Главная страница
Навигация по странице:

  • В эпоху Возрождения к философско-правовым проблемам обращались в той или иной мере практически все великие гуманисты – Л. Валла, Н. Макиавелли, М. Монтень, Ж. Боден, Э. Роттердамский и др.

  • Он подчеркивал, что Спарта 800 лет не переживала губительных смут именно благодаря скрупулезному соблюдению законов.

  • Наконец, законы порой недейственны и, следовательно, недолговечны, потому что неточно сформулированы и дают возможность неоднозначного толкования.

  • Сильное государство возможно только тогда, когда в народе отсутствуют гражданские добродетели.

  • Интересные факты

  • Спасибо за внимание!

  • Философско-правовые идеи Никколо Макиавелли. Философскоправовые воззрения Никколо Макиавелли Подготовил Рахатов Тимур, мтф(м)01911


    Скачать 1.72 Mb.
    НазваниеФилософскоправовые воззрения Никколо Макиавелли Подготовил Рахатов Тимур, мтф(м)01911
    Дата27.09.2019
    Размер1.72 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаФилософско-правовые идеи Никколо Макиавелли.pptx
    ТипДокументы
    #58321

    Подборка по базе: Философско-правовые идеи Никколо Макиавелли.pptx.

    Философско-правовые воззрения Никколо Макиавелли

    Подготовил: Рахатов Тимур, МТФ(м)-0-19/11

    Принял: Малиновский Алексей Александрович


    В эпоху Возрождения к философско-правовым проблемам обращались в той или иной мере практически все великие гуманисты – Л. Валла, Н. Макиавелли, М. Монтень, Ж. Боден, Э. Роттердамский и др.

    В своем известном трактате «Государь» Никколо Макиавелли систематизировал и охарактеризовал сущность политики.

    Государство, по определению Макиавелли, – высшее проявление человеческого духа, а служение государству – смысл и счастье человеческой жизни.

    Макиавелли утверждал, что государь не должен быть ни добродетельным, ни щедрым, ни честным для обеспечения целостности и благополучия своего государства. Правитель погибнет, если он всегда будет милосердным и честным. Если внешние и внутренние условия не сделают государя строгим и дисциплинированным, государство прекратит свое существование.  Философ уверен, что в государстве сильная власть создаётся на почве прочно существующего фундамента власти.

    Он подчеркивал, что Спарта 800 лет не переживала губительных смут именно благодаря скрупулезному соблюдению законов.

    В то же время, отмечал Макиавелли, законы не всегда способствуют установлению должного правопорядка.

    Наконец, законы порой недейственны и, следовательно, недолговечны, потому что неточно сформулированы и дают возможность неоднозначного толкования.

    Во-первых, некоторые из них вынужденно устанавливаются в периоды политических кризисов и, стало быть, не могут быть долговечными. Во-вторых, прочность и жизненность закона во многом зависит от умения законодателя связать новые и старые порядки, найти их оптимальное сочетание.

    Макиавелли приемлет насильственные методы борьбы, обуславливая насилие созданием искусственной необходимости: «Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки».

    Сильное государство возможно только тогда, когда в народе отсутствуют гражданские добродетели.

    Сегодня не потеряла актуальности макиавелливская концепция циклического развития государственных форм (демократия — олигархия — аристократия — монархия). Монархия легко обращается в тиранию, аристократия переходит в олигархию и т. д. Циклическое развитие форм управления напоминает идею кругооборота, взаимообращения зла и добра.

    Именем Н. Макиавелли (в значительной мере необоснованно) назван принцип политического поведения правителя – "макиавеллизм". В сочинении "Государь" он утверждал, что для достижения благих целей государства и его народа в условиях угрозы их существованию вполне допустимы и аморальные действия со стороны государя – угроза, месть, подкуп, шантаж, клевета и т.п. Отношения между правителем и подданными должны строиться на страхе и любви одновременно; правитель, если он хочет оставаться правителем, должен быть суровым и безжалостным: "Вообще надо усвоить, что людей следует или ласкать, или истреблять, так как они мстят за легкие обиды, а за тяжелые мстить не могут; поэтому оскорбление, которое наносится человеку, должно быть таково, чтобы уже не бояться его мести"

    Утверждению сильного государства Макиавелли приносит в жертву мораль и благо отдельной личности. Нравственные принципы применимы только к частной жизни людей, но не к политике. Государственный интерес превыше всего. Макиавелли писал, что всегда, когда приходиться обсуждать вопрос, от которого единственно зависит спасение государства, не следует останавливаться ни перед какими соображениями справедливости или несправедливости, человечности или жестокости, славы или позора.

    До сих пор в науке не сложилось однозначной оценки творчества флорентийского мыслителя. В одних работах он подвергается критике за аморализм, в других, наоборот, восхваляется за реализм. Наверное, однозначной оценки творчества Никколо Макиавелли и невозможно дать.

    Интересные факты:
    • Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал Макиавелли, — могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Именно поэтому все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю богов. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию. В Древнем Риме "религия помогала командовать войсками, воодушевлять народ, сдерживать людей добродетельных и посрамлять порочных". Государство должно использовать религию для руководства подданными.
    • Бенито Муссолини находил в работах Макиавелли подтверждения своим идеям о сильной государственной личности, обоснование культа государства. В одном из своих строго секретных писем для членов политбюро Ленин, ссылаясь на рекомендации Макиавелли, содержащиеся в книге "Государь" (гл. VIII — "О тех, кто приобретает власть злодеяниями"), называл его умным писателем по государственным вопросам, справедливо говорившим о способах достижения известной политической цели, и, в соответствии с его рекомендацией, требовал расстрелять возможно больше представителей духовенства под предлогом голода и изъятия церковных ценностей. Произведения Макиавелли "Государь" и "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия" внимательно изучал Сталин, сделавший ряд многозначительных пометок и подчеркиваний по тексту первого русского издания этих произведений.

    Спасибо за внимание!


    написать администратору сайта