Главная страница
Навигация по странице:

  • ФЗ «О прокуратуре» от 17 января 1992 года в редакции ФЗ от 17 ноября 1995 года с многочисленными изменениями. Т. Предмет. Система. Основные понятия курса прокурорский надзор РФ.

  • Т. Исторический обзор

  • Т. Правовые основы организации и деятельности прокуратуры.

  • Т. Основные направления деятельности органов прокуратуры

  • Т. Принципы организации и деятельности прокуратуры.

  • Т. система и структура огранов прокуратуры РФ. Организация работы в органах прокуратуры.

  • Т. Надзор за исполнением законов.

  • Т. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

  • Прокурорский надзор-1. Законность и роль прокурорского надзора в ее обеспеченье Место прокуратуры в системе государственных органов 1


    НазваниеЗаконность и роль прокурорского надзора в ее обеспеченье Место прокуратуры в системе государственных органов 1
    АнкорПрокурорский надзор-1.rtf
    Дата11.05.2018
    Размер252 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаПрокурорский надзор-1.rtf
    ТипЗакон
    #26877

    Прокурорский надзор.

    Юношев Станислав Викторович

    ФЗ «О прокуратуре» от 17 января 1992 года в редакции ФЗ от 17 ноября 1995 года с многочисленными изменениями.

    Т. Предмет. Система. Основные понятия курса прокурорский надзор РФ.

    План:

    1. Задачи и цели прокурорского надзора;

    2. Предмет и система курса;

    3. Основные понятия прокурорского надзора;

    4. Законность и роль прокурорского надзора в ее обеспеченье;

    5. Место прокуратуры в системе государственных органов;

    1.

    Прокурорский надзор- специфическая самостоятельная отрасль государственной деятельности, осуществляемая от имени государства органами прокуратуры и состоящую в проверки точности и единообразия исполнения законов, действующих на территории РФ.

    Существенные моменты: 1) всегда государственная деятельность; 2) всегда осуществляется от имени государства в целом; 3) не могут осуществлять никакие иные органы; 4) прокуратура преследует публичные интересы.

    Цели и задачи определены в законе «О прокуратуре». Цели: ст. 1 закона. Задачи: 1) общие 2) специальные; 3) частные. Закреплены Конституцией, законом «О прокуратуре» и других нормативно правовых актов. Укрепление законности и охране от посягательств: а) политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и интересов граждан; б) прав и охраняемых законом интересов коммерческих организаций, независимо от форм собственности, общественных и иных организаций; в) закрепленного Конституцией общественного и государственного строя РФ;

    Решение осуществляется путем применением прокурором правовых средств прокурорского надзора.

    2.

    Самостоятельная отрасль юридической науки, предметом которой является изучение как системы правовых норм, регулирующих систему и структуру органов прокуратуры, принципы и условия их организации и деятельности, полномочия прокуроров по установлению и устранению нарушения законности, средства прокурорского реагирования на нарушение закона и процессуальные акты, исходящие от прокурора, так и теории и практики деятельности прокуроров по отдельным отраслям прокурорского надзора и иным направлениям деятельности прокуратуры.

    Система курса: 1) общая; 2) особенная.

    3.

    1) прокурор- физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные как законом о прокуратуре, так и вышестоящим прокурором. Собирательное понятие (заместители, советники, помощники).

    2) прокурорские работники- все иные работники прокуратуры, имеющие классные чины или воинские звания (научные и преподавательские кадры).

    3) прокурорский надзор- 1) основная функция прокуратуры; 2) отрасль юридической науки; 3) учебная дисциплина.

    4) полномочия прокурора- объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор при осуществлении своих функций.

    5) правовые средства прокурорского надзора. Правовые средстве- это всегда полномочия, которые закреплены в законе, и которые направлены на осуществление надзорной функции прокуратуры. Группы средств, направленные на: 1) выявления правонарушений; 2) устранение; 3) предупреждение.

    6) акт прокурорского реагирования- закрепленное в специальном документе решение прокурора, которым он реагирует на выявленные правонарушения (протест, представление, постановление, предостережение о недопустимости нарушения закона)- общий надзор.

    4.

    Законность (широкий смысл)- требуемый государством образ поведения физических и юридических лиц, который заключается в безусловном соблюдении законов и всех подзаконных актов всеми гражданами и организациями при строгом и неуклонном соблюдении всех прав и законных интересов граждан.

    Законность (узкий смысл)- принцип деятельности государственного аппарата, все органы государства осуществляют свои полномочия в рамках закона.

