Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1 КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

  • Г.В. Борисова Культурология. Учебное пособие. Учебное пособие кемерово 2002


    Скачать 0.99 Mb.
    НазваниеУчебное пособие кемерово 2002
    АнкорГ.В. Борисова Культурология. Учебное пособие.pdf
    Дата05.04.2017
    Размер0.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаГ.В. Борисова Культурология. Учебное пособие.pdf
    ТипУчебное пособие
    #111
    КатегорияИскусство. Культура
    страница1 из 10

    Подборка по базе: Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению , Учеб. пособие УиЭ ПЗРК. ч. 1.doc, Учеб. пособие УиЭ ПЗРК. ч. 1.doc, Учеб. пособие ОПЗРК.doc, Учеб. пособие ОПЗРК.doc, лазаренко Л.В. Суздальцева Л.С. ПОСОБИЕ для студентов всех факу, Газета 2002-№40-12c.pdf, Сборник задач по электротехнике с решениями. Учебное пособие.pdf, Учебное пособие мдк 01. 02. «Отпуск лекарственных средств и това, Учебное_ пособие_Excel_2007.docx.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    КУЛЬТУРОЛОГИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Кемерово 2002

    1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Кемерово 2002

    2
    ББК 008 (075)
    УДК 71.0. я Культурология Учеб. пособие / Сост Г.В. Борисова, ДН. Белянин,
    Н.П. Гаврилова, Л.Н. Евдокимова, В.Л. Правда, В.А. Осипов; Госучреждение
    Кузбас. гос. техн. унт. – Кемерово, 2002. – с. 128.
    ISBN 5-89070-287-4 Написано по дисциплине Культурология в соответствии с Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки студентов всех специальностей. Рассматривается сущность и предназначение культуры основные школы, концепции и направления в культурологии, история мировой и отечественной культуры, сохранение мирового и национального культурного наследия. Предназначено для студентов технических специальностей. Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного учреждения Кузбасский государственный технический университет.
    ББК 008(075)
    УДК 71.0. я
    © Коллектив составителей, 2002
    © Государственное учреждение Кузбасский государственный технический университет, 2002
    ISBN 5-89070-287-4

    3 Предисловие Предлагаемое учебное пособие представляет собой коллективный труд преподавателей кафедры отечественной истории, читающих лекции по культурологии на всех факультетах Кузбасского государственного технического университета. Данное пособие соответствует новому государственному стандарту по культурологии. Особое внимание в нем уделяется категориальному аппарату культурологии и проблеме типологии культур. В действующем стандарте по культурологии вводится немало новых сложных понятий, которые не получили еще должной разработки в изданных к настоящему времени пособиях и учебниках по культурологии. Авторы сочли нужным остановиться на этих важных моментах. Авторы также посчитали целесообразным посвятить отдельную главу школами направлениям в культурологии, предложив вниманию читателей наиболее авторитетные подходы к анализу культуры. Они группируются в основном по линейному и циклическому принципам. Рассматриваются также и психоаналитические концепции культуры. Проблема типологии культур увязывается с цивилизационным подходом, в рамках которого рассматриваются наиболее значительные культуры древневосточные (месопотамская, египетская, китайская, индийская, античная, арабо-мусульманская, европейская. Завершает работу глава о современной культуре и тенденциях ее развития. Составители Главы I, II, III – к.и.н., доцент, В.Л. Правда, к.и.н., доцент Л.Н. Евдокимова. Глава IV - к.и.н., доцент Л.Н. Евдокимова, к.и.н., доцент Н.П. Гаврилова, старший преподаватель Г.В. Борисова. Главы V, VI – к.и.н., доцент Н.П. Гаврилова. Глава VII – к.и.н., доцент В.Л. Правда, преподаватель ДН. Беля- нин. Глава VIII – к.и.н., доцент В.Л. Правда, старший преподаватель
    В.А. Осипов. Редакторы
    К.и.н., доцент В.Л. Правда, к.и.н., доцент Л.Н. Евдокимова,
    О.А. Салтымакова.

    4 Познание минувших времени познание стран мира – украшение и пища человеческих умов.
    Леонардо да Винчи
    Глава 1 КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
    1. Становление культурологии как науки и её предмет. Классическая и постклассическая модели культуры.
    2. Структура и состав современного культурологического знания.
    1.1. Становление культурологии как науки и её предмет. Классическая и постклассическая модели культуры Термин культурология появился в 1949 году. Его ввёл в науку американский учёный Лесли Уайт. Однако зарождение культурологии и формирование её предмета началось гораздо раньше, еще в конце ХIХ
    - начале ХХ века. Этому способствовало несколько причин
    1. Классическая модель культуры сменилась постклассической.
    2. В ряде частных гуманитарных наук были накоплены новые знания, требующие обобщения и междисциплинарного синтеза.
    3. К этому времени изменились характер и проблематика философского знания, центральной проблемой философии стала проблема общества и культуры.
    4. Появились новые гуманитарные дисциплины, поставляющие в изобилии новые данные. Обратимся к первой причине. Классическая модель культуры основывается наследующих принципах
    1. Рационализм. Рационализм признаёт разум основой познания, утверждает, что человеческий разум может давать объективные знания о мире. Сам мир представляется разумно устроенным, а поведение человека
    − подчиняющимся разумным основаниям. Развитие культуры в рамках такой

    5 модели мыслилось как гармонически устроенный, упорядоченный процесс. Прогрессизм, монизм.

    Прогрессизм рассматривает культурно-историческое развитие как движение от менее совершенных этапов к более совершенным. Считается, что цивилизации проходят одни и те же ступени поступательного развития. В рамках такого подхода культуры многих народов лишаются самостоятельного бытия, абсолютной ценности и рассматриваются лишь как ступени поступательного развития. Так, марксистская теория распределяет историю человеческой культуры по пяти ступеням или формациям первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Прогрессистские концепции, как правило, сочетались с принципом монизма, те. выделением какого-либо одного главного фактора или причины общественных изменений, например, развитие производительных сил в марксизме или распространение знаний в просветительских концепциях.
    3. Признание общей цели и смысла культурно-исторического развития Классические концепции выстраивают картину однолинейно направленного развития, движущегося к универсальной цели абсолютному самопознанию мирового духа, коммунизму, всеобщему благоденствию, универсальной цивилизации и т.д.
    4. Поиск всеобщих законов развития. Упорядоченность культурно-исторического процесса предполагает инвариантность развития, наличие закономерных, устойчивых связей – законов. В конце Х1Х века в работах ряда учёных начинается критика классической модели культуры и утверждение новой, неклассической или постклассической, модели культуры. Стали подвергаться критике как несостоятельные идея прогресса, однолинейной направленности развития, рационализм. В результате классическая модель культуры была оттеснена и утвердилась неклассическая модель, составляющими которой были следующие принципы
    1. Цивилизационный подход к культуре. Согласно этому подходу история человеческой культуры не представляет собой однолинейно направленного развития. В реальной истории мы имеем дело с отдельными человеческими сообществами, каждое из которых по-своему уникально. Такие сообщества называются культурами или цивилизациями.

    6
    2. Разрыв с рационализмом. Реальная европейская действительность развеяла иллюзию о разумно устроенной и упорядоченной общественной жизни, о гармоничности человека. Стали признавать, что человеческая воля, страсти и инстинкты сильнее разума. Причину культурно-исторических изменений стали искать в подсознательном, досознательном и бессознательном. Одновременно возрастал скептицизм относительно познавательных способностей разума. Поскольку культурно-исторический процесс подчиняется иррациональному и мы имеем дело с уникальными явлениями, познать их с помощью рациональных методов стало проблематичным. Чтобы познать прошлое, надо непросто описать его в логических схемах, но вчувствоваться, попытаться проникнуть, вжиться. Кроме того, из нашего отношения с прошлым неустраним субъективизм. Мы смотрим на культуру ушедших эпох через призму своих ценностей, и из этой ситуации невозможно выйти.
    3. Плюрализм в понимании причин культурно-исторических изменений. Плюрализм предполагает многофакторность, признание множественности равноправных причин социокультурной динамики, теизме- нений в обществе и культуре. Какое же отношение имеет всё это к зарождению культурологии Осознание уникальности каждого периода и каждого культурного сообщества стало началом культурологии. Была признана ценность любой культуры и самой примитивной, и самой древней. Понимание истории как совокупности индивидуальных, уникальных событий открывало путь к культурологическому описанию разных народов. Культуры отдельных народов не встраивались в общемировые схемы и не рассматривались как ступень однолинейного развития, но каждая из них обретала смысл в себе самой. Обратимся к другим обстоятельствам, обусловившим рождение культурологии это, прежде всего, накопление новых научных знаний в рамках гуманитарных наук, выходящих за рамки предмета их исследования. Поясним, что имеется ввиду. Филолог Фридрих Ницше, изучая античную литературу, открыл «дионисийское» и «аполлоническое» начала в культуре. Такое открытие выходит за рамки чистой филологии и касается типологии культур в целом.

    7 Психологи психоаналитик Зигмунд Фрейд открыл бессознательное в человеке. На основе этого открытия он предложил новую структуру человеческого сознания и дал свою психоаналитическую интерпретацию истории и культуры. Эти новые выводы, конечно, уже выходят за рамки собственно психологии. Такие избыточные для более частных гуманитарных дисциплин знания, по большей части философского характера, касались именно анализа человеческой культуры в целом. Кроме того, как уже говорилось, к концу ХIХ века меняется сама проблематика философии. На задний план отходят вопросы онтологии строения мира, гносеологии (познания. Главными становятся проблемы общества, культуры, человека. Философия этого времени всё больше приобретает черты философии культуры, что также послужило выделению культурологии в самостоятельную отрасль знания со своим особым предметом – культурой. Наконец, этому же способствовало и появление ряда новых частных гуманитарных наук, предметом изучения которых были различные стороны социокультурного развития. К таким наукам относятся этнография, антропология, социокультурная антропология и т. д. Словом, нужна была наука, которая выступала бы в качестве высшего синтеза гуманитарного знания. Такой наукой стала культурология. По отношению к другим наукам она является интегрирующей, осуществляющей необходимый междисциплинарный синтез.
    1.2. Структура и состав современного культурологического знания Культурологию можно рассматривать как интегрирующую гуманитарную науку, существующую на стыке многих гуманитарных дисциплин философии культуры, истории культуры, психологии, этнографии, антропологии, социологии. Она претендует на синтез гуманитарного знания. Чтобы глубже понять, каков предмет культурологии, ивы- явить ее специфику, следует рассмотреть её в соотношении с другими родственными ей науками. Культурология и философия культуры Ближайшей родственницей культурологии является философия культуры. Чётких границ между культурологией и философией культуры пока не существует. И культурология, и философия культуры исследуют не отдельные аспекты культуры, а культуру в целостности, как сложное многогранное явление. Тем не менее, некоторые отличия существуют. Во-первых, культурология включает в себя ряд конкретных дисциплин, дающих ей эмпирический материал о жизни той или иной культуры. Во-вторых, культурология отличается от философии культуры особенной, свойственной только ей проблематикой. Так, проблема типологии культур является чисто культурологической и не рассматривается в философии культуры. И, в-третьих, культурология имеет свои специфические понятия, которые отличают её от философии культуры. Культурология и история культуры Культурология изучает общие законы культуры, её типологию. История культуры рассматривает проявление закономерностей в культуре определённого народа, на конкретном этапе её развития. Культурология по отношению к истории культуры выступает как методология, которая помогает преодолеть эмпиризм, те. облечь конкретные факты в одежды концепций. Культурология и социальная и культурная антропология В составе современного культурологического знания особо следует выделить две таких дисциплины, как социальная антропология и культурная антропология. Они привнесли много новых знаний в культурологию, поставили ряд культурологических проблем и дали им решения. Антропология – это наука о человеке (антропос – человек. Человек – существо «трёхстороннее»: 1 – биологическое или природное, 2 – социальное, те. включённое в существующие социальные отношения, неспособное существовать вне этих связей, 3 – культурное, несущее в себе определённые культурные традиции, менталитет. В соответствии с этим антропология распадается на классическую (биологическую или естественнонаучную) антропологию, социальную антропологию и культурную антропологию. Классическая (естественнонаучная) антропология изучает становление человека как вида Homo sapiens, выделение его из природы, изменение его биологических характеристик. Причём, как замечено антропологами, эти биологические изменения происходят вплоть до сегодняшнего дня. К ним относятся, например, акселерация (укрупнение вида и ускорение роста и полового созревания подростков, грацилизация утончение костей. Социальная антропология изучает взаимоотношения человека и общества, функционирование социальных институтов, жизнь человека в социуме. Социальная антропология зародилась в ХIХ – нач. ХХ века в Британии. Основателем её является А. Рэдклиф-Браун, а крупнейшим

    9 представителем - Б.К. Малиновский. Последний занимался проблемой взаимодействия культур в области социальных отношений. Культурная антропология изучает взаимодействие человека и культуры. Эта дисциплина интересуется больше духовными образованиями развитием культуры, механизмами её передачи от поколения к поколению. Культурная антропология сложилась в Америке. Её основоположником был Ф. Боас. Ф. Боас ставили решал проблему контактов между культурами и результатов этих контактов. Его школой были введены в культурологию такие понятия, как аккультурация (взаимодействия культур, инкульту- рация (процесс вхождения индивида в культуру. В настоящее время идёт сближение социальной и культурной антропологии под именем социокультурной антропологии. В современной западной науке культурология выступает под именем социокультурной антропологии. Вопросы
    1. Разъясните принципы классической и неклассической модели культуры.
    2. Какими факторами было обусловлено становление культурологии как самостоятельной дисциплины
    3. Каково соотношение культурологии и философии культуры
    4. Каково значение социокультурной антропологии в системе культурологического знания

    10 Глава 2 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

    1. Культура, цивилизация, цивилизационные коды, общество.
    2. Ценности культурная ценность, норма, обычай, традиция.
    3. Менталитет и ментальность.
    2.1. Культура, цивилизация, цивилизационные коды, общество Культура. Ключевым понятием культурологии является понятие культура. При попытке дать определение слову культура обнаруживается многозначность этой категории. Под культурой понимают
    - художественную культуру – кинотеатр, музыку, живопись
    - сумму высших достижений человеческого духа - золотой фонд духовных ценностей
    - соответствие определённым нормами образцам (в этом смысле говорят о культуре поведения, культуре быта. Кроме того, в разных дисциплинах существуют различия в трактовке слова культура. У археологов есть понятие археологическая культура как совокупность материальных объектов, извлечённых из земли и связанных с определенным материально-хозяйственным комплексом прошлых эпох. Этнографы рассматривают культуру как сложное целое, охватывающее все стороны жизни этноса. И даже биологи высеивают культуру. Какое же значение имеет понятие культура в культурологии Слово культура восходит к латинскому слову «culturare», что значит возделывать, обрабатывать. Первоначально это слово было сельскохозяйственным термином и использовалось применительно к аграрной жизни. Римский оратор Цицерон в I в. до н.э. впервые использовал слово культура в переносном смысле, применительно к человеческому уму. Он говорило культуре ума - ум должен быть окультурен, чтобы давать представления о правильном образе жизни. В научный обиход слово культура вошло в эпоху Просвещения, в Х веке. Это неслучайно, так как духовная жизнь общества и личности, проблема совершенного устройства общества были в центре

    11 внимания просветителей. Постепенно, обрастая смыслами, это понятие широко вошло в научный оборот. В тоже время понятие культура стало противопоставляться понятию природа. Гегель первый определил культуру как вторую природу. Одно из самых ранних научных определений культуры принадлежит английскому учёному Э. Тайлору. В своём труде Первобытная культура, опубликованном в Лондоне в 1871 году, он дал такое определение Культура или цивилизация, понимаемая в широком этнографическом смысле, – это сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусства, мораль, законы, обычаи и любые иные привычки, приобретаемые человеком как членом общества».
    1
    Особенности этого определения в том, что Э. Тайлор употребляет слова цивилизация и культура как синонимы. Культуру он понимает не как набор каких-либо явлений, а как сложное целое, единое внутри себя. Легко заметить, что Э. Тайлор не включил в понятие культура материальную культуру. В тоже время он подчеркнул, что культура свойственна именно для человеческого сообщества. В дальнейшем во всех определениях культуры особо отмечалось именно это её качество. В настоящее время существует несколько подходов к трактовке культуры и огромное количество ее определений, но всё же общим в них является признание культуры специфически человеческим видом деятельности. Под культурой понимается всё, что создано человеком, в отличие оттого, что создано природой. Первоначально, в рамках классической модели культуры, слово культура употреблялось только в единственном числе (например, у Э. Тайлора). Это было связано с общим представлением об истории человечества, которое мы обозначили вначале как прогрессизм (его ещё называют однолинейный эволюционизм. История человечества представлялась развивающейся по единой линии от первобытности до Западной Европы. Предполагалось, что все народы проходят единые стадии развития. Различия связаны стем, что общества принадлежат к разным стадиям развития единой культуры. В результате того, что прогрессизм стал тесниться цивилизационным подходом, слово культура употребляется теперь и во множественном числе. В исчисляемом варианте культура означает ту или иную че-
    1
    Тайлор Э. Первобытная культура. - М, 1989.

    12 ловеческую общность, отличающуюся от прочих общностей. Таким образом, правомерны как выражения общечеловеческая культурами- ровая культура, таки культура Индии, культура Китая. В современной российской культурологии появились понятия серединной культуры (родоначальник Н. Бердяев), инверсии, медиации – их ввел АС. Ахиезер. Помысли АС. Ахиезера,
    1
    в любой культуре существуют дуальные оппозиции добро – зло, правда – кривда, вверх – вниз, мужское – женское и т.д. Вся культура есть бесконечно усложняющаяся система дуальных оппозиций – этих первичных клеточек культуры. Всякое событие, отношение осваиваются человеком в процессе его отождествления с каждым из полюсов дуальных оппозиций. Так формируется смысл любого явления. Этот смысл может быть результатом инверсии
    – упрощения существует только черное - белое, враги – друзья. То есть для инверсии характерна абсолютизация полярностей и минимум интереса к их взаимопроникновению. Инверсии чужда середина, те. медиация. Инверсионная логика – детство человечества, она основывается на эмоциях. Инверсия, по сути, пронизывает все поведение человека, она один из необходимых элементов, объясняющих механизм индивидуального и массового поведения, это скрытая пружина исторических событий. Власть иногда специально пытается вызвать инверсию, вписаться в нее. Например, натравливание народа на бояр Иваном IV, выдвижение лозунга грабь награбленное после 1917 г, культурная революция в Китае итак далее, те. попытка вызвать массовый гнев народа против тех или иных внешних и внутренних врагов. Инверсия может быть оттеснена на задний план, выступать как подчиненный момент медиации, но она никогда полностью не исчезает, всегда присутствует хотя бы как психологический импульс. Инверсия, как и всякая важная логическая форма, является струк- турообразующим фактором формирования мифологии, содержания массового сознания, а также философских систем (манихейство. Она ориентирована на использование исторически сложившегося опыта – готовых культурных образцов. Оппозицией инверсии, те. ее противоположностью, является медиация Для медиации характерен отказ от абсолютизации полярностей и максимум внимания к взаимопроникновению, к существованию про-
    1
    По материалам Ахиезер АС. Россия критика исторического опыта (Социокультурный словарь М, 1991.

    13 тивоположностей друг через друга. Медиация развивается через углубление диалога, она возникает вместе с культурой и существует назад- нем плане инверсии. Постепенно входе истории медиация усиливает свои позиции и оттесняет инверсию. Медиация превращается в господствующую логику одновременно с утверждением либеральной цивилизации, которая сама является результатом медиации. Медиация ищет решения между крайностями, она постоянно нацелена на выход за рамки унаследованных оппозиций, создает новые ценности, новые отношения. Медиация преодолевает свойственное инверсии господство эмоционального отношения к миру, способность решать проблемы посредством инверсионных взрывов (бунты, погромы, массовые беспорядки. Но она же формирует рост интеллектуального напряжения в поисках новых решений, новых путей, задает нарастание сложности социокультурных процессов, те. запускает процессы роста, прогрессивного развития, усложнения и совершенствования общества. Таким образом, медиация неразрывно связана с рефлексией – переоценкой, переосмыслением прошлого. Социальным результатом медиации стало создание и наращивание серединной культуры
    – потер- мину Н. Бердяева, те. слоя культуры, состоящего из новых элементов, не сводимых к архаическим крайним полюсам. Примером серединной культуры является западная культура, анализ же русской культуры показывает, что в ней недостаточно развита рефлексия и преувеличена инверсия. Цивилизация. Понятие культура часто выступает синонимом понятию цивилизация, те. они могут заменять друг друга. Слово цивилизация, как и слово культура, было введено в науку в Х веке шотландским историком и экономистом А. Фергюсоном. Этот термин образован от латинского слова «civilis», что означает гражданский, государственный. Однако в работах некоторых видных учёных подчёркивается разница и даже противоположность культуры и цивилизации. Так, О. Шпенглер рассматривал цивилизацию как завершающую стадию развития культуры, характеризующуюся упадком духовной культуры. Стадия культуры в развитии того или иного народа – это период цветения, плодоношения, творческого подъёма; цивилизация – период застоя, упадка, хотя материальная сторона развития общества при этом не страдает. Напротив, как считал О. Шпенглер, на стадии цивилизации техническая оснащённость общества прирастает, но падает уровень его

    14 духовности. Так, по его мнению, в античности история Греции была периодом культуры, а история Рима – периодом цивилизации, эпохой духовного упадка, которым завершилась античность. Идущая от О.Шпенглера традиция противопоставления культуры и цивилизации наложила определённый отпечаток на употребление этих понятий. Хотя понятия культура и цивилизация часто выступают как синонимы, всё же понятие цивилизация подразумевает высокую ступень технического и материального развития общества. Цивилизационный код.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта