Главная страница
Навигация по странице:

  • Е.М.Токарева СОЦИОЛОГИЯ Конспект лекций Москва2005 Токарева Е.М. Социология

  • Задачи курса

  • II. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ Лекция 1 . Объект, предмет социологии, связь с другими науками Учебные вопросы

  • Вопросы для самопроверки

  • ГЛОССАРИЙ Демография

  • Эмпирическая социология

  • Токарева. Социология - Конспект лекций - 2005 - 70. Конспект лекций. М. Миэмп, 2005. 70 с. Конспект лекций предназначен для студентов всех форм обучения


    Скачать 401.55 Kb.
    НазваниеКонспект лекций. М. Миэмп, 2005. 70 с. Конспект лекций предназначен для студентов всех форм обучения
    АнкорТокарева. Социология - Конспект лекций - 2005 - 70.pdf
    Дата24.05.2017
    Размер401.55 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТокарева. Социология - Конспект лекций - 2005 - 70.pdf
    ТипКонспект
    #5378
    КатегорияСоциология. Политология
    страница1 из 6

    Подборка по базе: 2. Краткий курс лекций.pdf, 2005. Динамика вагона. Конспект лекций С.А.Хромов.djvu, Экономика конспект.docx, курс лекций.doc, ПРОБНЫЙ конспект 1.docx, Горячкин П.В. - Методичка по стоимости капремонта - 2005.doc, план конспект изо даша.docx, Основы энергосбережения. Курс лекций. Ольшанский А.И. 2007 г.pdf, ПЗ №6 Конспект.docx, 5fan_ru_Информационные системы. Курс лекций.doc
      1   2   3   4   5   6

    МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА
    КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ
    Е.М.Токарева
    СОЦИОЛОГИЯ
    Конспект лекций
    Москва
    2005

    Токарева Е.М.
    Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
    Конспект лекций предназначен для студентов всех форм обучения.
    Печатается по решению научно-методического совета
    Московского института экономики, менеджмента и права.
    © Токарева Е.М , 2005
    © Московский институт экономики менеджмента и права, 2005

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    ВЕДЕНИЕ.......................................................................................4
    II.ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ
    Лекция 1. Объект, предмет социологии, связь с другими науками.
    Структура социологического знания................................................6
    Лекция 2. История социологии.......................................................10
    Лекция 3.Становление и развитие социологии как науки об обществе.......................................................................................14
    Лекция 4.Социальная структура общества....................................18
    Лекция 5. Социальная стратификация и социальная мобильность......21
    Лекция 6. Социальные институты..................................................27
    Лекция 7. Социальные организации................................................32
    Лекция 8. Социология политики......................................................36
    Лекция 9. Социология личности......................................................40
    Лекция 10. Социальный статус и социальная роль личности..........43
    Лекция 11. Отклоняющееся поведение и социальный контроль......47
    Лекция 12. Социальные конфликты................................................51
    Лекция 13. Социальные изменения.................................................55
    Лекция 14. Социологическое исследование....................................60
    Лекция 15. Методы сбора и анализа социологической информации......64
    III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................69 3