    Надлежащее исполнение законов.

    Система гарантий законности: 1) надзор; 2) надзорная деятельность; 3) контрольная деятельность.

    Должна быть установлена и реализована ответственность за нарушение.

    5.

    1) страны, где прокуратура входит в систему министерства юстиции, хотя при этом может функционировать при судебных органах (Франция, Бельгия, Польша, США (?));

    2) страны, где прокуратура полностью включена в состав судебной ветви власти и либо функционирует при судах, либо в рамках судебной системы пользуется значительной судебной автономией (Испания, Болгария);

    3) страны, где прокуратура образует совершенно самостоятельную систему, подотчетную либо Парламенту, либо главе государства (исполнение закона) (Вьетнам, Китай, Куба, Лаос);

    4) страны, где прокуратуры или его прямого аналога не существует вообще (все страны англо-саксонской системе). Наличие прокуратуры не совместимо с достоинством судебной власти. Дирекция публичных преследований- поддерживает обвинение по очень узкому кругу дел.

    Страны бывшего СССР: 1)прямо отнесена к судебной власти (Азербайджан, Грузия, Латвия, Литва и Болгария); 2) исполнительная ветвь власти (Киргизия и Эстония); 3) прямо не привязана к какой либо ветви власти (все остальные страны).

    Опора президентской ветви власти. Прокуратура не входит ни с одну из ветвей государственной власти.

    Судейское сообщество (совет судей РФ)- необходимо устранить общий надзор прокуратуры, возложить на нее только уголовное преследование лиц и тогда она должна относиться к исполнительной ветви власти.

    Прокуратура, выполняя государственные функции, не является государственным органом.

    Важность отнесения прокуратуры к одной из ветвей власти заключается во внесении ее в систему сдержек и противоречий.

    Кудрявцев: не включать ни в какую ветвь власти.

    Петрухин: прокуратура в ее нынешнем виде настолько самобытна и уникальна, что ее можно признать только самостоятельной, четвертой ветвью государственной власти.

    Т. Исторический обзор

    План:

    1. История создания прокуратуры;

    2. Прокуратура России после 1917 года.

    1.

    Procuro (лат.) - забочусь, обеспечиваю, предотвращаю. Изначально крупные землевладельцы. 1-4 века нашей эры- римские прокураторы- наместники в римских провинциях. Прокуратура в более или менее приближенном виде появляется в 13-14 веке во Франции. Должность королевского прокурора введена в 1302 году. Сугубо карательный, обвинительный орган.

    2 марта 1711 года Петр I издает указ о фискалах. Фискалат. Его возглавлял обер фискал при Сенате. Доносить императору о деятельности Сената. Борьба с казнокрадством, надзор за исполнением приказов и регламентов, участие в тех делах, где нет челобитчика. Однако, его особенностью было то, что их деятельность носила сугубо тайный характер, поэтому была крайне непопулярна; фискалы не получали материального содержания от государства, а существовали за счет кормовых и за счет отчислений от конфискованного имущества. 1719 год обер фискал Нестеров был повешен.

    Указ 12 января 1722 год учреждает прокуратуру. Ее главное отличие- гласный надзор за исполнением законов. Указ от 27 апреля 1722 года Петр определил должностные полномочия генерал-прокурора. Генерал-прокурор действовал при Сенате. Не только функция надзора за Сенатом, но и за судебными органами. При приемниках Петра, деятельность была сведена к нулю и лишь Елизавета Петровна указом от 12 декабря 1741 года подтвердила все прежние прерогативы прокуратуры.

    Екатерина 2 «Учреждения для управления губерниями». Усилила прокурорский надзор на местах. Надзор за судебными учреждениями. Охранение общего благоустройства, надзор по казенному управлению, надзор за судом и расправе (суд для крестьян).

    При Павле 1 должности генерал-прокурора и министра юстиции были совмещены.

    1864 год- кардинальное изменение. Лишение надзорных полномочий. Утратила все полномочия по общему надзору. Уголовное преследование путем руководством дознанием и поддержания государственного обвинения в судах. Заложены принципы организации деятельности прокуратуры: 1) единства и централизации; 2) осуществление прокурорами от имени всей системы органов прокуратуры; 3) строгая подчиненность вышестоящих ниже стоящим; 4) несменяемость прокуроров (назначались пожизненно).

    1917 год декрет о суде № 1. Была упразднена.

    Т. Правовые основы организации и деятельности прокуратуры.

    План:

    1. Действующее законодательство о прокуратуре;

    2. Значение приказов, указаний, инструкций и распоряжений, издаваемых генеральным прокурором для организации и деятельности прокуратуры

    1.

