Главная страница
Навигация по странице:

  • Выделим основные подходы к созданию информационных образовательных ресурсов на основе

  • Borland Delphi и С++ Builder

  • Рассмотрим основные функциональные возможности инструментальных систем для создания педагогических приложений

  • (Learning Content Management Systems — LCMS)

  • На сегодняшний день уже сложились основные требования, которым должен отвечать современный комплекс для проведения тестирования

  • Практическая реализация образовательных платформ в учебном заведении позволит

  • Разработка компьютерной программы начинается с разработки педагогического сценария. Педагогический сценарий - это материал, содержащий

  • При проектировании педагогического сценария авторы решают следующие задачи

  • Весь учебный материал делится на небольшие порции (кадры), которые должны удобно восприниматься обучаемыми. С точки зрения реализации целей обучения кадры делятся на

  • Вопросы для контроля и самопроверки.

  • лекция 4. 4. технология проектирования и разработки электронных образовательных ресурсов


    Скачать 0.68 Mb.
    Название4. технология проектирования и разработки электронных образовательных ресурсов
    Дата21.11.2020
    Размер0.68 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалекция 4.docx
    ТипДокументы
    #63097

    Подборка по базе: 1 Лекция ТС.docx, 4а 7а урок 69 лекция.doc, ТГП 5 лекция.docx, Биоресурстар лекция.pdf, УП лекция от 26.09.2020.docx, 3 лекция Press-Fit.doc, авторские школы лекция 3 курс.docx, 230320 Тема 2 Лекция 1.docx, 30.04. Лекция. Интервальное оценивание.docx, ДЖП лекция.ppt

    4. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

    Вопросы

    Социальный заказ общества, находящегося на этапе информатизации, требует от учителя информатики не только фундаментальных знаний, но и умения осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в условиях широкого использования возможностей ИКТ. Современный учитель — это учитель, готовый к педагогическим инновациям и способный использовать инновационные подходы в учебном процессе. Особенно важно организовать учебный процесс таким образом, чтобы богатый арсенал средств информатизации и коммуникации использовался на уроках информатики не только в качестве объекта изучения, но и в качестве средства обучения. Электронные информационные ресурсы на базе средств ИКТ - это не просто база учебно-методических материалов, а мощное средство для развития мышления, становления творческой, активной, инициативной личности.

    Разработка новых моделей образования в условиях расширения спектра применения компьютеров в учебном процессе потребует серьезной работы по созданию новых электронных образовательных ресурсов.


    Выделим основные подходы к созданию информационных образовательных ресурсов на основе:

    • использования языков программирования

    • универсальных прикладных программных средств

    • специализированных инструментальных систем для создания педагогических приложений и образовательных платформ

    Программная реализация таких сложных программных продуктов, как электронные средства учебного или образовательного назначения, электронные учебники, экспертные и интеллектуальные обучающие системы, осуществляется с помощью языков программирования высокого уровня. С появлением объектно-ориентированных средств разработки Borland Delphi и С++ Builder процесс создания обучающих программ существенно упрощается. Этот метод, называемый также методом прямого программирования, предоставляет наибольшую свободу разработчикам, однако делать все приходится буквально с нуля.

    Рассматривая вопросы использования универсальных прикладных программных средств, отметим, что к настоящему времени разработано большое количество подобных систем. В последнее время в школах появилась тенденция проведения интегрированных уроков по информатике и математике, информатике и английскому языку, информатике и литературе, информатике и истории и др.

    Интегрированные уроки проводятся совместно учителем информатики, поддерживающим технологическую линию и контролирующим использование на уроке средств ИКТ, и учителем-предметником, обеспечивающим содержательное наполнение. В ходе проведения интегрированных уроков решаются междисциплинарные проблемы с позиций разных учебных предметов, наблюдается усиление межпредметных связей. Учителя используют информационные ресурсы сети Интернет для усиления наглядности изложения учебного материала (рисунки, фотографии, видеоматериалы, аудиоматериалы и многое другое), в том числе найденный материал в презентации. В процессе разработки методики проведения интегрированных уроков у учителей появляется возможность реализации своих творческих способностей, самых смелых идей и замыслов.

