Главная страница

философия-экз ответы. 3 Категория материи Материя Ф. ская категория для обозначения объективной реальности, кот отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно)


Скачать 0.82 Mb.
Название3 Категория материи Материя Ф. ская категория для обозначения объективной реальности, кот отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно)
Анкорфилософия-экз ответы.doc
Дата17.07.2017
Размер0.82 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлафилософия-экз ответы.doc
ТипДокументы
#13537
страница1 из 12

Подборка по базе: культура как соц категория.doc
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

3 Категория материи Мате́рия — Ф.ская категория для обозначения объективной реальности, кот. отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Материя в физическом смысле имеет разнообразное, прерывистое строение. состоит из частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул. От "прерывных" форм материи неотделимы "непрерывные" формы. Это разные виды полей - гравитационные, электромагнитные, ядерные. Понятие материи -одно из фундаментальных понятий материализма,диалектический материализма. Термин использовался ещё Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой. Поль Гольбах - материей является всё то, что действует на наши органы чувств. В.И. Ленин - Ф.ская категория для обозначения объективной реальности, кот. дана человеку в ощущениях его. Универсальными свойствами материи являются: несотворимость и неуничтожимость законы сохранения массы, энергии, заряда, четности вечность существования во времени и бесконечность в пространстве материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие. Закон сохранения и превращения энергии: какие бы процессы превращения ни происходили в мире, общее количество массы и энергии остается неизменным. детерминированность всех явлений причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий отражение — проявляющется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Истор. развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления. Универсальные законы существования и развития материи: Закон единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные ,причинности. Египет и Вавилония в конце третьего и начале второго тысячелетия до н.э. В Китае получил в Ф.ии даосизма. Сторонники Дао считали мир вечным, находящимся в состоянии непрерывного движения и изменения. Основоположники атомистики древнегреческие Ф.ы Левкипп и Демокрит признавали два первоначала: атомы и пустоту. Атомы, по Демокриту, бесконечны. Понятия материи играло важную роль в учениях Платона И Аристотеля. В материализме Нового времени в основе понимания материи -непонятие первичного материального начала, а понятие основных, первичных, неизменных свойств, общих для всех материальных предметов. Материальный мир, (Бэкон), не __имеет начала и конца, существовал и будет существовать вечно. Дальнейшее развитие - в Ф.ии Т. Гоббса. Еще более конкретизировали понятие материи, разработав учение о субстанции, Спиноза и Лейбниц. . М.В.Ломоносов Диалектическое понимание материального единства мира все глубже проникает и в современное естествознание, и в науки о человеке и обществе. Естественно-научной предпосылкой формирования диалектического материализма, как отмечали его создатели, послужили три великих открытия: 1) закона сохранения энергии, утверждающего неуничтожимость энергии, ее перехода из одного вида в другой; 2) установление клеточного строения живых тел, когда было доказано, что клетка является элементарной структурной единицей всего живого: растений, животных, микроорганизмов; 3) теория эволюции Ч. Дарвина, обосновавшего мысль о естественном происхождении и эволюции жизни на Земле, а также положение о естественном происхождении в процессе этой эволюции человека. Они способствовали утверждению идеи о материальном единстве мира.

4. Формы движения материи —взаимодействия матер. объектов, выражающие их целостные изменения. Движение - способ существования материи. В мире нет, и не может быть движения без материи, как и материи без движения. Покой относителен, ибо его проявление зависит от системы отсчета, в то время как движение абсолютно. Источник движения следует искать не вне материи, а в ней самой. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности – масса. Всеобщими атpибутами движущейся матеpии являются пpостpанство и вpемя 1) Каждая форма движения связана с определенным матер. носителем: механическое - движение тел, физическое атомов, химическое - молекул, биологическое - белков, социальное - индивидов и социальных общностей. 2) Все формы движения материи связаны друг с другом, но отличаются по степени сложности. Более сложные формы возникают на базе менее сложных, но не являются их простой суммой, а имеют свои особенные свойства, кот. придают специфику данным формам движения. 3) При опр. условиях формы движения материи переходят друг в друга. Ф. Энгельс биологическую эволюцию рассматривал как результат взаимодействия между приспособлением и наследственностью[7]. Процессы в мире неживых объектов также определяются именно взаимодействием изменчивости и устойчивости. Эволюция (движение) жизни не есть лишь изменчивость, кот. с точки зрения теории генетической информации выступает как способность организма к изменениям нитей ДНК и, таким образом, к образованию и изменению признаков, служащих основой для отбора. Однако, эволюционный процесс нельзя понять без учета устойчивости, формой которого является наследственность В современной науке выделяются три основные группы, кот. в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения. в неорганической природе, пространственное перемещение; движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.; движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции; в живой природе, обмен веществ, саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах; в обществе, многообразные проявления сознательной деятельности людей.

 5. Происхождение и сущность сознания. Сознание - высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-истор. условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с другими людьми. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. Структура сознания в- важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. процессы - ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, становятся расстройством сознания. 2 хар-ка сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не - я». 3 хар-ка - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы. 4 хар-ка - включение в его состав определенного отношения. . 2. Проблема сознания в истории Ф.ии В широком смысле сознание (важнейшим свойством которого является идеальность) рассматривается через противопоставление материальному. 3 уровень осмысления сознания - раскрытие его общественно-истор.природы, выявлением специфики его функционирования как высшей формы отражения действительности. содержание сознания можно рассматривать как субъективный образ объективного мира, как свойство высокоорганизованной материи - головного мозга, как высшей формы отражения действительности. Концепции, объясняющие происхождение и сущность сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая. Объективно-идеалистический - признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог - у теологов. Сознание предстает как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей. Субъективный идеализм абсолютизирует человеческое сознание как первичное по отношению к чувственному миру и противоположное ему. Дуалистический подход основан на концепции психофизического параллелизма - психическое и физическое рассматриваются как две самостоятельные субстанции (Рене Декарт). Метафизический материализм признает сознание вторичным по отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира. Вульгарные материалисты отождествляют сознание и материю, сводя сознание к вещественным образованиям в мозгу человека. Проблема иделального. идеальное не тождественно субъективной реальности. Это компонент общественного сознания, это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. Идеальное - это то, чего нет в природе, это форма вещи, существующая в сознании человека. Идеальное существует в деятельности, а не в результатах. Когда предмет создан, исчезает и идеальное. Другой подход к проблеме идеального представлен Д.И. Дубровским. Это направление отстаивает неразрывную связь идеального с психикой человека и полагает неверным положение о внеличностном отношении идеального и независимости его от мозга человека. Идеальное связано с материальными мозговыми процессами и, следовательно, объективировано. Идеальное - это сугубо личностное явление, реализуемое мозговыми нейродинамическими процессами и существующее только в голове индивида. Идеальное есть способность личности иметь информацию и оперировать ею во времени. Подчеркивается основополагающий характер индивидуального сознания по отношению к общественному сознанию.

 . Как соотносятся язык и мышление? Не все в мышлении относится к языку, но и в языке не все можно причислить к мышлению. 1, мышление бывает без языка. это практическое мышление. Существуют еще такой тип мышления - наглядно-образное. преобладает у людей искусства. есть вербальное мышление, то есть словесное. Иногда его называют словесно-логическим или просто логическим. Такое мышление: — предполагает поиск истины, — не связано с чувствами и оценками. Практическое и образное мышление могут обходиться без слов, но логическое мышление без речи не существует. Мышление осуществляется в определенных формах. Их три: ПОНЯТИЕ. В понятиях отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними. Понятия «книга», «брошюра», принадлежат к одной тематической группе, но различаются такими признаками, как «формат», «объем» В семасиологии различают формальное и содержательное понятие. «Формальное понятие» отражено в толковом словаре. «Содержательное понятие» может быть только виртуальным: в него входит весь объем знаний о воде (Н2О), накопленный во всех физиках, химиях, биологиях и т.д., вместе взятых. понятие в мышлении соответствует слову . 6.Сознание и мышление Сознание - это особое состояние, свойственное только человеку, Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Мышление - это движение идей, раскрывающей суть вещей. Его итогом является не образ, а некот. мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Мышление- процесс отражения в сознании человека сущности вещей, закономерных связей и отношений между предметами или явлениями действительности. В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения..особенности мышления: 1. всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между вещами, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти. 2. опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. 3. исходит из “живого созерцания”, но не сводится к нему. 4. всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. 5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью.

 7 Проблемы бессознательного Фрейд первым начал анализировать глубины человеческой психики. первоначально психоанализ был техникой выявления бессознательных компонентов в психике человека и методом лечения неврозов и психозов. До Фрейда психику и сознание человека обычно отождествляли. Но Фрейд сумел показать, что явно осознаваемые нами мысли, чувства, желания составляет хотя и важный, но лишь один из компонентов психической жизни. Другие компоненты - предсознательное и бессознательное - частично или полностью неосознаваемые компоненты. бессознательное составляет огромную сферу психики, начиненную колоссальной энергией, кот. постоянно прорывается в область сознания и проявляются в ней только в символическом виде через непроизвольные ассоциации, содержание сновидений, "случайные" оговорки, описки. Психика человека, имеет, несколько слоев. Самой светлой ее частью - сознательная перцепция, все то, что человек воспринимает сознательно. 2 слоем - предсознание-это тот компонент психики, в котором периодически возникают и исчезают человеческие желания и воспоминания. Исчезающие желания и воспоминания попадают в область бессознательного. Бессознательное - это та сфера психики человека, куда сознания почти не проникает. В бессознательном Фрейд выделяет особую структуру, которую он называет Оно. Человек не может отождествить свое Я с этим Оно. Оно -древне, бессознательным базисом психики, доставшимся нам от животных предков. Это та психика, с которой рождается ребенок. Классический психоанализ Фрейда противостоит двум крайним Ф.ским позициям: рационализму, выводящему эмпирическое существование человека из абсолютной идеи или мирового духа, и иррационализму, растворяющему человеческое существо в слепой воле или бессознательном начале, стоящем вне, помимо и за человеческим бытием. Альфред Адлер в отличие от Фрейда считал, что сознание и бессознательное не являются антагонистическими частями индивида, личность характеризуется не внутренней противоречивостью, а единством, кот. отражается в жизненном стиле, формирующемся в процессе преодоления пережитых в детстве трудностей и основывающемся на стремлении к цели. Когда человек сталкивается с невозможностью прямой реализации своих влечений, то может существовать несколько вариантов выхода энергии влечений. 1, возможно подавление влечений, 2, перенаправление энергии влечений на другой объект. Классическим примером такого случая является Наполеон. В структуре сознания выделяются - осознание вещей, переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания.

 

8.Пространство и время. представления о пространстве и времени сложились в виде двух противоположных концепций, названных впоследствии концепциями Демокрита-Ньютона (существование пространства как некоторой пустоты, не связанной с материальными предметами. считалось что время - самостоятельная сущность, не связанная с материей и пространством В науке до конца XIX и начала ХХ в. господствовала первая концепция) Аристотеля-Лейбница. (С точки зрения 2 концепции, не мыслились пространство и время, оторванные от вещей.. Всеобщие атpибуты движущейся матеpии - пpостpанство и вpемя. вопpос об отношении вpемени и пpостpанства к матеpии пpежде всего интеpесует Ф.ию. , Ф.ы-идеалисты pассматpивают вpемя и пpостpанство как формы чувственного созиpцания (Кант), то как фоpмы индивидуального сознания (Беpкли), то как категоpию абсолютного духа ( Гегель). Ф.ы-матеpиалисты подчеpкивают объективность вpемени и пpостpанства. Дpевние Ф.ы (Демокpит, Эпикуp), основывались на атомистических учениях, естествоиспытатели вплоть до 20-го века сpавнивали пpостpанство с пустотой (считая его одинаковым и неподвижным всегда), а вpемя - как такое, котоpое пpотекает pавномеpно. Совpеменные ученые - физики опpовеpгли пpедставление о пpостpанстве как о пустоте, и о вpемени, как о едином для Вселенной. Благодаpя своей теоpии относительности Эйнштейн показал, что вpемя и пpостpанство существуют не сами по себе, а находятся в тесной взаимосвязи, теpяя свою самостоятельность и выступая пpи этом как стоpоны единого целого. Теоpия оносительности доказала, что течение вpемени и пpотяженность тел зависят от скоpости движения этих тел. Это опpеделение диалектического матеpиализма. матеpия, движение, вpемя и пpостpанство неотъемлемы дpуг от дpуга. Как и матеpия, пpостpанство и вpемя объективны, независимы от сознания. Вpемя и пpстpанство обладают общими свойствами. К ним относятся: - объективность и независимость от сознания человека; - их абсолютность как атрибутов материи; - неpазpывная связь дpуг с дpугом и движением; - единство пpеpывного и непpеpывного в их стpуктуpе; - зависимость от пpоцессов pазвития и стpуктуpных изменений в матеpиальных системах; - количественная и качественная бесконечность. Различают монологические (напpавление, непpеpывность, необpатимость) и метpические (связанные с измеpениями) свойства пpостpанства и вpемени. Наpяду с общими хаpактеpистиками пpостpанства и вpемени, им свойственны некотpые особенности, котоpые хаpактеpизуют их как pазличные атpибуты матеpии, хотя и тесно связанные между собой. всеобщие свойства пpстpанства: - пpотяженность; - связность и непpеpывность; - относительная пpеpывность, т.е. pаздельное существование матеpиальных тел, каждому из котоpыз пpисущи свои гpаницы и pазмеpы. Общее свойство пpостpанства - это тpехмеpность. Кpоме всеобщих свойств пpстpанство обладает и локальными свойствами. Пpостpанство одной матеpиальной системы непpеpывно пеpеходит в пpостpанство дpугой системы, поэтому оно пpактически незаметно, отсюда его неисчеpпаемость как в количественном так и в качественном отношении. Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому вpемя существования этого тела конечно и пpеpывно. Но пpи этом матеpия не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет фоpмы своего бытия. Отсутствие pазpывов между моментами и интеpвалами вpемени хаpактеpизует непpеpывность вpемени. Вpемя одномеpно, ассиметpично, необpатимо и напpавлено всегда от пpошлого к будущему. Специфические свойства вpемени: - конкpетные пеpиоды существования тел; - одновpеменность событий (они всегда относительны); - pитм пpоцессов, скоpость изменения состояний, темп pазвития пpоцессов, и дp. Психологическое время связано с восприятием и переживанием времени индивидом.

 

9 ДИАЛ.— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалект.принципы - Конкретность истины Конкретность истины или же отрицание существования абстрактности И. означает, что истина связана определенными условиями, в которых находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта и т.д. Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем познании объекта с учетом всех существующих моментов данной стадии противоречивого развития объекта, в отличии от эклектичного смешения всех сторон и признаков явления. Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного Диал. абстрактного и конкретного – это типичный случай диалектического единства, взаимоперехода противоположностей. Абстракция в мышлении представляет собой лишь исчезающий момент в процессе отражения конкретной действительности в ее общей связи и развитии, т.е. в процессе достижения конкретной истины. Абстрактное рассмотрение предмета выступает здесь как ступень, как момент конкретного рассмотрения. Абстракция тем самым толкуется не как цель, а лишь как средство мышления, восходящего от абстрактного к конкретному. Принципы развития объективного мира должны рассматриваться в том их виде, в котором они протекали в действительности. Любой предмет, любое явление могут быть поняты и правильно оценены только при условии рассмотрения их в конкретных исторических условиях, в исторических логических связях с другими явлениями и предметами. Из этого выводятся два взаимосвязанных метода воспроизведения исторических процессов развития объекта: логический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме теории системы, и исторический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме истории системы. Практика как критерий истины и практического определителя связи предмета с тем, что нужно человеку Критерий И. не может быть найден ни в сознании субъекта как таковом, ни в познаваемом объекте. Поскольку И. предполагает определенное познавательное отношение субъекта к объекту и в этом смысле “истина относится не только к субъекту, а также к объекту”, постольку критерий И. должен представлять собой определенное отношение, отличное от процесса познания, но вместе с тем органически связанное с ним. Таким отношением, материальным процессом является обществ. практика, кот. и образует критерий И.

 10 Закон перехода количественных изменений в качественные Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, кот., изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, т. о., есть единство прерывности и непрерывности, революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового.

 

11 Закон отрицания отрицания Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, кот. при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некот. черты старого качества. закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, кот. каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.

 12 Закон единства и борьбы противоположностей выражает движущую силу развития Сущность - предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, кот. вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития. Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диал. есть изучение противоречия в самой сущности предметов” (Ленин В. И., “Ф.ские тетради”, М., 1947, с. 237). Диал., т. о., дает возможность усматривать стимулы развития мира внутри самого мира.

 

13 Категории диалектики. Парные категории: необходимость и случайность, причина и следствие, возможность и действительность, причина и следствие, возможность и действительность, форма и содержание проявляются как дополнительные законы диалектики. Взаимоотношения этих категорий есть "своеобразные строительные леса диалектики". Целое и часть. Понятие "система" и "целое", как понятие "элемент" и "часть", близки по содержанию, но полностью не совпадают. Согласно одному из определений "целым называется то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а также то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно" Понятие "целое" по своему объему уже понятие системы. Системами являются не только целостные, но и суммативные системы не принадлежащие к классу целостных. В этом первое отличие "целого" от "системы". Второе: в понятии "целое" акцент делается на специфичности, на единстве системного образования, а в понятии "система"—на единстве в многообразии. Целое соотносимо с частью, а система – с элементами и структурой. Понятие "часть" уже по своему объему, чем понятие "элемент" по первой линии отличия целостных образований от систем. С другой стороны, в части могут входить не только субстратные элементы, но и те или иные фрагменты структуры и структура систем в целом. Если соотношение элементов и систем есть соотношение разных структурных уровней организации материи, то соотношение частей и целого есть соотношение на одном и том же уровне структурной организации. Следует обратить внимание на то, что не каждый элемент может оказаться частью. «Целое» и «часть» – это несовпадающие, противоположные категории. В части – не только специфичность целого, но и индивидуальность, своеобразие, зависящее от природы исходного элемента. Часть отделена от целого, обладает относительной автономностью, выполняет свои функции в составе целого (одни части – более существенные функции, другие – менее существенные). Форма и содержание систем. Диал. формы и содержания конкретизирует представление о структурности как атрибуте материи, связывает структурность с противоречиями, с развитием, отсекает односторонность в их трактовке и выявляет новые грани в проблеме использования этих категорий в практической деятельности людей. Под «содержанием» в Ф.ии понимается все, что содержится в системе. Сюда входят не только субстраты – элементы, но отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы. Для выражения фрагмента содержания системы используется слово «компонент» системы. Понятие формы многозначно. Часто под формой понимается способ внешнего выражения содержания, иногда при этом указывается, что форма к тому же есть относительно устойчивая определенность связи элементов содержания и их взаимодействия, тип и структура содержания. Конечно, форма есть внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация вещи, предмета, его способ существования материи. Понятие формы градуирует единое. Под формой понимается также внутренняя организация, способ связи элементов внутри системы. Соответствие и несоответствие формы содержанию свидетельствуют об ее относительной самостоятельности, о возможности и ее двоякого – позитивного и негативного, организующе – конструктивного или деструктивного воздействия на содержание.

 

14 Необходимость и случайность. Необходимость – это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти в главном так, а не иначе. Случайность же – то, что имеет основание и причину не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по другому. Традиция анализа взаимосвязи, существующей между случайностью и необходимостью, была заложена Гегелем. 1ый момент связан с пониманием категорий необходимости и случайности, как парных категорий, между которыми имеет место отношение диалектического противоречия: они предполагают друг друга, не существуют друг без друга и вместе с тем отрицают друг друга. Ни случайности, ни необходимости не бывает в чистом виде. 2 момент связан с характеристикой случайности как формы необходимости. Необходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Все примеры так называемых параллельных научных открытий обнаруживают их внутреннюю необходимость. В тех случаях, когда мы имеем дело с динамическими закономерностями, случайность также оказывает свое действие. 3 момент в диалектике необходимости и случайности связан с пониманием случайности как дополнение необходимости. Наше познание в основном нацелено на раскрытие существенных и необходимых связей предмета, определяющих его существование. Познание сущности и закона одновременно являются и познанием общего, того, что характеризует целый класс однородных явлений. Но каждый представитель этого класса наряду со всеобщими имеет и индивидуальные черты, возникновение и проявление которых определяется случайностью. Полное знание о том или ином объекте будет достигнуто только в том случае, когда знание необходимых черт предмета будет дополнено знанием случайных, уникальных черт этого явления. Это требование дополнять знание необходимости знанием случайности особенно важно для таких отраслей науки, как геология, биология, история. Вообще говоря, диалектическая взаимосвязь между необходимостью и случайностью коренится в самом процессе развития материальных систем и связана с диалектикой превращения возможности в действительность в ходе этого процесса. Каждый реально осуществившийся этап процесса развития той или иной материальной системы порождает целый спектр возможностей ее дальнейшего развития. Потенциально реализация любой из этих возможностей в будущем является случайным событием. Но фактически реализуется только та возможность, для осуществления которой имеются в наличии необходимые условия. По отношению к этим конкретным условиям осуществляющаяся возможность оказывается необходимой, хотя первоначально она была только случайной. Превращение одной из возможностей в действительность порождает новый спектр возможных путей дальнейшего развития и так до бесконечности. В таком представлении процесса развития одновременно происходит и превращение случайности в необходимость, и проявление необходимости сквозь массу случайностей.

 15 Возможность и действительность. под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью. В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях; действительность отдельного конкретного материального объекта – это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности. Возможность – это такое состояние, когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление. Каждая материальная основа, природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью. С этой точки зрения развитие представляет собой бесконечный процесс реализации одних возможностей и возникновения новых возможностей. Имеются разные виды возможностей (существенная и несущественная, обратимая и необратимая, формальная и реальная и др.). Обратимой возможностью называется такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью. Абстрактные возможности -- это возможности, для осуществления которых на данной стадии не могут сложиться соответствующие условия; эти возможности могут появиться лишь при достижении материальным образованием более высокой стадии развития. Конкретная возможность – это возможность, для осуществления которой на данной стадии развития материальной системы могут сложиться соответствующие условия. Для превращения возможности в действительность необходимо действие объективных законов, кот. задают спектр возможных тенденций развития предмета, и формирования определенных условий для реализаций одной из возможностей. Для количественной оценки возможности в науке разработано понятие вероятности. На базе частнонаучных представлений о вероятности в настоящее время формируется Ф.ское понятие вероятности. Вероятность—это количественная мера возможности. Вероятность характеризует те пределы, в которых существует возможность; она определяет степень близости возможности к осуществлению, к действительности. Вероятность указывает на величину основания возможности в реальной действительности. Диалектическое понимание взаимосвязи возможности и действительности имеет большое значение для познавательной и практической деятельности человека. В познании отражается не только действительность, но и те возможности, кот. в ней коренятся. Именно знание возможностей и условие их реализации придает человеческому познанию предсказательный, прогностический характер, что в свою очередь позволяет науке опережать практику и объяснять цело полагающий характер человеческой деятельности. Мера познания объективных возможностей и условий их реализации прямо пропорциональна мере познания объективных законов действительности, ибо только в отношении к законам можно выявлять объективные тенденции развития материальных систем.

 16 ЕДИНИЧНОЕ ОСОБЕННОЕ ВСЕОБЩЕЕ Ф.ские категории, выражающие объективные связи мира, а также ступени их познания. Эти категории формируются в ходе развития практически-познавательной деятельности. Каждый объект предстает перед человеком сначала как нечто Е. Общие черты,.. присущие нек-рым объектам, относящимся к определенному классу, выступают как О. Др., обнаруживающиеся у всех без исключения представителей этого класса, рассматриваются как В. Решение вопроса о соотношении Е., о. и в. в сознании и в объективном мире, особенно проблема соотношения общих понятий и единичных реальных объектов, к-рые обозначаются такими понятиями, вызывало большие трудности в истории Ф.ии. При наивно-наглядном представлении об объективном аналоге В. в мышлении как о сходном, повторяющемся в мире явлений еще не ставится вопрос об источниках, причине этого сходства, как и вопрос о том, в какой мере В. в понятиях отражает реально существующие характеристики бытия, а в какой коренится в особенностях познавательного процесса. Такой позиции придерживались древнегреч. материалисты. Фалес основу всех вещей, В., видит в воде, Гераклит — в огне, Демокрит — в атомах. Понимание В. как объективного свойственно и большинству идеалистов этого периода, но В. у них отрывается от материальной действительности и превращается в особый мир идеальных сущностей (Платон). Аристотель не считал В. особой сущностью, отделенной от Е., от объектов реального мира. В. для него — это прежде всего абстракции, используемые человеческим разумом, но одновременно и сущность единичных объектов, цель, ради к-рой существуют последние (здесь Аристотель близок к платоновской трактовке В.). Учение Аристотеля стало базой для враждующих течений номинализма и реализма (Реализм средневековый). Опытная наука нового времени, развивавшаяся в борьбе против богословия и схоластики, породила протест против идеалистической трактовки В. Выражая эту. тенденцию, Локк понимает В. только как абстрактное, словесное выражение сходства явлений. Такое толкование согласовывалось с практикой тогдашнего естествознания, особенно с попытками классификации явлений. Дальнейшее развитие теоретической науки демонстрирует односторонность лок-ковского понимания В. Критику такого понимания предпринимают Кант и в особенности Гегель, к-рыи различает “абстрактно В.” как фиксированное в словах тождество явлений и подлинное, “конкретно В.”, понимаемое, как внутренняя сущность, закон существования и изменения явлений. В то же время подлинно В., по Гегелю, предстает как нечто духовное — идея, понятие. В марксизме категории Е., о и в. рассматриваются как средство отражения объективных связей бытия. Раскрывая объективную связь вещей и явлений мира с помощью категорий Е., о. и в., материалистическая диал. говорит, что В. воплощает в себе все богатство индивидуального, отдельного, что Е. не существует без В., а последнее без Е., что в известных условиях Е. не только связано с В., но и переходит в него. Объективная связь явлений, существующая независимо от нашего знания о ней, вместе с тем находит свое выражение в языке и формах исследования объектов, поскольку они формируются в ходе практической, материальной деятельности в объективном мире и несут на себе черты этого мира. Теоретический анализ и реконструкция с помощью понятий этих связей имеют огромное значение для практики, к-рая, имея дело с единичными объектами в специфических условиях, направляется знанием всеобщих законов, действующих в этих объектах как тенденция, и учитывает особенности, определяемые конкретными условиями. Так, в ходе мирового общественного развития необходимо выявлять всеобщие закономерности этого процесса и те особенности в отдельных странах, к-рые определяются спецификой их исторического развития, их экономики и культуры.

 17 Сущность и явление, Ф.ские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное ыражение предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории С. и я. выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки. В античной Ф.ии сущность мыслилась как "начало" понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление — как видимый, иллюзорный образ вещей или как то, что существует лишь "по мнению". Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена. По Платону, сущность ("идея") несводима к телесно-чувственному бытию, то есть совокупности конкретных явлений; она имеет сверхчувственный, нематериальный характер, вечна, бесконечна. У Аристотеля, сущность не существует отдельно, помимо единичных вещей; с другой стороны, сущность, по Аристотелю, не выводится из той "материи", из которой строится вещь. В средневековой Ф.ии сущность резко противопоставляется явлению: носителем сущности выступает здесь бог, а земное существование рассматривается как неистинное, иллюзорное. В Ф.ии нового времени противопоставление С. и я. приобретает гносеологический характер и находит своё выражение в концепции первичных и вторичных качеств. И. Кант, признавая объективность сущности ("вещи в себе"), считал, что сущность принципиально не может быть познана человеком в её самобытном существовании. Явление, согласно Канту, есть не выражение объективной сущности, а лишь вызванное последней субъективное представление. Преодолевая метафизическое противопоставление С. и я., Г. Гегель - сущность является, а явление есть явление сущности.В буржуазной Ф.ии 20 в. категории С. и я. получают идеалистическое истолкование: неопозитивизм отвергает объективность сущности, признавая реальными только явления, "чувственные данные"; феноменология рассматривает явление как самообнаруживающееся бытие, а сущность — как чисто идеальной образование; в экзистенциализме категория сущности вытесняется понятием существования, явление же трактуется в субъективистском духе. Подлинное содержание взаимоотношений С. и я. впервые было раскрыто марксистской Ф.ией. С. и я. — универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории С. и я. всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлении. Явления динамичны, изменчивы, вто время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях (например, в условиях капитализма цены того или иного товара постоянно меняются, стоимость же его определённое время остаётся неизменной). Но, будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития: "... закон и сущность понятия однородные..., выражающие углубление познания человеком явлений, мира...

 

18. Специфика научного познания. Научная рациональность Теория познания или гносеология – это раздел Ф.ии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания Теорию научного познания -эпистомология Научное познание как профессиональный вид общественной деятельности осуществляется по определенным научным каналам, принимаемым научным обществом. Структура научного познания включает в себя: объект познания, субъект познания, знание как результат и метод исследования. Субъект познания – это тот, кто его реализует, Объект познания - это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Объект познания всегда объективен. В целом мы можем говорить о множественности форм познания: научное, художественное, религиозное, обыденное, мистическое и пр. Наука отличается от других сфер духовной деятельности человека тем, что когнитивная составляющая в ней является доминантной. выделяют следующие особенности научного познания: — рациональность научной познавательной деятельности. Традиционно рациональность понимается как преимущественное обращение к доводам рассудка и разума и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений — при принятии решений. закономерностей) Выделяют следующие этапы развития представлений о научной рациональности: — классический S → O (до сер. XIX в.) — неклассический S ↔ O (до сер. XX в.) — постнеклассический S →↔ O (по наст. время) Классическая рациональность связана с дедуктивной моделью (Евклид, Аристотель, Декарт) и индуктивной моделью (Ф. Бэкон). Постнеклассический этап связан с тем, что проблемы научного познания приобрели новый ракурс в новой парадигме рациональности, в связи в развитием научно-технической цивилизации и выявлением антигуманных последствий такого развития. Это породило активную оппозицию культу научной рациональности и проявилось в ряде подходов школ современного иррационализма. В иррационализме критикуются основные установки гносеологии рационализма за их абстрактный по своей сущности антигуманный характер. В рационализме предмет познания чужд сознанию исследователя. мыслительная деятельность субъекта воспринимается лишь как методика получения конкретного результата. познающему субъекту не важно какое применение найдет этот результат. Позитивизм возникает в 30—40- гг. XIX века во Франции. Родоначальник — О. Конт. Позитивизм рассматривается им как высший этап развития мышления, двигавшегося по пути от мифологического, к метафизическому и достигшего высшей ступени — в позитивизме. Позитивизм призывает отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного, реального знания, точного и конкретного. Позитивизм исходит из признания данной, то есть позитивной реальности, того, что поддается проверке эмпирическими или логико-математическими средствами. 2. Научные революции и смена типов рациональности Рассматривая закономерности развития науки как целостной системы, основоположник критического рационализма К. Поппер пришел к выводу, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и не сводимы к наблюдениям, то есть они не верифицируемы. Поэтому науке нужен не принцип верификации, а нужен принцип фальсификации, то есть не подтверждение на истинность, а опровержение истинности. Принцип фальсификации — это не способ эмпирической проверки, а определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений. Поппер утверждает, что наука — постоянно меняющаяся система, в которой постоянно происходит процесс перестроек теории, и это процесс нужно ускорять Далее эту идею развил Т. Кун, подчеркнувший, что развитие науки производится сообществом ученых-профессионалов, действующих по неписанным правилам, кот. регулируют их взаимоотношения. Главным объединяющим началом сообщества ученых является единый стиль мышления, признание данным сообществом определенных фундаментальных теорий и методов исследования. Эти положения, объединяющие сообщества ученых, Кун назвал парадигмой. Наиболее радикальную позицию в критическом рационализме занимает американский Ф. П. Фейерабенд. Основываясь на положениях о том, что старая теория рано или поздно опровергается новой, он выдвинул методологический принцип пролиферации (размножения) теорий, кот. по его мнению должен способствовать критике и ускорять развитие науки: новые теории не должны сопоставляться со старыми и каждая из них должна устанавливать свои собственные нормы. Он утверждает также принцип методологического анархизма, согласно которому развитие науки иррационально и побеждает та теория, пропагандистская деятельность сторонников которой выше. 3. Приемы и методы научного мышления К методам научного мышления относятся следующие: 1. Анализ — прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения. 2. Синтез — противоположная анализу операция, заключающаяся в объединении ранее выделенных частей в целое, для получения знаний о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, кот. объединяют ранее выделенные в анализе части в одно целое. 3. Абстрагирование и идеализация. Абстрагирование — процесс мысленного выделения, вычленения отдельных интересующих нас признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и одновременное отвлечение от других свойств, признаков, отношений, кот. в данном контексте несущественны. Идеализация — разновидность абстрагирования. Результатом идеализации являются такие понятия как «точка», «прямая», «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и пр. В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением признаков, нереализуемых в действительности. 4. Индукция — движение мысли от частного знания к общему. 5. Дедукция — движение мысли от общего знания к частному. 6. Аналогия —выдвигают предположение об их сходстве в других отношениях. 7. Моделирование — прием исследования, при котором интересущий исследователя объект замещается объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту. 8. Наблюдение 9. Эксперимент 10. Гипотеза. Типы познания Существует несколько типов познания: мифологическое религиозное Ф.ское чувственное научное (рациональное)

 19. Методы эмпирического исследования Слово «эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исслед. состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения/опровержения. Методики выборочного исследования основаны на статистике применяемых для анализа эмпирических данных, предполагают по существу случайный отбор и/или случайное распределение испытуемых по эксперим. условиям (группам Точность измерения Контроль в эксперименте В эмпирическом исслед. существует 3 вида переменных, влияющих на ход эксперимента: а) независимые переменные, б) зависимые переменные и в) промежуточные, или посторонние, переменные. Цель эксперимента заключается в том, чтобы варьировать условия окружения (независимые переменные) и наблюдать происходящие при этом поведенческие события (зависимые переменные), одновременно контролируя (или устраняя эффекты) влияния на них любых др. (посторонних) переменных. Контроль переменных в эксперименте, к-рого требует эмпирическое исслед., может достигаться либо при помощи эксперим. плана, либо при помощи статистических методов. Экспериментальные планы Как правило, в эмпирическом исслед. используются 3 осн. типа эксперим. планов: а) планы проверки гипотезы, б) планы оценки и в) квазиэкспериментальные планы. Планы проверки гипотезы обращаются к вопросу о том, влияют ли независимые переменные на зависимые переменные. Планы оценки сходны с планами проверки гипотез Эмпирическая проверка гипотез Эмпирическое подтверждение неск. взаимосвязанных гипотез приводит к формулированию теории. Эмпирическое познание, или чувственное, или живое созерцание – это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы: 1. ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств; 2. восприятие - целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений; 3. представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Различают образы памяти и воображения. Ощущения по органу чувств, через кот. они получены, делятся на зрительные (самые важные) слуховые, вкусовые и др. Человеческий организм имеет экстерорецептивную интерорецептивную систему. Научными методами эмпирического исследования - наблюдения, описания, измерения, эксперименты. Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности. Описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте. Измерение – сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий. виды эксперимента: 1) лабораторный, 2) естественный, 3) исследовательский, 4) проверочный, 5) воспроизводящий, 6) изолирующий, 7) количественный, 8) физический, 9) химический и т.д.

 20. Анализ и синтез - процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. А. и с. играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. В мыслительных операциях А. и с. выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанные с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением и т. д. Логический А. заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части и является методом получения новых знаний. В зависимости от характера исследуемого объекта А. выступает в различных формах. Условием всестороннего познания исследуемого объекта является многогранность его А. Расчленение целого на составные части позволяет выявить стооение исследуемого объекта, его структуру; В процессе аналитической деятельности мысль движется от сложного к простому, от случайного к необходимому, от многообразия к тождеству и единству. Цель А. - познание частей как элементов сложного целого. С., напротив, есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством А. Идя от тождественного, существенного к различию и многообразию, он соединяет общее и единичное, единство и многообразие в живое конкретное целое. С. дополняет А. и находится о ним в неразрывном единстве. Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах, а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы. Обобщение - это мысленное выделение, фиксирование каких-ни-будь общих существенных свойств, принадлежащих только данному классу предметов или отношений. Абстрагирование - это мысленное отвлечение, отделение общих, существенных свойств, выделенных в результате обобщения, от прочих несущественных или необщих свойств рассматриваемых предметов или отношений и отбрасывание последних.бстрагирование не может осуществляться без обобщения, без выделения того общего, существенного, что подлежит абстрагированию. Под моделирование понимается процесс построения, изучения и применения моделей.Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, кот. исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Процесс моделирования включает три элемента: 1) субъект (исследователь) , 2) объект исследования, 3) модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта. Под аналогией понимается подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Установление сходства (или различия) между объектами осуществляется в результате их сравнения.о всех случаях непосредственному исследованию подвергается один объект, а вывод делается о другом объекте. Поэтому вывод по аналогии в самом общем смысле можно определить как перенос информации с одного объекта на другой. При этом 1ый объект, кот. собственно и подвергается исследованию, именуется моделью, а другой объект, на кот. переносится информация, полученная в результате исследования первого объекта (модели), называется оригиналом

 

21Метод - способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; это прием, способ или образ действия. Общелогические приемы познания В науке широко используются так называемые общенаучные, или общелогические, методы и приемы познания. Из них выделяют: 1. Анализ и синтез. Анализ – это реальное или мысленное разделение объекта на составные части. Синтез – объединение составных частей в единое целое. 2. Абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств и тоношений изучаемого явления с одноименным выделением интересующих исследователя свойств. 3. Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально неосуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.). Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом. 4. Индукция и дедукция. Индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщениям и выводам). Дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному. 5. Аналогия (соответствие, сходство) – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод - умозаключение по аналогии. 6. Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – одели, кот. представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещественного или мыслительного) – оригинала модели. Между моделью и объектом исследования должно существовать известное подобие (сходство) в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма многообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой знакового моделирования является математическое (компьютерное) моделирование. Некот. авторы к общелогическим методам исследования относят еще классификацию и системный подход. теоретические методы научного познания Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляющейся в ходе практической деятельности и обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции. Различают два уровня мышления 1.рассудок - это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Рассудок – это обычное житейское мышление, здоровых высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание 2. Разум (диалектическое мышление) - высший уровень теоретического познания, творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы.С помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия. Главная задача разума – объединить многообразное, выявить коренные причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума – диал., представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы. Процесс развития включает в себя взаимосвязь рассудка и разума и их взаимные переходы из одного в другое и наоборот. Важное место в познании -интуиция Интуицию делят на чувственную и интеллектуальную. Интуиция - это непосредственное знание, кот. не опирается на логическое доказательство. Познание связано с практикой - материальным освоением общественным человеком окружающего мира, взаимодействием человека с материальными системами. Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. В их взаимоотношениях содержится противоречие. Стороны могут быть в соответствии, гармонии, но могут быть и дисгармонии, доходящие до конфликта. Преодоление противоречий ведет к развитию и теории, и практики. Среди научных методов теоретического исследования выделяют формализацию, оксиомотический метод и гипотетико-дедуктивный метод. Формализация – это отображение содержательного знания в знаковой форме (формализованный язык). Аксиоматический метод - способ построения научной теории, основанный на некоторых исходных положениях – оксиомах (постулатах), из которых остальные все утверждения этой теории выводятся чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из оксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода. Гипотетико-дедуктивный метод - это создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических (опытных) фактах. (Дедукция – выведение заключений из гипотез (предпосылок), истинное заключение которых неизвестно). Это значит, что заключение, вывод, полученный на основе этого метода, неизбежно будет лишь вероятностным. Гипотеза исследования - это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого явления или о характере связей между его компонентами. .Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность: Теоретическое ж познание – это существенное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы и др.

 

22. Чувственное познание и его элементы Ч познание явл начальным этапом познания. Она предпосылка без кот др формы познав деятельности не могут сущ. Для познания объектов данного типа необход функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущ, восприятие мат объектов. такая форма деятельности назыв чувств деятельностью или чувств познанием. Ощущения может рассм как простейший и исходный элемент чувств познания. Установлено , что с точки зрения "информ способности" на первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение явл субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предм через призму чел сознания. Например боль от ожога ( в огне нет боли). Ощущ не просто фиксирует воздействие объектов, сущ независимо от чел, на чел организм. . Ощущ зависят и от состояния органов чувств и всего организма. Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет, вкус, запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений, превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной форме, т.е. в виде объективной, независимой от сознания целостности. Восприятие- целостный образ мат предмета, данного посредством наблюдения. Благодаря многокр работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. В этом случае функционирует еще более сложная форма чувств познания - представление. Эмоции - комплексная форма челов чувственности. Эмоции всегда вкл в себя момент оценки явления. Чувтсв познание с самого начала имеет специфически человеческий, т.е. соц-истор характер. Когда мы видим человека, воспринимаем его действия и поступки или наблюдаем общ события, механизм восприятия еще больше усложняется "Красота". "справедлдивость", Прогрессивность" и многие др понятия, связанные с ними отношения и установки включаются в процесс наблюдения, восприятия таких объектов. Функционирование органов чувств - необходимая предпосылка познания, без нее невозможно. Пока все функционирует нормально, мы можем не замечать их роли. Но их роль стан очевидной при их повреждении. А вот индивиды, выросшие со зверями - практически теряют способность к познанию. В челов чувст восприятии есть еще 1 важный элемент, кот присущ только человеку. индив опыт чел м.б. до определенной степени заменен результатами опыта ряда его предшественников. В наш век в связи с развитием средств м информ. эта способность чел, пользоваться чувств опытом др людей стала почти неограниченной. Здесь также становится очевидным универсальное значение языка с его возможностью предавать конкретные образы при помощи слов. Значение языка в познании огромно. Язык представляет собой результат аккумуляции, обобщения предшествующего чел опыта.

 

23. Объяснение и понимание. Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, кот служат основанием для объясн называются объясняющими. Знания, кот ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут выступать как зак так и отдельные факты. Понимание - это не единичный акт, а длятельный и сложн процесс. Мы постоянно переходим от одного уровя понимания к другому. При этом осущ такие процедуры как Интерпретация- превоначальное приписывание информации смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения; конвергенция - объединение, слияние прежде разрозненых смыслов и значений; Дивергенция - разъединеие единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование. Понимание, переход от незнания к знанию. Процесс поним в конструировании принципиально новых знаний, не существовавших ранее. Принципиальное отличие мышления от чувственного познания в том, что оно неразрывно связано с языком, системой знаков. Аспекты языка: Синтаксический Семантический Прагматический Естественные и искусственные языки. Искус языки создаются не просто для замены естественных. У них разные цели. Естественные языки складываются в процессе коммуникативной деятельности и служат средством общения, передачи информации, выражения эмоций и мироощущений. Отсюда их многогранность, многоплановость, многозначность и гибкость. И я ориентированны на строго ограниченные и специальные задачи исследования. Они заключаются в построении выводимого знания из уже известных исходных предпосылок. И я можно рассма-ть как фрагменты, модели определенных аспектов естественных языков. Символические языки математики и др точных наук преследуют не только цель сокращения записи. Понятие – есть результат обобщения предметов некоторого вида Мышление представляет собой механизм оперирования понятиями. Объем понятия – это совокупность предметов понятия. Содержание понятия – это совокупность признаков, на основе которой объекты выделены и обобщены в понятии. Виды понятий: 1) по количественному критерию а) единичные (нынешняя королева Англии) б) общие в) пустые (вечный двигатель, круглый квадрат) 2) по характеру признаков а) положительные, если выражает наличие у предмета какого-то признака б) отрицательные 3) по характеру мыслимых в понятии предметов а) абстрактные понятия б) конкретные (студент, атом). Виды отношений м/у понятиями: сравнимые (электрон, позитрон) и несравнимые (электрон и город) во множестве сравниваемых выделяют а) совместимые – признаки составляющие содержание понятий могут принадлежать одним предметам (спортсмен и аспирант) б) несовместимые – если пересечение их объемов является пустым множеством (студент отличник и студент неуспевающий). Виды совместимости: 1 Равнозначные (равноугольный треуг и равносторонний), 2 понятия находящиеся в состоянии логического подчинения (аспирант и учащийся) 3 перекрещивающиеся понятия (аспирант и спортсмен). Виды несовместимости: 1 противоречащие – в одном из которых есть признаки, наличие которых отрицается в другом (мужчина и не мужчина), род при этом исчерпывается этими понятиями.2 противоположные (высокий и низкий) 3 соподчиненные (прокурор и адвокат – объединены в юрист, но не имеют общих признаков, треугольник и квадрат). Операции с понятиями. 1. Операции с объемами понятий (классов) а) пересечение двух классов образует класс, элементами которого являются те и только те предметы, кот. входят как в 1ый так и во 2 классы; 2 объединение двух классов, в результате этой операции образуется класс элементами которого являются те и только те предметы, кот. входят по крайней мере в один из исходных классов; 3 дополнением к классу называется операция, в результате которой к классу WxA(x) образуется класс класс (с чертой), элементами которого являются те и только те предметы из области значений переменной х, кот. не входят в класс WxA(x). 4 Разность классов называется операция м/у двумя классами, в результате которой образуется класс содержащий те и только те элементы первого класса, кот. не входят во 2 класс. Основными операциями над содержаниями понятий являются: отрицание содержания, конъюнкция содержаний и дизъюнкция содержаний. Суждение Всякое знание существует в логической форме суждения. Суждение - это мысль, заключенная в предложении, содержит 3 элемента: субъект, предикат, связку Суждение - это мысль, в которой при высказывании ее нечто утверждается о предмете действительности и кот. объективно является либо истинной, либо ложной и при этом одной из двух. Субъект суждения - это понятие о предмете суждения. Отношения между предметами и явлениями действительности выражаются в суждении об отношениях. ("Мораль возникла раньше религии") Сложными называются суждения, в которых можно выделить правильные части, являющиеся суждениями. Осн. виды сложных суждений: 1. соединительные - образованы посредством связи двух или нескольких простых суждений логическим союзом "и"; 2. разделительные - образованы посредством связи двух или нескольких простых суждений логическим союзом "или". 3. условные - сложные суждения, образованные при пом. логического союза "если ... то". 4. эквивалентности - сложные суждения, образованные посредством связи двух или более суждений логическим союзом "если и только если ..., то", "тогда и только тогда ..., когда..." 5. суждение с внешним отрицанием - суждение, в кот. утверждается отсутствие некоторой ситуации ("неверно, что...) В выделяющих суждениях всегда что-либо утверждается или отрицается только о предмете данного суждения. В единичном выделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к одному определенному предмету какого-либо класса предметов.(Толстой -автор романа"Анна Каренина"). В частновыделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к некоторым предметам известного класса. В общевыделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к каждому предмету к-л класса. Исключающие суждения - общие суждения, в кот. искл. часть предметов, не обладающих признаком, присущим всем предметам рассматриваемого класса. ("Всякое об-во, за искл. первобытного, явл. классовым"). Умозаключение Умозаключение это процесс получения знания или правдоподобного утверждения, выраженного в суждении, из одного, двух или более суждений, принимаемых за истинные или правдоподобные, на основе специфики логических форм исходных и получаемого суждения с использованием или без использования особых методологических средств, а также на основе мысленного оперирования предметами и т.д. Исходные суждения называются посылками умозаключения, а получаемое суждение – заключением. Выделяют два вида умозаключений: 1) непосредственные – содержат одно суждение в качестве посылки и одно в качестве заключения; и 2) опосредованные – содержат более чем одну посылку. Виды непосредственных умозакл: умозаключение по логическому квадрату, умозаключение модальности, умозаключение превращения, -"- обращения, -"- противопоставления предикату.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


написать администратору сайта