    1)Конституция РФ. П. «о» ст. 71 правовое регулирование деятельности прокуратуры находится в исключительном ведении РФ. Ст. 129 Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору, установлен порядок назначения и отстранения прокуроров. Ст. 104 КРФ не наделяет генерального прокурора правом законодательной прокуратуры.

    2)Закон «О прокуратуре».

    Общий надзор прокуратуры был сохранен, но закон исключил из объектов общего надзора общественные движения, организации, партии и граждан. Однако был введен надзор за деятельностью представительных, законодательных и исполнительных органов, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля и службы судебных приставов.

    Из общего надзора была выделена в качестве самостоятельной новая отрасль надзора: надзор за соблюдение прав и законных интересов человека и гражданина.

    Проведение общенадзорных проверок допущено только при поступлении информации о фактах нарушения закона.

    При сохранении надзора прокуратуры за органами следствия введена функция уголовного преследования.

    Полностью устранен надзор при рассмотрении дел в судах и введено направление деятельности в виде участия прокуроров при рассмотрении дел судами.

    Любая проверка сообщения о преступлении и возбуждение уголовных дел и проведение расследования в отношении прокуроров и следователей прокуратуры- исключительная компетенция самой прокуратуры.

    Были существенно расширены льготы и меры социального обеспечения прокурорских работников.

    3)Другие законы. Кодифицированные акты.

    4)Деятельность прокуратуры в значительной мере определяется международными и межгосударственными договорами и соглашениями. Выдача преступников, порядок сношения прокуроров с судебно-следственными органами других государств.

    5) Отдельные вопросы деятельности указы Президента Указ от 18 апреля 1996 года «О координации деятельности» от 30 июня 1997 года «Положение о классных чинах прокурорских работников».

    2.

    Ст. 17 закона о прокуратуре устанавливает, что генеральный прокурор руководит системой прокуратуры РФ и издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры, а также порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

    Как правило ставятся определенные задачи.

    Акты генерального прокурора, как правильно, обязательны только для органов и следователей самих органов прокуратуры, но указания применительно предварительного расследования обязательны для органов дознания и следствия, где они существуют.

    Приказы- наиболее значимый, в котором, как правило определяется стратегическая линия в рамках одной из отраслей прокурорского надзора или иного направления деятельности прокуратуры.

    Указания генерального прокурора. Даются в развитие приказа и в нем затрагиваются отдельные аспекты в рамках той или иной отрасли и направления деятельности.

    Возможно издание совместных указаний генерального прокурора и других правоохранительных органов.

    Инструкции утверждаются приказами. Документ, предусматривающий порядок производства каких либо процессуальных, оперативных или процессуальных и иных действий.

    Распоряжения.

    Правом издания обладает не только генеральный прокурор, но и прокуроры субъектов.

    Т. Основные направления деятельности органов прокуратуры

    План:

    1. Понятие, виды и общая характеристика направления деятельности прокуратуры;

    2. Понятие и признаки отрасли прокурорского надзора;

    3. Правовые средства прокурорского надзора.

    1.

    Основные направления деятельности:

    1. общий надзор, который в законе раскрывается как надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организация, а также за соответствием законам правовых актов, издаваемыми этими органами и должностными лицами.

    Выделяется целый ряд подотраслей общего надзора;

    1. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетам…;

    2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;

    3. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

    4. Надзор за исполнением законов судебными приставами;

    5. Участие прокурора в рассмотрении дел судами: 1) непосредственное участие прокурора; 2) обжалование прокурорам незаконных и не обоснованных с его точки зрения приговоров и иных судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном порядке в пределах законодательства. Раньше данное направление именовалось «надзор прокуратуры за деятельностью судов»;

    6. Уголовное преследование;

    7. Расследование преступлений;

    8. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст.8 Закона). ОВД, ВСБ, Наркоконтроль, Таможенных органов;

    9. Участие прокурора в правотворческой деятельности (ст.9 Закона);

    10. Пропаганда прокуратурой законов, их разъяснение, повышение правовой культуры граждан и должностных лиц;

    11. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений (ст. 10 Закона);

    12. Участие прокуратуры в международном сотрудничестве (ст. 2 Закона);

    13. Издание прокуратурой специальных печатных изданий.

    2.

    Раздел 3 Закона содержит перечень и законодательную регламентацию специализированных, надзорных направлений деятельности прокуратуры, каждый из которых имеет особый предмет и отличается от других отраслей прокурорского надзора специфическими полномочиями прокурора и перечнем актов прокурорского реагирования.

