Главная страница
Навигация по странице:

  • Безопасность и экологичность проекта

  • з) раздел 5 Безопасности и экологичность проекта. Безопасность и экологичность проекта


    Скачать 120.5 Kb.
    НазваниеБезопасность и экологичность проекта
    Дата06.05.2019
    Размер120.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаз) раздел 5 Безопасности и экологичность проекта.doc.doc
    ТипДокументы
    #56660












    150800 16 ПД 637 ПЗ

    Лист















    Изм.

    Лист

    N докум.

    Подпись

    Дата





    1. Безопасность и экологичность проекта




      1. Экспертиза на безопасность и экологичность проекта

    В данном дипломном проекте рассматривается модернизация крытого вагона, которая производиться в вагоносборочном цехе грузового вагонного депо.


        1. Метеорологические условия

    Факторами, влияющими на микроклимат рабочей зоны участка, являются параметры наружного воздуха (температура), а также наличие оборудования и технологических процессов, которые дезорганизуют метеорологические условия.

    Для обеспечения требуемых метеорологических условий в холодное время применяется водяное отопление. В дополнение к водяному отоплению используется подогрев воздуха воздушно-тепловые завесы шиберующего типа.

    В летний период используется естественная вентиляция в виде боковых окон, створных переплетов и аэрационного фонаря.

    Нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне приведены в таблице в соответствии с ГОСТ 12.1.005-88, «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху в рабочей зоне».

    Таблица 5.1 – нормирование температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне

    Период

    года

    Категория работ на участке

    Относи-

    тельная темпера-тура, ºС

    Влажность, %

    Скорость движения воздуха, м/с

    Опти-мальная

    Допусти-

    мая

    Опти-мальная

    Допус-

    тимая

    Холодный

    Средней

    тяжести

    17-19

    60-40

    ≤ 75

    0,3

    ≤ 0,4

    Теплый

    Средней

    тяжести

    20-22

    60-40

    ≤ 70

    0,4

    ≤ 0,6


    5.1.2 Вредные вещества

    При выполнении сварочных работ выделяется вредные газы и пары, выделяется пыль. При сильном загрязнении воздуха сварочной пылью из окислов и соединений марганца, углерода, азота, хлора, фтора и др. возможно отравление. Согласно ГОСТ 12.1.005-88, «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху в рабочей зоне» ПДК вредных веществ сводим в таблицу 5.2.

    Таблица 5.2 – предельно допускаемые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны

    Вредное вещество

    ПДК, %

    Класс опасности

    Пыль

    6,0




    Сварочная аэрозоль

    6,0




    Оксид хрома

    0,01

    2

    Оксид марганца

    0,13

    2

    Оксид железа

    6,0




    Никель

    0,05

    1

    Медь

    0,5

    1

    Оксид азота

    0,05

    4

    Индивидуальные масла

    5,0




    Хромовидный гидрат

    0,01




    Ксилол

    50,0

    3

    Толулол

    50,0

    3

    Уайтспирит

    300




    Оксид углерода

    20,0

    4


    Мероприятиями по борьбе с загрязнением воздуха служат внедрение новых марок покрытий электродов и флюсов с наименьшими токсичными свойствами; приточно-вытяжная вентиляция; устройства передвижных отсосов; приток свежего воздуха от воздухопроводов через электродержатель или шлем; пользование респиратором с химическим фильтром.
    5.1.3 Шум

    Источниками шума в сборочном цехе служат: мостовой кран, поворотный круг, пневматический и электрический инструмент, шлифовальные машины, вентиляционные установки, работы по правке кузовов ремонтируемых вагонов.

    Допускаемые уровни звукового давления и уровни звука на рабочих местах нормируются согласно ГОСТ 12.1.003-83 «Нормы уровней звукового давления», и для цеха сводим в таблицу 5.2.

    Таблица 5.3 – допускаемые уровни звукового давления и уровни звука в сборочном цехе

    Место

    работы

    Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах

    со среднегеометрическими частотами, Гц

    Уровни звука и эквивалентные уровни звука, дБА

    31,5

    63

    125

    250

    500

    1000

    2000

    4000

    8000

    Сборочный цех

    99

    92

    86

    83

    81

    79

    78

    76

    64

    85


    В вагоносборочном цехе применяются индивидуальные средства защиты – наушники-противошумы которые позволяют снизить уровень звукового давления на 10-45 дБ, также для защиты работников от шума используется акустическая обработка помещения звукопоглощающей облицовкой. Оборудование устанавливается на бетонный фундамент, вентиляционные установки выносят за пределы цеха, в местах соединения узлов оборудования ставятся резиновые прокладки.


        1. Излучение

    При выполнении сварочных работ электрическая сварочная дуга выделяет три вида излучений: световое, ультрафиолетовое и инфракрасное.

    Согласно СН «Санитарные нормы ультрафиолетового излучения в производственных помещениях» предельно-допустимый уровень ультрафиолетового излучения при производстве сварочных работ равен 0,001 Вт/м2. Согласно СанПиН 2.2.4.54-8-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» предельно-допустимый уровень инфракрасного излучения равен 140 Вт/м2.

    Электросварщики работают со светофильтрами, которые задерживают и поглощают излучение дуги. Работают в рабочей одежде из брезента для защиты от искр.

    Сварочный аппарат выделяет электромагнитное излучение. Для защиты от электромагнитных излучений применяют: экранирование, удаление излучающего источника на безопасное расстояние.
    5.1.5 Освещение

    Освещение оказывает значительное влияние на условия видимости во время работ. Чем лучше освещение, тем более оптимальна деятельность зрительного аппарата. То есть обеспечивается большая точность зрения и большая скорость различия, а следовательно выше производительность труда, и меньше утомляемость работников.

    В качестве естественного освещения используются оконные проемы цеха, в качестве искусственного освещения применяют люминесцентные лампы. Применяется комбинированное освещение, так как в сборочном цехе в зонах технического обслуживания и ремонта рабочие места затеняются вагонами, крупногабаритными предметами. В зависимости от рода работ освещенность нормируется согласно СНиП 25-05-95 «Естественное и искусственное освещение» нормы освещенности при искусственном освещении приведены в таблице 5.4.

    Таблица 5.4 – нормы освещенности при искусственном освещении

    Характеристика

    зрительной работы

    Разряд зрительной работы

    Искусственное освещение

    Освещенность, лк

    При системе комбинированного освещения

    При системе общего освещения

    всего

    В том числе от общего

    Средней точности

    II

    500

    200

    200


    Норму коэффициента естественной освещенности сводим в таблицу 5.5.

    Таблица 5.5 – норма коэффициента естественной освещенности вагоносборочного участка

    Характеристика зрительной работы по степени точности

    Разряд зрительной работы

    Значение коэффициента, %

    Средней точности

    4

    1,5

    Малой точности

    5

    1,0

    Грубой точности

    6

    0,5


        1. Опасность механического травмирования

    Опасные факторы это травмирование в процессе работ.

    Источниками механического травмирования являются: мостовые краны, домкраты, электрокары. Это оборудование является потенциально опасным и при работе может привести к травмам, увечьям работников.

    Работа мостового крана сопровождается звуковой сигнализацией. Перемещение частей и узлов вагонов на электрокаре осуществляется по строго определенному маршруту, установленному на предприятии.

    Используется только исправный инструмент и спецодежда, состояние которых проверяет бригадир участка.
    5.1.7 Опасность поражения электрическим током

    Вагоносборочный участок является помещением повышенной опасности поражения электрическим током.

    Опасные факторы при процессе модернизации платформы состоят в том, что человек может оказаться в непосредственном соприкосновении с находящимися под напряжением проводниками электрического тока. Источниками электричества являются сварочные аппараты и питающие провода напряжением в 380/220 В.

    Для защиты от поражения работников электрическим током применяется защитное заземление. Защитное заземление представляет собой соединение металлическим проводом частей электрического устройства с землей. Также обеспечивается расположение токоведущих частей на безопасном расстоянии от работников, обеспечивающих их недоступность (недосягаемая высота, защитные оболочки токоведущих частей).


        1. Пожарная и взрывоопасность

    В соответствии с ОНТП 24-86 вагоносборочный цех по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности относится к категории «Д» (производства, которые характеризуются наличием только несгораемых веществ и материалов в холодном состоянии.

    Согласно нормам пожарной безопасности вагоносборочный участок оборудован пожарной сигнализацией, включающей в себя датчики температуры и наличия дыма, а также оповестительная звуковая сигнализация.

    На ряду с первичными средствами пожаротушения устанавливают пожарный пост в виде щита, который имеет: огнетушитель пенный и углекислотный, топор и лом, лопату, ведро с надписью «пожарное», ящик с песком, багор и асбестовое полотно.
    5.1.9 Экологические последствия

    В результате деятельности вагоносборочного участка депо в окружающую среду выделяется большое количество вредных веществ. Среди них – продукты загрязнения воздуха, воды и почвы. Источники загрязнения атмосферного воздуха, воды и почвы, а также меры по охране окружающей среды приведены в таблице 5.4.

    Таблица 5.6 – влияние деятельности вагоносборочного участка депо на окружающую среду

    Зона влияния

    Загрязняющие вещества

    Источники загрязнения

    Меры борьбы с загрязнением

    Воздух

    Пыль, угле-кислый газ, сва-рочные работы.

    Автотранспорт, газо- и электросварка.

    Механические сухие пылеуловители, песча-ные и тканевые фильт-ры на воздуховоды от постов сварки.

    Вода

    Смазка, ржавчи-на, металличес-кая пыль

    Моечные машины, очистные сооружения для деталей вагонов.

    Процеживание, отс-таивание или фильтра-ция от металлической пыли и смазки.

    Почва

    Металлическая пыль, промыш-ленный мусор, металлическая стружка.

    Позиции сухой очистки деталей вагонов, дерево- и металлооб-рабатывающие отде-ления.

    Использование кон-тейнеров под промыш-ленный мусор, перера-ботка мусора, своев-ременная уборка про-изводственной терри-тории.



    5.1.10 Чрезвычайные ситуации

    В чрезвычайной ситуации в вагоносборочном цехе может привести взрыв газового баллона и последующего пожара, и террористический акт.

    В связи с частой угрозой террористических актов для предотвращения чрезвычайных ситуаций в сборочном цехе, как и на всех производственных участках принимаются следующие меры:

    - на видных местах вывешена информация об угрозе террористических актов и необходимые действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также номера телефонов и схема последовательности сообщения;

    - проведение инструктажей и занятий с рабочими производственного участка по графику, утвержденным начальником депо;

    - проведение внезапных учебных мероприятий имитирующих различного рода чрезвычайных ситуаций с поощрением работников правильно отреагировавших и принявших решение в данной ситуации.

    5.2 Возникновение аварийной ситуации и порядок её ликвидаций



        1. Возникновение аварийных ситуаций поездов с опасными грузами на перегоне



    Железнодорожный транспорт с каждым годом растет и модернизируется. Внедрение новой техники и прогрессивной технологии на станциях позволило исключить некоторые опасные для человека технологические операции и значительно изменить характер трудовых функций многих работников железной дороги. Однако полностью исключить нахождение на станциях и на железнодорожных путях, работу в опасной зоне движения подвижного состава в современных условиях не представляется возможным.

    Приемщики поездов и многие другие работники вагонного хозяйства работают в непосредственной близости от колеи или прямо на путях. В условиях движения поездов и маневренной работы эти и другие лица подвергаются значительной опасности.

    В вагонах, обрабатываемых на станциях, перевозят легковоспламеняющиеся, взрывчатые и ядовитые вещества, негабаритные, пылящие и другие грузы. Все это дает основание считать, что работа да и само пребывание на станционных путях связаны с повышенной опасностью.

    Рассматриваемые аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте это аварии и крушения поездов во время движения.

    Аварии, происходящие на железнодорожном транспорте, как правило, являются результатом нарушения правил технической эксплуатации, технологических процессов при производстве и ремонте подвижного состава, несвоевременного и некачественного технического обслуживания и т.п.

    Аварийная ситуация - условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой просыпанием опасного вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей или животных, опасным последствиям для природной среды, а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.


        1. Порядок оповещения при аварийных ситуациях


    Схема оповещения причастных работников при возникновении аварийной ситуации представлена на рисунке 5.1.

    При возникновении аварийных ситуаций на перегоне машинист локомотива незамедлительно сообщает об этом установленным порядком по поездной радиосвязи или любым другим, возможным в создавшейся ситуации, видом связи поездному диспетчеру и дежурным по ближайшим станциям, ПТО и вагонного депо.

    Сообщение должно включать в себя описание характера аварийной ситуации, сведения о наличии пострадавших, содержащиеся в перевозочных документах наименование груза, номер аварийной карточки (номер ООН груза, при наличии), количество опасного груза в зоне аварийной ситуации, а на электрифицированных участках - сведения о необходимости снятия напряжения в контактной сети.

    При получении от машиниста сообщения об аварийной ситуации, а также при возникновении аварийной ситуации в пределах станции, дежурный по станции сообщает о случившемся оператору ПТО, начальнику станции и т.д.

    В случае, когда в зоне аварийной ситуации оказалось большое количество опасного груза (целые вагоны, их группы или большое количество упаковок опасного груза) или возникла чрезвычайная ситуация, дежурный по отделению (управлению) железной дороги сообщает об этом местной администрации, которая действует в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

    После вызова специальных служб для ликвидации аварийной ситуации дежурный по отделению (управлению) железной дороги сообщает о ней начальнику отдела грузовой и коммерческой работы, руководству службы военизированной охраны железной дороги.
    5.2.3 Ликвидация аварийных ситуаций на перегоне с опасными грузами
    Действия работников железнодорожного транспорта и привлеченных формирований при возникновении аварийной ситуации должны быть максимально оперативными, соответствовать характеру и масштабам аварийной ситуации и проводиться с учетом свойств грузов (пожаро-взрывоопасность, токсичность, коррозионность, окисляющее действие и др.), с соблюдением мер безопасности и профилактики.

    Начальник отделения железной дороги (начальник железной дороги) при аварийной ситуации, представляющей угрозу населению или окружающей среде, совместно со специалистами причастных служб, а в необходимых случаях совместно с представителями местных органов власти, территориальных служб МЧС России, здравоохранения, внутренних дел, промышленных предприятий, организаций и специалистами грузоотправителя (грузополучателя) должны оперативно выполнить следующий комплекс мероприятий:

    а) провести санитарно-химическую разведку очага аварии и территории, находящейся под угрозой поражения от факторов аварии, определить границы опасной зоны, принять меры по ее ограждению и оцеплению;

    б) при необходимости провести эвакуацию населения близлежащих территорий (радиус зоны эвакуации определяется исходя из свойств и количества груза, особенностей местности и погодно-климатических условий);

    в) оценить пожарную обстановку;

    г) выявить людей, подвергшихся воздействию ядовитых (токсичных) и едких веществ, биологически опасных препаратов, и организовать оказание им медицинской помощи;

    д) разработать план ликвидации аварийной ситуации, в котором предусмотреть следующий порядок действий:

    - дать краткую характеристику очага поражения;

    - определить силы и средства, необходимые для ликвидации последствий аварии, и порядок их использования;

    - установить последовательность аварийно-восстановительных работ;

    - организовать регистрацию участников ликвидации последствий аварийной ситуации;

    - организовать контроль за полнотой нейтрализации (дегазации, обеззараживания) местности, объектов внешней среды, техники, транспорта, спецодежды;

    - организовать медицинское обеспечение;

    - предпринять необходимые меры безопасности;

    - организовать управление ходом работ и установить порядок представления донесений.

    Такие мероприятия, как тушение ординарных пожаров, восстановление сквозного движения, расчистку завалов, подъем подвижного состава, разделку вагонов осуществляет железная дорога.

    Общее руководство безопасным ведением работ осуществляет руководитель работ (начальник восстановительного поезда) по ликвидации последствий аварийной ситуации.

    Вагоны с опасными грузами, представляющие опасность (пожары, утечки), должны быть с соблюдением мер предосторожности отведены в безопасное место на расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее 200 м от производственных и жилых строений, других вагонов с опасными грузами или на специально оборудованные пути, определяемые техническо-распорядительным актом станции.

    На период проведения аварийно-восстановительных работ должно быть организовано круглосуточное дежурство медперсонала и при необходимости развернут стационарный эвакопункт.

    Организация восстановительных работ включает:

    - выявление объемов работ, определение необходимых сил и средств;

    - выбор схемы и установление очередности их производства, разработку планов по организации восстановления;

    - обеспечение охраны и ограждение мест работы;

    - обеспечение привлеченных лиц средствами индивидуальной защиты;

    - принятие необходимых мер пожарной безопасности;

    - оценку принимаемых решений с позиций ущерба окружающей природной среде.

    Работы должны выполняться в определенной последовательности, соответствующей принятому плану.

    Руководитель работ должен в плане работ предусмотреть возможность обследования компетентными лицами зоны аварии (видеосъемка, фотографирование объектов, составление схем, отбор образцов и т.п.).

    Работы по ликвидации последствий аварийной ситуации с опасными грузами считаются законченными после завершения ликвидации заражения, подтвержденной санитарно-химическим заключением и обеспечения безопасности движения поездов с составлением комиссионного акта о ликвидации последствий аварийной ситуации.


        1. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим на аварийных ситуациях


    При возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами комплекс лечебных и профилактических мероприятий в очаге поражения и при ликвидации последствий осуществляют бригады скорой помощи и центр санитарно-эпидемиологического надзора отделения (управления) железной дороги.

    Общие принципы оказания доврачебной помощи:

    - проверить, вызвана ли скорая помощь к месту происшествия. Если в этом нет уверенности - срочно вызвать;

    - целесообразно, чтобы работами по оказанию первой (доврачебной) помощи руководил один из оказавшихся в зоне аварии работников, знакомых с приемами само- и взаимопомощи. Оказывать помощь надо спокойно, уверенно, не проявляя суетливости и руководствуясь основным правилом, не нанести вреда пострадавшему неумелыми действиями;

    - извлекать пострадавших, оказавшихся под обломками, нужно не за конечности (поскольку могут быть переломы), а за тело, чтобы не усилить страданий и не усугубить тяжесть повреждения;

    - первая помощь при отравлении химическими веществами состоит, прежде всего, в выведении пострадавших (или выносе на подручных средствах) из очага аварии в безопасное место, которое выбирается с наветренной стороны;

    - при необходимости тушат горящую одежду, освобождают ее и средства индивидуальной защиты от загрязнений веществами. Загрязненную одежду снять;

    - при попадании вещества в глаза необходимо срочно промыть их большим количеством теплой воды, либо указанным в аварийной карточке раствором;

    - при попадании химических веществ на кожные покровы (капли, морось, пыль, общее загрязнение) их следует, не размазывая, снять куском какой-нибудь ткани (или ватным тампоном) с последующим промыванием водой;

    - при попадании химических веществ в желудочно-кишечный тракт, если больной в сознании необходимо дать ему выпить несколько стаканов теплой воды и раздражением задней стенки глотки (пальцем) вызвать рвоту (2-3 раза), после этого дать выпить 0,5 стакана воды (при возможности с 2-3 столовыми ложками активированного угля);

    - при отсутствии сознания у пострадавшего уложить его на носилки без подушки. Голову пострадавшего приопустить вниз и повернуть набок;

    - удобно уложив пострадавшего, нужно ослабить стягивающие части одежды: пояс, воротник, лиф и пр. Вообще устранить в одежде все то, что стесняет дыхание;

    - при переломах и вывихах накладывается фиксирующая повязка, при ожогах – асептическая повязка на раневую поверхность (ожоговую рану);

    - запрещается давать пить жидкость и вызывать искусственным путем рвоту у пострадавших вследствие поступления через рот бензина, керосина, скипидара, фенолов, кислот и щелочей, обладающих резко выраженным раздражающим и прижигающим действием. Прием жидкости может вызвать в любом случае рвотные движения, которые усугубят ожог пищевода из-за повторного поступления прижигающей жидкости с обратным током в момент рвоты и, что более опасно, попадание этих веществ и продуктов в дыхательные пути и поражение последних;

    - не следует пытаться поить больного, который находится в бессознательном состоянии. Это может привести к попаданию жидкости в дыхательные пути и к смертельному исходу в результате тяжелейшего нарушения дыхания, с которым не всегда удается справиться даже врачу, владеющему принципами реанимации;

    - при ослаблении дыхания дать понюхать нашатырный спирт (1-2 капли на ватку), а больным, у которых наступила остановка дыхания и сердечной деятельности, следует еще до прибытия медицинского персонала проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание (эти виды помощи могут оказывать работники, получившие ранее обучение приемам оказания само- и взаимной помощи по этим видам первой помощи);

    - методы искусственного дыхания, такие как "рот - в рот" или "рот - в нос", при острых отравлениях не практикуются, ввиду опасности отравления спасающего токсичным веществом, всасывающимся через слизистые (фосфорорганические соединения, дихлорэтан, анилин и др.), и также в тех случаях, когда состав ядовитого вещества неизвестен;

    - во всех случаях пострадавшему надо постараться создать максимально возможные условия физического и психического покоя и предохранить от охлаждения;

    - при кожных кровотечениях прикладывать тампоны, смоченные (по возможности) перекисью водорода, при носовых кровотечениях уложить пострадавшего, приподнять и слегка запрокинуть голову, прикладывая холодные компрессы на переносицу и затылок, в нос - ватные тампоны, увлажненные перекисью водорода;

    - после оказания первой (доврачебной) помощи пострадавший должен быть немедленно доставлен в ближайший медицинский пункт или должна быть вызвана скорая помощь;

    - первая помощь должна оказываться вне очага поражения, при этом оказывающие первую помощь пострадавшим вследствие отравления чрезвычайно и высокотоксичными веществами должны использовать соответствующие средства индивидуальной защиты, указанные в аварийной карточке.
    Вывод: Рассмотренный вопрос по возникновению аварийной ситуации на перегоне и порядок её ликвидации определил быстрое оповещение всех служб связанных с ликвидацией аварийной ситуации с наименьшими затратами времени, определил основные принципы ликвидации аварийный ситуаций на перегоне (в том числе и с опасными грузами), и определил правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим в результате аварийной ситуации, что в итоге дало эффективную последовательность ликвидации аварийной ситуации на перегоне с наименьшими затратами времени и безусловным обеспечением охраны труда работников.

    написать администратору сайта