Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие функции административного права

  • Значение функций административного права

  • Функции административного права. Функции административного права


    Скачать 70.59 Kb.
    НазваниеФункции административного права
    Дата04.02.2020
    Размер70.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФункции административного права.docx
    ТипРеферат
    #60044
    страница1 из 3

    С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: ПОБОИ И ИСТЯЗАНИЯ.docx.
    Показать все связанные файлы
    Подборка по базе: 27.03 Практические задания по теме № 14(16). РЕАЛИЗАЦИЯ И ПРИМЕН, Понятие, сущность и виды административного надзора органов внутр, Типичные ошибки, допускаемые производственными охотничьими инспе, Источники права. Глава №1.docx, СТАТЬЯ БЕЛКИН К вопросу об источнике аксиологического основания , Развитие уголовного права в Древнем Риме.doc, лекции по философия права.doc, КУРСОВАЯ РАБОТА (Реализация принципов права в деятельности сотру, Курсовая Работа апрель 2018 г. СК РФ Понятие, цели и функции Док
      1   2   3



    Тема: Функции административного права

    Содержание



    Введение 2

    Глава 1. Теоретические аспекты науки административного права 5

    1.1.Понятие функции административного права 5

    1.2.Значение функций административного права 8

    Глава 2. Виды функций административного права 15

    2.1. Регулятивная функция административного права 15

    2.2. Охранительная функция административного права 21

    Заключение 29

    Библиографический список 32


    Введение



    Актуальность темы исследования. Административное право – это публичное право, которое существует для обеспечения публичного интереса.

    «Публичное право» — регулирование отношений совокупности отраслей права, связанных с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса, где стороны отношений выступают изначально как юридически неравноправные, регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Субъектом данных отношений всегда будет выступать либо государство, либо его орган, либо должностное лицо его представляющее, который наделен властными полномочиями. Нормы административного права обеспечивают интересы государства, общества, а также коллективов и отдельных граждан. Административное право является основой правового регулирования отношений в современном обществе.

    Административное право по сущности в том или ином своем проявлении появилось вместе с понятием государства, т.к. государство – это власть, а власть предусматривает управление, а следовательно – подчинение через принуждение в той или иной форме.

    Объект исследования – отношения, складывающиеся при в ходе реализации функций административного права.

    Предмет исследования - нормы законодательства, с помощью которых регулируются административно-правовые отношения.

    Цель работы заключается в исследовании функций административного права.

    Задачи исследования:

    • рассмотреть понятие и особенности административного права как науки,

    • проанализировать понятие функций административного права,

    • раскрыть особенности видов функций административного права.


    Степень научной разработанности темы. Понятийный аппарат административного права, рассматривали Г.М. Ангрыкова, П.А. Волков, С.М. Даровских, Е.В. Дорогова, А.В. Илюшин, П.Н. Кобец, Н.В. Макарейко, Е.В. Надыгина и других исследователей. 

    В научной литературе вопросы особенностей функций административного права раскрывались в научных работах многих ученых, среди которых, следует выделить работы С.В. Анощенкова, М.А. Егорова, П.С. Жданова, А. Киселева, В.А. Лаптева, А.В. Малышкина и других исследователей.

    Методологическую основу при написании работы составили такие методы познания как: диалектический, императивный, формально–логический, и другие. Использованные методы отражаются и в исследовании многообразных аспектов при рассмотрении темы исследования.

    Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка.

    Глава 1. Теоретические аспекты науки административного права


      1. Понятие функции административного права


    В последние годы дискуссия по вопросу о необходимости реформирования административно-правовой отрасли российского права породила массу научных публикаций, в которых ученые-административисты по-разному подходят к данной проблеме, предлагают различные, иногда кардинально противоположные модели. В предлагаемой статье авторы не ставили своей целью внесение конкретных предложений в рамках выше обозначенной дискуссии, нами приводится один из возможных методологических подходов к анализу административного права как системы, базирующийся на категории «функция».

    Административное право - основа правового регулирования отношений в современном обществе. Данный вид права оказывает определенное воздействие на отношения в обществе1.

    Функция (от лат. Functio) - исполнение, осуществление. В логическом, особенно в математическом смысле функция означает отношение зависимости двух изменяющихся величин (переменных) или группы величин, характеризующихся тем, что изменение одной величины имеет следствием изменение другой, то есть каждой величине одной группы всегда определенным образом подчиняется каждая (или многие) величина др. группы. Если перефразировать математический смысл и вложить в понятие «изменяющихся величин» - государство и субъект управления, мы получим основу административного права – управление, одного субъекта другим2.

    Функциями в разрезе административного права являются определенные категории, благодаря которым появляется возможность определения внешних конкретных проявлений права административного в правовой системе в целом, и представляют собой: действия субъектов, выбор способа решения поставленных задач.

    Функция, то есть, направление деятельности, вектор направленности – характеристика, общая категория, которая непосредственно относится к административному праву как к отрасли права, и дает возможность определения его внешнего свойства в правовой системе.

    Выделяя основные направления государственно – управленческой деятельности можно раскрыть функции административного права, к ним относится:

    • государственная политика – ее разработка и реализация, через программы общефедерального и регионального масштабов;

    • развитие личности, через установление и эффективное приведение в жизнь организационных и правовых основ, сопутствующих и стимулирующих всестороннее развитие личности, удовлетворяя ее запросы, в сфере охраны жизни и здоровья, необходимых условий развития творческой инициативы и жизненной активности (пример: малый и средний бизнес, где предусмотрена система поощрения и возможность выбора);

    • установление устойчивой, прочной, выверенной правовой базы, как хозяйственно характера, так и социально – культурной деятельности в условиях возможности дозволенной самостоятельности объекта правления (защита право собственности, разнообразие форм собственности, стимулирование предпринимательства, контроль за монополиями и за сферой конкуренции, и прочие);

    • укрепление вертикали власти, налаживание взаимодействия и эффективной работы органов исполнительной власти разных уровней - федеральной, региональной, муниципальной, как в отдельности так и как единого целого, стимулирование и поощрение такого взаимодействия;

    • управление секторами хозяйственного и социально – культурного строительства, через координацию функционирования;

    • защита законных интересов юридических лиц, обеспечение исполнения их прав и обязанностей в сфере государственного управления и т.п.;

    • установление основ организации управления сектора государственных организаций;

    • координация действий негосударственного сектора, через формирование общих начал функционирования данных объектов3.

    Данная классификация функций административного права не является единственной, но, по нашему мнению – наиболее полно выражает сущность управленческой деятельности.

    Административное право, являясь самостоятельной отраслью права, как по сущности, так и по характеру является основополагающим, фундаментальным правом, которое не только тесно связано с иными отраслями права, но и во многих случаях является основой возникновения и жизнедеятельности не только уже существующих, и давно функционирующих отраслей права, но и новых, только возникающих.

    Под функциями административного права нужно понимать основное направление воздействия на общественные отношения.

    Функция, то есть, направление деятельности, вектор направленности – характеристика, общая категория, которая непосредственно относится к административному праву как к отрасли права, и дает возможность определения его внешнего свойства в правовой системе.

    При выделении отдельных, определенных общественных отношений, носящих характер управления, сущность которых влияет на административное права, а именно на функции, можно выделить ряд отношений, для которых характерно следующее:

    • Сохранение монопольных позиций государства, через исполнительною власть (пример армия, естественные монополии);

    • Наличие сочетания государственной инициативы и самоопределения в установленных законом рамках, определенных объектов управления (культура, образование, медицина);




      1. Значение функций административного права


    Наука административного права как вид юридической науки - это деятельность, которая связана с исследованием административных теорий об отрасли административного права России. Административное право в России — это одна из важных отраслей правовой системы в России. Административное право регулирует группу общественных отношений, которая заключается прежде всего, в том, что они возникают в сфере реализации исполнительной власти. И поэтому в теории административного права сформировался вывод о том, что эта отрасль права в России связана с управленческим правом4.

    По своему предназначению, административное право призвано вырабатывать конкретные пути оптимизации государственного управления, всего механизма административно-правового регулирования.

    Для этого, административное право применяет различные функции, выполнение которых влияет на выполнение задач, которые выполняет данная наука5.

    Итак, как уже нами отмечалось ранее, любая функция – это действие, а действие предполагает достижение результата, цели, способами, многие и которых получают большее развитие именно в настоящее время, среди них можно отметить следующее:

    • государственная политика – ее разработка и реализация, через программы общефедерального и регионального масштабов;

    • развитие личности, через установление и эффективное приведение в жизнь организационных и правовых основ, сопутствующих и стимулирующих всестороннее развитие личности, удовлетворяя ее запросы, в сфере охраны жизни и здоровья, необходимых условий развития творческой инициативы и жизненной активности (пример: малый и средний бизнес, где предусмотрена система поощрения и возможность выбора);

    • установление устойчивой, прочной, выверенной правовой базы, как хозяйственно характера, так и социально – культурной деятельности в условиях возможности дозволенной самостоятельности объекта правления (защита право собственности, разнообразие форм собственности, стимулирование предпринимательства, контроль за монополиями и за сферой конкуренции, и прочие);

    • укрепление вертикали власти, налаживание взаимодействия и эффективной работы органов исполнительной власти разных уровней - федеральной, региональной, муниципальной, как в отдельности так и как единого целого, стимулирование и поощрение такого взаимодействия;

    • управление секторами хозяйственного и социально – культурного строительства, через координацию функционирования;

    • защита законных интересов юридических лиц, обеспечение исполнения их прав и обязанностей в сфере государственного управления и т.п.;

    • установление основ организации управления сектора государственных организаций;

    • координация действий негосударственного сектора, через формирование общих начал функционирования данных объектов6.

    Функции административного права наделены широким значением, его можно применить как характеристику любой динамической структуры, зачастую его используют как аналог понятий смысл, роль, задача, назначение, хотя для применения его в сфере изучения административного права данный вопрос должен трактоваться в одном русле во избежание неточностей.

    Функция права – это отражение самых существенных направлений развития и сторон воздействия на общественные отношения возникающие в государстве, в которых раскрывается взаимосвязь общества и государства, и социальное назначение права как инструмента регулирования7.

    Учитывая сферу распространения административного права, функции характеризуются достаточно скромным своим перечнем. Учитывая структуру общей части административного права, куда включается: организация и функционирование государственного управления, сам управленческий процесс, различные формы управления, и управленческих действий, нормативно – правовые акты, административно – юрисдикционный процесс, защита прав и свобод человека, можно выделить лишь две основные функции:

    • Регулятивную;

    • Охранительную8.

    Исполнительная власть, для решения своих задач осуществляет административно – правовое регулирование отношений в различных областях исполнительной власти, и именно это является его функциями.

    Обе эти функции находят свое отражение в любой отрасли права, но особенно они присущи именно административном праву, в котором и нашли свое полное и всеобъемлющее назначение. Беря за основу сущность административного права, то можно сказать, что установление прав и обязанностей для субъектов участвующих во властных отношениях, регулируемых нормами административного права, установление правил и методик возникновения, изменения, осуществления и прекращения тех или иных управленческих отношений и является регулятивной функцией административного права.

    Говоря о достаточности выделения всего двух функций в административном права, не стоит забывать, что существуют и другие мнения, так например по мнению Ю.А. Тихомиров считает недостаточным всего двух функция, и применительно к настоящему времени производит деление не на две, а на четыре, вот как он их характеризует:

    • Организация государственного управления в целом

    • Осуществление непосредственно самого государственного управления;

    • Государственное регулирование;

    • Непосредственная защита публичных интересов и самореализация прав граждан в государственной сфере управления9.

    Публичные отношения можно поделить на сферы, которые имеют в своей основе для классификации и выделения те или иные однородные отношения в человеческом обществе, на основании этого в административном праве сформированы целые блоки режимов для их регулирования. Можно выделить такие сферы, а следовательно и режимы как:

    • Здравоохранение;

    • Социальной защиты населения;

    • Государственной и муниципальной службы и т.д.

    В рамках административного права создана система обороны, мобилизационной подготовки, охраны государственной границы, что говорит о том, что не существует в природе сферы деятельности государства, где административного право не нашло бы свое отражение в той или иной форме, а именно где не проявилась бы регулятивная ее функция.

    Отметим, что одним из направлений разрешительных административно – правовых режимом, это регулирование общественных отношений по производству отдельных товаров и видов услуг, осуществление некоторых видов деятельности определенного круга субъектов административного права, результаты которых могут негативным образом отразиться на отдельных людях, группах людей, а так же применяются в охранительных целях10.

    Если же говорить об охранительной функция административного права, то первое что следует отметить, то следует отметить, что она проявляет себя, прежде всего в институте административно – правовой ответственности. Так ка этот институт является межотраслевым, и им пользуются все остальные отрасли современного административного права, его нормами пользуются практически все отрасли современного российского законодательства, за исключение тех отраслей гражданского и уголовного права, которые имеют свой набор ответственности. Кроме, того административное право привнесло в систему российского законодательства институт государственного контроля (надзора), а так же существующую систему изучения, выявления, пресечения, предотвращения нарушений предписаний норм административного права, а так же смежных с ней отраслей права.

    При этом следует отметить, что критерий классификации функций права не может быть единым и включать в себя одновременно несколько оснований классификации. Понятие функций права весьма емкое, они, по сути, представляют собой единение трех аспектов:

    • роли (назначения) права в общественных отношениях;

    • воздействие права на объективную реальность в основных направлениях;

    • взаимосвязи права с иными явлениями социальной действительности11.

    Каждый из этих аспектов может являться самостоятельным основанием (или критерием) классификации функций права. Данные критерии, безусловно, не являются исключительными основаниями классификации. Помимо них существует множество критериев, лежащих за пределами понятия функции права. Так, например, основаниями классификации могут служить сфера (область) социальной действительности, которая подвергается правовому воздействию, цели и задачи права и т.п.

    В зависимости от сферы правового воздействия выделяют так называемые социальные функции права: экономическую, политическую и др.

    Вышеуказанные функции - как регулятивная, так и охранительная являются собственно – правовыми, или как их еще называют собственно юридическими функциями. Использование именно этих функций административным правом, говорит о том, что административное права, само по себе является социальным явлением. Первостепенное, главенствующее место среди них занимает регулятивная функция, основным назначением которой является упорядочение общественных отношений в обществе12.

    Итак, существует много мнений, гипотез и доказательств которые могут представляется разными, но единственное, что их объединяет это точная формулировка назначения функции в административном права – отражение основных направлений воздействия права на общественные отношения, и это является, ключевым, фундаментальным и незыблемым правилом административного права.

    Вывод к первой главе

    Таким образом, нами были рассмотрены понятие и значение функции административного права. В обобщение сказанного отметим, что функции административного права - это направление данной науки, с помощью которых осуществляется выбор поведения граждан.

    Классификация функций административного права осуществляется по основаниям направления деятельности административного права (контрольная, регулирующая, и охранительная). Об особенностях каждого вида функций административного права будет рассмотрено в следующей главе представленной работы.

    Глава 2. Виды функций административного права




      1   2   3


    написать администратору сайта