    Достоинством универсальных пакетов является то, что они предоставляют учителю большой набор специальных функций. Широкий спектр возможностей, в свою очередь, требует больших затрат времени на освоение пакетов, что создает дополнительные проблемы для ученика и учителя в условиях дефицита учебного времени. Освоение этих пакетов может быть оправдано тем, что их применение в школе при изучении истории, иностранных языков, математики, геометрии, музыки, планиметрии, черчения позволяет уменьшить время на выполнение рутинных операций, существенно повысить наглядность изложения учебного материала.

    Третий подход — использование инструментальных систем для создания педагогических приложений, построенных на базе идеологии «программирование без программирования», в настоящее время расширяется. Эти пакеты (оболочки, системы, комплексы, среды) позволяют учителю создавать несложные электронные средства учебного или образовательного назначения без написания программ на языке программирования. Инструментальные программные средства предназначены для конструирования программных средств учебного назначения, подготовки и генерации учебно-методических материалов, создания разнообразных графических, музыкальных включений, сервисных надстроек программы, тестов, разного рода Web-приложений, анимационных роликов и моделирующих программ. Многие учителя использует в работе самый простой и распространенный инструмент для создания презентаций - MS PowerPoint.

    Рассмотрим основные функциональные возможности инструментальных систем для создания педагогических приложений:

    • реализация технологий мультимедиа, гипертекст, звука и видео, всех возможных типов графических данных, интерактивных приложений (например, записанных в Macromedia Flash);

    • создание различных типов вопросов для тестирования знаний.

    Именно эти возможности интерактивного мультимедиа-конструктора стали для современных инструментальных систем стандартом. Изучение и использование подобных систем не представляют особой сложности для учителя информатики и позволяют достаточно быстро разрабатывать электронные средства учебного назначения. Вместе с тем уже появились и распространяются так называемые системы управления учебным содержанием (контентом) (Learning Content Management Systems — LCMS). Эти системы являются, как правило, приложениями «клиент-сервер», основанными на базах данных. Они объединяют инструменты для разработки педагогических приложений для администрирования, коммуникации и оценки знаний. В них есть встроенные средства совместной разработки программы, средства представления данных в формате XML, что делает их востребованными в тех учебных заведениях, которым необходимо разрабатывать большое количество электронных средств учебного и образовательного назначения и управлять ими, размещая их не только на CD-ROM, но и (в виде электронной публикации) на сайте школы.
    В настоящее время существует большое число систем для создания тестов, которые выполнены в виде систем или оболочек для генерации текстов или встроены в специализированные инструментальные системы для создания педагогических приложений. Учителями используются самые разные программы для контроля знаний.

    На сегодняшний день уже сложились основные требования, которым должен отвечать современный комплекс для проведения тестирования:
    • создание разного рода вопросов;
    • открытость (возможность внесения изменений в вопросы и ответы, добавление новых вопросов и ответов);
    • шифрование тестов;
    • разграничение прав доступа администратора, тестируемого и тестирующего;
    • поддержка графических форматов, аудио и видео форматов, формул;
    • защита от фальсификации результатов;
    • поддержка форматирования текста вопросов и ответов;
    • система подготовки тестовых заданий и предварительного просмотра теста;
    • ведение протокола тестирования по каждому ученику, классу;
    • система накопления и отображения статистики;
    • работа в локальной сети учебного заведения, управление рассылкой заданий по сети.


    Системы для создания тестов постоянно совершенствуются, появляются новые системы, обладающие более широкими возможностями.

    Современное понятие образовательная платформа интегрирует широкий диапазон самых разных возможностей. Своим названием это понятие обязано тем, что на образовательную платформу устанавливаются самые разнообразные программные продукты, системы и комплексы. Поэтому образовательная платформа — интегрированное понятие; так называют разнообразные многофункциональные системы для автоматизации управления учебным заведением, виртуальные и управляемые образовательные среды.