    ВВЕДЕНИЕ
    Россия вошла в XXI век, век активных интеграционных процессов,
    технологического и социального прогресса, новых взаимодействий.
    Новому гражданскому обществу и правовому государству нужна качественно новая личность, гармонично вписанная в новые социальные отношения, занимающая активную гражданскую позицию,
    личность нравственная и всесторонне развитая. Эта потребность обусловлена новыми социальными, политическими, экономическими,
    культурными, религиозными и другими отношениями, характерными для современного этапа развития общества.
    Реализации этой цели, стоящей перед Россией, служит целенаправленная и последовательная работа по расширению образовательных программ в области гуманитарного знания.
    Только нравственная, широко образованная, профессионально грамотная, занимающая активную гражданскую позицию личность может строить новую Россию - страну процветающую и уверенно движущуюся по пути прогресса.
    Для достижения этого результата необходима выработка правильных действий, принятие верных решений, осуществление необходимых взаимодействий.
    А это возможно лишь при условии понимания и адекватной оценки окружающей социальной и природной действительности, точного позиционирования в профессиональной сфере и сфере личностного общения.
    Точные знания, основанные на эмпирических данных об обществе как целостной социальной системе, дает социология. Наука позволяет человеку узнать законы развития общества, способы оптимальных коммуникаций, помогает определить свое место в обществе и соответствующие реакции и виды поведения.
    Целью изучения дисциплины «Социология» является –
    приобщение студента к мировому историческому опыту социологической мысли, формирование у студентов целостного представления об обществе как системе в единстве всех
    4
    составляющих его элементов и характеристик, общественных процессах и явлениях, взаимодействиях и взаимосвязях. Приобретение студентами навыков самостоятельного аналитического мышления в сфере гуманитарного знания, овладение принципами рационального подхода к процессам и тенденциям изменяющегося российского общества.
    Задачи курса:
    - ознакомить студента с историей возникновения и развития социологии, основами общей теории социологии, законами развития общества и его подсистем, дать понимание социального и организационного управления;
    - осветить актуальные вопросы современной социальной действительности,рассмотреть противоречия, конфликты и дисфункции в обществе и определить пути их преодоления, научить анализировать социальные факты и явления, опираясь на научное знание,помочь овладеть методикой и приемами социологического исследования,сформировать системное социальное мировидение,
    позволяющее глубже осознать диалектику взаимосвязи личности и социума в современном цивилизационном пространстве.
    Изучение социологии поможет будущим специалистам иметь правильное представление о процессах общественной жизни и вырабатывать адекватные личные и, при необходимости,
    управленческие реакции и виды поведения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности.
    5

    II. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ
    Лекция 1 . Объект, предмет социологии, связь с другими науками
    Учебные вопросы:
    1. Объект, предмет, структура социологического знания,
    социология в системе социальных и гуманитарных наук,
    взаимодействие социологии с другими науками.
    2. Основатели социологии. Структура социологического знания.
    3. Функции социологии. Социологические подходы в изучении социальных явлений.
    Впервые в научный оборот понятие социологии было введено французским мыслителем Огюстом Контом в 1839г. Социология - термин, образованный путем слияния двух корней из разных языков sosiestas (лат. - общество) - и logos (греч. - знание, учение).
    Социология - наука (знание) об обществе. Значительный вклад в становление и развитие социологии как науки об обществе внесли такие ученые как К.Маркс, Г.Зиммель, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм,
    М.Вебер. Наука социология возникает как ответ на потребности общества в знаниях о социальных явлениях, процессах, законах развития, которые характеризуют европейское общество 19 века. Это период Великой французской революции, период коренного общественного преобразования в Европе, формирование новых социальных отношений, роста производственных сил, технических революций, формирования нового общества, нового мышления людей.
    Социология, как любая другая наука, имеет свой объект и предмет исследования. Объектом социологического знания является общество. И в этом отношении все социологи солидарны, что же касается предмета социологии - то здесь мнения ученых расходятся.
    О.Конт считает, что социология - это позитивная наука об обществе,
    способствующая рациональной организации общественной жизни.
    Другой основоположник социологии - австрийский ученый М.Вебер писал, что предмет социологии - социальные действия, которые она должна понимать и объяснять. До настоящего времени ведутся дискуссии учеными, представителями разных школ и направлений о предмете социологии, и одного единого мнения по этому вопросу до
    6
    сих пор нет.
    Общество - объект изучения многих наук, которые имеют каждая свой предмет исследования. Это философия, антропология, история,
    политология психология, демография и другие – все они, в широком смысле, являются науками об обществе. В общем виде – объектом изучения является все то, на что направлена деятельность исследования, то, что противостоит деятельности исследования. В
    социологии - это та объективная и субъективная реальность, которая нас окружает.
    Предметная часть науки - это изучаемая часть, составляющая этой объективной и субъективной реальности, которая нас окружает и подлежит изучению. Все общественные науки имеют свой,
    специфический , особенный предмет исследования.
    Что же отличает и выделяет предметную область социологии?
    Предмет изучения социологии - это особенные, специфические законы и закономерности.
    Предметом социологии является социальное - как специфический аспект всех сфер жизнедеятельности общества.
    В широком смысле «социальное» - все, что можно отнести к человеческому обществу, в узком - особая сфера общественных отношений, которая характерна для различных групп людей, как носителей разных видов деятельности.
    Социология изучает специфические социальные законы и закономерности зарождения, формирования, становления, развития социальных систем, механизмы действия этих законов и закономерностей, форм их проявления в жизнедеятельности людей.
    Также социология изучает различные социальные системы и структуры, взаимодействия, взаимоотношения, взаимообусло- вленности, которые возникают в этих системах. Социология раскрывает роль отдельных личностей в обществе и в отдельных социальных системах, анализирует процессы функционирования различных структур и систем, определяет роль сознания и сознательной деятельности личности.
    Процессы функционирования общества подчинены многочисленным социальным законам, на которые деятельность людей может повлиять непосредственно или опосредовано.
    Существуют различные принципы классификации социальных
    7
    законов. Например, по степени общности, времени действия, способам проявления социальных законов, формам связей в обществе.
    Социология также как и другие науки имеет свою систему категорий,
    представляющие собой наиболее общие понятия, которые отражают наиболее существенные стороны ее объекта и предмета.
    Общество представляет собой сложную систему, включающую в себя системы более низкого порядка, которые сами могут иметь сложную структуру. Общество в целом и его подсистемы изучают с использованием различных методов способов и приёмов. Сложная многоуровневая структура общества обуславливает и сложную структуру социологического знания, которая в известной мере повторяет структуру общества. Структурные единицы социологического знания выделяют по разным основаниям. Например:
    сферы общественной жизни, виды отношений людей, методы исследований и др. В соответствии со знанием, которые дает наука об обществе, выделяют:
    1. теоретическую и эмпирическую социологию;
    2. фундаментальную и прикладную социологию;
    Также можно выделить:
    1.Общесоциологическую теорию (общую социологию).
    2.Отраслевые (частные) социологии.
    3.Эмпирические социологические исследования.
    Внутри социологии можно выделить макро- и микроуровни социологического знания. Макросоциология изучает крупные социальные структуры, протяженные, длительные общественные процессы. Оперирует такими понятиями, как культура,
    социологическая система, общество. И здесь соприкасается с демографией, экономикой, политологией. На микроуровне изучают межличностный уровень общения людей, их поведение,
    взаимодействия, используются такие понятия, как социальное поведение, мотивация, и здесь социология сопрягается социальной психологией и психологией. Как и другие науки, социология выполняет различные функции:
    · познавательную,
    · мировоззренческую,
    · информационную,
    · управленческую,
    8

    · критическую,
    · прогностическую,
    · регулятивную и др., которые все взаимосвязаны и часто взаимообусловлены.
    Реализовать все эти и другие функции социология может в тесной связи с другими науками, причем не только техническими, но и естественными, гуманитарными, общественными. Часто социология использует в своих изысканиях методы и приёмы, заимствованные из других наук, вместе с тем, обогащая другие науки широчайшим эмпирическим материалом, выводами и данными, полученными в ходе социологических исследований.
    Теснейшим образом социология связанна с философией,
    статистикой, экономикой, политическими науками и правовыми науками, медициной, биологией, рядом технических наук и другими.
    Связь социологии с другими науками можно объяснить и общностью предмета исследования и тенденциями интеграции наук,
    значимостью социологических исследований для других наук, другими факторами. В социологии выделяют 5 социологических подходов при изучении и объяснении социальных явлений и процессов, которые иллюстрируют широчайшую область исследования науки:
    - демографический,
    - психологический,
    - коллективистский,
    - выявляющий взаимоотношения,
    - культурологический.
    Вопросы для самопроверки:
    1.Назовите причины возникновения социологии.
    2.Определите понятие “ социальное”.
    3.Какова структура социологии?
    4.Какая взаимосвязь между макро- и микросоциологией?
    5.Обоснуйте связь социологии с естественными и техническими науками.
    6.Что такое микро- и макроуровни социологического знания?
    ГЛОССАРИЙ
    Демография - наука, изучающая население и процессы с ним связанные.
    9

    Законы социологические - объективно существующие существенные и необходимые связи между социальными явлениями и процессами.
    Эмпирическая социология - установление и обобщение социальных фактов и явлений путем прямой их фиксации.
    Лекция 2. История социологии
    Учебные вопросы:
    1. Основные социально-политические идеи античности.
    2. Ученые средневековья и их вклад в развитие социального знания.
    2. Эпоха Возрождения, Нового времени и Просвещения - главные ученые и их основные труды.
    История социологии. Первые упоминания об обществе и отношениях между людьми зафиксировано в мифах, но в них не давалось даже примитивного научного объяснения социальных фактов и явлений.
    Основное место в мифах занимают идеи рождения и развития человека, связи его с мирозданием. Наблюдения людей этого периода зафиксированы в древних письменах. Постепенно мифы уходили в прошлое, и им на смену приходили первые примитивные научные знания.
    Философия стала исторически первой формой теоретического знания.
    Развитие социологии претерпело множество этапов, но большинство социологов сводят развитие социологической мысли к трем основным периодам:
    - донаучному (III тыс. до н.э.- 40-е годы ХIХ века),
    - классическому (50-е годы ХIХ века – начало ХХ века),
    - современному (начало ХХ века – до настоящего времени).
    Для каждого этого периода характерны свои особенности.
    Первыми социальными философами, которые изучали общество,
    его традиции, обычаи, нравы, взаимодействия людей были античные ученые:
    1. Сократ (ок. 470-399 до н.э.).
    10

    2. Демокрит (ок. 460 до н.э.).
    3. Платон (427-347 до н.э.).
    4. Аристотель (384-322 до н.э.).
    Эти ученые и их труды оказали значительное влияние на дальнейшее развитие науки об обществе.
    Сократ первым из ученых исследовал общество теоретическими методами, в системе научных категорий. Закон, по мнению Сократа,
    является основой функционирования общества, а главным в обществе являются личностные человеческие проблемы. Он первым из ученых осуществил попытку систематизации существующих государств и управления в них.
    Демокрит осуществил попытку проанализировать истоки и причины возникновения общества, изучить процессы его функционирования и развития, определить причины и условия разделения общественного труда. Высокую оценку Демокрит давал нравственным качествам граждан, а лучшим государственным устройством полагал – рабовладельческую демократию.
    «Государство» Платона - первый труд о социальном устройстве государства, истоках возникновения, развития, путях совершенствования и построения идеального государства. При этом
    Платон не разделял понятие «общества» и «государства», которые основываются на разделении общественного труда. Управлять государством, по мнению Платона, должны нравственные,
    образованные и мудрые люди. Базироваться идеальное государство должно на законах, а не на воле и власти правителя.
    Аристотель утверждает, что главная задача государства –
    обеспечение счастья граждан. Впервые сделал попытку стратификации общества, полагая, что в управлении государством должны принимать участие все слои общества. Государство должно принимать меры, направленные на образование, воспитание и нравственное совершенствование граждан. Частная собственность должна быть у всех людей, она развивает здоровый эгоизм людей, а значительное неравенство опасно в государстве. Основное место в государстве Аристотель отводит среднему классу.
    В дальнейшем, развитие социологической мысли проявилось в трудах ученых средневековья - Аврелия Августина (IV – Vвв.) и
    Фомы Аквинского (ХIII века).
    11

    По Августину - противостояние двух начал грешного и божественного составляет основу общественной жизни. Вся общественная жизнь зависит от божественного проведения.
    Неравенство – необходимое условие существования общества, и людям следуют жить согласно предначертанному положению, любой протест против существующего порядка – великий грех перед государством и церковью.
    Главным тезисом учения Фомы Аквинского стал тезис –
    «Философия – служанка богословия». Во всех своих трудах он обосновывал приоритет божественного творения, его неизбежность,
    закономерность и справедливость. Описывая дифференциацию современного ему общества, он утверждал, что это результат божественного закона, и всякая попытка выйти из свого сословия - греховна. Верховная власть принадлежит церкви. Фома Аквинский был одним из идеологов «священной инквизиции» как инструмента борьбы за чистоту веры.
    Эпоха возрождения и новое время дали новый импульс в развитии теории об обществе. Николо Макиавелли (1469-1527гг.) в своих трудах
    «Государь», «История Флоренции» обращается к трудам Платона и
    Аристотеля и разрабатывает оригинальную теорию общества и государства. Рассматривая интерес людей, как главную движущую силу развития общества, он отказывается от идей приоритета
    «божественного произвола». Республика, по мнению Макиавелли –
    лучшая форма государственного устройства, а главный интерес людей
    – частная собственность.
    Любые средства допустимы при достижении цели построения сильного централизованного монархического государства.
    Эпоха Возрождения является временем возникновения нового направления социально-политической мысли – утопического социализма, представителями которого являются: Т. Мюнцер (1590-
    1525гг.), Т. Мор (1478-1535гг.), Т.Кампанелла (1568-1639гг.). Эти ученые осуществили попытку создания моделей социального государства в своих трудах, где нет частной собственности, труд обобществлен и обязателен для всех, люди равны, нравственны и счастливы.
    Люди счастливы и благополучны, потребности их удовлетворяются за счет равного распределения и рационального
    12
    управления производством.
    Работа Т.Мора 1516 года - «Золотая книга, столь же полезная,
    как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», или коротко «Утопия», дала название новому направлению социально-политической мысли - утопическому социализму.
    Образец идеального общества создал в своем труде «Город
    Солнца» теолог, монарх, социальный мыслитель и философ Томазо
    Компанелла (1568-1639гг.)
    Период нового времени ознаменован трудами ученых Г.Гроция
    (1583-1645гг.), Т.Гоббса (1588-1645гг.), Б.Спинозы (1632-1677гг.). Эти социальные философы высказывали идею общественного договора как причины возникновения государства и послужившей основой учения о гражданском обществе. Гражданское общество – высший этап развития общества, которое основывается на юридических законах, признаваемыми всеми гражданами.
    Эпоха Просвещения (ХVIII век) представлена трудами ученых:
    Дж.Локка (1632-1704гг.), Ш.Монтескье ( 1689-1755гг.), Ж.Ж .Руссо
    (1712-1778 гг.), Д. Дидро (1713-1784гг), Гельвеция (1715-1771гг),
    Гольбаха (1723-1789гг.) и др.
    Эти просветители стали основателями теории либерализма. Так же значительный вклад в развитие обществознания внесли классики немецкой философии И. Кант (1724-1804), Г.Ф.Гегель (1770-1831) и др.
    И.Кант обосновывает в своих работах приоритет общечеловеческих ценностей, и ценностей личности как главной,
    центральной.
    Гегелевское учение о диалектике определяет источники развития общества. Главные среди них – внутренние общественные противоречия.
    Среди ученых ХIХ века необходимо выделить социалистов - утопистов А.Сен-Симона (1760-1825гг.), Ш.Фурье (1772-1837гг.) и
    Р.Оуэна (1771-1858гг.).
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта