Главная страница
Навигация по странице:

  • Принципы взаимодействия

  • Задачи работы учителя-логопеда

  • Задачи работы педагога-психолога

  • Основные этапы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога Организационный этап

  • Основной

  • Заключительный

  • Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем

  • Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем

  • Взаимодействие учителя. Взаимодействие учителялогопеда и педагогапсихолога доу в комплексной работе с детьми с овз целью работы


    Скачать 19.73 Kb.
    НазваниеВзаимодействие учителялогопеда и педагогапсихолога доу в комплексной работе с детьми с овз целью работы
    Дата05.11.2018
    Размер19.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВзаимодействие учителя.docx.docx
    ТипДокументы
    #52761

    Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ

    в комплексной работе с детьми с ОВЗ

    Целью работы учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ является тесное взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

    Принципы взаимодействия:

    - Системность

    - Комплексность

    - Соответствие возрастным индивидуальным возможностям

    - Адекватность требований и нагрузок

    - Постепенность и системность

    - Индивидуализация темпа работ

    Задачи работы учителя-логопеда

    - Обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи и определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

    - Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

    - Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.

    - Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

    - Развитие мелкой моторики.

    - Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

    - Обогащение словарного запаса.

    Задачи работы педагога-психолога

    - Создание среды психологической поддержки детям с ОВЗ.

    - Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.

    - Совершенствование мелкой моторики.

    - Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

    - Развитие зрительно-моторной координации.

    - Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

    - Активизация отработанной лексики.

    - Снятие тревожности у детей при негативном настрое на учебный процесс.

    - Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.

    - Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
    Основные этапы взаимодействия

    учителя-логопеда и педагога-психолога

    Организационный этап (сентябрь - октябрь):

    - Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей с ОВЗ.

    - Заполнение индивидуальных карт развития ребенка.

    - Организация и проведение психолого – медико – педагогического консилиумов.

    - Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми. Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с ОВЗ.

    - Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми.

    - Проектирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.

    Основной (ноябрь - февраль):

    - Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах.

    - Проведение интегрированных занятий два раза в месяц.

    - Осуществление логопедического и психологического мониторинга.

    - Создание и реализация проектной деятельности.

    - Психолого-педагогическое просвещение родителей. Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии.

    - Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей.

    Заключительный (март - май):

    - Оценка результативности коррекционной работы с детьми.

    - Корректировка индивидуальных и групповых программ.

    - Отчет по проделанной работе.

    - Проектирование коррекционно-развивающей программы для детей подготовительной к школе группы.

    По результатам диагностики, с которой знакомим педагогов, совместно с педагогами ДОУ мы разрабатываем индивидуальные коррекционные маршруты для тех детей, которые с трудом усваивают (не усваивают) общеобразовательную программу. Единый индивидуальный маршрут каждого ребенка обсуждается и принимается на оперативном совещании ДОУ, подписывается всеми специалистами, принимающими участие в его разработке, с ним знакомятся родители воспитанников.

    Единый индивидуальный маршрут разрабатывается на квартал, после чего вносятся коррективы с учетом динамики развития ребенка. В апреле на итоговом заседании ПМПк подводятся итоги работы и оценивается эффективность проводимой в течение года коррекционно-образовательной работы. Благодаря коррекционным маршрутам все участники коррекционного процесса имеют возможность осуществлять комплексный подход в воспитании и образовании детей с ОВЗ.

    Взаимодействие психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их.

    Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.

    Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:

    • несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;

    • нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;

    • речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.

    Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

    • Развитие звуковой стороны речи.

    • Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

    • Формирование связной речи.

    • Формирование полноценных учебных умений и навыков.

    Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:

    • Развитие и коррекция высших психических функций.

    • Активизация познавательной деятельности.

    • Развитие эмоционально-волевой сферы.

    Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм м и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.

    Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.
    написать администратору сайта