    Основными задачами использования образовательной платформы в учебном заведении являются организация образовательного процесса на базе средств ИКТ; реализация интерактивного информационного взаимодействия между учеником, учителем и системой на локальном и глобальном уровнях; автоматизация документооборота и образовательной деятельности учебного учреждения.

    Практическая реализация образовательных платформ в учебном заведении позволит:
    • разрабатывать принципиально новые педагогические подходы к организации учебного процесса;
    • упрощать процесс разработки и адаптации педагогических приложении (за счет имеющейся на платформе базы знаний, электронных средств учебного назначения со ссылками на образовательные порталы и сайты, а также встроенных инструментальных систем);
    • использовать в учебном процессе тестирующие и диагностирующие системы, которые содержат банк вопросов, заданий и упражнений по всем школьным предметам с возможностью внесения изменений и дополнений в вопросы и задания;
    • отслеживать динамику развития творческих способностей ребенка и профессионализма учителей с помощью e-portfolio;
    • осуществлять обмен документами с вышестоящими органами управления образованием.


    Реализация образовательных платформ упрощает процесс создания учителями собственных учебных материалов, тестовых заданий и использование уже имеющихся в системе готовых электронных средств учебного назначения, моделирующих программ. Эти программные продукты размещаются на сервере школы и могут быть доступны для учащихся и учителей в синхронном или асинхронном режиме работы независимо от места их нахождения.

    Процесс проектирования электронных ресурсов для образования является сложным видом работы, требующим интеграции усилий специалистов разных профилей: педагогов, методистов, программистов, психологов, дизайнеров и др. Известно, что компьютерные программы, используемые в образовании должны отвечать следующим требованиям: педагогические требования, которые включают в себя методические требования и дидактические.

    Методические требования - это обоснование выбора темы, проверка на педагогическую целесообразность и эффективность использования.
    Дидактические требования включают такие как: научность, наглядность, системность, последовательность, сознательности обучения, самостоятельность и активизацию деятельности обучаемого, прочности усвоения результатов обучения и др.
    Технические требования - это надежность и устойчивость работы программы на конкретном типе компьютеров, функционирование ее в соответствии с описанием, устойчивость к ошибочным действиям обучающихся.

    Физиолого-гигиенические требования, которые включают в себя: санитарно-гигиенические нормы и правила, регламентирующие деятельность учащихся за компьютером и эргономические требования, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности учащихся, различные типы организации нервной деятельности, типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности. Соблюдение этих требований должно привести к повышению уровня мотивации к обучению и его результатов.

    Эстетические требования - это соответствие формы и содержания, информация на экране должна радовать глаз.

    Требования к оформлению документации - документация должна быть оформлена в соответствии со стандартом и содержать методические и дидактические материалы.
    Выделяются два этапа в разработке компьютерных программ: проектирование и реализации.

    На этапе проектирования наметились два подхода: эмпирический и теоретический. Сторонники 1-го подхода не опираются на теоретические основы разработки компьютерного программного учебного назначения, в основном, не учитывают психолого-педагогические требования, а опираются на здравый смысл и опыт разработки программ. Как показывает опыт, качественный программный продукт для образования можно разработать лишь в том случае, если опираться на соответствующую психолого-педагогическую основу и учитывать положительный опыт разработки компьютерных программ.

    Разработка компьютерной программы начинается с разработки педагогического сценария. Педагогический сценарий - это материал, содержащий:
    ♦ описание диалога обучаемого с компьютером;
    ♦ форму представления учебного материала на экране;
    ♦ порядок следования кадров в ходе учебного сеанса;
    ♦ инструкцию по работе с программой.

    Педагогический сценарий разрабатывается авторами для программистов.

    При проектировании педагогического сценария авторы решают следующие задачи:
    ♦ цель использования программы;
    ♦ определение типа программы или её функционального назначения;
    ♦ отбор и структурирование учебного материала;
    ♦ выбор методической системы обучения.


    Весь учебный материал делится на небольшие порции (кадры), которые должны удобно восприниматься обучаемыми. С точки зрения реализации целей обучения кадры делятся на:
    1. Информационный кадр - это кадр, в котором представлена информация о названии программы, разработчиках, времени разработки и для кого она предназначена.
    2. Справочный кадр - это кадр, который должен содержать информацию о том, как работать с программой.
    3. Операционные кадры - это кадры, которые организуют обработку информации обучаемыми.
    4. Контролирующие кадры - осуществляют контроль, их как правило два («верно», «неверно»).
    5. Кадры, реализующие обратную связь с обучаемым - это кадр, содержащий подсказку, или рекомендации по следующему действию.
    6. Кадры, поддерживающие мотивацию обучения. Такие кадры должны отражать информацию об итоге работы учащегося с программой и содержать комментарий: если результат работы низкий, выразить сожаление и надежду на лучшую работу в следующий раз, если хороший - не скупиться на похвалу.

    К кадрам предъявляются следующие требования: учебный материал должен быть структурированным, наглядным, динамичным (если это необходимо), хорошо иллюстрированым, материал должен быть представлен небольшими, но логически завершенными порциями, текст на экране должен быть разбит на зоны, которые позволяют быстро ориентироваться в нем, размеры условных изображений должны быть удобны для работы и понятны, цвет должен облегчать работу, смена кадра, появление и исчезновение объекта на экране (способы трансформации объектов и кадров) должно происходить только по желанию обучаемого.

    Порядок следования кадров целесообразно представить в виде ориентированного графа, в вершинах которого находятся номера кадров, а ребра показывают направление перехода к кадрам. Эта информация нужна для программиста.
    За разработкой педагогического сценария разрабатывается вариант компьютерной программы, при этом необходимо учитывать следующие требования: дружественность к обучаемым и дружественность к программисту. Это предполагает максимальную простоту работы с программой, не требующей знаний средств вычислительной техники и программирования, программа должна быть понятна любому другому программисту, должна быть рассмотрена возможность работы программы на разных типах компьютеров.

    После разработки компьютерной учебной программы по данному сценарию начинается этап разработки системы: технических, методических и дидактических материалов для проведения компьютерных занятий с использованием разработанного средства. В эту систему входят:
    1. Руководство пользователя, в котором подробно и понятно описывается работа всей программы, команды управления ею.
    2. Руководство программиста (тип, конфигурация компьютера, операционная система).
    3. Методические и дидактические материалы для преподавателей, где описываются педагогические возможности программы, методические рекомендации по ее использованию в учебном процессе, методическая система обучения с помощью компьютерной учебной программы.


    Затем разработанный комплекс должен пройти педагогический эксперимент, в ходе которого должны быть исправлены обнаруженные ошибки в программе, откорректирована методическая система и т.д.


    Таким образом, алгоритм разработки электронного образовательного ресурса учебного назначения может быть представлен в следующем виде (рис. 7.)



    Рис. 7. Алгоритм разработки электронного образовательного ресурса

     

    Вопросы для контроля и самопроверки.

    1. Охарактеризуйте основные подходы к разработке и созданию информационных образовательных ресурсов.


    2. Кто участвует в разработке электронных ресурсов для образования?


    3. Каким требованиям должны отвечать, используемые в образовании электронные ресурсы?


    4. Какие этапы можно выделить в разработке компьютерных программ?


    5. Что понимается под педагогическим сценарием электронного образовательного ресурса?


    6. Какие задачи решаются при разработке педагогического сценария программы?


    7. Какие требования предъявляются к кадрам электронных ресурсов? Охарактеризуйте их.


    8. Охарактеризуйте алгоритм разработки электронного образовательного ресурса.


    написать администратору сайта