия
Логика
Этика
Религия
Политология
Социология
Физика
Языкознание
Языки
Промышленность
Энергетика
Культура
Искусство
Автоматика
Связь
Электротехника
Химия
Воспитательная работа
Другое
Дошкольное образование
Экология
Строительство
Русский язык и литература
Классному руководителю
Геология
Физкультура
Иностранные языки
Доп
образование
География
Логопедия
Школьному психологу
Технология
ИЗО, МХК
Казахский язык и лит
Обществознание
ОБЖ
Механика
Музыка
Директору, завучу
Социальному педагогу
Психология

Пособие по общ.неврологии. Учебнометодическое пособие по самостоятельной работе студентов на цикле по общему курсу неврологии


НазваниеУчебнометодическое пособие по самостоятельной работе студентов на цикле по общему курсу неврологии
АнкорПособие по общ.неврологии.doc
Дата10.05.2018
Размер271 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПособие по общ.неврологии.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#26864
страница3 из 6
1   2   3   4   5   6

Задание на дом по теме: «Черепные нервы, нарушение функции»


1. Анатомия, методика исследования и патология I—XII черепно-мозговых нервов.

2. Чувствительные черепные нервы. Общие принципы строения анализаторов (обонятельного, зрительного, слухового, вестибулярного, вкусового). Синдромы поражения на различных уровнях. Типы нарушений чувствительности на лице.

3. Двигательные черепные нервы. Анатомия периферического отдела, корковая иннервация. Центральный и периферический парез лицевой мускулатуры. Бульбарный и псевдобульбарный паралич. В конспекте написать локализацию очага и симптомы.

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С БОЛЬНЫМИ


1. Собрать анамнез.

2. Исследовать двигательную, чувствительную системы, рефлексы по плану занятий № 1,2, 3.

3. Исследовать функцию черепных нервов.

I пара. Обонятельный нерв: Набором для исследования обоняния выяснить, как ощущает и дифференцирует больной ольфактивные пахучие вещества, изолированно с каждой стороны. Выделить симптомы нарушения обоняния:

  • односторонняя аносмия (отсутствие обоняния) или гипосмия (снижение обоняния) возникают при поражении обонятельного нерва, обонятельной луковицы и обонятельного тракта; двусторонняя гипо- или аносмия чаще имеет риногенный характер;

  • обонятельная агнозия (утрата или снижение способности узнавать запахи) возникает при поражении коры медиобазальных отделов височной доли;

  • обонятельные галлюцинации (ощущение несуществующих запахов) возникает при раздражении коры височной доли.

II пара. Зрительный нерв: Определить остроту зрения с помощью таблиц Сивцева, выяснить, коррегируется ли снижение зрения стеклами. При остроте зрения ниже 0,1 необходимо определить с какого расстояния больной может считать пальцы исследователя (счет пальцев на расстоянии 1 метра соответствует остроте зрения — 0,02).

Используя периметр определить и зарисовать поля зрения. При нарушении полей зрения установить характер их изменения. Получить из истории болезни данные о состоянии глазного дна (застойные диски, атрофия зрительных нервов).

Выделить симптомы нарушения зрения:

  • амблиопия (снижение остроты зрения) или амавроз (полная потеря зрения) возникают при патологии светопроводящих сред глаза, сетчатки, зрительного нерва.

  • гемианопсия (выпадение одной половины поля зрения) может возникать при поражении зрительных проводников с уровня перекреста зрительных нервов и вплоть до коры затылочной доли.

Обратить внимание! Виды гемианопсии:

- гетеронимная гемианопсия (выпадение разноименных полей зрения) может быть биназальной или битемпоральной. Гетеронимная гемианопсия возникает при патологическом процессе в области перекреста зрительных нервов. Битемпоральная гемианопсия свидетельствует о поражении внутренней части хиазмы; биназальная гемианопсия — о поражении наружных отделов хиазмы.

- гомонимная гемианопсия (выпадение одноименных полей зрения на противоположной от патологического очага стороне) может быть правосторонней или левосторонней. Гомонимная гемианопсия может возникать при патологии зрительного тракта, наружного коленчатого тела (трактусовая гемианопсия) или зрительной лучистости в области внутренней капсулы или в глубине теменной, височной и затылочной долей (центральная гемианопсия). Существуют некоторые признаки, позволяющие отличить эти два вида гомонимной гемианопсии. При трактусовой гемианопсии обнаруживается простая атрофия зрительных нервов, утрачивается реакция зрачка на свет. При центральной гемианопсии атрофии зрительных нервов нет, сохранена реакция зрачков на свет. Квадрантная гемианопсия - вариант гомонимной гемианопсии, которая возникает при неполном поражении корковой проекционной зрительной области или идущих к ним зрительных путей.

  • скотома (выпадение участка поля зрения в виде сектора или островка) возникает при поражении части зрительного нерва или коры затылочной доли.

  • зрительные галлюцинации – ощущение несуществующих простых или сложных зрительных образов – возникает при раздражении коры затылочной доли.

  • зрительная агнозия (неузнавание предметов по их зрительным образам) возникает при поражении наружной поверхности затылочных долей.

III, IV, VI пары. Группа глазодвигательных нервов. Исследовать функцию глазодвигательпых нервов. Определить симметричность глазных щелей (наличие птоза), зрачков (наличие анизокории), правильное расположение глазных яблок (экзофтальм, сходящееся и расходящееся косоглазие), наличие двоения в глазах (диплопии). Исследовать подвижность глазных яблок во всех направлениях. Определить реакции зрачков на свет (прямую, содружественную), на конвергенцию и аккомодацию.

Выделить симптомы поражения глазодвигательных нервов:

  • поражение глазодвигательного нерва: птоз (опущение верхнего века), расходящееся косоглазие, ограничение движений глазного яблока вверх, вниз, кнутри, мидриаз (расширение зрачка), снижение реакции зрачка на свет, паралич аккомодации, диплопия (двоение предметов) при взгляде двумя глазами.

  • поражение блокового нерва: легкое сходящееся косоглазие и диплопия только при взгляде вниз.

  • поражение отводящего нерва: ограничение движений глазного яблока кнаружи, сходящееся косоглазие, диплопия.

V пара. Тройничный нерв. Исследовать функцию тройничного нерва. Выяснить наличие лицевых болей, их характер, локализацию. Определить, есть ли болезненность при пальпации мест выхода ветвей тройничного нерва (супраорбитальной, инфраорбитальной, ментальной точек). Проверить поверхностную и глубокую чувствительность в зонах I (область лба), II (область верхней челюсти), III (область нижней челюсти) ветвей тройничного нерва и по сегментарным зонам Зельдера. Исследовать корнеальные, назальные, надбровные рефлексы.

Определить тип нарушения чувствительности:

  • корешковый - нарушение всех видов чувствительности по зонам иннервации ветвей тройничного нерва – возникает при поражении ствола или отдельных ветвей тройничного нерва;

  • сегментарный - изменение только болевой и температурной чувствительности по зонам Зельдера – возникает при поражении ядра спинномозгового пути нерва в стволе головного мозга..

Проверить функцию жевательной мускулатуры. Определить наличие атрофии в области височной мышцы и m. massefer, степень их напряжения при жевании (положить ладони на область жевательных мышц и попросить больного сделать жевательные движения). Проверить отклоняется ли нижняя челюсть в сторону при открывании рта (челюсть отклоняется в больную сторону).

VII пара. Лицевой нерв. Исследовать функцию мимической мускулатуры. определить наличие асимметрий в покое (ширина глазных щелей, выраженность носогубных складок, высота расположения углов рта) и при мимических движениях (зажмуривание глаз, показывание зубов, улыбка). Установить наличие лагофтальма (не закрывается глаз), симптома ресничек (на стороне пораженной мускулатуры при зажмуривании глаз ресницы видны больше), более редкого на стороне поражения мигания. Установить характер поражения лицевой мускулатуры: центральный или периферический парез.

Обратить внимание! Признаки периферического паралича лицевой мускулатуры (возникает при поражении ядра или волокна нерва) – паралич всех мимических мышц на одноименной с очагом поражения стороне (не закрывается глаз, не наморщивается лоб, сглажена носогубная складка, опущен угол рта), утрата надбровного, роговичного, назального рефлексов. Признаки центрального паралича мимической мускулатуры (возникает при поражении корково-ядерного пути) – паралич только нижней группы мимических мышц (сглажена носогубная складка, опущен угол рта) при сохранности функции верхнее-мимической мускулатуры..

Исследовать вкус на передних 2/3 и задней 1/3 языка изолированно с каждой стороны. Вкус проверяется раствором сахара и соли на четырех зонах языка. После каждого исследования рот прополаскивается.

Нарушение вкуса на передних 2/3 языка бывает при поражении лицевого или тройничного нервов; на задней 1/3 языка - при поражении языкоглоточного нерва; на всей половине языка — при поражении вкусовых ядер в стволе головного мозга.

VIII пара. Преддверно-улитковый нерв. Исследование вестибулярной функции. Выяснить наличие головокружения, его характер (ощущение перемещения окружающих предметов, собственного тела, чувство проваливания, колебания пола, кровати, перемещения внутри головы и т. п.). Определить наличие нистагма, описать его характер: горизонтальный вправо, влево; вертикальный вверх, вниз; мелко-, средне-, крупноразмашистый; I (при взгляде в сторону), 2 (при прямом взгляде), 3 (при взгляде в противоположную сторону) степени. Выяснить, меняется ли нистагм при перемене положения (в вертикальном положении, лежа на спине, одном и втором боку).

Определить состояние слуха. Выяснить, есть ли шум, его характер, остроту слуха (восприятие шепотной и разговорной речи отдельно каждым ухом).

IX, X, XII пары. Языкоглоточный, блуждающий, подъязычный нервы (бульбарная группа). Исследовать состояние бульбарной группы нервов. Выявить наличие дизартрии (смазанная речь), дисфонии (утрата звучности голоса), назолалии (голос с носовым оттенком), дисфагии (поперхивание при глотании). Определить подвижность мягкого неба при фонации. Исследовать глоточные рефлексы (раздражение шпателем задней стенки глотки справа и слева). Определить расположение языка при его показывании, наличие атрофии и фибриллярных подергивании в мышцах языка. Установить характер поражения бульбарной группы нервов:

  • бульбарный паралич (периферический паралич) характеризуется наличием дисфонии, дизартрии, дисфагии, параличом мягкого неба, снижением или утратой глоточного рефлекса, нарушением дыхания и сердечно-сосудистой деятельности, атрофией мышц языка с фибриллярными подергиваниями в нем на стороне очага поражения. Возникает бульбарный паралич как в результате повреждения ядер в продолговатом мозге, так и корешков или нервов.

  • псевдобульбарный паралич (центральный паралич) характеризуется наличием дисфонии, дизартрии, дисфагии с сохранностью глоточного рефлекса, наличием рефлексов орального автоматизма (хоботковый рефлекс, ладонно-подбородочный Маринеску-Радовичи), насильственного плача или смеха, отклонением языка в сторону, противоположную очагу поражения, без развития атрофии и фибриллярных подергиваний, отсутствием сердечно-сосудистых и дыхательных расстройств. Возникает псевдобульбарный паралич при двустороннем поражении корково-ядерных путей.

XI пара. Добавочный нерв. Исследовать силу, тонус грудино-ключично-сосцевидной и

трапециевидной мышц. Выявить наличие атрофий.
4. Выделить, имеющиеся у больного синдромы (двигательные, статокоординаторные, чувствительные, поражения черепно-мозговой иннервации). При выделении синдромов определить функция каких черепно-мозговых нервов изменена.

Обратить внимание! Очаг поражения в одной половине ствола мозга обычно приводит к повреждению как черепных нервов (ядер или корешков), так и расположенных по соседству проводящих волокон (пирамидный, спинно-таламический, бульботаламический). Возникает симптоматика поражения черепного(-ых) нерва(-ов) на стороне очага, а на противоположной от очага стороне – гемиплегия или гемианестезия. Такое сочетание неврологических расстройств получило название альтернирующий синдром. Наличие альтернирующего синдрома позволяет установить поражение мозгового ствола, а поражение черепного нерва определяет уровень очага.

5. Учитывая наличие у больного патологических синдромов определить поврежденные анатомические структуры, поставить топический диагноз (место локализации патологического очага).

ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ ЧЕРЕПНЫЕ НЕРВЫ, НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИЙ
ЗАДАЧА № 1

Мужчина доставлен машиной «скорой помощи» с места автодорожного происшествия. Терял сознание. Обстоятельств аварии не помнит. При осмотре: лазные щели неравномерные – справа шире, чем слева. Неплотно закрывает правый глаз. Снижены корнеальный и надбровный рефлексы справа. Сглажена правая носогубная складка. Ограничена подвижность правого глазного яблока кнаружи. Спонтанный горизонтальный нистагм при взгляде влево. Нарушен слух на правое ухо. Парезов, нарушений чувствительности нет. Координаторные пробы хуже выполняет справа.

1. Выделите патологические синдромы.

2. Определите локализацию очага поражения.
ЗАДАЧА № 2.

Девушка переболела ОРВИ. Через 2 недели появились боли и слабость в ногах, которая быстро нарастала, присоединилась слабость в руках, изменился голос. При обследовании на 5 день заболевания: общее состояние тяжелое. Цианоз губ, дыхание частое, поверхностное. Пульс 120 ударов в 1 минуту. Внутренние органы – без патологии. Неплотно закрывает глаза, не вызываются надбровные и корнеальные рефлексы с двух сторон. Носогубные складки сглажены, углы рта не поднимаются. Мягкое небо неподвижно. Голос глухой, поперхивается при глотании. Глоточные рефлексы не вызываются с двух сторон. Язык высовывает с трудом, фасцикулярные подергивания в нем.

1. Выделите патологические синдромы.

2. Определите локализацию очага поражения.
ЗАДАЧА № 3.

У женщины 40 лет отмечается постепенное снижение зрения. При обследовании острота зрения справа 0,3; слева – 0,5 стеклами не коррегируется. Сужены височные поля зрения с двух сторон.

1. Выделите патологические синдромы.

2. Определите локализацию очага поражения.
ЗАДАЧА № 4.

У Мужчины 40 лет при обследовании выявилось нарушение восприятия запахов справа (не чувствует запахи). На глазном дне: справа атрофия диска зрительного нерва, слева – застойный диск.

1. Выделите патологические синдромы.

2. Определите локализацию очага поражения.
ЗАДАЧА № 5.

Женщина 38 лет 2 года назад обнаружила глухоту на правое ухо (не услышала телефонный разговор правым ухом). При обследовании: не доводит правое глазное яблоко кнаружи. Снижены все виды чувствительности на правой половине лица. Отсутствуют корнеальный, назальный, надбровный рефлексы справа. Шире глазная щель справа, хуже зажмуривает правый глаз («симптом ресничек»), сглажена правая носогубная складка. Отсутствует слух на правое ухо. Спонтанный горизонтальный нистагм среднеразмашистый медленный вправо, мелкоразмашистый влево. Нечетко выполняет пальце-носовую и пяточно-коленную пробы справа, адиадохокинез справа. Мышечная гипотония в правых конечностях.

1. Выделите патологические синдромы.

2. Определите локализацию очага поражения.


Занятие 6

Тема занятия: Высшие корковые функции, патологические синдромы.

Цель занятия: студент должен овладеть методикой исследования речи, праксиса, гнозиса, памяти и внимания; знать строение коры головного мозга, локализацию в коре корковых концов двигательного, чувствительного, зрительного, обонятельного, слухового, вестибулярного анализаторов; уметь выявить моторную, сенсорную, амнестическую афазии, аграфию, алексию, апраксию; иметь представление о симптомах поражения лобной, височной, теменной, затылочной долей больших полушарий головного мозга.
Задание на дом по теме: « Высшие корковые функции, патологические синдромы»:

1. Цитоархитектоника коры.

2. Миелоархитектоника коры.

3. Корковое представительство двигательного, чувствительного, зрительного, слухового анализаторов. Синдромы их поражения.

4. Когнитивные функции. Определение. Классификация основных поражений.

3. Методика исследования устной и письменной речи, корковые нарушения речи. В конспекте указать локализацию очага и дать характеристику моторной, сенсорной, амнестической афазии, аграфии, алексин.

4. Методика исследования праксиса. В конспекте указать локализацию очага и дать характеристику апраксии.

5. Методика исследования памяти и внимания.

5. Синдромы поражения лобной, височной, затылочной, теменной долей, сенсо-моторной области коры (законспектировать).

1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта