Главная страница
Навигация по странице:

  • Физическая подготовка

  • Железняк - Юный волейболист. Учебное пособие для тренеров. Для специалистов. Железняк Ю. Д. Юный волейболист Учеб пособие для тренеров. М. Физкультура и спорт, 1988. 192 с., ил


    Скачать 1.35 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для тренеров. Для специалистов. Железняк Ю. Д. Юный волейболист Учеб пособие для тренеров. М. Физкультура и спорт, 1988. 192 с., ил
    АнкорЖелезняк - Юный волейболист.pdf
    Дата05.04.2017
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЖелезняк - Юный волейболист.pdf
    ТипУчебное пособие
    #546
    страница8 из 15

    Подборка по базе: Английский язык учебное пособие и задания для студентов зо нов.d, Трансформаторы. Учебное пособие. Кислицын А.Л., 2001.pdf, Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению , Учеб. пособие УиЭ ПЗРК. ч. 1.doc, Учеб. пособие УиЭ ПЗРК. ч. 1.doc, Учеб. пособие ОПЗРК.doc, Учеб. пособие ОПЗРК.doc, лазаренко Л.В. Суздальцева Л.С. ПОСОБИЕ для студентов всех факу, Сборник задач по электротехнике с решениями. Учебное пособие.pdf, Учебное пособие мдк 01. 02. «Отпуск лекарственных средств и това
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15
    Тактическая подготовка
    Арсенал тактических действий в нападении и защите входит составной частью в соревновательную деятельность волейболистов.
    Высокий уровень тактической подготовки создает предпосылки для максимального использования в игре технического потенциала волейболистов и индивидуальных особенностей каждого игрока. Содержание тактики составляют индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите.
    Тактическая оснащенность игрока зависит от его технической подготовленности. Любое тактическое действие
    (индивидуальное, групповое, командное) реализуется при использовании технических приемов и их способов. Уме- ние принимать решения, позволяющие наиболее рационально применять действия, которыми владеют спортсмены, помогает достижению победы над соперником. И в этом немалую роль играют тактические действия.
    В тактическую подготовку необходимо включать ос-
    92 новной арсенал тактических действий, овладение которым позволило бы спортсменам максимально использовать в игре свою техническую оснащенность, уровень развития специальных качеств и способностей, теоретические зна- ния и т. д.
    Можно выделить ряд факторов, предопределяющих успех реализации тактических действий в игре: во-первых, высокий уровень развития специальных качеств — быстроты сложных реакций, быстроты ответных действий, ориентировки, тактического мышления, быстроты перемещения и т. п.; во-вторых, высокая степень надежности технических приемов в сложных условиях игры, владение в совершенстве основными приемами техники; в-третьих, единство первых двух факторов, выражающееся в высоком уровне овладения навыками индивидуальных такти- ческих действий в нападении и защите.
    Тактическую подготовку нельзя сводить к обучению волейболистов тактическим действиям. Основу успешных действий волейболиста в игре составляют специальные качества и способности (наблюдательность, быстрота реакции и т; д.) и умение гибко использовать технические приемы. Собственно же тактические действия служат своеобразной формой организации действий волейболистов индивидуально, в группах и команде в условиях еди- ноборства с противником.
    На первом этапе тактическая подготовка направлена на развитие у занимающихся определенных качеств и способностей, лежащих в основе успешных тактических действий. Эффективными средствами здесь являются раз- личные упражнения, подвижные игры и эстафеты, которые требуют проявления быстроты реакции и ориентировки, быстроты ответных действий, сообразительности, наблюдательности, переключения с одних действий на другие и т. д. Наиболее благоприятные возможности для развития этих качеств в детском возрасте.
    Второй этап — это формирование тактических умений в процессе обучения игроков техническим приемам. Обу- чение следует построить так, чтобы в игре в единстве реализовывались техника и тактика. Достигается это двумя путями. Во-первых, по мере овладения техническим приемом его «соединяют» с качествами и способностями, обусловливающими успех тактических действий. Например, игрок выполняет передачу на точность в мишень на стене и наблюдает за световым табло:
    93
    в зависимости от загорающейся на нем цифры надо выполнить передачу горизонтально, высокую или над собой.
    Во-вторых, волейболист должен научиться оценивать расположение игроков (своих и противника) на площадке, положение и направление полета мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел соперников, быстро анализировать сложившуюся обстановку и, выбрав наиболее целесообразное действие, эффективно вы- полнить его.
    Основные направления тактической подготовки: постоянное внимание развитию специальных способностей и качеств; определение рациональной последовательности изучения технических приемов, их сочетания и чередова- ния; воспитание умения реализовывать развиваемые качества и способности (тактического характера) в процессе выполнения технических приемов; формирование тактических умений в процессе обучения техническим приемам; установление рациональной последовательности изучения тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) в нападении и защите с учетом последовательности изучения технических приемов в нападении и защите; совершенствование навыков тактических действий в процессе интегральной подготовки (взаимосвязь тактической подготовки с технической, система заданий в учебных играх, установка в контрольных играх и соревнованиях).
    Задача тактической подготовки:
    1. Создать предпосылки для успешного обучения тактике игры (развитие необходимых способностей и качеств).
    2. Формировать тактические умения в процессе обучения техническим приемам.
    3. Обеспечить высокую степень надежности приемов игры при выполнении тактических действий.
    4. Овладеть основой индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите.
    5. Совершенствовать тактические умения с учетом игровой функции волейболиста.
    6. Формировать умения эффективно использовать технические приемы и тактические действия в зависимости от условий (состояние партнеров, соперника, внешние условия).
    7. Формировать умения быстро переходить от нападения к защите и от защиты к нападению.
    94 8. Изучать команды противника, их технический арсенал, тактическую и волевую подготовленность.
    9. Изучать передовую тактику ведущих команд страны и сильнейших зарубежных команд.
    Для решения этих задач необходимы разнообразные средства. Ведущее место в тактической подготовке за- нимают упражнения по тактике (индивидуальные, групповые, командные) и двусторонняя игра, контрольные и календарные игры, теория тактики волейбола, кроме того—.подготовительные упражнения для развития быстроты реакции, ориентировки, упражнения на переключение с одних тактических действий на другие и т. д., подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты, упражнения по технике (совершенствующие степень надежности и гибкости навыков).
    Методы тактической подготовки те же, что и при решении задач технической подготовки. При этом, естественно, учитывают специфику тактики. Так, при показе используют макеты площадки, кинокольцовки, фильмы. Изучая сложные тактические действия, в упрощенных условиях делят их на части, применяя различные сигналы, ориентиры и т. п. Усложненные условия создают с помощью приборов и специальных устройств, например электротренажера
    (определенное число лампочек, которые можно зажигать в различном порядке) при обучении нападающему удару и блокированию, совершенствовании навыков второй передачи в тактическом аспекте и т. д. При использовании метода сопряженных воздействий на первый план выступает тактика, однако условия проведения упражнений и их дозировка способствуют совершенствованию техники игры.
    На этапе закрепления тактических действий используют анализ своих действий и действий противника. Для этого нужны записи игровых действий, зенитная киносъемка и видеозапись. Типичен для тактической подготовки метод моделирования действий противника (отдельного игрока или команды в целом). Особое место занимает метод переключения в тактических действиях — от нападения к защите и от защиты к нападению. Эффективны многократные переключения в условиях дефицита времени и в ответ на сигнал.
    Тактическая подготовка должна быть органически связана с другими видами подготовки. В физической подготовке (общей и специальной) эта связь выра-
    95 жается в использовании подвижных и спортивных игр, развитии специальных качеств, содействии (в общих чер- тах) овладению групповыми и командными действиями, принятыми в волейболе (например, с набивными мячами — расположение занимающихся, направление бросков мяча и перемещений и т. д.).
    В технической подготовке она проявляется в выборе действия в ответ на сигнал (ситуацию), взаимодействии занимающихся при выполнении подводящих упражнений, упражнений по технике, технических приемов в рамках тактических действий.
    В теоретической подготовке эта связь выражается в изучении тактики, анализе тактических действий своих игроков и команды, игроков и команд противника, ведущих команд страны и зарубежных.
    В интегральной подготовке связь между другими видами подготовки облегчает постановку заданий во время учебных двусторонних игр, подбор партнеров для контрольных игр, формирование установок на игру во время соревнований и последующие разборы игр.
    Последовательность решения задач тактической подготовки выглядит таким образом: в процессе подготови- тельных упражнений, в процессе подводящих упражнений, в процессе упражнений по тактике, в процессе учебных и
    контрольных игр.
    Физическая подготовка
    Задачи, средства и методы физической подготовки волейболистов определяются местом, которое она занимает в системе многолетней подготовки.
    Задачи общей физической подготовки:
    — укрепление здоровья, содействие физическому развитию, воспитание осанки;
    — развитие основных двигательных качеств (быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости);
    — совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений (в беге, прыжках, метаниях, плавании, передвижении на лыжах и т. д.);
    — укрепление основных звеньев опорно-двигательного аппарата, групп мышц, несущих главную нагрузку в волейболе при выполнении специальных заданий и в игре.
    Средства, которые используют для решения задач
    96 общей физической подготовки, можно разделить на две большие группы: общеразвивающие упражнения и заня- тия другими видами спорта.
    Общеразвивающие упражнения включают упражнения для развития быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости; в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, а также плавание, передвижение на лыжах, упражнения для укрепления связок голеностопных, коленных, плечевых и лучезапястных суставов, определенных групп мышц и т. д., для воспитания осанки, а также упражнения, компенсирующие относительно одностороннее воздействие упражнений по технике, тактике и двусторонней игры.
    Занятия другими видами спорта дадут должный эффект, если волейболисты будут изучать технику и тактику этих видов.
    Задачи специальной физической подготовки:
    — развитие физических способностей, специфичных для волейбола (скоростно-силовых качеств, скоростных возможностей, выносливости);
    — развитие специальной ловкости, необходимой для овладения техникой игры;
    — развитие качеств, обусловливающих успех тактических действий волейболиста (скорость перемещения, прыгучесть и т. д.).
    Основными средствами специальной физической подготовки являются специальные подготовительные упраж- нения, которые позволяют развивать физические способности, специфические для игры в волейбол. Сюда входят упражнения для развития быстроты двигательной реакции и ориентировки, наблюдательности, быстроты ответных действий и перемещений (работа ног), прыгучести, мышц кистей, умения быстро переходить из статического положения к движению и останавливаться после быстрого перемещения, силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении основных технических приемов игры; ловкости и гибкости, необходимых для овладения рациональной техникой волейбола; специальной выносливости (прыжковой, скоростной, силовой).
    Весьма полезны также акробатические упражнения, упражнения по технике и тактике, двусторонняя игра в волейбол.
    Подготовительные упражнения по способу выполне-
    97 ния делят на упражнения без предметов и с предметами — набивными, баскетбольными, теннисными и хоккей- ными мячами, со скакалкой, резиновыми амортизаторами, гантелями и другими отягощениями. Большое внимание следует уделять специально подобранным играм и эстафетам.
    Успех в решении задач физической подготовки зависит от правильного выбора и умелого применения методов, а также выбора средств.
    Методы развития силы и скоростно-силовых качеств. 1. Метод кратковременных усилий. Он характеризуется выполнением упражнений, при котором волейболист проявляет силу, наибольшую для него в данном занятии
    (предельные или максимальные усилия), и усилия 80— 95% от максимальных (околопредельные или большие)
    Упражнения с предельными усилиями выполняют не больше одного раза в подходе, с околопредельными — до трех раз (табл. 11).
    2. Непредельные усилия (30—50% максимальных), проявляемые при предельной скорости выполнения уп-
    Таблица 11

    Дозировка упражнений с отягощениями в занятиях с юными волейболистами 15—16 лет ражнений. Нельзя доводить до утомления (см. табл. 11).
    3. Сопряженный метод. Характеризуется развитием силы и скоростно-силовых качеств в рамках структуры технического приема или его звеньев. Например, выполнение нападающего удара с отягощением на руках, ногах или всего тела.
    4. Метод круговой тренировки. Организуется 6—12 «станций». Упражнения подбирают так, чтобы в работу последовательно вовлекались основные группы мышц. Задания индивидуальны для каждого волейболиста (по количеству раз или по времени). Начинают с 50—60% максимальной нагрузки, по мере повышения уровня подго- товленности дозировку увеличивают. По направленности круговая тренировка бывает силовая, скоростно-силовая и на сочетание скоростно-силовой и технической подготовки.
    Методы развития быстроты. 1. Повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с околопредельной, максимальной и превышающей ее скоростью. Учитывая большую роль быстроты реакции в волейболе, следует раздельно выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений и заданий. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота, — от 5 до 15—20 с. Период отдыха между упражнениями должен подготовить спортсмена к работе — он колеблется в зависимости от характера упражнений и состояния волейболиста от 30 с до 5 мин.
    2. Увеличение скорости движущегося объекта. Например, при обучении приему мяча вначале его через сетку направляют передачей, затем подачами (нижней, верхней на точность, на силу) и, наконец, нападающим ударом.
    3. Увеличение внезапности появления объекта. Например, прием мяча, когда противоположная площадка закрыта шторой. Вначале мяч посылают передачей и по высокой траектории, затем траекторию снижают, а скорость полета мяча увеличивают; в дальнейшем принимают мяч от подачи и, наконец, от нападающего удара.
    4. Сокращение расстояния до движущегося объекта. Например, игрок принимает мяч у лицевой линии от на- падающего удара с далекой передачи от сетки, затем посылает его передачей все ближе к сетке, после этого при приеме постепенно располагается ближе к сетке.
    99 5. Увеличение числа возможных изменений обстановки. Вначале игрок реагирует на два сигнала двумя ответ- ными действиями, затем на три тремя и т. д. Здесь незаменимы специальные устройства со световыми сигналами и т. п.
    6. Сопряженный метод. Например, перемещения с отягощением и т. п.
    7. Выполнение упражнений в затрудненных условиях. Например, стартовый рывок из необычного исходного положения, с отягощением, бег или прыжки с преодолением сопротивления амортизатора и т. п.
    8. Выполнение упражнений в облегченных условиях с более высокой скоростью, например, бег под уклон.
    9. Метод круговой тренировки. Упражнения подбирают так, чтобы в работе участвовали основные группы мышц и суставы, чтобы проявлялась быстрота реакции, скорость одиночного сокращения и частота движений.
    10. Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.
    11. Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнований.
    Методы развития выносливости. 1. Переменный метод. Непрерывное чередование ускорений и бега трусцой.
    Чередование скоростных передач в стену и высоких над собой, серийных прыжков в полную силу и прыжков через скакалку с небольшой интенсивностью и т. п.
    2. Повторный метод. Повторное выполнение заданий с повышенной скоростью и достаточными интервалами
    для.отдыха. Например, серии приема мяча от нападающего удара, серии блокирования при частом чередовании ударов, повторное пробегание отрезков дистанции и т. д.
    3. Увеличение интенсивности при сокращении продолжительности. Сокращается число партий в игре, однако необходимо проводить их более интенсивно. Увеличение числа передач, подач, нападающих ударов, блокирований по сравнению с тем, как это имеет место в игре. Например, работа со связующим двумя мячами, непрерывное чередование ударов нападающим и т. п.
    4. Уменьшение интенсивности нагрузки при увеличении продолжительности. Увеличение игрового времени, числа игровых действий по сравнению с обычными условиями.
    5. Поточный метод выполнения специального ком-
    100 плекса упражнений. Волейболисту приходится последовательно выполнять упражнения для развития силы, быст- роты, ловкости в различных сочетаниях. Этой же цели может служить и метод круговой тренировки. Для воспи- тания игровой выносливости спортсмены поточно выполняют ряд имитаций технических приемов, а также сами приемы (подачи, прием мяча на страховке, блокирование, нападающий удар).
    Методы развития ловкости 1. Метод усложнения ранее освоенных упражнений. Усложнения достигают изме- нением исходных положений, включением дополнительных движений.
    2. Метод двустороннего освоения упражнений. Предполагает выполнение упражнений в левую и правую сто- рону, левой и правой рукой, ногой и т. д. Это касается также обучения технике игры и совершенствования навыков.
    3. Изменение противодействия занимающихся в парных и групповых упражнениях.
    4. Изменение пространственных границ. В знакомых упражнениях и играх изменяют границы площадки, ве- личину дистанции, количество играющих и т. п.
    5. Выполнение знакомых движений в неизвестных заранее сочетаниях (по заданию, в ответ на сигналы и т. д.).
    6. Упражнения на переключения в технических приемах и тактических действиях.
    Методы развития гибкости. Направлены на развитие подвижности, гибкости в тех суставах, которые участвуют в выполнении технических приемов. Упражнения должны быть близки к техническим приемам, сходны с ними по характеру, но выполняют их с большой амплитудой. Это же касается и различных наклонов, вращений, взмахов и т. д.
    Упражнения для развития гибкости делят на активные и пассивные: активные выполняют без отягощений и с отягощениями, пассивные — с помощью партнера или с отягощениями. Упражнения проводят сериями по 4—5 движений, постепенно увеличивая амплитуду. Наряду с освоением упражнений для развития гибкости необходимо учить волейболистов умению расслабляться.
    При выборе средств и методов физической подготовки важно учитывать возрастные особенности юных волей- болистов.
    Уровень развития физических качеств и способностей, специфичных для волейбола, как известно, во многом
    101 обусловливает овладение навыками игры. Воздействие собственно средств волейбола на разностороннее физическое развитие и функциональное состояние организма спортсмена полностью зависит от уровня владения навыками игры. Поэтому на начальном этапе занятий (10— 14 лет) упражнения по технике, тактике и двусторонняя игра не дают должной физической нагрузки на организм занимающихся. Чтобы нагрузка была оптимальной, не- обходимо применять широкий круг общеразвивающих и подготовительных упражнений.
    Уровень физической подготовки в полной мере сказывается на результатах волейболистов в возрасте 16— 18 лет, когда соревнования проходят несколько дней подряд, а игры состоят из пяти партий. В состязаниях младших возрастов многое зависит от скоростно-силовых качеств и уверенного выполнения технических приемов («кто хорошо подает, тот выигрывает»). Игры проводят преимущественно раз в неделю, они протекают быстро, роль выносливости «не успевает» проявиться. Такое подчас толкает тренеров на путь натаскивания («результат нужен сегодня, а через несколько лет... там видно будет»—такова психология иных тренеров). Упускается время, что никакой форсированной подготовкой не восполнить. Поэтому физической подготовке, развитию всех качеств необходимо уделять серьезное внимание на всех этапах подготовки юных спортсменов (это отражено в годовых графиках распределения времени в поурочной программе для спортивных школ).
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15


    написать администратору сайта