Главная страница
Навигация по странице:

  • ЮНЫЙ ВОЛЕЙБОЛИСТ Учебное пособие для тренеров. Для специалистов. Железняк Ю. Д . Юный волейболист

  • ПРЕДИСЛОВИЕ

  • ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ЕДИНСТВО СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ, ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ РЕЗЕРВОВ И МАССОВОЙ СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ

  • ЭТАПЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

  • КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП ДЮСШ И СДЮШОР И ЗАДАЧИ ИХ РАБОТЫ

  • ПЛАНИРОВАНИЕ, УЧЕТ, ДОКУМЕНТАЦИЯ

  • Железняк - Юный волейболист. Учебное пособие для тренеров. Для специалистов. Железняк Ю. Д. Юный волейболист Учеб пособие для тренеров. М. Физкультура и спорт, 1988. 192 с., ил


    Скачать 1.35 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для тренеров. Для специалистов. Железняк Ю. Д. Юный волейболист Учеб пособие для тренеров. М. Физкультура и спорт, 1988. 192 с., ил
    АнкорЖелезняк - Юный волейболист.pdf
    Дата05.04.2017
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЖелезняк - Юный волейболист.pdf
    ТипУчебное пособие
    #546
    страница1 из 15

    Подборка по базе: Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению , Учеб. пособие УиЭ ПЗРК. ч. 1.doc, Учеб. пособие УиЭ ПЗРК. ч. 1.doc, Учеб. пособие ОПЗРК.doc, Учеб. пособие ОПЗРК.doc, лазаренко Л.В. Суздальцева Л.С. ПОСОБИЕ для студентов всех факу, Сборник задач по электротехнике с решениями. Учебное пособие.pdf, Учебное пособие мдк 01. 02. «Отпуск лекарственных средств и това, Учебное_ пособие_Excel_2007.docx, Новое пособие по WORD. Лабораторный практикум Часть 2 (1).doc.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Ю.Д. Железняк
    Ю
    НЫЙ ВОЛЕЙБОЛИСТ
    СОДЕРЖАНИЕ
    Предисловие .......………………………………………………............ 3
    Организация и содержание работы ...……………………………........ 5
    Модельные характеристики, нормативы и оценка мастерства юных волейболистов .....…………………………………………......... 15
    Отбор в подготовке спортивных резервов .………………………...... 65
    Тренировка и соревнования в подготовке волейболистов ………..... 80
    Материально-техническое оснащение подготовки юных волейболистов .........……………………………………............ 127
    Группы начальной подготовки ........………………………………..... 137
    Учебно-тренировочные группы ........………………………………..... 145
    Группы спортивного совершенствования ..………………………..... 169
    Юрий Дмитриевич Железняк
    ЮНЫЙ ВОЛЕЙБОЛИСТ
    Учебное пособие для тренеров. Для специалистов.
    Железняк Ю. Д.
    Юный волейболист
    : Учеб. пособие для тренеров. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 192 с., ил.
    Автор книги, заслуженный тренер СССР, профессор, в течение многих лет успешно работал с различными командами юных волейболистов.
    В основе книги — положения, заложенные в программе ДЮСШ по волейболу. В отличие от других пособий такого типа в ней впервые раскрываются модельные характеристики игроков на каждом возрастном этапе подготовки, даются критерии оценок уровня подготовленности юных волейболистов.
    ©Издательство «Физкультура и спорт», 1988 г.

    ПРЕДИСЛОВИЕ
    В последние годы в нашей стране проведен ряд мер, направленных на усовершенствование системы подготовки спортивных резервов высококвалифицированных волейболистов, внесены изменения в организационно-ме- тодические формы подготовки спортивных резервов, усовершенствованы тренировочные и соревновательные ре- жимы, изменены принципы наполняемости учебных групп. В соответствии с этими изменениями были созданы по- урочные программы подготовки юных волейболистов. Для развития массовой спортивно-оздоровительной работы среди школьников по волейболу последний включен в комплексную программу по физическому воспитанию в школе: на уроках физической культуры в 5—11 классах, во внеклассных занятиях.
    Настоящее учебное пособие написано на основе поурочных программ и призвано оказать тренерам помощь в работе с юными волейболистами. Эти программы конкретизируют и детализируют подготовку, начиная от отбора и до работы с юниорами, у которых тренировки строятся в режиме волейболистов высших разрядов.
    В пособии дана характеристика системы подготовки резервов высококвалифицированных волейболистов, рас- крываются вопросы организации и содержания работы с юными волейболистами в детско-юношеской спортивной школе. С позиций системного подхода раскрывается содержание тренировки, соревнований, материально-техни- ческое оснащение подготовки, рассматриваются вопросы управления, формирования личности юного спортсмена.
    В пособии освещаются также планирование и организация работы, построение микроциклов и конкретных тренировочных занятий с юными волейболистами в группах начальной подготовки, в учебно-тренировочных груп- пах и группах спортивного совершенствования.
    3
    Пособие существенно отличается по построению и содержанию от ранее изданных и прежде всего тем, что в нем не дается набора различных упражнений, — в методической литературе их представлено с избытком. Сейчас важно определить методические основы построения тренировки и эффективного применения многообразных средств и методов. Впервые достаточно подробно раскрываются модельные характеристики волейболистов на каждом возрастном этапе, даются критерии оценки уровня мастерства юных волейболистов. Предпринята попытка по- новому подойти к оценке уровня спортивной подготовленности юных волейболистов. В основу положены объективные показатели, на базе которых осуществляется планирование многолетней подготовки, а также оценивается эффективность этого процесса.
    Автор с благодарностью примет замечания читателей по существу рассматриваемых в книге вопросов.
    ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
    ЕДИНСТВО СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ, ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ
    РЕЗЕРВОВ И МАССОВОЙ СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ
    Спортивный волейбол охватывает возраст 9—30 лет; в сфере массовой физкультуры волейболом занимаются с
    7—8 лет (мини-волейбол) и практически без ограничения возраста.
    Принимая во внимание сложность подготовки волейболистов, совершенствование их возможно только на основе системного подхода, внедрение которого характерно для спорта на современном этапе его развития.
    Понятие «подготовка волейболистов» включает совокупность мероприятий, обеспечивающих подведение во- лейболиста к высшим спортивным результатам, с одной стороны, и массовый охват систематическими занятиями как можно большего числа занимающихся, с другой.
    При построении системы многолетней подготовки волейболистов важно четко определить ее составные части, установить связи и взаимоотношения между ними. Можно выделить три составные части системы подготовки волейболистов (подсистемы): подготовку волейболистов высших разрядов, подготовку спортивных резервов и под- готовку в сфере массовой физкультурно-спортивной работы.
    Модель такой системы включает: блок целевых функций и модельных командно-индивидуальных характеристик юных волейболистов на весь период многолетней подготовки, блок функций обеспечения (сюда входят отбор спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, профессиональный уровень тренеров и повышение их квали- фикации, материально-техническая оснащенность, организационные формы), блок непосредственной реализации целей, которые составляют тренировка, соревнования, профилактически-восстановительные мероприятия, фор- мирование личности спортсмена.
    Подготовка волейболистов высших разрядов оказывает определяющее влияние на подготовку спортивных ре-
    5 зервов в плане модельных характеристик и комплекса контрольных нормативов, средств и методов, объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок и т. д. Показатели уровня подготовленности команд высших разрядов являются критерием оценки качества работы с резервами.
    На массовую спортивную работу по волейболу спорт высших достижений оказывает огромное влияние в плане агитации и пропаганды волейбола и вовлечения в занятия широких масс.
    Подготовка спортивных резервов, с одной стороны, полностью ориентирована на спорт высших достижений, так как призвана готовить юных спортсменов, по уровню мастерства отвечающих модельным требованиям для во- лейболистов команд высших разрядов. Это главный критерий ее эффективности. С другой стороны, она тесно связана с работой общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений и других организаций, осуществляющих массовую физкультурно-оздоровительную и спортивную работу. Спортивные школы организуют
    работу групп начальной подготовки главным образом на базе общеобразовательной школы, специализированных классов по волейболу, помогают в проведении массовых соревнований в своем районе, оказывают методическую помощь и т. д. Лучших юных волейболистов привлекают к занятиям в спортивных школах, школах-интернатах спортивного профиля.
    Каждая из трех подсистем, взятая отдельно, рассматривается уже как самостоятельная система. В таком случае эта система своими задачами связана с общей системой подготовки волейболистов.
    Взаимосвязь составных частей системы и эффективное функционирование ее в целом обеспечиваются наличием системы управления.
    ЭТАПЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
    Продолжительность многолетней подготовки резервов имеет определенные границы: это предельный возраст
    (9—11 лет), позволяющий успешно решать задачи специализированной подготовки, и возраст (18—20 лет), когда волейболистов включают в составы команд высших разрядов.
    6
    Существуют три этапа многолетней подготовки спортивных резервов, которые отвечают специфике игровых видов спорта.
    Первый этап — этап отбора, начальной спортивной подготовки. Его характеризует универсальность в постановке задач, выборе средств и методов применительно ко всем учащимся, т. е. исключается специализация по игровым функциям. Возраст 9—14 лет.
    Задачи этапа:
    1. Выявление способных детей и отбор для занятий в спортивном коллективе.
    2. Привитие стойкого интереса к занятиям спортом, к волейболу.
    3. Развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств, укрепление опорно-двигательного ап- парата.
    4. Развитие специальных качеств и способностей, обусловливающих успешное овладение навыками игры.
    5. Обучение основам техники и тактики игры.
    6. Приучение к игровой и соревновательной деятельности.
    Содержание подготовки:
    1. Отбор детей для занятий волейболом в спортивных коллективах на основе нормативных показателей.
    2. Подготовка и сдача нормативных требований комплекса ГТО (соответственно возрасту).
    3. Упражнения для развития быстроты, ловкости, ско-ростно-силовых качеств, укрепления опорно-двигательного аппарата, совершенствования жизненно важных двигательных навыков, подвижные игры, эстафеты, гандбол и баскетбол по упрощенным правилам («мини»).
    4. Подготовительные упражнения для развития специальных качеств и способностей, облегчающих овладение техникой игры и тактическими действиями.
    5. Подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие овладению рациональной тех- никой игры и тактическими действиями.
    6. Подготовительные к волейболу игры, мини-волейбол, учебные игры с заданиями, контрольные игры.
    7. Теоретические занятия, предусмотренные программой.
    8. Соревнования по физической подготовке, технике игры, мини-волейболу (10—12 лет), волейболу (13—14 лет).
    7 9. Оценка уровня подготовленности юных спортсменов (физического развития, физической, технической, такти- ческой, интегральной подготовленности).
    Второй этап — этап специальной подготовки, дифференциации спортсменов по игровым функциям, универ- сальной подготовки с элементами специализации. Возраст 15—17 лет.
    Задачи этапа:
    1. Повышение уровня общей физической подготовленности, функциональных возможностей.
    2. Развитие специальных качеств и способностей, необходимых для совершенствования навыков игры.
    3. Прочное овладение основами техники и тактики, навыками игры.
    4. Определение игровой функции каждого спортсмена и с учетом этого индивидуализация подготовки.
    Содержание подготовки:
    1. Подготовка и сдача нормативных требований комплекса ГТО (соответственно возрасту).
    2. Упражнения для развития основных двигательных качеств, совершенствования навыков естественных дви- жений, расширения двигательного опыта.
    3. Занятия другими видами спорта (гандбол, легкая атлетика, акробатика и т. п.). \
    4. Упражнения для развития специальных физических способностей, необходимых при овладении и совершен- ствовании технических приемов и тактических действий; упражнения с отягощениями, на специальных тренажерах.
    5. Подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие овладению основным технико- тактическим арсеналом волейбола, в том числе с применением технических средств.

    6. Интегральная подготовка, цель которой — научить спортсменов в соревновательной деятельности реализовы- вать игровые навыки и повышать их надежность. Сюда входят упражнения, в которых в единстве решаются вопросы физической и технической, технической и тактической подготовки, игровые упражнения, учебные игры с заданиями, контрольные и соревновательные игры с установкой на игру и последующим ее разбором.
    7. Теоретические занятия, предусмотренные программой.
    8. Определение игровой функции каждого спортсмена
    8
    (связующего, нападающего), индивидуализирование занятий с учетом этих функций, специальные задания в учебных и контрольных играх, установки и разбор соревнований.
    9. Оценка уровня подготовленности волейболистов (физического развития, физической, технической, такти- ческой, интегральной, теоретической подготовленности).
    Третий этап — этап спортивного совершенствования, специализации на основе универсальной подготовки. Воз- раст 18—20 лет.
    Задачи этапа:
    1. Повышение функциональных возможностей, общей и специальной физической подготовленности до уровня требований, предъявляемых к игрокам в командах высших разрядов.
    2. Достижение высокого уровня технической и тактической подготовленности на основе индивидуализации тренировки.
    3. Достижение высокого мастерства в выполнении игровой функции в команде на базе высокой универсальной подготовленности.
    4. Достижение стабильности игры (надежности игровых навыков в сложной соревновательной обстановке).
    Содержание подготовки:
    1. Подготовка и-сдача нормативных требований комплекса ГТО (соответственно возрасту).
    2. Упражнения для развития основных двигательных качеств до уровня, обеспечивающего успешное решение задач специальной подготовки.
    3. Упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата и мышц, несущих основную нагрузку в игре.
    4. Упражнения для развития специальных качеств и способностей до уровня, создающего предпосылки для со- вершенствования технико-тактического мастерства.
    5. Индивидуализация технико-тактической подготовки с учетом игровых функций спортсменов.
    6. Интегральная подготовка в условиях более сложных по сравнению с соревновательной деятельностью.
    7. Соревновательная подготовка (контрольные игры и участие в соревнованиях).
    8. Теоретические занятия по специальной программе.
    9. Оценка уровня мастерства волейболистов (физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовленности).
    9
    По содержанию подготовка на этом этапе схожа с подготовкой спортсменов в командах высших разрядов.
    КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП ДЮСШ И СДЮШОР И ЗАДАЧИ ИХ РАБОТЫ
    Учебно-тренировочные группы ДЮСШ и все группы СДЮШОР комплектуются из способных учащихся обще- образовательных школ, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, а также работающей молодежи.
    Для зачисления в ДЮСШ и СДЮШОР они должны выполнить установленные программой приемные нормативы по спортивной подготовке и иметь соответствующие документы.
    В группу следующего учебного года учащиеся переводятся решением тренерского совета, если они выполнили установленные программой требования для данного года обучения. Так как в группе могут находиться учащиеся трех возрастов, некоторых из них можно переводить в следующую группу раньше кое-кого можно в виде исключения оставить повторно (если позволяет возраст).
    Юные волейболисты, направленные в СДЮШОР, ШИСП или команду мастеров из ДЮСШ, имеют право выступать в соревнованиях за свою ДЮСШ.
    Содержание учебно-тренировочного процесса определяется поурочными программами по волейболу для ДЮСШ и СДЮШОР, утвержденными Госкомспортом СССР. Учебные планы рассчитаны на 52 недели занятий, при этом 46 недель в ДЮСШ и СДЮШОР и 6 недель в оздоровительно-спортивных лагерях и по индивидуальным планам занимающихся на период их активного отдыха.
    Основные формы занятий в ДЮСШ и СДЮШОР — тренировочные и теоретические, участие в соревнованиях и контрольных играх, учебно-тренировочные сборы, занятия в оздоровительно-спортивных лагерях, медико-вос- становительные мероприятия, просмотр и анализ учебных киноматериалов, видеозаписей соревнований ведущих команд.
    Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать 2 академических
    10

    Примечание. Наполняемость учебных групп и тренировочные режимы даны в соответствии с новым
    положением, утвержденным после выхода в свет поурочных программ.
    часов, в учебно-тренировочных группах — 3 часов и в группах спортивного совершенствования — 4 часов. Ко- личество занятий в неделю определяет спортивная школа, руководствуясь задачами выполнения программных требований, подготовки к соревнованиям и т. д. В объем
    11 нагрузки входят тренировочные, теоретические занятия, участие в соревнованиях, восстановительные мероприя- тия.
    ПЛАНИРОВАНИЕ, УЧЕТ, ДОКУМЕНТАЦИЯ
    Квалифицированно разработанная и образцово ведущаяся документация — необходимое условие успешной работы спортивной школы. Основные документы в ДЮСШ и СДЮШОР:
    1. Перспективный план на 4 года и годовой план, утвержденные вышестоящими организациями.
    2. Квартальный план работы, куда входят разделы: организационная, учебная, спортивно-массовая, воспитательная работа; поурочные тренировочные программы для каждого года обучения и учебных групп; повышение квалификации; медицинское обслуживание учащихся; работа с родителями и организациями (общеобразовательной школы, ПТУ и т.д.) в районе, городе; финансово- хозяйственная деятельность.
    3. Поурочная программа по волейболу, учебные планы, годовые графики поурочного изучения материала на каждый год обучения и на каждую учебную группу, поурочные планы (конспекты занятий), план воспитательной работы.
    4. Перечень требований и нормативов по видам подготовки на каждый год обучения (приемные, переводные, выпускные), графики проведения испытаний по ним. Протоколы соревнований и итоговые учебные документы по каждой группе, возрасту и полу.
    5. Индивидуальные планы на каждого учащегося 4-го и 5-го годов обучения в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования (высшего спортивного мастерства).
    6. Расписание занятий.

    7. Журналы учета работы в учебной группе.
    8. Книги учета разрядников и судей по волейболу, отчеты об участии в соревнованиях.
    9. Папки входящей и исходящей документации.
    10. Книги приказов, протоколы заседаний (педагогических и тренерских советов, выдачи документов).
    11. Утвержденные приказом списки учащихся по отделению волейбола и группам, личные дела.
    12. Личные дела работников школы.
    12 13. Летопись школы (история), книга спортивных достижений воспитанников школы, школьная Книга почета.
    14. Отчетные документы, которые ДЮСШ и СДЮШОР ежегодно представляют в организацию, в ведении кото- рой находится школа.
    При планировании учебно-тренировочного процесса важно установить последовательность изучения прог- раммного материала: применительно к способам отдельного технического приема или видам тактических действий
    (например, индивидуальные действия в нападении) и для всех способов и видов (отдельно для технической подготовки, отдельно для всей технико-тактической подготовки, т. е. для всех способов и видов технической и тактической подготовки в динамике учебно-тренировочного процесса).
    В решении вопросов планирования тренировочного процесса первостепенное значение имеет поурочная программа*. Она содержит материал по основным разделам для каждого года обучения. Распределено время по всем разделам подготовки по годам обучения, в каждом годичном цикле — по периодам и этапам, в отдельных периодах и этапах — по микроциклам, в микроциклах — по отдельным занятиям.
    На основании информации, содержащейся в программе, составляется развернутый годовой план-график. В первую часть графика по вертикали вписывают содержание программного материала. По горизонтали откладывают количество тренировочных занятий для данного года обучения. После этого устанавливают последовательность изучения на тренировочных занятиях конкретного материала по технико-тактической подготовке (согласно программе). Эти материалы составляют основу годового графика. Затем распределяют время на изучение отдельных разделов. Необходимые для этого сведения даны в поурочной программе. Пользуясь программой, тренер имеет возможность распланировать учебно-тренировочный процесс на весь период многолетней подготовки юных волейболистов.
    Следует отметить, что после выхода в свет поурочной
    * Волейбол. Поурочная программа для ДЮСШ и СДЮШОР (группы начальной подготовки — 1982, учебно-
    тренировочные группы — 1983, группы спортивного совершенствования—1985 гг. издания).
    13 программы претерпели изменения тренировочные режимы и наполняемость учебных групп (см. табл. 1), увеличилась годовая тренировочная нагрузка (примерно на 100— 200 часов).
    В пособии материал дается с ориентацией на программу, так как общие тенденции остаются те же. Количество часов в годичном цикле можно привести в соответствие с новыми режимами.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта