Главная страница

клиника для леч. и пе.. Латинский язык


Скачать 0.59 Mb.
НазваниеЛатинский язык
Анкорклиника для леч. и пе..doc
Дата05.04.2017
Размер0.59 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаклиника для леч. и пе..doc
ТипУчебное пособие
#210
страница1 из 7

Подборка по базе: Русский язык билет(7).docx, Английский язык 6 класс (конкурс Лисёнок).docx, ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК.DOC, ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК.DOC, Контрольная по английскому языку Вариант 2 Студент Онохов Е.И..d, Бойкина Н.И. Опорные лекции по латинскому языку. 2016.docx, Обзор языков высокого уровня.doc, Алгоритмические языки и програмирование.doc, Реферат Языки программирования.docx, СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОД.
  1   2   3   4   5   6   7


ГОУ ВПО

«Красноярский государственный

медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого»

Министерства здравоохранения и социального развития РФ
Кафедра латинского и иностранных языков

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК


Клиническая терминология

(учебное пособие по клинической терминологии

для студентов 1-го курса; специальноси «Лечебное дело» и «Педиатрия»)



Красноярск

2011
УДК 616.31 (038) (075.8)

ББК 81.2 (лат)

Л 27

Латинский язык .Клиническая терминология: учебное пособие по клинической терминологии для студентов 1-го курса специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия» / сост. Е.Г. Фомина, П.Х.Апкаева, В.Н.Ковалева, Н.С.Клименко, С.И.Новикова, Е.Н.Кузина. – Красноярск: типография КрасГМу, 2011. – 100 с.

Составители: Фомина Е. Г., Апкаева П.Х., Ковалева В.Н., Клименко Н.С., Новикова С.И., Кузина Е.Н.

Учебное пособие полностью соответствует требованиям Государственного стандарта (2011); учебный материал адаптирован к образовательным технологиям с учётом специфики обучения на стоматологическом факультете; для каждой темы имеются упражнения и тестовые задания, пособие иллюстрировано схемами и таблицами.

Рецензенты: зав. кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации Новосибирского государственного медицинского университета, к. ф. н. Извекова Т. Ф.;
преподаватель латинского языка и античной культуры, доцент кафедры гуманитарного образования Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования, к. ф. н. Фролова Н. Г.

Утверждено к печати ЦКМС КрасГМА (протокол № 4 от 20.12.2007 г.)

КрасГМА

2008
Оглавление.

Раздел I 4

Введение 4

Занятие 1 5

Занятие 2 10

Занятие 3 14

Занятие 4 19

Занятие 5 23

Упражнения на повторение пройденного материала 27

Тесты для самоконтроля 29

Раздел II

Латинско-русский словарь 40

Русско-латинский словарь 89

Литература 100
Настоящее пособие предназначено для студентов первого курса специальности "Стоматология". Цель пособия – выработать навыки овладения специальной медицинской терминологией с учетом стоматологического профиля. Пособие имеет практическую направленность и следует концепциям учебника М.Н.Чернявского "Латинский язык и основы медицинской терминологии".- Москва: Медицина, 2004.

Раздел I

ВВЕДЕНИЕ
Современная медицинская терминология – одна из обширных и сложных в понятийном отношении систем терминов. В ней насчитывается несколько сот тысяч слов и словосочетаний.

Клиническая терминология – представляет собой одну из подсистем медицинской терминологии. Она включает термины ряда клинических дисциплин различных специальностей: терапии, хирургии, стоматологии и других, т.е. то, что необходимо знать лечащему врачу.

В клинической терминологии преобладают слова и словообразующие элементы греческого происхождения.

Любой словообразующий элемент (корень, основа, приставка, суффикс), который, обладая стабильным значением, образует термины одного смыслового ряда, называется терминоэлементом. Например: cheil-o-plasticaпластическая операция губы, cheil-o-rrhagia – кровотечение из губы, cheil-itis – воспаление губ. Данные термины состоят из 2-х элементов. Первый элемент – это корень cheil-, второй в первых двух терминах представлен основой с окончанием, а в третьем – суффиксом.

Различают начальные терминоэлементы и конечные терминоэлементы. Греческие корни в сложных словах соединяются обычно посредством, гласного -о- или без него, если начальный терминоэлемент заканчивается гласным или второй терминоэлемент начинается с гласного brachy-gnathia – брахигнатия, ненормально короткая нижняя челюсть.

В клинической терминологии употребительны и многочленные термины, в состав которых могут входить слова и латинского и греческого происхождения. Например: neuralgianervitrigemini – невралгия тройничного нерва, stenosisostiiaortae – сужение устья аорты.
Занятие 1.
Конечные терминоэлементы (ТЭ), обозначающие учение, метод обследования, лечение, страдание, заболевание:


-logia

наука, раздел науки

-logus

специалист в области какой-либо науки

-graphia

1) рентгенография 2) графическая регистрация различных методов исследования

-gramma

графическое изображение или снимок

-metria

измерение

-algia (odynia)

боль без органической причины

- therapia

лечение, способ лечения

-iatria

наука о лечении болезней

-pathia

болезненное состояние

-phobia

боязнь чего-либо, болезненное отвращение

-philia

склонность, предрасположение

-scopia

осмотр, инструментальное исследование



Начальные ТЭ для обозначения органов, частей тела, функциональных состояний, процессов, пола, возраста:


bio-

жизнь

physi-

природа

psych-

сознание, душа

phyt-

растение

hydr-

вода

toxic-

яд

gynaec-

женщина

andr-

мужчина

anthrop-

человек

paed-

дитя; воспитание, обучение

stomat-

рот

gloss-

язык

gnath-

верхняя челюсть

gen-

нижняя челюсть



Задание 1.

Выделите ТЭ, общие для данного гнезда слов. Укажите значение терминов.
biologia hydrotherapia glossologia toxicophobia

physiologia physiotherapia glossodynia toxicologia

psychologia phytotherapia glossitis toxicologus

stomatologia psychotherapia aglossia

Задание 2.

Составьте термины с заданным значением:
с конечным ТЭ «- iatria»:

- раздел медицины, посвященный детским болезням

- лечение психических расстройств

с начальным ТЭ « stom-, stomat- »:

- раздел медицины, посвященный изучению болезней полости рта

- исследование полости рта
Задание 3.

Выделите ТЭ, укажите их значения и значения терминов:
Gnathalgia, psychologia, anthropometria, andrologia, biologus, psychopathia, physiologia, hydrotherapia, gynaecophobia, hydrophilia, stomatoscopia, biographia, anthropologia, paediater, toxicologus..
Задание 4.

Составьте термины, используя данные начальные и конечные ТЭ:
hydr- - logia

gynaec- - logus

physi- - graphia

psych- - gramma

phil- - phobia

bio- - therapia

toxic- - sophia

mono- - (h)armonia

ge- - philia
Задание 5.

Найдите соответствия между греко-латинскими дублетами, назовите известные вам термины с данными ТЭ :

ge- aqua-

gynaec- hom-

hydr- vir-

andr- femin-

therm- calor-

phon- son-

loc- audi-

cry- frig-

anthrop- terr-

acu- vit-

bio- loc-

Задание 6.

Запишите термины на латинском языке, объясните их значение:
Гнаталгия, гидротерапия, антропометрия, гинеколог, стоматоскопия, андрология, физиотерапия, педиатрия, психолог, токсикофобия, фитотерапия, гидрофилия.
Задание 7.

Образуйте следующие термины:
- наука о живых организмах;

- лечение при помощи физических средств и методов;

- невралгия челюсти;

- раздел медицины, посвященный изучению болезненных процессов;

- лечение при помощи растений;

- навязчивый страх отравления;

- водолечение;

- врач-специалист по болезням детского возраста;

- совокупность методов и приемов измерения человеческого тела;

- наука о происхождении и эволюции человека.
Задание 8.

Найдите правильный вариант ответа.

1) Кинология – это:

а) наука о кино

б) наука о собаках

в) наука о движении
2) Аутофилия – это:

а) любовь к себе

б) любовь к своему автомобилю

в) боязнь общественного транспорта
3) Primula (Примула) – это:

а) фиалка

б) водосбор

в) первоцвет
4) Название «Астра» произошло от латинского слова, что в переводе значит:

а) «звезда»

б) «башмачок»

в) «мыло»

5) Какая из наук получила бы другое название, если бы мы жили на Солнце:

а) биофизика

б) зоология

в) геология

г) астрология
6) К выведению какого из этих животных не имеют отношения люди?

а) лошак

б) мул

в) кентавр

г) зубробизон
Задание 9.

Знаете ли вы?

  1. Название какого континента в переводе с латинского означает “безморозная”?

  2. Какой раздел медицины в переводе с греческого означает “работа руками”?

  3. Какая буква есть в английском (немецком, французском) алфавите, но отсутствует в латинском?

  4. У какой латинской буквы французское название?

  5. В 1861 г. был продемонстрирован прибор для передачи звуков на расстоянии. Как впоследствии назвали этот прибор? А как называется прибор для передачи изображения на расстоянии?

  6. На арбалете короля Людовика XIV была надпись “Soli soli soli”. Сделайте перевод.


Занятие № 2.

Конечные греческие терминоэлементы (ТЭ), обозначающие патологические изменения, терапевтические и хирургические приемы:


- rrhagia

кровотечение из какого-либо органа

- ectasia

расширение полого или трубчатого органа

- ptosis

птоз, опущение какого- либо органа

- malacia

малация, размягчение

- lysis

1) освобождение от чего-либо хирургическим путем; 2) распад, растворение , разрушение ; 3) расщепление (жира)

- plastica

пластика, хирургическая операция по восстановлению формы или функции органов

- tomia

разрез, рассечение, оперативное вскрытие

- ectomia

операция полного иссечения, удаления целого органа

- stomia

операция наложения искусственного свища, отверстия, анастомоза

- pexia

прикрепление какого-либо внутреннего органа, фиксация

- rrhaphia

операция наложения шва, сшивание, шов

Начальные Т Э для обозначения органов и частей тела (продолжение):


odont-

зуб

rhin-

нос

neur-

нерв, нервная система

ophthalmol-

глаз

metr- (hyster-)

матка

my-

мышца

enter-

кишка, кишечник

encephal-

головной мозг

blephar-

веко

cyst-

мочевой пузырь

cholecyst-

желчный пузырь

ul- (gingiv-)

десна

amygdal- (tonsill-)

миндалина

gaster-

желудок

mening-

мозговая оболочка


Задание 1.

Выделите Т Э , общие для данного гнезда слов. Укажите значения терминов.

cystectomia rhinoplastica neurotomia cholecystopathia

tonsillectomia glossoplastica neurectomia cholecystectomia

neurectomia gnathoplastica neurorrhaphia cholecystotomia

hysterectomia blepharoplastica neurologia cholecystographia
gastrectomia enterorrhaphia enteroplastica myolysis

gastroplastica hysterorrhaphia enterostomia neurolysis

gastrorrhagia cholecystorrhaphia enteropathia meningolysis

gastrostomia neurorrhaphia enteropexia arthrolysis
Задание 2.

Составьте термины с заданным значением.

с конечным ТЭ - ectomia

- удаление мочевого пузыря

- удаление всего желудка

- удаление желчного пузыря

- удаление матки

- удаление маточной трубы (яйцевода)

с начальным ТЭ amygdal – (tonsil-)

- удаление аденоидов

- частичное удаление миндалин

с начальным ТЭ ophthalmol-

- исследование глазного дна при помощи офтальмоскопа

- наука о болезнях глаза и их лечения

с конечным ТЭ - ptosis

- опущение матки

-опущение верхнего века

- опущение желудка

Задание 3.

Выделите ТЭ, укажите их значения и значения терминов.

Myologia, cystotomia, odontologia, rhinorrhagia, blepharoptosis, encephalomalacia, odontalgia, cholecystostomia, tonsillotomia, enteroplastica, hysteropexia, neurorrhaphia, ophthalmologia, glossoptosis, encephalopathia, gastrectasia, ulectomia (gingivectomia), meningolysis, myotomia, metrorrhagia, gastroenterostomia, gingivitis, electroencephalographia, electroencephalogramma,

Odontoscopia, gastromalacia,
Задание 4.
  1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта