Главная страница
Навигация по странице:

  • 5. Целеполагание в педагогике. Проблема цели воспитания

  • 6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (ОП)

  • 7. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

  • ответы педагогика. 1. предмет педагогической науки


    Скачать 252.85 Kb.
    Название1. предмет педагогической науки
    Анкорответы педагогика .docx
    Дата20.06.2017
    Размер252.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы педагогика .docx
    ТипДокументы
    #10531
    страница2 из 15

    Подборка по базе: министерство науки.docx, 2. РЕФЕРАТ по предмету МТП.docx, Министерство науки и высшего образования РФ.docx, Анализ и оценка эффективности педагогической деятельности.docx, Козлов А. В. ответы на вопросы военно техническая подготовка .do, 1. теор. вопросы и ответы экзамена по СЭП.docx, ХИРУРГИЯ ОТВЕТЫ НА ЭКЗ ВОПРОСЫ.docx, ОЗЗО ответы на экзамен.docx, Глагол ответы на вопросы .docx, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ.pptx
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    4. Система образования РФ

    Меняющаяся роль образования и его задач в современном обществе - стратегический вопрос, широко обсуждаемый в мире. Лидеры крупнейших держав определяют подходы в сфере образования и задают контуры общенациональных дискуссий. На наших глазах образование превращается в важнейшую социальную ценность и один из главных пунктов борьбы за социальную справедливость, достоинство и права человека.

    В конце прошлого века в России произошли огромные изменения, которые не могли не затронуть образование - его принципы, организацию, содержание курсов и учебных предметов. Система отечественного образования сравнительно давно отреагировала на мировые и российские вызовы: была признана необходимость реформ, и в 2001 году принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Через весь текст этого документа «красной линией» проходит мысль о реформировании системы на основе обеспечения государственных гарантий доступности и бесплатности качественного образования, сохранении его фундаментальности и «соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Об «улучшении материального положения и повышении социального статуса работников образования» говорится как об одном приоритетных направлений. В Концепции специально подчеркивается, что модернизация образования не может осуществляться как «ведомственный проект», поскольку речь идет о «политической и общенациональной задаче». Эта задача решается при активном участии общества – «граждан России, семьи и родительской общественности, федеральных и региональных институтов государственной власти, органов местного самоуправления, профессионально-педагогического сообщества, научных, культурных, коммерческих и общественных институтов».

    Таким образом, десять лет назад были сформулированы цели и направления реформирования российской системы образования. Последовательный курс на их реализацию позволит отечественному образованию сохранить конкурентноспособность и подняться на уровень решения задач особой сложности, которые возникли перед Россией в постиндустриальную информационную эпоху.

    Хотя обозначенный в Концепции срок («до 2010 года») закончился, ее реализация далека от завершения. Общество ожидало появления нового документа, определяющего развитие на следующее десятилетие. Предполагалось, что этот документ должен, во-первых, развивать основные положения предыдущего, во - вторых, в связи с актуализацией задач модернизации страны и формированием «стратегии 2020» – определить приоритетные задачи реформирования системы образования и наметить пути их решения.

    Однако появившиеся в 2010 году законы и проекты законов вызвали в обществе разочарование и растущую тревогу за будущее молодых поколений, будущее страны.

    В 2010 году был принят Закон № 83-ФЗ о «правовом положении бюджетных учреждений», направленный на расширение экономической самостоятельности, в том числе, образовательных учреждений. Этот закон вызвал резко критические отклики. В нем увидели, прежде всего, стремление к сокращению государственных расходов на образование, а также то, что под видом «либеральных» реформ государство пытается полностью сбросить с себя ответственность за общество, мотивируя это необходимостью полного разрыва с прежним - советским - общественным строем. При этом отбрасывалось как устаревшее именно то из советского наследия, что гарантировало общедоступность, бесплатность образования и делало его основным каналом социальной мобильности для широких слоев населения. Против закона высказались представители партий, православной церкви, педагогическая и родительская общественность, многие эксперты. Критики увидели, что в новом законе - под видом перевода образования на рыночную основу и перехода его в разряд «социальных услуг», по сути дела, подводится база под коммерционализацию образования. В этой связи возникает реальная угроза для «общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования» (Конституция РФ, ч. 1 ст.43, п. 2). Подчеркнем, что речь идет о норме, которую гарантирует российская Конституция. Целый ряд общественных деятелей и экспертов убедительно обосновали, что реализация закона приведет к резкому возрастанию доли платных услуг в образовании (а также в здравоохранении и культуре), и к неминуемому сокращению численности учителей и школ - прежде всего, сельских и в малых городах.

    Общественная дискуссия по поводу Федерального Закона №83 шла, в основном, на Интернет форумах, и тема, в целом, оставалась на периферии внимания СМИ. Критический настрой общества заметно усилился в связи с обсуждением проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который также называют «интегрированным». Фактически речь идет о создании Образовательного кодекса, который охватывает всю систему образовательных учреждений страны, начиная с детских садов и заканчивая вузами. В мае 2010 г. проект Закона был выставлен на сайте Минобрнауки РФ. Значительная часть организаций, составляющих образовательное сообщество, некоторые экспертные советы при профильных комитетах Госдумы и Совета Федерации признали этот проект неудовлетворительным. Минобрнауки объявило его подготовительными материалами, а 1 декабря 2010 года выставило новую версию законопроекта на специальном сайте . Эта версия была, примерно, на четверть короче предыдущей, однако мало чем отличалась от нее содержательно. Текст большого законопроекта создал впечатление, что каждая его глава подготовлена отдельным специалистом или группой. При этом в документе отсутствует как целостное видение проблемы, так и концепция развития образования. Эксперты, включая ректоров крупнейших вузов, известных в стране директоров школ и специалистов, работающих в сфере образования, отмечают, что многие положения законопроекта поверхностны, носят незавершённый характер, недостаточно обоснованы, не проработаны с точки зрения организационно-правовых механизмов их применения, а частые ссылки на подзаконные акты, еще более усложняют работу закона. Высказывались серьёзные сомнения в возможности создания новой системы образования при существующем дефиците кадров, особенно в сельской местности и малых городах. Особое внимание и тревогу вызвало то, как определяется количество бюджетных мест в вузах - общество вновь, как и в случае с Законом «о бюджетных учреждениях», проявило повышенное беспокойство по поводу равенства возможностей в получении образования.

    Впечатляет активность общественной дискуссии по проекту законопроекта об образовании, в результате которой было получено более 20 тысяч комментариев и предложений. 26 февраля 2011 г. на встрече с представителями студенческих организаций премьер-министр РФ В.В. Путин пообещал еще раз вынести законопроект на публичное обсуждение.

    Закон об образовании создавался параллельно с новыми стандартами, разработанными Министерством образования и науки РФ. Как утверждают авторы этого документа, в процессе его разработки они руководствовались положениями послания президента Федеральному собранию и президентской инициативой «Наша новая школа». В настоящий момент уже около 200 тысяч российских школьников в Москве, Удмуртии, Адыгее, Приморском крае, Новосибирской и Новгородской областях начали учиться по новым стандартам.

    Проект новых стандартов, одобренных Советом по стандартам Минобрнауки и обсужденных в Государственной Думе и Общественной палате, вызвал бурю общественного негодования. Под «Открытым письмом» к руководству страны, подготовленном и опубликованном в сети Интернет московским учителем литературы Сергеем Волковым и содержащим жесткую критику нового образовательного стандарта, уже поставили свои подписи более 22 тысяч человек. Многие критики делают вывод, что стандарт в скрытой форме «протаскивает» платное полное образование (в которое входит и то, что остается за пределами обязательных 10 предметов), а бесплатное образование становится ущербным и неполным. Трудно назвать средство массовой информации – печатное или электронное, которое бы не включилось в обсуждение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы. Столь масштабная общественная кампания против мер, задуманных правительством, является беспрецедентной для современной России.

    В многочисленных дискуссиях речь идет отнюдь не только об обоснованности введения трех базовых предметов. Вопрос ставится гораздо глубже и шире – об обеспечении фундаментального права граждан страны на качественное образование. Граждане все яснее осознают, что лишение, или, по крайней мере, урезание этого права, лишает их будущего.

    5. Целеполагание в педагогике. Проблема цели воспитания

    Цель является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результатах педагогического процесса, о качествах, состоянии личности которые предполагается сформировать.

    Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

    Цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему:

    • государственные цели

    • цели отдельных образовательных систем и этапов образования

    • цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста

    • цели отдельной темы, урока или воспитательного мероприятия.

    Можно также выделить:

    глобальную или идеальную цель,

    • конкретно-историческую

    • цель деятельности учителя, воспитателя в конкретных условиях педагогического процесса, личную цель.

    Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне развитой личности. Впервые эта цель была сформулирована в трудах мыслителей прошлого (Аристотель, Конфуций и др.). Научное обоснование этой цели было сделано в XIX в.

    Конкретно-историческая цель - цель, сформулированная с учетом особенностей исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

    Цель деятельности воспитателя конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.

    Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.

    Необходимость всестороннего развития личности обоснована:

    • высоким уровнем требований технико-экономического развития к личностным качествам;

    • потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.

    В истории педагогики были разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на:

    • всестороннее развитие задатков ребенка,

    • раскрытие его творческих возможностей,

    • формирование общественно и личностно значимых качеств.

    Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание.

    Целеполагание выделяют:

    • свободное,

    • жесткое,

    • интегрированное.

    При свободном - организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания.

    При жестком- и цели, и программа действий задается школьникам педагогом.

    При интегрированном - цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.

    Источниками целеполагания являются:

    педагогический запрос общества;

    ребенок;

    педагог.

    Педагогическое целеполагание включает следующие этапы:

    1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности;

    2) моделирование педагогом воспитательных целей и задач;

    3) организация коллективного целеполагания;

    4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

    Целеполагание предполагает выделение перспективы промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку воспитательных задач как путей их достижения.

    В педагогике принято различать:

    • собственно педагогические задачи (СПЗ)

    • функциональные педагогические задачи (ФПЗ).

    СПЗ - задачи, направленные на изменение ученика, его личностных качеств (например, формирование ответственности), а ФПЗ - задачи отдельного педагогического действия (например, одной из задач проведения школьной дискотеки будет обучение детей умению организовывать свой досуг).

    Задачи должны определяться исходным уровнем развития личности, коллектива; обязательно выражать то, что необходимо изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить); конкретными, достижимыми за планируемый срок.

    6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (ОП) – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.

    Образовательный процесс необходимо рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности – образование человека. Данная система имеет специфические процессуальные компоненты. Наиболее значимыми из них являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы обучения и воспитания также состоят из определенных процессов. Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, воспитания – из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.

    Образовательный процесс как система функционирует в определенных внешних условиях: природно-географических, общественных, производственных, культурных, среды школы и ее микрорайона. К внутришкольным условиям относятся учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические и эстетические.

    Внутренней движущей силой ОП является разрешение противоречия между выдвинутыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их реализации. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников, и наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими.

    Динамичность ОП достигается за счет взаимодействия трех его структур: 1) педагогической; 2) методической; 3) психологической.

    Педагогическая структура ОП представляет собой систему из четырех элементов: а) целевого; б) содержательного; в) операционно-деятельностного; г) аналитико-результативного. Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей своей учебной и внеучебной деятельности, содержательный – определение содержания образовательного процесса на основе поставленных целей, операционно-деятельностный – организацию совместной деятельности педагогов и учащихся. Аналитико-результативный компонент включает в себя анализ результатов и коррекцию педагогических задач.

    Методическая структура ОП включает следующие элементы: а) задачи обучения (воспитания); б) последовательные этапы деятельности педагога; в) последовательные этапы деятельности учащихся.
    Психологическая структура ОП представлена совокупностью трех элементов: 1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности.

    Среди целей ОП выделяют нормативные государственные, общественные и инициативные. Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в нормативных правовых актах и государственных стандартах образования. Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Инициативные цели – это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, а также уровня развития учащихся и подготовленности педагогов.

    В системе «образовательный процесс» происходит взаимодействие определенных субъектов. С одной стороны, в качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родители, с другой – в роли как субъектов, так и объектов – выступают учащиеся, коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные ученики.

    Сущность ОП состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.

    Главной характеристикой ОП является подчинение трех его составляющих (учебно-воспитательного, учебно-познавательного, самообразовательного процессов) единой цели.

    Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) наличии общего и сохранении специфичного.

    7. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

    Большое внимание разработке закономерности и принципов организации педагогического процесса уделял выдающийся русский педагог А.С. Макаренко. Он утверждал, что хороший педагог – это не тот педагог, который заучивает правила и требования к организации педагогического процесса, а тот, который изучает законы тех психических явлений, которыми собирается управлять.

    Термин закономерность является производным от «закон», который в современной философии определяется, как внутренняя связь и взаимообусловленность явлений.

    Под закономерностями целостного педагогического процесса (воспитания и обучения) понимают существенные, устойчивые связи в развитии и формировании личности, реализация которых позволяет добиваться высоких результатов в ее воспитании и обучении. На основе закономерностей, которые характеризуют научную (теоретическую, объективную) сторону педагогического процесса, формируются принципы (лат. слово, означает первооснова) его практической реализации.

    Принципы педагогического процесса – руководящие нормативные требования, предъявляемые к практической организации обучения и воспитания.

    Наиболее продуктивно система общепедагогических закономерностей была раскрыта в работах академиком И.Ф. Харламовым. В частности, к числу важных закономерностей (принципов) педагогического процесса, он относил:

    1) Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное развитие человека происходит только благодаря «присвоению» им ОО в самых различных его проявлениях.

    2) Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Данная закономерность, обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Стимулы активности личности:

    Потребность как понятие означает психологическое переживание человеком нужды в том, чего ему недостает.

    Интерес – это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер.

    Мотив как понятие обозначает такое субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель.

    С психологической точки зрения первопричиной активности личности является внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, между требованиями образовательного стандарта и реальными возможностями человека, между поставленной педагогом задачей и отсутствием у ученика необходимых знаний для ее решения, которые человек переживает в различных жизненных ситуациях.

    3) В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога к воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии.

    Воспитание – это эффект благожелательного сотрудничества, взаимного доверия и уважения, которые устанавливаются между педагогом и воспитанниками.

    4) В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека тех действий, которые он хочет совершить, и тех результатов, которые он хочет достичь в своем развитии (П.К. Анохин).

    5) В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся. Психологической основой этой закономерности является то, что, открывая перед учащимися перспективы их роста и всестороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в процессе своего личностного формирования.

    6) В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. На поведении и развитии личности так или иначе сказываются ее возрастные и индивидуальные особенности.

    7) Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.

    8) В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.

    Российский исследователь Коджаспирова Г.М. выделяла следующие закономерности педагогического процесса:

    1) зависимость обучения и воспитания от общественных потребностей и условий

    2) единство обучения, воспитания, образования и развития личности

    3) взаимосвязь развития коллектива и личности в учебно-воспитательном процессе

    4) взаимосвязь целей, содержания, методов и форм обучения

    5) взаимосвязь между педагогических воздействием и активностью личности

    ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта