Главная страница
Навигация по странице:

  • Итак, отлаживание двух центровой модели происходит в следующие эпохи

  • Американский вариант этой модели также трехцентровый.

  • Эссе Особенности формирования англо-саксонской модели в Новое время. Особенности формирования англо-саксонской модели в Новое время. Формирования англосаксонской модели


    Скачать 25.75 Kb.
    НазваниеФормирования англосаксонской модели
    АнкорЭссе Особенности формирования англо-саксонской модели в Новое время
    Дата30.04.2020
    Размер25.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОсобенности формирования англо-саксонской модели в Новое время.docx
    ТипЗакон
    #60995

    Подборка по базе: Лекции по курсу ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.doc, «ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ а циклические видыспорта.doc, Шпоры математическое моделирование.docx, 25.04. Дикие породы кошек происхождение, поведение, особенности., Пограничная личностная организация и особенности стратегии терап, 1 Особенности продвижения товара в розничной торговле.doc, билеты по3 d моделирование 2017.doc, Виды мышления и их особенности.docx, Интеграция образовательных областей в процессе моделирования РПП

    Особенности формирования англо-саксонской модели в Новое время были обусловлены спецификой исторического развития страны. В Англии, помимо короны, существовал еще один центр силы - парламент - как законодательный орган власти. Политический вес двух центров власти был изначально не равнозначен, корона всегда выступала в качестве старшего партнера. Ситуация меняется в XVII веке, когда возникают условия для формирования современного централизованного государства. Оба центра власти выступили с претензией на руководство этим процессом, конфликт между двумя центрами власти был запрограммирован, что и случилось в годы английской революции. Первоначально оба центра вели борьбу за уничтожение друг друга, однако, в результате этой борьбы и, во многом благодаря жертвенности Карла I и властолюбии Кромвеля, уцелели оба центра власти. Вместо короны на время появляется диктатура Кромвеля - это своеобразная деформация двухцентровой системы дореволюционной времен.

    Политическая модель осталась двухцентровой, однако постепенно наполнилась новым содержанием: если ранее корона была ведущим центром власти, то теперь оба центра оказались в диалектическом и динамическом равновесии. Им предстояло найти баланс сил - некое устойчивое равновесие в двусторонних отношениях. В ходе революции заявил о себе и третий центр силы - местное самоуправление, пока правда очень робко (в лице Кромвеля, железнобоких).

    Итак, отлаживание двух центровой модели происходит в следующие эпохи:

    1. Реставрация Стюартов (1600-1688) - сотрудничество, которое налаживается между двумя центрами власти.

    При Карле II все полномочия и права короны, пострадавшие во время революции, были восстановлены: восстановление англиканской церкви, права созыва парламента, права объявления войны. Однако и парламент сохраняет свое значение как источник финансовой власти. Появление политических партий снизило напряженность в отношениях двух центров, т.к. появился новый канал связи между политической системой и обществом. Возникла возможность реагировать на запросы общества, не доводя до революции. Политические партии: тори - католики - ирландцы, которые восставали ни один раз против английского владычества, сельские джентельмены, выступали за сохранение привилегий и полномочий короны. Виги – либералы, считавшие, что парламент должен расширить свои права за счет короны.

    1. Излишнее усиление короны грозило нарушить баланс сил и в период Славной революции 1688-89 гг.. Происходит усиление парламента и ограничение полномочий короны. Если Карл II скрывал, что он католик, Яков II был человек прямолинейный и открыто говорил что он католик. Далее следует переворот (с Яковом II) - маятник сильно качнулся в другую сторону - билль о правах 1689 зафиксировал расширение полномочий парламента:

    • Монарх не может издавать законы без разрешения парламента

    • Монарху запрещено иметь армию в мирное время

    • Все государственные финансы находятся под контролем парламента, монарх живет на деньги, отпускаемые ему парламентом (цивильный лист).

    • Монарх только подписывает документы

    1. Наконец, в георгианский период (1714-1837) - окончательно найден баланс сил: между двумя центрами власти устанавливается диалектическое равновесие. Оба центра настроены на сотрудничество друг с другом, а соотношения сил между ними определяется конкретными обстоятельствами и харизматичностью их представителей. Георгианский период усложняет то, что рядом с короной появляется кабинет правительства как новое звено связи между короной и парламентом: кабинет назначается монархом, но он несёт ответственность перед парламентом.

    Отныне оба центра направлены на сотрудничество друг с другом, а соотношение сил между ними определялись конкретными обстоятельствами и личностью их лидеров. Усложняется один из центров власти – рядом с короной появляется Кабинет (правительство), как новое звено связи между короной и парламентом: Кабинет назначается монархом, но ответственность несет перед парламентом.

    • Викторианский период 1837-1901 - действия этого отлаженного механизма. Результаты его работы - это превращение Великобритании в первую державу мира.

    Англо-саксы принесли в Новый Свет ту политическую модель, которая сложилась на их Родине. Американский вариант этой модели также трехцентровый. Однако, это не слепок с оригинала. В силу особенностей формирования американского государства, эта трехцентровая модель приобрела определенные только ей присущие характеристики. Прежде всего – обратный порядок формирования трехцентровой модели. В этом варианте первый центр силы – местное самоуправление (община). С этого центра началось формирование модели. Причины этого:

      • колонизация осуществлялась либо группами, сформированными по религиозному или этническому принципу, либо группами, сформированными для конкретных задач (например, колонизация индейских земель);

      • колонии основывались короной, которая мало интересовалась жизнью поселенцев, власть губернатора во многом номинальна (жалование платила община, а решения принимал вместе с ассамблеей из числа колонистов);

      • ментальная основа общины – на севере индепендентский принцип самостоятельности каждой общины в сочетании с личным индивидуализмом, на юге – существование дворянских поместий, крупных плантационных хозяйств;

      • фактор фронтира, делавший невозможным жесткий контроль со стороны центрального правительства.

    Самоуправление, как центр силы, было двузвенным, вторым звеном стали колонии, которые складывались из общин (позднее штаты), обладавшие набором суверенной атрибутики. В первой Конституции 1781 г. именно штаты создали и финансировали второй центр силы – Конгресс. В Сенате – верхней палате – все штаты вне зависимости от численности населения и размеров территории имеют по два представителя, что говорит о влиянии первого центра силы на второй. Любая поправка Конституции США обретает силу, только получив большинство голосов в законодательных органах штатов. Всевластие самоуправленческого центра было законодательно ограничено только во второй половине ⅩⅠⅩ века принципом федерализма (законы штатов не могут противоречить федеральным законам). Третий центр силы – президент и его администрация – появился позже всего. Президент ограничен только двумя сроками президентства, возможностью импичмента, отсутствием права распускать Конгресс, любое решение которого, в свою очередь, может быть отменено Верховным Судом США, жалобу в который может подать любой гражданин США. Таким образом, мы наблюдаем в США обратную систему формирования англо-саксонской модели государства.

    Эталоном континентальной модели государства в Новое время явилась Франция: здесь раньше, чем в других странах континентальной Европы, начался процесс формирования современного централизованного государства.

    Это обусловили ряд факторов:

    • патернализм,

    • наличие естественных географических границ (компактность + защищённость),

    • существование внешней Габсбургской угрозы

    • наличие у государства солидных финансовых средств

    • мощной армии, которых не хватало английской монархии.

    Политическая и культурная гегемония также способствовали тому, что эта политическая модель стала образцом для подражания в других странах. Главная особенность этой модели государства заключалась в её одноцентровости, воплощённой в короне. Однако континентальная одноцентровая модель оказалась на деле неустойчивой.

    В условиях отсутствия местного самоуправления и парламента как законодательного органа власти вакуум на нижних этажах политической структуры был заполнен локальными центрами силы, сопротивлявшимися централизации:

    • Гранды - на испанский манер так называли знать во Франции. Знатнейшие фамилии, которые часто были полными хозяевами в какой-либо области Франции.

    • Галликанская церковь - с XIV века Французская Церковь приобрела независимость от Рима. С тех пор фр. Монархи обладали правом назначать на высшие церковные должности в государстве, а папы римские лишь утверждали.

    • Чиновничество, судейские в лице парламентов. Если в Англии парламент – законодательный выборный орган власти, то во Франции парламенты - это судебные палаты. Главный – Парижский парламент, который имел право визировать королевские указы – ограничение королевской власти. Парижский парламент мог вносить коррективы в королевские указы. Помимо парижского парламента, существовали еще больше 30 инстанций, в основном судебного плана – мощное чиновничество со своими интересами.

    С 1604 года появились полетты – плата за покупку чиновничьих должностей, можно было доплачивать за передачу по наследству, и королевская власть не имела права отобрать эту должность в парламенте, не выплатив компенсацию за эту должность. Фисье – владельцы этих должностей.

    • Гугенотская вольница на юге: протестанты, кальвинисты, которые обосновались во Франции в конце 16 века и согласно нандскму эддикту получили в самоуправление города на юге Франции, «государство в государстве» со столицей в Порт-ля-Рошель.

    • Финансовая олигархия при Людовике XIV

    • Янсенинская оппозиция

    Вся история Франции в Новое время – это постоянная борьба национального центра власти (короны) с локальными центрами – при Людовике XIII и кардинале Ришелье удалось покончить с гугенотской вольницей (1627 г. – осада Ла-Рошели, гугенотское государство в государстве перестало существовать), укреплялась королевская власть (запрет дуэлей под страхом смертной казни, 1626 г. – решение на разрушение укреплённых замков знати), при Людовике XIV - с финансовой олигархией и фрондой знати, однако последнее достижение стоило государству огромных финансовых потерь в виде денежных подачек знати (с помощью политического проекта Версаль, Людовику XIV удалось нейтрализовать грандов как одну из локальных сил: переехав в Версаль, король избавился от давления беспокойных парижан, которыми манипулировали чиновники из парижского парламента, привязал к себе знать, гранды всегда были «под присмотром» и попадали в финансовую зависимость от короля).

    При Людовиках XIV – XV было покончено с янсенизмом, однако чиновничество победить не удалось. К тому же, по мере становления государства с его усложняющимся административным и военным аппаратом возникла новая проблема: бедное государство в богатой стране. Привилегированные сословия, воплощённые в локальных центрах власти, либо не платили налоги (гранды, церковь), либо пользовались льготами (чиновники) парламентов. Тогда по инициативе Машо д'Арнувиля в 1749 правительство отменило десятину (на военные расходы), а взамен вводился новый постоянный всесословный налог двадцатина, эти деньги шли на погашение государственного долга. В декабре 1770 король издал дисциплинарный эдикт с тремя статьями: запрет коллективно выходить в отставку судьям, запрет обсуждения ремонстраций из других палат, запрет после регистрации парламента мешать исполнению законов. Тогда канцлер Мопу решил реорганизовать систему парламента: создавались высшие советы, судьи теперь назначались королём, парижский парламент был сокращён, отменялась продажа должностей и ремонстрации. Парламенты не успели оказать сопротивление. Эта реформа сделала проще и дешевле судопроизводство и избавила правительство от главного противника. Однако уже Людовик XVI восстановил парламенты и другие суверенные суды: снова появились новые центры власти.

    В XVIII веке между короной и локальными центрами власти развернулась борьба вокруг всеобщего налогообложения, в отсутствии традиции абсолютизма и недостатка политической воли государству не хватило сил, чтобы сломить это сопротивление. С этой точки зрения Французская революция представляла собой попытку общества решить проблему радикальными средствами, революция смела все локальные центры власти, однако цена, заплаченная страной, оказалась слишком высока.

    Главное отличие от англо-саксонской трёхцентровой модели государства заключается в том, что континентальная модель изначально была одноцентровой. Этот центр – монархия, корона, королевский двор.

    У французской короны были преимущества перед английской:

    • финансовые ресурсы: именно в королевскую казну шли доходы от налогов (талья, основной поземельный налог, в 1630 г. он составлял 7,5 млн ливров, а в 1641г – 32 млн.), другой источник поступлений – монополия государства на соль (существовал налог на соль – габель, 1630 г. 1,5 млн ливров, в 1641 – г. 7 млн). Франция была самой многонаселенной страной Западной Европы – большое количество налогоплательщиков.

    • мощная армия (Людовик XIV – 400 тыс. штыков). Английские монархи могли содержать армию на деньги парламента только в военное время, в отличие от Франции, короны которой всегда под рукой находился мощный репрессивный аппарат.

    • особенности французской ментальности: патернализм (идущий от крестьянских корней) - уподобление общественных отношений семейным, патриархат - власть мужчины является беспрекословной: отец - французский монарх. У Людовика XII Валуа прозвище – «отец народа».

    • международная обстановка: габсбургское окружение Франции, угрожающее. Короне было легко задействовать лозунг «осаждённой крепости», чтобы объединить народ.

    • не было настоящего, реального самоуправления.

    Таким образом, рассмотренные две модели имеют свои особенности, разное количество центров, которым, в англо-саксонском случае, приходится бороться друг с другом, а в случае континентальной модели, с локальными центрами, перекачивая маятник власти из одной стороны в другую.


    написать администратору сайта