Главная страница
Навигация по странице:

  • СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

  • УДК 316.77

  • Федотова Л.Н.

  • ББК 60.56 ISBN 5-89176-137-8

  • АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ¾ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД СБОРА

  • Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации - Федотова Л.Н.. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массо. Л. Н. Федотова


    Скачать 0.97 Mb.
    НазваниеЛ. Н. Федотова
    АнкорАнализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации - Федотова Л.Н..doc
    Дата07.04.2017
    Размер0.97 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАнализ содержания - социологический метод изучения средств массо.doc
    ТипАнализ
    #1007
    КатегорияЯзыки. Языкознание
    страница1 из 34
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

    РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

    ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ

    Л.Н. ФЕДОТОВА




    АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ 

    СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ

    СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

    Издание 2-е, исправленное и дополненное

    Допущено Учебно-методическим объединением вузов


    Российской Федерации по образованию в области

    международных отношений в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальностям

    «Связи с общественностью» и «Реклама»

    Москва


    Научный мир

    2001

    УДК 316.77


    ББК 60.56

    Ф34

    Публикуется по решению Ученого совета


    Института социологии РАН

    Рецензенты:

    Старший научный сотрудник факультета

    журналистики МГУ канд. филол. наук

    А.И. Верховская

    Ведущий научный сотрудник Института

    социологии РАН канд. филол. наук

    Е.Я. Таршис

    Федотова Л.Н.

    Анализ содержания ¾ социологический метод изучения средств массовой коммуникации. ¾ М.: Научный мир, 2001. ¾ 214с.
    ISBN 5-89176-137-8
    В работе рассматриваются возможности социологического исследования массовых информационных процессов с помощью метода анализа их содержания. Монография представляет интерес для социо­логов, политологов и студентов, специализирующихся в этих областях знаний.

    УДК 316.77

    ББК 60.56

    ISBN 5-89176-137-8
     Федотова Л.Н., 2001

     Научный мир, 2001


    ОГЛАВЛЕНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ

    Раздел 1. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ

    СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД СБОРА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

    Раздел 2. ЦЕЛИ ОБРАЩЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ К МЕТОДУ АНАЛИЗА СОДЕРЖАНИЯ

    Раздел 3. МЕТОДИКА АНАЛИЗА СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТОВ

    Программа исследования как жанр

    Машинный способ анализа текста

    Выбор единиц наблюдения

    Полевой этап

    Раздел 4. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    ТАСС и РИА в средствах массовой информации

    Комментарий автора из 1999 г.

    Пресса об экологических проблемах (анализ содержания)

    Знакомство с К. Боровым. Социологическое эссе

    БИБЛИОГРАФИЯ

    ВВЕДЕНИЕ


    На протяжении XX века, который совпал с периодом становления и развития социологии как науки, в ее недрах широкое применение нашел такой метод изучения текстов, как «анализ содержания», или контент-анализ. Этим термином обозначается методика выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследова­теля характеристик, которая позволяет ему делать некоторые выводы относительно намерений создателя этого текста или возможных реак­ций адресата. Применение процедуры измерения при анализе текстов сделало возможным получить точные, объективные данные о харак­тере всех видов общения по их содержанию. Действительно, в про­цессе коммуникации содержание занимает центральное место. Это и реализация намерений автора-коммуникатора и возможные реакции получателя сообщения.

    Наиболее эффективным оказывается применение этого метода для анализа потоков информации, содержащейся на страницах газет, в передачах радио и телевидения, в рекламных сообщениях, но нередки обращения социологов к этому методу для анализа и менее объемно представленной информации (личных писем, дневниковых записей, речей политических деятелей и т.д.). Объективный, систематичный анализ совокупности таких текстов снабжает исследователя надежной информацией о тенденциях деятельности авторов, об эксплицитно присутствующих намерениях коммуникатора, о возможных, ожидае­мых воздействиях информации на потребителя, в определенной сте­пени о потенциальных реакциях его.

    Данная работа ставит своей целью познакомить специалистов-обществоведов, социологов, а также студентов, специализирующихся в области социологии, исследований коммуникации, практиков паблик рилейшнз, рекламистов как создателей рекламных сообщений с методом, который должен входить в профессиональную копилку ис­следователя, анализирующего окружающую его социальную реаль­ность, и производителя текстов с любыми социальными функциями. Информационные потоки в человеческом социуме представляют его существенную и даже сущностную характеристику.

    В разделе 1 «Анализ содержания ¾ социологический метод сбора социальной информации» анализируются отличия этого метода от других способов исследования, описывается то, что делает этот инст­рументарий социологическим.

    В разделе 2 «Цели обращения исследователя к методу анализа содержания» демонстрируются возможности метода для исследова­ния отдельных частей коммуникативного процесса: в какой мере само содержание может расцениваться как свидетельство намерений коммуникатора, производителя текста, как свидетельство состояния аудитории, для которой этот текст предназначен, как реализуются такие социологические задачи в конкретных эмпирических исследованиях с применением контент-анализа.

    Раздел 3 «Методика анализа содержания текстов» посвящен инструментарию исследования с помощью анализа содержания, воссоздается путь исследователя от постановки задачи до создания той мерки, с которой исследователь подходит к единичным текстам, что­бы обнаружить в них наличие или отсутствие интересующих иссле­дователя характеристик: путь от категории познания, от понятия на абстрактном уровне к его, как говорят исследователи, эмпирическим эквивалентам, его реальному лексическому носителю.

    Здесь же идет обсуждение чрезвычайно важной для любого исследователя проблемы: выбора единиц наблюдения, когда решается вопрос, сколько текстов нужно проанализировать, чтобы решить те задачи, которые исследователь поставил перед собой. Особо выделен блок проблем, связанных с полевым этапом исследования, собственно анализом текстов.

    Раздел 4 «Интерпретация результатов» посвящен заключительно­му этапу исследования ¾ интерпретации, комментированию данных, полученных в ходе анализа текстов, который провел исследователь.

    Рассматриваются разные способы сравнения полученных результатов ¾ с ранее проведенными исследованиями, с нормативными документами, с итогами исследований, которые использовали дру­гие социологические методики.

    В Приложении демонстрируются возможности контент-анализа на примерах конкретных эмпирических исследований, проведенных автором, с использованием обсуждаемого метода.

    Работа снабжена библиографией наиболее важных публикаций но анализу содержания: как монографического характера, так и ста­тей из периодических профессиональных изданий, связанных с дан­ной проблематикой.

    Раздел 1


    АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ¾

    СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД СБОРА
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


    написать администратору сайта