    Первые 5 направлений деятельности.

    Отрасль прокурорского надзора отличается от иных направлений деятельности прокуратуры тем, что в рамках отраслей прокурорского надзора реализуются собственно прокурорские надзорные полномочия.

    Каждая отрасль деятельности характеризуется предметом, который содержит перечень действий и решений органов и должностных лиц за которыми осуществляется надзор. Предмет надзора установлен законодательно в соответствующих ст. 21, 26, 29, 32 Закона.

    Определенные полномочия. Все полномочия прокурора делят на 3 группы: 1) направленные на выявление нарушения закона; 2) на устранение нарушения закона; 3) на предупреждение нарушения закона. Всеми полномочиями обладает только генеральный прокурор. Все полномочия прокуроров реализуются по средствам действий и правовых актов, которые именуются правовыми средствами прокурорского надзора.

    3.

    Правовые средства прокурорского надзора.

    По цели, по характеру и по форме.

    По цели:

    1. Направленные на выявление нарушения закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушения (истребование для проверки правовых актов; посещение ИВС и т.д.);

    2. Направленные на устранение нарушения закона и условий, их способствующих (протест прокурора, представление прокурора);

    3. Направленные на привлечение к ответственности нарушителей законов (вынесение постановления о вожбуждении производства об административном правонарушении);

    4. Средства, направленные на возмещение материального ущерба (наложение ареста на имущество);

    5. Направленные на предупреждение нарушения закона (предостережение о недопустимости нарушения закона, представление прокурора и др.)

    По характеру:

    1. Обязывающие (требование рассмотреть протест прокурора и т.д.);

    2. Распорядительные (немедленное освобождение арестованного или задержанного, отстранение дознавателя от ведения дела и т.д.);

    3. Приостанавливающие. (!) (сейчас нет).

    По форме:

    1. Действия (получение объяснения от должностных лиц, проведение прокурорских проверок и т.д.)

    2. Правовые акты (протесты, предостережения, постановления, указания, требования и т.д.).

    Т. Принципы организации и деятельности прокуратуры.

    Принципы организации и деятельности прокуратуры- закрепленные в Конституции и Законе основополагающие требования, которые выражают государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, содержание и характер правовых актов прокурорского реагирования, средств и методов надзора. Признаки прнципа: аксиоматичность; универсальность; ненарушимость; регулятивность; нормативность.

    1. Общеправовые (законность, публичность, гласность)

    2. Специальные

    1. Преимущественно функциональные;

    2. Преимущественно организационные.



    1. Принцип единства и централизации органов прокуратуры (ст.129 КРФ, ст.1 Закона). Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору РФ. Требование К РФ об обеспечении верховенства К РФ и ФЗ на всей территории РФ могут быть реализованы только при условии существовании единой системы органов прокуратуры с их строгой централизацией. Единство задач и целей прокуратуры всех звеньев прокурорской системы, общность форм и методов осуществления надзора, средств прокурорского надзора. Генеральный прокурор требует от всех нижестоящих прокуроров выполнения его приказов, указаний и других актов. В силу требования централизации каждый вышестоящий прокурор несет полную персональную ответственность за организацию работы всех нижестоящих прокуроров и результаты такой работы. Этот принцип обеспечивается порядком формирования органов прокуратуры, порядком назначения на должность и освобождением от нее. Ст. 129 К РФ генеральный прокурор назначается Советом федерации по представлению президента РФ. Прокурор субъектов РФ назначается на должность генеральным прокурором по согласованию с органами власти субъектов РФ.

    Прокурор любого звена прокурорской системы может быть прокурором другой системы за исключение специально оговоренных функция (присутствовать в Пленуме ВС РФ может только генеральный прокурор РФ). Выполнять полномочия или поручить выполнение своих полномочий нижестоящему прокурору.

    Централизация не влияет на процессуальную самостоятельность прокуроров. Требование единства органов прокуратуры реализуется в частности в единоначалии, сущность которого заключается в единоличном разрешении прокурором всех вопросов, относящихся к его компетенции. Единоначалие выражается в том, что все приказы являются строго обязательными для всех нижестоящий прокуроров.

    Требование единоначалия заключается в том, что вышестоящий прокурор может отменить любое решение нижестоящего прокурора. При генеральном прокуроре и прокурорах субъектов федерации функционируют коллегии.

    1. Принцип независимости прокурорского надзора (ст. 4 Закона). Органы прокуратуры осуществляют закон за исполнением законов независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов, органов власти местного самоуправления и общественных объединений. Выполняя возложенные на него функции каждый прокурор является независимым и выступает как представитель всей прокурорской власти, руководствуется только законом, приказами и указаниями генерального и вышестоящих прокуроров.

    Обеспечивается как организационным построением, так и материально- техническим ее обеспечением. Держатель заработного фонда сама генеральная прокуратура. Вопросы обеспечения решаются только централизованно через сами систему органов прокуратуры.

    Ст. 5 Закона- недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора, которая влечет ответственность. Прокуроры и следователи не обязаны давать каких либо объяснений по существу находящихся у них материалов, а также предоставлять их для ознакомления, кроме случаев, предусмотренных законом.

    Особый порядок защиты их и их близких родственников, иных лиц, их имущества со стороны государства.

    Особый порядок привлечения прокуроров к уголовной ответственности (ст.448 УПК РФ).

    1. Принцип законности.

    2. Принцип гласности деятельности органов прокуратуры. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, законодательства об охране тайн власти информируют органы власти, население о соблюдении законности. Ст. 12 Закона генеральный прокурор предоставляет доклад палатам Федерального собрания о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчет о их укреплении. Для реализации принципа гласности, в каждый прокуратуре создается специальное структурное подразделение по связи с общественностью. Постановление от 18 февраля 2000 года признан неконституционным п. 2 ст. 5 Закона.

    3. Взаимодействие органов прокуратуры с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями и трудовыми коллективами.

    4. Принцип деполитизации органов прокуратуры. Запрет прокурорам на членства в общественных объединениях, преследующих политические цели. В органах прокуратуры не могут создаваться или функционировать какие-либо ячейки данных общественных объединений. Прокуроры и следователи не связаны решениями.

    Т. система и структура огранов прокуратуры РФ. Организация работы в органах прокуратуры.

    План:

    1. Система органов прокуратуры;

    2. Генеральный прокуроров РФ;

    3. Генеральная прокуратура РФ. Структура центрального аппарата;

    4. Структура нижестоящий прокуратур;

    5. Коллегии органов прокуратуры;

    6. Специализированные прокуратуры. Назначение, предмет надзора и полномочия прокуроров;

    7. Организация надзора и управления в органах прокуратуры. Планирование в органах прокуратуры.

    1.

    Систему составляют: 1) генеральная прокуратура; 2) прокуратура субъектов и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры; 3) прокуратуры городов и районов и другие территориальные военные и специализированные прокуратуры, а также научные и образовательные учреждения.

    Учет административно-территориального деления.

    Запрет на создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры не входящих в единую систему органов прокуратуры.

    Система территориальных органов прокуратуры является трехзвенной: 1) генеральная прокуратура, во главе с генеральным; 2) прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним прокуратуры (волжская межрегиональная природоохранная прокуратура и др.); 3) прокуратуры городов и районов, при этом прокуратура может быть создана в городах, имеющих районное деление городская прокуратура.

    2.

    Имеет первого заместителя и заместителей. Заместители назначаются на должность по представлению генерального прокурора. Председатель следственного комитета назначается Федеральным Собранием по представлению Президента. Исключительные полномочия Генерального прокурора ст. 57, 58 закона «О судоустройстве» обязан принимать участие в пленуме ВС, обратиться по вопросам применения законодательства; ст. 12 ФЗ «Об арбитражных судах» имеет право принимать участие в пленумах и президиумах ВАС.

    3.

    Оперативное руководство ниже стоящими прокуратурами и принятие не на себя наиболее важных действий.

    Главное управление, управления и отделы, возглавляемые начальниками, которые являются помощниками или старшими помощниками генерального прокурора, отделы и отделы на правах управлений. Старшие прокуроры, прокуроры.

    Структура строится по отраслевому признаку.

    Военная прокуратура на правах Главного управления.

    При Генеральной прокуратуре, но не входя в его структуру входит научно-консультационный совет. Основная задача- выработка рекомендаций по повышению эффективности прокурорского надзора. При Генеральной прокуратуре создана Академия Генеральной прокуратуры с ее филиалами.

    4.

    Ст. 15 Закона. Прокуратуру субъекта возглавляет соответствующий прокурор, имеющий первого заместителя и заместителей.

    Прокуратура городов и районов. Назначаются на должность прокурорам субъекта РФ. Структурные подразделения как правила отсутствуют.

    5.

    Коллегии органов прокуратуры. Регламент Генеральной прокуратуры от 11 декабря 1998 года (раздел 3). Ст. 20 Закона, в генеральной прокуратуре, прокуратурах субъектах и в приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии, являющиеся совещательными органами при соответствующих прокурорах.

    В коллегию ГП РФ входит: 1) генеральный прокурор; 2) первый заместитель и заместители; 3) другие работники, персональный состав которых определяет генеральный прокурор. Рассматриваются наиболее актуальные вопросы организации и деятельности всей системы органов прокуратуры, заслушиваются отчеты, обсуждаются все кадровые вопросы, рассматриваются проекты приказов, указаний, инструкций. Закон допускает совместные совещания коллегий ГП и других структур.

    Проводятся по мере необходимости но не реже одного раза в 2 месяца.

    6.

    Когда территориальный принцип показывают свою неэффективность. Правом на создание обладает только Генеральный прокурор. Входит в общую структуру.

    Подсистемы: 1) военная прокуратура и прокуратуры войсковых частей. Эти прокуратуры образуют целостные обособленные подсистемы в рамках единой системы прокуратуры; 2) транспортные, природоохранные прокуратуры и прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях. Смешанные подсистемы.

    Военные прокуратуры: осуществляют надзор за исполнением законов в ВС в других войсках и воинских формированиях. Принципы военного строительства: Главная военная прокуратура, военных округов, групп войск, флотов и прокуратура ракетных войск стратегического назначения. Все они приравнены к прокуратурам субъектов РФ. Гарнизонов, объединений и соединений, которые приравниваются к прокуратурам городов и районов.

    Компетенция распространяется на органы военного управления, воинские части, учреждения военкоматы, военно-учебные учреждения, на предприятиях, организациях и учреждениях, как Мин обороны, так и других, где законом установлена военная служба.

    Транспортные прокуратуры: надзор за законностью правовых актов и исполнением законов Мин транспорта РФ, исключая автомобильно-дорожные службу, федеральную службу воздушного флота, федеральной службу речного флота, в отношении всех предприятий, учреждений, а также за таможенными органами РФ. К ведению отнесен надзор за расследованием преступлений, совершенных непосредственно на транспортных объектах, преступления, связанные со служебной деятельностью работников данных сфер.

    Прокуратуры по надзору за состоянием законности в учреждениях уголовно исполнительной системы. Действуют только на правах районов и городов и подчиняются прокуратуре субъектов РФ. Обеспечение безопасности объектов. Не осуществляют надзор в отношении мест предварительного заключения и при исполнении наказания, не связанных с лишением свободы, не надзирают в спецкомендатуры. Надзирают за расследованием дел, совершенными лицами, содержащимися в учреждениях, работниками, лицами, которые обеспечивают безопасность.

    Прокуратуры войсковых частей (прокуратуры по соблюдением законов в ЗАТО на особо режимных объектах и специальных воинских формированиях), (прокуратуры второго управления ГП РФ). 1979 год. Охрана государственной тайны и обеспечение режима секретности на объектах, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Приравнены к прокуратурам городов и районов, но в силу специфики их деятельности все они подчинены непосредственно ГП РФ. В соответствии с приказом генерального прокурора, процессуальные полномочия прокурора приравнены к полномочиям прокурора субъекта РФ. Эти прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления в учреждениях… ЗАТО, на особо важных и режимных объектах органами военного управления и воинскими формирования, занятыми на строительстве, охране и эксплуатации таких объектах, за всеми органами в ЗАТО.

    Природоохранные прокуратуры. Создаются в случаях когда органы территориальной прокуратуры не могут выполнять функции по надзору за экологическими. Осуществляют деятельность на правах межрайонных прокуратур в подчинением прокурорам субъектов РФ. Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура на правах прокуратуры субъекта РФ, в ее состав входит 15 межрайонных прокуратур. Перечень объектов: представительные (законодательные) и исполнительные органы власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, природоохранные и контролирующие органы, органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, которые расположены в Волжском бассейне, согласованно с органами субъекта РФ, входящего в бассейн.

    7.

    Управление строится на сочетании двух принципов: 1) зонального- работа о организации и управлению распределяется между структурными подразделениям и работникам по территориальном зонам. Зональные прокуроры осуществляют оперативный контроль, готовят акты, принимают решения в пределах компетенции; 2) предметного- в рамках общей компетенции выделяют какие либо направления, требующие повышенного внимания. Создаются специальные подразделения в сфере. Прокуроры, ответственные за то или иное направление, обобщают статистические и иные данные, разрабатывают планы деятельности, обобщают прокурорскую практику.; (?) 3) смешенный.

    Для обеспечения взаимодействия отдельных подразделений, приказами соответствующих прокуроров, создаются и действуют постоянные рабочие группы по основным направлениям деятельности.

    Планирование- определение целей деятельности органа и формирование комплекса мероприятий для достижения этих целей, сроков их исполнения и лиц, ответственных за это. Подведение итогов работы, проведение проверок, обобщение прокурорской практики, повышение квалификации сотрудников и т.д. Виды планирования: 1) перспективное (как правило на год); 2) текущее (пол года, квартал, месяц); 3) краткосрочная (на неделю, на месяц).

    Т. Надзор за исполнением законов.

    План:

    1. Концепция судебной реформы и современное представление о перспективах надзора за исполнением закона;

    2. Задачи, предмет и пределы надзора за исполнением закона;

    3. Полномочия прокурора;

    4. Акты прокурорского надзора;

    5. Организация работ прокуратуры по надзору за исполнением законов;

    Приказ Генерального прокурора № 30 от 22 мая 1996 года об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

    1.

    Общий надзор. Основное направление деятельности.

    Концепция судебной реформы. «Концепция исходит из того, что общий надзор служит державным орудием принуждения в условиях отсутствия материальной заинтересованности производителя и неразвитости гражданского общества».

    Тогда признавали целесообразным общий надзор, когда были политические соображения и не зависят от экономических и социальных закономерностей.

    Реформирование общего надзора: 1) запретить производство прокурорских проверок, если не поступило сообщение о правонарушении и вне рамок тех вопросов, которые выходят за рамки сообщения (исполнено ст. 2 Закона); 2) признать основаниями к вмешательству прокурора предположение лишь о преступном, а не любом ином характере правонарушения, невозможность прибегнуть к обычным способам защиты, особую общественную значимость вопроса и нарушение примата международного права (не реализованы); 3) установить, что вмешательство прокурора должно преимущественно выражаться в предупреждении о его возможном нарушении в суд, если нарушение не будет устранено добровольно ( не реализовано); 4) ликвидировать такой акт как предостережение о недопустимости нарушения закона (было сделано, но был восстановлен ст. 22’ прим.); 5) отменить приостанавливающую силу протеста прокурора (реализовано); 6) существенно сузить права прокурора по вызову граждан и должностных лиц для дачи объяснений (не реализовано).

    Общий надзор это рудимент средневековья, который возродился в странах с тоталитарным режимом. В цивилизованных странах подобным контролером выступает обращение человека в суд. Преимущества судебной защиты над прокурорским надзором (независимость и несменяемость судей, прокурор же гораздо ближе к исполнительной ветви власти; полномочия прокурора опосредованный характер; существование препятствует созданию административной юстиции; осуществляя общий надзор прокуратуры пытается объять необъятное).

    Сторонники общего надзора: 1) нельзя лишать граждан альтернативы; 2) обращение в прокуратуру бесплатно, а обращение в суд требует затрат.

    Решение ПАСЕ от 25 января 1995 года. Ожидается, что будут приняты соответствующие стандартам Европы законы об организации и деятельности прокуратуры. Разъяснение: европейским стандартам не соответствует тотальный общий надзор прокуратуры.

    2.

    Предмет надзора ст. 21 Закона. Не распространяется на граждан, на палаты Федерального собрания, на президента и Правительство, общественные объединения, суд. Любые акты, носящие как нормативный, так и правоприменительный характер.

    Задачи надзора: 1) при поступлении информации принимать все необходимые меры по выявлению и устранению нарушения законов и обстоятельств, способствовавших этому; 2) использовать возможности для предупреждения; 3) средствами прокурорского надзора добиваться совершенствования деятельности контролирующих и правоохранительных органов; 4) активно проводить в жизнь принцип неотвратимости ответственности; 5) повышать правовую культуру должностных лиц.

    Пределы: при осуществлении надзора прокуратура не может подменять иные государственные органы. Проверки исполнения законов могут проводиться прокурорами лишь на основании сообщений о нарушении закона. В Приказе указано: при проверки издаваемый нормативно правовых актов прокурору повод не требуется.

    3.

    Ст. 22 Закона. Носят смешанный характер, основные полномочия прокурора носят опосредованный характер, но вспомогательные полномочия носят властно- распорядительный характер (проходить в помещение, получать доступ к материалам, требовать проведения ревизий или проверки деятельности должностных лиц, требовать предоставления документов, статистики, требовать выделение специалистов для проведения проверок, вызывать должностных лиц для дачи пояснений). Повод- любая информация. Сроки проведения законом не определены (если по поводу заявления гражданина- срок не более срока, установленного для дачи ответа).

    4.

    Закрепленные в специальных документах решения прокурора, которыми он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств прокурорского надзора правонарушения. Всегда индивидуальные акты, посвященные конкретным фактам.

    Перечень актов исчерпывающий. Протест ст. 23, представление ст. 24, постановление ст. 25, предостережение о недопустимости нарушения закона ст. 25 прим.

    Требования к актам реагирования. Должен быть посвящен актуальному значимому поводу, который бы определял необходимость вмешательства. Недопустимость внесения актов по фактам, не носящим характер нарушения закона и рассматривать такие акты как вмешательство в оперативно- хозяйственную деятельность. Своевременность вынесения актов прокурорского надзора. Выводы и предложения прокурора должны быть обоснованы и аргументированы со ссылками на конкретные факты. Прокурор не в праве предрешать конкретные меры дисциплинарного или административного воздействия. Выработаны определенные формы и реквизиты. Мера прокурорского реагирования должны сопровождаться мерами профилактического характера. Эти акты должны быть юридически и стилистически грамотными.

    Протест. Ст. 23 закона в случае выявления правовых актов или их отдельных положений, противоречащих закону, прокурор или его заместитель приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали этот акт либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд. Протест, как правило, направлен на правовой акт, но он может быть направлен и на действия, бездействия или устные приказания.

    Основное содержание протеста- мотивированное предложение прокурора об отмене незаконного акта полостью или в части либо о приведении его в соответствии с законом, а также о прекращении незаконного действия или бездействия должностного лица и восстановления нарушенного права. Прерогатива прокуроров определяется их компетенцией. Принесение протеста не приостанавливает действие акта.

    Протест может быть принесен только в письменном виде.

    Реквизиты протеста: 1) наименование органа или должностного лица, куда адресуется; 2) наименование акта «Протест»; 3) дата его принесения; 4) название опротестуемого акта, его номер и дата принятия, краткое изложение акта или опротестуемой части; 5) обоснование протеста, ссылка на конкретный закон; 6) предложение об отмене или приведения его в соответствии с законом; 7) способы восстановления нарушенного права; 8) указание на необходимость рассмотрения протеста в установленный срок, и дать ответ. Если протест адресуется коллегиальному органу, то в нем должно найти отражение о дне рассмотрения протеста. Срок 10 дней, а если протест вносится на решение представительного, законодательного органа или органа местного самоуправления, но на ближайшем заседании. Однако, закон устанавливает, что при исключительных обстоятельствах прокурор может установить сокращенный срок. До рассмотрения протеста, он может быть отозван принесшим этот протест прокурором. Обязательно внести протест на незаконный акт.

    Представление прокурора ст. 24 Закона. Представление- акт прокурорского надзора, направленный на устранение нарушения закона, причин этих нарушений, способствующим им условий, который вносится прокурором или его заместителем, который вносится в орган или должностному лицу правомочный устранить нарушение и подлежащий безотлагательному рассмотрению. Основная цель этого акта- устранение причин нарушения закона и условий им способствующим. В представлении должны быть указаны конкретные пути устранения нарушения. В месячный срок должны быть приняты конкретные меры и о них должно быть сообщено прокурору.

    Постановление ст. 25 Закона. Направлены на привлечение лица к той или иной ответственности (административная или уголовная). Различали два вида: 1) о возбуждении уголовного дела; 2) постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление направляется в тот орган или тому должностному лицу, которое в соответствии с КОАБ принимает решение по данному правонарушению. 10 дней должно быть рассмотрено и вынесено решение. Сообщить какое приняли решение (кроме суда).

    Предостережение о недопустимости нарушения закона ст. 25 прим. Закона. От 10 февраля 1995 года. Приказ №39/7. Прокурор или его заместитель при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. Сущность в требовании о прекращении или отказе и разъяснение должностному лицу возможных неблагоприятных последствий. Признается, что предостережение может быть направлено и на бездействие. Рассматривается только как дополнительное средство. Перед объявление предостережения от соответствующего адресата должны быть получены объяснения.

    Т. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

    План:

    1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора;

    2. Полномочия прокурора и акты прокурорского надзора;

    3. Рассмотрение жалоб и заявлений граждан в органах прокуратуры РФ.

    Приказ № 30.

    Инструкция о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры РФ Приказ №3 от 15 января 2003 года.
    написать администратору сайта